Договор к Энергетической Хартии
Аббревиатура | ДЭХ |
---|---|
Формирование | 1991 |
Тип | Межправительственная организация |
Штаб-квартира | Брюссель , Бельгия |
Официальный язык | Английский, русский, испанский, французский, итальянский, немецкий |
Генеральный секретарь | Гай Ленц [1] |
Заместитель генерального секретаря | Ацуко Хиросе [1] |
Текущее председательство | Монголия [2] |
Главный орган | Конференция Энергетической Хартии |
Персонал | ок. 30 |
Веб-сайт | https://www.energycharter.org |
Договор к Энергетической Хартии ( ДЭХ ) представляет собой международное соглашение , устанавливающее многосторонние рамки для трансграничного сотрудничества в энергетической отрасли , главным образом в отрасли ископаемого топлива . Соглашение охватывает все аспекты коммерческой энергетической деятельности, включая торговлю, транзит, инвестиции и энергоэффективность . Договор содержит процедуры разрешения споров как для государств-участников Договора (по отношению к другим государствам), так и между государствами и инвесторами других государств, осуществившими инвестиции на территории первого. [3] Полные версии договора, как консолидированные, так и официальные, легко доступны. [4]
Первоначально процесс Энергетической Хартии был направлен на интеграцию энергетических секторов Советского Союза и Восточной Европы в конце Холодной войны в более широкие европейские и мировые рынки. Однако его роль выходит за рамки сотрудничества Восток-Запад и, посредством юридически обязательных инструментов, свободной торговли на мировых энергетических рынках и недискриминации для стимулирования прямых иностранных инвестиций и глобальной трансграничной торговли.
Решения и урегулирования международных арбитражей , вынесенные в результате нарушения закона Договора к Энергетической Хартии, иногда исчисляются сотнями миллионов долларов. В 2014 году дела ЮКОСа были решены в пользу истцов на основании договора с рекордной компенсацией в 50 миллиардов долларов США, хотя апелляции в судах Нидерландов продолжаются.
Договор к Энергетической Хартии подвергался критике за то, что он является серьезным препятствием для принятия национальной политики по борьбе с изменением климата , а также за то, что он активно лишает национальные правительства соблюдения недавних международных договоров по климату, таких как Парижское соглашение, из-за угрозы значительных финансовых потерь.
По состоянию на 2023 год [update]Многие страны либо вышли из ДЭХ, либо объявили о планах выхода. Европейский Союз и Евратом сделали последний и формальный шаг по выходу из Договора к Энергетической Хартии, который вступит в силу через год после получения депозитарием уведомления. [5]
История
[ редактировать ]Европейская энергетическая хартия
[ редактировать ]Истоки Энергетической Хартии восходят к политической инициативе, выдвинутой в Европе в начале 1990-х годов. Окончание « холодной войны» предоставило беспрецедентную возможность преодолеть прежние экономические разногласия между странами по обе стороны « железного занавеса» . Самой яркой перспективой для взаимозависимого и выгодного сотрудничества был энергетический сектор , учитывая растущий спрос на энергию в Европе и обширную доступность ресурсов в постсоветских странах . Кроме того, была признана необходимость создания общепризнанной основы энергетического сотрудничества между государствами Евразии . Из этих соображений родился процесс Энергетической Хартии. [6]
Первоначальная декларация Европейской Энергетической Хартии была подписана в Гааге 17 декабря 1991 года. Это была политическая декларация принципов международного энергетического сотрудничества в области торговли, транзита и инвестиций, а также намерение заключить юридически обязывающий договор, положивший начало разработка Договора к Энергетической Хартии. Одним из последних препятствий было найти формулировки, обеспечивающие национальный суверенитет над природными ресурсами, одновременно закрепляя принцип международного сотрудничества, позволяющий обеспечить внешний доступ к этим ресурсам. Переговорщикам также удалось заверить Австрию и Швейцарию, что они не будут нести неоправданное бремя транзита энергоресурсов. [7]
Договор к Энергетической Хартии
[ редактировать ]Договор представляет собой юридически обязывающее многостороннее соглашение, охватывающее продвижение и защиту инвестиций, торговлю, транзит, энергоэффективность и разрешение споров. Договор был подписан в Лиссабоне в декабре 1994 года вместе с «Протоколом по энергоэффективности и связанным с ней экологическим аспектам» (PEEREA). [8] ). поправка к положениям, касающимся торговли, отражающая переход от Генерального соглашения по тарифам и торговле к процессам Всемирной торговой организации . Договор и протокол вступили в силу в апреле 1998 года . Тогда же была согласована [6]
Международная Энергетическая Хартия
[ редактировать ]Международная Энергетическая Хартия – это необязательная политическая декларация, лежащая в основе ключевых принципов международного энергетического сотрудничества. Декларация пытается отразить изменения в энергетическом мире, произошедшие после разработки первоначального Договора к Энергетической Хартии в начале 1990-х годов. Международная Энергетическая Хартия была подписана 20 мая 2015 года 72 странами, а также ЕС, Евратомом и ЭКОВАС на министерской конференции, организованной правительством Нидерландов. [9]
Конференция Энергетической Хартии
[ редактировать ]Статья 33 договора учреждает Конференцию по Энергетической Хартии, которая является руководящим и принимающим решения органом Организации. [10] и имеет статус наблюдателя Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в резолюции 62/75, принятой Генеральной Ассамблеей 6 декабря 2007 года. [11] В состав членов входят страны и региональные организации экономической интеграции, которые подписали договор или присоединились к нему и представлены на Конференции и ее вспомогательных органах. Конференция собирается на регулярной основе для обсуждения вопросов, влияющих на энергетическое сотрудничество между членами, а также для рассмотрения выполнения положений договора и ПЭЭСЭА, а также для рассмотрения новых видов деятельности в рамках Энергетической Хартии. Конференция Энергетической Хартии имеет следующие вспомогательные органы:
- Стратегическая группа
- Группа внедрения
- Бюджетный комитет
- Юридический консультативный комитет
Кроме того, консультативный совет – Отраслевая консультативная группа – представляет Конференции и ее группам мнения частного сектора по актуальным вопросам, связанным с инвестициями в энергетику, трансграничными потоками и энергоэффективностью.
