Резолюция ОИК 10/11
Резолюция ОИК 10/11 | |
---|---|
Ратифицирован | 13–14 марта 2008 г. |
Расположение | Дакар , Сенегал |
Цель | Выражая обеспокоенность агрессией Республики Армения против Азербайджанской Республики, обеспечивая всестороннюю поддержку территориальной целостности Азербайджанской Республики. |
Резолюция Организации Исламская Конференция 10/11 , озаглавленная «Агрессия Республики Армения против Азербайджанской Республики Организации Исламской Конференции (ныне Организация Исламского Сотрудничества ) », является резолюцией по Нагорно-Карабахскому конфликту, принятой ее членом. заявили 13–14 марта 2008 года во время саммита ОИК в Дакаре , Сенегал . [1] Резолюция, озаглавленная «Агрессия Республики Армения против Азербайджанской Республики», направлена на то, чтобы выразить обеспокоенность агрессией Армении против Азербайджана и обеспечить всестороннюю поддержку территориальной целостности Азербайджанской Республики. Дакарская конференция считается «успешным шагом» на пути поддержки справедливого дела Азербайджана. [2] Именно в ходе этой сессии был принят новый Устав Организации исламского сотрудничества, а в разделе о целях и задачах этой международной организации было оговорено, что государства-члены поддерживают право государств, находящихся под оккупацией, на восстановление своей территориальной целостности. . [3]
Этот документ является одной из нескольких резолюций ОИК по нагорно-карабахскому конфликту.
Фон
[ редактировать ]вспыхнул вооруженный конфликт В конце 1980-х годов между Арменией и Азербайджаном , который привел к перемещению почти одного миллиона азербайджанцев в качестве беженцев и вынужденных переселенцев, а также к оккупации Нагорного Карабаха и окружающих его семи районов армянскими вооруженными силами. Наконец, при посредничестве России в мае 1994 года на линии фронта было достигнуто прекращение огня. [4]

Несмотря на соглашение о прекращении огня, режим прекращения огня в последующие годы часто нарушался. Первое существенное столкновение между сторонами произошло 4 марта 2008 года. Согласно заявлению Министерства обороны Азербайджанской Республики , разведывательно-диверсионная группа армян попыталась захватить передовые позиции азербайджанской армии вблизи оккупированного села. Чилабурта в Тертерском районе. [7] В результате вооруженного противостояния четверо азербайджанских военнослужащих погибли. С другой стороны, сообщалось, что 12 солдат были убиты и 15 получили ранения. напряженность вновь обострилась вдоль линии соприкосновения в направлении Агдамского Впоследствии 8-9 марта района. Как сообщил руководитель пресс-службы Минобороны Эльдар Сабироглу, в результате обстрела армянскими воинскими частями азербайджанских сел двое мирных азербайджанцев погибли и двое получили ранения. [8] Кроме того, в ответном огне погиб один армянский солдат. Али Гасанов , пресс-секретарь администрации президента Азербайджанской Республики, назвал ситуацию на линии фронта армянской провокацией и связал ее с протестами после президентских выборов, состоявшихся в Армении в 2008 году. [8] Акции протеста, которые были силой разогнаны полицией, были организованы Левоном Тер-Петросяном и его сторонниками. кандидатом в президенты, бывшим президентом Республики Армения [9] По словам Гасанова, "руководство Армении прибегает к подобным провокациям, чтобы отвлечь внимание армян и международного сообщества от внутренней ситуации в стране". [8] В азербайджанских СМИ отмечалось, что президент Роберт Кочарян предпочел создать искусственную напряженность вдоль линии соприкосновения, чтобы отвлечь внимание от внутренних процессов и нарушений прав человека. [10] [11]
Текст резолюции
[ редактировать ]Резолюция состоит из 23 пунктов. Выражается серьезная обеспокоенность агрессией государств-членов организации, в частности Республики Армения, против Азербайджанской Республики , повлекшей за собой оккупацию примерно 20 процентов территории Азербайджана. Выражается глубокая обеспокоенность продолжающейся оккупацией значительной части территории Азербайджана и незаконным переселением на эти территории граждан Армении. В документе также выражается глубокая скорбь по поводу тяжелого положения более миллиона азербайджанских беженцев и вынужденных переселенцев в результате агрессии Армении, а также масштаба и остроты этих гуманитарных проблем. Резолюция подтверждает обязательство всех государств-членов уважать суверенитет, территориальную целостность и политическую независимость Азербайджанской Республики, как это предусмотрено в резолюции 21/10-P(IS), принятой в ходе 10-й сессии Исламской конференции на высшем уровне, состоявшейся в Путраджайя 16-17 октября 2003 года. В резолюции отмечается разрушительное воздействие оккупационной политики Армении в рамках мирного процесса ОБСЕ.
