Jump to content

Чемпионат мира с коляской

Чемпионат мира FIM с коляской
Категория Гонки на мотоциклах
Страна Международный
Команды 17
Конструкторы Кавасаки
Ямаха
Сузуки
Чемпион по наездникам Тодд Эллис
Эммануэль Клеман
Чемпион делает LCR - Ямаха YZF-R6
Текущий сезон

Чемпионат мира FIM Sidecar World Championship — международный чемпионат по гонкам на колясках . Это единственный оставшийся оригинальный класс чемпионата FIM по шоссейным гонкам, стартовавший в 1949 году.

Раньше он назывался Superside, когда коляски из мотоциклетных гонок Гран- при превратились в мероприятия поддержки чемпионата мира по супербайку . В 2010 году FIM взяла на себя управление серией у промоутеров Superside, и чемпионат стал называться «Чемпионат мира FIM Sidecar World Championship». Однако FIM по-прежнему использует слово Superside в рекламных целях, несмотря на упадок промоутеров Superside.

Чемпионат проводится в несколько этапов на трассах в основном в Европе, хотя есть и другие места проведения в США ( Монтерей ), Южной Африке в Кьялами и на австралийском острове Филиппа .

Годы становления

[ редактировать ]
Крис Винсент об экипировке Norton-BSA, которую он использовал в 1958 году на травяных трассах и в 1959 году на шоссейных гонках, просто изменив протектор шин, низкую посадку, достигнутую за счет 16-дюймовых колес вместо 19-дюймовых, и демонстрируя раннюю версию пассажирской платформы, которая просуществовала до конец 1970-х годов

Когда в 1949 году начались чемпионаты мира с колясками, на них доминировали однозначные, ортодоксальные наряды, где коляска прикреплялась к обычному одиночному мотоциклу. Жесткость и прочность были плохо изучены, а довоенные машины описывали как «леса на колесах». Разработка была основана на снижении веса, обеспечении плоской платформы для пассажира и уменьшении сопротивления вокруг колеса коляски и в передней части платформы коляски. [1] Когда разработки в области обтекателей типа «дельфин» и пылесборника на одиночных машинах оказались успешными в снижении лобового сопротивления, было естественным адаптировать аналогичные обтекаемые кожухи для оборудования с коляской. Пионером в этой области был Эрик Оливер , который работал с компанией Watsonian над разработкой последовательных экспериментальных гоночных моделей, включая такие инновации, как использование колес диаметром 16 дюймов (410 мм). [1]

Изменения дизайна

[ редактировать ]

К 1953 году рамы мотоциклов были полностью переработаны для установки коляски. Высота сиденья была уменьшена до такой степени, что водитель теперь сидел в полулежачем положении. Это позволило использовать цельный обтекатель, закрывающий переднюю часть оборудования, а также платформу коляски. [2] Корпус привел к непривычному управлению, а усовершенствованная конструкция использовалась на практике только на Гран-при Бельгии и на финальном Гран-при в Монце, где он финишировал четвертым в руках Жака Дриона и Инге Столл . [3] В течение года другие компании экспериментировали с более скромными усовершенствованиями, такими как дополнительное торможение с помощью колеса коляски, иногда связанное с одним или обоими двумя другими тормозами. [4]

Двигатель BMW RS54 Rennsport объемом 500 куб.см, установленный в современной копии низкорослого автомобиля Макса Дойбеля 1960-х годов.

Тем не менее, гоночные коляски по своей сути остались такими же, как и дорожные коляски. Традиционная гоночная экипировка представляла собой дорожную мотоциклетную экипировку без багажника и с заниженной подвеской. Рама коляски без багажника будет иметь плоскую платформу. И аккумулятор, и топливный бак можно было разместить либо между мотоциклом и коляской, либо на платформе коляски. Со временем подрамник, стойки, зажимы, рама коляски и т. д. сольются с основной рамой мотоцикла и образуют единую раму. Но по сути гоночная экипировка в принципе все же оставалась вариантом дорожной экипировки.