Юридическая консультативная группа была создана Секретариатом Энергетической Хартии в 2001 году для оказания помощи в разработке сбалансированных и юридически последовательных Типовых соглашений для трансграничных нефте- и газопроводов.
Объем
[ редактировать ]Положения договора сосредоточены на четырех широких областях: торговля энергией , инвестиции, энергоэффективность , разрешение споров и транзит энергии.
Торговля
[ редактировать ]Целью Договора к Энергетической Хартии в сфере торговли энергией является создание открытых и недискриминационных энергетических рынков во всех государствах-членах. Эта структура соответствует правилам многосторонней торговой системы, воплощенным в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), которое позже стало Всемирной торговой организацией (ВТО).Договор к Энергетической Хартии расширяет правила ГАТТ, а затем и ВТО в энергетическом секторе среди ее членов. Кроме того, договор охватывает торговлю всеми энергетическими материалами (например, сырой нефтью , природным газом, древесным топливом и т. д.), всеми конечными энергетическими продуктами (например, нефтью, электричеством и т. д.) и оборудованием, связанным с энергетикой. Правила торговли охватывают только торговлю товарами, а не торговлей услугами , и не касаются прав интеллектуальной собственности.
Инвестиции
[ редактировать ]Договор отвечает за защиту прямых иностранных инвестиций . По оценкам, только в Европейском Союзе, Великобритании и Швейцарии договор защищает инвестиции в ископаемое топливо на сумму не менее 344,6 миллиардов евро. [12] Его положения защищают инвесторов и их инвестиции от политических рисков, связанных с инвестированием в зарубежную страну, таких как дискриминация , экспроприация , национализация , нарушение контракта , ущерб из-за войны и т. д. Юридически обязательный характер Договора к Энергетической Хартии делает его единственным в мире многосторонние рамки для вопросов, конкретно связанных с энергетикой.
Разрешение споров
[ редактировать ]В то время как статья 27 устанавливает положения для разрешения споров между двумя договаривающимися государствами, статья 26 Договора к Энергетической Хартии содержит четкие положения для разрешения споров, возникающих в соответствии с договором между инвестором одного Договаривающегося государства и другого Договаривающегося государства. Этот процесс широко известен как урегулирование споров между инвесторами и государством или ISDS. Выбор арбитражных правил:
- МЦУИС Правила
- Правила дополнительных объектов МЦУИС
- ЮНСИТРАЛ Специальные правила
- Арбитражный регламент Стокгольмской торговой палаты
Наиболее существенные претензии к России, связанные с решением ЮКОСа, возникли по положениям статьи 26.
Разработка договора поставила перед учеными ряд сложных вопросов в области споров между инвесторами и государством. [13] В 2021 году договор был аннулирован Европейским судом только по спорам внутри ЕС. [14] [15] Некоторые области обсуждения:
- стандарты защиты, предоставляемые договором;
- международная ответственность государств за нарушения договора;
- различные процедуры, доступные для защиты прав по договору;
- условия, которые необходимо выполнить, прежде чем жалоба истца может быть рассмотрена по существу;
- влияние законодательства ЕС на претензии по договору;
- положения договора, касающиеся налогообложения;
- возможное воздействие ДЭХ на климат; [16] [17] [18]
- возможные геополитические, климатические и финансовые последствия [19] [20] [21]
а также:
- предположительно пагубное воздействие на бюджеты штатов. [22]
- Натали Бернаскони-Остервальдер, юрист Международного института устойчивого развития (МИУР), критикует ДЭХ за отсутствие «более точных определений стандартов защиты инвестиций, [за отсутствие] установления ответственности для инвесторов и [за отсутствие] интеграция инноваций в отношении разрешения споров для обеспечения прозрачности и независимости», в отличие от более современных подходов. Более того, она утверждает, что страна следует экспансионистским амбициям. [23]
- Таня Вун, профессор права Мельбурнского университета, критикует модернизацию ДЭХ за то, что она не включает исключение искусства. 47, а также за неспособность провести «разграничение между инвестициями, основанными на ископаемом топливе и инвестициями, основанными на возобновляемых источниках энергии» для достижения климатических целей. [24]
- Межпартийные члены Европейского парламента посоветовали комиссии выйти из состава ЕС, если модернизация окажется недостаточной. [25]
Энергоэффективность
[ редактировать ]Участие Энергетической Хартии в вопросах энергоэффективности и ее связи с более чистой окружающей средой было закреплено в Европейской Энергетической Хартии 1991 года. Последующий Договор к Энергетической Хартии, и в частности статья 19 договора, требует, чтобы каждая Договаривающаяся Сторона «... стремилась свести к минимуму экономически эффективным способом вредное воздействие на окружающую среду, возникающее в результате использования энергии». [26]
Основываясь на статье 19 Договора к Энергетической Хартии, Протокол по энергоэффективности и связанным с ней экологическим аспектам (PEEEA) более подробно определяет политические принципы, которые могут способствовать повышению энергоэффективности, и дает рекомендации по разработке программ энергоэффективности. Соглашение о ПЭЭСЭА было согласовано, открыто для подписания и вступило в силу одновременно (16 апреля 1998 г.) с Договором к Энергетической Хартии.
В отличие от других видов деятельности в рамках Хартии, акцент в работе по энергоэффективности не является юридически обязательным , а скорее направлен на практическую реализацию политических обязательств по повышению энергоэффективности. Этому способствуют политические дискуссии, основанные на анализе и обмене опытом между странами-членами, приглашенными независимыми экспертами и другими международными организациями.
