Литература Кашмира
Литература Кашмира имеет долгую историю: древнейшие тексты написаны на санскрите . Ранние имена включают Патанджали , автора комментария Махабхашьи к грамматике Панини по мнению некоторых, был тем же самым автором индуистского трактата, известного как Йогасутра , и Дридхбала, который переработал Чарака Самхит Аюрведы , который , .
В средние века к философам кашмирского шиваизма относились Васугупта (ок. 800 г.), Утпала (ок. 925 г.), Абхинавагупта , Кшемараджа и Анандавардхана . Если говорить о современной поэзии Кашмира, то здесь много поэтов, в том числе Асиф Тарик Бхат. [1] [2] Таши Шах, [3] Акил Мохиуддин Бхат, [4] и Зишан Джайпури. [5] Аадил Гулам Бхатт [6] [7]
Литература на кашмирском языке
[ редактировать ]В таблице ниже перечислены поэты кашмирского языка в хронологическом порядке согласно книге «История кашмирской литературы» . Трилокината Райны [8]
Имя | Годы | Место рождения | Период | Примечания |
---|---|---|---|---|
Лал Дед | 1320–1392 | Пандретан, или Падманпур (современный Семпур, Пампур ) | Кашмирский шиваизм | Она была кашмирской поэтессой -мистиком, которой приписывают новаторство жанра Ваах / Вацун или Шрух в кашмирской литературе. |
Нунд Реши | 1377–1438 | Каймо , Кулгам | суфизм | Нунд Реши был одним из основателей ордена Риши , суфийской традиции региона. Среди его известных учеников из этого ордена — Дехат Дед , Бехат Дед , Шанга Биби , Шам Дед и Ганга Биби. |
Хазрат Шейх Якуб Сарфи | 1521–1595 | Шринагар | суфизм | Широко известный как « Ишан Саеб », Сарфи был кашмирским Алимом , Мутасавифом , Факихом , Шаяром , Муфассиром, Мухаддисом , философом и суфийским шейхом ордена Кубрави Хамадани . Его известные работы включают «Шарх-и-Бухари» , персидский комментарий к шейха Мухаммада Исмаила аль-Бухари книге «Сахих аль-Бухари» . |
Хабба Хатун | 1554–1609 | Чандхур , Пампур | Лиризм | Известно, что она пишет тексты своих жалобных криков о потерянном времени. Королева - соловей поэтесса была в народе известна как « Кашмирский ». |
Хаваджа Хабибулла Ганай Новшехри | 1555–1617 | Новшера , Шринагар | суфизм | Он был главным Хулафом (преемником) Хазрата Шейха Якуба Сарфи , был Хафизом Корана и очень любил пение. Он также написал несколько известных Ваахов . |
Рупа Бхавани | 1621–1721 | Ханка-и-Шокта, Навакадал ( Сринагар ныне ) | Кашмирский шиваизм и исламский суфизм | Ее Вахи раскрывают влияние как кашмирского шиваизма , так и исламского суфизма . |
Сахаб Каул | б. 1629 г. | Хабба Кадал , Шринагар | Кашмирский шиваизм | Его «Кришна Автаар Чарит» — первое кашмирское стихотворение в жанре «Лила » (Божественная пьеса). |
Нунда Дар | д. 1774 г. | Деревня Каатьюл | суфизм | Он и Мир Сайед Улла Шахабади - единственные два поэта, которые успешно пытались написать газель до Махмуда Гами . |
Арнимал | 1738–1778 | Палхалан, Паттан | Лиризм | Она второй поэт после Хаббы Хатун в области любовной лирики. |
Мир Абдулла Бехаки | д. 1798 г. | Н/Д | суфизм | Он первый кашмирский поэт, принявший матнави (рифмующиеся куплеты) в качестве своего средства поэзии. |
Шах Гафур | Н/Д | Деревня Чун, Будгам | Лиризм | Его известные работы включают « Рош Паан Хавтам Кашвание», «Соруи Чу Панай Бе Ванай Кья» и « Кья Гов Малал тес Ярсей» и другие. |