Технические инновации

[ редактировать ]

Начиная с 1977 года произошел резкий отход от традиционной инженерной мысли, которая до этого момента делала упор на технологию колясок. Все началось с того, что Джордж О'Делл выиграл чемпионат, используя коляску с центральным рулевым управлением (построенную Рольфом Биландом) под названием Seymaz. О'Делл победил, несмотря на то, что Сеймаз редко участвовал в гонках в течение сезона, предпочитая использовать традиционную раму Виндла на протяжении большей части года. заднеприводный мотоцикл В следующем году Рольф Биланд выиграл чемпионат 1978 года на коляске BEO-Yamaha TZ500, которая по сути представляла собой трехмоторный .

В 1979 году FIM отреагировала на эти технологические инновации, разделив чемпионат колясок на два соревнования:

  • B2A — традиционные коляски
  • B2B – прототипы

Бруно Хольцер выиграл чемпионат B2B с коляской LCR BEO-Yamaha, которая превратила езду на мотоцикле в нечто большее, похожее на вождение автомобиля, поскольку у машины было сиденье водителя, рулевое колесо и возможность использования ножных педалей. Это также не требовало особого участия пассажира коляски, которому приходилось просто лежать на пассажирской платформе.

В 1980 году из-за революционных изменений, внесенных конструкторами в свои конструкции, FIM запретила все прототипы колясок, поскольку была обеспокоена тем, что разработки превращают пассажиров в неактивных участников, а машины перестают напоминать мотоциклы.

Однако год спустя FIM отменила свое решение и достигла компромисса после протестов команд. Прототипам будет разрешено участвовать в гонках при соблюдении следующих правил:

  • это должно быть транспортное средство, которое приводится в движение только одним задним колесом
  • он должен управляться одним передним колесом
  • им нужно управлять с помощью руля мотоцикла, а не руля
  • оно должно требовать активного участия пассажира.

Правила 1981 года остались практически неизменными. Например, трехколесные велосипеды и велосипедные автомобили по-прежнему запрещены . Однако в правила были внесены некоторые поправки и послабления. В конце 1990-х годов FIM разрешила переднему колесу коляски иметь подвеску автомобильного типа (например, конфигурацию поперечных рычагов) . Аналогично коляскам, на которые не распространяются технические правила, разрешается участвовать в гонках, но их результаты, очки или финиши не записываются. Пример Это команда Маркуса Бёзигера и Юрга Эгли, которая финишировала бы третьей в сезоне чемпионата 1998 года. Однако, поскольку они использовали конфигурацию, в которой Бёзигер сидел в вертикальном положении, в официальные протоколы не были внесены результаты.

Коляски на стартовой решетке

Согласно правилам FIM, термин «гонщик» в равной степени применяется к водителю и пассажиру коляски. Водитель стоит на коленях перед двигателем и держит руки возле переднего колеса, в то время как пассажир перемещается по платформе сзади, перенося свой вес слева направо в зависимости от поворота, вперед или назад, чтобы получить тягу для передней или задней части. . Пассажир также помогает водителю, когда дело доходит до дрифта, а также обычно является первым человеком, который замечает любые проблемы с двигателем, поскольку он находится рядом с двигателем, а водитель - перед ним. Эти двое должны работать вместе, чтобы стать успешной командой. В настоящее время водителя принято называть «Пилотом», а у пассажира есть несколько прозвищ: «Акробат», используемый в Северной Америке и больше не используемый, и ныне распространенный термин «Обезьяна», пришедший из Австралии. Иногда также используются слова «второй водитель» или «второй пилот».

Традиционные гонки на колясках по-прежнему популярны в нескольких странах, особенно в Великобритании, где они известны как коляски Формулы-2 (двигатели 600 куб.см). Обычно их используют в настоящих шоссейных гонках, таких как гонки TT на острове Мэн. Несмотря на более низкую максимальную скорость, эти машины сохраняют лучшие маневренные возможности.

