Генеральное соглашение о торговле услугами
Генеральное соглашение по торговле услугами ( ГАТС ) — договор Всемирной торговой организации (ВТО), вступивший в силу в январе 1995 года в результате переговоров Уругвайского раунда . Договор был создан для распространения многосторонней торговой системы на сектор услуг , точно так же, как Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) предусматривает такую систему для торговли товарами.
Все члены ВТО являются участниками ГАТС. Основной принцип наибольшего благоприятствования (НБН) ВТО применим и к ГАТС. Однако после присоединения члены могут ввести временные исключения из этого правила.
Соглашение направлено на признание растущей важности торговли услугами для роста и развития мировой экономики и на создание многосторонней структуры принципов и правил торговли услугами. Ожидается, что расширению такой торговли будут способствовать прозрачность рынка и постепенная либерализация, способствующие экономическому росту всех торговых партнеров и, в частности, помогающие развитию развивающихся стран. Эти цели должны быть достигнуты посредством последовательных раундов дальнейших многосторонних переговоров, явно направленных на расширение участия развивающихся стран в торговле услугами и расширение их экспорта услуг. Соглашение также направлено на решение серьезных проблем, с которыми сталкиваются наименее развитые страны, учитывая их экономическое положение и их потребности в областях развития, торговли и финансов. [1]
Европейское Сообщество в соответствии со своими полномочиями ратифицировало соглашения, достигнутые в ходе Уругвайского раунда многосторонних переговоров (1986–1994 гг.), и санкционировало юридическое подписание договора об учреждении Всемирной торговой организации. Это позволило GATS, включенному в Приложение 1B Марракешского соглашения , вступить в силу во всех государствах-членах Европейского сообщества. [2]
Историческая справка [ править ]
Хотя общей целью ГАТС является устранение барьеров в торговле, члены могут свободно выбирать, какие сектора подлежат постепенной «либерализации» (т.е. рыночному и приватизированному); какой способ поставок будет применяться к конкретному сектору; и в какой степени эта «либерализация» произойдет в течение определенного периода времени. Обязательства членов регулируются эффектом храпового механизма : обязательства являются односторонними и не подлежат возврату после их заключения. Причиной этого правила является создание стабильного торгового климата (т.е. рынка). Однако статья XXI позволяет членам отказываться от обязательств, и на данный момент этой возможностью воспользовались два члена (США и ЕС). В ноябре 2008 года Боливия уведомила, что отказывается от своих обязательств по предоставлению услуг здравоохранения.
Некоторые группы активистов считают, что GATS рискует подорвать способность и полномочия правительств регулировать коммерческую деятельность в пределах своих границ, что приведет к уступке власти интересам бизнеса, а не интересам граждан. В 2003 году сеть GATSwatch опубликовала критическое заявление, поддержанное более чем 500 организациями в 60 странах. [3] В то же время страны не обязаны заключать международные соглашения, такие как ГАТС. Для стран, которые хотят привлекать торговлю и инвестиции, GATS добавляет определенную степень прозрачности и правовой предсказуемости. Правовые препятствия в торговле услугами могут иметь законные политические причины, но они также могут быть эффективным инструментом крупномасштабной коррупции. [4]
Четыре режима снабжения [ править ]
Соглашение ГАТС охватывает четыре режима поставок услуг в трансграничной торговле: [5]
Режим | Критерии | Присутствие поставщика |
Способ 1: Трансграничные поставки | Услуга, оказанная на территории Участника, с территории другого Участника | Поставщик услуг отсутствует на территории Члена |
Способ 2: Потребление за рубежом | Услуга, оказанная за пределами территории Участника, на территории другого Участника, потребителю услуги Участника | |
Способ 3: Коммерческое присутствие | Услуга, предоставляемая на территории Члена, посредством коммерческого присутствия поставщика | Поставщик услуг присутствует на территории Члена |
Способ 4: Присутствие физического лица | Услуга предоставляется на территории Участника с участием поставщика как физического лица. |
Рассматриваемые сектора [ править ]
Классификации секторов услуг, рассматриваемые в ГАТС, определены в так называемом «Списке W/120» или Списке классификации секторов услуг . [6] в котором представлен список всех секторов, по которым могут вестись переговоры в рамках соглашения. Название отсылает к названию официального документа ВТО, MTN.GNS/W/120 . Существует двенадцать секторов услуг (бизнес; связь; строительство и инженерия; распределение; образование; окружающая среда; финансы; здравоохранение; туризм и путешествия; отдых, культура и спорт; транспорт; и «другое»), разделенных на подсектора. [7]
Приложение к соглашению о перемещении физических лиц, оказывающих услуги в соответствии с Соглашением, отличает «движение физических лиц» для оказания услуг от перемещения физических лиц с целью обеспечить доступ к зарубежному рынку труда. [8] Перемещение физических лиц в целях оказания услуг рассматривается по существу как «временное». [9]
Критика [ править ]
Соглашение ГАТС подвергалось критике за попытку подменить авторитет национального законодательства и судебной власти авторитетом Комиссии по спорам ГАТС, проводящей закрытые слушания. Представители правительств стран-членов ВТО обязаны отвергнуть такую критику, поскольку ранее они были уверены в предполагаемых преимуществах преобладающих коммерческих принципов конкуренции и « либерализации ».