Момин Саиб | д. 1800 г. | Бебагом, Пулвама | суфизм | Ему принадлежит честь написать первую хорошо принятую Маснави на кашмирском языке , озаглавленную « Мантак-ат-тайяр », основанную на персидской одноименной матнави Аттара . |
Своча Крал | 1774–1854 | Деревня Койл, Пулвама (похоронен в Йендрегаме, Пулвама) | суфизм | Он был известен как мюрид (ученик) Момин Саиб. Его поэзия представляет собой изложение философии Вахдат-аль-Ваджуда . |
Ходжа Хусейн Мир | д. 1826 г. | Хабак, Магам , похоронен в Гунд Хавджа Касим. | Преданный | Хусейн Мир считается основателем классической эпохи в Кашмире Марсии , известной как группа Мукам . |
Пармананда | 1791–1864 | Деревенский провидец, Мартанд ( Маттан ныне ) | Мистика | Среди его самых известных работ - Радха Сваямвара. |
Pandit Mirza Kak | Н/Д | Хангулгунд, Кокернаг , Анантнаг | Мистика | Он написал Шив Пуран на кашмирском языке . |
Шах Каландар | д. 1850 г. | Хайгам, или Вахтора, р-н Чадора . Будгам | Лиризм | Известен своим популярным матнави « Адам та Гульджаан» (история любви факира Адама и принцессы Гульджаан). |
Махмуд Гами | 1765–1855 | Деревня Араваер (современный Махмудабад), Дору Шахабад , Анантнаг | Лиризм | Широко известный как Джами Кашмирский, он также перевел Низами на кашмирский язык книгу « Лейла Меджнун» под названием «Лаэль Меджнун» . |
Рахим Саиб | 1775–1850 | Теливани мохалла, Сопоре | суфизм | Он принадлежал к Кадри суфийскому ордену и находился под значительным влиянием Лал Деда и Нунд Реши . |
Мунши Мохаммад Юсуф Баба | 1798-1885 | Бабапора, Хабба Кадал, Сринагар | Преданный | Он наиболее известен своим порталом человеческих потерь и горя в Кашмирской Марсии. Мунши Юсуф остается одним из самых популярных кашмирских писателей Марсии. |
Судья мулла Мухаммад Азим | 1803-1852 | Бабапора, Хабба Кадал, Сринагар | Преданный | Он известен тем, что представил визуальные образы в Кашмирской Марсии и изменил их положение в городской персидской высокой культуре, связанной с Сринагар городом . |
Мирза Абул Касим | д. 1853 г. | Гунд Хавджа Касим, похоронен в Кербеле , Ирак. | Преданный | Его произведения , самого плодовитого и популярного писателя- марсии из Кашмира Марсияса, отражают глубокое понимание традиционных мусульманских знаний, как литературных, так и религиозных. |
Мунши Сафдар Хан | д. 1850-е годы | Авад, Уттар-Прадеш | Преданный | Он работал при дворе Наваба Ваджида Али Шаха и, как сообщается, был отравлен, когда ему было около 20 лет. Он первый поэт, введший жанр написания бей-нукта (стихов без диакритических знаков) на кашмирском языке , в одноименной марсии. |
Вали Улла Моту | д. 1858 г. | Ухань, р-н Бирва . Будгам | суфизм | Он написал Матнави, основанный на легенде о Хемале и Награе. |
Наем Саеб | б. 1805 г. | Хабба Кадал , Шринагар | Лиризм | Наиболее известен своими лирическими газелями , которые исполняло поколение кашмирцев. |
Абдул Ахад Назим | 1807-1865 | Н/Д | Суфизм и лиризм | Он был также известен как Вайз Шах Нур-уд-дин и считался лучшим писателем Наата Кашмира. Он написал знаменитую суфийскую песню « Йим Заар Ванахас Бардар». |
Лакшман Джу Райна Бюльбюль | 1812–1898 | Малапора, Гандербал Шринагар | Лиризм | Написал известный «Размия Матнави Саамнаама», перевод Фирдоуси «Классической Шахнамы» . |