Современные гонки

[ редактировать ]
LCR Sidecar в гоночном паддоке

В период с 1981 по 2016 год машины Superside были известны как коляски Формулы-1 и имели базовую неизменную конструкцию. Эти современные высокотехнологичные машины родственны мотоциклам только по классификации используемых в них двигателей. Все шасси специально созданы и в большей степени основаны на технологии гоночных автомобилей с открытыми колесами , а шины широкие и имеют плоский профиль. Их иногда называют «червями». [5]

Самым успешным гонщиком с коляской в ​​Superside был Стив Вебстер , который выиграл четыре чемпионата мира и шесть кубков мира в период с 1987 по 2004 год. Самым успешным шасси является LCR , швейцарский производитель колясок, чей основатель Луи Кристен выиграл 35 чемпионатов в период с 1979 по 2004 год. 2016 г., с различными двигателями, первоначально Yamaha двухтактными Suzuki и Krauser, позднее четырехтактными .Двигатель BMW Rennsport RS54 завоевал 19 конструкторских титулов подряд с 1955 по 1973 год, больше всех остальных двигателей.

впервые В 2014 году машина с двигателем Kawasaki выиграла титул, а Тим Ривз и Грегори Клюз завершили 11-летнюю гонку Suzuki подряд . В 2016 году Кирси Кайнулайнен стала первой женщиной-чемпионкой мира по мотоциклам в качестве пассажира Пекка Пяйваринта . [6]

Однако в 2017 году объем двигателя колясок Формулы-1 был уменьшен с 1000 куб.см до 600 куб.см. Это была сознательная попытка FIM привлечь больше гонщиков, которые по-прежнему предпочитали традиционное шасси F2. Была надежда, что за счет уменьшения объема двигателя это будет означать конкуренцию на более равных условиях. Тем не менее, в чемпионате 2017 года по-прежнему доминировали соперники, использующие шасси Формулы-1. Команда F2, занявшая первое место на шасси, заняла 12-е место у Эккарта Рёзингера и Штеффена Вернера на их Baker-Suzuki GSX-R600.

С 2005 года существует три типа гоночных классов. В любом раунде чемпионата могут проводиться все три типа гонок, но иногда в одном раунде проводится только один тип гонок (Золотая гонка), обычно когда этот этап является вспомогательным мероприятием крупного соревнования, такого как MotoGP .

  • Матчевая гонка. Команды делятся на группы и соревнуются в очень коротких забегах. Победители и команды, занявшие лучшие места в этих заездах, перейдут в следующий раунд (полуфинал), пока только шесть лучших команд не останутся в финальной гонке. Типичная дистанция гонок составляет три круга.
  • Спринтерская гонка. Все команды участвуют в короткой гонке. Типичная дистанция гонки составляет двенадцать кругов.
  • Золотая гонка. Все команды участвуют в длинном забеге, обычно в два раза превышающем дистанцию ​​спринтерского забега.

Чемпионы мира FIM с колясками

[ редактировать ]

