Jump to content

Споры в России относительно легитимности расширения НАТО на восток

Споры в России относительно легитимности расширения НАТО на восток связаны с последствиями революций 1989 года , когда переход Советскому союзных Союзу коммунистических государств к оппозиционным партиям поставил под вопрос европейские сферы влияния . В документах США утверждается, что договоренность о нерасширении НАТО на Восточную Европу состоялась устно [1] и альянс нарушил его своим расширением [1] [2] [3] [4] при этом лидеры альянса утверждают, что такого обещания не было дано [5] и что такое решение могло быть принято только в письменной форме. [6] [7] Президент СССР Михаил Горбачев , участвовавший в переговорах 1990 года, впоследствии высказывался о существовании «гарантии нерасширения НАТО на восток» непоследовательно, подтверждая ее существование в некоторых интервью. [8] [9] и опровергая в других. [10] [11] Среди академических исследователей мнения о наличии или отсутствии соглашения о непродлении также расходятся. [12] [13]

НАТО добавило 16 новых государств-членов после распада Советского Союза.

Активная дискуссия по этому вопросу развернулась в России и в мире на фоне российских предложений по международной безопасности в конце 2021 года и обострения ситуации вокруг российского вторжения в Украину в 2022 году . Позиция России в таких обстоятельствах заключается в том, что вопрос о существовании соглашения о нерасширении НАТО в восточном направлении должен рассматриваться в контексте отношений между Россией и НАТО и Россией и США, поскольку он определяет вероятность потенциально возможного вступления Украины в НАТО, что считается угрозой для России. [14] Руководство НАТО отмечает, что решение об ограничении расширения НАТО никогда не принималось, а его принятие повлечет за собой изменение основополагающих документов альянса, а поддержка Украины со стороны НАТО не может представлять угрозу для России. [15]

Исторический контекст

[ редактировать ]

Предложение не расширять НАТО на восток, которое было одним из способов, с помощью которых западные страны взяли на себя инициативу в вопросе воссоединения Германии и уменьшения возможности влияния Советского Союза на этот процесс, [12] была основана на положениях речи министра иностранных дел Германии Ганса-Дитриха Геншера в Тутцинге, озвученной 31 января 1990 года. [13] В нем министр, среди прочего, призвал НАТО недвусмысленно заявить: «Что бы ни происходило в странах Варшавского договора , расширения территории НАТО на восток, то есть ближе к границам Советского Союза, не будет». Союз». [16] [17] Речь Геншера была подготовлена ​​им без согласования с канцлером Германии Гельмутом Колем , которому он был политическим конкурентом накануне предстоящих парламентских выборов и у которого стремился «перехватить лавры объединителя Германии». [18] в то же время его предложения вызвали интерес у руководства западных стран, которое стало рассматривать возможность получения согласия СССР на объединение Германии в обмен на ограничение расширения НАТО. [12] 2 февраля министр изложил свой план госсекретарю США Джеймсу Бейкеру . [12] а 6 февраля — министру иностранных дел Великобритании Дугласу Херду . [18] Геншер пояснил, что предлагаемое ограничение будет распространяться как на ГДР , так и на страны Восточной Европы . [12] [18] [19] [20] [21] Через 10 дней после выступления в Тутцинге Геншер повторил свои слова в интервью советскому министру иностранных дел Эдуарду Шеварднадзе : «Нам ясно, что членство в НАТО создаёт трудные проблемы. Однако нам ясно одно: НАТО не будет расширяться до восток». [22] Двумя днями позже Геншер повторяет это заявление на пресс-конференции с Бейкером в Вашингтоне: «Как я уже сказал, НАТО не имеет намерений расширяться на восток». [22]

