Парламентская ассамблея НАТО
Аббревиатура | ПА НАТО |
---|---|
Формирование | 1955 |
Тип | Международный парламент |
Расположение | |
Президент | Михал Щерба (Польша) |
Вице-президенты | Маркос Перестрелло (Португалия) Фаик Озтрак (Турция) Бретт Гатри (США) Нику Фалькой (Румыния) Тео Франкен (Бельгия) |
Генеральный секретарь | Руксандра Попа |
Головная организация | НАТО |
Веб-сайт | www |
Парламентская ассамблея НАТО является консультативной межпарламентской организацией Организации Североатлантического договора (НАТО). В его состав входят делегаты парламентов 32 стран-членов НАТО, а также ассоциированных стран и стран-партнеров. Нынешним президентом является Михал Щерба из Польши , избранный в 2023 году. Нынешним генеральным секретарем является Руксандра Попа, которая занимает эту должность с января 2020 года.
История
[ редактировать ]Идея привлечь парламентариев Альянса к коллективному обсуждению проблем, стоящих перед трансатлантическим партнерством, впервые возникла в начале 1950-х годов и оформилась с созданием ежегодной конференции парламентариев НАТО в 1955 году. Создание Ассамблеи отражало желание законодателей наполнить содержанием Вашингтонский договор 1949 года (также известный как Североатлантический договор ) о том, что НАТО является практическим выражением фундаментально политического трансатлантического союза демократий.
Основа сотрудничества между НАТО и ПА НАТО была укреплена в декабре 1967 года, когда Североатлантический совет (САС) уполномочил генерального секретаря НАТО изучить пути достижения более тесного сотрудничества между двумя организациями. В результате этих обсуждений в следующем году Генеральный секретарь НАТО после консультации с САС принял ряд мер по укреплению рабочих отношений между НАТО и Ассамблеей. Эти меры включали предоставление Генеральным секретарем ответа на все рекомендации и резолюции Ассамблеи, принятые на ее пленарных заседаниях.
В ответ на падение Берлинской стены в конце 1980-х годов ПА НАТО расширила свой мандат, развивая тесные отношения с политическими лидерами стран Центральной и Восточной Европы. Эти связи, в свою очередь, значительно облегчили диалог, который сама НАТО начала с правительствами региона.
21 ноября 2022 года в Мадриде , в разгар российского вторжения в Украину в 2022 году , Парламентская ассамблея признала Россию «террористическим государством» и призвала к созданию специального международного трибунала. Томаш Валашек , глава словацкой делегации, заявил, что "резолюция называет Россию самой прямой угрозой евроатлантической безопасности... В ней ясно говорится, что государство России при нынешнем режиме является террористическим". [1]
На заседании ПА НАТО 27 мая 2024 года в Софии, Болгария , [2] Судя по всему, 24 из 32 стран-союзников приняли резолюцию «больше не принимать ограничений на использование западного оружия против законных целей на территории России». [3]
Роль
[ редактировать ]Объединяя законодателей всех стран-членов Атлантического альянса, ПА НАТО обеспечивает связь между НАТО и парламентами входящих в нее стран.
В то же время это способствует осведомленности и пониманию парламентами ключевых вопросов безопасности и способствует большей прозрачности политики НАТО. Что особенно важно, это помогает поддерживать и укреплять трансатлантические отношения, которые лежат в основе Атлантического альянса.
После окончания «холодной войны» Ассамблея взяла на себя новую роль, интегрируя в свою работу парламентариев из тех стран Центральной и Восточной Европы и за ее пределами, которые стремятся к более тесной ассоциации с НАТО. Эта интеграция обеспечила как политическую, так и практическую помощь и была направлена на содействие укреплению парламентской демократии во всем евроатлантическом регионе, а также дополняла и укрепляла собственную программу партнерства и сотрудничества НАТО.
Ассамблея была непосредственно заинтересована в содействии процессу ратификации протоколов о присоединении, подписанных в конце 1997 года, кульминацией которого стало присоединение Чешской Республики, Венгрии и Польши к Альянсу в марте 1999 года. Ту же роль она сыграла с в отношении процесса ратификации, приведшего к присоединению Болгарии, Эстонии, Латвии, Литвы, Румынии, Словакии и Словении в марте 2004 года, и продолжает играть эту роль для всех дальнейших присоединений новых членов.
