Jump to content

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/114

Генеральная Ассамблея ООН 48/114
Дата 20 декабря 1993 г.
Номер встречи. 48-я сессия, 85-е пленарное заседание
Код A/RES/48/114 ( Документ )
Предмет Чрезвычайная международная помощь беженцам и вынужденным переселенцам в Азербайджане
Итоги голосования
  • никто не голосовал против
  • никто не воздержался
Результат Принят без голосования

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/144 от 20 декабря 1993 года – это резолюция, в которой Генеральная Ассамблея выразила обеспокоенность продолжающейся деградацией гуманитарной ситуации в Азербайджане из-за перемещения значительного числа граждан из-за конфликта в Нагорном Карабахе и поддержки " чрезвычайная международная помощь беженцам и вынужденным переселенцам в Азербайджане». Резолюция озаглавлена ​​«48/114. Чрезвычайная международная помощь беженцам и вынужденным переселенцам в Азербайджане». [1] Он стал пятым документом ООН, касающимся Нагорного Карабаха, и первым документом Генеральной Ассамблеи ООН о гуманитарной помощи пострадавшим от этого конфликта. [2] Эта резолюция стала первым международным документом, подтверждающим, что число беженцев и вынужденных переселенцев в Азербайджане превысило один миллион. [1] В документе не содержится какой-либо конкретной ссылки на предыдущие резолюции ООН по продолжающемуся конфликту, а есть «соответствующие резолюции, касающиеся гуманитарной помощи беженцам и перемещенным лицам». Резолюция была принята консенсусом без голосования. [3]

Перемещенные мирные жители из Кельбаджара бегут через Муровдаг (1993 г.)

В 1988 году, после начала Первой Карабахской войны , Азербайджан столкнулся с угрозой нарушения своей территориальной целостности. В 1992 году война начала обостряться, и многочисленные дипломатические усилия потерпели неудачу. [4] В результате усложнившейся проблемы беженцев Азербайджан стал первым государством СНГ , присоединившимся к Конвенции ООН о статусе беженцев и Протоколу 1967 года в феврале 1993 года вместе с Россией . [5] [6] Азербайджан мог выдержать сопротивление, однако к середине 1993 года он потерял контроль над Нагорным Карабахом и несколькими регионами, недавно освобожденными в ходе контрнаступления . [7] [8]

Вскоре после этого армянские войска захватили Кельбаджарский район в нарушение законов войны . [8] 30 апреля 1993 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 822, требующую «вывода всех оккупационных сил из Кельбаджарского района и других недавно оккупированных территорий Азербайджана» и призывающую к «беспрепятственному доступу для международных усилий по оказанию гуманитарной помощи в регионе... для облегчения ситуации». страдания гражданского населения». [9] Менее чем через неделю после захвата Государственный комитет Азербайджана по делам беженцев и вынужденных переселенцев сообщил, что зарегистрировано 9582 семьи из Кельбаджара. [10] Летом армянские силы добились значительных успехов в Агдаме , не выполнив резолюцию ООН. [8] К концу 1993 года азербайджано-иранская граница протяженностью 132 километра находилась под контролем Армении. [11] По оценкам Томаса де Ваала , конфликт вывел Азербайджан в «лидер» в мире по количеству беженцев на душу населения, поскольку каждый десятый житель страны был вынужден покинуть свой дом из-за конфликта. [7] тогда как УВКБ ООН оценило его как одного из восьми человек. [12]

Превратив около миллиона азербайджанцев в вынужденных переселенцев , крупномасштабная война привела к гуманитарному кризису, с которым Азербайджан не смог справиться в одиночку. [4] [13] На фоне обострения и ухудшения ситуации правительство последовательно приняло законодательные акты, предоставляющие льготы и гарантии беженцам и вынужденным переселенцам. [14] Начиная с января 1993 года ООН запустила программу гуманитарной помощи Азербайджану, которая должна вступить в силу к маю. После оккупации Кельбаджара и других районов количество вынужденных переселенцев сильно возросло, что привело к увеличению запросов со стороны Азербайджана, а, следовательно, к расширению объемов помощи, хотя существенно они и не изменились. [15] В июне 1993 года, учитывая резкое ухудшение гуманитарной ситуации в Азербайджане, ООН организовала межведомственную гуманитарную программу. [16] Хотя программа длилась с 1 июля 1993 г. по 31 марта 1994 г., [1] вскоре после его начала было установлено, что число беженцев и ВПЛ превысило один миллион. [16]