Американо западногерманская - позиция стала основой переговоров 7–10 февраля 1990 г. с СССР. [12] который стал ключевым в споре о существовании соглашения, последовавшем годы спустя. [12] В ходе этих переговоров представители США и Западной Германии неоднократно связывали объединение Германии с ограничением расширения НАТО. [23] [24] Так, 9 февраля 1990 года на встрече с Шеварднадзе Джеймс Бейкер заявил, что США стремятся к объединенной Германии, которая останется «прочно связанной с НАТО», обещая при этом «железные гарантии того, что юрисдикция или силы НАТО не будет двигаться на восток». [25] Позже в тот же день на встрече с президентом СССР Михаилом Горбачевым он признал, что «для Советского Союза и других европейских стран важно иметь гарантии того, что, если Соединенные Штаты сохранят свое присутствие в Германии в рамках НАТО, будут никакого расширения юрисдикции или военного присутствия НАТО ни на дюйм в восточном направлении». и, кроме того, он спросил Горбачева, предпочтет ли он объединенную Германию «вне НАТО, полностью независимую, без американских войск , или единую Германию, сохраняющую связи с НАТО, но с гарантией того, что юрисдикция или войска НАТО не будут простираться к востоку от нынешней линии». Когда Горбачев ответил, что «расширение зоны НАТО недопустимо», Бейкер с этим согласился. В ответ глава советского государства сказал Бейкеру, что «многое из того, что вы сказали, кажется реалистичным» и призвал его «подумать об этом». [12] [26] [27] [28] Бейкер на пресс-конференции в Москве в тот же день обнародовал результат обмена мнениями, заявив, что Соединенные Штаты предложили, чтобы смягчить обеспокоенность «тех, кто находится к востоку от Германии», [29] [12] предотвратить расширение сил НАТО в восточном направлении и заявил, что объединение Германии, согласно позиции США, вряд ли возможно без «определенных гарантий безопасности» в отношении продвижения сил НАТО или ее операции на восток. [29] Позже, в своем пресс-релизе, разосланном посольствам 13 февраля, Госдепартамент США указал, что «госсекретарь ясно дал понять, что США поддерживают объединенную Германию в НАТО, но готовы гарантировать, что военное присутствие НАТО не будет расширяться дальше в восток». [30] [12]

Заверения Бейкера поддержали и ряд других официальных лиц. Так, 9 февраля 1990 года аналогичную гарантию (объединённую Германию, «связанную с НАТО», но при условии, что «войска НАТО не пойдут дальше на восток, чем они расположены») предложил Роберт Гейтс , заместитель советника по национальной безопасности США . Президент в беседе с главой КГБ СССР Владимиром Крючковым : [31] и он назвал это «впечатляющим предложением»; это позволяло говорить о более широкой поддержке таковых, чем утверждается в ряде работ, и противоречило последующим заявлениям о «спекулятивном» характере заявлений. [12] [28] 10 февраля 1990 года состоялись переговоры между советской и западногерманской сторонами, на которых канцлер ФРГ Коль [18] [32] [33] [27] а министр иностранных дел Германии Геншер дал заверения о нерасширении НАТО, заверив Шеварднадзе, что «членство объединенной Германии в НАТО поднимает ряд сложных вопросов. Для нас, однако, абсолютно ясно одно: НАТО не расширится на И, поскольку установлено отсутствие расширения НАТО, это верно в общем случае». [а] [12] [18] В результате переговоров с Колем советское руководство дало добро на создание валютного союза ГДР и ФРГ, что стало первым шагом на пути к объединению Германии. [34] А 13 февраля 1990 года на конференции в Оттаве советское руководство согласилось с предложениями Западной Германии о переговорах в формате «2+4» по решению вопросов безопасности в связи с объединением Германии. [12] и, как говорится в дневнике помощника Шеварднадзе, журналиста Теймураза Мамаладзе, накануне Бейкер заверил Шеварднадзе, что "если объединенная Германия останется в НАТО, то нужно будет позаботиться о том, чтобы не расширить свою юрисдикцию на Восток". " [22] [35]

Между тем, пока Бейкер и Гейтс обсуждали с советским руководством «обещание о нерасширении», его содержание также подвергалось критике со стороны американского руководства, поскольку оно также могло быть истолковано как оставление Восточной Германии вне гарантий безопасности НАТО. [12] [18] 9 февраля президент США Джордж Буш-старший направил письмо Гельмуту Колю с целью разъяснить позицию США, в которой компонент присутствия объединенной Германии в НАТО предполагал «особый военный статус» бывшей ГДР. [36] (хотя тот, между письмами Бейкера, сообщил о его разговоре с Горбачевым и о "нерасширении зоны НАТО", [37] а Буш выбрал первое, стремясь добиться нужного ему результата в виде согласия СССР на объединение Германии, и заверил главу советского государства о нерасширении НАТО). На саммите в Кэмп-Дэвиде лидеры США и Германии согласовали свои позиции по предложениям советской стороне: бывшей ГДР должен был быть предоставлен «особый военный статус», при котором вся Германия будет считаться Будучи членом НАТО и подпадая под гарантии коллективной безопасности блока, альянс имел бы «юрисдикцию» над территорией бывшей ГДР, даже если бы там не были размещены военные структуры НАТО. [12]

