Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/114
Генеральная Ассамблея ООН 48/114 | |
---|---|
Дата | 20 декабря 1993 г. |
Номер встречи. | 48-я сессия, 85-е пленарное заседание |
Код | A/RES/48/114 ( Документ ) |
Предмет | Чрезвычайная международная помощь беженцам и вынужденным переселенцам в Азербайджане |
Итоги голосования |
|
Результат | Принят без голосования |
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/144 от 20 декабря 1993 года – это резолюция, в которой Генеральная Ассамблея выразила обеспокоенность продолжающейся деградацией гуманитарной ситуации в Азербайджане из-за перемещения значительного числа граждан из-за конфликта в Нагорном Карабахе и поддержки " чрезвычайная международная помощь беженцам и вынужденным переселенцам в Азербайджане». Резолюция озаглавлена «48/114. Чрезвычайная международная помощь беженцам и вынужденным переселенцам в Азербайджане». [1] Он стал пятым документом ООН, касающимся Нагорного Карабаха, и первым документом Генеральной Ассамблеи ООН о гуманитарной помощи пострадавшим от этого конфликта. [2] Эта резолюция стала первым международным документом, подтверждающим, что число беженцев и вынужденных переселенцев в Азербайджане превысило один миллион. [1] В документе не содержится какой-либо конкретной ссылки на предыдущие резолюции ООН по продолжающемуся конфликту, а есть «соответствующие резолюции, касающиеся гуманитарной помощи беженцам и перемещенным лицам». Резолюция была принята консенсусом без голосования. [3]
Фон
[ редактировать ]
В 1988 году, после начала Первой Карабахской войны , Азербайджан столкнулся с угрозой нарушения своей территориальной целостности. В 1992 году война начала обостряться, и многочисленные дипломатические усилия потерпели неудачу. [4] В результате усложнившейся проблемы беженцев Азербайджан стал первым государством СНГ , присоединившимся к Конвенции ООН о статусе беженцев и Протоколу 1967 года в феврале 1993 года вместе с Россией . [5] [6] Азербайджан мог выдержать сопротивление, однако к середине 1993 года он потерял контроль над Нагорным Карабахом и несколькими регионами, недавно освобожденными в ходе контрнаступления . [7] [8]
Вскоре после этого армянские войска захватили Кельбаджарский район в нарушение законов войны . [8] 30 апреля 1993 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 822, требующую «вывода всех оккупационных сил из Кельбаджарского района и других недавно оккупированных территорий Азербайджана» и призывающую к «беспрепятственному доступу для международных усилий по оказанию гуманитарной помощи в регионе... для облегчения ситуации». страдания гражданского населения». [9] Менее чем через неделю после захвата Государственный комитет Азербайджана по делам беженцев и вынужденных переселенцев сообщил, что зарегистрировано 9582 семьи из Кельбаджара. [10] Летом армянские силы добились значительных успехов в Агдаме , не выполнив резолюцию ООН. [8] К концу 1993 года азербайджано-иранская граница протяженностью 132 километра находилась под контролем Армении. [11] По оценкам Томаса де Ваала , конфликт вывел Азербайджан в «лидер» в мире по количеству беженцев на душу населения, поскольку каждый десятый житель страны был вынужден покинуть свой дом из-за конфликта. [7] тогда как УВКБ ООН оценило его как одного из восьми человек. [12]
Превратив около миллиона азербайджанцев в вынужденных переселенцев , крупномасштабная война привела к гуманитарному кризису, с которым Азербайджан не смог справиться в одиночку. [4] [13] На фоне обострения и ухудшения ситуации правительство последовательно приняло законодательные акты, предоставляющие льготы и гарантии беженцам и вынужденным переселенцам. [14] Начиная с января 1993 года ООН запустила программу гуманитарной помощи Азербайджану, которая должна вступить в силу к маю. После оккупации Кельбаджара и других районов количество вынужденных переселенцев сильно возросло, что привело к увеличению запросов со стороны Азербайджана, а, следовательно, к расширению объемов помощи, хотя существенно они и не изменились. [15] В июне 1993 года, учитывая резкое ухудшение гуманитарной ситуации в Азербайджане, ООН организовала межведомственную гуманитарную программу. [16] Хотя программа длилась с 1 июля 1993 г. по 31 марта 1994 г., [1] вскоре после его начала было установлено, что число беженцев и ВПЛ превысило один миллион. [16]
