Споры в России относительно легитимности расширения НАТО на восток
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( Июль 2022 г. ) |
Споры в России относительно легитимности расширения НАТО на восток связаны с последствиями революций 1989 года , когда переход Советскому союзных Союзу коммунистических государств к оппозиционным партиям поставил под вопрос европейские сферы влияния . В документах США утверждается, что договоренность о нерасширении НАТО на Восточную Европу состоялась устно [1] и альянс нарушил его своим расширением [1] [2] [3] [4] при этом лидеры альянса утверждают, что такого обещания не было дано [5] и что такое решение могло быть принято только в письменной форме. [6] [7] Президент СССР Михаил Горбачев , участвовавший в переговорах 1990 года, впоследствии высказывался о существовании «гарантии нерасширения НАТО на восток» непоследовательно, подтверждая ее существование в некоторых интервью. [8] [9] и опровергая в других. [10] [11] Среди академических исследователей мнения о наличии или отсутствии соглашения о непродлении также расходятся. [12] [13]

Активная дискуссия по этому вопросу развернулась в России и в мире на фоне российских предложений по международной безопасности в конце 2021 года и обострения ситуации вокруг российского вторжения в Украину в 2022 году . Позиция России в таких обстоятельствах заключается в том, что вопрос о существовании соглашения о нерасширении НАТО в восточном направлении должен рассматриваться в контексте отношений между Россией и НАТО и Россией и США, поскольку он определяет вероятность потенциально возможного вступления Украины в НАТО, что считается угрозой для России. [14] Руководство НАТО отмечает, что решение об ограничении расширения НАТО никогда не принималось, а его принятие повлечет за собой изменение основополагающих документов альянса, а поддержка Украины со стороны НАТО не может представлять угрозу для России. [15]
Исторический контекст
[ редактировать ]Предложение не расширять НАТО на восток, которое было одним из способов, с помощью которых западные страны взяли на себя инициативу в вопросе воссоединения Германии и уменьшения возможности влияния Советского Союза на этот процесс, [12] была основана на положениях речи министра иностранных дел Германии Ганса-Дитриха Геншера в Тутцинге, озвученной 31 января 1990 года. [13] В нем министр, среди прочего, призвал НАТО недвусмысленно заявить: «Что бы ни происходило в странах Варшавского договора , расширения территории НАТО на восток, то есть ближе к границам Советского Союза, не будет». Союз». [16] [17] Речь Геншера была подготовлена им без согласования с канцлером Германии Гельмутом Колем , которому он был политическим конкурентом накануне предстоящих парламентских выборов и у которого стремился «перехватить лавры объединителя Германии». [18] в то же время его предложения вызвали интерес у руководства западных стран, которое стало рассматривать возможность получения согласия СССР на объединение Германии в обмен на ограничение расширения НАТО. [12] 2 февраля министр изложил свой план госсекретарю США Джеймсу Бейкеру . [12] а 6 февраля — министру иностранных дел Великобритании Дугласу Херду . [18] Геншер пояснил, что предлагаемое ограничение будет распространяться как на ГДР , так и на страны Восточной Европы . [12] [18] [19] [20] [21] Через 10 дней после выступления в Тутцинге Геншер повторил свои слова в интервью советскому министру иностранных дел Эдуарду Шеварднадзе : «Нам ясно, что членство в НАТО создаёт трудные проблемы. Однако нам ясно одно: НАТО не будет расширяться до восток». [22] Двумя днями позже Геншер повторяет это заявление на пресс-конференции с Бейкером в Вашингтоне: «Как я уже сказал, НАТО не имеет намерений расширяться на восток». [22]