В связи с этим существует мнение, что в феврале 1990 г. произошло существенное изменение позиции, которое «перечеркнуло» ранние заверения и закрыло возможность советского руководства их закрепить. [12] [33] С другой стороны, утверждается, что переговоры были построены таким образом, что руководство СССР посчитало первоначальные заверения действительными. [12] — в частности, именно так можно понимать заявления американской дипломатии о «неотделении» Восточной Европы от СССР и критиковать возможность одностороннего изменения позиции для отмены прежних «обязательств». [22] [12]

В то же время на встрече 31 мая 1990 года Горбачев прямо поддержал формулировку совместного публичного заявления, предложенную Джорджем Бушем: «Соединенные Штаты однозначно поддерживают членство объединенной Германии в НАТО; однако, если Германия сделает другой выбор, мы не будем его оспаривать, мы будем его уважать». [38]

В период между выдвижением «особого статуса» и подписанием мирового соглашения (весна — осень 1990 г.) западные лидеры активно «поощряли» СССР: расчет, якобы, был на то, что он одобрит объединение Германии и ее членство в ВТО. НАТО, если бы его «достаточно подсластили» в вопросе коллективной безопасности, в частности, предоставили «надлежащие гарантии» об учете потребностей советской безопасности. Заявлялось, в частности, что американские предложения по объединению Германии, «трансформации» НАТО (переносу акцента организации с военной роли на политическую) и усилению роли СБСЕ «не приведут к победителей и проигравших», но «создаст новую инклюзивную европейскую структуру», что политика США не направлена ​​ни на получение «односторонних преимуществ», ни на отделение Восточной Европы от Советского Союза. [39] и что США стремятся к интеграции СССР в «новую Европу». [12] Аналогичные тенденции прослеживались и в «Лондонской декларации о преобразованном Альянсе», принятой в июле 1990 года. [12] Заявления США и НАТО нашли определенный отклик в советском руководстве. [12] которая в середине июля 1990 года одобрила объединение Германии на основе «особого военного статуса» бывшей ГДР. Соответствующие положения легли в основу Окончательного мирового соглашения в отношении Германии. [28]

Сила и статус гарантий

[ редактировать ]

Главный вопрос в контексте предполагаемых гарантий нерасширения НАТО на восток заключается в том, являются ли гарантии февраля 1990 года формой обязательств. [12] Противники соглашения утверждают, что рассматривают заявления 1990 года как дипломатический маневр Запада с целью «прощупать» позицию советского руководства. [23] и «помочь ей преодолеть препятствие» на пути объединения Германии, [23] а не как обязывающее соглашение. [12] В связи с этим подчеркивается, что Советский Союз «не мог» получить письменные гарантии о нерасширении НАТО, утверждается, что США и Германия лишь «кратко намекнули», что о таком «можно договориться», [34] что «если нет никаких юридических обещаний относительно будущего членства и размера НАТО, то нет ничего, что можно было бы считать «нарушенным»», [18] и основной упор делается на Окончательное мировое соглашение в отношении Германии, положения которого не содержат правил, касающихся территорий за пределами Германии. [33] [18] [12]

Сторонники утверждений о существовании соглашения, в свою очередь, пишут, что неформальные соглашения важны в мировой политике. Так, Джошуа Шифринсон пишет, что аналитики уже давно поняли, что государствам не нужны формальные соглашения при определении ожиданий будущих политических действий, а также ссылается на заявления госсекретаря США Джона Керри, который признал, что даже «юридически необязательные» соглашения представляют собой необходимый инструмент международной политики [40] и практика «холодной войны», когда неформальные соглашения между СССР и США определяли контуры европейской системы безопасности (1950-е и 1960-е годы), а во время кубинского ракетного кризиса 1962 года они сыграли значительную роль в предотвращении ядерной войны. между СССР и США. [12] Сам Михаил Горбачев в интервью « Российской газете» и ее зарубежным приложениям, утверждая, что «вопрос о «расширении НАТО» вообще не обсуждался в те годы и не возникал» (см. также ниже), в то же время называл НАТО Расширение на восток «является нарушением духа тех заявлений и заверений, которые были даны нам в 1990 году». [41]