Как указано в резолюции №48/114, до принятия этого документа ряд государств, особенно соседние страны, оказывают необходимую гуманитарную помощь Азербайджану . Турецкий Красный Полумесяц выделил палаточные лагеря и одежду для до 100 тысяч вынужденных переселенцев в Агджабеди и Барде . Однако в 1996 году из-за нехватки средств организация была вынуждена покинуть страну, передав палатки Международному обществу Красного Креста и Красного Полумесяца . [17] 6 сентября 1993 года Азербайджан подписал протокол о гуманитарной помощи с Ираном . Соответственно, Хелал Ахмар в течение месяца разбил 7 палаточных лагерей для 55 000 вынужденных переселенцев. [11] Опасаясь возможной социальной нестабильности на своей северной границе, где в основном проживают этнические азербайджанцы , Иран разместил палатки для 100 000 перемещенных лиц в приграничном районе Имишли и переправил ВПЛ, насильственно бежавших через реку Аракс в Иран после оккупации Зангиланского района . [8]

23 сентября 1993 года Генеральная Ассамблея ООН (ГА ООН) приняла решение включить в повестку дня «Доклад Верховного комиссара по делам беженцев , вопросы, касающиеся беженцев, репатриантов и перемещенных лиц, и гуманитарные вопросы» (пункт 113). ) своей сорок восьмой сессии по рекомендации генерального комитета.

В ходе 34-го заседания Комитета по социальным, гуманитарным и культурным вопросам [18] 16 ноября 1993 года представитель Азербайджана от имени Афганистана , Азербайджана , Бангладеш , Боснии и Герцеговины , Коста-Рики , Кубы , Египта , Эфиопии , Ирана , Иордании , Кувейта , Киргизии , Малайзии , Марокко , Пакистана , Саудовской Аравии , Сьерры. Леоне , Таджикистан , Турция и Йемен представили проект резолюции под названием «Чрезвычайная международная помощь беженцам и перемещенным лицам в Азербайджане» (A/C.3/48/L.23). [19]

На заседании представитель Армении предложил поправки к проекту резолюции, состоящему из 14 пунктов (A/C.3/48/L.29). [20] Однако через 6 дней, 22 ноября 1993 года, на 38-м заседании председатель комитета заявил, что Армения отозвала свои поправки к проекту постановления. [19]

Страны-спонсоры

[ редактировать ]

На следующем заседании представитель Азербайджана от имени Афганистана, Азербайджана, Бангладеш, Боснии и Герцеговины, Коста-Рики, Кубы, Египта, Эфиопии, Гвинеи-Бисау , Ирана, Иордании, Казахстана, Кувейта, Кыргызстана, Малайзии, Марокко, Пакистан, Республика Молдова, Саудовская Аравия, Сьерра-Леоне, Таджикистан, Турция, Украина и Йемен представили окончательный проект резолюции (A/C.3/48/L.23/Rev.1). Беларусь и Сенегал поддержали авторство пересмотренного проекта резолюции. [19]

Комитет одобрил проект резолюции (A/C.3/48/L.23/Rev.1) без голосования на 39-м заседании. Бельгия выступила с заявлением от имени Европейского Союза. В отчет комитета также включен проект резолюции под названием «Чрезвычайная международная помощь беженцам и вынужденным переселенцам в Азербайджане». Он был представлен на 48-м пленарном заседании ГА ООН (A/48/631). [19]

20 декабря 1993 года резолюция обсуждалась на пленарном заседании ГА ООН. Председатель 48-й сессии предложил принять резолюцию без голосования, и комитет одобрил такой курс действий. [21] Затем была принята и продолжена резолюция 48/114 под названием «Чрезвычайная международная помощь беженцам и перемещенным лицам в Азербайджане». [22]

Полный текст

[ редактировать ]

Генеральная Ассамблея, напоминая о своих соответствующих резолюциях, касающихся гуманитарной помощи беженцам и перемещенным лицам, рассмотрев доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев, признавая каталитическую роль, которую Верховный комиссар играет вместе с международным сообществом и агентствами развития в содействие гуманитарной помощи и развитию с целью поиска долгосрочных и долгосрочных решений для беженцев и перемещенных лиц, выразив глубокую обеспокоенность продолжающимся ухудшением гуманитарной ситуации в Азербайджане из-за перемещения большого числа гражданских лиц.