Американо западногерманская - позиция стала основой переговоров 7–10 февраля 1990 г. с СССР. [12] который стал ключевым в споре о существовании соглашения, последовавшем годы спустя. [12] В ходе этих переговоров представители США и Западной Германии неоднократно связывали объединение Германии с ограничением расширения НАТО. [23] [24] Так, 9 февраля 1990 года на встрече с Шеварднадзе Джеймс Бейкер заявил, что США стремятся к объединенной Германии, которая останется «прочно связанной с НАТО», обещая при этом «железные гарантии того, что юрисдикция или силы НАТО не будет двигаться на восток». [25] Позже в тот же день на встрече с президентом СССР Михаилом Горбачевым он признал, что «для Советского Союза и других европейских стран важно иметь гарантии того, что, если Соединенные Штаты сохранят свое присутствие в Германии в рамках НАТО, будут никакого расширения юрисдикции или военного присутствия НАТО ни на дюйм в восточном направлении». и, кроме того, он спросил Горбачева, предпочтет ли он объединенную Германию «вне НАТО, полностью независимую, без американских войск , или единую Германию, сохраняющую связи с НАТО, но с гарантией того, что юрисдикция или войска НАТО не будут простираться к востоку от нынешней линии». Когда Горбачев ответил, что «расширение зоны НАТО недопустимо», Бейкер с этим согласился. В ответ глава советского государства сказал Бейкеру, что «многое из того, что вы сказали, кажется реалистичным» и призвал его «подумать об этом». [12] [26] [27] [28] Бейкер на пресс-конференции в Москве в тот же день обнародовал результат обмена мнениями, заявив, что Соединенные Штаты предложили, чтобы смягчить обеспокоенность «тех, кто находится к востоку от Германии», [29] [12] предотвратить расширение сил НАТО в восточном направлении и заявил, что объединение Германии, согласно позиции США, вряд ли возможно без «определенных гарантий безопасности» в отношении продвижения сил НАТО или ее операции на восток. [29] Позже, в своем пресс-релизе, разосланном посольствам 13 февраля, Госдепартамент США указал, что «госсекретарь ясно дал понять, что США поддерживают объединенную Германию в НАТО, но готовы гарантировать, что военное присутствие НАТО не будет расширяться дальше в восток». [30] [12]
Заверения Бейкера поддержали и ряд других официальных лиц. Так, 9 февраля 1990 года аналогичную гарантию (объединённую Германию, «связанную с НАТО», но при условии, что «войска НАТО не пойдут дальше на восток, чем они расположены») предложил Роберт Гейтс , заместитель советника по национальной безопасности США . Президент в беседе с главой КГБ СССР Владимиром Крючковым : [31] и он назвал это «впечатляющим предложением»; это позволяло говорить о более широкой поддержке таковых, чем утверждается в ряде работ, и противоречило последующим заявлениям о «спекулятивном» характере заявлений. [12] [28] 10 февраля 1990 года состоялись переговоры между советской и западногерманской сторонами, на которых канцлер ФРГ Коль [18] [32] [33] [27] а министр иностранных дел Германии Геншер дал заверения о нерасширении НАТО, заверив Шеварднадзе, что «членство объединенной Германии в НАТО поднимает ряд сложных вопросов. Для нас, однако, абсолютно ясно одно: НАТО не расширится на И, поскольку установлено отсутствие расширения НАТО, это верно в общем случае». [а] [12] [18] В результате переговоров с Колем советское руководство дало добро на создание валютного союза ГДР и ФРГ, что стало первым шагом на пути к объединению Германии. [34] А 13 февраля 1990 года на конференции в Оттаве советское руководство согласилось с предложениями Западной Германии о переговорах в формате «2+4» по решению вопросов безопасности в связи с объединением Германии. [12] и, как говорится в дневнике помощника Шеварднадзе, журналиста Теймураза Мамаладзе, накануне Бейкер заверил Шеварднадзе, что "если объединенная Германия останется в НАТО, то нужно будет позаботиться о том, чтобы не расширить свою юрисдикцию на Восток". " [22] [35]