Согласно второму пункту резолюции, организация рассматривает действия, совершенные против мирного азербайджанского населения на оккупированных территориях Азербайджана, как преступления против человечности. В третьем пункте решительно осуждаются разграбление и разрушение археологических, культурных и религиозных памятников на оккупированных территориях Азербайджана. Организация требует полного и безоговорочного вывода армянских вооруженных сил со всех оккупированных азербайджанских территорий, включая Нагорный Карабах, в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН 822, 853, 874 и 884, а также уважения суверенитета и территориальной целостности Азербайджана. со стороны Армении. Впоследствии Организация исламского сотрудничества выражает обеспокоенность невыполнением Арменией требований, отраженных в вышеупомянутых резолюциях Совета Безопасности ООН .
В документе также содержатся призывы к Организации Объединенных Наций (ООН). Соответственно, организация призывает Совет Безопасности ООН признать существование агрессии против Азербайджанской Республики, предпринять необходимые шаги для обеспечения выполнения своих резолюций в соответствии с главой VII Устава ООН, а также осудить и положить конец агрессии против суверенитета и территориальной целостности. Азербайджанской Республики. Впоследствии государства-члены организации решают предпринять для этой цели скоординированные действия в ООН.
В седьмом пункте все государства призываются воздержаться от предоставления Армении любого вооружения и военной техники для предотвращения дальнейшей эскалации агрессорского конфликта и продолжения оккупации азербайджанских территорий. Согласно постановлению, территории государств-членов не должны использоваться для транзита таких грузов.

Организация исламского сотрудничества призывает свои государства-члены поощрять свои юридические и физические лица не заниматься экономической деятельностью в Нагорно-Карабахском регионе и на других оккупированных территориях Азербайджана. Кроме того, он подтверждает свою полную солидарность с усилиями правительства и народа Азербайджана по защите своей страны и выражает благодарность всем государствам-членам, оказывающим гуманитарную помощь беженцам и вынужденным переселенцам, одновременно призывая других внести свой вклад. Помимо государств-членов, Организация запрашивает финансовую и гуманитарную помощь у Исламского банка развития и других исламских институтов, в которых остро нуждается Азербайджанская Республика.
Организация призывает Армению и все государства-члены Минской группы ОБСЕ активно участвовать в продолжающемся мирном процессе ОБСЕ на основе соответствующих резолюций и решений Совета Безопасности ООН и ОБСЕ, в том числе решений Первого дополнительного заседания ОБСЕ. Согласно документу, Азербайджан имеет право на получение компенсации за ущерб, причиненный в результате конфликта. Соответственно, организация возлагает ответственность за адекватную компенсацию этого ущерба на Армению.
Важность
[ редактировать ]Этой резолюцией государства-члены Организации исламского сотрудничества приняли решение поддержать территориальную целостность Азербайджана в ходе голосования на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке. Такое решение было достигнуто при активном участии стран-членов в процессе голосования, о чем сообщил постоянный представитель Азербайджана при ООН Акшин Мехтиев в ходе 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 марта 2008 года. [13] Тем не менее, в ходе конференции в Дакаре министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров высказал следующие мысли: [14]
Я призываю все страны Организации исламского сотрудничества проголосовать за эту резолюцию. Ваша поддержка станет отражением исламской солидарности и братства по отношению к Азербайджану.
В ходе заседания Мунир Акрам , постоянный представитель Пакистана при ООН и глава нью-йоркской группы Организации исламского сотрудничества, заявил, что конфликт в Нагорном Карабахе и вокруг него представляет постоянную угрозу миру и стабильности в регионе. , выразив сожаление, что соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН до сих пор не выполнены. [15] По итогам последующего голосования Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 62/243 под названием «Положение на оккупированных территориях Азербайджана». [16] Государства-члены Организации исламского сотрудничества сыграли решающую роль в принятии резолюции. [17]
Еще одним важным аспектом резолюции Организации исламского сотрудничества является то, что она подчеркивает нелегитимность и непризнание с юридической точки зрения любых действий, предпринимаемых на оккупированных территориях Азербайджана, включая организацию процесса голосования, с целью укрепления текущая ситуация и статус-кво на этих территориях.
