Гуджаратская литература
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Индийская литература |
---|
Древний |
Раннее Средневековье |
От Средневековья до раннего Нового времени |
Современная азиатская литература |
---|
Историю Гуджарати литературы проследить до 1000 можно года нашей эры. [1] и эта литература с тех пор процветает до настоящего времени. Он уникален тем, что почти не имеет покровительства со стороны правящей династии, кроме композиторов.
Гуджарат Видхья Сабха , Гуджарат Сахитья Сабха , Гуджарат Сахитья Академи и Гуджарати Сахитья Паришад — литературные учреждения в Гуджарате, продвигающие гуджаратскую литературу.
История
[ редактировать ]Такие факторы, как политика правителей, образ жизни людей и всемирное влияние на общество, важны для процветания любой литературы. В Гуджарате, благодаря развитию торговли и коммерции, религиозному влиянию джайнизма , а также индуизма, а также благодаря безопасности и поощрению таких правителей, как Чаулукья (Соланки) и Вагела Раджпуты , литературная деятельность была в полную силу с 11-го века. век.
- Гуджаратская литература
- Ранняя литература (до 1450 г. н.э.)
- Прага-Нарсинх Юг (1000–1450 гг. Н.э.)
- Раса Юга
- Прага-Нарсинх Юг (1000–1450 гг. Н.э.)
- Средневековая литература (1450–1850 гг. Н.э.)
- Нарсингх Юг (1450–1850 гг. Н.э.)
- Эпоха Бхакти
- Сагун Бхакти Юг
- Ниргун Бхакти Юг
- Эпоха Бхакти
- Нарсингх Юг (1450–1850 гг. Н.э.)
- Современная литература (с 1850 г. по настоящее время)
- Судхарак Юг или Нармад Юг (1850–1885 гг. Н.э.)
- Пандит Юг или Говардхан Юг (1885–1915 гг. Н.э.)
- Ганди Эра (1915–1945 гг. Н.э.)
- Эпоха Ану-Ганди (1940–1955 гг. Н.э.)
- Адхуник Юг (1955–1985 гг. н. э.)
- Ану-Адуник Юг (1985-настоящее время)
- Ранняя литература (до 1450 г. н.э.)
Литературу на гуджарати иногда также разделяют на две широкие категории, а именно поэзию и прозу, первая из которых наслаждается своей длинной родословной, восходящей к VI веку, и наслаждается ею. Поэзия как восприятие была средством выражения религиозных убеждений и суждений, оплотом средневековых индийских времен. В этом контексте постепенной эволюции историю литературы Гуджарати обычно делят на три широких периода: ранний период (до 1450 г. н.э.), средний период (1450–1850 гг. н.э.) и современный период (1850 г. н.э.). . далее). Однако гуджаратская литература, ее огромное развитие и умение вносить вклад в культуру восходят к временам султаната Гуджарат (имеется в виду династия Музаффаридов , которая управляла султанами Гуджарата в западной Индии с 1391 по 1583 год).
Литература Гуджарати делится в основном на три эпохи или юги ; ранняя, средневековая и современная, с дальнейшим подразделением этих эпох.
Ранняя эпоха (до 1450 г. н.э.) и средневековая эпоха (1450 г. н.э. – 1850 г. н.э.) иногда делятся на периоды «до Нарсина» и «после Нарсинха». Некоторые ученые делят этот период также на «Раса-югу», «Сагун Бхакти-югу» и «Ниргун Бхакти-югу».
Современная эпоха (1850 г. н.э. по настоящее время) разделена на «Судхарак-юг» или «Нармад-юг», «Пандит-юг» или «Говардхан-юг», «Ганди-юг», «Ану-Ганди-юг», «Адуник-юг» и «Юг-Ануник». «Ану-Адуник Юг».