Между тем, пока Бейкер и Гейтс обсуждали с советским руководством «обещание о нерасширении», его содержание также подвергалось критике со стороны американского руководства, поскольку оно также могло быть истолковано как оставление Восточной Германии вне гарантий безопасности НАТО. [12] [18] 9 февраля президент США Джордж Буш-старший направил письмо Гельмуту Колю с целью разъяснить позицию США, в которой компонент присутствия объединенной Германии в НАТО предполагал «особый военный статус» бывшей ГДР. [36] (хотя тот, между письмами Бейкера, сообщил о его разговоре с Горбачевым и о "нерасширении зоны НАТО", [37] а Буш выбрал первое, стремясь добиться нужного ему результата в виде согласия СССР на объединение Германии, и заверил главу советского государства о нерасширении НАТО). На саммите в Кэмп-Дэвиде лидеры США и Германии согласовали свои позиции по предложениям советской стороне: бывшей ГДР должен был быть предоставлен «особый военный статус», при котором вся Германия будет считаться Будучи членом НАТО и подпадая под гарантии коллективной безопасности блока, альянс имел бы «юрисдикцию» над территорией бывшей ГДР, даже если бы там не были размещены военные структуры НАТО. [12]
В связи с этим существует мнение, что в феврале 1990 г. произошло существенное изменение позиции, которое «перечеркнуло» ранние заверения и закрыло возможность советского руководства их закрепить. [12] [33] С другой стороны, утверждается, что переговоры были построены таким образом, что руководство СССР посчитало первоначальные заверения действительными. [12] — в частности, именно так можно понимать заявления американской дипломатии о «неотделении» Восточной Европы от СССР и критиковать возможность одностороннего изменения позиции для отмены прежних «обязательств». [22] [12]
В то же время на встрече 31 мая 1990 года Горбачев прямо поддержал формулировку совместного публичного заявления, предложенную Джорджем Бушем: «Соединенные Штаты однозначно поддерживают членство объединенной Германии в НАТО; однако, если Германия сделает другой выбор, мы не будем его оспаривать, мы будем его уважать». [38]
В период между выдвижением «особого статуса» и подписанием мирового соглашения (весна — осень 1990 г.) западные лидеры активно «поощряли» СССР: расчет, якобы, был на то, что он одобрит объединение Германии и ее членство в ВТО. НАТО, если бы его «достаточно подсластили» в вопросе коллективной безопасности, в частности, предоставили «надлежащие гарантии» об учете потребностей советской безопасности. Заявлялось, в частности, что американские предложения по объединению Германии, «трансформации» НАТО (переносу акцента организации с военной роли на политическую) и усилению роли СБСЕ «не приведут к победителей и проигравших», но «создаст новую инклюзивную европейскую структуру», что политика США не направлена ни на получение «односторонних преимуществ», ни на отделение Восточной Европы от Советского Союза. [39] и что США стремятся к интеграции СССР в «новую Европу». [12] Аналогичные тенденции прослеживались и в «Лондонской декларации о преобразованном Альянсе», принятой в июле 1990 года. [12] Заявления США и НАТО нашли определенный отклик в советском руководстве. [12] которая в середине июля 1990 года одобрила объединение Германии на основе «особого военного статуса» бывшей ГДР. Соответствующие положения легли в основу Окончательного мирового соглашения в отношении Германии. [28]
Сила и статус гарантий
[ редактировать ]Главный вопрос в контексте предполагаемых гарантий нерасширения НАТО на восток заключается в том, являются ли гарантии февраля 1990 года формой обязательств. [12] Противники соглашения утверждают, что рассматривают заявления 1990 года как дипломатический маневр Запада с целью «прощупать» позицию советского руководства. [23] и «помочь ей преодолеть препятствие» на пути объединения Германии, [23] а не как обязывающее соглашение. [12] В связи с этим подчеркивается, что Советский Союз «не мог» получить письменные гарантии о нерасширении НАТО, утверждается, что США и Германия лишь «кратко намекнули», что о таком «можно договориться», [34] что «если нет никаких юридических обещаний относительно будущего членства и размера НАТО, то нет ничего, что можно было бы считать «нарушенным»», [18] и основной упор делается на Окончательное мировое соглашение в отношении Германии, положения которого не содержат правил, касающихся территорий за пределами Германии. [33] [18] [12]