Хотя национальные правительства имеют возможность исключить любую конкретную услугу из либерализации в рамках ГАТС, они также находятся под давлением со стороны интересов международного бизнеса, чтобы они воздерживались от исключения любой услуги, «предоставляемой на коммерческой основе». Важные коммунальные услуги, такие как водоснабжение и электричество, чаще всего приобретаются потребителями и, таким образом, явно «предоставляются на коммерческой основе». То же самое можно сказать и о многих услугах здравоохранения и образования, которые некоторые страны стремятся «экспортировать» в качестве прибыльных отраслей. [10]
Это определение определяет практически любую государственную услугу как «предоставляемую на коммерческой основе» и уже распространяется на такие сферы, как полиция, армия, тюрьмы, система правосудия, государственное управление и правительство. В довольно короткой перспективе это может открыть возможности для приватизации или коммерциализации значительной части, а возможно, и всего того, что сегодня считается общественными услугами, доступными в настоящее время для всего населения страны в качестве социального права, которые будут реструктуризированы и переведены на рынок. , переданы по контракту коммерческим поставщикам и в конечном итоге полностью приватизированы и доступны только тем, кто может за них заплатить. В настоящее время этот процесс далеко продвинулся в большинстве стран, обычно (и намеренно) без надлежащего информирования или консультаций с общественностью относительно того, хотят ли они этого или нет.
См. также [ править ]
- Европейский форум услуг
- Статистика зарубежной партнерской торговли
- Торговля услугами
- Статистика торговли услугами
- Всемирное движение развития
- Всемирная торговая организация
Ссылки [ править ]
- ^ Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.) - Приложение 1 - Приложение 1B - Генеральное соглашение по торговле услугами (ВТО) , том. 336, 15 апреля 1994 г. , дата обращения 30 марта 2024 г.
- ^ 94/800/EC: Решение Совета (от 22 декабря 1994 г.) относительно заключения от имени Европейского Сообщества по вопросам, входящим в его компетенцию, соглашений, достигнутых в ходе многосторонних переговоров Уругвайского раунда (1986-1994 гг.) , 22 декабря 1994 г. , получено 30 марта 2024 г.
- ^ «ГАТСвотч, 2003» . Архивировано из оригинала 10 апреля 2016 года . Проверено 17 августа 2007 г.
- ^ Де Сото, Эрнандо. Тайна капитала: почему капитализм торжествует на Западе и терпит неудачу повсюду
- ^ Из документа MTN.GNS/W/124, доступного на веб-сайте Всемирной торговой организации , опубликованного с любезного разрешения ISTIA.
- ^ ВТО, Классификационный список секторов услуг , опубликовано 10 июля 1991 г., по состоянию на 23 апреля 2020 г.
- ^ Петерсманн; ван Лун; Патель (1 декабря 2017 г.). Сборник курсов Сямыньской академии международного права, том 11 (2017 г.): Летние курсы Сямэньской академии международного права, 27–31 июля 2015 г. . БРИЛЛ. п. 16. ISBN 978-90-04-35530-9 .
- ^ ВТО, Приложение о перемещении физических лиц, оказывающих услуги в соответствии с Соглашением , по состоянию на 29 мая 2023 г.
- ^ Буткявичене, Дж., Временное перемещение физических лиц (способ 4) в соответствии с ГАТС , ЮНКТАД , по состоянию на 29 мая 2023 г.
- ^ Например, в 2003 году Конфедерация ассоциаций университетских факультетов Британской Колумбии призвала правительство Канады указать исключение послесреднего образования, заявив в своем заявлении, что «если бы GATS было применено к канадскому сектору образования, последствия были бы глубокими». . Образование больше не будет считаться государственной услугой, а будет классифицироваться как просто еще одно коммерческое предприятие». Источник: Справочный документ по GATS и послесреднему образованию. Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Текст Генерального соглашения по торговле услугами [wto.org]
- Барлоу, М. «Последний рубеж», Эколог, том 31, № 1.
- Клифт, Р. Справочный документ по Генеральному соглашению о торговле услугами и послесреднем образовании в Канаде, cufa.bc.ca
- GATS, приватизация и здравоохранение
- Всемирное движение развития
- Юнион Сеть Интернэшнл
- Соглашения Всемирной торговой организации
- Коммерческие договоры
- Договоры вступили в силу в 1995 году.
