Отношения Азербайджана и ОБСЕ
![]() | |
![]() Расположение Азербайджана |
Отношения между Азербайджаном и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе ( ОБСЕ ) начались, когда 30 января 1992 года Азербайджан присоединился к предшественнику ОБСЕ – Совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Это была первая европейская организация, к которой присоединился Азербайджан. [ 1 ] Вскоре после этого, в 1995 году, СБСЕ преобразовалось в ОБСЕ.
С февраля 1992 года армяно-азербайджанский конфликт оказался в центре внимания ОБСЕ в соответствии с принципами этой организации. С этой целью в середине февраля в Азербайджан прибыла первая специальная миссия ОБСЕ. [ 1 ]
Основной задачей данной Минской группы ОБСЕ является урегулирование армяно - азербайджанского конфликта и подготовка соответствующего документа для решения нагорно-карабахского конфликта мирным путем, а также устранение этого конфликта путем созыва специальной Минской конференции. В группу входят 11 государств – Германия , США , Франция , Италия , Швеция , Чехия , Турция , Беларусь , Россия , Азербайджан и Армения . Функции его сопредседателя с декабря 1994 по 1997 год выполняли представители России и Финляндии, а с тех пор — представители России , США и Франции . [ 2 ] [ 3 ]
Раннее участие
[ редактировать ]Впервые обсуждения, связанные с армяно-азербайджанским конфликтом, прошли на заседании Комитета старших должностных лиц ОБСЕ 27–28 февраля. [ 4 ] Документ, подтверждающий принадлежность Нагорного Карабаха Азербайджанской Республике, нашел свое отражение в мирном решении конфликта при условии сохранения границ. [ 5 ]
Нагорно-карабахский конфликт обсуждался на первой дополнительной ассамблее СМИД ОБСЕ 24 марта 1992 года. [ 6 ]
Первое участие Азербайджана в саммите ОБСЕ состоялось в Хельсинки 8–10 июля 1992 года. [ 7 ]
Азербайджан присоединился к Парижской Хартии ОБСЕ 20 декабря 1993 года. [ 5 ]
Будапештский саммит, ведущий к Минской группе
[ редактировать ]Встреча на высшем уровне СБСЕ в Будапеште состоялась 5–6 декабря 1994 года. По итогам Будапештской встречи на высшем уровне СБСЕ было преобразовано в ОБСЕ, которая определяет правила гражданского сосуществования в новой Европе , обеспечивает защиту мира, демократии и прав человека. , осуществлять безопасность стран-членов и принципы взаимовыгодного сотрудничества.
Впервые на Будапештском саммите было принято решение о создании миротворческих сил, которые могли бы принимать участие в мерах безопасности ОБСЕ и направлять их на конфликтующие территории. Государства-участники договорились направить в регион Нагорного Карабаха первое миротворческое многонациональное воинское подразделение под руководством ОБСЕ.
По итогам Будапештского саммита Группа планирования высокого уровня [ 8 ] Комиссия, состоящая из назначенных государствами-членами военных представителей ОБСЕ по армяно-азербайджанскому конфликту, была создана 20 декабря 1994 года в Вене.
Институтом сопредседательства Минского процесса сначала управляли Финляндия и Россия, затем в течение 1995–1997 годов Швеция и Россия .
На Лиссабонском саммите, состоявшемся 2–3 декабря 1996 г., 54 государства-участника в Европе XXI века приняли Декларацию модели общей и всеобъемлющей безопасности. В декларации были отмечены угрозы, направленные безопасности государств-членов, и подчеркнута важность совместного сотрудничества для устранения этих угроз. [ 9 ]
На Лиссабонском саммите государства-участники ОБСЕ (за исключением Армении ) договорились о следующих принципах решения армяно-азербайджанского конфликта:
- Территориальная целостность Армении и Азербайджана;
- Придать Нагорному Карабаху высший статус самоуправления в составе Азербайджана;
- Обеспечить безопасность всего населения Нагорного Карабаха.
Соединенные Штаты Америки , Россия и Франция председательствуют в Минской группе ОБСЕ с 1 января 1997 года.
