Поэзия Турции
турецкий литература |
---|
По категориям |
Эпическая традиция |
Народная традиция |
Османская эпоха |
Республиканская эпоха |
существовал ряд поэтических направлений в поэзии Турции В первые годы существования Турецкой Республики . Такие авторы, как Ахмед Хашим и Яхья Кемаль Беятлы (1884–1958), продолжали писать важные формальные стихи, язык которых в значительной степени был продолжением поздней османской традиции. Однако большая часть поэзии того времени принадлежала традициям вдохновленного народом «силлабического» движения ( Beş Hececiler ), которое возникло из движения национальной литературы и имело тенденцию выражать патриотические темы, выраженные в слоговом письме. метр, связанный с турецкой народной поэзией.
Первый радикальный шаг в сторону от этой тенденции был сделан Назымом Хикметом Раном , который, будучи студентом в Советском Союзе с 1921 по 1924 год, познакомился с модернистской поэзией Владимира Маяковского и других, что вдохновило его начать писать. стих в менее официальном стиле. В это время он написал стихотворение « Açların Gözbebekleri » («Голодные ученики»), которое ввело свободный стих в турецкий язык. , по сути, впервые [1] Большая часть стихов Назыма Хикмета после этого прорыва продолжала писаться свободным стихом, хотя его произведения в течение некоторого времени не оказывали большого влияния, главным образом из-за цензуры его произведений из-за его коммунистической политической позиции, что также привело к тому, что он провел несколько лет в тюрьма. Со временем в таких книгах, как Simavne Kadısı Oğlu Şeyh Bedreddin Destanı (« Эпос о шейхе Бедреддине, сыне судьи Симавне », 1936) и Memleketimden İnsan Manzaraları (« Человеческие пейзажи из моей страны », 1939), у него одновременно развился голос. провозглашенный и тонкий.
Еще одна революция в турецкой поэзии произошла в 1941 году, когда был опубликован небольшой сборник стихов, которому предшествовало эссе, под названием « Гарип » (« Странный »). Авторами были Орхан Вели Каник (1914–1950), Мелих Джевдет Андай (1915–2002) и Октай Рифат (1914–1988). Явно противопоставляя себя всему, что было раньше в поэзии, они стремились вместо этого создать народное искусство, «изучить вкусы народа, определить их и заставить их господствовать над искусством». [2] С этой целью, частично вдохновленные современными французскими поэтами, такими как Жак Превер , они использовали не только вариант свободного стиха, представленный Назимом Хикметом, но и весьма разговорный язык , и писали в первую очередь о мирских повседневных предметах и обычном человеке в повседневной жизни. улица. Реакция была немедленной и поляризованной: большая часть академического истеблишмента и поэты старшего поколения критиковали их, в то время как большая часть турецкого населения поддержала их всем сердцем. Хотя само движение просуществовало всего десять лет – до смерти Орхана Вели в 1950 году, после чего Мелих Джевдет Андай и Октай Рифат перешли к другим стилям – его влияние на турецкую поэзию продолжает ощущаться и сегодня.
Подобно тому, как движение Гарипа было реакцией на раннюю поэзию, так и в 1950-х годах и позже наблюдалась реакция против движения Гарипа. Поэты этого движения, вскоре известные как Икинджи Йени («Второе новое»). [3] ), противопоставляли себя социальным аспектам, преобладающим в поэзии Назыма Хикмета и поэтов Гарипа, и вместо этого — частично вдохновленные разрушением языка в таких западных движениях, как дадаизм и сюрреализм — стремились создать более абстрактную поэзию посредством использования резкий и неожиданный язык, сложные образы и ассоциации идей. В некоторой степени это движение можно рассматривать как несущее некоторые характеристики постмодернистской литературы . Самыми известными поэтами, писавшими в духе «Второго нового», были Тургут Уяр (1927–1985), Эдип Джансевер (1928–1986), Джемаль Сурея (1931–1990), Эдже Айхан (1931–2002), Сезай Каракоч (1933). -) и Ильхан Берк (1918–2008).
Помимо движений Гарипа и «Второго нового», процветал ряд выдающихся поэтов, таких как Фазил Хюсню Дагларджа (1914–2008), написавший стихи, посвященные фундаментальным концепциям, таким как жизнь, смерть, Бог, время и космос; Бехчет Некатигил (1916–1979), чьи несколько аллегорические стихи исследуют значение среднего класса повседневной жизни ; Джан Юджел (1926–1999), который, помимо своей весьма разговорной и разнообразной поэзии, был также переводчиком на турецкий язык разнообразной мировой литературы.
Национальная литература (1911–1923)
[ редактировать ]- Мехмет Эмин Юрдакул (1869–1944)
- Зия Гёкалп (1876–1924)
- Омер Сейфеттин (1884–1920)
- Рефик Халит Карай (1888–1965)
- Халид Эдиб Адывар (1884–1964)
- Ресат Нури Гюнтекин (1889–1956)
- Мехмет Фуат Кёпрюлю (1890–1966)
- Якуп Кадри Караосманоглу (1889–1974)
Странное движение
[ редактировать ]- Орхан Вели Каник (1914–1950)
- Октай Рифат Хорозку (1914–1988)
- Мелих Джевдет Андай (1915–2002)
Свободный стих
[ редактировать ]- Назим Хикмет (1901–1963)
Второе новое движение
[ редактировать ]- Джемаль Сурея (1931–1990)
- Ильхан Берк (1918–2008)
- Тургут Уяр (1927–1985)
- Эдип Джансевер (1928–1986)
- Эдже Айхан Чаглар (1931–2002)
- Сезай Каракоч (1933–2021)
Народный
[ редактировать ]- Фарук Нафиз Чамлыбель , поэт (1898–1973)
Другие
[ редактировать ]- Нейзен Тевфик , поэт (1879–1953).
- Ахмет Хашим , поэт (1884–1933)
- Яхья Кемаль Беятлы , поэт (1884–1958)
- Абдулхак Шинаси Хисар , поэт и прозаик (1888–1963)
- Неджип Фазил Кысакурек , поэт и эссеист (1905–1983)
- Ахмет Мухип Диранас , поэт (1909–1980)
- Джахит Сытки Таранджи , поэт (1910–1956)
- Фазил Хюсню Дагларджа , поэт (1914–2008)
- Джан Юсель , поэт (1926–1999)
- Аттила Ильхан , поэт (1925–2005)
- Исмет Озель , поэт (1944–)
- Сабит Индже , поэт (1954–)
- Хакан Сюрсаль , поэт и прозаик (1963–)
- Сейхан Курт , поэт и социолог (1971)
- Арас Онур , поэт, автор (1982–)
- Юсуф Зия Ортач , поэт (1896–1967)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- http://www.osmanlimedeniyeti.com Содержит образцы османской поэзии дивана и Теркиб-и Бенд Зия-паши (на турецком языке).
- Турецкая поэзия Отрывки из турецкой поэзии на турецком и английском языках.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Более ранние поэты, такие как Ахмед Хашим, экспериментировали со стилем поэзии, называемым serbest müstezâd («свободный müstezâd »), типом поэзии, в котором чередовались длинные и короткие строки стихов, но это не был по-настоящему «свободный» стиль стих, поскольку он по-прежнему в значительной степени придерживался просодических условностей (Fuat 2002).
- ^ Цитируется по Halman 1997.
- ↑ Движение Гарипа считалось «Первой новой» ( Birinci Yeni ).