Приветствуя усилия временного офиса ООН и Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Азербайджане по координации оценки потребностей и предоставления гуманитарной помощи.

Приветствуя также объединенную межучрежденческую гуманитарную программу Организации Объединенных Наций для Азербайджана на период с 1 июля 1993 года по 31 марта 1994 года. Выражая свою признательность государствам и межправительственным и неправительственным организациям, которые положительно отреагировали и продолжают реагировать на гуманитарные потребности Азербайджана Азербайджану, а также Генеральному секретарю и органам Организации Объединенных Наций для мобилизации и координации доставки соответствующей гуманитарной помощи.

Также выражаем признательность правительствам соседних государств, которые оказывают необходимую гуманитарную помощь, включая предоставление жилья и транзитных маршрутов через их территории для перемещенных лиц из Азербайджана.

Отмечая с тревогой, что гуманитарная ситуация в Азербайджане продолжает серьезно ухудшаться с момента принятия программы в июне 1993 года и что число беженцев и перемещенных лиц в Азербайджане недавно превысило один миллион.

сознавая, что беженцы и перемещенные лица находятся в опасном положении, сталкиваются с угрозой недоедания и болезней и что необходима соответствующая внешняя помощь для обеспечения продовольствием, медицинской помощью и необходимым кровом на зиму,

будучи глубоко обеспокоен огромным бременем, которое массовое присутствие беженцев и перемещенных лиц возложило на инфраструктуру страны,

Подтверждая острую необходимость продолжения международных действий по оказанию помощи Азербайджану в предоставлении жилья, медикаментов и продовольствия беженцам и перемещенным лицам, особенно наиболее уязвимым группам,

1. приветствует с признательностью усилия, предпринимаемые Генеральным секретарем по привлечению внимания международного сообщества к острым проблемам азербайджанских беженцев и перемещенных лиц и по мобилизации помощи для них;

2. Настоятельно призывает все государства, организации и программы Организации Объединенных Наций, специализированные учреждения и другие межправительственные и неправительственные организации предоставить адекватную и достаточную финансовую, медицинскую и материальную помощь азербайджанским беженцам и перемещенным лицам;

3. предлагает международным финансовым учреждениям и специализированным учреждениям, организациям и программам системы Организации Объединенных Наций, где это необходимо, доводить особые потребности азербайджанских беженцев и перемещенных лиц до сведения своих соответствующих руководящих органов для их рассмотрения и докладывать о решениях этих органов Генеральному секретарю;

4. предлагает Генеральному секретарю продолжать следить за общим положением беженцев и перемещенных лиц в Азербайджане и при необходимости оказывать свои добрые услуги;

5. просит Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев продолжать свои усилия совместно с соответствующими учреждениями Организации Объединенных Наций и межправительственными, правительственными и неправительственными организациями в целях консолидации и расширения основных услуг, предоставляемых беженцам и перемещенным лицам в Азербайджане;

6. просит Генерального секретаря представить Генеральной Ассамблее на ее сорок девятой сессии доклад о прогрессе, достигнутом в осуществлении настоящей резолюции.

Принят без голосования на 85-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 20 декабря 1993 г.

A/RES/48/114 — 85-е пленарное заседание — 20 декабря 1993 г.

