Jump to content

Бахрома

Нармадашанкар Лалшанкар Дэйв
Нармад в 1860 году (гравюра на дереве для своего издания по картине маслом)
Нармад в 1860 году (гравюра на дереве для своего издания по картине маслом)
Рожденный ( 1833-08-24 ) 24 августа 1833 г.
Сурат , штат Барода
Умер 26 февраля 1886 г. ( 1886-02-26 ) (52 года)
Бомбей , президентство в Бомбее , Британская Индия (ныне Мумбаи)
Псевдоним Бахрома
Занятие
  • Поэт
  • драматург
  • эссеист
  • лексикограф
  • реформатор
Супруг
Гулаб
( м. 1844–⁠1853)
Дахигаури
( м. 1856–1886)
Субхадра (Нармадагаури)
( м. 1869–1886)
Дети Джайшанкар (1870-1910)
Подпись
Веб-сайт
Бахрома

Нармадашанкар Лалшанкар Дэйв (англ. , индийским Нармад , драматургом, эссеистом, оратором, лексикографом поэтом 26 февраля 1886), широко известный как был (24 августа 1833 — гуджаратским и реформатором во времена британского владычества . Он считается основоположником современной гуджаратской литературы . [1] После учебы в Бомбее он перестал работать учителем, чтобы жить писательством. За свою плодотворную карьеру он представил множество литературных форм на гуджарати. Он столкнулся с экономическими трудностями, но проявил себя как преданный реформатор, громко выступая против религиозной и социальной ортодоксальности. Его очерки, стихи, пьесы и проза были опубликованы в нескольких сборниках. Его Мари Хакикат , первая автобиография на гуджарати. [А] был опубликован посмертно. [Б] Его стихотворение «Джай Джай Гарави Гуджарат» теперь является государственным гимном штата Гуджарат в Индии. [4] [5]

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Дандиё , от 1 сентября 1864 г., первый выпуск, стр. 1.

Нармад родился в Сурате , Гуджарат , 24 августа 1833 года в семье Лалшанкара и Навдурги. [6] Дом его семьи в Амлиране, Сурат, был разрушен во время сильного пожара 1837 года, но позже был восстановлен. Он начал учиться у Наны Мехты в Бхулешваре , Бомбей, в возрасте пяти лет. Позже он присоединился к школе Факира Мехты и Иччхи Мехты в Сурате и переехал в Бомбей, где посещал государственную гуджаратскую школу Бальговинда Мехты в Пидони . Он вернулся в Сурат, где посещал школу Дургарама Мехты и Праншанкара Мехты. Он получил посвящение в Упанаяне в восемь лет. Он начал учиться в английской школе Эльфинстонского института в Бомбее 6 января 1845 года, а в июне 1850 года поступил в колледж. В том же году он произнес свою первую публичную речь «Мандали Малвати Тата Лабх» («Преимущества создания ассоциации»). [7] Его мать умерла 23 ноября 1850 года, и он бросил колледж. [3] [1] [8]

Сарасвати Мандир был построен Нармадом в 1866 году. Изображение сделано в 1933 году. Сейчас отреставрировано.

он был назначен учителем в школе Рандера. 1 мая 1851 года Он снова прочитал свое раннее эссе на языке Свадеш Хитеччху Мандали и в июле 1851 года основал журнал «Гьянсагар» . В марте 1853 года его перевели в школу в Нанпаре. После смерти его Он вернулся в колледж по предложению своего друга Джаверилала Умияшанкара и в июне 1854 года присоединился к Буддхи Вардхак Сабха , литературной группе. Он начал изучать Сиддханта Каумуди .

Он заинтересовался поэзией и начал писать в сентябре 1855 года, а изучал литературный метр в следующем году . Он председательствовал в Буддхивардхаке Грантхе с марта по декабрь 1856 года. [8] После второго брака он покинул колледж в августе 1856 года, написав в феврале 1857 года «Пингал Правеш» и посвятив его своему отцу. Он присоединился к Гокулдасу Теджпалу Видьялае в качестве учителя и начал изучать санскритские литературные произведения, такие как Лагху Каумуди , Чандралок , Нрисимхачампу , Кавьячампу , Пратапрудра , Адхьятма Рамаяна . Он начал работать в Центральной школе учителем в феврале 1858 года, затем ушел в отставку в ноябре 1858 года, решив продолжить литературную карьеру. [1] [8]

Он изучал грамматику санскрита и поэзию в Пуне с ноября 1858 по март 1859 года. Решив учиться самостоятельно, он вернулся в Бомбей в марте, где в июне 1859 года встретил Далпатрама , гуджаратского поэта-реформатора, и стал участвовать в реформаторской деятельности.