Заявления по поводу нераспространения НАТО на восток были сделаны и президенту России Борису Ельцину . [42] Так, 22 октября 1993 года новый госсекретарь США Уоррен Кристофер рассказал президенту о программе НАТО «Партнерство ради мира», рассчитанной на военное сотрудничество с государствами, не входящими в альянс. Ельцин, исходя из слов Кристофера, посчитал, что НАТО отказалось от планов расширения на восток, и решил включить в программу все страны Восточной Европы и СНГ, а не только некоторые из них. Кристофер позже утверждал, что Ельцин его неправильно понял и партнерство вовсе не исключает дальнейшего присоединения. [43] однако некоторые американские эксперты, основываясь на стенограмме встречи, полагают, что госсекретарь намеренно ввел Ельцина в заблуждение, упомянув о возможном членстве лишь вкратце и в конце разговора. [44]

Гарант договоров

[ редактировать ]

В связи с вопросом о существовании соглашения поднимается и проблема субъекта, который имел право давать гарантии от имени НАТО. Само руководство альянса в своих заявлениях подчеркивает, что такое решение могло быть принято только путем консенсуса всех стран-участниц блока. [6] [7] (то есть не в виде «единственной гарантии» кого-либо). [45] Мэри-Алиса Шарот пишет, что советскому руководству "можно простить" то, что оно исходило из "ведущих позиций" США и Германии в альянсе и что их характер подтверждается рядом документальных свидетельств. Таким образом, у Горбачева были «разумные основания» полагать, что если доверенный представитель США делает заявления о будущем НАТО, вскоре повторенные главой западногерманского государства, то эти заявления имеют вес. [46] Отмечая, что решения США, СССР и ФРГ о будущем альянса потребуют согласия самого альянса, она пишет при этом, что «в политическом климате 1990 года можно было бы обеспечить такой." [46] Шифринсон также пишет, что, учитывая «доминирование США в НАТО и их гипертрофированное влияние на объединение Германии», понимание американской политической линии того времени является ключевым в вопросе существования соглашений о нерасширении НАТО. НАТО. [12]

Объем гарантий

[ редактировать ]

Еще одним спорным вопросом является объем предполагаемых гарантий: касались ли заверения, данные в феврале 1990 года, только ГДР ( Восточная Германия) или также и Восточной Европы . [12] Сторонники соглашения утверждают, ссылаясь на данные западным дипломатам разъяснения идей Геншера о неэкспансии, а также на «обычный смысл» концепции восточного направления, считают заверения о нерасширении касающимися Восточной Европы. , [34] [12] тогда как их оппоненты рассматривают вопрос о «восточном направлении» исключительно в рамках того, что было сказано непосредственно на советско-западных переговорах, которые, по их мнению, касались только Восточной Германии и не затрагивали судьбу восточноевропейских стран. [33] [18] [47] [13] [48] Михаил Горбачев и Эдуард Шеварднадзе также утверждали, что вопрос о расширении НАТО в Восточную Европу «вообще не обсуждался в те годы и не возникал», поскольку Варшавский договор еще существовал. [49] [50] [51] [41] Как указывает бельгийский политолог Том Зауэр, аргумент о том, что расширение НАТО на другие страны тогда не рассматривалось, не выдерживает критики: Венгрия уже поднимала вопрос о расширении в феврале 1990 года, а несколько недель спустя вопрос рассматривался Госдепартаментом США. Сам Геншер 6 февраля 1990 года прямо указал на Д. Херда: «Когда я говорил о нежелании расширять НАТО, это относилось и к другим странам, помимо ГДР». [52]