Реализация ПЭЭСЭА предоставляет странам-членам ряд передовых практик и форум для обмена опытом и политическими рекомендациями по вопросам энергоэффективности . В рамках этого форума особое внимание уделяется национальной стратегии энергоэффективности, налогообложению, политике ценообразования в энергетическом секторе, экологическим субсидиям и другим механизмам финансирования целей энергоэффективности . [26]
Транзит энергии
[ редактировать ]Договор к Энергетической Хартии предусматривает набор правил, охватывающих всю энергетическую цепочку, включая не только инвестиции в производство и генерацию, но также условия, на которых энергия может продаваться и транспортироваться через различные национальные юрисдикции на международные рынки. Таким образом, соглашение призвано предотвратить нарушение транзита топлива между странами. [27]
Транзитный протокол
[ редактировать ]Транзитный протокол Энергетической Хартии представляет собой проект протокола, переговоры по которому еще не завершены. Протокол расширит и укрепит положения договора по вопросам транзита энергии, чтобы смягчить некоторые конкретные операционные риски, которые продолжают влиять на потоки транзита энергии. Переговоры по тексту Транзитного протокола начались в начале 2000 года, и компромиссный текст, отражающий расширенную дискуссию между Европейским Союзом и Россией, был представлен для принятия на заседании Конференции Энергетической Хартии 10 декабря 2003 года. В ходе встречи стало ясно, что единогласное решение не могло быть достигнуто на основе компромиссного текста; осложняющим фактором было то, что энергетические вопросы, включая транзит, были предметом двусторонней повестки дня Европейского Союза и России в контексте переговоров России о вступлении во Всемирную торговую организацию. Переговоры по Протоколу были затем временно приостановлены.
В декабре 2007 года Конференция Энергетической Хартии подтвердила свою поддержку завершения переговоров и принятия Протокола Энергетической Хартии по транзиту для расширения существующих положений договора. [28] Эта работа продолжалась до октября 2011 года, когда Европейский Союз заявил, что, учитывая текущие события в международной энергетической ситуации и отсутствие прогресса в переговорах и консультациях, продолжать переговоры уже не представляется возможным. В ходе обзора этого вопроса, проведенного в конце 2015 года, был отмечен сохраняющийся спрос на многосторонние юридически обязывающие рамки для транзита энергоносителей, и было рекомендовано продолжить изучение основы для переговоров по такому соглашению, которое могло бы затрагивать различные аспекты транспортировки нефти, газа и электроэнергии. и транзит. [29]
Договор к Энергетической Хартии включает обязательство стран-членов содействовать транзиту энергии через свою территорию в соответствии с принципом свободы транзита и обеспечивать установленные транзитные потоки. В то же время положения договора не обязывают ни одну страну вводить обязательный доступ третьих сторон. [30]
Принцип национального суверенитета
[ редактировать ]Принципы Энергетической Хартии основаны на идее о том, что международные потоки инвестиций и технологий в энергетическом секторе являются взаимовыгодными. Но в то же время национальный суверенитет над энергетическими ресурсами является ключевым принципом договора (статья 18 ДЭХ). Целью договора является содействие прозрачности и эффективности работы энергетических рынков, однако правительства должны определять структуру своего внутреннего энергетического сектора. Каждая страна свободна решать, будут ли и каким образом разрабатываться ее национальные энергетические ресурсы, а также в какой степени ее энергетический сектор открыт для иностранных инвесторов. Соглашение не затрагивает вопросы собственности энергетических компаний – нет никаких обязательств по приватизации государственных энергетических компаний или разделению вертикально интегрированных энергетических компаний. [30]
Членство
[ редактировать ]Членами являются страны, а организации региональной экономической интеграции являются участниками договора посредством ратификации или присоединения. В состав членов также входят подписавшие стороны, которые временно применяют договор до его вступления в силу. Такое временное применение применяется автоматически после подписания, если только оно не противоречит внутреннему законодательству соответствующей страны. По состоянию на октябрь 2022 года в договоре участвует 51 участник, при этом его временно применяют две страны. [31] Все члены ратифицировали договор, за исключением Австралии, Беларуси, Норвегии и Российской Федерации. Беларусь приняла временное применение договора. [32]
Члены Конференции Энергетической Хартии
[ редактировать ]- Афганистан
- Албания
- Армения
- Австрия
- Азербайджан
- Беларусь * [32]
- Бельгия
- Босния и Герцеговина
- Болгария
- Хорватия
- Кипр
- Чешская Республика
- Дания
- Эстония
- Евратом
- Евросоюз
- Финляндия
- Грузия
- Греция
- Венгрия
- Исландия
- Ирландия
- Япония
- Иордания
- Казахстан
- Кыргызстан
- Латвия
- Лихтенштейн
- Литва
- Люксембург
- Мальта
- Молдавия
- Монголия
- Черногория
- Нидерланды
- Северная Македония
- Норвегия *
- Португалия
- Румыния
- Словакия
- Словения
- Испания
- Швеция
- Швейцария
- Таджикистан
- Турция
- Туркменистан
- Украина
- Великобритания
- Узбекистан
- Йемен
Россия и Австралия временно применили договор, но указали окончание периода предварительного применения в 2009 и 2021 годах соответственно. Италия была участницей договора с 1998 по 2016 год. В октябре 2022 года министр Нидерландов объявил о своем намерении способствовать выходу из договора. [33] 21 октября 2022 года президент Франции Эммануэль Макрон также объявил о выходе Франции из договора. [34] [35] Месяц спустя правительство Германии также выразило намерение выйти из соглашения. [36] См. также объявленный вывод средств ниже.
Примечание: * обозначает государство, подписавшее договор и применяющее его временно, но не ратифицировавшее его, и обозначает государство, объявившее о выходе из договора.
