Чемпионат мира с коляской
Категория | Гонки на мотоциклах |
---|---|
Страна | Международный |
Команды | 17 |
Конструкторы | Кавасаки Ямаха Сузуки |
Чемпион по наездникам | Тодд Эллис Эммануэль Клеман |
Чемпион делает | LCR - Ямаха YZF-R6 |
![]() |
Чемпионат мира FIM Sidecar World Championship — международный чемпионат по гонкам на колясках . Это единственный оставшийся оригинальный класс чемпионата FIM по шоссейным гонкам, стартовавший в 1949 году.
Раньше он назывался Superside, когда коляски из мотоциклетных гонок Гран- при превратились в мероприятия поддержки чемпионата мира по супербайку . В 2010 году FIM взяла на себя управление серией у промоутеров Superside, и чемпионат стал называться «Чемпионат мира FIM Sidecar World Championship». Однако FIM по-прежнему использует слово Superside в рекламных целях, несмотря на упадок промоутеров Superside.
Чемпионат проводится в несколько этапов на трассах в основном в Европе, хотя есть и другие места проведения в США ( Монтерей ), Южной Африке в Кьялами и на австралийском острове Филиппа .
История
[ редактировать ]Годы становления
[ редактировать ]Когда в 1949 году начались чемпионаты мира с колясками, на них доминировали однозначные, ортодоксальные наряды, где коляска прикреплялась к обычному одиночному мотоциклу. Жесткость и прочность были плохо изучены, а довоенные машины описывали как «леса на колесах». Разработка была основана на снижении веса, обеспечении плоской платформы для пассажира и уменьшении сопротивления вокруг колеса коляски и в передней части платформы коляски. [1] Когда разработки в области обтекателей типа «дельфин» и пылесборника на одиночных машинах оказались успешными в снижении лобового сопротивления, было естественным адаптировать аналогичные обтекаемые кожухи для оборудования с коляской. Пионером в этой области был Эрик Оливер , который работал с компанией Watsonian над разработкой последовательных экспериментальных гоночных моделей, включая такие инновации, как использование колес диаметром 16 дюймов (410 мм). [1]
Изменения дизайна
[ редактировать ]К 1953 году рамы мотоциклов были полностью переработаны для установки коляски. Высота сиденья была уменьшена до такой степени, что водитель теперь сидел в полулежачем положении. Это позволило использовать цельный обтекатель, закрывающий переднюю часть оборудования, а также платформу коляски. [2] Корпус привел к непривычному управлению, а усовершенствованная конструкция использовалась на практике только на Гран-при Бельгии и на финальном Гран-при в Монце, где он финишировал четвертым в руках Жака Дриона и Инге Столл . [3] В течение года другие компании экспериментировали с более скромными усовершенствованиями, такими как дополнительное торможение с помощью колеса коляски, иногда связанное с одним или обоими двумя другими тормозами. [4]
Тем не менее, гоночные коляски по своей сути остались такими же, как и дорожные коляски. Традиционная гоночная экипировка представляла собой дорожную мотоциклетную экипировку без багажника и с заниженной подвеской. Рама коляски без багажника будет иметь плоскую платформу. И аккумулятор, и топливный бак можно было разместить либо между мотоциклом и коляской, либо на платформе коляски. Со временем подрамник, стойки, зажимы, рама коляски и т. д. сольются с основной рамой мотоцикла и образуют единую раму. Но по сути гоночная экипировка в принципе все же оставалась вариантом дорожной экипировки.
Технические инновации
[ редактировать ]Начиная с 1977 года произошел резкий отход от традиционной инженерной мысли, которая до этого момента делала упор на технологию колясок. Все началось с того, что Джордж О'Делл выиграл чемпионат, используя коляску с центральным рулевым управлением (построенную Рольфом Биландом) под названием Seymaz. О'Делл победил, несмотря на то, что Сеймаз редко участвовал в гонках в течение сезона, предпочитая использовать традиционную раму Виндла на протяжении большей части года. заднеприводный мотоцикл В следующем году Рольф Биланд выиграл чемпионат 1978 года на коляске BEO-Yamaha TZ500, которая по сути представляла собой трехмоторный .
