Буддхи Вардхак Сабха
Буддхи Вардхак Сабха (Общество по развитию знаний), также известное как Буддхи Вардхак Хинду Сабха — социально-религиозная реформаторская организация в Бомбее (ныне Мумбаи), в Британской Индии . Он был основан в 1851 году членами другой реформаторской ассоциации Бомбея, «Джнаян Прасарак Мандали», в состав которой входили Нармадашанкар Дэйв ( Нармад ) и его коллеги-писатели. Джнаян Прасарак Мандали был филиалом Студенческого литературного и научного общества Эльфинстонского института (ныне Эльфинстонский колледж ).
Целью и задачей Буддхи Вардхак Сабхи было работать на социальное благосостояние гуджаратского индуистского народа и пробудить общественное мнение к социальным изменениям посредством лекций, дебатов и публикаций. Среди других членов-основателей были Пранлал Матурдас, Моханлал Ранчходдас Джавери, Карсандас Мулджи и Далпатрам .
История
[ редактировать ]Бомбейский институт Эльфинстоуна сыграл важную роль в обеспечении интеллектуальной базы реформаторских движений в Западной Индии. В июне 1848 года его ученики основали Студенческое литературно-научное общество. В сентябре 1848 года были созданы еще две ветви этого общества: одна гуджаратская, а другая маратхи . Гуджаратское отделение было известно как Джнаян Прасарак Мандали (Общество распространения знаний), и его возглавлял Ранчходдас Гирдхарбхай Джавери. Большинство членов этого Мандали были студентами -парсами . [ 1 ]
В 1850 году молодые индуистские члены «Джнаян Прасарак Мандали» почувствовали, что необходима специальная организация, чтобы уделять больше внимания индуистскому благосостоянию. [ 2 ] Соответственно, в июне 1850 года Нармад с друзьями, в том числе Маярамом Шамбхунатхом, Кальянджи Шивлалом и Нарандасом Кальяндасом, основал Джуван Пурушони Аньонья Буддхи Вардхак Сабха с целью содействия индуистскому обсуждению реформ. Нармад был его президентом. [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ]
23 марта 1851 года было принято решение расширить сферу деятельности общества и изменить его название на Буддхи Вардхак Хинду Сабха. В тот же день состоялось первое собрание, и были приняты правила. Пранлал Матхурдас был назначен первым президентом Буддхи Вардхак Хинду Сабхи, а Моханлал Ранчходдас Джавери и Кишорлал соответственно - секретарем и казначеем. [ 1 ] На первое собрание зарегистрировались 70 членов за плату в размере рупий . 2 в месяц. Согласно правилам Сабхи, членство было ограничено индуистами. Однако к участию в обсуждении были приглашены и другие. [ 1 ]
В течение следующих 20 лет Буддхи Вардхак Хинду Сабха и ее члены сыграли важную роль в движениях за социальные реформы в городе Бомбей и других городах Гуджарата . [ 2 ] Статус Сабхи начал снижаться после 1876 года, с постепенной кончиной ее основателей. [ 2 ]
Публикация
[ редактировать ]В 1851 году «Буддхи Вардхак Сабха» начал публикацию ежемесячного журнала « Буддхи Вардхак Грантх» , редактором которого стал Нармад. [ 2 ] Первый номер вышел в 1851 г., второй и третий номера — в 1953 г. Регулярное издание началось с марта 1856 г. Публикуемые статьи касались преимущественно социальных вопросов. [ 1 ]
Деятельность
[ редактировать ]Основной целью Буддхи Вардхак Сабхи было пробудить социальное сознание индуистов посредством дебатов, бесед и писаний. Должны были быть приглашены видные ораторы, и каждая встреча посвящалась обсуждению той или иной проблемы и рассмотрению путей ее решения. [ 2 ]
В мае 1851 года члены Сабхи открыли первые в Бомбее школы для индуистских девочек: одну в районе форта , а другую недалеко от Бхулешвара . Члены Сабхи и студенты Эльфинстонского института вызвались преподавать в этих школах для девочек. [ 2 ] Буддхи Вардхак Сабха предложил призы за лучшие эссе, написанные на темы социальной значимости. [ 1 ]
Деятельность Буддхи Вардхак Сабхи поддерживалась богатыми покровителями Гуджарати, в том числе Шет Мангалдас Натхубхай , Лакшмидас Кхимджи и Гокулдас Теджпал , а также реформаторами Махараштры, такими как Дадоба Пандуранг , Атмарам Пандуранг и Бхау Даджи . [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Раваль, Р.Л. (1983). «Споры о реформе и новый подход к культурному синтезу» (PDF) . Социально-религиозные реформаторские движения в Гуджарате в девятнадцатом веке (докторская диссертация). Ахмадабад: Школа социальных наук Университета Гуджарата . стр. 117–121. hdl : 10603/46633 — через Шодгангу .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кармеркар, Мани (1984). «Буддхи Вардхак Сабха из Бомбея - его вклад в социальные изменения во второй половине девятнадцатого века». В Рэе, Н.Р. (ред.). Общественные объединения в Индии . Калькутта: Институт исторических исследований. стр. 216–224. OCLC 13671846 .
- ^ Индия), Студенческое литературное и научное общество (Бомбей (1856). Труды Студенческого литературного и научного общества, Бомбей, за 1854-55 и 1855-56 годы . Напечатано в Bombay Gazette Press. стр. 13.
- ^ Яшачандра, Ситаншу (1987). Дев, Амия (ред.). «Гуджаратская литература XIX века: исследование ее контактов с западной литературой» . Джадавпурский журнал сравнительной литературы . 25 . Университет Джадавпура : 51. ISSN 0448-1143 .