Сторонники утверждений о существовании соглашения, в свою очередь, пишут, что неформальные соглашения важны в мировой политике. Так, Джошуа Шифринсон пишет, что аналитики уже давно поняли, что государствам не нужны формальные соглашения при определении ожиданий будущих политических действий, а также ссылается на заявления госсекретаря США Джона Керри, который признал, что даже «юридически необязательные» соглашения представляют собой необходимый инструмент международной политики [40] и практика «холодной войны», когда неформальные соглашения между СССР и США определяли контуры европейской системы безопасности (1950-е и 1960-е годы), а во время кубинского ракетного кризиса 1962 года они сыграли значительную роль в предотвращении ядерной войны. между СССР и США. [12] Сам Михаил Горбачев в интервью « Российской газете» и ее зарубежным приложениям, утверждая, что «вопрос о «расширении НАТО» вообще не обсуждался в те годы и не возникал» (см. также ниже), в то же время называл НАТО Расширение на восток «является нарушением духа тех заявлений и заверений, которые были даны нам в 1990 году». [41]
Заявления по поводу нераспространения НАТО на восток были сделаны и президенту России Борису Ельцину . [42] Так, 22 октября 1993 года новый госсекретарь США Уоррен Кристофер рассказал президенту о программе НАТО «Партнерство ради мира», рассчитанной на военное сотрудничество с государствами, не входящими в альянс. Ельцин, исходя из слов Кристофера, посчитал, что НАТО отказалось от планов расширения на восток, и решил включить в программу все страны Восточной Европы и СНГ, а не только некоторые из них. Кристофер позже утверждал, что Ельцин его неправильно понял и партнерство вовсе не исключает дальнейшего присоединения. [43] однако некоторые американские эксперты, основываясь на стенограмме встречи, полагают, что госсекретарь намеренно ввел Ельцина в заблуждение, упомянув о возможном членстве лишь вкратце и в конце разговора. [44]
Гарант договоров
[ редактировать ]В связи с вопросом о существовании соглашения поднимается и проблема субъекта, который имел право давать гарантии от имени НАТО. Само руководство альянса в своих заявлениях подчеркивает, что такое решение могло быть принято только путем консенсуса всех стран-участниц блока. [6] [7] (то есть не в виде «единственной гарантии» кого-либо). [45] Мэри-Алиса Шарот пишет, что советскому руководству "можно простить" то, что оно исходило из "ведущих позиций" США и Германии в альянсе и что их характер подтверждается рядом документальных свидетельств. Таким образом, у Горбачева были «разумные основания» полагать, что если доверенный представитель США делает заявления о будущем НАТО, вскоре повторенные главой западногерманского государства, то эти заявления имеют вес. [46] Отмечая, что решения США, СССР и ФРГ о будущем альянса потребуют согласия самого альянса, она пишет при этом, что «в политическом климате 1990 года можно было бы обеспечить такой." [46] Шифринсон также пишет, что, учитывая «доминирование США в НАТО и их гипертрофированное влияние на объединение Германии», понимание американской политической линии того времени является ключевым в вопросе существования соглашений о нерасширении НАТО. НАТО. [12]
Объем гарантий
