Мадридские принципы

Мадридские принципы были предложены по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта Минской группой ОБСЕ . Минская группа ОБСЕ была единственным согласованным на международном уровне органом, выступавшим посредником в переговорах по мирному разрешению конфликта до возобновления боевых действий в 2020 году. Высокопоставленные официальные лица Армении и Азербайджана согласились по некоторым из предложенных принципов, но добились незначительного прогресса или вообще не достигли его. к выводу армянских войск с оккупированных территорий или к модальности решения о будущем статусе Нагорного Карабаха. [1]
Фон
[ редактировать ]Первая война в Нагорном Карабахе завершилась соглашением о прекращении огня ( Бишкекский протокол ) между воюющими сторонами, которое вступило в силу 12 мая 1994 года. С даты прекращения огня по март 2016 года Азербайджан и Армения вместе сообщили о 7000 нарушениях режима прекращения огня; [2] [3] Только в 2015 году было зарегистрировано более 100 нарушений режима прекращения огня и 12 азербайджанских солдат были убиты. Столкновения в апреле 2016 года стали самым серьезным нарушением режима прекращения огня 1994 года. [4] до нагорно-карабахского конфликта 2020 года .
роль исторически недавней дегуманизации Подчеркнута в возобновлении конфликта. Крупные столкновения, связанные с политикой Императорской России, начались в 1905 году и обострились во время распада Советского Союза ; это способствовало расовой дискриминации и жесткому национализму, заставляя как армян, так и азербайджанцев стереотипизировать друг друга, формируя соответствующие социально-политические дискурсы. [5]
Во время и после Первой Нагорно-Карабахской войны антиазербайджанские настроения в Армении росли, что привело к преследованию тамошних азербайджанцев. [6] 16 января 2003 года бывший президент Армении Роберт Кочарян заявил, что азербайджанцы и армяне «этнически несовместимы». [7] и армянское население Карабаха не могло жить в составе азербайджанского государства. [8] Выступая 30 января в Страсбурге , генеральный секретарь Совета Европы Вальтер Швиммер заявил, что комментарий Кочаряна равносилен разжиганию войны. Согласно опросу общественного мнения 2012 года, 63% армян воспринимают Азербайджан как «самого большого врага Армении». [9]
В свою очередь, разжигание ненависти к армянам и пропаганда языка вражды является одной из главных задач создания необходимых условий для активизации мирного процесса урегулирования карабахского конфликта, а также установления атмосферы доверия между народами конфликтующие стороны: Нагорный Карабах, Азербайджан и Армения. [10] Проблема расизма и ксенофобии по отношению к армянам в Азербайджане была рассмотрена и подтверждена в ряде документов, принятых различными международными организациями, в том числе в Заключительных замечаниях Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации (CERD/C/AZE/4 от 14 апреля 2005 г.) [11] а также отчеты Европейской комиссии против расизма и нетерпимости (ECRI) по Азербайджану от 28 июня 2002 г., 15 декабря 2006 г., 23 марта 2011 г. и 17 марта 2016 г., Консультативный комитет Совета Европы по Рамочной конвенции о защите мнений национальных меньшинств. по Азербайджану от 22 мая 2003 г. и 9 ноября 2007 г.
История
[ редактировать ]Оригинальная версия принципов была представлена министрам иностранных дел Армении и Азербайджана на министерской конференции Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Испании столице Мадриде в ноябре 2007 года. [1] Они возникли из пересмотренной версии предложения по мирному урегулированию, обнародованного Минской группы ОБСЕ странами-сопредседателями ( Францией , Россией и США ) в начале лета 2006 года. [1] В 2009 году по настоянию сопредседателей Минской группы ОБСЕ Мадридские принципы были обновлены.