Его жена Дахигаури вернулась в дом своих родителей. В 1860 году он обсуждал повторный брак вдовы с религиозным лидером Джадунатхджи Махараджем, что привело к тому, что он оказался вовлечен в дело о клевете Махараджа . в следующем году [9] [10] Дело Джадунатхджи возбудил против писателя Карсандаса Мулджи после того, как журналист опубликовал статью о сексуальной эксплуатации женщин в его религиозной секте.

3 февраля 1863 года он посетил комиссара по подоходному налогу Кертиса по поводу дополнительной платы. С помощью друзей он начал выходящий раз в две недели информационный бюллетень под названием Dandiyo ( букв. Барабанная палочка), созданный по образцу британского еженедельника The Spectator , в сентябре 1864 года. Он был явно реформистским. выступила с критикой традиционных обычаев индуистского общества. [11] Он действовал до 1869 года, когда был объединен с The Sunday Review . [С] [12] [13] 18 января 1864 года его отец умер в возрасте 56 лет. Он вернулся в Сурат в июле 1865 года и приютил вдову Савитагаури в соседнем доме. Он опубликовал «Нармагадью» в сентябре 1865 года. Он был изгнан из своей касты из-за реформаторской деятельности 18 августа, но восстановлен в должности 21 ноября 1866 года. В том же году он написал свой автобиографический труд « Мари Хакикат» , первую автобиографию на гуджарати. Он опубликовал «Найикавишайправеш» и «Уттам Найика», посвященные его тогдашней разлученной жене Дахигаури. В начале 1867 года он опубликовал «Нармакавита» сборник стихов . У него были долги в 10 тысяч, что вызывало у него большое беспокойство. Он снова женился в 1869 году. Он опубликовал краткое изложение Рамаяны , Махабхараты и Илиады в 1870 году. Он опубликовал школьную версию «Нармагадьи» в 1874 году и издание для правительства в 1875 году. [8]

Он снова вернулся в Бомбей в марте 1875 года, где встретил Даянанда Сарасвати , реформиста и основателя Арья Самадж , и начал становиться глубоко религиозным. Он опубликовал первый словарь гуджаратского языка в марте 1876 года. [8] [13] Он основал Ведсарасвати в Сарасватимандире Сурата 16 апреля 1877 года.

Арианитидаршак Мандали исполнил свою пьесу «Драупади-Даршан» в 1878 году. К 1880 году он стал полностью «верующим» и в том же году исполнил Упанаяну для своего сына. В 1881 году он написал пьесу «Шри Саршакунтал» , которая была поставлена. Он опубликовал перевод Бхагвад-гиты в 1882 году. Хотя он и был недоволен тем, что нарушил решение не работать на других людей, из-за финансовых трудностей он был вынужден занять должность секретаря Гокулдаса Теджпала Дхармахаты. В 1883 году он написал пьесу « Шри Балкришнавиджай» .

Его здоровье ухудшилось из-за стресса, связанного с открытием общежития, и он ушел с работы 19 июля 1885 года. После продолжительной восьмимесячной болезни он умер от артрита 26 февраля 1886 года в Бомбее. [8] [14] [15] [16] [17] [18]

Работает

[ редактировать ]

Нармад считается основоположником современной гуджаратской литературы . множество творческих форм письма Он представил на гуджаратском языке , в том числе новаторские работы в области автобиографии , поэзии , лексикографии , исторических пьес и исследований народной литературы. Он был откровенным журналистом и памфлетистом. Нармад был ярым противником религиозного фанатизма и ортодоксальности . Он пропагандировал национализм и патриотизм с помощью таких известных песен, как «Саху Чало Джитва Джанг», писал о самоуправлении и обсуждал вопрос о наличии одного национального языка, хиндустани , для всей Индии, почти за пять десятилетий до Махатмы Ганди или Неру . В его стихотворении «Джай Джай Гарави Гуджарат» , написанном в предисловии к «Нармакошу» , с чувством гордости перечислены все культурные символы, составляющие гуджаратскую идентичность. Эти символы включали в себя неиндуистские вещи, подразумевая, что Гуджарат принадлежит всем кастам, сообществам, расам, религиям и сектам, которые там живут вместе. Это стихотворение теперь де-факто является государственной песней Гуджарата. Махатма Ганди признал его за философию ненасилия. [13] [14] [15] [16] [17] [18]