Гран-при

[ редактировать ]
Сезон Водитель Пассажир Велосипед Конструктор
600cc
1949 Великобритания Эрик Оливер Великобритания Денис Дженкинсон Нортон Мэнкс Нортон
1950 Великобритания Эрик Оливер Италия Лоренцо Добелли Нортон Мэнкс Нортон
500cc
1951 Великобритания Эрик Оливер Италия Лоренцо Добелли Нортон Мэнкс Нортон
1952 Великобритания Сирил Смит Великобритания Боб Клементс
Великобритания Читать Натта
Нортон Мэнкс Нортон
1953 Великобритания Эрик Оливер Великобритания Стэнли Диббен Нортон Мэнкс Нортон
1954 Западная Германия Вильгельм Нолл Западная Германия Фриц Крон БМВ РС54 Нортон
1955 Западная Германия Вилли Фауст Западная Германия Карл Реммерт БМВ РС54 BMW
1956 Западная Германия Вильгельм Нолл Западная Германия Фриц Крон БМВ РС54 BMW
1957 Западная Германия Фриц Хиллебранд Западная Германия Манфред Грюнваль БМВ РС54 BMW
1958 Западная Германия Уолтер Шнайдер Западная Германия Ганс Штраус БМВ РС54 BMW
1959 Западная Германия Уолтер Шнайдер Западная Германия Ганс Штраус БМВ РС54 BMW
1960 Западная Германия Хельмут Фатх Западная Германия Альфред Вольгемут БМВ РС54 BMW
1961 Западная Германия Макс Дойбель Западная Германия Эмиль Хёрнер БМВ РС54 BMW
1962 Западная Германия Макс Дойбель Западная Германия Эмиль Хёрнер БМВ РС54 BMW
1963 Западная Германия Макс Дойбель Западная Германия Эмиль Хёрнер [а] БМВ РС54 BMW
1964 Западная Германия Макс Дойбель Западная Германия Эмиль Хёрнер БМВ РС54 BMW
1965 Швейцария Фриц Шайдеггер Великобритания Джон Робинсон БМВ РС54 BMW
1966 Швейцария Фриц Шайдеггер Великобритания Джон Робинсон БМВ РС54 BMW
1967 Западная Германия Клаус Эндерс Западная Германия Ральф Энгельхардт БМВ РС54 BMW
1968 Западная Германия Хельмут Фатх Западная Германия Вольфганг Калаух УРС BMW
1969 Западная Германия Клаус Эндерс Западная Германия Ральф Энгельхардт БМВ РС54 BMW
1970 Западная Германия Клаус Эндерс Западная Германия Ральф Энгельхардт
Западная Германия Вольфганг Калаух
БМВ РС54 BMW
1971 Западная Германия Хорст Овесле Западная Германия Юлиус Кремер
Великобритания Питер Раттерфорд
Мюнх -URS BMW
1972 Западная Германия Клаус Эндерс Западная Германия Ральф Энгельхардт БМВ РС54 BMW
1973 Западная Германия Клаус Эндерс Западная Германия Ральф Энгельхардт БМВ РС54 BMW
1974 Западная Германия Клаус Эндерс Западная Германия Ральф Энгельхардт Буш БМВ RS54 король
1975 Западная Германия Рольф Штайнхаузен Западная Германия Йозеф Хубер Буш Кинг король
1976 Западная Германия Рольф Штайнхаузен Западная Германия Йозеф Хубер Буш Кинг король
1977 Великобритания Джордж О'Делл Великобритания Кенни Артур
Великобритания Клифф Холланд
Виндл - Yamaha TZ500
Сеймаз-Ямаха TZ500
Ямаха
1978 Швейцария Рольф Биланд Великобритания Кеннет Уильямс ТТМ-Yamaha TZ500
БЕО-Ямаха ТЗ500
Ямаха
1979
(Б2А)
Швейцария Рольф Биланд Швейцария Курт Валтисперг Шмид-Ямаха ТЗ500 Ямаха
1979
(В2В)
Швейцария Бруно Хольцер Швейцария Чарли Майерханс LCR -Yamaha TZ500 Ямаха
1980 Великобритания Джок Тейлор Швеция Бенга Йоханссон Виндл-Ямаха TZ500 Ямаха
1981 Швейцария Рольф Биланд Швейцария Курт Валтисперг LCR-Yamaha TZ500 Ямаха
1982 Западная Германия Вернер Шварцель Западная Германия Андреас Хубер Сеймаз-Ямаха TZ500 Ямаха
1983 Швейцария Рольф Биланд Швейцария Курт Валтисперг LCR-Yamaha TZ500 Ямаха
1984 Нидерланды Эгберт Стрёр Нидерланды Бернард Шнидерс LCR-Yamaha TZ500 Ямаха
1985 Нидерланды Эгберт Стрёр Нидерланды Бернард Шнидерс LCR-Yamaha TZ500 Ямаха