В 2015 году в пресс-релизе сопредседателей Минской группы ОБСЕ говорилось: «Сопредседатели призвали президентов Армении и Азербайджана принять механизм ОБСЕ по расследованию нарушений режима прекращения огня. Без такого механизма стороны будут продолжать обвинять друг друга за инициирование смертоносных атак на линию соприкосновения и армяно-азербайджанскую границу. Армения согласилась обсудить детали механизма, и мы призвали Азербайджан сделать то же самое». [12]
Руководство Азербайджана активно пыталось изменить формат переговоров и перенести этот вопрос на другие площадки, например, Парламентскую ассамблею Совета Европы. 26 января 2016 года пленарное заседание Парламентской ассамблеи Совета Европы отклонило проект доклада под названием « Эскалация насилия в Нагорном Карабахе и других оккупированных территориях Азербайджана». [13] британский депутат Роберт Уолтер. В проекте доклада предлагалось изменить формат переговоров. В качестве реакции на проект доклада Минская группа ОБСЕ опубликовала заявление, которое гласит: "Мы понимаем, что Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) может рассмотреть резолюции по конфликту в ближайшем будущем и напомнить ПАСЕ, и другие региональные и международные организации, Минская группа остается, но призывают не предпринимать шагов, которые могли бы подорвать мандат Минской группы от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе или осложнить текущие переговоры». [14]
19 марта 2016 года в своем выступлении президент Азербайджана Ильхам Алиев открыто обвинил сопредседателей Минской группы в провокации против Азербайджана и заявил, что доверие Азербайджана к их деятельности полностью подорвано. [15]
В августе 2016 года Армянский национальный комитет Америки (ANCA) — армянская лоббистская организация США — начал кампанию против Мадридских принципов, утверждая, что, поскольку Мадридские принципы основаны на Хельсинкском Заключительном акте , они являются «безрассудными» и «недемократичными». "; ANCA призвала администрацию Обамы отклонить их. [16] [17]
В 2018 году премьер-министр Армении и президент Азербайджана открыли первую военную горячую линию. В следующем году в ходе переговоров было принято совместное заявление, которое, судя по всему, готовилось к заключению договора. [18]
Неспособность реализовать Мадридские принципы рассматривается как вклад в нагорно-карабахский конфликт 2020 года. [19] [20]
Во время нагорно-карабахского конфликта 2 октября 2020 года Минская группа ОБСЕ опубликовала совместное заявление, в котором решительно осудила насилие в зоне нагорно-карабахского конфликта и против целей за пределами линии соприкосновения с Нагорным Карабахом и выразила тревогу по поводу роста числа жертв среди гражданского населения. Сопредседатели призвали стороны полностью соблюдать свои международные обязательства по защите гражданского населения. Сопредседатели также подчеркнули, что участие внешних сторон в эскалации насилия ставит под угрозу усилия по достижению прочного мира. В «Призыве» также подтверждена необходимость немедленного прекращения огня и возобновления «предметных переговоров, добросовестно и без предварительных условий». Сопредседатели также призвали срочно к немедленному прекращению огня по гуманитарным соображениям, чтобы обеспечить репатриацию останков погибших военнослужащих в координации с ОБСЕ и МККК. [21]
Принципы
[ редактировать ]В июле 2009 года в рамках саммита «Большой восьмерки» в Аквиле (Италия) три лидера стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ Медведев, Обама и Саркози опубликовали заявление, призывающее президентов Армении и Азербайджана Сержа Саргсяну и Ильхаму Алиеву, чтобы «разрешить те немногие разногласия, которые остались между ними, и завершить согласование этих Основных принципов». [22]
Согласно этому заявлению, Основные принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта основывались на принципах Хельсинкского Заключительного акта (1975 г.) о неприменении силы, территориальной целостности, равноправии и самоопределении народов. [22]
Вышеупомянутый документ также выявил шесть ключевых элементов урегулирования:
- возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана;
- временный статус Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии безопасности и самоуправления;
- коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом;
- будущее определение окончательного правового статуса Нагорного Карабаха посредством юридически обязательного волеизъявления;
- право всех вынужденных переселенцев и беженцев вернуться в прежние места проживания; и
- международные гарантии безопасности, которые включали бы операцию по поддержанию мира.
В то же время сопредседатели ОБСЕ призвали президентов Армении и Азербайджана разрешить те немногие разногласия, которые остались между ними, и завершить согласование этих Основных принципов, которые определяют всеобъемлющее урегулирование.