Его основные собрания сочинений: «Нармагадья» ( гуджарати : નર્મગદ્ય ), сборник прозы; Нармакавита ( гуджарати : નર્મકવિતા ), сборник стихов; Нармакатхакош ( гуджарати : નર્મકથાકોશ ), сборник рассказов персонажей мифологической литературы и Нармакош ( гуджарати : નર્મકોશ ), словарь. Его Мари Хакикат , первая автобиография на гуджарати, была опубликована посмертно. [18]

Его тома «Нармакавита: 1–3» (1858 г.), «Нармакавита: 4–8» (1859 г.) и «Нармакавита: 9–10» (1860 г.) были собраны в «Нармакавита: Книга 1» (1862 г.). Позже «Нармакавита: Книга 2 была опубликована » (1863 г.). Вся его поэзия позже была собрана в «Нармакавите» (1864). [1] Он представил новые темы в современной гуджаратской поэзии, такие как социальные реформы, свобода, патриотизм, природа и любовь и т. д. [19]

Его стихотворение « Джай Джай Гарави Гуджарат » (1873) используется как де-факто государственная песня Гуджарата . [20]

Его Расаправеш (1858 г.), Пингалправеш (1857 г.), Аланкарправеш (1858 г.), Нармавьякаран, части I и II (1865 г.), Варнавичар (1865 г.), Найика Вишайправеш (1866 г.) представляют собой сборники его эссе по поэтике , имеющих историческое значение. [1]

Ритуварнан (1861 г.), Хиндуони Падати (1864 г.), Кавичарит (1865 г.), Суратни Мухтесар Хакикат (1865 г.), Илиадно Сар (1870 г.), Махипатрам Рупрам Мехта (1870 г.), Махапурушона Чаритра (1870 г.), Махабхарата Сар (1870 г.), Рамаяна Сар ( 1870 ), Саршакунтал (1881), Бхагвадгитану Бхашантар (1882) — его прозаические произведения. Другие его произведения между 1850 и 1865 годами, собранные в «Нармагадье» (1865) и посмертно опубликованные «Нармагадья-2» (1936), являются его другими прозаическими произведениями. [1]

Его очерки собраны и изданы в трех томах. Это Нармадгадья или Нармадашанкар Лалашанкарна Гадятмак Грантоно Санграх (1875) под редакцией Махипатрама Рупрама Нилканта, Намадну Мандир -Гадья Вибхаг (1937) под редакцией Вишваната Бхатта и Нармадгадья (1975) под редакцией Гамбхирсинха Гохила. Его пятнадцать прозаических произведений были собраны в Джуну Нармадгадья, части I, II (1865, 1874) и также имеют важное значение. [1]

Он исследовал и отредактировал несколько работ. Манохара Свами «Манхар Пад» (1860 г.), Нармакош : выпуск 1 (1861 г.), Нармакош : выпуск 2 (1862 г.), Нармакош : выпуск 3 (1864 г.), Нармакош : выпуск 4 (1865 г.). Нармакатхакош 1870 г.), Даярамкрут Кавьясангра (1865 г.), Стри Гит Санграх (1870 г.) с песнями, популярными среди женщин -нагар-брахманов , Премананда Дашамсканд ( (1872 г.) и полный выпуск Нармакоша (1873 г.) - его отредактированные и исследованные работы. [1]

Тусли Вайдхвьячитра (диалог, 1859 г.), Рамджанаки Даршан (1876 г.), Драупадидаршан (1878 г.), Балкришнавиджай (1886 г.), Кришнакумари - это пьесы и диалоги. Его «Ситахаран» (1878) был ранее неопубликованной пьесой. Раджяранг Часть I, II (1874, 1876) — его работы по древней и новой мировой истории. Дхармавичара — его работа по философии . Гуджарат Сарвасангра (1887 г.) и Катхиавар Сарвасангра (1887 г.) также являются историческими произведениями. [1]

Мари Хакикат , его автобиография, написанная в 1866 году и опубликованная посмертно в 1933 году, является первой автобиографией, написанной на гуджарати. Его заметки и письма были позже опубликованы под названием «Уттар Нармад Чаритра» (1939). [3] [1] [8]

Адаптации

[ редактировать ]