Последствия

[ редактировать ]
Свадебная церемония в палаточном лагере вынужденных переселенцев в Тертере (режиссер Ильгар Джафаров , 1996 год)

12 мая 1994 года стороны подписали при посредничестве России соглашение о прекращении огня, положившее конец Первой войне в Нагорном Карабахе. [23] которую некоторые назвали «безнадежной войной». [24] Даже после прекращения огня Иран оказывал гуманитарную помощь Саатлы и Имишли, Турция – Барде и Агджабеди, а Саудовская Аравия – Барде, снабжая Азербайджан палаточными лагерями и продовольствием. [8] Некоторые из этих лагерей были созданы в Билясуваре , Бейлагане и Сабирабаде . [25] После вооруженного конфликта вынужденные переселенцы поселились в основном в студенческих общежитиях, школах и других общественных зданиях Баку . [15] и в палатках, финских домах или повозках в прилегающих районах и районах. [26]

Вскоре после этого, согласно резолюции № 48/114, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев опубликовало доклад. После этого генеральный секретарь ООН опубликовал отчет, в котором отмечалось, что «Турция предоставила Азербайджану 51 миллион долларов США в виде гуманитарной и чрезвычайной помощи в 1993 году и в период с января по октябрь 1994 года, из которых 5 миллионов долларов были предназначены для Нахичеванской Автономной Республики ». Согласно отчету, партии гуманитарной помощи включали тонны пшеницы , продовольствия , медикаментов , предметов медицинского назначения, одеял , санитарно-гигиенического оборудования и мазута . [27]