[ редактировать ]Еще одним спорным вопросом является объем предполагаемых гарантий: касались ли заверения, данные в феврале 1990 года, только ГДР ( Восточная Германия) или также и Восточной Европы . [12] Сторонники соглашения утверждают, ссылаясь на данные западным дипломатам разъяснения идей Геншера о неэкспансии, а также на «обычный смысл» концепции восточного направления, считают заверения о нерасширении касающимися Восточной Европы. , [34] [12] тогда как их оппоненты рассматривают вопрос о «восточном направлении» исключительно в рамках того, что было сказано непосредственно на советско-западных переговорах, которые, по их мнению, касались только Восточной Германии и не затрагивали судьбу восточноевропейских стран. [33] [18] [47] [13] [48] Михаил Горбачев и Эдуард Шеварднадзе также утверждали, что вопрос о расширении НАТО в Восточную Европу «вообще не обсуждался в те годы и не возникал», поскольку Варшавский договор еще существовал. [49] [50] [51] [41] Как указывает бельгийский политолог Том Зауэр, аргумент о том, что расширение НАТО на другие страны тогда не рассматривалось, не выдерживает критики: Венгрия уже поднимала вопрос о расширении в феврале 1990 года, а несколько недель спустя вопрос рассматривался Госдепартаментом США. Сам Геншер 6 февраля 1990 года прямо указал на Д. Херда: «Когда я говорил о нежелании расширять НАТО, это относилось и к другим странам, помимо ГДР». [52]
Аналогичный вопрос возникает в связи с заявлением генерального секретаря НАТО Манфреда Вернера 17 мая 1990 года о том, что «сам тот факт, что мы готовы не размещать войска НАТО за пределами территории Германии, дает Советскому Союзу твердые гарантии безопасности»: [53] российские власти называют это гарантией нерасширения НАТО за пределы Германии, [2] [54] [45] При этом противники такой трактовки пишут, что заявление было сделано в контексте обсуждения размещения войск на территории ГДР, а не стран за ее пределами. [55]
По мнению представителей НАТО и США, вопрос об ограничении вступления восточноевропейских стран в НАТО не мог быть поставлен в принципе, поскольку это ограничение противоречило бы «праву свободно определять свою собственную безопасность» (признанному Заключительным актом НАТО). СБСЕ 1975 года, [56] [57] а также «основополагающий» Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии и подтвержденный рядом последующих актов, подписанных, в том числе, представителями СССР и России, — в частности, Парижской хартией 1990 года, декларацией Будапештский саммит ОБСЕ 1994 г. и некоторые другие). [58] Как заявили в 1996 году представители США, право СССР обсуждать и устанавливать «параметры безопасности» в связи с объединением Германии, «по существу ограничивающие ее суверенитет», вытекало из высших прав четырех держав-победительниц (СССР, США, Великобритании и Францией), созданный после Второй мировой войны в отношении Германии, и «он не создал прецедента для российского наблюдения за другими государствами Центральной и Восточной Европы». [58]
См. также
[ редактировать ]- Расширение НАТО
- Политика открытых дверей НАТО
- Ни одного дюйма: Америка, Россия и создание тупика после холодной войны
- Вторая холодная война
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Луис Хосе Родригес Лейтан Томе (июнь 2000 г.). «Россия и расширение НАТО» (PDF) . НАТО.int . Проверено 3 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б "Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности" . Kremlin.ru . 10 February 2007 . Retrieved 2 July 2022 .
- ^ «Интервью SPIEGEL с президентом России Дмитрием Медведевым: «Нефть и газ – наш наркотик » . Шпигель.де . 9 ноября 2009 года . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ "Прямая линия с Владимиром Путиным" . Kremlin.ru . 17 April 2014 . Retrieved 2 July 2022 .
- ^ "НАТО - Путину: никто не обещал не идти на восток" . Bbc.com . 18 April 2014 . Retrieved 2 July 2022 .
- ^ Jump up to: а б "Обвинения России: расставим точки над "и" " . NATO . Retrieved 2 July 2022 .
- ^ Jump up to: а б «Отношения Россия-НАТО: факты» . НАТО . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ Бломфилд, Адриан; Смит, Майк (6 мая 2008 г.). «Горбачев: США могут начать новую холодную войну» . «Дейли телеграф» .
- ^ Кох, Танит (2 апреля 2009 г.). «Премия BILD Media Михаилу Горбачеву: немцев было невозможно остановить» . Изображение (на немецком языке).
- ^ «Россия: Горбачев не видит нарушения слова в расширении НАТО на восток» . Время (на немецком языке). 9 ноября 2014 г. ISSN 0044-2070 .