Функционирование
[ редактировать ]ПА НАТО состоит из 274 делегатов от 32 стран-членов НАТО. [4] Делегаты из 10 ассоциированных стран; Европейский парламент ; 4 страны-региональные партнеры и средиземноморские ассоциированные страны-члены; а также парламентские наблюдатели от 8 других парламентов; в его деятельности также принимают участие 2 межпарламентские ассамблеи.
Делегаты в ассамблею назначаются парламентами своих стран в соответствии с национальными процедурами на основе представительства партий в парламентах. Таким образом, собрание представляет широкий спектр политических взглядов.
Руководящим органом ассамблеи является постоянный комитет, в состав которого входят главы каждой делегации-члена, президент, вице-президенты, казначей и генеральный секретарь. [5]
Международный секретариат под руководством своего генерального секретаря отвечает за всю административную деятельность и большую часть исследований и анализа, которые поддерживают комитеты, подкомитеты и другие группы ассамблеи.
Штаб-квартира международного секретариата ассамблеи, состоящего из 28 человек, расположена в центре Брюсселя .
Членство по государствам-участникам
[ редактировать ]Ниже представлены 274 делегата от 32 стран-членов: [6] в последних столбцах показано количество делегатов (без права голоса) от государств-ассоциированных членов.
|
|
|
|
Армения, Австрия, Азербайджан, Босния и Герцеговина, Грузия, Молдова, Сербия, Швейцария и Украина имеют ассоциированный статус, отправляя на ассамблею различное количество делегатов без права голоса. В марте 2024 года Постоянный руководящий комитет Ассамблеи предоставил Косово и Мальте ассоциированный статус, а Босния и Герцеговина, Грузия и Украина были назначены кандидатами в НАТО. [7] [8] Кроме того, Алжир, Израиль, Иордания и Марокко имеют статус регионального партнера и средиземноморской ассоциации, каждая из которых имеет по три делегата без права голоса. Наконец, ряд других государств; Австралия, Египет, Япония, Республика Корея, Казахстан, Палестинский национальный совет, Тунис и региональные организации; Парламентская ассамблея ОБСЕ и Парламентская ассамблея Совета Европы имеют статус наблюдателя на заседаниях Парламентской ассамблеи НАТО. [9]
Финансирование
[ редактировать ]Ассамблея напрямую финансируется парламентами и правительствами стран-членов и финансово и административно отделена от самой НАТО. Вклад каждой страны основан на формуле гражданского бюджета НАТО. [10]
Структура комитета
[ редактировать ]Пять комитетов: Демократия и безопасность; Оборона и безопасность; Экономика и безопасность; Политический; Наука и технологии. Им поручено изучать все основные современные проблемы в своих областях.
Комитеты и подкомитеты готовят отчеты, которые в виде проекта обсуждаются на весенней сессии ассамблеи. Затем отчеты пересматриваются и обновляются для обсуждения, внесения поправок и принятия на ежегодной сессии ассамблеи осенью.
На ежегодной сессии комитеты также вырабатывают политические рекомендации, которые голосуются всем собранием, направляются Североатлантическому совету и генеральному секретарю НАТО и размещаются на веб-сайте ассамблеи. Генеральный секретарь НАТО письменно отвечает на рекомендации ассамблеи.
Члены комитетов ассамблеи регулярно посещают и встречаются, на которых получают брифинги от ведущих представителей правительства и парламента, а также старших ученых и экспертов. Делегации НАТО-ПА также посещают районы миссий НАТО.
Другие органы
[ редактировать ]Другие органы ассамблеи включают Специальную группу по Средиземноморью и Ближнему Востоку для расширения парламентского диалога и взаимопонимания со странами Ближнего Востока и Североафриканского региона, Межпарламентский совет Украина-НАТО и Межпарламентский совет НАТО-Грузия. Парламентский комитет Россия-НАТО был распущен в апреле 2014 года после военной интервенции России в Украину и незаконной аннексии Крыма.
Программа Роуз-Рот
[ редактировать ]Программа партнерства и сотрудничества Роуза-Рота предназначена для оказания помощи странам, переживающим переходный период посредством сложных политических и экономических реформ. Первоначально программа была разработана для поддержки стран Центральной и Восточной Европы, но впоследствии сосредоточилась в основном на Балканах и Южном Кавказе.