наблюдатели
[ редактировать ]Статус наблюдателя предоставляется странам и организациям региональной экономической интеграции, подписавшим либо Европейскую энергетическую хартию, либо Международную энергетическую хартию. Наблюдатели имеют право присутствовать на всех заседаниях Хартии и получать всю соответствующую документацию, отчеты и анализ, а также участвовать в рабочих дебатах, проходящих в рамках Энергетической Хартии. Также международным организациям может быть предоставлен статус наблюдателя по решению Конференции Энергетической Хартии. Намерение состоит в том, что статус наблюдателя должен предоставить стране возможность ознакомиться с Хартией и ее функциями, чтобы облегчить ей оценку преимуществ присоединения к Договору к Энергетической Хартии. [37]
Страны
[ редактировать ]Стороны, подписавшие Европейскую энергетическую хартию (1991 г.)
Стороны, подписавшие Международную Энергетическую Хартию (2015 г.)
Международные организации
[ редактировать ]
|
|
Бывшие участники
[ редактировать ]- Франция (подписано в 1991 г., отозвано в 2023 г.) [40]
- Германия (подписано в 1991 г., отозвано в 2023 г.) [41]
- Италия (подписано в 1991 г., снято с производства в 2016 г.) [42]
- Польша (подписано в 1991 г., снято в 2023 г.) [43]
Российское участие
[ редактировать ]Российская Федерация подписала договор и временно применила его, но не ратифицировала. Он увязал ратификацию договора с переговорами по Транзитному протоколу к Энергетической Хартии. В октябре 2006 года канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Жак Ширак предложили создать сбалансированное энергетическое партнерство между Францией и Германией, представляющей Европейский Союз , и Россией. По соглашению Россия должна будет подписать Европейскую энергетическую хартию, которая, согласно New York Times репортажу , опубликованному в российской газете «Коммерсант» , президент России Владимир Путин заявил, что это ущемляет национальные интересы России. [44]
В декабре 2006 года Россия указала, что ратификация договора маловероятна из-за положений, требующих доступа третьих сторон к российским трубопроводам. [45] 20 августа 2009 года он официально проинформировал депозитария договора ( правительство Португалии ), что не намерен становиться договаривающейся стороной договора и соответствующего протокола, прекращающего временное применение договора и ПЭЭСЭА, начиная с 18 октября 2009 года. . [46]
Несмотря на прекращение Россией временного применения договора, положения об урегулировании споров и защите инвестиций остаются в силе еще в течение двадцати лет. 30 ноября 2009 года Постоянная арбитражная палата в Гааге, которая рассматривала это дело с 2005 года в соответствии с правилами ЮНСИТРАЛ, постановила, что бывшие акционеры ЮКОСа могут перейти к стадии рассмотрения по существу своего арбитражного иска против российского правительства. [46] GML, ранее известная как «Менатеп», основной акционер ЮКОСа, предъявляет иск России на более чем 100 миллиардов долларов в международном арбитражном деле в соответствии с соглашением. Слушания состоялись в октябре 2012 года. [47]
В июле 2014 года международный арбитраж в Гааге единогласно вынес решение в пользу акционеров, присудив компенсацию в размере 50 миллиардов долларов за арест активов и демонтаж ЮКОСа. [48] Российское правительство пообещало не выполнять это решение, что положило начало международному правовому спору, в результате которого Франция и Бельгия конфисковали российские активы для возможного использования в качестве реституции истцам. [49] Однако французский суд вынес решение против ареста французскими властями. [50] а голландский суд позже отменил решение о выплате 50 миллиардов долларов, заявив, что Россия не ратифицировала Договор к Энергетической Хартии и поэтому не связана его обязательствами. [51]
Прецедентное право
[ редактировать ]Примеры инвестиций в возобновляемую энергетику в Испании
[ редактировать ]По состоянию на 2020 год Испания была государством, которое больше всего пострадало от наград ECT, потеряв инвесторам 825 миллионов евро. В серии из 20 арбитражных решений Испания была признана ответственной за создание законных ожиданий относительно стабильной системы стимулов для инвестиций в возобновляемую энергетику, а затем за резкое изменение этих ожиданий. [52]
Секретариат
[ редактировать ]Договор к Энергетической Хартии предусматривал создание постоянного Секретариата, который первоначально был создан для ведения диалога между договаривающимися сторонами во время переговоров по договору. Секретариат уполномочен Конференцией Энергетической Хартии, прежде всего, предоставлять Конференции всю необходимую помощь для выполнения ее обязанностей, включая продвижение, организацию и юридическую поддержку, а также помещения для заседаний вспомогательных органов, размещаемые в Секретариате.
С 1 января 2022 года Генеральным секретарем является Гай Ленц. [53] а с сентября 2021 года помощником генерального секретаря является Ацуко Хиросе. [54]
Организация
[ редактировать ]Одним из основных мандатов , данных Конференцией Энергетической Хартии Секретариату, является организация и проведение заседаний Конференции и ее вспомогательных органов. Кроме того, Секретариат организует конференции и энергетические форумы, связанные с текущими глобальными энергетическими диалогами.
Мониторинг обязательств по ДЭХ и ПЭЭСЭА
[ редактировать ]Статья 19 договора требует, чтобы каждая Договаривающаяся Сторона минимизировала экономически эффективным способом вредное воздействие на окружающую среду, возникающее в результате использования энергии. [55] Секретариат контролирует соблюдение этих обязательств в договаривающихся сторонах договора и создает различные общедоступные отчеты по каждой из договаривающихся сторон, такие как энергоэффективность. [56] и инвестиции [57] климат. [58]
Юридическая поддержка
[ редактировать ]Договор к Энергетической Хартии содержит комплексную систему разрешения споров по вопросам, охватываемым договором. Двумя основными формами обязательного урегулирования споров являются арбитраж между государствами по толкованию или применению почти всех аспектов договора (за исключением вопросов конкуренции и окружающей среды) и арбитраж между инвесторами и государством (статья 26) для инвестиционных споров. Существуют специальные положения, основанные на модели ВТО, для разрешения межгосударственных торговых вопросов, а договор также предлагает процедуру примирения для транзитных споров. Секретариат оказывает юридическую помощь этим арбитражам, а также несет ответственность за ведение подготовительных материалов, используемых для разъяснения целей договора в соответствии со статьей 32 Венской конвенции о праве международных договоров .