Ранняя литература
[ редактировать ]До-Нарсинхская эпоха (с 1000 по 1450 год нашей эры)
[ редактировать ]
Джайнский Сури был одним из монах и ученый Хемачандрачарья первых исследователей грамматик пракрита и апабхрамши . Он написал формальный набор «принципов грамматики» как предвестник языка гуджарати во время правления царя Джаясимхи Чаулукья Сиддхараджи из Анхилвары . Этот трактат лег в основу грамматики апабхрамсы на языке гуджарати, создав язык из комбинации форм языков, таких как санскрит и ардхамагадхи. Он является автором Кавьянушасаны (Поэтики), справочника или руководства по поэзии, Сиддха-хайма-шабданушасаны по грамматикам Пракрита и Апабхрамши, и Десинамамала , списка слов местного происхождения. [1]
Историками и исследователями литературных жанров в литературе Гуджарати общепринято, что самые ранние произведения на этом очень древнем языке были написаны джайнскими авторами. [2] Они были составлены в форме рас , пхагу и виласов. Расы представляли собой длинные стихотворения, носившие по сути героический, романтический или повествовательный характер. [2] » Шалибодры Сури «Бхаратешвара Бахубали раса Виджаясены (1185 г. н.э.), «Ревантагири-раса» (1235 г. н.э.), « Самарараса Винаяпрабхи » Амбадевы (1315 г. н.э.) и «Гаутама Свами раса» (1356 г. н.э.) являются наиболее яркими примерами этой формы литературы в Гуджарати. Основными сюжетами рас были описания природы, изображения времен года, джайнских ачарьев и тиртханкаров , биографии исторических персонажей. Коллекции этих рас в настоящее время хранятся в джайнских библиотеках Патана , Ахмадабада , Джайсалмера и Хамбхата . [2]
Фагус — это стихи, изображающие блаженную и радостную природу весеннего праздника ( Васанта ). Они были написаны джайнскими монахами, но не связаны с религией. Раджасекхары « Неминатха-пхагу» неизвестного поэта (1344 г. н.э.) и «Васанта-виласа» Примерами таких текстов являются (1350 г. н.э.). В Васантавиласе было 84 строфы, и она похожа на одноименный пхагу, поэтому вполне возможно, что обе написаны одним и тем же человеком. [3]
Другие известные прабандхи или повествовательные стихотворения этого периода включают «Ранамалла Чанда» Шридхары (1398 г. н.э.), Мерутунги » « Прабандхачинтамани Падманабхи , «Канхададе Прабандха» (1456 г. н.э.) и «Садаяватса катха» Бхимы (1410 г. н.э.). Неминатха Чатушпадика (1140 г. н.э.) Винаячандры - старейший из жанра барамаси стихов гуджарати.
Среди неджайнских писателей того времени Асаит Тхакар считается крупным автором, написавшим около 360 веша (буквально платье) Бхаваи . Ему приписывают привнесение театра в гуджаратскую литературу. [4] [5] Абдур Рахеман, написавший «Сандешкараш» , считается первым мусульманским писателем гуджаратской литературы. [4]
Есть несколько прозаических произведений по грамматике, бхашье и религии. Самым ранним произведением в прозе Гуджарати была « Балавабодха » Тарунапрабхи (1355 г. н. э.), представляющая собой религиозное произведение. «Притхвичандра Чарита» (1422 г. н. э.) Маникьясундары, которая, по сути, служила религиозным романом, является наиболее важной иллюстрацией старой гуджаратской прозы и напоминает « Банабхатты » Кадамбари . Сомасундара (1374 г.) и Мугдхавбодха Ауктика - другие известные прозаические произведения. [6]
Благодаря процветанию торговли и коммерции в Ахмадабаде и Хамбате (Камбей) начала развиваться развлекательная деятельность, а также возродили литературу джайнские святые, сказители, кукольные представления и бхаваи (драмы).
Средневековая литература
[ редактировать ]В этот период поэзия доминировала в литературной деятельности. Поскольку расы, написанные джайнскими монахами, были разновидностью повествовательной поэзии, ахьяны считаются их литературными потомками, достигшими своей славы в этот период. поэзия гарбо и гарби, связанная с танцем Развивались виды пады : прабхатия , дхол , кафи и чабха , а также жанры пхагу и бармаси, изображающие времена года. Были созданы . Таким образом, в этот период развивалась и доминировала певческая поэзия, традиция, унаследованная от Апабхрамсы . [7]
Эра Нарсингха (1450 г. - 1850 г. н.э.)