Карам Буланд | д. 1899 г. | Хаанц Гунд, Вахтора Будгам | Лиризм | Он очень любил музыку, театр и организацию музыкальных вечеров. Его именем также названа НПО «Группа народного театра имени Карама Буланда» в Будгаме. |
Пить Шах Кралвари | 1820–1877 | Кралвара, Нагам Будгам | суфизм | Он наиболее известен своим матнави « Гулрез ». |
Ахмад Батваер | 1838-1918 | Батавара, Сура Шринагар | суфизм | Его известные работы включают « Аз Боаз Саени Мудда» . |
Расул Мир | 1840–1870 | Дору Шахабад , Анантнаг | Романтизм | Он широко известен как Джон Китс из Кашмира. Расул Мир официально ввел Газаль в кашмирскую поэзию. Газели с реками, долинами, птицами, фруктами и образами Кашмира — его сильная сторона. |
Абдул Ахад Надим | 1842–1911 | Бандипора | Лиризм | Написал социальную сатиру «Шахарашоб». |
Вахаб Хар | 1842–1912 | Хрю , Пампор , Пулвама | суфизм | Он происходил из рода поэтов: его отец и дед, оба по профессии кузнецы, также были почитаемыми суфийскими поэтами. |
Вахаб Паррей | 1845-1914 | Хос Мохалла, Хаджин , Бандипора | суфизм | он перевел Фирдоуси « Шахнаму » с персидского на кашмирский язык В 1900 году . |
Пандит Говинд Каул | 1846-1899 | Шринагар | Мистика | Как глубокий кашмирский ученый он помог Аурелу Стайну в переводе Калханы «Раджатарангини» . |
Рахман Дар | д. 1897 г. | Сафа Кадал , Шринагар | суфизм | Он наиболее известен своим Матнави Шишрангом. |
Шамас Факир | 1849–1904 | Зейндар, Шринагар | суфизм | Он принадлежал к Кадрия силсиле суфийской , а также написал матнави Мехраджнама , в которой рассказывается духовном путешествии) пророка Мухаммеда ( о Мехрадже к Богу. |
Ага Сайид Мухаммад Сафви | д. 1932 год | Миргунд, Будгам | Религиозная проза | Религиовед по образованию, он написал « Минхадж уль Салах ва Мирадж аль Фалах », широко известный как « Кашир Китаб » (около 1888 г.), одно из первых произведений в кашмирской прозе. |
Пир Гулам Мохаммад Ханфи | 1849–1937 | Н/Д | суфизм | Говорят, что он перевел Коран на кашмирский язык . Некоторые ученые полагают, что кашмирский перевод Корана , опубликованный под именем Маулви Юсуф Шаха, на самом деле был выполнен Ханфи. |
Кришна Раздан | 1850–1925 | Ванпо, Анантнаг | Мистика | Он известен своими Шив Пуран и Шив Лаган. |
Хаким Мулла Хабиб уль Лах | 1852-1904 | Бабапора, Хабба Кадал, Сринагар | Преданный мистицизм | Помимо своей персидской поэзии известны его кашмирские поэзии Марсии, особенно Юсуфа . Его «Сахлаб Нама» посвящена трагическому наводнению 1903 года, опустошившему Кашмир. |
Азиз Улла Хаккани | 1854–1919 | Нарпаристан, Шринагар | Суфизм и романтизм | Его помнят как выдающегося писателя Наата . Его самым известным матнави является « Мумтааз Беназир», который достиг той же популярности, что и «Гулрез» Макбул Шаха Кралвари . |
Саиф-уд-дин Ариз | Н/Д | Пулвама | Лиризм | Его матнави под названием «Нав Бахаар» была переведена на персидский язык. Однако рукопись до сих пор остается необнаруженной. |
Асад Паррей | 1862-1930 | Хаджин, Бандипора | Мистика | Он находился под сильным влиянием индуистской мифологии и написал произведения, восхваляющие Господа Раму и Господа Шиву . |