1986 Нидерланды Эгберт Стрёр Нидерланды Бернард Шнидерс LCR-Yamaha TZ500 Ямаха
1987 Великобритания Стив Вебстер Великобритания Тони Хьюитт LCR-Yamaha TZ500 Ямаха
1988 Великобритания Стив Вебстер Великобритания Тони Хьюитт
Великобритания Гэвин Симмонс
LCR-Yamaha TZ500 Ямаха
1989 Великобритания Стив Вебстер Великобритания Тони Хьюитт LCR- Краузер Краузер
1990 Франция Ален Мишель Великобритания Саймон Бирчалл LCR-Краузер Краузер
1991 Великобритания Стив Вебстер Великобритания Гэвин Симмонс LCR-Краузер Краузер
1992 Швейцария Рольф Биланд Швейцария Курт Валтисперг LCR-Краузер Краузер
1993 Швейцария Рольф Биланд Швейцария Курт Валтисперг LCR-Краузер Краузер
1994 Швейцария Рольф Биланд Швейцария Курт Валтисперг LCR Swissauto V4 АДМ [б]
1995 Великобритания Даррен Диксон Великобритания Энди Хетерингтон Виндл-АДМ АДМ
1996 Великобритания Даррен Диксон Великобритания Энди Хетерингтон Виндл-АДМ АДМ
Кубок мира с коляской
1997 Великобритания Стив Вебстер Великобритания Дэвид Джеймс ЛКР-АДМ
500 куб.см 2-тактный или 1000 куб.см 4-тактный
1998 Великобритания Стив Вебстер Великобритания Дэвид Джеймс LCR- Хонда NSR500
1999 Великобритания Стив Вебстер Великобритания Дэвид Джеймс LCR- Сузуки GSX-R 1000
2000 Великобритания Стив Вебстер Великобритания Пол Вудхед LCR-Сузуки GSX-R 1000
Суперсайд
1000 куб.см, 4-тактный
2001 Австрия Клаус Клаффенбёк Австрия Кристиан Парцер LCR-Сузуки GSX-R 1000
2002 Великобритания Стив Эбботт Великобритания Джейми Биггс Виндл - Yamaha EXUP
2003 Великобритания Стив Вебстер Великобритания Пол Вудхед LCR-Сузуки GSX-R 1000
Суперсайд Кубок мира
2004 Великобритания Стив Вебстер Великобритания Пол Вудхед LCR-Сузуки GSX-R 1000
Суперсайд
2005 Великобритания Тим Ривз Великобритания Тристан Ривз LCR-Сузуки GSX-R 1000
2006 Великобритания Тим Ривз Великобритания Тристан Ривз LCR-Сузуки GSX-R 1000
2007 Великобритания Тим Ривз Великобритания Патрик Фарранс [с] LCR-Сузуки GSX-R 1000
2008 Финляндия Пекка Пяйваринта Финляндия Тимо Карттиала LCR-Сузуки GSX-R 1000
2009 Великобритания Бен Бирчалл Великобритания Том Бирчалл LCR-Сузуки GSX-R 1000
Чемпионат мира по суперсайд-коляскам
2010 Финляндия Пекка Пяйваринта Швейцария Адольф Ханни LCR-Сузуки GSX-R1000
2011 Финляндия Пекка Пяйваринта Швейцария Адольф Ханни LCR-Сузуки GSX-R1000
2012 Великобритания Тим Ривз Великобритания Эшли Хоуз LCR-Сузуки GSX-R1000
2013 Финляндия Пекка Пяйваринта Швейцария Адольф Ханни LCR-Сузуки GSX-R1000
2014 Великобритания Тим Ривз Франция Грегори Клюз LCR- Кавасаки ZX-10R
2014
(Мировой трофей F2)
Великобритания Тим Ривз Франция Грегори Клюз ДМР -Хонда CBR600
2015 Нидерланды Бенни Стрёр Нидерланды Герт Кертс LCR Сузуки GSX-R1000
2015
(Мировой трофей F2)
Великобритания Тим Ривз ВеликобританияПатрик Фарранс ДМР- Хонда CBR600
2016 Финляндия Пекка Пяйваринта Финляндия Кирси Кайнулайнен [д] LCR BMW S 1000RR
2016
(Мировой трофей F2)
Великобритания Бен Бирчалл Великобритания Том Бирчалл LCR- Хонда CBR600
600 куб.см, 4-тактный
2017
Великобритания Бен Бирчалл Великобритания Том Бирчалл LCR- Yamaha YZF-R6
2018
Великобритания Бен Бирчалл Великобритания Том Бирчалл LCR- Yamaha YZF-R6
2019
Великобритания Тим Ривз Великобритания Марк Уилкс Адольф RS- Yamaha YZF-R6
2020
Сезон отменен из-за пандемии COVID-19.
2021
Швейцария Марк Шлоссер Швейцария Марсель Фрис LCR- Yamaha YZF-R6
2022 [7]
Великобритания Тодд Эллис Франция Эммануэль Клеман LCR-Ямаха YZF-R6
2023
Великобритания Тодд Эллис Франция Эммануэль Клеман LCR-Ямаха YZF-R6