Секретариат ведет общедоступный список дел, переданных инвесторами в международный арбитраж. Эти дела рассматривались в соответствии с арбитражными регламентами МЦУИС , Арбитражного института ТПС и ЮНСИТРАЛ . Арбитражные решения или мировые соглашения иногда исчисляются сотнями миллионов долларов. [59] [60] По спорам, касающимся конкуренции (статья 6) и вопросов окружающей среды (статья 19), Секретариат предусматривает двусторонние (в случае конкуренции) или многосторонние (в случае охраны окружающей среды) необязательные механизмы консультаций.
Критика
[ редактировать ]Договор к Энергетической Хартии подвергся резкой критике за то, что он является препятствием на пути перехода к возобновляемым источникам энергии . Транснациональные корпорации , которые инвестировали в добычу ископаемого топлива и атомную энергетику, могут подать в суд на национальные правительства за потерю прибыли от своих инвестиций в результате перехода к возобновляемым источникам энергии. Критики утверждают, что Договор к Энергетической Хартии оказывает сдерживающее воздействие на законодательство, связанное с энергетикой. [61] Россия и Норвегия отказались ратифицировать договор, а Италия вышла из него в 2016 году из-за экологических опасений по поводу ДЭХ. [62] Например, немецкая энергетическая компания RWE подала в суд на правительство Нидерландов на 1,4 миллиарда евро в качестве компенсации за поэтапный вывод угольных электростанций . [63] [64] В октябре 2020 года Европейский парламент проголосовал за прекращение защиты ископаемого топлива в рамках ДЭХ. [61]
В конце 2022 года Европейская комиссия попыталась разъяснить, что ДЭХ не применяется в Европейском Союзе . Комиссия заявляет, что «риск юридического конфликта таков, что может сделать международное соглашение несовместимым с законодательством ЕС», и добавляет, что государства [члены] ЕС должны, таким образом, «подтвердить, что ДЭХ не применяется и никогда не применялся к отношениям внутри ЕС». ". [65]
Совместное расследование, проведенное The Guardian , Транснациональным институтом и базирующейся в Берлине компанией Powershift, обнародованное в середине ноября 2022 года, выявило непрозрачные процедуры, недостаточный контроль над конфликтами интересов для ключевого персонала, включая арбитров , и потенциальную предвзятость в пользу ископаемого топлива. интересы. [66]
Звонки и планы вывода средств
[ редактировать ]Несколько стран и организаций предложили выйти из ДЭХ. Однако в Договоре есть «пункт о прекращении действия», который позволяет подавать иски в течение 20 лет после выхода члена; Италия вышла из ДЭХ в 2015 году, но в 2022 году ей был успешно предъявлен иск. [67]
В 2020 году Джулия Штайнбергер и Ямина Сахеб (оба соавторы Шестого оценочного доклада МГЭИК ) [68] инициировал открытое письмо с призывом к выходу из ДЭХ. [69] Они оправдывают свой призыв утверждением, что ДЭХ является препятствием на пути Парижского соглашения и Европейского зеленого курса . Письмо подписали, например, Сандрин Диксон-Деклев , Конни Хедегор , Джеймс К. Гэлбрейт , Хельга Кромп-Кольб, Рэйчел Кайт , Томас Пикетти , Оливье де Шуттер и Жан-Паскаль ван Иперселе . [70] Испании 15 декабря 2020 года министр экологического перехода поддержала идею выхода из него , Тереза Рибера если не удастся достичь соглашения о приведении Договора к Энергетической Хартии в соответствие с Парижским соглашением . [71] Международный институт устойчивого развития описывает возможность выхода с нейтрализацией оговорки о выживании. [72]
Объявленный вывод средств
[ редактировать ]По состоянию на октябрь 2022 года Испания, Нидерланды и Польша намеревались выйти из ДЭХ, а Германия, Франция и Бельгия «рассматривали свои варианты». [73] 21 октября 2022 года Франция объявила о выходе из договора, сославшись на желание ускорить использование ядерной и возобновляемой энергии, а не ископаемого топлива. [74] [75] А 14 ноября 2022 года Германия объявила о своем намерении выйти, чтобы лучше бороться с изменением климата. [36] [76] Словения ранее заявила о своем намерении выйти. [66] В апреле 2023 года Дания объявила о своем намерении выйти. [77]
В июле 2023 года Европейская комиссия официально предложила как союзу, так и его государствам-членам принять закон, предусматривающий «скоординированный и упорядоченный» одновременный выход из ДЭХ. [78] [67]
В сентябре 2023 года правительство Великобритании объявило, что рассмотрит возможность выхода из «устаревшего» договора, если к ноябрю того же года модернизация не будет согласована. [79] [80] [81] В феврале 2024 года Соединенное Королевство объявило о своих планах выйти из договора из-за провала переговоров по его модернизации. [82] [83] В марте 2024 года страны Евросоюза совместно согласились выйти из ДЭХ. Однако, прежде чем это вступит в силу, Европейский парламент должен согласиться. [84]
Вывод средств
[ редактировать ]Италия вышла из участия в 2016 году; [85] Франция, [40] Германия [41] и Польша [43] в 2023 году.
См. также
[ редактировать ]- Энергетическое право
- Россия в европейской энергетике
- Энергетическая политика Европейского Союза
- Энергетическая политика России
- Энергетическое сообщество
- ИНОГЕЙТ
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Генеральный секретарь Ленц и заместитель генерального секретаря Хиросе встречаются с председателем отраслевой консультативной группы» .
- ^ «Монголия принимает на себя председательство на Конференции Энергетической Хартии на 2022 год» .