[ редактировать ]В XV веке гуджаратская литература находилась под огромным влиянием движения Бхакти , популярного культурного движения за освобождение религии от укоренившегося духовенства. Нарсин Мехта (15 век) был выдающимся поэтом той эпохи. Его стихи выражали очень святой и мистический смысл и содержали яркое отражение философии Адвайты . Нарсинха Мехты «Говинд Гаман» , «Сурат Санграм» , «Судама Чаритра» и «Шрингарамала» являются иллюстрациями этой религиозной поэзии. Благодаря его поэтическому стилю произведения современных и ранних поэтов были малозаметны. [8]
Эра Бхакти (15–19 века)
[ редактировать ]В этот период джайнские и индуистские поэты в изобилии создали гуджаратскую литературу. Созданная проза и поэзия были направлены на поощрение религии и богослужения. Индуистские тексты, такие как Гита , Махабхарата , Веды и Бхагвата , стали популярными. Были также созданы молитвы, джайнская история и т. д. В этот период влияния Движения Бхакти на гуджаратскую литературу Рамаяна , Бхагавад Гита , Йогавашиштха и Панчатантра были переведены на гуджарати. В этот период также произошло колоссальное возрождение пуран , которое привело к быстрому росту и созреванию религиозной поэзии в литературе Гуджарати. Эта эпоха разделена на две традиции: традицию Сагун Бхакти и традицию Ниргун Бхакти. [9]
- Традиция Сагун Бхакти
В этой традиции Богу поклоняются в физической форме, имеющей ту или иную форму и добродетели, такие как Рама и Кришна . Нарсин Мехта, Мира и Даярам внесли наибольший вклад в эту традицию. Бхалан . н. э.) создал достойное изображение на Кадамбари Банабхатты (1434–1514 гг гуджарати. Бхалана написал еще четырнадцать или пятнадцать произведений, таких как Дашам Скандха , Налакхьян , Рамабал Чаритра и Чанди Акхьяна . [10] Бхалан известен своим стилем ахьяна и считается человеком, который представил его в литературе Гуджарати. [11]
Мира предоставила множество пад ( стихов ). [ нужна ссылка ] Премананд Бхатт был плодовитым поэтом, и о нем ходит много фольклора. Ему приписывают написание 47 работ, но ученые приписывают ему только 27 работ. В основном он является автором работ по Нарсинху Мехте, Бхагвату и Махабхарате. Его известные работы — «Оха Харана» , «Налахьян» , «Абхиманью Акхьяна» , «Дашам Скандха» и «Судама Чаритра» . [12]
Шамаль Бхатт был чрезвычайно творческим и продуктивным поэтом, породившим такие незабываемые произведения, как Падмавати , Батрис Путли , Нанда Батриси , Синхасан Батриси и Мадана Мохан в написании стихов на гуджарати. В его работах также впервые в литературе Гуджарати изображены сильные женские персонажи по сравнению с современными произведениями. [13] Даярам (1767–1852) дал начало религиозной, этической и романтической лирике, известной как Гарби. Его наиболее авторитетные работы включают «Бхакти Пошан» , «Расик Валлабх» и «Аджамель Ахьян» . Его смерть считается концом средневекового периода гуджаратской литературы. [14] «Рамаяна» была написана Гиридхарой в Гуджарати в середине 19 века. Пармананд, Брахмананд, Валлабха, Харидас, Ранчход и Дивали Бай были другими авторитетными «святыми поэтами» этого периода преобладания поэзии в литературе Гуджарати.
- Традиция Ниргун Бхакти
В этой традиции Бог не имеет физической формы.
Нарсин Мехта и Ахо внесли наибольший вклад в эту традицию. Его работы изображают современное общество, философию, поведение и юмор. Ахо «Акхе Гита» , «Читтавичар Самвад» и «Анубхав Бинду» всегда иллюстрировались как выразительные сочинения, посвященные Веданте . [15] Еще один поэт, Мандана, является автором таких произведений, как Прабодха Баттриси , Рамайан и Рупмангал Катха . Другими участниками являются поэты Кабир -Панти, Дхира Бхагат, Бходжа Бхагат, Бапусахеб Гайквад и Притам. [16]
Другие
[ редактировать ]Поэты секты Сваминараян , такие как Брахмананд Свами , Премананд Свами и Нишкулананд Свами, также внесли огромный вклад. Их работы были сосредоточены на морали, преданности и отшельничестве. [17] Поэты- парсы также вошли в гуджаратскую литературу в этот период. Их известные работы - перевод религиозной литературы парсов на гуджарати. Эравад Рустом Пешот считается первым поэтом-парсом из Гуджарата, написавшим такие биографии, как Зартхост-наме , Сиявакша-наме , Вираф-наме и Аспандиар-наме . [18]
Современная литература (1850 г. н. э. – настоящее время)
[ редактировать ]С появлением колониального британского правительства и появлением новых технологий печати и печати началось образование на английском языке . [19] Новый век принес с собой множество газет и журналов, которые распространяли информацию в обществе. [19] Из-за этого литературы стало гораздо больше, и она включала в себя иные формы, чем древний религиозный стиль поэзии. Творения отражают социальное благосостояние, критику, пьесы, мышление нью-эйджа, поклонение стране, жизненные ценности и т. д. Этот период подразделяется на следующие эпохи: реформистская эпоха или эпоха Нармада, эпоха ученых или эпоха Говардхана, эпоха Ганди, Пост-Ганди, Современная эпоха и Постмодернистская эпоха.
Реформистская эпоха или эпоха Нармада (1850-1885 гг. Н.э.)