Как указано в резолюции №48/114, до принятия этого документа ряд государств, особенно соседние страны, оказывают необходимую гуманитарную помощь Азербайджану . Турецкий Красный Полумесяц выделил палаточные лагеря и одежду для до 100 тысяч вынужденных переселенцев в Агджабеди и Барде . Однако в 1996 году из-за нехватки средств организация была вынуждена покинуть страну, передав палатки Международному обществу Красного Креста и Красного Полумесяца . [17] 6 сентября 1993 года Азербайджан подписал протокол о гуманитарной помощи с Ираном . Соответственно, Хелал Ахмар в течение месяца разбил 7 палаточных лагерей для 55 000 вынужденных переселенцев. [11] Опасаясь возможной социальной нестабильности на своей северной границе, где в основном проживают этнические азербайджанцы , Иран разместил палатки для 100 000 перемещенных лиц в приграничном районе Имишли и переправил ВПЛ, насильственно бежавших через реку Аракс в Иран после оккупации Зангиланского района . [8]
История
[ редактировать ]23 сентября 1993 года Генеральная Ассамблея ООН (ГА ООН) приняла решение включить в повестку дня «Доклад Верховного комиссара по делам беженцев , вопросы, касающиеся беженцев, репатриантов и перемещенных лиц, и гуманитарные вопросы» (пункт 113). ) своей сорок восьмой сессии по рекомендации генерального комитета.
В ходе 34-го заседания Комитета по социальным, гуманитарным и культурным вопросам [18] 16 ноября 1993 года представитель Азербайджана от имени Афганистана , Азербайджана , Бангладеш , Боснии и Герцеговины , Коста-Рики , Кубы , Египта , Эфиопии , Ирана , Иордании , Кувейта , Киргизии , Малайзии , Марокко , Пакистана , Саудовской Аравии , Сьерры. Леоне , Таджикистан , Турция и Йемен представили проект резолюции под названием «Чрезвычайная международная помощь беженцам и перемещенным лицам в Азербайджане» (A/C.3/48/L.23). [19]
На заседании представитель Армении предложил поправки к проекту резолюции, состоящему из 14 пунктов (A/C.3/48/L.29). [20] Однако через 6 дней, 22 ноября 1993 года, на 38-м заседании председатель комитета заявил, что Армения отозвала свои поправки к проекту постановления. [19]
Страны-спонсоры
[ редактировать ]На следующем заседании представитель Азербайджана от имени Афганистана, Азербайджана, Бангладеш, Боснии и Герцеговины, Коста-Рики, Кубы, Египта, Эфиопии, Гвинеи-Бисау , Ирана, Иордании, Казахстана, Кувейта, Кыргызстана, Малайзии, Марокко, Пакистан, Республика Молдова, Саудовская Аравия, Сьерра-Леоне, Таджикистан, Турция, Украина и Йемен представили окончательный проект резолюции (A/C.3/48/L.23/Rev.1). Беларусь и Сенегал поддержали авторство пересмотренного проекта резолюции. [19]
Комитет одобрил проект резолюции (A/C.3/48/L.23/Rev.1) без голосования на 39-м заседании. Бельгия выступила с заявлением от имени Европейского Союза. В отчет комитета также включен проект резолюции под названием «Чрезвычайная международная помощь беженцам и вынужденным переселенцам в Азербайджане». Он был представлен на 48-м пленарном заседании ГА ООН (A/48/631). [19]
20 декабря 1993 года резолюция обсуждалась на пленарном заседании ГА ООН. Председатель 48-й сессии предложил принять резолюцию без голосования, и комитет одобрил такой курс действий. [21] Затем была принята и продолжена резолюция 48/114 под названием «Чрезвычайная международная помощь беженцам и перемещенным лицам в Азербайджане». [22]
Полный текст
[ редактировать ]Генеральная Ассамблея, напоминая о своих соответствующих резолюциях, касающихся гуманитарной помощи беженцам и перемещенным лицам, рассмотрев доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев, признавая каталитическую роль, которую Верховный комиссар играет вместе с международным сообществом и агентствами развития в содействие гуманитарной помощи и развитию с целью поиска долгосрочных и долгосрочных решений для беженцев и перемещенных лиц, выразив глубокую обеспокоенность продолжающимся ухудшением гуманитарной ситуации в Азербайджане из-за перемещения большого числа гражданских лиц.