См. также
[ редактировать ]- Бишкекский протокол
- Пражский процесс (армяно-азербайджанские переговоры)
- Тегеранское коммюнике
- Железноводское коммюнике
- Цюрихские протоколы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Президенты Армении и Азербайджана согласовали преамбулу к «Мадридским принципам» » . РельефВеб . Проверено 29 ноября 2010 г.
- ^ "В марте армянские вооруженные подразделения нарушили режим прекращения огня 3746 раз" (in Russian). APA . 1 April 2016. Archived from the original on 4 April 2016 . Retrieved 6 April 2016 .
- ^ "Минобороны Азербайджана: новая война за Карабах неизбежна" (in Russian). NEWSru.com. 4 June 2011. Archived from the original on 19 April 2016 . Retrieved 6 April 2016 .
- ^ «Отчет о ситуации в Нагорном Карабахе № 1 (по состоянию на 03 апреля 2016 года)» . РельефВеб . 3 апреля 2016 года. Архивировано из оригинала 4 апреля 2016 года . Проверено 4 апреля 2016 г.
- ^ Осканян, Кеворк. «Перспективы | Стереотипы и ненависть движут нагорно-карабахским конфликтом | Eurasianet» . eurasianet.org . Проверено 11 октября 2020 г.
- ^ Корнелл, Сванте (2010). Азербайджан с момента независимости . Я Шарп. п. 48. ИСБН 978-0765630032 .
- ^ «Rferl.org: Нагорный Карабах: Хронология долгого пути к миру» . Архивировано из оригинала 29 марта 2014 года . Проверено 2 января 2020 г.
- ^ «Лента новостей» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 3 февраля 2003 г. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 г. Проверено 31 января 2013 г.
- ^ «Южный Кавказ между ЕС и Евразийским Союзом» (PDF) . Кавказский аналитический дайджест №51-52 . Forschungsstelle Osteuropa, Бремен и Центр исследований безопасности, Цюрих. 17 июня 2013 г. с. 21. ISSN 1867-9323 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 октября 2013 года . Проверено 3 июля 2013 г.
- ^ «Арменофобия как яркое проявление ксенофобии» . Европейская армянская федерация за справедливость и демократию. 6 марта 2019 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2019 г. – через kurdishinstitute.be.
- ^ «Комитет по ликвидации расовой дискриминации рассматривает доклад Армении» . ohchr.org . 28 апреля 2017 г. Архивировано из оригинала 7 октября 2017 г.
- ^ «Заявление для прессы сопредседателей Минской группы ОБСЕ» . сайт ОБСЕ . 26 сентября 2015 г. Архивировано из оригинала 2 мая 2019 г.
- ^ «Эскалация насилия в Нагорном Карабахе и других оккупированных территориях Азербайджана» . сборка.coe.int . 11 декабря 2015 г. Архивировано из оригинала 18 октября 2019 г.
- ^ «Пресс-релиз сопредседателей Минской группы ОБСЕ» . сайт ОБСЕ . 22 января 2016 г. Архивировано из оригинала 21 октября 2019 г.
- ^ «Выступление Ильхама Алиева на общенародных торжествах по случаю праздника Новруз» . президент.аз . 19 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 10 октября 2017 г.
- ^ «Скажите президенту Обаме: отвергните безрассудные Мадридские принципы; поддержите настоящий мир в Карабахе» . cqrcengage.com . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ «ANCA начинает кампанию, отдавая приоритет свободе Арцаха, отвергая недемократические «Мадридские принципы» | Asbarez.com» . asbarez.com . Проверено 22 декабря 2016 г.
- ^ «Почему армяно-азербайджанские боевые действия могут перерасти в более крупный региональный конфликт» . Время . Проверено 15 октября 2020 г.
- ^ «Является ли Турция братом по оружию или просто расширяет свое присутствие в Нагорном Карабахе?» . Франция 24 . 29 сентября 2020 г. Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ Палмер, Джеймс. «Почему Армения и Азербайджан идут к войне?» . Внешняя политика . Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ Минская группа ОБСЕ (02.10.2020). «Заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ» . Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе . Архивировано из оригинала 19 октября 2020 г. Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Заявление стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ» . ОБСЕ. 10 июля 2009 года . Проверено 6 декабря 2015 г.