Судья Хасан Али | 1870-1915 | Бабапора, Хабба Кадал, Сринагар | Преданный | Его «Бей-Нукта» («Без точек») уважаемого писателя Марсии считается литературным подвигом, поскольку в 25 стихах он избегает использования букв с какими-либо диакритическими знаками (нукта). |
Хаджи Мохаммад Альяс | 1881–1941 | Црар Шариф , Будгам | Романтизм | Его вдохновил Азиз Улла Хаккани, и он написал свою интерпретацию матнави Мумтааз Беназир. |
Мохаммад Исмаил Нами | 1884–1940 | Кавадор, Шринагар | Лиризм | Он много путешествовал по Тибету и написал «Тибетскую Сафарнаму» и Низами » «Ширен Фархад в Кашмири . |
Пракаш Рам Бхатт | д. 1885 г. | Девсарский р-н. Кульгам | Мистика | Он является автором первой литературе «Размиа» (войны) матнави в кашмирской «Рамавтаар Чарит», основанной на Рамаяне . |
Акбар Бхат | д. 1910 год | Анантнаг | суфизм | Два года он странствовал как факир по всей долине и после этого странствования написал поэму «Саалга». |
Каефи Шах | д. 1910 год | Котарский р-н. Удхампур | Романтизм | Написал романтическую математическую нави « Кисса Бехрам Шах ». |
Абдул Рахим Айма | д. 1911 год | Нагам, Банихал | суфизм | Его матнави «Гульбадан» представляет собой перевод Мухаммеда Али Мурада на урду матнави одноименной . |
Пир Мохи-у-дин Мискин | д. 1915 год | кулгам | суфизм | Написал 6 маснави, в том числе Юсуфа Зулейху, Зебу Нигаара и Лаала Маджнуна. Он также перевел популярный трагический роман Пенджаба (Пакистан ) «Сохни Махивал» на кашмирский язык . |
Пракаш Кургами | Н/Д | Куригам , Казигунд | Мистика | Он перевел Рамаяну на кашмирский язык. |
Вишна Каул | д. 1917 год | кулгам | Мистика | Он перевел Валмики » « Рамаяну на кашмирский язык. |
Хаджи Мохи-уд-дин Бедный | д. 1921 год | Шринагар | суфизм | Его матнави «Зеба Нигаар» был приписан Расулу Миру Абдулом Ахадом Азадом в кашмирском зубаане аур шайри, том II. |
Асад Мир | д. 1930 год | Пейшенс Бадасгам , Анантнаг | суфизм | Он написал популярную газель «Йели Джанаан Ралем». |
Абдул Кадир Фариг | Н/Д | Н/Д | суфизм | Он был отцом бывшего главного министра Гулама Мохаммада Садика. |
Воскресенье Заргар | 1882–1984 | Навара, Шринагар | суфизм | Его хорошо известные маснави, в том числе « Каэфир Сапдит Корум Икраар», выражающие философию Вахадат-аль-Ваджуд . |
Зинда Каул | 1884–1965 | Маданьяр, Шринагар | Лиризм | Он был первым кашмирским писателем, получившим премию Сахитья Академии в 1956 году за свой том «Сумаран» («Четки»). |
Махджор | 1887–1952 | Митригам, Пулвама | Лиризм | Будучи революционным поэтом, он известен как Шаир-и-Кашмир. |
Самад Мир | 1892–1959 | Хаар Намбал, Навара Сринагар | суфизм | Его « Ака Нандун» — это кашмирская интерпретация легенды об Ибрагиме (Аврааме) и Измаиле . |
Ласса Хан Фида | 1898-1965 | Кази мохалла, Анантнаг | суфизм | В 21 год он написал свою первую книгу « Гульбаквал », по которой позже был снят телесериал. |
Абдул Кадус Раса Джавидани | б. 1901 год | Бхадерва | Лиризм | Он опубликовал свои кашмирские стихи под названием « Найранг-э-Газаль ». Он также представлял Кашмир на Национальной Мухайре в 1961 году. |
Абдул Ахад Заргар | б. 1908 год | Шринагар | суфизм | Будучи учеником Самада Мира, он также говорил на нескольких языках, ассимилируя арабский , санскрит и персидский языки и смешивая их с кашмирским языком. |