Приветствуя усилия временного офиса ООН и Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Азербайджане по координации оценки потребностей и предоставления гуманитарной помощи.
Приветствуя также объединенную межучрежденческую гуманитарную программу Организации Объединенных Наций для Азербайджана на период с 1 июля 1993 года по 31 марта 1994 года. Выражая свою признательность государствам и межправительственным и неправительственным организациям, которые положительно отреагировали и продолжают реагировать на гуманитарные потребности Азербайджана Азербайджану, а также Генеральному секретарю и органам Организации Объединенных Наций для мобилизации и координации доставки соответствующей гуманитарной помощи.
Также выражаем признательность правительствам соседних государств, которые оказывают необходимую гуманитарную помощь, включая предоставление жилья и транзитных маршрутов через их территории для перемещенных лиц из Азербайджана.
Отмечая с тревогой, что гуманитарная ситуация в Азербайджане продолжает серьезно ухудшаться с момента принятия программы в июне 1993 года и что число беженцев и перемещенных лиц в Азербайджане недавно превысило один миллион.
сознавая, что беженцы и перемещенные лица находятся в опасном положении, сталкиваются с угрозой недоедания и болезней и что необходима соответствующая внешняя помощь для обеспечения продовольствием, медицинской помощью и необходимым кровом на зиму,
будучи глубоко обеспокоен огромным бременем, которое массовое присутствие беженцев и перемещенных лиц возложило на инфраструктуру страны,
Подтверждая острую необходимость продолжения международных действий по оказанию помощи Азербайджану в предоставлении жилья, медикаментов и продовольствия беженцам и перемещенным лицам, особенно наиболее уязвимым группам,
1. приветствует с признательностью усилия, предпринимаемые Генеральным секретарем по привлечению внимания международного сообщества к острым проблемам азербайджанских беженцев и перемещенных лиц и по мобилизации помощи для них;
2. Настоятельно призывает все государства, организации и программы Организации Объединенных Наций, специализированные учреждения и другие межправительственные и неправительственные организации предоставить адекватную и достаточную финансовую, медицинскую и материальную помощь азербайджанским беженцам и перемещенным лицам;
3. предлагает международным финансовым учреждениям и специализированным учреждениям, организациям и программам системы Организации Объединенных Наций, где это необходимо, доводить особые потребности азербайджанских беженцев и перемещенных лиц до сведения своих соответствующих руководящих органов для их рассмотрения и докладывать о решениях этих органов Генеральному секретарю;
4. предлагает Генеральному секретарю продолжать следить за общим положением беженцев и перемещенных лиц в Азербайджане и при необходимости оказывать свои добрые услуги;
5. просит Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев продолжать свои усилия совместно с соответствующими учреждениями Организации Объединенных Наций и межправительственными, правительственными и неправительственными организациями в целях консолидации и расширения основных услуг, предоставляемых беженцам и перемещенным лицам в Азербайджане;
6. просит Генерального секретаря представить Генеральной Ассамблее на ее сорок девятой сессии доклад о прогрессе, достигнутом в осуществлении настоящей резолюции.
Принят без голосования на 85-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 20 декабря 1993 г.
— A/RES/48/114 — 85-е пленарное заседание — 20 декабря 1993 г.