[ редактировать ]С середины XIX века гуджарати, как и другие региональные индийские языки, находился под сильным западным влиянием именно из-за колониального проживания и колониального правления. Западное образование и культура начали влиять на местную культуру, и распространилось понимание широко распространенных обычаев индуистского общества. Возникли две части общества: консервативные, следующие традиционным обычаям как культурному долгу, и либеральные, которые верили в оппозицию и прекращение широко распространенных социальных обычаев и несправедливости. [20] Так были созданы Прартхана Самадж , Арья Самадж , Теософское общество , которые хотели реформировать общество посредством религии, в то время как другие реформаторы верили в нерелигиозный путь реформ. Социальная реформа была центральной темой произведений этой эпохи. Намад , Говардханрам Трипати и Гатубхай Гопилал Дхрув выступали за реформы через религию, в то время как Раманбхай Нилкантх , Нарсинхрао Диветия и Кант выступали за нерелигиозный путь. [20]
Далпатрам (1820–1898) и Нармад (1833–1886) — первопроходцы современной гуджаратской литературы. [21] Далпатрама Веначаритра демонстрирует его власть над весельем и остроумием. Он внес свой вклад в прозу и поэзию. Его прозаические произведения включают пьесы, эссе и другие произведения, такие как «Лакшминатак» , «Митхьябхиман» , «Стрисамбхашан» , «Таркикбодх» , «Дайвагнадарпан» и «Бхутнибандх» . Его стихи включают Фарбасвилас , Фарбасвирах , Далпатпингал и Хоуп Вачанмала . [22] Современные исследования Гуджарата и его языка начались с британского администратора Александра Кинлока Форбса вскоре после британской оккупации региона. Александр Форбс провел обширное исследование культуры и литературы Гуджарата за предыдущую тысячу лет и собрал большую коллекцию рукописей. Организация, названная в его честь, под названием «Фарбас Гуджарати Сабха», занимается сохранением и продвижением гуджаратской литературы, языка и истории со своей штаб-квартирой в Мумбаи . [22] Первый гуджаратский словарь, известный как Нармакош , был составлен и составлен Нармадом ; по сути, это мировая история, а также авторитет в области поэтики. Он отошел от сюжетов средневековой литературы и писал о свободе, национализме, природе и романтике. Он испробовал множество разновидностей поэзии и плавно адаптировал английские стихи на гуджарати. Он написал первую автобиографию Мари Хакикат по гуджаратской литературе. Он также писал очерки и пьесы. Его «Рукмини Харан» и «Вирасинь» ученые считают шедеврами сборников стихов. [23]
Навалрам Пандья стал пионером критики в гуджарати. [24] Другими известными произведениями в гуджаратской литературе этой эпохи являются Бхоланатха Сарабхая » «Ишвара Прартханамала (1872), « Бхатт ну Бхопалу » Навалрама Пандьи (1867) и «Веермати» (1869), а также Нандшанкара Мехты » «Каран Гело (1866), который был первым оригинальный роман гуджаратской литературы. [19]
Ранчходлал Удайарам Дэйв (1837–1923) известен как новатор и первопроходец в искусстве драматургии в Гуджарати благодаря своей пьесе «Лалита Дух Дарсак» . Другими значительными драматургами были Далпатрам, Нармад и Навалрам.
Среди писателей-парсов той эпохи есть Бехрамджи Малабари , который первым написал оригинальные произведения на стандартизированном гуджарати. Авторы парси написали большое количество произведений на парси-гуджарати и стандартных гуджаратских диалектах, а также перевели романы из английской и французской литературы. Им приписывают создание гуджаратского театра . [25]
Эра учёных или Эра Говардхана (1885–1915 гг. н. э.)
[ редактировать ]Пандит на языке гуджарати означает «ученый». В эту эпоху научная письменность развивалась постепенно, поэтому она известна как эпоха Пандитов . [26] считает эту эпоху Дхирубхай Такер золотой эрой гуджаратской литературы, когда поэзия, пьесы, эссе и биографии достигли своего апогея. Писатели этой эпохи писали под влиянием вестернизации и социальных реформ. В политике это был период подъема движения за независимость Индии , создания западной системы образования и западного изучения древней религиозной литературы и культурного возрождения. Иностранная литература начала влиять на местную литературу в Индии, и люди подверглись внешнему влиянию. [27] Писатели этой эпохи также имели реформаторский склад ума, но больше внимания уделяли литературным достижениям. Их фундаментальное убеждение заключалось в том, что литература — это не искусство, в котором каждый может попытаться написать все, что приходит на ум, а творческое искусство, требующее серьезности и ответственности. [26] Среди известных писателей этой эпохи Говардханрам Трипати , Манилал Двиведи , Раманбхай Нилкантх , Нарсинхрао Диветия , Мансухрам Трипати , Кешавлал Дхрув , Манишанкар Ратнаджи Бхатт «Кант», Калапи , Балвантрай Тхакор , Нханалал , Анандшанкар Дхрув и т. д. [28]
Говардханрам Трипати был крупнейшим романистом той эпохи, чей знаменитый классический роман – «Сарасватичандра» . [29] Другие работы включают Нарсинхрао Диветиа «Смарана Самхита», « Кусумамала », «Хридаявина», «Нупур Джанкар» и «Будда Чарит» » Кави Канта ; Манишанкар Ратанджи Бхатт или « Пурвалап («Деваяни», «Атиджняна», «Васанта Виджай» и «Чакравак Митхуна») и «Бханакар» Балвантрая Тхакора. Нханалал был еще одним важным поэтом этого периода в литературе Гуджарати, который невероятно затмил свою «Ападья Гадья», или рифмованную прозу. Признание и репутация Нханалала основаны на двух поэтических сборниках, а именно «Васантотсава» (1898 г.) и «Читрадаршан» (1921 г.), эпосе, известном как «Курукшетра», а также на многочисленных пьесах, таких как «Индукумар», «Джаяджаянт», «Вишва Гита». ", "Сангамитра" и "Джагат Прерана".
