Доха (индийская литература)
Индийская литература |
---|
Древний |
Раннее Средневековье |
От Средневековья до раннего Нового времени |
Доха — это формат лирических стихов, который широко использовался индийскими поэтами и бардами Северной Индии, вероятно, с начала VI века нашей эры. дохи Кабира , Тулсидаса , Расхана , Рахима и дохи Нанака Известны , называемые Сакхи. Сатасай поэта хинди Бихари содержит множество дох. Дохи пишутся и сейчас.
Фон
[ редактировать ]Доха — очень старый «формат стихов» индийской поэзии . Это самостоятельный стих, двустишие , смысл которого завершен сам по себе. [ 1 ] Что касается его происхождения, Герман Якоби предположил, что происхождение дохи можно проследить до греческого гексаметра, что оно представляет собой смесь двух гекзаметров в одной строке. Этот формат нашел одобрение у абхирасов или ахиров , которые очень поощряли его использование. Абхиры принадлежали региону Гандхара , который сейчас находится в Пакистане. Теория Якоби основана на предпосылке, что индейцы обладали переводом произведений Гомера , как утверждает Дион Александрийский . [ 2 ] Таким образом, в течение очень долгого времени формат стихов Дохи широко использовался в народной и современной литературе Гуджарати , Раджастхани (Духа), Майтхили , Маратхи и хинди и в современной литературе Северной Индии , а также в Синдхи литературе (Дохо) Пакистана . Предполагается, что слово Доха произошло от санскритских слов догдхака , двипади , двипатхака или додхака , которые все являются санскритскими двустишийными формами; он также известен как духавия в Апабхрамше, самое раннее упоминание о котором находится в Викраморвашияме. [ 3 ] Калидаса . Дохи также были обнаружены в беспорядочном написании и цитировании на старых языках, таких как пракрит и пали . Это цитаты житейской мудрости. В Духасуктавали говорится, что следует цитировать Доху, где собрались талантливые люди.
Доха ( Апабхрамша ) – это особый вид метра Апабхрамши народного происхождения, который культивировался многими святыми Апабхрамши – поэтами и бардами благодаря своим лирическим качествам и породил Доху – сахитью, т.е. Доху-литературу. Дохи в литературе Сант известны как Сакхи. Доха состоит из двух строк, каждая из которых имеет 13 + 11 мора (6 + 4 + 3) + (6 + 4 + 1), а последние слова оканчиваются рифмой; это один из самых коротких количественных метров в литературе на хинди. Этот формат свободно использовался с VI века нашей эры, и его цитируют Сваямбхудева (около 800 г. н.э.) в его «Паумачариу и Харивамшапурана» , а также Хемчандра (1088–1172) из Патана, Гуджарат , в его «Сиддхахема шабданушашна» , работе по грамматике санскрита . Пракрит и Апабхрамша . Великий святой-поэт Горакхнатх (809–849) для своего Горакх-бани и великий поэт Пушпаданта (959–972) из Маньяхеты для своих эпосов «Махапурана» , «Наякумара-чариу» , «Адипурана» , «Джайсахара-чариу» и «Уттарапурана» выбрали именно этот формат.
Композиции
[ редактировать ]Существовала традиция сочинять случайные стихи в дохе-метре, более популярном в Северной Индии. Она была популяризирована благодаря вкладу джайнов , брахманов и мусульман , как это видно в эпической , раса и дидактической литературе. Темы этой литературы включают эротизм, доблесть, спокойствие, мораль, обычную жизнь, насыщенные событиями сцены природы, поговорки и пословицы. Некоторыми основными литературными произведениями периода с 8 по 13 века являются Сарасватикантхабхарана и Шрингарапракаша Бходжи , Пракритавьякрана Кавьяланкара Рудрты, Хемчандры , Пракритапайнгалам и Неминатхачариу Харибхадры Абдула , Кумарапалапратибодха Сомапрабхи, Прабандхачинтамани Мерутанги, Сандешрасака . Рахман.
Религиозная литература Дохи была написана буддистами, джайнами и шиваитами, которая была одновременно духовной и моралистической. Духовная доха-литература лишена искусственного стиля и является мистико-религиозной, в которой используются символы и подчеркивается важность учителя-проповедника; его авторами были сначала святые, а потом поэты. Его поэтическая ценность хоть и не высока, но искренна в чувствах и эмоциях. натхов , санта, сахаджиев и вайшнавов Большой популярностью тогда пользовались школы .