В настоящее время сопредседателями Минской группы являются:
- Бернар Фасье ( Франция )
- Игорь Попов ( Россия )
В настоящее время в состав Минской группы входят: (по информации на официальном сайте ОБСЕ):
олень | Королевство Нидерландов |
Германия | Португалия |
Азербайджан | Россия |
Беларусь | Турция |
Армения | Швеция |
Италия | Финляндия |
Франция |
Сопредседатели Минской группы по решению армяно-азербайджанского конфликта в течение 1997–1998 годов внесли три предложения. Первые два предложения были отклонены Арменией, а последнее не принято Азербайджаном.
Участвуя в очередном саммите глав государств и правительств стран-членов ОБСЕ, состоявшемся в Стамбуле 18–19 ноября 1999 года, Азербайджан присоединился к Стамбульской декларации и Хартии европейской безопасности. [ 10 ]
Тесное сотрудничество было достигнуто между Парламентской ассамблеей ОБСЕ (ПА), состоящей из более чем 300 депутатов, и Национальным собранием Азербайджана . Члены Парламентской ассамблеи ОБСЕ, представляющие Азербайджан, ежегодно присутствуют на заседаниях Парламентской ассамблеи.
Резолюция №318 Постоянного совета ОБСЕ [ 11 ] О создании офиса ОБСЕ в Баку было принято 16 ноября 1999 года.
После Резолюции №318 Постоянного совета ОБСЕ [ 11 ] был принят, Меморандум о взаимопонимании, подписанный 25 ноября 1999 года, стал началом сотрудничества между ОБСЕ и Азербайджаном.
Официальное открытие офиса ОБСЕ в Баку состоялось 18 июля 2000 года. [ 12 ]
Предложения Минской группы
[ редактировать ]После саммита ОБСЕ в Лиссабоне США и Франция были назначены сопредседателями Минской группы наряду с Россией. Со второй половины 1997 года и по сегодняшний день сопредседатели Минской группы выступили с тремя предложениями, основанными на принципе Лиссабонского саммита о возвращении семи районов, расположенных за пределами Нагорно-Карабахского региона, Азербайджану и определении правового статуса. Нагорного Карабаха (Нагорного Карабаха). Первые два предложения были отклонены Арменией , а последнее не принято Азербайджаном: [ 13 ]
Упаковка
[ редактировать ]В этом варианте, предложенном в июле 1997 года, предусматривалось одновременное согласование всех вопросов, включая определение статуса Нагорного Карабаха . Однако азербайджанская сторона отвергла это предложение. [ 13 ]
Этап
[ редактировать ]В этой версии, предложенной в сентябре 1997 года, способ разрешения конфликта был поэтапным. Однако армянская сторона это предложение не приняла. [ 13 ]
Общее государственное решение
[ редактировать ]Это предложение основывалось на практике «общего государства», которой не существует в мировой практике. Идея «общего государства», отвергнутая Азербайджаном, стала свидетельством безразличия к документам, принятым на встречах ОБСЕ в Будапеште и Лиссабоне. В результате не удалось добиться положительных результатов в решении конфликта. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «ОБСЕ» . www.mfa.gov.az.
- ^ «ОБСЕ-Азербайджан, Офис по демократическим институтам и правам человека» .
- ^ «Минская группа ОБСЕ | ОБСЕ» . сайт ОБСЕ .
- ^ «СЕДЬМОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОМИТЕТА ВЫСШИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ» .
- ^ Jump up to: а б «АЗЕРБАЙДЖАН-ОБСЕ» . Архивировано из оригинала 11 декабря 2017 г. Проверено 25 ноября 2017 г.
- ^ «Хельсинкское дополнительное заседание Совета СБСЕ, 24 марта 1992 года» .
- ^ «Конференция по безопасности и сотрудничеству в Европе, 1992 г., ХЕЛЬСИНСКИЙ САММИТ» .
- ^ «Справочник ОБСЕ, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе; Группа планирования высокого уровня» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 августа 2017 г.
- ^ «ЛИССАБОНСКИЙ ДОКУМЕНТ 1996» .
- ^ «СТАМБУЛЬСКИЙ ДОКУМЕНТ 1999» .
- ^ Jump up to: а б «РЕШЕНИЕ № 318» .
- ^ "Действующий председатель ОБСЕ проводит переговоры в Азербайджане | ОБСЕ" . www.osce.org .
- ^ Jump up to: а б с д «Предложение Минской группы» .