Ганди Эра (1915–1945 гг. Н.э.)
[ редактировать ]
Эра пандитов подошла к концу в 1914 году, когда Первая мировая война разразилась . Махатма Ганди со своим оружием Сатьяграхи (Дружественного пассивного сопротивления) опробован в Южной Африке. Махатма Ганди покинул Африку и прибыл туда в начале января 1915 года. С проницательной проницательностью он наблюдал воочию социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Индии, и задумывался над каждым вопросом, касающимся жизни. После появления Ганди на индийской сцене литературный климат Гуджарата, который был центром всей общественно-политической деятельности Ганди, претерпел быстрые изменения. Ганди начал редактировать еженедельное периодическое издание «Навадживан » и распространять свои мысли и идеологию. [30]
В этот период Махатма Ганди и Гуджарат Видьяпит стали нервным центром всей литературной деятельности, где возникли новые ценности и больше внимания уделялось ценностям Ганди, индианизации и упрощению. Романы, рассказы, дневники, письма, пьесы, эссе, критика, биографии, книги о путешествиях и всевозможная проза начали наводнять гуджаратскую литературу.
Ганди, Рамнараян В. Патхак , К.М. Мунши , Свами Ананд , Умашанкар Джоши , Сундарам , Джаверчанд Мегани , Панналал Патель , Джьотиндра Дэйв , Чандравадан Мехта , Зинабхай Десаи (« Снехрашми »), Вайд Моханлал Чунилал Дхами, Манубхай Панчоли («Даршак») . и Ишвар Петликар являются основными авторами этой эпохи.
Современная гуджаратская проза была с успехом введена Нармадом, но К.М. Мунши и, конечно же, сам легенда и националист Махатма Ганди придали ей известность в эту эпоху. Автобиография Ганди, «Автобиография моих экспериментов с истиной» (( Гуджарати «સત્યના પ્રયોગો અથવા આત્મકથા»)) , Сатьяграха в Южной Африке о своей борьбе там Хинд Сварадж или индийское самоуправление , политическая брошюра и пересказ Джона Раскина на гуджарати Это последнее [31] его самые известные произведения. В этом последнем эссе изложена его программа по экономике. Он много писал о вегетарианстве, диете и здоровье, религии, социальных реформах и т. д. Ганди обычно писал на гуджарати, хотя он также редактировал переводы своих книг на хинди и английский язык.
Ганди был плодовитым писателем. На протяжении десятилетий он редактировал несколько газет, включая «Хариджан», на гуджарати , хинди и английском языках ; «Мнение Индии» во время пребывания в Южной Африке, «Молодая Индия » на английском языке и «Навадживан», ежемесячный журнал на гуджарати, по возвращении в Индию. Позже «Навадживан» был опубликован на хинди. [32] Он почти каждый день писал письма частным лицам и газетам.
В 1940-е годы можно было наблюдать подъем коммунистической поэзии, что вдохновило движение за прогрессивную литературу и в Гуджарати. Мегани, Бхогилал Ганди , Свапнастха и другие начали проповедовать классовый конфликт и ненависть к религии в своих трудах. К.М. Мунши считается одним из самых талантливых, гибких и выдающихся литературных деятелей гуджаратской литературы современности. Объемные произведения К.М. Мунши включают драмы, эссе, рассказы и романы. Его знаменитые романы включены в список «Патан ни Прабхута», «Гуджарат но Натх», «Джей Сомнатх» (1940), «Притхви Валлабх», «Бхагаван Паршурам» (1946) и «Тапасвини» (1957).