Последствия
[ редактировать ]
12 мая 1994 года стороны подписали при посредничестве России соглашение о прекращении огня, положившее конец Первой войне в Нагорном Карабахе. [23] которую некоторые назвали «безнадежной войной». [24] Даже после прекращения огня Иран оказывал гуманитарную помощь Саатлы и Имишли, Турция – Барде и Агджабеди, а Саудовская Аравия – Барде, снабжая Азербайджан палаточными лагерями и продовольствием. [8] Некоторые из этих лагерей были созданы в Билясуваре , Бейлагане и Сабирабаде . [25] После вооруженного конфликта вынужденные переселенцы поселились в основном в студенческих общежитиях, школах и других общественных зданиях Баку . [15] и в палатках, финских домах или повозках в прилегающих районах и районах. [26]
Вскоре после этого, согласно резолюции № 48/114, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев опубликовало доклад. После этого генеральный секретарь ООН опубликовал отчет, в котором отмечалось, что «Турция предоставила Азербайджану 51 миллион долларов США в виде гуманитарной и чрезвычайной помощи в 1993 году и в период с января по октябрь 1994 года, из которых 5 миллионов долларов были предназначены для Нахичеванской Автономной Республики ». Согласно отчету, партии гуманитарной помощи включали тонны пшеницы , продовольствия , медикаментов , предметов медицинского назначения, одеял , санитарно-гигиенического оборудования и мазута . [27]
По состоянию на 13 сентября 1994 года, помимо Турции, Ирана и Саудовской Аравии, донорами Азербайджана были: Египет , Пакистан , Швейцария , США , Европейский Союз , Всемирный Банк , Великобритания , Норвегия , Япония , Международная Федерация Красного Креста и Красного Полумесяца. Общества , Oxfam UK , Médecins Sans Frontières ( Бельгия ), Relief International (США), Care International ( Канада ) и ADRA (США). [25]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (1993 г.). «А/РЕЗ/48/114» . undocs.org . Объединенные Нации. Архивировано из оригинала 18 октября 2022 г. Проверено 21 декабря 2022 г.
- ^ Резолюции ООН 822, 853, 874 и 884:
- «Резолюция 822 (1993)» (PDF) . unscr.com . Совет Безопасности ООН. 30 апреля 1993 года.
- «Резолюция 853 (1993)» (PDF) . unscr.com . Совет Безопасности ООН. 29 июля 1993 года.
- «Резолюция 874 (1993)» (PDF) . unscr.com . Совет Безопасности ООН. 14 октября 1993 г.
- «Резолюция 884 (1993)» (PDF) . unscr.com . Совет Безопасности ООН. 12 ноября 1993 г.
- ^ Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (1993 г.). "А/48/PV.85" . undocs.org . Объединенные Нации . Проверено 21 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Оганес Гёкджян (2016). Переговоры по армяно-азербайджанскому миру: возможности, препятствия, перспективы . Нью-Йорк: Рутледж . п. 12. ISBN 9781315597621 .
- ^ Национальный Меджлис (8 декабря 1992 г.). «Решение Милли Меджлиса Азербайджанской Республики о присоединении Азербайджанской Республики к Конвенции и Протоколу ООН о статусе беженцев» . e-ganun.az (на азербайджанском языке). Единая электронная база правовых актов. Архивировано из оригинала 14 ноября 2018 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
- ^ Верховный комиссар ООН по делам беженцев (2000 г.). «Перемещение в бывшем советском регионе». Положение беженцев в мире, 2000 г.: пятьдесят лет гуманитарной деятельности . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 198. ИСБН 0-19-924106-6 .
- ^ Jump up to: а б Де Ваал, Томас (2003). Черный сад: Армения и Азербайджан через мир и войну . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. стр. 195–218. ISBN 0-8147-1945-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и «Организация Хьюман Райтс Вотч» (PDF) . www.hrw.org . Архивировано из оригинала 28 июня 2020 года . Проверено 12 сентября 2017 г.
- ^ «Резолюция 822 (1993)» (PDF) . unscr.com . Совет Безопасности ООН. 30 апреля 1993 г. Архивировано (PDF) из оригинала 1 ноября 2020 г. . Проверено 22 декабря 2022 г.
- ^ Мамедов, Сохбет (5 April 1993). "Азербайджан: 10 тысяч семей стали беженцами" (in Russian). Москва: Известия.
- ^ Jump up to: а б Муса Гасымлы (2015). Дипломатическая история Азербайджанской Республики / внешняя политика Азербайджанской Республики (1991-2003 годы) (PDF) (на азербайджанском языке). Том. Часть I. Мой переводчик. стр. 270, 572. ISBN 978-995228-208-5 .