В рамках этой программы каждый год два-три семинара Роуза-Рота организуются в стране, не входящей в НАТО, в партнерстве с парламентом принимающей страны. Эти мероприятия, в которых принимают участие члены парламентов стран-членов и стран-партнеров, а также независимые эксперты, посвящены региональным и актуальным вопросам безопасности. Наряду с дополнительными программами обучения для сотрудников парламента и членов парламента, эти мероприятия уделяют особое внимание таким вопросам, как эффективный парламентский надзор за обороной и вооруженными силами.
Ориентационная программа НАТО
[ редактировать ]Программа ориентации НАТО ориентирована, прежде всего, на молодых или недавно избранных членов парламентов стран НАТО и Совета евроатлантического партнерства (СЕАП), а также на тех, кто недавно получил обязанности по обеспечению безопасности или иностранных дел. Целью программы является предоставление углубленного обзора функционирования и политики НАТО и SHAPE, а также развивающихся отношений Североатлантического союза со своими многочисленными партнерами. Программа была запущена в 2000 году и проводится ежегодно в Брюсселе.
Парламентский Трансатлантический форум
[ редактировать ]В 2001 году, в связи с растущей обеспокоенностью очевидным изменением трансатлантических взглядов, представлений и политики, ассамблея организовала ежегодный «Парламентский трансатлантический форум», который объединяет членов ассамблеи с высокопоставленными деятелями администрации США и академическими экспертами. Форум проводится ежегодно в Вашингтоне при сотрудничестве Университета национальной обороны США и Атлантического совета США.
Отношения с НАТО
[ редактировать ]Между НАТО-ПА и НАТО нет формальной связи, хотя существует долгая история сотрудничества, которое усилилось в эпоху после окончания холодной войны.
Постоянный комитет Ассамблеи ежегодно встречается с Генеральным секретарем и постоянными представителями Североатлантического совета в штаб-квартире НАТО, чтобы обменяться мнениями о состоянии Североатлантического союза и изложить точку зрения законодателей. Генеральный секретарь участвует в весенних и осенних сессиях Ассамблеи, а также в других специальных мероприятиях; он также представляет письменный ответ на рекомендации, принятые Ассамблеей на ее осенней сессии. Президенты Ассамблеи, в свою очередь, участвуют в встречах на высшем уровне Альянса.
Верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (SACEUR) и другие высокопоставленные военные чиновники в цепочке командования НАТО также регулярно встречаются с членами Ассамблеи в различных форматах.
Отношения с Украиной, Грузией и Россией
[ редактировать ]В дополнение к отношениям, которые Ассамблея установила с парламентами России и Украины в конце Холодной войны, Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности [11] между Российской Федерацией и НАТО, подписанный в мае 1997 г., и Хартия НАТО-Украина. [12] подписанный в июле 1997 года, прямо поручил Ассамблее расширить диалог и сотрудничество как с Федеральным Собранием России, так и с Радой Украины. [13] [14] Отношения с российским федеральным парламентом были полностью переоценены после незаконной аннексии Крыма Россией.
В 2009 году Ассамблея также создала двустороннюю группу с парламентом Грузии для поддержки интеграции Грузии в евроатлантические структуры.
После вторжения России в Украину в 2022 году ПА НАТО в ноябре 2022 года признала Россию террористическим государством. [15]
Межпарламентский совет Украина-НАТО
[ редактировать ]В 2002 году Ассамблея также решила улучшить свои особые отношения с Украиной, создав Межпарламентский совет Украина-НАТО (UNIC). Сотрудничество Ассамблеи с Верховной Радой постепенно укреплялось в преддверии президентских выборов в Украине в 2004 году. Члены ПА НАТО участвовали в наблюдении за выборами, поддерживая усилия международного сообщества.
Межпарламентский совет Украина-НАТО (UNIC) следит за отношениями НАТО с Украиной, уделяя особое внимание парламентским аспектам обороны Украины и политической реформе. В дополнение к заседаниям ИЦООН, которые проводятся два раза в год в Брюсселе и Киеве, обычно ежегодно проводится один визит Комитета или Подкомитета в Киев. Встречи продолжались даже после вторжения России в Украину в 2022 году . [16]
Межпарламентский совет Грузия-НАТО
[ редактировать ]В 2009 году Ассамблея одобрила создание межпарламентского совета Грузия-НАТО. Межпарламентский совет Грузия-НАТО состоит из бюро Ассамблеи (президент, вице-президенты и казначей) и делегации Грузии в составе четырех членов в ПА НАТО. Группа собирается два раза в год для обсуждения всех аспектов сотрудничества Грузии и НАТО и координации деятельности Ассамблеи, связанной с Грузией.