Действительно, после того, как Махатма Ганди стал известен в неуклонно усиливающейся борьбе за независимость и социальное равенство, большой сборник стихов, написанных такими поэтами, как Умашанкар, Сундарам, Шеш, Снехрашми и Бетай, среди других, был сосредоточен на существующем социальном порядке. борьба за независимость и тяготы самого Махатмы Ганди. Вдохновленный Рабиндраната Тагора стихами-диалогами , Умашанкар Джоши обогатил существующую гуджратскую литературу, написав в той же манере. Двумя такими стихотворениями являются его «Прачина» и «Махапрастан». За свое стихотворение «Нишит» он получил премию «Джнанпит» в 1967 году. Панналал Патель получил премию «Джнанпит» в 1985 году за свой роман «Манвини Бхавай» .
Гуджаратский роман также стал нарицательным благодаря Г. Г. Джоши (« Дхумкету »), Чунилалу В. Шаху , Гунвантраю Ачарье , Джаверчанду Мегани , Панналалу Пателю и Манубхаю Панчоли .
Выдающимися драматургами этого времени являются Чандравадан Мехта , Умашанкар Джоши , Джаянти Далал и Чунилал Мадиа .
Среди выдающихся эссеистов можно упомянуть Кака Калелкара , Ратилала Триведи, Лилавати Мунши , Джьотиндру Дэйва , Рамнараяна В. Патхака .
Пост-Ганди Эра (1940–1955 гг. Н.э.)
[ редактировать ]В эту эпоху господствует поэзия . Основными авторами этого века являются Ниранджан Бхагат , Раджендра Шах , Венибхай Пурохит , Прахлад Парех и Балмукунд Дэйв . Раджендра Шах получил Джнанпитх — самую престижную литературную премию индийского правительства — в 2001 году. Судьи отметили «силу его эмоций и новаторство в форме и выражении, которые выделяли его как поэта огромной важности. Мистический тон его произведений поэзия берет свое начало в традициях великих средневековых мастеров, таких как Кабир, Нарсин Мехта, и подобных им литературных гигантов». Он является автором более 20 сборников стихов и песен, преимущественно на темы красоты природы, о быте коренных народов и рыбацких общин. В своих стихах с использованием санскритской метрики он находился под влиянием Рабиндраната Тагора. Он был одним из гигантов пост-Ганди-эры, которого в литературе Гуджарати называли «Ану-Ганди Юг».
Современная эпоха (1955–1985 гг. Н.э.)
[ редактировать ]
Поэзия Гуджарати после обретения независимости демонстрирует более высокую форму субъективности и исследует новые философии, направления мысли и образы. Стихи стали более субъективными и жестокими, отбрасывая старые образы и символы и заменяя их новыми идеями. Среди выдающихся гуджаратских поэтов эпохи после обретения независимости - такие признанные критиками поэты, как Суреш Джоши , Гулам Мохамед Шейх, Хариндра Дэйв , Манодж Хандерия , Чину Моди , Налин Раваль и Адиль Мансури и другие.
Прозаическая литература после обретения независимости в Гуджарати имела две четко выраженные тенденции: традиционную и современную. Первый больше занимался этическими ценностями, и его основными авторами были Гулабдас Брокер , Мансухлал Джавери , Вишнупрасад Триведи и другие. На последних оказали влияние экзистенциализм, сюрреализм и символизм. Модернисты также хотели покончить с моральными ценностями и религиозными убеждениями. Среди выдающихся писателей этого направления — Ниранджан Бхагат , Чандракант Бакши , Суреш Джоши , Мадху Рай , Рагхувир Чаудхари , Дхирубен Патель , Сародж Патхак и другие. Был также заметный сегмент популярных писателей, таких как Витал Пандия, Саранг Барот, Динкар Джоши , Харкисан Мехта и Ашвини Бхатт, чьи романы нашли место в сердцах простых людей. Их романы достигли каждого уголка Гуджарата, а также среди многочисленных читателей-гуджаратцев за пределами Гуджарата через газеты и журналы.Проза Гуджарати зафиксировала быстрый рост и литературные достижения менее чем за двести лет, и теперь ее можно причислить к числу передовых представителей индийской литературы.
Эра постмодерна (1985-настоящее время)
[ редактировать ]Бхагватикумар Шарма , Винеш Антани, Дхрув Бхатт, Йогеш Джоши, Бинду Бхатт , Канджи Патель привнесли свежесть в повествование в романах. То же самое можно сказать и о Бхолабхае Пателе , Манилале Х. Пателе и Аниле Джоши в отношении эссе. Некоторые новые поэты также внесли значительный литературный вклад, в том числе Санджу Вала , Раджеш Вьяс «Мискин» , Анкит Триведи , Раджеш Ванкар , Анил Чавда , Бхавеш Бхатт , Ашок Чавда , Кирансинь Чаухан , Нирав Патель и многие другие.