- ^ Vendik, Yuri (12 January 2016). "Мир мифов Путина в интервью Bild" . BBC News Russian (in Russian).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Ицковиц Шифринсон, Джошуа Р. (весна 2016 г.). «Договор или нет? Конец холодной войны и предложение США ограничить расширение НАТО» . Международная безопасность . 40 (4). Белферовский центр науки и международных отношений. дои : 10.1162/ISEC_a_00236 . Архивировано из оригинала 27 января 2024 года.
- ^ Jump up to: а б с Шифринсон, Джошуа Р. Ицковиц (29 октября 2014 г.). «Запишите это» . Иностранные дела . ISSN 0015-7120 . Архивировано из оригинала 30 июня 2015 года.
- ^ "Владимир Путин ответил на вопросы журналистов" . Kremlin.ru . Retrieved 2 July 2022 .
- ^ "Столтенберг заявил о расширении НАТО вопреки протестам России" . Rbc.ru . Retrieved 2 July 2022 .
- ^ «Текст 2+4 Хроник» . 12 июля 2016 года. Архивировано из оригинала 12 июля 2016 года . Проверено 3 июля 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ "Великая тайна мнимого обещания Геншера" . Inopressa.ru . Retrieved 2 July 2022 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Шпор, Кристина (1 октября 2012 г.). «Препятствование или создание прецедента? «Вопрос расширения НАТО» в трехсторонней дипломатии Бонн-Вашингтон-Москва 1990–1991 годов» . Журнал исследований холодной войны . 14 (4): 4–54. дои : 10.1162/JCWS_a_00275 . S2CID 57564253 . Проверено 2 июля 2022 г. - через Silverchair.
- ^ «Текст 2+4 Хроник» . Архивировано из оригинала 8 августа 2016 г. Проверено 3 июля 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ «Разговор Б.М. с британцем А.М. Хердом 6 февраля 1990 г.» (PDF) . Ifz-muenchen.de . Проверено 3 июля 2022 г.
- ^ [1]
- ^ Jump up to: а б с д Крамер, Марк; Шифринсон, Джошуа Р. Ицковиц (1 июля 2017 г.). «Расширение НАТО – было ли обещание?» . Международная безопасность . 42 (1): 186–192. дои : 10.1162/ISEC_c_00287 . S2CID 57571871 . Проверено 2 июля 2022 г. - через Silverchair.
- ^ Jump up to: а б с Клюссманн, Уве; Шепп, Матиас; Вигрефе, Клаус (26 ноября 2009 г.). «Расширение НАТО на Восток: нарушил ли Запад свое обещание, данное Москве?» . Шпигель.де . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ «Комментарий: Россия права: США нарушили обещание НАТО» . Лос-Анджелес Таймс . 30 мая 2016 года . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ [2]
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 1 февраля 2020 г. Проверено 16 декабря 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б "Составление, предисловие и примечания: д.и.н. А.А. Галкин, к.и.н. А.С. Черняев" (PDF) . www.gorby.ru . Retrieved 3 July 2022 .
- ^ Jump up to: а б с «Расширение НАТО: что слышал Горбачев | Архив национальной безопасности» . Nsarchive.gwu.edu . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Текст 2+4 Хроник» . 8 августа 2016 года. Архивировано из оригинала 8 августа 2016 года . Проверено 3 июля 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 августа 2016 г. Проверено 28 июня 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ [3]
- ^ «№ 174: Беседа федерального канцлера Коля с генеральным секретарем Горбачевым, Мосдкау, 10 февраля 1990 г.» (PDF) . reunification.bundesarchiv.de . Проверено 3 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д "Откуда ты" . Connect.liblynx.com . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Саротт, Мэн (4 января 2022 г.). «Нарушенное обещание?» . Foreignaffairs.com . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ «Архивная копия» . nsarchive.gwu.edu . Архивировано из оригинала 19 декабря 2017 года . Проверено 31 августа 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Текст 2+4 Хроник» . 24 июля 2016 года. Архивировано из оригинала 24 июля 2016 года . Проверено 4 июля 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ [4]
- ^ «Отрывок из второго разговора М.С. Горбачева и Дж. Буша. Вашингтон, Белый дом, 31 мая 1990 года» (PDF) . Nsarchive2.gwu.edu . Проверено 3 июля 2022 г.