В 1979 году FIM отреагировала на эти технологические инновации, разделив чемпионат колясок на два соревнования:
- B2A — традиционные коляски
- B2B – прототипы
Бруно Хольцер выиграл чемпионат B2B с коляской LCR BEO-Yamaha, которая превратила езду на мотоцикле в нечто большее, похожее на вождение автомобиля, поскольку у машины было сиденье водителя, рулевое колесо и возможность использования ножных педалей. Это также не требовало особого участия пассажира коляски, которому приходилось просто лежать на пассажирской платформе.
В 1980 году из-за революционных изменений, внесенных конструкторами в свои конструкции, FIM запретила все прототипы колясок, поскольку была обеспокоена тем, что разработки превращают пассажиров в неактивных участников, а машины перестают напоминать мотоциклы.
Однако год спустя FIM отменила свое решение и достигла компромисса после протестов команд. Прототипам будет разрешено участвовать в гонках при соблюдении следующих правил:
- это должно быть транспортное средство, которое приводится в движение только одним задним колесом
- он должен управляться одним передним колесом
- им нужно управлять с помощью руля мотоцикла, а не руля
- оно должно требовать активного участия пассажира.
Правила 1981 года остались практически неизменными. Например, трехколесные велосипеды и велосипедные автомобили по-прежнему запрещены . Однако в правила были внесены некоторые поправки и послабления. В конце 1990-х годов FIM разрешила переднему колесу коляски иметь подвеску автомобильного типа (например, конфигурацию поперечных рычагов) . Аналогично коляскам, на которые не распространяются технические правила, разрешается участвовать в гонках, но их результаты, очки или финиши не записываются. Пример Это команда Маркуса Бёзигера и Юрга Эгли, которая финишировала бы третьей в сезоне чемпионата 1998 года. Однако, поскольку они использовали конфигурацию, в которой Бёзигер сидел в вертикальном положении, в официальные протоколы не были внесены результаты.

Согласно правилам FIM, термин «гонщик» в равной степени применяется к водителю и пассажиру коляски. Водитель стоит на коленях перед двигателем и держит руки возле переднего колеса, в то время как пассажир перемещается по платформе сзади, перенося свой вес слева направо в зависимости от поворота, вперед или назад, чтобы получить тягу для передней или задней части. . Пассажир также помогает водителю, когда дело доходит до дрифта, а также обычно является первым человеком, который замечает любые проблемы с двигателем, поскольку он находится рядом с двигателем, а водитель - перед ним. Эти двое должны работать вместе, чтобы стать успешной командой. В настоящее время водителя принято называть «Пилотом», а у пассажира есть несколько прозвищ: «Акробат», используемый в Северной Америке и больше не используемый, и ныне распространенный термин «Обезьяна», пришедший из Австралии. Иногда также используются слова «второй водитель» или «второй пилот».
Традиционные гонки на колясках по-прежнему популярны в нескольких странах, особенно в Великобритании, где они известны как коляски Формулы-2 (двигатели 600 куб.см). Обычно их используют в настоящих шоссейных гонках, таких как гонки TT на острове Мэн. Несмотря на более низкую максимальную скорость, эти машины сохраняют лучшие маневренные возможности.
Современные гонки
[ редактировать ]
В период с 1981 по 2016 год машины Superside были известны как коляски Формулы-1 и имели базовую неизменную конструкцию. Эти современные высокотехнологичные машины родственны мотоциклам только по классификации используемых в них двигателей. Все шасси специально созданы и в большей степени основаны на технологии гоночных автомобилей с открытыми колесами , а шины широкие и имеют плоский профиль. Их иногда называют «червями». [5]
Самым успешным гонщиком с коляской в Superside был Стив Вебстер , который выиграл четыре чемпионата мира и шесть кубков мира в период с 1987 по 2004 год. Самым успешным шасси является LCR , швейцарский производитель колясок, чей основатель Луи Кристен выиграл 35 чемпионатов в период с 1979 по 2004 год. 2016 г., с различными двигателями, первоначально Yamaha двухтактными Suzuki и Krauser, позднее четырехтактными .Двигатель BMW Rennsport RS54 завоевал 19 конструкторских титулов подряд с 1955 по 1973 год, больше всех остальных двигателей.