- ^ "EUR-Lex - l27028 - RU - EUR-Lex" . eur-lex.europa.eu .
- ^ «Договор к Энергетической Хартии» . www.energycharter.org . Проверено 13 декабря 2020 г.
- ^ «Договор к Энергетической Хартии: ЕС уведомляет о выходе» .
- ^ Jump up to: а б Конопляник Андрей; Вельде, Томас (2006). «Договор к Энергетической Хартии и его роль в международной энергетике» (PDF) . Журнал права энергетики и природных ресурсов . 24 (4). Международная ассоциация юристов : 523–558. ISSN 0264-6811 . Архивировано (PDF) из оригинала 19 августа 2011 года . Проверено 8 мая 2010 г.
- ^ Чарльз Голдсмит (22 ноября 1991 г.), Чтобы помочь Советам использовать огромные ресурсы: 36 стран договорились об Энергетической хартии " International Herald Tribune "
- ^ «Договор к Энергетической Хартии и связанные с ним документы» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 октября 2013 года.
- ^ «72 страны плюс ЕС, Евратом и ЭКОВАС принимают Международную Энергетическую Хартию» . Архивировано из оригинала 1 октября 2015 года . Проверено 30 сентября 2015 г.
- ^ «Консолидированный договор Энергетической Хартии Международной Энергетической Хартии с соответствующими документами» (PDF) . Международная Энергетическая Хартия . 15 января 2016 года . Проверено 7 августа 2022 г.
- ^ «Официальный документ ООН» . www.un.org .
- ^ «Анализ данных ЭСТ: Результаты и методы» . 23 февраля 2021 г.
- ^ Томас Роу, Мэтью Хэпполд и Джеймс Дингеманс, королевский адвокат, Урегулирование споров между инвесторами и государством в соответствии с Договором об Энергетической Хартии (Кембридж: Cambridge University Press), 2011.
- ^ Тейлор, Кира (3 сентября 2021 г.). «Договор к Энергетической Хартии не может использоваться во внутриевропейских спорах, постановил Верховный суд, EURACTIV.com» . Проверено 4 сентября 2021 г.
- ^ «Решение Суда (Большой Палаты), Ссылка на предварительное постановление – Договор к Энергетической Хартии – Статья 26 – Неприменимость между государствами-членами» . 2 сентября 2021 г. Проверено 2 сентября 2021 г.
- ^ Симон, Фредерик (4 сентября 2019 г.). «Люксембург возглавляет усилия ЕС по заключению Договора об Энергетической Хартии, защищающего от изменения климата, 4 сентября 2019 г., EURACTIV.com» . Проверено 6 сентября 2019 г.
- ^ Китинг, Дэйв. «Малоизвестный договор ЕС по спорам между инвесторами может уничтожить Парижское соглашение по климату» . Форбс . Проверено 9 сентября 2019 г.
- ^ Симон, Фредерик (30 апреля 2020 г.). «Планы ЕС по реформированию Договора к Энергетической Хартии терпят неудачу, говорят активисты, 30 апреля 2020 г., EURACTIV.com» . Проверено 30 апреля 2020 г.
- ^ Сахеб, Ямина (сентябрь 2019 г.). «Договор к Энергетической Хартии (ДЭХ): Оценка его геополитических, климатических и финансовых последствий» (PDF) . OpenExp . Проверено 21 сентября 2019 г.
- ^ Сахеб, Ямина (февраль 2020 г.). «Модернизация Договора к Энергетической Хартии: глобальная трагедия, дорого обходящаяся налогоплательщикам» (PDF) . OpenExp . Проверено 19 февраля 2020 г.
- ^ Браух, Мартин Дитрих. «Должен ли Европейский Союз исправить Договор к Энергетической Хартии, выйти из него или отменить его?» . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Эберхардт, Пиа; Оливет, Сесилия; Стейнфорт, Лавиния (2018). Кэтрин Эйнджер (ред.). «Один договор, чтобы управлять ими всеми. Постоянно расширяющийся Договор Энергетической Хартии и полномочия, которые он дает корпорациям, чтобы остановить энергетический переход» (PDF) . Корпоративная Европейская Обсерватория (CEO) и Транснациональный Институт (TNI) . Проверено 6 сентября 2019 г.
- ^ Бернаскони-Остервальдер, Натали. «Распространение Энергетической Хартии на Африку и Азию: отмена реформы международного инвестиционного права?, 2017» . Международный институт устойчивого развития . Проверено 9 сентября 2019 г.
- ^ Вун, Таня (2 октября 2019 г.). «Модернизация Договора к Энергетической Хартии: как насчет прекращения действия? В: International Investment News, октябрьский специальный выпуск: «Международное управление инвестициями», доступное на английском, французском и испанском языках» . Международный институт устойчивого развития . Проверено 6 ноября 2019 г.
- ^ Санчес Николас, Елена. «Депутаты Европарламента призывают ЕС быть готовым отказаться от спорного энергетического договора» . Наблюдатель ЕС . Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Договор к Энергетической Хартии и связанные с ним документы: правовая основа международного энергетического сотрудничества» (PDF) . Международная Энергетическая Хартия . 2004. Архивировано из оригинала (PDF) 24 октября 2013 года.
- ^ Эндрю Э. Крамер (1 января 2006 г.), Россия сокращает поток природного газа в Украину, The New York Times .
- ^ «Энергетическая Хартия: Транзитный протокол» . Архивировано из оригинала 10 февраля 2012 года . Проверено 11 сентября 2012 г.
- ^ «РЕШЕНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ХАРТИИ» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б «ДОГОВОР ОБ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ХАРТИИ: РУКОВОДСТВО ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 февраля 2016 года.
- ^ «Члены и наблюдатели – Энергетическая Хартия» . www.energycharter.org .
- ^ Jump up to: а б «63. JKX Oil & Gas и др. против Украины – Энергетическая Хартия» . www.energycharter.org . Архивировано из оригинала 7 февраля 2021 года . Проверено 19 декабря 2019 г.