- ^ «Публикация УВКБ ООН для конференции СНГ (Перемещение в СНГ) – Конфликты на Кавказе» . УВКБ ООН. 1 мая 1996 г. Архивировано из оригинала 30 ноября 2022 г.
- ^ Матвеева, Анна (2002). «Нагорный Карабах: простой территориальный конфликт». В Ван Тонгерене, Пол; Ван Де Вин, Ганс; Верховен, Джульетта (ред.). В поисках мира в Европе и Евразии: обзор деятельности по предотвращению конфликтов и миростроительству (проект Европейского центра по предотвращению конфликтов) . Паб Линн Риннер . п. 447. ИСБН 978-1588260796 .
- ^ Хелтон, Артур; Воронина, Наталья (2000). «Глава 4: Национальные механизмы - Азербайджан». Вынужденное перемещение и человеческая безопасность в бывшем Советском Союзе: право и политика . США: Транснациональные издательства. п. 99.
- ^ Jump up to: а б Верховный комиссар ООН по делам беженцев (1 августа 1994 г.). «Деятельность УВКБ ООН, финансируемая за счет добровольных фондов: отчет за 1993-1994 годы и предлагаемые программы и бюджет на 1995 год. Часть 3, Европа. Раздел 4, Азербайджан / представлено Верховным комиссаром» . digitallibrary.un.org . ООН. Архивировано из оригинала 26 декабря 2022 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Бертуччи, Мэри Лу (1996). «Основные статьи — Азербайджан». Энциклопедия прав человека . Вашингтон, округ Колумбия: Тейлор и Фрэнсис. п. 129. ИСБН 1-56032-362-0 .
- ^ Сарыер, Дидем Экинджи (январь 2016 г.). «Тюрция и Южный Кавказ в дипломатии от государства к личности». В Смарт, Эрман (ред.). Иностранная помощь в Турции и мире (на турецком языке). Нобелевское академическое издательство. п. 296. ИСБН 978-605-320-317-9 .
- ^ «Генеральная Ассамблея ООН – Третий комитет – Социальные, гуманитарные и культурные вопросы» . www.un.org . Проверено 20 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Доклад Верховного комиссара по делам беженцев, вопросы, касающиеся беженцев, репатриантов и перемещенных лиц, и гуманитарные вопросы» (PDF) . www.data.un.org . Проверено 20 декабря 2017 г.
- ^ «Доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев, вопросы, касающиеся беженцев, репатриантов и перемещенных лиц, и гуманитарные вопросы. Армения: предлагаемые поправки к проекту резолюции A/C.3/48/L.23» (PDF) . www.data.un.org .
- ^ "А/48/PV.85-Е" . undocs.org . Проверено 20 декабря 2017 г.
- ^ «A/RES/48/114. Чрезвычайная международная помощь беженцам и вынужденным переселенцам в Азербайджане» . www.un.org . Проверено 15 октября 2018 г.
- ^ Р. ДеРуэн, Карл; Хи, Великобритания (2007). Гражданские войны в мире: основные конфликты после Второй мировой войны . Нью-Йорк: ABC-CLIO. п. 156. ИСБН 1-85109-920-4 .
- ^ «Закавказская конференция порождает диалог». Журнал Института мира США . В (5): 7 октября 1992 г.
- ^ Jump up to: а б ООН. Генеральный секретарь (13 сентября 1994 г.). «Чрезвычайная международная помощь беженцам и перемещенным лицам в Азербайджане: доклад Генерального секретаря (А/49/380)» . digitallibrary.un.org . ООН. Архивировано из оригинала 26 декабря 2022 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
- ^ Фарзалиев, Фирдовси (27 ноября 2010 г.). «Жизнь иммигранта...» Восточная газета : 7. Архивировано из оригинала 26 декабря 2022 г. Проверено 26 декабря 2022 г.
- ^ ООН. Генеральный секретарь (10 ноября 1994 г.). «Чрезвычайная международная помощь беженцам и перемещенным лицам в Азербайджане: доклад Генерального секретаря. (A/49/380/Add.1)» . ООН. Архивировано из оригинала 26 декабря 2022 года . Проверено 26 декабря 2022 г.