впервые В 2014 году машина с двигателем Kawasaki выиграла титул, а Тим Ривз и Грегори Клюз завершили 11-летнюю гонку Suzuki подряд . В 2016 году Кирси Кайнулайнен стала первой женщиной-чемпионкой мира по мотоциклам в качестве пассажира Пекка Пяйваринта . [6]
Однако в 2017 году объем двигателя колясок Формулы-1 был уменьшен с 1000 куб.см до 600 куб.см. Это была сознательная попытка FIM привлечь больше гонщиков, которые по-прежнему предпочитали традиционное шасси F2. Была надежда, что за счет уменьшения объема двигателя это будет означать конкуренцию на более равных условиях. Тем не менее, в чемпионате 2017 года по-прежнему доминировали соперники, использующие шасси Формулы-1. Команда F2, занявшая первое место на шасси, заняла 12-е место у Эккарта Рёзингера и Штеффена Вернера на их Baker-Suzuki GSX-R600.
Форматы
[ редактировать ]С 2005 года существует три типа гоночных классов. В любом раунде чемпионата могут проводиться все три типа гонок, но иногда в одном раунде проводится только один тип гонок (Золотая гонка), обычно когда этот этап является вспомогательным мероприятием крупного соревнования, такого как MotoGP .
- Матчевая гонка. Команды делятся на группы и соревнуются в очень коротких забегах. Победители и команды, занявшие лучшие места в этих заездах, перейдут в следующий раунд (полуфинал), пока только шесть лучших команд не останутся в финальной гонке. Типичная дистанция гонок составляет три круга.
- Спринтерская гонка. Все команды участвуют в короткой гонке. Типичная дистанция гонки составляет двенадцать кругов.
- Золотая гонка. Все команды участвуют в длинном забеге, обычно в два раза превышающем дистанцию спринтерского забега.
Чемпионы мира FIM с колясками
[ редактировать ]Гран-при
[ редактировать ]Сезон | Водитель | Пассажир | Велосипед | Конструктор |
---|---|---|---|---|
600cc | ||||
1949 | ![]() | ![]() | Нортон Мэнкс | Нортон |
1950 | ![]() | ![]() | Нортон Мэнкс | Нортон |
500cc | ||||
1951 | ![]() | ![]() | Нортон Мэнкс | Нортон |
1952 | ![]() | ![]() ![]() | Нортон Мэнкс | Нортон |
1953 | ![]() | ![]() | Нортон Мэнкс | Нортон |
1954 | ![]() | ![]() | БМВ РС54 | Нортон |
1955 | ![]() | ![]() | БМВ РС54 | BMW |
1956 | ![]() | ![]() | БМВ РС54 | BMW |
1957 | ![]() | ![]() | БМВ РС54 | BMW |
1958 | ![]() | ![]() | БМВ РС54 | BMW |
1959 | ![]() | ![]() | БМВ РС54 | BMW |
1960 | ![]() | ![]() | БМВ РС54 | BMW |
1961 | ![]() | ![]() | БМВ РС54 | BMW |
1962 | ![]() | ![]() | БМВ РС54 | BMW |
1963 | ![]() | ![]() | БМВ РС54 | BMW |
1964 | ![]() | ![]() | БМВ РС54 | BMW |
1965 | ![]() | ![]() | БМВ РС54 | BMW |