Дина Нат Вали Алмаст | 1908–2006 | Бадьяр Бала, Шринагар | Прогрессивное движение | В его сборник стихов входят Бала Япаир («По эту сторону гор», 1955) и Сахаавук Пош («Цветы пустыни», 1981). |
Абдул Ахад Азад | 1909–1948 | Рангар, Чадура , Будгам | Лиризм | Он написал эссе «Кашмирский язык и поэзия». |
Мир Гулам Расул Назки | 1910–1998 | Мадер, Бандипора | суфизм | Среди его известных работ — «Намроднама», сборник из 200 четверостиший, опубликованный в 1964 году . |
Али Мохаммад Гилкар | д. 1976 год | Нохатта , Шринагар | суфизм | Он был великим духовным лидером и великим суфийским святым, популярным среди масс как Вуаст баб или Дассил баб . Он наиболее известен своей книгой «Калид Лудни». |
Мирза Гулам Хасан Бег Ариф | 1910–2005 | Анантнаг | Прогрессивное движение | Известен своим сатирическим произведением «Авааз-и-дост». Он также перевел 100 четверостиший Омара Хайяма и Рабиндраната Тагора «Весенний цикл» на кашмирский язык . |
Дина Нат Надим | 1916–1988 | Хабба Кадал , Шринагар | Прогрессивное движение | Он написал знаменитую народную песню « Бумбро-бумбро ». Он также написал антивоенное стихотворение « Мае Чум ааш пагич». |
Фазиль Кашмири | 1916–2004 | Шринагар | Прогрессивное движение | Как разносторонний поэт, он доказал свое владение и мастерство во всех жанрах поэзии – Газаль , Назм , Рубаи , Ката, Марсия , Мунаджат, Наат , Манкабат, Лила и т. д. |
Мохиуддин Хаджни | 1917–1993 | Хаджин, Бандипора | Прогрессивное движение | Его пьеса « Grees Sund Ghar» — первая пьеса на кашмирском языке . Он перевел « Алиф Лай ла » («Тысяча и одна ночь») на кашмирский язык. За свою карьеру он критиковал политическую доктрину шейха Абдуллы , 3-го главного министра и 2-го премьер-министра Джамму и Кашмира. |
Нур Мохаммад Рошан | б. 1919 год | Ханьяр , Шринагар | Прогрессивное движение | Он перевел Мунши Премчанда » « Годан на кашмирский язык. |
Лал Арагами | 1923–1988 | Чаттибандай Арагам , Бандипора | суфизм | Его известные работы включают Сарет Рахбар Лобум Мула. |
Абдул Халик Так Зайнагери | 1924–1989 | Хардишива, Заингир Сопоре | суфизм | В 1972 году он заложил фундамент J&K Yateem Trust. Он также писал стихи для детей, изображая свою любовь к сиротам и слабым. |
Sarwananda Koul Premi | 1924–1990 | Диван-Шаль, Кокернаг Анантнаг | Прогрессивное движение | Махджор дал ему имя «Преми» (что означает «Любовник»), потому что его поэзия была полна любви к Кашмиру. |
Амин Камил | 1924–2014 | Каприн, Шопиан | Прогрессивное движение | Его известные работы включают коллекции Beyi Sui Paan и Padis Pod Tshaayi. |
Арьян Дев Майбур | 1924–2015 | Заинпора , Пулвама | Прогрессивное движение | Он перевел » Калидаса « Мегхадутам на кашмирский язык . |
Джанбаз Киштвари | 1925-1990 | Киштвар | Прогрессивное движение | Он известен своим сборником стихов « Пхалвин Сангар ». |
Рехман Рахи | 1925–2023 | Уазпора, Центр города Сринагар | Прогрессивное движение | Его «Навруз-э-Саба» получил премию Сахитья Академии в 1961 году. |
Пран Кишор Каул | 1925-настоящее время | Шринагар | Современный век | Он написал сценарий к популярному телесериалу Doordarshan Gul Gulshan Gulfaam . |
Васудев Рех | б. 1926 год | Сопоре | Прогрессивное движение | Он известен своим сборником стихов « Шаб Гардун » («Ночной сторож»). |