Нармад: Мари Хакикат или Нармад: Моя жизнь , получивший признание критиков. [21] монолог, основанный на его произведениях и жизни, был написан и поставлен Харишем Триведи и исполнен Чандракант Шахом. Премьера состоялась в Дейтоне, штат Огайо , США, в 1995 году, а затем он гастролировал по Индии, Великобритании и Франции. [22] [21] Чандравадан Мехта написал пьесу, основанную на его жизни. [23]

Нармада называли Арвачино Ма Адья (Самый ранний среди современных). [24] Его дом Сарасвати Мандир был отреставрирован и превращен в музей. [25] В его честь были названы несколько мест в Гуджарате, например, Центральная библиотека в Сурате. Его бюсты установлены в Ахмадабаде, Вадодаре и Сурате. В 2004 году Университет Южного Гуджарата был переименован в Университет Южного Гуджарата имени Вира Нармада . в его память [20] Копия его дома также построена в университетском кампусе. [26] Литературная награда Намаду Суварне Чандраку ежегодно вручается Нармадом Сахитьей Сабхой, Сурат, с 1940 года. газета India Post выпустила специальную обложку. В 2008 году к 175-летию со дня его рождения [27]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Он женился на Гулаб, дочери Сураджрама Шастри из Суддер-Корт , Сурат, 29 апреля 1844 года. В 1852 году она родила девочку, которая умерла 15 дней спустя. Сама Гулаб умерла 5 октября 1853 года в результате мертворождения . В мае 1856 года он женился на Дахигаури, дочери Трипурананда Шастри; она рассталась с ним в 1860 году. Он женился на Субхадре (позже Нармадагаури), вдове своей касты, в 1869 году, нарушив обычное табу на повторный брак вдов . В 1870 году она родила им сына Джайшанкара. Джайшанкар работал клерком в муниципалитете Бомбея , никогда не был женат и умер 31 марта 1910 года от чумы . [8]

Конкурс с Далпатрамом

[ редактировать ]

