Чемпионат мира по моторным лодкам Формулы-1
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2020 г. ) |
Категория | Катамаран одномоторный одноместный |
---|---|
Страна | Международный |
Первый сезон | 1981 |
Драйверы | 18 (2024) [ 1 ] |
Команды | 9 (2024) |
Конструкторы | Баба · Вспышка · ЦАП · Дракон · Молгаард · Мур |
Поставщики двигателей | Меркурий Марин |
Чемпион среди водителей | Йонас Андерссон (2023) (Команда F1 Швеции) [ 2 ] |
Чемпион команды | Команда F1 Швеции |
Официальный сайт | f1h2o.com |
Текущий сезон |
( Чемпионат мира по моторным лодкам Формулы-1 также F1 ) — это международное соревнование по гонкам на моторных лодках для моторных лодок, организованное Международным моторным союзом (UIM) и продвигаемое H2O Racing, поэтому его часто называют F1H2O . Это высший класс прибрежных гонок на моторных лодках в мире, и поэтому, поскольку он разделяет титул Формулы-1, он похож на Формулы-1 автомобильные гонки . Каждая гонка длится примерно 45 минут по трассе, размеченной на выбранном участке воды, обычно в озере, реке, причале или защищенной бухте.
Квалификационные периоды определяют формирование сетки, а оборудование для хронометража фиксирует выступления участников, чтобы определить окончательную классификацию и распределение очков чемпионата.
История
[ редактировать ]Идея единого чемпионата прибрежных моторных лодок была задумана тремя годами ранее, в 1978 году, когда Дэвиду Паркинсону, опытному пиар-менеджеру, предложили поддержку Mercury Marine , одного из его клиентов, если он сможет организовать такую серию. Эта концепция получила награду Canon Trophy, спонсируемую еще одним клиентом Паркинсона, компанией Canon Inc. [ 3 ]
Устойчивая эскалация разработки двигателей между Mercury и главным конкурентом OMC уже началась, когда была создана Canon Trophy, и эта гонка вооружений в конечном итоге привела к созданию чрезвычайно мощного 3,5-литрового двигателя (210 дюймов). 3 ) Использование двигателей V8 привело к созданию класса OZ. В стремлении к успеху каждый производитель предлагал до полудюжины водителей бесплатную поставку этих двигателей класса OZ. Двигатели OZ отличались от класса ON, который был основан на стандартном 2-литровом объеме, и, следовательно, машины OZ с их превосходной мощностью сметали все перед собой. Дело дошло до апогея, когда в попытке получить еще большее преимущество Ренато Молинари появился с двумя двигателями на задней части своей лодки на Гран-при Италии. В 1980 году 28 гонщиков подписали петицию о запрете лодок OZ вне закона, и родилась Ассоциация водителей Формулы-ОН (FONDA). Mercury отозвала свой двигатель T4, и разделение было подтверждено. В 1981 году у классов OZ и ON будут свои чемпионаты. [ 4 ]
В некоторой степени понятно, что оба чемпионата пытались использовать титул Формулы 1, чтобы позиционировать себя как вершину гонок на моторных лодках. Однако на протяжении большей части 1981 года это не имело большого значения. Джон Плейер решил поддержать чемпионат OZ, проводимый OMC, что дало ему преимущество не только в скорости и технологиях, но и в маркетинге. Чемпионат все еще находился на ранней стадии с небольшой сеткой, но класс ON FONDA также был не намного лучше и фактически представлял собой остатки Canon Trophy. Журналисты того периода продолжали использовать знакомые термины ON и OZ, чтобы избежать путаницы. [ 5 ] и только тогда, когда UIM вмешался, чтобы разобраться в беспорядке, в результате которого класс OZ получил статус Формулы 1, а класс ON получил утешительное звание «Мировой Гран-при». Таким образом, при поддержке ассоциации гонщиков, Мировая серия Гран-при FONDA вступила в период, когда ее затмил ее более крупный и быстрый брат – Мировая серия Формулы-1.
Объединив финансовую поддержку и маркетинговые возможности John Player Special, а также ясность и последовательность чемпионата с установленной структурой соревнований, ориентированной на спринтерские гонки, а не на смесь, включавшую гонки на выносливость в предыдущие годы, категория позволил создать относительно стабильную среду, в которой могли соревноваться ведущие команды и водители моторных лодок. Система фиксированных баллов облегчила понимание зрителям, поскольку она соответствовала эквиваленту в автоспорте: 9, 6, 4, 3, 2 и, наконец, 1 очко, предлагаемое шести лучшим финишерам.