Вишванатх Вишвас | б. 1926 год | Сопоре | Прогрессивное движение | Среди его самых известных стихотворений - « Анаади Хаанц» («Глупый лодочник»). |
Пушкар Бхан | 1926–2008 | Н/Д | Прогрессивное движение | Как драматург он трижды сотрудничал с Сом Натх Садху . |
Али Мохаммед Лоун | 1927–1987 | Дрогжан, Дал Гейт Сринагар | Прогрессивное движение | Он был выдающимся драматургом кашмирского языка и написал пьесы «Те Вьет Руз Пакаан» и «Суйя». |
Гулам Наби Назир | 1927-2015 | Ярипора, Кульгам | Прогрессивное движение | Его известные работы включают « Кашир Лух Баас ». Он также перевел Шекспира «Отелло» на кашмирский язык . |
Гулам Пророк Фирак | 1927–2016 | Наушера , Шринагар | Прогрессивное движение | Адаптированная пьеса «Доктор Фауст» Кристофера Марло на кашмирский язык. |
Ахтар Мохиуддин | 1928–2001 | Шринагар | Литература сопротивления | Он написал первый роман на кашмирском языке под названием «Дод Даг» (1957) и был известным кашмирским писателем рассказов. |
Гулам Расул Сантош | 1929–1997 | Чинкрал, Хабба Кадал Сринагар | Кашмирский шиваизм | Как поэт он был лауреатом премии Сахитья Академии за свое стихотворение «Бе Соах Рух» (1978). |
Рашид Назки | 1931-2016 | Бандипора | суфизм | Он был президентом-основателем компании Adbee Markaz Kamraz . В 1999 году он получил премию Сахитья Академии за книгу « Вахраат ». Он написал биографию пророка Мухаммеда (ﷺ) в Кашмире . Он также перевел сэра Алламы Икбала на кашмирский язык «Асрар-и-Худи» . |
Хамиди Кашмири | 1932-2018 | Шринагар | Прогрессивное движение | Он выиграл премию Сахитья Академии за « Ятх Миани Джойе » в 2005 году. Он также выиграл премию Падма Шри в 2010 году. |
Моти Лал Кемму | 1933–2018 | Шринагар | Прогрессивное движение | Будучи многогранным артистом, он работал хореографом в спектаклях Нат Надим » Дины «Бомбур Йембарзал и «Химал Награи». |
Я слышал Мунавар | 1933–2021 | Каприн, Шопиан | Современный век | Наиболее известен своим сборником «Мвохталар» рассказов для детей . |
Аутар Кришен Рахбар | 1934–2020 | Фатехкадал, Центр города Сринагар | Современный век | Он был драматургом и написал знаменитую пьесу «Бадшах» . |
Финч Зинат | 1934 – настоящее время | Надихал, Бандипора | суфизм | Она поэт-мистик, чье творчество основано на самоисследовании. |
Хари Кишан Каул | 1934–2009 | Шринагар | Современный век | Он известный драматург и автор рассказов в Кашмире. Он наиболее известен своей пьесой «Ели Ватан Хур Чу Еван» . |
Гулам Наби Гаухар | 1934 – настоящее время | Чарар-и-Шариф , Будгам | Современный век | Он написал второй роман на кашмирском языке под названием «Муджрим» (1971). |
Музаффар Аазим | 1934–2022 | Готлипора, Тангмарг | Современный век | Его известные работы включают три сборника стихов на кашмирском языке и один на урду, а также пьесы «Хавас та Хаасил» и «Най Мут». Он создал первый шрифт Кашмири Наркалам и Гульмарг Насталик шрифт . |
Сом Натх Садху | 1935–1982 | Н/Д | Современный век | Помимо того, что он был выдающимся драматургом, он также получил Падма Шри (четвертую по величине гражданскую награду Индии) в 1974 году. |
Тадж Бегум Рензу | 1935–2015 | Шринагар | Современный век | Она первая кашмирская писательница-фантаст и журналистка. |
Гулам Наби Так Назир | 1935-2015 | Ярипора, Кульгам | Современный век | В 1991 году он получил премию Сахитья Академии за « Ачре Цанге ». |