- ^ «Министр Йеттен: Нидерланды выходят из спорного энергетического договора» (на голландском языке). 18 октября 2022 г. . Проверено 18 октября 2022 г.
- ^ https://www.francetvinfo.fr/meteo/climat/climat-emmanuel-macron-annonce-que-la-france-va-se-retirer-du-traite-sur-la-charte-de-l-energie -судья-несовместим с-целями-парижского-соглашения_5431750.html
- ^ https://www.politico.eu/article/france-to-leave-energy-charter-treaty-says-macron/
- ^ Jump up to: а б «Германия выйдет из договора по ископаемому топливу» . Немецкая волна . 11 ноября 2022 г. Проверено 11 ноября 2022 г.
- ^ «Меморандум: Договор к Энергетической Хартии» (PDF) . Петформ. Архивировано (PDF) из оригинала 26 января 2016 года.
- ^ «Энергетическое сотрудничество региона Балтийского моря» . basrec.net . Проверено 13 декабря 2020 г.
- ^ Письмо о взаимопонимании о совместной деятельности между секретариатами.
- ^ Jump up to: а б «Франция – Энергетическая Хартия» . Проверено 14 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Германия – Энергетическая Хартия» . Проверено 14 апреля 2024 г.
- ^ «Италия – Энергетическая Хартия» . www.energycharter.org . Проверено 19 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Польша – Энергетическая Хартия» . Проверено 14 апреля 2024 г.
- ^ «МЕРКЕЛЬ ОТВЕЧАЕТ НА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПУТИНА» . Коммерсант . 13 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 9 апреля 2023 г. - через The New York Times.
- ↑ Россия ужесточает продажу энергии в Европу: иностранный доступ к трубопроводам запрещен, говорит чиновник , Джуди Демпси, International Herald Tribune, 12 декабря 2006 г.
- ^ Jump up to: а б «Арбитражная комиссия считает, что Договор к Энергетической Хартии 1994 года защищает иностранные инвестиции в энергетический сектор в бывшем Советском Союзе» . Скадден, Арпс, Слейт, Мигер и Флом . 5 февраля 2010 г. Архивировано (PDF) из оригинала 16 июля 2011 г. . Проверено 8 мая 2010 г.
- ↑ Джеймс Марсон (27 июля 2012 г.), Инвесторы ЮКОСа выиграли от России компенсацию ущерба на сумму более 2 миллионов долларов The Wall Street Journal .
- ^ «Россия украла ЮКОС и задолжала 50 миллиардов долларов, правила Международной комиссии» . Внешняя политика . Проверено 28 сентября 2015 г.
- ^ «Что на самом деле происходит с делом ЮКОСа» . Внешняя политика . Проверено 28 сентября 2015 г.
- ^ "Французский суд вынес решение в пользу российского "Роскосмоса" в деле о конфискации активов ЮКОСа" . Билатералс.орг . Проверено 12 апреля 2016 г.
- ^ «Голландский суд отменил решение против России на сумму 50 миллиардов долларов по делу ЮКОСа» . Билатералс.орг . Проверено 21 апреля 2016 г.
- ^ Нойяк, Амели (14 июня 2020 г.). «Дело об инвестициях в возобновляемую энергетику против Испании и стремление к последовательности регулирования» . КИЛ КДИ . Проверено 25 октября 2022 г.
- ^ «Гай Ленц (2022-настоящее время)» . Энергетическая Хартия . Архивировано из оригинала 24 июля 2022 года . Проверено 24 июля 2022 г.
- ^ «Заместитель генерального секретаря» . Энергетическая Хартия . Архивировано из оригинала 7 июля 2022 года . Проверено 24 июля 2022 г.
- ^ Договор к Энергетической Хартии и связанные с ним документы — Правовая основа международного энергетического сотрудничества (PDF) (Отчет). Секретариат Энергетической Хартии. Сентябрь 2004 г. Архивировано из оригинала (PDF) 24 октября 2013 г.
- ^ http://www.encharter.org/fileadmin/user_upload/Publications/BiH_EE_2012_ENG.pdf . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ http://www.encharter.org/fileadmin/user_upload/Publications/Poland_ICMS_2011_ENG.pdf . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Энергетическая Хартия: Публикации» . Архивировано из оригинала 22 июля 2012 года . Проверено 31 августа 2012 г.
- ^ «DLA Piper, Global Law Firm | Публикации | Трибунал по делу ЮКОСа признал, что Россия связана Договором к Энергетической Хартии» . Архивировано из оригинала 21 октября 2013 года . Проверено 31 августа 2012 г.
- ^ «Углубленный обзор энергоэффективности Хорватии (2005 г.) – Энергетическая хартия» . www.energycharter.org .
- ^ Jump up to: а б Вербек, Барт-Яап (15 декабря 2020 г.). «Разрушение мифов вокруг Договора к Энергетической Хартии» . СОМО . Проверено 10 февраля 2021 г.
- ^ Фергюсон, Джульетта (3 августа 2021 г.). «Как теневые суды угрожают климату» . Новый интернационалист . Проверено 3 августа 2021 г.
- ^ Лейтен, Йорг; ван дер Валле, Эрик (5 февраля 2021 г.). «Энергетическая компания RWE считает, что у нее больше шансов получить голландскую компенсацию в Вашингтоне» . НРК Хандельсблад.
- ^ Верманн, Бенджамин (5 февраля 2021 г.). «RWE подает в суд на Нидерланды с требованием компенсации в размере двух миллиардов евро за отказ штата от угля в 2030 году» . Провод чистой энергии . Берлин, Германия . Проверено 5 октября 2021 г.