По состоянию на 13 сентября 1994 года, помимо Турции, Ирана и Саудовской Аравии, донорами Азербайджана были: Египет , Пакистан , Швейцария , США , Европейский Союз , Всемирный Банк , Великобритания , Норвегия , Япония , Международная Федерация Красного Креста и Красного Полумесяца. Общества , Oxfam UK , Médecins Sans Frontières ( Бельгия ), Relief International (США), Care International ( Канада ) и ADRA (США). [25]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (1993 г.). «А/РЕЗ/48/114» . undocs.org . Объединенные Нации. Архивировано из оригинала 18 октября 2022 г. Проверено 21 декабря 2022 г.
  2. ^ Резолюции ООН 822, 853, 874 и 884:
  3. ^ Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (1993 г.). "А/48/PV.85" . undocs.org . Объединенные Нации . Проверено 21 декабря 2022 г.
  4. ^ Jump up to: а б Оганес Гёкджян (2016). Переговоры по армяно-азербайджанскому миру: возможности, препятствия, перспективы . Нью-Йорк: Рутледж . п. 12. ISBN  9781315597621 .
  5. ^ Национальный Меджлис (8 декабря 1992 г.). «Решение Милли Меджлиса Азербайджанской Республики о присоединении Азербайджанской Республики к Конвенции и Протоколу ООН о статусе беженцев» . e-ganun.az (на азербайджанском языке). Единая электронная база правовых актов. Архивировано из оригинала 14 ноября 2018 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
  6. ^ Верховный комиссар ООН по делам беженцев (2000 г.). «Перемещение в бывшем советском регионе». Положение беженцев в мире, 2000 г.: пятьдесят лет гуманитарной деятельности . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 198. ИСБН  0-19-924106-6 .
  7. ^ Jump up to: а б Де Ваал, Томас (2003). Черный сад: Армения и Азербайджан через мир и войну . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. стр. 195–218. ISBN  0-8147-1945-7 .
  8. ^ Jump up to: а б с д и «Организация Хьюман Райтс Вотч» (PDF) . www.hrw.org . Архивировано из оригинала 28 июня 2020 года . Проверено 12 сентября 2017 г.
  9. ^ «Резолюция 822 (1993)» (PDF) . unscr.com . Совет Безопасности ООН. 30 апреля 1993 г. Архивировано (PDF) из оригинала 1 ноября 2020 г. . Проверено 22 декабря 2022 г.
  10. ^ Мамедов, Сохбет (5 April 1993). "Азербайджан: 10 тысяч семей стали беженцами" (in Russian). Москва: Известия.
  11. ^ Jump up to: а б Муса Гасымлы (2015). Дипломатическая история Азербайджанской Республики / внешняя политика Азербайджанской Республики (1991-2003 годы) (PDF) (на азербайджанском языке). Том. Часть I. Мой переводчик. стр. 270, 572. ISBN  978-995228-208-5 .
  12. ^ «Публикация УВКБ ООН для конференции СНГ (Перемещение в СНГ) – Конфликты на Кавказе» . УВКБ ООН. 1 мая 1996 г. Архивировано из оригинала 30 ноября 2022 г.
  13. ^ Матвеева, Анна (2002). «Нагорный Карабах: простой территориальный конфликт». В Ван Тонгерене, Пол; Ван Де Вин, Ганс; Верховен, Джульетта (ред.). В поисках мира в Европе и Евразии: обзор деятельности по предотвращению конфликтов и миростроительству (проект Европейского центра по предотвращению конфликтов) . Паб Линн Риннер . п. 447. ИСБН  978-1588260796 .
  14. ^ Хелтон, Артур; Воронина, Наталья (2000). «Глава 4: Национальные механизмы - Азербайджан». Вынужденное перемещение и человеческая безопасность в бывшем Советском Союзе: право и политика . США: Транснациональные издательства. п. 99.
  15. ^ Jump up to: а б Верховный комиссар ООН по делам беженцев (1 августа 1994 г.). «Деятельность УВКБ ООН, финансируемая за счет добровольных фондов: отчет за 1993-1994 годы и предлагаемые программы и бюджет на 1995 год. Часть 3, Европа. Раздел 4, Азербайджан / представлено Верховным комиссаром» . digitallibrary.un.org . ООН. Архивировано из оригинала 26 декабря 2022 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
  16. ^ Jump up to: а б Бертуччи, Мэри Лу (1996). «Основные статьи — Азербайджан». Энциклопедия прав человека . Вашингтон, округ Колумбия: Тейлор и Фрэнсис. п. 129. ИСБН  1-56032-362-0 .
  17. ^ Сарыер, Дидем Экинджи (январь 2016 г.). «Тюрция и Южный Кавказ в дипломатии от государства к личности». В Смарт, Эрман (ред.). Иностранная помощь в Турции и мире (на турецком языке). Нобелевское академическое издательство. п. 296. ИСБН  978-605-320-317-9 .
  18. ^ «Генеральная Ассамблея ООН – Третий комитет – Социальные, гуманитарные и культурные вопросы» . www.un.org . Проверено 20 декабря 2017 г.
  19. ^ Jump up to: а б с д «Доклад Верховного комиссара по делам беженцев, вопросы, касающиеся беженцев, репатриантов и перемещенных лиц, и гуманитарные вопросы» (PDF) . www.data.un.org . Проверено 20 декабря 2017 г.
  20. ^ «Доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев, вопросы, касающиеся беженцев, репатриантов и перемещенных лиц, и гуманитарные вопросы. Армения: предлагаемые поправки к проекту резолюции A/C.3/48/L.23» (PDF) . www.data.un.org .
  21. ^ "А/48/PV.85-Е" . undocs.org . Проверено 20 декабря 2017 г.
  22. ^ «A/RES/48/114. Чрезвычайная международная помощь беженцам и вынужденным переселенцам в Азербайджане» . www.un.org . Проверено 15 октября 2018 г.
  23. ^ Р. ДеРуэн, Карл; Хи, Великобритания (2007). Гражданские войны в мире: основные конфликты после Второй мировой войны . Нью-Йорк: ABC-CLIO. п. 156. ИСБН  1-85109-920-4 .
  24. ^ «Закавказская конференция порождает диалог». Журнал Института мира США . В (5): 7 октября 1992 г.
  25. ^ Jump up to: а б ООН. Генеральный секретарь (13 сентября 1994 г.). «Чрезвычайная международная помощь беженцам и перемещенным лицам в Азербайджане: доклад Генерального секретаря (А/49/380)» . digitallibrary.un.org . ООН. Архивировано из оригинала 26 декабря 2022 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
  26. ^ Фарзалиев, Фирдовси (27 ноября 2010 г.). «Жизнь иммигранта...» Восточная газета : 7. Архивировано из оригинала 26 декабря 2022 г. Проверено 26 декабря 2022 г.
  27. ^ ООН. Генеральный секретарь (10 ноября 1994 г.). «Чрезвычайная международная помощь беженцам и перемещенным лицам в Азербайджане: доклад Генерального секретаря. (A/49/380/Add.1)» . ООН. Архивировано из оригинала 26 декабря 2022 года . Проверено 26 декабря 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3e5ca65ba26c1062c9dc92eb5cef0f21__1719874440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3e/21/3e5ca65ba26c1062c9dc92eb5cef0f21.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
United Nations General Assembly Resolution 48/114 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)