- Договоры, заключенные в 1994 г.
- Договоры Албании
- Договоры Анголы
- Договоры Антигуа и Барбуды
- Договоры Аргентины
- Договоры Армении
- Договоры Австралии
- Договоры Австрии
- Договоры Бахрейна
- Договоры Бангладеш
- Договоры Барбадоса
- Договоры Бельгии
- Договоры Белиза
- Договоры Бенина
- Договоры Боливии
- Договоры Ботсваны
- Договоры Бразилии
- Договоры Брунея
- Договоры Болгарии
- Договоры Буркина-Фасо
- Договоры Бурунди
- Договоры Камбоджи
- Договоры Камеруна
- Договоры Канады
- Договоры Кабо-Верде
- Договоры Центральноафриканской Республики
- Договоры Чада
- Договоры Чили
- Договоры Китайской Народной Республики
- Договоры Тайваня
- Договоры Колумбии
- Договоры Республики Конго
- Договоры Коста-Рики
- Договоры Кот-д'Ивуара
- Договоры Хорватии
- Договоры Кубы
- Договоры Кипра
- Договоры Чешской Республики
- Договоры Демократической Республики Конго
- Договоры Дании
- Договоры Джибути
- Договоры Доминики
- Договоры Доминиканской Республики
- Договоры Эквадора
- Договоры Египта
- Договоры Сальвадора
- Договоры Эстонии
- Договоры, заключенные Европейским Союзом
- Договоры Фиджи
- Договоры Финляндии
- Договоры Франции
- Договоры Габона
- Договоры Гамбии
- Договоры Грузии (страны)
- Договоры Германии
- Договоры Ганы
- Договоры Греции
- Договоры Гренады
- Договоры Гватемалы
- Договоры Гвинеи
- Договоры Гвинеи-Бисау
- Договоры Гайаны
- Договоры Гаити
- Договоры Гондураса
- Договоры Гонконга
- Договоры Венгрии
- Договоры Исландии
- Договоры Индии
- Договоры Индонезии
- Договоры Ирландии
- Договоры Израиля
- Договоры Италии
- Договоры Ямайки
- Договоры Японии
- Договоры Иордании
- Договоры Казахстана
- Договоры Кении
- Договоры Кувейта
- Договоры Кыргызстана
- Договоры Лаоса
- Договоры Латвии
- Договоры Лесото
- Договоры Лихтенштейна
- Договоры Литвы
- Договоры Люксембурга
- Договоры Макао
- Договоры Мадагаскара
- Договоры Малави
- Договоры Малайзии
- Договоры Мальдив
- Договоры Мали
- Мальтийские договоры
- Договоры Мавритании
- Договоры Маврикия
- Договоры Мексики
- Договоры Монголии
- Договоры Черногории
- Договоры Марокко
- Договоры Мозамбика
- Договоры Мьянмы
- Договоры Намибии
- Договоры Непала
- Договоры Нидерландов
- Договоры Новой Зеландии
- Договоры Никарагуа
- Договоры Нигера
- Договоры Нигерии
- Договоры Норвегии
- Договоры Омана
- Договоры Пакистана
- Договоры Панамы
- Договоры Папуа-Новой Гвинеи
- Договоры Парагвая
- Договоры Перу
- Договоры Филиппин
- Договоры Польши
- Договоры Португалии
- Договоры Катара
- Договоры Южной Кореи
- Договоры Молдовы
- Договоры Румынии
- Договоры России
- Договоры Руанды
- Договоры Самоа
- Договоры Саудовской Аравии
- Договоры Сенегала
- Договоры Сейшельских островов
- Договоры Сьерра-Леоне
- Сингапурские договоры
- Договоры Словакии
- Договоры Словении
- Договоры Соломоновых Островов
- Договоры Южной Африки
- Договоры Испании
- Договоры Шри-Ланки
- Договоры Сент-Китс и Невис
- Договоры Сент-Люсии
- Договоры Сент-Винсента и Гренадин
- Договоры Суринама
- Договоры Эсватини
- Договоры Швеции
- Договоры Швейцарии
- Договоры Таджикистана
- Договоры Таиланда
- Договоры Северной Македонии
- Договоры Того
- Договоры Тонги
- Договоры Тринидада и Тобаго
- Договоры Туниса
- Договоры Турции
- Договоры Уганды
- Договоры Украины
- Договоры Объединенных Арабских Эмиратов
- Договоры Соединенного Королевства
- Договоры Танзании
- Договоры Соединенных Штатов
- Договоры Уругвая
- Договоры Вануату
- Договоры Венесуэлы
- Договоры Вьетнама
- Договоры Йемена
- Договоры Замбии
- Договоры Зимбабве
- Договоры Либерии