- ^ Неслен, Артур (8 октября 2022 г.). «Европейская комиссия стремится положить конец секретной системе защиты запасов ископаемого топлива» . Хранитель . Лондон, Великобритания. ISSN 0261-3077 . Проверено 8 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Неслен, Артур (14 ноября 2022 г.). «Раскрыто: секретные суды, которые позволяют энергетическим компаниям предъявлять иски на миллиарды долларов, обвиняемые в «предвзятости» после ухода правительства» . Хранитель . Лондон, Великобритания. ISSN 0261-3077 . Проверено 14 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «ЕС движется к выходу из договора об инвестициях в энергетику» . ПОЛИТИКА . 7 июля 2023 г.
- ^ «Вклад Рабочей группы III в Шестой оценочный доклад МГЭИК (AR6-WG3)» . Проверено 13 декабря 2020 г.
- ^ «Положить конец защите ископаемых» . www.endfossilprotection.org . Проверено 13 декабря 2020 г.
- ^ «От Кромп-Колба до Пикетти: ученые призывают к выходу из Договора к Энергетической Хартии» . www.attac.at (на немецком языке) . Проверено 13 декабря 2020 г.
- ^ «Неясный энергетический пакт, который угрожает «Зеленому соглашению» ЕС» . ПОЛИТИКА . 18 декабря 2020 г. Проверено 14 января 2021 г.
- ^ Бернаскони-Остервальдер, Натали (24 июня 2021 г.). «Реформа Договора об Энергетической Хартии: почему выход является возможным – Новости инвестиционного договора» . Международный институт устойчивого развития . Проверено 7 августа 2021 г.
- ^ «ЕС пытается остановить паническое бегство из-за выхода из энергетического договора» . ПОЛИТИКА . 20 октября 2022 г. Проверено 10 июля 2023 г.
- ^ «Франция выйдет из Энергетической Хартии, — заявил Макрон» . ПОЛИТИКА . 21 октября 2022 г. Проверено 26 октября 2022 г.
- ^ Неслен, Артур (21 октября 2022 г.). «Франция становится последней страной, вышедшей из спорного Договора к Энергетической Хартии» . Хранитель . Лондон, Великобритания. ISSN 0261-3077 . Проверено 21 октября 2022 г.
- ^ Меза, Эдгар (14 ноября 2022 г.). «Германия выйдет из Договора к Энергетической Хартии, чтобы лучше бороться с изменением климата» . Провод чистой энергии . Берлин, Германия . Проверено 14 ноября 2022 г.
- ^ Министерство климата, энергетики и снабжения (13 апреля 2023 г.). «Дания выходит из Договора к Энергетической Хартии» . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Либорейро, Хорхе (7 июля 2023 г.). «Брюссель обсуждает выход всего ЕС из спорного Договора к Энергетической Хартии» . евроньюс.
- ^ «Великобритания пересматривает членство в энергетическом договоре» . Департамент энергетической безопасности и Net Zero правительства Великобритании и член парламента Грэм Стюарт. 1 сентября 2023 г.
- ↑ Великобритания может выйти из договора, «разрушающего климат», объявляет министр , Дамиан Кэррингтон, 1 сентября 2023 г., The Guardian.
- ^ Рикард, Клеоди (13 сентября 2023 г.). «У компаний, занимающихся добычей ископаемого топлива, есть секретное оружие. Вот как Британия может помочь им отобрать его» . Хранитель .
- ^ «Великобритания выходит из Договора к Энергетической Хартии» . GOV.UK. 22 февраля 2024 года. Архивировано из оригинала 22 февраля 2024 года . Проверено 22 февраля 2024 г.
- ^ «Великобритания выйдет из договора об энергетической хартии, который «наказывает за действия в области зеленого климата» . Небесные новости . 22 февраля 2024 года. Архивировано из оригинала 22 февраля 2024 года . Проверено 22 февраля 2024 г.
- ^ Абнетт, Кейт (7 марта 2024 г.). «Страны ЕС выйдут из энергетического договора из-за проблем с климатом, заявляют чиновники» . Проверено 8 марта 2023 г.
- ^ «Италия — Энергетическая Хартия» . www.energycharter.org . 31 июля 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Тексты договоров
- Сайт Энергетической Хартии
- Договор к Энергетической Хартии – Юридический документ
- Путеводитель по Договору к Энергетической Хартии
- Предварительная заявка ДЭХ
- Норико Йодогава и Александр М. Петерсон, «Возможность для прогресса: Китай, Центральная Азия и Договор к Энергетической Хартии», 8 Техасский журнал нефтегазового и энергетического права 111 (2013). [ постоянная мертвая ссылка ]
- Энергетическая политика
- Энергетическое право
- Энергетические договоры
- Международные энергетические организации
- Договоры, заключенные в 1994 г.
- Договоры вступили в силу в 1998 году.
- Договоры о создании межправительственных организаций
- Договоры распространены на Джерси
- Договоры распространены на остров Мэн
- Договоры Албании
- Договоры Армении
- Договоры Австрии
- Договоры Азербайджана
- Договоры Боснии и Герцеговины
- Договоры Бельгии
- Договоры Болгарии
- Договоры Хорватии
- Договоры Кипра
- Договоры Дании
- Договоры Эстонии
- Договоры Финляндии
- Договоры Франции
- Договоры Грузии (страны)
- Договоры Германии
- Договоры Греции
- Договоры Венгрии
- Договоры Ирландии
- Договоры Японии
- Договоры Казахстана
- Договоры Кыргызстана
- Договоры Латвии
- Договоры Лихтенштейна
- Договоры Литвы
- Договоры Люксембурга
- Мальтийские договоры
- Договоры Молдовы
- Договоры Монголии
- Договоры Польши
- Договоры Португалии
- Договоры Румынии
- Договоры России
- Договоры Словакии
- Договоры Словении
- Договоры Испании
- Договоры Швеции
- Договоры Швейцарии
- Договоры Таджикистана
- Договоры Чешской Республики
- Договоры Нидерландов
- Договоры Северной Македонии
- Договоры Соединенного Королевства
- Договоры Турции
- Договоры Туркменистана
- Договоры Украины
- Договоры Узбекистана