Буддийский вклад
[ редактировать ]Традиционно считается, что Бауддха-дохи были составлены из восьмидесяти четырех Бауддха-Сиддхов. Буддийские или бауддха-дохи Сарахапы (760–806), Сабарапы, Луипы, Дарикапы, Канхапы и Шантипы , относящиеся к периоду с 8 по 12 века, делятся на два типа – а) те, которые устанавливают и объясняют сектантские учения и философия и б) то, что критикует Ритуалы , тантризм и мантраваду ; оба представляют два режима, а именно: Ваджраяна (удар грома), описывающий духовные состояния и переживания, и Сахаджаяна (естественный и легкий), проповедующий очищение жизни и критикующий индуистские и джайнские практики.
Вклад Джайны
[ редактировать ]Джайна-доха-литература в основном посвящена спиритуализму и высшему «Я», внутреннему очищению, контролю над умом и чувствами и выступает против внешнего ритуализма, чар, тантризма, поклонения божествам и священным писаниям. Некоторые важные джайнские работы — это «Праматамапракаша» и «Йогасара» Джинду Йогиндры, «Прабхритадоха» Рамасимхи, «Вайрагьясара » Супрабхачарьи и «Дохапрабхрита» Муни Махачандры. Дидактические дохи джайнов проповедуют необходимость повышения нравственного уровня жизни, подчеркивают обязанности и обязательства, благотворительность и т. д., к этому роду относятся Шавакадхармадоха Девасена Дхара (9 в. н.э.) и Санджама-манджари Махешварасури.
Брахманический вклад
[ редактировать ]Брахманская доха-литература доступна в Тантрасаре и Пратримшикаврити Абхинавагупты , которые представляют собой санскритские тексты о кашмирском шиваизме.
Хинди Доха
[ редактировать ]Хинди доха представляет собой размер матрик-ардха-сама-чханда и имеет нечетные и четные стопы одного и того же ритма, но попытка найти правильную идентификацию ритма очевидна во всех произведениях от Чандамалы Кешавдаса (1557–1637) до Чанда-прабхакары. Джаганнатхпрасад Бхану (1859–1945). Хинди-доха-литература отмечена Пахур-дохой джайна-муни Рам Сингха, Бхавиаятт-кахой Дханапалы, Сандеша-расакой Абдул Рахмана и Притхвираджем Расо Чанда Бардая , а позднее произведениями Хусро , Кабира , Тулсидаса , Нанака , Даду Даял , Малукдас, Малик Мохаммад Джаяси , Рашхан и Абдул Рахим Хан-и-Хана . Кабир и Тулсидас использовали счетчик Майтхили Доха. [ 4 ] а великий суфийский шейх Чишти тринадцатого века Баба Фарид (Фарид уд Дин Гандж-и Шакар; ум. 1265) сегодня широко известен своими пенджабскими дохами.
Синдхи затхлый
[ редактировать ]Доха или Дохо — важная часть литературы синдхи . М.Джотвани проследил арабскую приманку с двумя линиями до таких слов, как доха , баро доха соратха и тунвери духо . [ 5 ] Основным направлением синдхской литературы была суфийско - ведантическая поэзия в форме дохи или бейта , которую можно было петь. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карин Шомер (1987). Санты: исследования религиозной традиции Индии . Мотилал Банарсидасс. стр. 62. ИСБН 9788120802773 .
- ^ Артур Беррейдейл Кейт (1993). История санскритской литературы . Мотилал Банарсидасс. п. 370. ИСБН 9788120811003 .
- ^ Суджит Мухарджи (1998). Словарь индийской литературы . Ориент Блэксван. п. 99. ИСБН 9788125014539 .
- ^ Амреш Датта (1988). Энциклопедия индийской литературы: от Девраджа до Джьоти . Сахитья Академия. п. 1057. ИСБН 9788126011940 .
- ^ Анниемари Шиммель (1974). История индийской литературы Том . Отто Харрасовиц. п. 5. ISBN 9783447015608 .
- ^ К.М.Джордж (1992). Современная индийская литература, антология . Сахитья Академия. п. 371. ИСБН 9788172013240 .