Аналогичный вопрос возникает в связи с заявлением генерального секретаря НАТО Манфреда Вернера 17 мая 1990 года о том, что «сам тот факт, что мы готовы не размещать войска НАТО за пределами территории Германии, дает Советскому Союзу твердые гарантии безопасности»: [53] российские власти называют это гарантией нерасширения НАТО за пределы Германии, [2] [54] [45] При этом противники такой трактовки пишут, что заявление было сделано в контексте обсуждения размещения войск на территории ГДР, а не стран за ее пределами. [55]

По мнению представителей НАТО и США, вопрос об ограничении вступления восточноевропейских стран в НАТО не мог быть поставлен в принципе, поскольку это ограничение противоречило бы «праву свободно определять свою собственную безопасность» (признанному Заключительным актом НАТО). СБСЕ 1975 года, [56] [57] а также «основополагающий» Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии и подтвержденный рядом последующих актов, подписанных, в том числе, представителями СССР и России, — в частности, Парижской хартией 1990 года, декларацией Будапештский саммит ОБСЕ 1994 г. и некоторые другие). [58] Как заявили в 1996 году представители США, право СССР обсуждать и устанавливать «параметры безопасности» в связи с объединением Германии, «по существу ограничивающие ее суверенитет», вытекало из высших прав четырех держав-победительниц (СССР, США, Великобритании и Францией), созданный после Второй мировой войны в отношении Германии, и «он не создал прецедента для российского наблюдения за другими государствами Центральной и Восточной Европы». [58]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Оговорка Геншера по поводу «общего случая» перекликается с его аналогичным заявлением, сделанным министром иностранных дел Великобритании Дугласом Хердом, но тот факт, что под этим подразумевалась Восточная Европа, не был напрямую выражен советской стороне. [18]
  1. ^ Jump up to: а б Луис Хосе Родригес Лейтан Томе (июнь 2000 г.). «Россия и расширение НАТО» (PDF) . НАТО.int . Проверено 3 июля 2022 г.
  2. ^ Jump up to: а б "Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности" . Kremlin.ru . 10 February 2007 . Retrieved 2 July 2022 .
  3. ^ «Интервью SPIEGEL с президентом России Дмитрием Медведевым: «Нефть и газ – наш наркотик » . Шпигель.де . 9 ноября 2009 года . Проверено 2 июля 2022 г.
  4. ^ "Прямая линия с Владимиром Путиным" . Kremlin.ru . 17 April 2014 . Retrieved 2 July 2022 .
  5. ^ "НАТО - Путину: никто не обещал не идти на восток" . Bbc.com . 18 April 2014 . Retrieved 2 July 2022 .
  6. ^ Jump up to: а б "Обвинения России: расставим точки над "и" " . NATO . Retrieved 2 July 2022 .
  7. ^ Jump up to: а б «Отношения Россия-НАТО: факты» . НАТО . Проверено 2 июля 2022 г.
  8. ^ Бломфилд, Адриан; Смит, Майк (6 мая 2008 г.). «Горбачев: США могут начать новую холодную войну» . «Дейли телеграф» .
  9. ^ Кох, Танит (2 апреля 2009 г.). «Премия BILD Media Михаилу Горбачеву: немцев было невозможно остановить» . Изображение (на немецком языке).
  10. ^ «Россия: Горбачев не видит нарушения слова в расширении НАТО на восток» . Время (на немецком языке). 9 ноября 2014 г. ISSN   0044-2070 .
  11. ^ Vendik, Yuri (12 January 2016). "Мир мифов Путина в интервью Bild" . BBC News Russian (in Russian).
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Ицковиц Шифринсон, Джошуа Р. (весна 2016 г.). «Договор или нет? Конец холодной войны и предложение США ограничить расширение НАТО» . Международная безопасность . 40 (4). Белферовский центр науки и международных отношений. дои : 10.1162/ISEC_a_00236 . Архивировано из оригинала 27 января 2024 года.
  13. ^ Jump up to: а б с Шифринсон, Джошуа Р. Ицковиц (29 октября 2014 г.). «Запишите это» . Иностранные дела . ISSN   0015-7120 . Архивировано из оригинала 30 июня 2015 года.