См. также
[ редактировать ]- Резолюция Совета министров иностранных дел ОИК 10/37
- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 62/243
- Декларация саммита НАТО в Лиссабоне
- Список резолюций Совета Безопасности ООН по нагорно-карабахскому конфликту
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Резолюция № 10/11-П(ИС) об агрессии Республики Армения против Азербайджанской Республики» (PDF) . oic-oci.org . ОИК. 2008. Архивировано из оригинала (PDF) 17 июля 2011 г. Проверено 14 ноября 2022 г.
- ^ Ахмедов, Агиль (2008). «Позиция Организации Исламская Конференция в урегулировании армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта». Государственное управление (4): 171-176.
- ^ Ибрагимов, Асгар (18 марта 2011 г.). «Международные отношения во внешней политике Азербайджана». Республиканская газета (61): 3.
- ^ Самир Исаев (03.03.2021). «Загадка статуса Карабаха» . bakuresearchinstitute.org . Бакинский научно-исследовательский институт. Архивировано из оригинала 4 августа 2022 г. Проверено 18 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Отчет Армения 2012» . Дом Свободы . Архивировано из оригинала 26 апреля 2018 г. Проверено 10 июля 2013 г.
Социальная поляризация усилилась после того, как массовые протесты после президентских выборов 2008 года были разогнаны полицией и армией, в результате чего десять человек погибли и до двухсот получили ранения.
- ^ «Армения: искаженное судебное преследование по поводу столкновений 2008 года» . Хьюман Райтс Вотч . 25 февраля 2009 г. Архивировано из оригинала 1 июня 2013 г. Проверено 10 июля 2013 г.
- ^ «В ходе боестолкновения 12 армянских солдат убиты, 15 ранены» . День.Аз. 04 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 06 марта 2008 г. Проверено 7 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с « Четыре человека убиты в Нагорно-Карабахском регионе в результате стычек между азербайджанцами и армянами. Архивировано 14 марта 2008 г. в Wayback Machine », International Herald Tribune . 10 марта 2008 г. Проверено 10 марта 2008 г.
- ^ «Толпа возле посольства Франции вырастает до десятков тысяч и более». Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine , ArmyNow.com, 1 марта 2008 г. (16:00).
- ^ Байрамова, Изумруд (03.03.2022). «Столкновение, произошедшее 4 марта» (на азербайджанском языке). sia.az. Архивировано из оригинала 18 ноября 2022 г.
- ^ «Авантюра Кочаряна, в результате которой погибли четверо наших солдат» (на азербайджанском языке). Modern.az. 04.03.2020. Архивировано из оригинала 18 ноября 2022 г.
- ^ Единая электронная база правовых актов (24.06.1994). «Решение Кабинета Министров Азербайджанской Республики о распределении гуманитарной помощи, доставленной в Республику, состоянии ее доставки по назначению и мерах по улучшению этих случаев» . e-ganun.az (на азербайджанском языке). Министерство Юстиции Азербайджанской Республики. Архивировано из оригинала 19 ноября 2022 г. Проверено 19 ноября 2022 г.
- ^ Бахшалиева, Говхар (28 октября 2018 г.). "Успешная восточная политика президента Ильхама Алиева вносит важный вклад в повышение дипломатических достижений нашей страны". Азербайджанская газета (243): 1, 3.
- ^ "Официальный Баку призвал исламские страны проголосовать по резолюции о ситуации на оккупированных территориях Азербайджана". Газета «Новый Азербайджан» (049 (2737)). 15 марта 2008 г.
- ^ Миссия Пакистана при Организации Объединенных Наций (2008 г.). «Пресс-релиз №: 75/2008» . pakun.org . Архивировано из оригинала 31 марта 2022 г. Проверено 18 ноября 2022 г.
- ^ «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана» . Генеральная Ассамблея Шестьдесят вторая сессия — Официальные отчеты . Объединенные Нации. 14 апреля 2008 г. А/62/PV.86. Архивировано из оригинала 20 октября 2019 г. Проверено 18 ноября 2022 г.
- ^ Шахиноглу, Агшин (21 мая 2015 г.). "Отношения Азербайджана и ОИК развиваются успешно. Между сторонами реализуются совместные проекты, охватывающие различные сферы". Новый Азербайджан (89): 8.