Другими выдающимися темами этого века являются литература далитов и « феминистская литература». Современная поэзия продолжала пускать глубокие корни. [33]
Литературные формы
[ редактировать ]- Ахьяна (повествовательная поэзия)
- Вкус
- Прабандха
- Все
- На ( стих )
- Падья-Ваарта
- Чаппа
- Кханд-Кавья
- Бхавья
- Natak (playДрама
- Навальката ( роман )
- Навлика ( Новелла )
- Тунки Варта ( рассказ )
- Урми-Кавита ( лирическая )
- Газель
- Атма-Катха ( автобиография )
- Биография ( биография )
- Nibandh (essayЭссе
- Бутылка (лирическая поэзия)
- Детская литература
Впервые
[ редактировать ]- Печать на гуджарати была начата в 1812 году. Первой опубликованной печатной книгой стал гуджаратский перевод « Дабестан-э Мазахеб», подготовленный и напечатанный парсийским священником Фардунджи Марзбаном в 1815 году. [19]
- 1822 г., первая гуджаратская газета: «Мумбаи Самачар» , старейшая газета в Индии, которая все еще находится в обращении. [19]
- 1840-е годы, состав личного дневника: Нитьянонд , Дургарам Мехта . [34]
- 1845, первое современное стихотворение на гуджарати: Бапани Пипару (Отцовское дерево Пипар), Далпатрам. [21]
- 1851, первое эссе: Мандани Махавати Тхата Лабх , Нармадашанкар Дэйв. [35]
- 1866, первый оригинальный роман: Каран Гело , Нандшанкар Мехта . [19]
- 1866, первый социальный роман : Сасу Ваху ни Ладай , Махипатрам Рупрам Нилкантх. [19]
- 1866, первая автобиография: Мари Хакикат , Нармадашанкар Дэйв . [35]
- 1900, первый оригинальный рассказ: Шантидас , Амбалал Сакарлал Десаи . [36]
См. также
[ редактировать ]- Гуджаратский язык
- Гуджаратская журналистика
- Список писателей на гуджаратском языке
- Список журналов на гуджаратском языке
- § Далитская литература на гуджарати
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джавери, Мансухлал Маганлал (1978). История литературы Гуджарати . Нью-Дели: Сахитья Академи. Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 г. Проверено 3 декабря 2016 г.
- Мунши, Канайялал Манеклал (1954). Гуджарат и его литература . Бхаратия Видья Бхаван . Проверено 20 августа 2023 г.
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Такер 1993a , с. 8. Происхождение гуджаратской литературы.
- ^ Перейти обратно: а б с Такер 1993а , с. 15, Ранняя гуджаратская литература до Нарсинха.
- ^ Такер 1993a , с. 17, Ранняя гуджаратская литература-Пхагу.
- ^ Перейти обратно: а б Такер 1993а , с. 21. Ранняя гуджаратская литература, поэты-неджайны.
- ^ П, Г (2004). Лал, Ананда (ред.). Оксфордский спутник индийского театра . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0195644468 . OCLC 56986659 – через Oxford Reference.
- ^ Такер 1993a , с. 21, Ранняя гуджаратская литература-проза.
- ^ Такер 1993a , с. 82, Жанр средневековой гуджаратской литературы.
- ^ Такер 1993a , с. 22, Средневековая гуджаратская литература — Нарсин Мехта.
- ^ Такер 1993a , с. 23, Средневековая гуджаратская литература-Бхакти-сампрадай.
- ^ Такер 1993a , с. 33, Средневековая гуджаратская литература-Бхалан.
- ^ Такер 1993a , с. 35, Средневековая гуджаратская литература-Бхалан.
- ^ Такер 1993a , с. 48, Мадхьякали Сахитья-Премананд [Средневековая гуджаратская литература-Премананд].
- ^ Такер 1993a , с. 57, Мадхьякали Сахитья-Шамал [Средневековая гуджаратская литература-Шамал].
- ^ Такер 1993a , с. 81, Средневековая гуджаратская литература-Даярам.
- ^ Такер 1993a , с. 42, Мадхьякали Сахитья-Ахо [Средневековая гуджаратская литература-Ахо].
- ^ Такер 1993a , с. 67, Средневековая гуджаратская литература — Притам, Дхиро, Бходжо и Бапусахеб Гайквад.
- ^ Такер 1993a , с. 72, Средневековая гуджаратская литература – Сваминараянские святые поэты.