Башир Бхадервахи | 1935-настоящее время | Бхадерва | Современный век | Он получил премию Сахитья Академии за свою литературную критику « Джамис Та Кашири Манц Кашир Натиа Адбук Таварих » в |
Мохаммад Юсуф Таинг | 1935 – настоящее время | Шопиан | Современный век | Его работа «Махджур Шинаси» («Критика Махджура ») принесла ему Академическую премию Сахитьи в 1998 году. |
Махан Лал Канвал | 1936-2016 | Сангрампора, Сопоре | Современный век | В 2012 году он получил награду Sahitya Academy за « Yath Aangnas Manz ». |
Муштак Кашмири | 1936-2022 | Кав Мохалла, Ханьяр, Сринагар | Литература сопротивления | Его книга « Тохфа-и-Шахид » написана в память о его сыне Ахмаде уль-Исламе, который был боевиком . |
Моти Лал Сакхи | 1936–1999 | Биджбехара , Анантнаг | Современный век | он получил награду Sahitya Academi В 1981 году за фильм «Мансар». |
Саджуд Сайлани | 1936–2020 | Ноугам, Шринагар | Современный век | Он был членом консультативного совета Sahitya Akademi с 1973 по 1977 год и в 1990 году. |
Чаман Лал Чаман | 1937–1999 | Н/Д | Романтизм | Он представлял Кашмир на Национальной конференции поэтов в 1960 году. |
Аюб Сабир | 1937 – настоящее время | Бугам, Кульгам | Современный век | Он известный сатирик. За свою знаменитую книгу «Гулалан Шаадмани» Сабир был удостоен награды за лучшую детскую литературу от Академии Сахитья в Нью-Дели в 2013 году. |
Мишал Султанпури | 1937–2020 | Султанпур, Барамулла | Современный век | В 2009 году он получил премию Сахитья Академии за книгу «Вонт» о литературной критике. |
Маргуб Банихали | 1937–2021 | Банкут, Банихал | Современный век | он вернул награду Сахитья Академии В 2015 году Партавистан» за сборник стихов « (1979). |
Хридай Каул Набор персонала | 1937–2020 | Сопоре | Современный век | Он наиболее известен своими современными рассказами, в том числе «Доан Атан Хинц Дастан». |
Ротанг Лал Шант | 1938-настоящее время | Шринагар | Современный век | В 2007 году он получил премию Сахитья Академии за свой рассказ « Цшен ». Он также является лауреатом Президентской золотой медали и премии Неру. |
Башар Башир | Н/Д | Н/Д | Мода-возраст | В 2010 году он выиграл премию Сахитья Академии за фильм « Йиман Падан Мье Йецаар Готшуй» . |
Гулам Наби Хаял | 1938 – настоящее время | Шал Мохалла, Шринагар | Литература сопротивления | Он стал первым кашмирским писателем, вернувшим награду Сахитья Академии в 2015 году за книгу «Гашик Минаар» («Светила»), 1975 год. |
Али Мохаммад Шахбаз | 1939–1996 | Шатгунд, Хандвара | Литература сопротивления | Его литературные произведения изображали и выражали агонию Кашмирского конфликта . |
Расул Пампур | 1940–2015 | Хасенпора, Биджбехара | суфизм | Его очень вдохновили суфийские сочинения Лал Деда и Шейх-уль-Алама . |
Фарук Назки | 1940 – настоящее время | Бандипора | Современный век | Он сын Гулама Расула Назки . |
Пьярелал Ханду | 1941-2014 | Чандапора, Хабба Кадал , Сринагар | Современный век | Как выдающийся театральный актер, он считается «отцом монологов» в кашмирском театре. Он снял и продюсировал около 3000 программ, в том числе ряд короткометражных и документальных фильмов. |