1966 | ![]() | ![]() | БМВ РС54 | BMW |
1967 | ![]() | ![]() | БМВ РС54 | BMW |
1968 | ![]() | ![]() | УРС | BMW |
1969 | ![]() | ![]() | БМВ РС54 | BMW |
1970 | ![]() | ![]() ![]() | БМВ РС54 | BMW |
1971 | ![]() | ![]() ![]() | Мюнх -URS | BMW |
1972 | ![]() | ![]() | БМВ РС54 | BMW |
1973 | ![]() | ![]() | БМВ РС54 | BMW |
1974 | ![]() | ![]() | Буш БМВ RS54 | король |
1975 | ![]() | ![]() | Буш Кинг | король |
1976 | ![]() | ![]() | Буш Кинг | король |
1977 | ![]() | ![]() ![]() | Виндл - Yamaha TZ500 Сеймаз-Ямаха TZ500 | Ямаха |
1978 | ![]() | ![]() | ТТМ-Yamaha TZ500 БЕО-Ямаха ТЗ500 | Ямаха |
1979 (Б2А) | ![]() | ![]() | Шмид-Ямаха ТЗ500 | Ямаха |
1979 (В2В) | ![]() | ![]() | LCR -Yamaha TZ500 | Ямаха |
1980 | ![]() | ![]() | Виндл-Ямаха TZ500 | Ямаха |
1981 | ![]() | ![]() | LCR-Yamaha TZ500 | Ямаха |
1982 | ![]() | ![]() | Сеймаз-Ямаха TZ500 | Ямаха |
1983 | ![]() | ![]() | LCR-Yamaha TZ500 | Ямаха |
1984 | ![]() | ![]() | LCR-Yamaha TZ500 | Ямаха |
1985 | ![]() | ![]() | LCR-Yamaha TZ500 | Ямаха |
1986 | ![]() | ![]() | LCR-Yamaha TZ500 | Ямаха |
1987 | ![]() | ![]() | LCR-Yamaha TZ500 | Ямаха |
1988 | ![]() | ![]() ![]() | LCR-Yamaha TZ500 | Ямаха |
1989 | ![]() | ![]() | LCR- Краузер | Краузер |
1990 | ![]() | ![]() | LCR-Краузер | Краузер |
1991 | ![]() | ![]() | LCR-Краузер | Краузер |
1992 | ![]() | ![]() | LCR-Краузер | Краузер |
1993 | ![]() | ![]() | LCR-Краузер | Краузер |
1994 | ![]() | ![]() | LCR Swissauto V4 | АДМ [б] |
1995 | ![]() | ![]() | Виндл-АДМ | АДМ |
1996 | ![]() | ![]() | Виндл-АДМ | АДМ |
Кубок мира с коляской | ||||
1997 | ![]() | ![]() | ЛКР-АДМ | |
500 куб.см 2-тактный или 1000 куб.см 4-тактный | ||||
1998 | ![]() | ![]() | LCR- Хонда NSR500 | |
1999 | ![]() | ![]() | LCR- Сузуки GSX-R 1000 | |
2000 | ![]() | ![]() | LCR-Сузуки GSX-R 1000 | |
Суперсайд | ||||
1000 куб.см, 4-тактный | ||||
2001 | ![]() | ![]() | LCR-Сузуки GSX-R 1000 | |
2002 | ![]() | ![]() | Виндл - Yamaha EXUP | |
2003 | ![]() | ![]() | LCR-Сузуки GSX-R 1000 | |
Суперсайд Кубок мира | ||||
2004 | ![]() | ![]() | LCR-Сузуки GSX-R 1000 | |
Суперсайд | ||||
2005 | ![]() | ![]() | LCR-Сузуки GSX-R 1000 | |
2006 | ![]() | ![]() | LCR-Сузуки GSX-R 1000 | |
2007 | ![]() | ![]() | LCR-Сузуки GSX-R 1000 | |
2008 | ![]() | ![]() | LCR-Сузуки GSX-R 1000 | |
2009 | ![]() | ![]() | LCR-Сузуки GSX-R 1000 | |
Чемпионат мира по суперсайд-коляскам | ||||
2010 | ![]() | ![]() | LCR-Сузуки GSX-R1000 | |
2011 | ![]() | ![]() | LCR-Сузуки GSX-R1000 | |
2012 | ![]() | ![]() | LCR-Сузуки GSX-R1000 | |
2013 | ![]() | ![]() | LCR-Сузуки GSX-R1000 | |
2014 | ![]() | ![]() | LCR- Кавасаки ZX-10R | |
2014 (Мировой трофей F2) | ![]() | ![]() | ДМР -Хонда CBR600 | |
2015 | ![]() | ![]() | LCR Сузуки GSX-R1000 | |
2015 (Мировой трофей F2) | ![]() | ![]() | ДМР- Хонда CBR600 | |
2016 | ![]() | ![]() | LCR BMW S 1000RR | |
2016 (Мировой трофей F2) | ![]() | ![]() | LCR- Хонда CBR600 | |
600 куб.см, 4-тактный | ||||
2017 | ![]() | ![]() | LCR- Yamaha YZF-R6 | |
2018 | ![]() | ![]() | LCR- Yamaha YZF-R6 | |
2019 | ![]() | ![]() | Адольф RS- Yamaha YZF-R6 | |
2020 | Сезон отменен из-за пандемии COVID-19. | |||
2021 | ![]() | ![]() | LCR- Yamaha YZF-R6 | |
2022 [7] | ![]() | ![]() | LCR-Ямаха YZF-R6 | |
2023 | ![]() | ![]() | LCR-Ямаха YZF-R6 |
Примечания
[ редактировать ]- ^
Барри Дангуорт заменил травмированного Эмиля Хёрнера в раунде на острове Мэн. Команда финишировала восьмой и не получила очков.
- ^ После ухода Michael Krauser GmBH из гонок бывший сотрудник Auf Der Mauer взял на себя управление и назвал двигатели ADM.
- ^
Стюарт Грэм получил травму во время тренировки первого тура в Шляйце. Патрик Фарранс заменил его в гонке и до конца сезона.
- ^ Первая женщина, ставшая чемпионкой мира FIM в любой дисциплине без гендерной сегрегации. Фактически первой женщиной, выигравшей титул чемпиона FIM в женской дисциплине, была Лайя Санс в 2005 году, когда она выиграла женский чемпионат мира по триалу FIM после того, как он сменил название с Cup на Championship.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Луи, Гарри (26 марта 1953 г.). «Четыре чемпионата мира». Мотоциклетный цикл . 90 (2607). Лондон: Iliffe & Sons Ltd: 372–374.
- ^ «Следующий этап». Мотоциклетный цикл . 91 (2621). Лондон: Iliffe & Sons Ltd: 24–25. 2 июля 1953 года.
- ^ Куантрилл, Сирил (10 сентября 1953 г.). «Гран-при Италии». Мотоспорт . 88 (2276): 560–562.
- ^ «Потрясающие скорости на Гран-при Бельгии». Мотоциклетный цикл . 91 (2622). Лондон: Iliffe & Sons Ltd: 46–48. 9 июля 1953 года.
- ^ Motor Cycle News 5 мая 1982 г., стр.7 Джок Тейлор в кресле. Черви сплошь и рядом. «Прозвище «червь» произошло от прошлогоднего Гран-при Австрии, когда первый «червь» Биланда извивался по всей трассе ». Доступен и добавлен 3 марта 2015 г.
- ↑ Исторический титул чемпиона мира для BMW с коляской Duo Pekka Päivärinta/Kirsi Kainulainen BMW Group , 19 сентября 2017 г. Проверено 17 декабря 2017 г.
- ^ «FIM SIDECAR: ТОДД ЭЛЛИС И ЭММАНУЭЛЬ КЛЕМАН КОРОНОВАНЫ В ЭСТОРИЛЕ» . ФИМ . Проверено 31 октября 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Чемпионат мира FIM с коляской Веб-сайт чемпионата мира FIM с коляской