- ^ Такер 1993a , с. 63, Средневековая гуджаратская литература – поэты-парсы.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Рита Котари (8 апреля 2014 г.). Перевод Индии . Рутледж. стр. 73–74. ISBN 978-1-317-64216-9 . Проверено 5 августа 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Такер 1993b , стр. 1–22, Эпоха реформизма гуджаратского языка.
- ^ Перейти обратно: а б К.М. Джордж (1992). Современная индийская литература, антология: обзоры и стихи . Сахитья Академия. п. 122. ИСБН 978-81-7201-324-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Такер 1993b , с. 32, Реформистская Эра-Дальпатрам.
- ^ Такер 1993b , с. 54, реформистская Эра-Нармад.
- ^ Такер 1993b , с. 94, писатели-парсы реформистской эпохи.
- ^ Перейти обратно: а б Шах, Суман (2008). «Сопротивление через самокоррекцию». ( . Статьи о постмодернизме на гуджарати) (1-е изд.) Ахмедабад: Публикация Паршвы. стр. 244–259.
- ^ Такер 1993c , с. 5. Эра учёных-происхождение.
- ^ Патель, Прамодкумар (1997). «Индийский Ренессанс и его различные грани: с особым упором на гуджаратскую литературу». В Сингхе, Авадеш К. (ред.). Литература Индийского Возрождения . Серия «Новая творческая литература» – 66. Нью-Дели: Креативные книги. стр. 95–96. ISBN 81-8043-011-1 .
- ^ Такер 1993c , с. 6, Пандит Юга-Говардханрам [Ученый Эра-Говардханрам].
- ^ Джавери, Мансухлал (1978). История литературы Гуджарати . Нью-Дели: Сахитья Академи. п. 145. OCLC 462837743 .
- ^ Ганди, депутат Кнессета «До последнего: перефраз» . Ахмедабад: Издательство Навадживан. ISBN 81-7229-076-4 . Архивировано из оригинала 30 октября 2012 года.
{{cite book}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Бесподобный коммуникатор. Архивировано 4 августа 2007 г. в Wayback Machine В. Н. Нараянаном. Life Positive Plus, октябрь – декабрь 2002 г.
- ^ Трипати, Салил (16 февраля 2018 г.). «Новое поколение поэтов из Гуджарата сохраняет богатое поэтическое наследие» . Мята .
- ^ Амареш Датта (1987). Энциклопедия индийской литературы: А-Дево . Сахитья Академия. п. 527. ИСБН 978-81-260-1803-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Дэйв, Нармадашанкер Лалшанкер (1994). «Приложение XII (Хронология жизни)». В Рамеше М. Шукле (ред.). Мари Хакикат (на гуджарати) (1-е изд.). Сурат: Траст Кави Нармада Югаварта. стр. 183–184. Архивировано из оригинала 25 октября 2016 г. Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ Сисир Кумар Дас (1991). История индийской литературы . Том. 1. Сахитья Академия. п. 479. ИСБН 978-81-7201-006-5 .
Библиография
[ редактировать ]- Такер, Дхирубхай (1993a). литературы-1 Развитие гуджаратской (на гуджарати) Ахмадабад: Гурджар Грантратна Карьялайя.
- Такер, Дхирубхай (1993b). литературы-2 Развитие гуджаратской (на гуджарати) Ахмадабад: Гурджар Грантратна Карьялайя.
- Такер, Дхирубхай (1993c). литературы-3 Развитие гуджаратской (на гуджарати) Ахмадабад: Гурджар Грантратна Карьялайя.
- Такер, Дхирубхай (1993d). литературы-4 Развитие гуджаратской (на гуджарати) Ахмадабад: Гурджар Грантратна Карьялайя.
- Такер, Дхирубхай (1993e). литературы-5 Развитие гуджаратской (на гуджарати) Ахмадабад: Гурджар Грантратна Карьялайя.
- Вехи в гуджаратской литературе К.М. Джавери.
- Брахмбхатт, Прасад. (2003) Кавьясарита. (Литературная критика эволюции поэзии). Ахмадабад: Публикация Паршвы.
- Триведи, Рамеш. М. (1994) Арвачин Гуджарати Сахитьяно Итихас. (История современной гуджаратской литературы). Ахмадабад: Адарш Пракашан.
- Триведи, Рамеш. М. (2005) История литературы Гуджарати. (История литературы Гуджарати). Ахмадабад: Адарш Пракашан.
- Джани, Нутан. (2005) Вишвакавита: Кавита-Тулана (Мировая поэзия: Сравнение поэзии). Мумбаи.
- Джоши, Видьют. (2004) Сахитья ан Самадж (Литература и общество) Ахмедабад: Публикация Паршвы.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Гуджаратская поэзия. Лучшие сборники гуджаратских поэтов-кавита.