  14. ^ "Владимир Путин ответил на вопросы журналистов" . Kremlin.ru . Retrieved 2 July 2022 .
  15. ^ "Столтенберг заявил о расширении НАТО вопреки протестам России" . Rbc.ru . Retrieved 2 July 2022 .
  16. ^ «Текст 2+4 Хроник» . 12 июля 2016 года. Архивировано из оригинала 12 июля 2016 года . Проверено 3 июля 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  17. ^ "Великая тайна мнимого обещания Геншера" . Inopressa.ru . Retrieved 2 July 2022 .
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Шпор, Кристина (1 октября 2012 г.). «Препятствование или создание прецедента? «Вопрос расширения НАТО» в трехсторонней дипломатии Бонн-Вашингтон-Москва 1990–1991 годов» . Журнал исследований холодной войны . 14 (4): 4–54. дои : 10.1162/JCWS_a_00275 . S2CID   57564253 . Проверено 2 июля 2022 г. - через Silverchair.
  19. ^ «Текст 2+4 Хроник» . Архивировано из оригинала 8 августа 2016 г. Проверено 3 июля 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  20. ^ «Разговор Б.М. с британцем А.М. Хердом 6 февраля 1990 г.» (PDF) . Ifz-muenchen.de . Проверено 3 июля 2022 г.
  21. ^ [1]
  22. ^ Jump up to: а б с д Крамер, Марк; Шифринсон, Джошуа Р. Ицковиц (1 июля 2017 г.). «Расширение НАТО – было ли обещание?» . Международная безопасность . 42 (1): 186–192. дои : 10.1162/ISEC_c_00287 . S2CID   57571871 . Проверено 2 июля 2022 г. - через Silverchair.
  23. ^ Jump up to: а б с Клюссманн, Уве; Шепп, Матиас; Вигрефе, Клаус (26 ноября 2009 г.). «Расширение НАТО на Восток: нарушил ли Запад свое обещание, данное Москве?» . Шпигель.де . Проверено 2 июля 2022 г.
  24. ^ «Комментарий: Россия права: США нарушили обещание НАТО» . Лос-Анджелес Таймс . 30 мая 2016 года . Проверено 2 июля 2022 г.
  25. ^ [2]
  26. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 1 февраля 2020 г. Проверено 16 декабря 2017 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  27. ^ Jump up to: а б "Составление, предисловие и примечания: д.и.н. А.А. Галкин, к.и.н. А.С. Черняев" (PDF) . www.gorby.ru . Retrieved 3 July 2022 .
  28. ^ Jump up to: а б с «Расширение НАТО: что слышал Горбачев | Архив национальной безопасности» . Nsarchive.gwu.edu . Проверено 2 июля 2022 г.
  29. ^ Jump up to: а б «Текст 2+4 Хроник» . 8 августа 2016 года. Архивировано из оригинала 8 августа 2016 года . Проверено 3 июля 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  30. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 августа 2016 г. Проверено 28 июня 2016 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  31. ^ [3]
  32. ^ «№ 174: Беседа федерального канцлера Коля с генеральным секретарем Горбачевым, Мосдкау, 10 февраля 1990 г.» (PDF) . reunification.bundesarchiv.de . Проверено 3 июля 2022 г.
  33. ^ Jump up to: а б с д "Откуда ты" . Connect.liblynx.com . Проверено 2 июля 2022 г.
  34. ^ Jump up to: а б с Саротт, Мэн (4 января 2022 г.). «Нарушенное обещание?» . Foreignaffairs.com . Проверено 2 июля 2022 г.
  35. ^ «Архивная копия» . nsarchive.gwu.edu . Архивировано из оригинала 19 декабря 2017 года . Проверено 31 августа 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  36. ^ «Текст 2+4 Хроник» . 24 июля 2016 года. Архивировано из оригинала 24 июля 2016 года . Проверено 4 июля 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  37. ^ [4]
  38. ^ «Отрывок из второго разговора М.С. Горбачева и Дж. Буша. Вашингтон, Белый дом, 31 мая 1990 года» (PDF) . Nsarchive2.gwu.edu . Проверено 3 июля 2022 г.
  39. ^ Светлана Савранская; Томас С. Блэнтон; Анна Мелякова. Последние саммиты сверхдержав: Горбачев, Рейган и Буш: разговоры, положившие конец холодной войне. — Будапешт; Нью-Йорк: Central European University Press, 2016. — xxxiv, 1013 страниц, 32 ненумерованных страницы пластин с. — ISBN 9789633861691.