Парламентский комитет Россия-НАТО (2002–14)
[ редактировать ]Аналогично созданию в мае 2002 года Совета Россия-НАТО, что стало важным шагом вперед в сотрудничестве НАТО с Россией, Ассамблея создала Парламентский комитет Россия-НАТО (NRPC). До своего прекращения в апреле 2014 года Парламентский комитет Россия-НАТО собирался дважды в год на каждой сессии Ассамблеи в формате «29» и стал основной структурой прямых парламентских отношений Россия-НАТО. В его состав вошли руководители 28 делегаций-членов Ассамблеи и руководители российской делегации в Ассамблее. Помимо диалога, проходившего в рамках Комитета, делегация Федерального Собрания России в составе 10 человек участвовала в пленарных заседаниях Ассамблеи, а также во многих заседаниях и семинарах Комитетов и Подкомитетов Ассамблеи. В апреле 2014 года, после российской оккупации Крыма , ПА НАТО решила выйти из ассоциированного членства российского парламента в Ассамблее, тем самым фактически положив конец регулярным институциональным отношениям с российским парламентом. [17]
Специальная группа по Средиземноморью и Ближнему Востоку
[ редактировать ]Ассамблея создала в 1995 году Специальную группу по Средиземноморью с целью начать политический диалог с законодателями из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Программа постепенно расширялась, и к настоящему времени Ассамблея установила отношения на различных уровнях со многими парламентами стран Средиземноморья, Северной и Центральной Африки и Ближнего Востока.
Группа собирается три раза в год либо в странах-членах НАТО, либо в регионе. Эти встречи направлены на повышение осведомленности парламентов о проблемах региона, содействие политическому диалогу между парламентариями и обмен передовым опытом между членами соответствующих парламентов.
Президенты
[ редактировать ]Источник: [19]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Парламентская ассамблея НАТО признает Россию «террористическим государством» и призывает создать специальный трибунал» . Киевский независимый. 21 ноября 2022 г.
- ^ «Генеральный секретарь НАТО присутствует на весенней сессии Парламентской ассамблеи НАТО 2024 года в Софии» .
- ^ https://www.euractiv.com/section/politics/news/nato-states-call-for-no-red-lines-on-ukraines-use-of-western-weapons/ .
{{cite news}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Разбивка по странам доступна здесь. https://www.nato-pa.int/content/how-we-work
- ^ Список нынешнего руководства собрания доступен здесь: «ПА НАТО – Руководство Парламентской ассамблеи НАТО» . Архивировано из оригинала 10 января 2015 года . Проверено 15 января 2015 г.
- ^ https://www.nato-pa.int [ только URL ]
- ^ «Нато Па» . 7 мая 2024 г.
- ^ «Косово повысило статус Парламентской ассамблеи НАТО» . 27 мая 2024 г.
- ^ «Нато Па» .
- ^ «Финансирование и финансовая отчетность» . Проверено 21 ноября 2022 г.
- ^ «Основополагающий закон о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности» .
- ^ «Хартия НАТО-Украина» .
- ^ «Признавая важность углубления контактов между законодательными органами государств-участников настоящего Акта, НАТО и Россия будут также поощрять расширение диалога и сотрудничества между Североатлантической Ассамблеей и Федеральным Собранием Российской Федерации». http://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_25468.htm
- ^ "13.НАТО и Украина будут поощрять расширение диалога и сотрудничества между Североатлантической ассамблеей и Верховной Радой". http://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_25457.htm
- ^ «ПА НАТО признает Россию террористическим государством» . 21 ноября 2022 г. . Проверено 21 ноября 2022 г.
- ^ "Межпарламентский совет НАТО-Украина, Центр сверхлюдей и встреча со студентами Львовского национального университета имени Ивана Франко: парламентская делегация посетила Львов с рабочим визитом" . 25 сентября 2023 г.
- ^ "Россия" . 30 мая 2022 г. Проверено 21 ноября 2022 г.
- ^ «Французский сенатор осуждает Россию и поддерживает Украину, поскольку она избрана президентом ПА НАТО» . Проверено 21 ноября 2022 г.
- ^ Парламентская ассамблея НАТО. «ПА НАТО – ПРЕЗИДЕНТЫ С 1955 ПО 2014 ГГ.» . www.nato-pa.int . Архивировано из оригинала 16 марта 2017 года . Проверено 31 марта 2017 г.