Безопасность всегда стояла на первом плане в серии Формулы-1. Постоянно растущая скорость 3,5-литровых двигателей V8, поскольку OMC продолжала их совершенствовать, означала, что выживание «большого двигателя» становилось все менее и менее вероятным. В 1984 году дело дошло до трагического завершения, когда Том Персиваль стал последним из четырех водителей, погибших за считанные месяцы. [ 6 ] Сис ван дер Вельден вытащил свою команду из трех лодок, поддерживаемую Benson & Hedges, из последних трех гонок сезона. [ 7 ] и Carlsberg разорвали сотрудничество с Роджером Дженкинсом , сказав чемпиону 1982 года «еще одну смерть или серьезную травму, и они выбыли». [ 8 ] OMC смогли собрать истощенное поле, чтобы дожить до конца сезона, но надпись была на стене. Это было начало конца Формулы 1 как класса OZ.
Однако, стремясь сохранить чемпионат, OMC обновила Мировую серию Формулы-1. После того, как компания Benson & Hedges отказалась от титульного спонсорства серии, к нам пришел Чемпион , чтобы создать Мировую серию Champion Spark Plug F1, а новому бельгийскому промоутеру Pro One было поручено перевернуть серию. [ 9 ] Призовой фонд был значительно увеличен, чтобы привлечь водителей, и требовалось более широкое присутствие в Соединенных Штатах. Следуя тенденциям в гидропланах с ремнями безопасности и ячейками безопасности, конструктор лодок Крис Ходжес представил первую версию своей ячейки безопасности, которая проложила путь к революции в безопасности лодок. [ 10 ] и Боб Сполдинг выиграл титул за команду Персиваля Ходжеса. Внешне казалось, что Формула 1 готовится к новому периоду роста, пока OMC не раскрыла уровень расходов, которые Pro One предприняла для повышения престижа чемпионата. По слухам, промоутер потратил бюджет на продвижение на следующие три года за один сезон. Ходили слухи о цифрах в 4–5 миллионов долларов. [ 11 ] В конце 1985 года OMC объявила время всей европейской операции, а в 1986 году, базирующаяся исключительно в Северной Америке, Мировая серия Формулы-1 была свернута, прежде чем она была полностью ассимилирована во внутренний чемпионат США.
С 1987 по 1989 год официального чемпионата Формулы-1 не проводилось. Серия мировых Гран-при FONDA продолжала проводиться при титульном спонсорстве Budweiser и выиграла от упадка Формулы-1 в Европе, когда пилоты вернулись. Проще говоря, двухлитровая формула Mercury пережила монструозные 3,5-литровые двигатели V8 OMC, но реальность оказалась гораздо сложнее. В Соединенных Штатах Формула-1 продолжала жить, но на мировой арене сообщество моторных лодок снова обратилось к Дэвиду Паркинсону, который, учредив Canon Trophy еще в 1978 году, все еще возглавлял серию FONDA. который он развил. Не имея другого претендента, в отличие от десяти лет назад, UIM восстановил категорию Формулы-1 до статуса чемпионата мира, а в 1990 году серия Гран-при мира FONDA стала чемпионатом мира Формулы-1.
Дэвид Паркинсон продолжал управлять чемпионатом и продвигать его до конца 1993 года, после чего передал его Николо ди Сан Джермано, который продолжает возглавлять серию по сей день. Ди Сан Джермано наблюдал за периодом постоянного улучшения безопасности водителей, управлял чемпионатом, несмотря на многочисленные экономические спады, и видел смещение фокуса серии с Европы на Ближний Восток и Азию, вызванное необходимостью финансовой стабильности. Цена оказалась высокой в глазах многих традиционных болельщиков в Европе, поскольку календари и размеры сетки уменьшились, но привлекательность остается – серия вернется в Португалию и Францию в 2015 году , и основное внимание уделяется четырехтактной технологии, чтобы наконец-то провести капитальный ремонт двухтактных двигателей десятилетней давности, которые доминировали в спорте с самого начала.
Формат
[ редактировать ]Гонки на моторных лодках Формулы-1, открытые в 1981 году, представляют собой соревнования в стиле Гран-при, в которых каждый сезон команды соревнуются по всему миру. В сезоне 2013 года в общей сложности 23 гонщика и 9 команд приняли участие как минимум в одной гонке, при этом 16 яхт участвовали в постоянной гонке. Гонки проходят по трассе длиной около 350 метров с множеством поворотов, на которой лодки могут развивать скорость 250 километров в час (155 миль в час). Гонки длиннее, чем большинство гонок на моторных лодках, примерно на 45 минут, но все же короче, чем многие автомобильные гонки.
