Вкус (литературная форма)
Раса ( гуджарати : રાસ ) или Расо — определенная дидактическая литературная форма в Апабхрамсе . Это жанр поэзии на старогуджаратском языке, популярный в ранний период гуджаратской литературы . Иногда этот термин используется как синоним Прабандхи из средневековой литературы.
История
[ редактировать ]Раса развилась в период Гурджара Апбхрамсы. Это период между Хемачандрой и Нарсинхом Мехтой . В основном они написаны джайнскими монахами и в определенных случаях исполнялись в джайнских храмах . [ 1 ] Ранние примеры включают Упдешрасаян Расу (1143 г.) Джинадаттасури , Бхаратешвар-Бахубали Расу (1184 г.) Шилабхадрасури, Дживдая Раса (1200 г.) Асигу. Сандеса Расак (15 век) Абдула Рахмана - один из примеров неджайнской композиции. Литературная традиция до 19 века. Гаджсинх-Раджа-но-Раса (1851 г.) является поздним примером. [ 2 ] [ 3 ]
Форма
[ редактировать ]В своей самой ранней форме это было музыкальное Рупака (театральное представление). Вагбхатта описывает Расаку как мягкую и энергичную музыкальную Рупаку с разнообразием Тала (доля или такт) и Лайя (ритм). Расаку играли танцовщицы. Количество участвующих пар может увеличиться до 64. [ 3 ] [ 1 ]
Было два типа Рас ; Тала Раса и Лакута Раса . В Тала Раса такт ритма сопровождался хлопками в ладоши, а в Лакута Раса – звоном деревянных палочек в руках исполнителей. Таким образом, раса представляла собой разновидность литературы, предназначенную для исполнения парами женщин, танцующих и поющих в кругу. В Тала Раса в основном играли женщины, а в Лакута Раса в основном играли мужчины. Форма чем-то похожа на танец Раса , исполняемый в Раса-лиле . [ 3 ] [ 1 ] [ 2 ] [ 4 ]
Поскольку первые расы предназначались для исполнения, они не были продолжительными. Но с годами они стали объемными и повествовательными с элементами сюжета. Таким образом, аспект производительности мог быть уменьшен. Сомнительно, что расы , написанные в 17-18 веках, действительно исполнялись. Скорее всего, их только декламировали. [ 3 ] [ 1 ]
Раса такими были написаны разными размерами, как Доха , Чаупай или Деши. Расы были разделены на Кханды , а разные части назывались Бхаша , Тхавани , Кадавака . [ 3 ] [ 1 ]
У них были как исторические, так и мифологические темы. [ 2 ] из-за своей основной структуры, призванной носить дидактический характер, Ранние расы , такие как Буддхи-раса, включают только слова совета. В поздних сочинениях 16-18 веков они читаются тяжело и искусственно из-за включения элементов повествования, описания, моральных указаний и сектантских принципов. [ 3 ] [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джавери, Мансухлал (1978). История литературы Гуджарати . Сахитья Академия. п. 242. Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Суджит Мукерджи (1998). Словарь индийской литературы . Ориент Блэксван. п. 327. ИСБН 978-81-250-1453-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Шах, Парул (31 августа 1983 г.). «5». Танец раса Гуджараты (доктор философии). Том. 1. Факультет танца Университета Махараджи Саяджирао в Бароде . стр. 124–156. hdl : 10603/59446 .
- ^ Шелдон Поллок (19 мая 2003 г.). Литературные культуры в истории: реконструкции из Южной Азии . Издательство Калифорнийского университета. п. 571. ИСБН 978-0-520-22821-4 .