  40. ^ Гордон, Майкл Р. (11 марта 2015 г.). «Керри критикует письмо республиканцев к иранским лидерам о ядерных переговорах» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 июля 2022 г.
  41. ^ Jump up to: а б "Первый президент СССР о том, как падают и возникают стены" .
  42. ^ "Путин все время обвиняет США в нарушении обещания не расширять НАТО на восток. А его кто-то давал? The New Yorker — об одной фразе из 1990 года, которая сейчас грозит Европе новой войной" . Meduza.io . Retrieved 2 July 2022 .
  43. ^ Уоррен Кристофер. Шансы на всю жизнь: Мемуары. — Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 2001. — С. 280. — 320 с.| ISBN   9780743216326
  44. ^ «Расширение НАТО: что слышал Ельцин | Архив национальной безопасности» . Nsarchive.gwu.edu . Проверено 2 июля 2022 г.
  45. ^ Jump up to: а б "Мир мифов Путина в интервью Bild" . Bbc.com . 12 January 2016 . Retrieved 2 July 2022 .
  46. ^ Jump up to: а б Саротт, Мэри Элиза (1 января 2010 г.). «Ни дюйма на восток? Буш, Бейкер, Коль, Геншер, Горбачев и происхождение российского недовольства расширением НАТО в феврале 1990 года*» . Дипломатическая история . 34 (1): 119–140. дои : 10.1111/j.1467-7709.2009.00835.x . Проверено 2 июля 2022 г. - через Silverchair.
  47. ^ Крамер, Марк; Саротт, Мэн (4 января 2022 г.). «Нет таких обещаний» . Foreignaffairs.com . Проверено 2 июля 2022 г.
  48. ^ «Рассказы Москвы о расширении НАТО — это случай синдрома ложной памяти | Кристофер Кларк» . Хранитель . 24 мая 2015 года . Проверено 2 июля 2022 г.
  49. ^ "Как это было / Идеи и люди / Независимая газета" . Ng.ru . Retrieved 2 July 2022 .
  50. ^ «Интервью с Эдуардом Шеварднадзе: «Мы не могли поверить, что Варшавский договор может быть расторгнут » . Шпигель.де . 26 ноября 2009 года . Проверено 2 июля 2022 г.
  51. ^ «ZEIT ONLINE | Читайте zeit.de с рекламой или с подпиской PUR. Выбор за вами» .
  52. ^ Зауэр, Том (февраль 2017 г.). «Истоки украинского кризиса и необходимость коллективной безопасности между Россией и Западом» . Глобальная политика . 8 (1): 82–91. дои : 10.1111/1758-5899.12374 . hdl : 10067/1355960151162165141 . Проверено 3 июля 2022 г.
  53. ^ «Речь НАТО: Атлантический альянс и европейская безопасность» . НАТО.int . Проверено 2 июля 2022 г.
  54. ^ "Интервью немецкому изданию Bild. Часть 1" . Kremlin.ru . Retrieved 2 July 2022 .
  55. ^ Беблер, Антон (2 июля 2010 г.). НАТО в 60 лет: расширение после холодной войны и будущее Североатлантического союза . ИОС Пресс. ISBN  9781607500933 . Проверено 2 июля 2022 г. - через Google Книги.
  56. ^ Эндрю Т. Вольф (2015). «Будущее расширения НАТО после украинского кризиса» . Международные дела . 91 (5): 1103–1121. дои : 10.1111/1468-2346.12400 . Проверено 3 июля 2022 г.
  57. ^ «Расширение НАТО и Россия: мифы и реалии» . Архивировано из оригинала 22 августа 2016 г. Проверено 4 июля 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  58. ^ Jump up to: а б «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 сентября 2016 г. Проверено 22 августа 2016 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • М. Е. Саротт (2021). Ни одного дюйма: Америка, Россия и создание тупика после холодной войны . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0300259933 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1b9c510a1b7b9a505c401e3956d7434b__1715292660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/4b/1b9c510a1b7b9a505c401e3956d7434b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Controversy in Russia regarding the legitimacy of eastward NATO expansion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)