Лодки
[ редактировать ]В гонках Формулы-1 используются с туннельным корпусом катамараны , которые способны развивать как высокую скорость, так и исключительную маневренность. Общий вес лодки составляет 860 фунтов (390 кг), включая двигатель 260 фунтов (118 кг). Они имеют длину 20 футов (6 метров) и ширину семь футов (2 метра), а вес остается низким за счет широкого использования углеродного волокна и кевлара . Туннельная конструкция корпуса создает аэродинамическую подъемную силу за счет «крыла», образованного палубой и нижней поверхностью корпуса. Это увеличивает подъемную силу и уменьшает сопротивление, так что на скорости всего несколько дюймов лодки касаются воды, что обеспечивает высокую скорость, возможную с этими корпусами. [ 12 ]
Лодки F1 оснащены двигателем Mercury Marine. [ нужна ссылка ] Двухтактный двигатель V6, сжигающий 100LL Avgas при расходе 120 литров (32 галлонов) в час, вырабатывая более 400 лошадиных сил при 10 500 об/мин. Этот двигатель может разогнать лодку до 100 км/ч (62 миль в час) менее чем за две секунды и до максимальной скорости более 250 км/ч (155 миль в час). [ нужна ссылка ]
Безопасность
[ редактировать ]Хотя лодки Формулы-1 не сильно изменились по внешнему виду с начала соревнований, конструкция и безопасность были значительно улучшены по сравнению с оригинальными фанерными лодками с открытым кокпитом.
Первой крупной разработкой стала капсула кабины из твердого композитного материала , предназначенная для отрыва от остальной части лодки при крушении. Это также положило начало практике прикрепления водителей к сиденьям ремнями безопасности. Эта система, впервые разработанная дизайнером и гонщиком Крисом Ходжесом, какое-то время была необязательной из-за противодействия водителей, но после того, как она спасла нескольких водителей в крупных авариях, UIM обязал ее использовать на всех лодках. В начале 1990-х годов производитель лодок Формулы-1 Дэйв Берджесс представил навес, который полностью закрывал кабину, чтобы защитить водителя от всей силы воды при пикировании, аналогично системе, используемой в гидросамолетах Unlimited десятью годами ранее. В конце 1990-х годов производитель лодок DAC представил подушку безопасности, расположенную позади водителя, которая предотвращает полное погружение кабины в случае переворота лодки.
Эти конкретные изменения в функциях безопасности также сопровождались появлением более легких и прочных композитных корпусов, что также снизило опасность гонок. Пилоты Формулы-1 теперь также носят устройство HANS для защиты головы и шеи, подобное тому, которое носят их коллеги из автогонщиков Формулы-1, для предотвращения травм головы и шеи.
С сезона 2007 года на всех лодках должен быть установлен защитный аварийный бокс. [ 13 ] Потенциальные будущие функции безопасности включают складные носовые части, которые скорее деформируются, чем проникают в другой корпус. [ нужна ссылка ]
Драйверы
[ редактировать ]Прежде чем получить суперлицензию на управление лодкой Формулы-1, водители проходят строгий медицинский осмотр, а также тест на погружение. Это предполагает привязку к кабине пилота Формулы-1. Камера переворачивается, и водителю приходится бежать под наблюдением сотрудников службы безопасности. [ 14 ]
Покрытие
[ редактировать ]Сериал транслируется в прямом эфире более чем в двадцати странах. [ 15 ]
Нил Перкинс (журналист/пресс-атташе) работает автором контента H2O Racing и готовит репортажи обо всех мероприятиях. [ 16 ]
Чемпионы
[ редактировать ]Формула 1
[ редактировать ]
|
|
|
Мировой Гран-при
[ редактировать ]Сезон | Чемпион |
---|---|
1981 | Тони Уильямс |
1982 | Майкл Вернер |
1983 | Майкл Вернер |
1984 | Джон Хилл |
1985 | Джон Хилл |
1986 | Джонатан Джонс |
1987 | Билл Сиболд |
1988 | Крис Буш |
1989 | Джонатан Джонс |
Формула-4
[ редактировать ]F-4 — это класс поддержки Формулы-1, входящий в серию с 2010 года. У каждой команды есть одна лодка F-4. В классе проводится две одиночные гонки за гоночный уик-энд. Лодки оснащены стандартным двигателем Mercury мощностью 60 л.с. EPA и развивают максимальную скорость около 120 км/ч.
F-4 оснащен 4-тактными двигателями мощностью 113 кг с ограничением оборотов до 6250 об/мин в очень коротких туннелях. Максимальная скорость на соревнованиях — 120 км/ч.