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Великобритания Барри Дангуорт заменил травмированного Эмиля Хёрнера в раунде на острове Мэн. Команда финишировала восьмой и не получила очков.
  2. ^ После ухода Michael Krauser GmBH из гонок бывший сотрудник Auf Der Mauer взял на себя управление и назвал двигатели ADM.
  3. ^ Великобритания Стюарт Грэм получил травму во время тренировки первого тура в Шляйце. Патрик Фарранс заменил его в гонке и до конца сезона.
  4. ^ Первая женщина, ставшая чемпионкой мира FIM в любой дисциплине без гендерной сегрегации. Фактически первой женщиной, выигравшей титул чемпиона FIM в женской дисциплине, была Лайя Санс в 2005 году, когда она выиграла женский чемпионат мира по триалу FIM после того, как он сменил название с Cup на Championship.
  1. ^ Jump up to: а б Луи, Гарри (26 марта 1953 г.). «Четыре чемпионата мира». Мотоциклетный цикл . 90 (2607). Лондон: Iliffe & Sons Ltd: 372–374.
  2. ^ «Следующий этап». Мотоциклетный цикл . 91 (2621). Лондон: Iliffe & Sons Ltd: 24–25. 2 июля 1953 года.
  3. ^ Куантрилл, Сирил (10 сентября 1953 г.). «Гран-при Италии». Мотоспорт . 88 (2276): 560–562.
  4. ^ «Потрясающие скорости на Гран-при Бельгии». Мотоциклетный цикл . 91 (2622). Лондон: Iliffe & Sons Ltd: 46–48. 9 июля 1953 года.
  5. ^ Motor Cycle News 5 мая 1982 г., стр.7 Джок Тейлор в кресле. Черви сплошь и рядом. «Прозвище «червь» произошло от прошлогоднего Гран-при Австрии, когда первый «червь» Биланда извивался по всей трассе ». Доступен и добавлен 3 марта 2015 г.
  6. Исторический титул чемпиона мира для BMW с коляской Duo Pekka Päivärinta/Kirsi Kainulainen BMW Group , 19 сентября 2017 г. Проверено 17 декабря 2017 г.
  7. ^ «FIM SIDECAR: ТОДД ЭЛЛИС И ЭММАНУЭЛЬ КЛЕМАН КОРОНОВАНЫ В ЭСТОРИЛЕ» . ФИМ . Проверено 31 октября 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: da11d4c3d264a9dd9a2fcdd1f58d9580__1712938140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/80/da11d4c3d264a9dd9a2fcdd1f58d9580.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sidecar World Championship - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)