Как раз в то время, когда Нармад становился знаменитым (1859 г.), Далпатрам , уже снискавший свои лавры, случайно посетил Бомбей для лечения глаз. Любители гуджаратской поэзии они встретились вместе, и в состоявшемся поэтическом состязании они, естественно, разогрелись, и их аудитория приняла ту или иную сторону относительно того, кто из поэтов лучше. Результатом стало пожизненное отчуждение между ними. Конкурс продолжился в газетах и ​​юмористической газете. Еженедельник Parsi Punch опубликовал карикатуру, на которой они были изображены сражающимися друг с другом, держа в руках пучок волос на голове. [28]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. В 1840-х годах Дургарам Мехта написал свой личный дневник «Нитьянонд» , но это не была попытка автобиографии, как в западном стиле. Махипатрам Рупрам написал биографию «Дургарам Чаритра» (1879 г.), основанную на дневнике. [2]
  2. Нармад первоначально написал свою автобиографию в 1866 году, но попросил опубликовать ее посмертно. Оно было опубликовано в 1933 году, к столетию со дня его рождения. До него были опубликованы две автобиографии: «Ху Поте» (1900) Нараяна Хемчандры и «Сатьяна Прайого» (1925–1929) Махатмы Ганди . [3]
  3. ^ газета Sunday Review Через некоторое время также была закрыта. Дандиё был возрожден Натварлалом Мулчандом Вимавалой в 1936 году. Позже в марте 1947 года он был переименован в Прабхакар . [12]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Нармадашанкар Дэйв» . Гуджарати Сахитья Паришад (на гуджарати) . Проверено 25 октября 2016 г.
  2. ^ Амареш Датта (1987). Энциклопедия индийской литературы: А-Дево . Сахитья Академия. п. 527. ИСБН  978-81-260-1803-1 .
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Пандья, Кусум Х (31 декабря 1986 г.). «Гуджарати Атмакатха Тена Сварупагат Прашно. Диссертация. Кафедра гуджарати, Университет Сардара Пателя». Университет (на гуджарати): 200–220. hdl : 10603/98617 .
  4. ^ Бхарат Ягник; Ашиш Ваши (2 июля 2010 г.). «В университетах Вир Нармада и Хемчандрачарьи нет кафедры гуджарати» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 13 ноября 2016 года . Проверено 13 ноября 2016 г. .
  5. ^ «Выпущена новейшая версия песни Джея Джея Гарви из Гуджарата (Видео)» . ДешГуджарат . 7 мая 2011 года . Проверено 12 ноября 2016 г.
  6. ^ «Нармада помянули в день рождения» . globalgujaratnews.com . 13 августа 2015 года . Проверено 13 августа 2015 г.
  7. ^ К.М. Джордж (1992). Современная индийская литература, антология: обзоры и стихи . Сахитья Академия. п. 122. ИСБН  978-81-7201-324-0 .
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Дэйв, Нармадашанкер Лалшанкер (1994). «Приложение XII (Хронология жизни)» . В Рамеше М. Шукле (ред.). Мари Хакикат (на гуджарати) (1-е изд.). Сурат: Траст Кави Нармада Югаварта. стр. 183–184. Архивировано из оригинала 25 октября 2016 года.
  9. ^ Мэллисон, Франсуаза (1995). «Бомаби как интеллектуальная столица гуджаратцев в девятнадцатом веке». В Пателе, Суджата (ред.). Бомбей: Мозаика современной культуры . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета. п. 81. ИСБН  978-0-19-563689-5 .
  10. ^ Шах, Суман (2008). «Сопротивление через самокоррекцию». ( на гуджарати Статьи о постмодернизме ) (Первое изд.). Ахмедабад: Публикация Паршвы. п. 251.
  11. ^ Мегнад Десаи (2 августа 2011 г.). Новое открытие Индии . Пингвин Букс Лимитед. стр. 229–. ISBN  978-81-8475-566-4 .
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ю.А. Пармар (1987). Махьяванши: история успеха зарегистрированной касты . Публикации Миттала. стр. 83–84. GGKEY:KEQ4SL0H0RJ.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Саураб Шах. « Дандия, Нармакош и Джай Джай Гарви Гуджарат» . Мумбаи Самачар (на гуджарати). Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 13 августа 2015 г.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Биография Нармадашанкара Дэйва» . PoeHunter.com . Проверено 18 февраля 2014 г.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Поэт Нармад» . kamat.com . Проверено 18 февраля 2014 г.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Нармад, Гуджарати Сарасватс, Сангит Бхаван» . sangeetbhavantrust.com . Проверено 18 февраля 2014 г.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Гуджаратский язык, история гуджаратского языка» . indianmirror.com . Проверено 18 февраля 2014 г.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Амареш Датта (1987). Энциклопедия индийской литературы: А-Дево . Сахитья Академия. стр. 909–910. ISBN  978-81-260-1803-1 .
  19. ^ Гуджарат . Ахмадабад: Гуджарат Вишвакош Траст . 2007. с. 351. OCLC   180581353 .
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бхарат Ягник; Ашиш Ваши (2 июля 2010 г.). «В университетах Вир Нармад и Хемчандрачарья нет гуджаратского факультета» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 13 ноября 2016 года . Проверено 13 ноября 2016 г. .
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Нармад» . Интернет-архив . 24 сентября 2011 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2011 года . Проверено 24 октября 2016 г.
  22. ^ Кумар, Алок. «Индийский фонд, Дейтон, Огайо» . ОоГорода . Проверено 24 октября 2016 г.
  23. ^ Тевани, Шайлеш (1 января 2003 г.). КК Мехта . Академия Сахитья. п. 67.ISBN  978-81-260-1676-1 . Проверено 13 ноября 2016 г. .
  24. ^ Чавда, Виджай Сингх (1979). «Движения за социальные и религиозные реформы в Гуджарате в девятнадцатом и двадцатом веках». В Сене, Сиба Пада (ред.). Социальные и религиозные реформаторские движения в девятнадцатом и двадцатом веках . Институт исторических исследований. п. 214. OCLC   716685784 .
  25. ^ Tv9 Gujarati (23 августа 2015 г.), Сурат: Дом Кави Нармада вновь обретает славу - Tv9 Gujarati , заархивировано из оригинала 23 августа 2015 г. , получено 23 июля 2017 г. {{citation}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  26. ^ «ВНСГУ построит в натуральную величину копию дома поэта Нармада» . ДешГуджарат . 25 августа 2013 года . Проверено 23 июля 2017 г.
  27. ^ «Специальная обложка-Нармадашанкар Дэйв-Сюрпекс 2008» . Индийская марка Гар . 6 декабря 2008 года . Проверено 25 октября 2016 г.
  28. ^ Джавери, Кришналал Моханлал (1956). Дальнейшие вехи в гуджаратской литературе (второе изд.). Мумбаи: Форбс Гуджарати Сабха. стр. 54–55. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ba8bd15c7b235a980e2b9053bcd165f8__1715836620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/f8/ba8bd15c7b235a980e2b9053bcd165f8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Narmad - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)