Похожие серии
[ редактировать ]Экскурсия на моторном катере USF1 [ 21 ] — это внутренние соревнования в США, на которых используются моторные лодки, очень похожие на те, что участвуют в чемпионате мира F1H2O. В течение нескольких лет эта серия сосуществовала с серией ChampBoat, поддерживаемой Mercury, которая была создана в 2002 году, но прекратила свое существование к 2013 году. Терри Ринкер доминировал в серии ChampBoat с четырьмя играми в 2003, 2004, 2006 и 2008 годах.
Дополнительные внутренние чемпионаты Формулы-1 по моторным лодкам были проведены в Австралии. [ 22 ] Аргентина [ 23 ] и Южная Африка. [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «КОМАНДЫ И ВОДИТЕЛИ F1H2O 2024» . f1h2o . Проверено 6 февраля 2024 г.
- ^ Сундсдал, Фроде (10 декабря 2023 г.). «Йонас выигрывает все титулы Формулы-1 в UIMF1h2o! ⋆ Мир гонок на моторных лодках» . Мир гонок на моторных лодках . Проверено 6 февраля 2024 г.
- ^ Рой Купер (май 2014 г.). «Профиль Дэвида Паркинсона» . Быстро на воде . Проверено 7 мая 2015 г.
- ^ Пол Валлели (1981). «Победят ли Волшебники страны ОЗ?» . Телеграфный воскресный журнал . Архивировано из оригинала 18 мая 2015 года . Проверено 7 мая 2015 г.
- ^ «Грозная оппозиция» . Катание на моторной лодке и водных лыжах . Декабрь 1981 года. Архивировано из оригинала 18 мая 2015 года . Проверено 7 мая 2015 г.
- ^ «Дань Тому Персивалю» . Катание на моторной лодке и водных лыжах . Сентябрь 1984 года. Архивировано из оригинала 18 мая 2015 года . Проверено 7 мая 2015 г.
- ^ Зои Трампер (октябрь 1984 г.). «Власть народу» . Катание на моторной лодке и водных лыжах . Архивировано из оригинала 18 мая 2015 года . Проверено 7 мая 2015 г.
- ^ Анна О'Брайен (1984). «Ежегодник моторной лодки 85». Публикации о производительности . ISBN 0-9509598-1-2 .
- ^ Рос Нотт (апрель 1985 г.). «Это начало чего-то хорошего». Катание на моторной лодке и водных лыжах .
- ^ Розалинда Нотт (январь 1985 г.). «Это твоя жизнь - камера безопасности Персиваля / Ходжеса». Катание на моторной лодке и водных лыжах .
- ^ Лассе Стром (ноябрь 2013 г.). «Моя первая и единственная гонка F1-V8 на новом катере с безопасной кабиной Velden, 1985 год». Реальный опыт Стрёма прямо из .
- ^ Рассел, доктор юридических наук (1982). Секреты конструкции туннельных лодок . ISBN 1-894933-30-3 .
- ^ "Безопасные аварийные ящики". Архивировано 22 ноября 2010 г. в Wayback Machine , f1h2o.com.
- ^ https://www.facebook.com/watch/?v=342358803108604. [ источник, созданный пользователем ]
- ^ «Чемпионат мира по гонкам на моторных лодках в Абу-Даби Эмирейтс» . Абудхаби.мс. Архивировано из оригинала 4 января 2011 г. Проверено 10 декабря 2010 г.
- ^ "события" .
- ^ Перейти обратно: а б «Ас моторных лодок Джонатан Джонс вывел Кардиган на мировую арену» . Рекламодатель Тивисайда. 28 июля 2020 г. Проверено 1 августа 2020 г.
- ^ «Андерссон побеждает в Сардже – Торренте выигрывает чемпионат мира» . F1 Н2О . Маркетинг идей. 21 декабря 2019 года . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ «Торренте завоевал титул чемпиона мира на драматическом шоу Showdown Sunday в Шардже» . F1 Н2О . 18 декабря 2022 г. Проверено 7 января 2023 г.
- ^ «Йонас Андерссон из сборной Швеции закрепляет командное первенство победой на Гран-при Шарджи» . F1 Н2О . 10 декабря 2023 г. Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ «Тур на моторном катере USF1» . Проверено 7 мая 2015 г.
- ^ «Гран-при австралийской формулы по моторным лодкам» . Проверено 7 мая 2015 г.
- ^ «Официальный сайт моторной лодки F1» . Проверено 7 мая 2015 г.
- ^ «Моторная лодка Южная Африка» . Проверено 7 мая 2015 г.