Страница доказательств | 1941–2015 | Акилмир Ханьяр, Шринагар | Современный век | Как выдающийся драматург, он написал сценарий 26 серий «Хабба Хатун» — первой драмы на урду из Кашмира, которая транслировалась на канале DD Kaeshur . |
Омкар Нат Коул | 1941–2018 | кулгам | Современный век | Он был выдающимся лингвистом кашмирского языка. |
Зариф Ахмад Зариф | 1943 – настоящее время | Али Кадал, центр Шринагара | Современный век | Выиграл премию Сахитья Академии за фильм «Чунч Пут». |
Сомнатх Зутши | 1944—2014 | Шринагар | Современный век | В 2003 году он получил премию Сахитья Академии за свой рассказ « Йели Фол Гааш ». Он также написал кашмирскую драму для Радио Кашмир под названием « Виджи Ваав ». В качестве переводчика он перевел Франца Кафки «Процесс» и Николая Гоголя «Ревизора» на кашмирский язык . В 1974 году он был удостоен премии «Советская земля» Неру за перевод Гоголя. |
Анис Хамадани | Н/Д | Н/Д | Современный век | Он особенно известен своими рассказами - « Ваджуд те Чхай » («Существование и тень»), « Радио Элаана Петха Аз Таам », « Ваджудас Наха Чхаай », « Су Йели Уххан Оас », « Поз Садар». те Ах Кат » и « Бут те Заат ». |
Гульшан Маджид | 1947-настоящее время | Гандербал | Современный век | Он написал литературную критику Вахаба Паррея, Лассы Хана Фиды и Лакхиманджу Бюльбюля под названием «Нагди Шкар» . Он также перевел » Альбера Камю « Падение на кашмирский язык . |
Шахназ Рашид | 1947 – настоящее время | Новпора Калан, Сопоре | Современный век | Свою первую книгу «Доад Хатит Гулданан Манз» («Боль, скрытая в цветочных вазах») он выпустил в 2006 году и получил высокую оценку критиков. |
Абдул Ахад Хаджини | 1948-настоящее время | Хаджин, Бандипора | Современный век | В 2019 году он получил премию Сахитья Академии за сборник рассказов « Ах Яад Ах Каямат ». |
Рафик Рааз | 1950 – настоящее время | Шринагар | Современный век | Он является автором книги «Аруз Кашир Забан» («Просодия кашмирского языка »). |
Шафи Шаук | 1950 – настоящее время | Н/Д | Современный век | Он является автором Кашер Лугаат (Словарь кашмирского языка). Он перевел Льва Толстого на кашмирский язык повесть « Смерть Ивана Ильича ». |
Мохи-уд-Дин Реши | 1951-настоящее время | Шринагар | Современный век | В 2013 году он получил премию Сахитья Академии за сборник рассказов « Айна Ааташ ». |
Насим Шафаи | 1952 – настоящее время | Шринагар | Современный век | Она первая кашмирская женщина, получившая премию Сахитья Академии за свою работу « На Тсай На Акс» («Ни тень, ни отражение») в 2009 году. За эту работу она также получила литературную премию Тагора в 2009 году. |
Башир Асрар | 1953–2021 | Малакнаг, Анантнаг | Современный век | Он является основателем Районной культурной ассоциации Анантнаг. |
Башир Дада | 1953-настоящее время | Анантнаг | Современный век | Он выдающийся театральный актер, сценарист и поэт. Его известные литературные произведения на кашмирском языке включают « Зарум на Дорер » и « Кар Мокли Сафар ». Он также представлял Кашмир на Национальном симпозиуме поэтов 2009 года в Бхубанешваре со своим кашмирским стихотворением под названием « Ят Вари Андар ». |
Вали Мохд Асир Каштавари | 1954-настоящее время | Бервар, Киштвар | Современный век | В 2021 году он получил премию Сахитья Академии за свою литературную критику « