Jump to content

Резолюция Парламентской ассамблеи Совета Европы 2085 (2016 г.)

Резолюция Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) 2085 (2016) от 26 января 2016 года — это резолюция, в которой ПАСЕ выразила обеспокоенность продолжающейся искусственной гуманитарной ситуацией в Азербайджане из-за водного кризиса, преднамеренно созданного Арменией после Нагорно-карабахского конфликта. Карабахский конфликт . Резолюция озаглавлена ​​"Жителей приграничных районов Азербайджана намеренно лишают воды". [1] В документе конкретно ссылаются на Хельсинкские правила использования вод международных рек и Берлинские правила по водным ресурсам , подчеркивая важность обеспечения права пользования водой и его обязательный характер для государств. ПАСЕ также напоминает о заявлении сопредседателей Минской группы ОБСЕ от 20 мая 2014 года.

В резолюции ПАСЕ №2085 отмечается, что нынешняя ситуация с Сарсангским водохранилищем территории Азербайджана , расположенным на оккупированной Арменией , возможно, может привести к новому гуманитарному кризису , и содержится призыв к властям Армении «прекратить использование водных ресурсов в качестве инструмента политического влияния». или инструмент давления». отсутствие сотрудничества делегации парламента Армении и других уполномоченных лиц при подготовке доклада по данному вопросу. Более того, в документе решительно осуждается [1]

Сарсангское водохранилище (2009)
Медный рудник в Хейвали (2012 г.)

В конце 1980-х годов масштабы конфликта между Арменией и Азербайджаном спровоцировали крупномасштабную войну . [2] Кульминацией этого стала оккупация Нагорного Карабаха и других прилегающих территорий Азербайджана армянскими войсками. [3] Сарсангское водохранилище было одним из стратегически важных районов, захваченных армянами в ходе столкновений. Эта специально построенная плотина и гидроэлектростанция электрической мощностью 50 мегаватт на реке Тертер были построены в 1976–1977 годах, когда Гейдар Алиев был первым секретарем Коммунистической партии Азербайджана . [4] Таким образом, питьевой и поливной водой было обеспечено около ста двадцати тысяч гектаров плодородных земель в шести районах, включая Тертер , Бардинский , Евлахский , Агджабединский , Агдамский и Геранбойский районы . [5] Начало войны также затронуло Сарсангское водохранилище, где находится самая высокая плотина в Азербайджане. [6] и крупнейший водоем в Карабахском экономическом районе , общий объем воды которого составляет 575 миллионов м³. [7] В начале февраля 1993 года бакинское радио сообщило, что армянские войска добились значительных успехов в [ нужны разъяснения ] южная часть водохранилища. [8] К концу месяца армяне взяли под полный контроль водоем вместе с электростанцией и отпраздновали эту операцию как «несравненную победу», перекрыв Тертер Кельбаджар дорогу для азербайджанцев . [3]

12 мая 1994 года стороны подписали при посредничестве России соглашение о прекращении огня, положившее конец Первой войне в Нагорном Карабахе . [9] Однако потеря Сарсангского водохранилища имела далеко идущие последствия для азербайджанцев, проживающих в непосредственной близости; [10] Осенью и зимой власти Армении без предупреждения выпустили воду из Сарсанга, вызвав искусственные наводнения в прифронтовых районах Азербайджана. Напротив, в весенне-летние месяцы расход воды снизился, что привело к нехватке оросительной воды и засухам , особенно в селах Тертер. [6] После войны вынужденные переселенцы в основном селились на передовой, [11] что также увеличило спрос на воду. С другой стороны, отсутствие работ по техническому обслуживанию и соответствующему ремонту было одним из основных факторов, которые привели к экологическим, гуманитарным проблемам и проблемам безопасности для жителей региона. [12] Часто токсичные отходы медных и золотых рудников, которыми управляет компания Vallex Group в селе Хейвали , расположенном недалеко от водохранилища, [13] был сброшен в местные реки без надлежащих схем обращения с отходами, что привело к истощению рыбных запасов. [14] Химическое было настолько серьезным , загрязнение воды что вызвало широко распространенный гастроэнтерит и кожные инфекции среди близлежащего населения. [15] [16] Невозможность использования воды водохранилища также привела к увеличению засоления почв и снижению продуктивности в районах, заселенных азербайджанцами. [17] Однако эффективных переговоров по управлению водными ресурсами между сторонами конфликта достигнуто не было.

Начиная с мая 2013 года Ассоциация развития гражданского общества в Азербайджане (AVCIYA) начала кампанию под названием «Сарсанг SOS: предотвращение гуманитарного кризиса», чтобы привлечь внимание к экологически вредным последствиям этих проблем. [18] 16–19 мая 2014 г. в ходе визита в регион конфликта сопредседатели Минской группы ОБСЕ посетили водохранилище и обсудили ситуацию с действующей администрацией. В своем заявлении сопредседатели выразили надежду, что стороны найдут жизнеспособное решение вопроса совместного управления водными ресурсами на благо региона. [19] Вскоре после этого, в сентябре, армянская компания «АрмВатерПроект Компани Лтд.» проект Компания представила так называемой Нагорно-Карабахской Республике водохранилища строительства в Карабахе для ирригационных целей. [20] Наконец, в 2015 году Эльхан Сулейманов, президент AVCIYA, парламентарий, член национальной делегации в Ассамблее , предложил ПАСЕ подготовить проект резолюции по Сарсангскому водохранилищу. [21]

12 декабря 2015 года член ПАСЕ от Боснии и Герцеговины Милица Маркович выступила с докладом о подготовке проекта резолюции. В отличие от принятой резолюции, в тексте проекта упоминается Водная конвенция ООН 1992 года , которую Армения не ратифицировала. [12]

При подготовке доклада Маркович заявила, что совершила ознакомительный визит только дважды, оба в Азербайджан, в декабре 2014 года и в августе 2015 года. Докладчик подчеркнула, что, несмотря на ее официальное и личное обращение к армянской делегации, ее визит в Армению не имел последствий. не состоялось, поскольку на ее просьбу не было дано должного ответа. [12]

В результате анализа спутниковых снимков выяснилось, что во время войны оросительный канал на двух участках был серьезно поврежден, и использование канала в таком состоянии без ремонтных работ продолжает представлять собой серьезную проблему для примерно 400 000 человек. . Кроме того, было установлено, что массовое использование артезианских скважин вместо резервуаров после войны не полностью удовлетворяет спрос на питьевую воду. Согласно отчету Марковича, несмотря на большой объем воды в каналах в зимние месяцы, азербайджанцы продолжают использовать артезианскую и резервуарную воду даже в этот период из-за опасений по поводу загрязнения воды Сарсанга опасными отходами и тяжелыми минералами ; что, в свою очередь, создает дополнительные затраты и, что более важно, опасно для здоровья населения . [12]

Выступая против проекта резолюции, представитель Армении отметил, что докладчик придерживается "одностороннего подхода" и что они этим глубоко обеспокоены. [12] Однако 26 января 2016 года резолюция была принята заносимым в отчет о заседании голосованием 98 голосами против 71 при 40 воздержавшихся. [18]

Текст резолюции

[ редактировать ]

Резолюция состоит из 9 пунктов. В пункте II Ассамблея подтверждает, что недопустимо намеренно лишать ни в чем не повинных граждан воды с целью причинить им вред, заявляя, что вода является «активом стратегического значения». В пунктах III-IV предусмотрено, что оккупация Арменией азербайджанских территорий создала «искусственный экологический кризис» для азербайджанцев, проживающих в долине Нижнего Карабаха, и эта деятельность должна рассматриваться одним из членов как «экологическая агрессия» и «враждебный акт». государство против другого. Далее подчеркивается угрожающий факт, что водохранилище не ремонтировалось более 20 лет.

Принимая во внимание неотложный характер нынешней ситуации, ПАСЕ выдвигает два важных требования в следующих положениях: немедленный вывод Вооруженных сил Армении из региона и прекращение использования водных ресурсов властями Армении в качестве средства для выгоду только одной из сторон конфликта. Согласно резолюции, выполнение первого требования может позволить провести расследование на месте с участием независимых инженеров и гидрологов, глобальное управление водными бассейнами в этом районе и международный мониторинг состояния ирригационных каналов в регионе, поскольку а также плотины Сарсанг и Мадагиз.

Наконец, Ассамблея «призывает все заинтересованные стороны активизировать свои усилия по тесному сотрудничеству в совместном управлении ресурсами Сарсангского водохранилища».

Последствия

[ редактировать ]
Сарсангское водохранилище (2019)

За четыре дня до принятия резолюции сопредседатели Минской группы ОБСЕ сделали заявление для прессы, подчеркнув, что группа "остается единственным принятым форматом переговоров" и призвали членов ПАСЕ не предпринимать шагов, которые "могут подорвать мандат Минской группы». [22] Несмотря на принятие резолюции, правительство Армении назвало этот документ пропагандистским трюком, настаивая на том, что водохранилище соответствует международным стандартам. [23] В 2018 году в армянской прессе появилась новость об иностранных инвестициях в размере 100 миллионов долларов для строительства нового канала на Сарсангском водохранилище. [24] ИКЕСКО осудила этот шаг Армении, который может вызвать наводнения и засухи в других районах Азербайджана, и квалифицировала соответствующие действия как «эксплуатацию природных ресурсов Азербайджана ». [25]

В ходе Второй Нагорно-Карабахской войны 3 октября 2020 года азербайджанские силы взяли под контроль Суговушанское водохранилище. [26] Сарсангское водохранилище оказалось под временным контролем российских миротворцев после подписанного 9 ноября 2020 года трехстороннего соглашения о прекращении огня , положившего конец войне. В 2022 году азербайджанская армия провела операцию под названием «Месть» , в результате которой была освобождена гора Бузлуг. [27] Этот успех укрепил позиции Азербайджана с точки зрения визуального наблюдения за Сарсангским водохранилищем. [28] Через несколько недель после этой операции [29] 23 августа сотрудники Азербайджанского мелиорационного и водного хозяйства вместе с армянскими эксплуататорами на основе взаимной договоренности осмотрели водохранилище и обсудили распределение воды и восстановление водоснабжения районов, расположенных в долине Нижнего Карабаха. [30] Хотя после этой встречи стороны выработали конструктивные рамки по этому вопросу, в декабре азербайджанская общественная организация «Экофронт» распространила информацию об установке армянами 3-х водосборных устройств в верхнем притоке Турагайчай , в результате чего поток река была перенаправлена ​​в Сарсанг, а объем воды в Суговушане был уменьшен. [31] В следующем году в информации, обнародованной МИД Азербайджана , сообщалось, что во время оккупации Армения без разрешения построила как минимум 37 дополнительных гидроэлектростанций. [32] На основании этого 27 февраля 2023 года Азербайджан подал межгосударственный арбитражный иск против Армении на основании Договора к Энергетической Хартии . [33] требуя финансовой компенсации за нарушение суверенных прав Азербайджана на энергетические ресурсы, включая, помимо прочего, Сарсангскую ГЭС , в течение почти 30 лет оккупации последней. [34]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Парламентская ассамблея Совета Европы (26 января 2016 г.). «Жителей приграничных районов Азербайджана намеренно лишают воды» . сборка.coe.int . Архивировано из оригинала 31 октября 2022 года . Проверено 5 марта 2023 г.
  2. ^ Кёкчян, Оганес (2016). Переговоры по армяно-азербайджанскому миру: возможности, препятствия, перспективы . Нью-Йорк : Рутледж . п. 12. ISBN  9781315597621 .
  3. ^ Перейти обратно: а б «Организация Хьюман Райтс Вотч» (PDF) . www.hrw.org . Архивировано из оригинала 28 июня 2020 года . Проверено 12 сентября 2017 г.
  4. ^ Пирвердиев, Этибар (7 мая 2010 г.). «Гейдар Алиев и формирование электроэнергетической системы Азербайджана» . Народная газета : 3. Архивировано из оригинала 5 марта 2023 года . Проверено 5 марта 2023 г. {{cite journal}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  5. ^ «Армения превратила Сарсангское водохранилище в экологическое оружие» (на азербайджанском языке). bbc.com. 2 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 5 марта 2023 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Гумбатов, Махир (2018). Угроза миру: гидрологические преступления и экологический геноцид . Вильнюс . п. 200. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  7. ^ "Было осмотрено Сарсангское водохранилище - переговоры прошли в условиях взаимопонимания и конструктива" (на азербайджанском языке). marja.az. 24 августа 2022 года. Архивировано из оригинала 1 сентября 2022 года . Проверено 5 марта 2023 г.
  8. ^ Mekhtiyev, Aidyn (2 February 1993). "Vspyshka Aktivnosti na Armyano-Azerbaidzhanskom Fronte". Nezavisimaya Gazeta (Moscow) : 3.
  9. ^ Р. ДеРуэн, Карл; Хи, Великобритания (2007). Гражданские войны в мире: основные конфликты после Второй мировой войны . Нью-Йорк: ABC-CLIO. п. 156. ИСБН  978-1-85109-920-7 .
  10. ^ Цертисивадзе, Феликс (2005). Забытый геноцид . Адеги Пресс. п. 119. ИСБН  9780974185774 .
  11. ^ Сарыер, Дидем Экинчи (2016). «Тюрция и Южный Кавказ в дипломатии от государства к личности». В Смарт, Эрман (ред.). Иностранная помощь в Турции и мире (на турецком языке). Нобелевское академическое издательство. п. 296. ИСБН  978-605-320-317-9 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и «Жителей приграничных районов Азербайджана намеренно лишают воды (Доклад // Док. 13931)» . темп.coe.int . ШАГ. 12 декабря 2015 г. Архивировано из оригинала 21 сентября 2022 г. Проверено 5 марта 2023 г.
  13. ^ Санасарян, Акоп; Шириниан-Орландо, Энн (29 августа 2007 г.). «Техут, Дрембон, Алаверди и политика загрязнения» . azad-hye.com. Архивировано из оригинала 6 декабря 2022 года . Проверено 22 апреля 2023 г.
  14. ^ «Карабах: ловим примеры минирования Армении» . aravot-ru.am. 9 января 2013 года. Архивировано из оригинала 22 апреля 2023 года . Проверено 22 апреля 2023 г.
  15. ^ Баширова, Гульнар (5 февраля 2014 г.). «Следующая угроза со стороны Армении: Сарсангское водохранилище может быть взорвано» (на азербайджанском языке). Modern.az. Архивировано из оригинала 05 марта 2023 г.
  16. ^ Эврим Маден, Тугба (2015). Использование воды в качестве оружия: случай Сарсангского водохранилища . Анкара : Издательство Берикан. п. 112. ИСБН  978-6059912587 .
  17. ^ «Мировая температура выросла вдвое» (на азербайджанском языке). RealTV.az Проверено 22 апреля 2023 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  18. ^ Перейти обратно: а б Бахшиева, Егане (2019). «Угрозы и провокации, исходящие из Республики Армения, в отношении водных ресурсов Азербайджанской Республики». Обзор арменоведения (40): 113-131.
  19. ^ Минская группа ОБСЕ (20 мая 2014 г.). «Пресс-релиз сопредседателей Минской группы ОБСЕ» . сайт ОБСЕ . Архивировано из оригинала 8 марта 2022 года . Проверено 5 марта 2023 г.
  20. ^ "Проект использования воды Сарсангского водохранилища для орошения представлен премьер-министру Карабаха" . arka.am. 1 сентября 2014 года. Архивировано из оригинала 6 сентября 2014 года . Проверено 22 апреля 2023 г.
  21. ^ «Проект AVCIYA «Сарсанг Хараи» на международной арене» (на азербайджанском языке). телеграф.com. 16 декабря 2015 г. Архивировано из оригинала 22 апреля 2023 г. Проверено 22 апреля 2023 г.
  22. ^ ОБСЕ (22 января 2016 г.). «Пресс-релиз сопредседателей Минской группы ОБСЕ» . Вена: osce.org. Архивировано из оригинала 25 июня 2022 года.
  23. ^ Шикали, Ислам; Сафарова, Дурна (22 марта 2016 г.). «Азербайджан: Может ли водохранилище помочь в разрешении карабахского конфликта?» . Архивировано из оригинала 24 января 2022 года . Проверено 22 апреля 2022 г.
  24. ^ Кочарян, Степан (14 ноября 2018 г.). «Канал стоимостью 100 миллионов долларов, который соединит Сарсангское водохранилище с Мартакертом в рамках крупной сделки по иностранным инвестициям в Арцахе» . Арменпресс.am. Архивировано из оригинала 14 ноября 2018 года . Проверено 22 апреля 2023 г.
  25. ^ ИКЕСКО (31 января 2019 г.). «ИСЕСКО осуждает действия Армении по строительству водоканала из Сарсангского водохранилища на оккупированных территориях Азербайджана» . Icesco.org . Архивировано из оригинала 26 июня 2022 года . Проверено 22 апреля 2023 г.
  26. ^ «Президент Азербайджана: Азербайджанская армия подняла азербайджанский флаг в Мадагизе» . APA.az. ​3 октября 2020 г. Проверено 3 октября 2020 г. . « Азербайджанская армия сегодня подняла азербайджанский флаг в Мадагизе. Мадагиз наш. Карабах – это Азербайджан!. Как сообщает АПА, об этом написал в Twitter президент Азербайджана Ильхам Алиев.
  27. ^ «МН: Гора Буздух и окружающие ее высоты перешли под контроль азербайджанской армии» . АЗЕРТАГ . 6 августа 2022 года. Архивировано из оригинала 6 августа 2022 года . Проверено 24 апреля 2023 г.
  28. ^ «Эльхан Сулейманов: «Победитель Азербайджана решит проблемы Сарсангского водохранилища!» ( на азербайджанском языке). musavat.com. 3 апреля 2023 г. . Проверено 23 апреля 2023 г.
  29. ^ «Безумный уход Баку: контроль над Карабахом усиливается» (на азербайджанском языке). Modern.az. 24 августа 2022 года. Архивировано из оригинала 22 апреля 2023 года.
  30. ^ "Было осмотрено Сарсангское водохранилище - переговоры прошли в условиях взаимопонимания и конструктива" (на азербайджанском языке). marja.az. 24 августа 2022 года. Архивировано из оригинала 5 марта 2023 года.
  31. ^ «Еще один экологический террор со стороны армян» (на азербайджанском языке). Gundeminfo.az. 21 декабря 2022 года. Архивировано из оригинала 27 апреля 2023 года . Проверено 23 апреля 2023 г.
  32. ^ Шабан, Ильхам (27 февраля 2023 г.). «Во время оккупации Армения без разрешения построила на территории Азербайджана не менее 37 гидроэлектростанций» (на азербайджанском языке). caspianbarrel.org. Архивировано из оригинала 27 февраля 2023 года . Проверено 22 апреля 2023 г.
  33. ^ Джонс, Том (27 февраля 2023 г.). «Азербайджан подает иск по ДЭХ против Армении» . глобальный арбитражный обзор.com. Архивировано из оригинала 30 марта 2023 года . Проверено 22 апреля 2023 г.
  34. ^ «У Азербайджана новые претензии: Баку попытается инициировать арбитражное разбирательство против Армении» . Новости Армении News.am. - 27 февраля 2023 года. Архивировано из оригинала 31 марта 2023 года . Проверено 22 апреля 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cbb2186d8768a3e296cf457c3f263d01__1708431120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/01/cbb2186d8768a3e296cf457c3f263d01.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Council of Europe Parliamentary Assembly Resolution 2085 (2016) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)