- ^ Светлана Савранская; Томас С. Блэнтон; Анна Мелякова. Последние саммиты сверхдержав: Горбачев, Рейган и Буш: разговоры, положившие конец холодной войне. — Будапешт; Нью-Йорк: Central European University Press, 2016. — xxxiv, 1013 страниц, 32 ненумерованных страницы пластин с. — ISBN 9789633861691.
- ^ Гордон, Майкл Р. (11 марта 2015 г.). «Керри критикует письмо республиканцев к иранским лидерам о ядерных переговорах» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б "Первый президент СССР о том, как падают и возникают стены" .
- ^ "Путин все время обвиняет США в нарушении обещания не расширять НАТО на восток. А его кто-то давал? The New Yorker — об одной фразе из 1990 года, которая сейчас грозит Европе новой войной" . Meduza.io . Retrieved 2 July 2022 .
- ^ Уоррен Кристофер. Шансы на всю жизнь: Мемуары. — Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 2001. — С. 280. — 320 с.| ISBN 9780743216326
- ^ «Расширение НАТО: что слышал Ельцин | Архив национальной безопасности» . Nsarchive.gwu.edu . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б "Мир мифов Путина в интервью Bild" . Bbc.com . 12 January 2016 . Retrieved 2 July 2022 .
- ^ Jump up to: а б Саротт, Мэри Элиза (1 января 2010 г.). «Ни дюйма на восток? Буш, Бейкер, Коль, Геншер, Горбачев и происхождение российского недовольства расширением НАТО в феврале 1990 года*» . Дипломатическая история . 34 (1): 119–140. дои : 10.1111/j.1467-7709.2009.00835.x . Проверено 2 июля 2022 г. - через Silverchair.
- ^ Крамер, Марк; Саротт, Мэн (4 января 2022 г.). «Нет таких обещаний» . Foreignaffairs.com . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ «Рассказы Москвы о расширении НАТО — это случай синдрома ложной памяти | Кристофер Кларк» . Хранитель . 24 мая 2015 года . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ "Как это было / Идеи и люди / Независимая газета" . Ng.ru . Retrieved 2 July 2022 .
- ^ «Интервью с Эдуардом Шеварднадзе: «Мы не могли поверить, что Варшавский договор может быть расторгнут » . Шпигель.де . 26 ноября 2009 года . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ «ZEIT ONLINE | Читайте zeit.de с рекламой или с подпиской PUR. Выбор за вами» .
- ^ Зауэр, Том (февраль 2017 г.). «Истоки украинского кризиса и необходимость коллективной безопасности между Россией и Западом» . Глобальная политика . 8 (1): 82–91. дои : 10.1111/1758-5899.12374 . hdl : 10067/1355960151162165141 . Проверено 3 июля 2022 г.
- ^ «Речь НАТО: Атлантический альянс и европейская безопасность» . НАТО.int . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ "Интервью немецкому изданию Bild. Часть 1" . Kremlin.ru . Retrieved 2 July 2022 .
- ^ Беблер, Антон (2 июля 2010 г.). НАТО в 60 лет: расширение после холодной войны и будущее Североатлантического союза . ИОС Пресс. ISBN 9781607500933 . Проверено 2 июля 2022 г. - через Google Книги.
- ^ Эндрю Т. Вольф (2015). «Будущее расширения НАТО после украинского кризиса» . Международные дела . 91 (5): 1103–1121. дои : 10.1111/1468-2346.12400 . Проверено 3 июля 2022 г.
- ^ «Расширение НАТО и Россия: мифы и реалии» . Архивировано из оригинала 22 августа 2016 г. Проверено 4 июля 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 сентября 2016 г. Проверено 22 августа 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- М. Е. Саротт (2021). Ни одного дюйма: Америка, Россия и создание тупика после холодной войны . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300259933 .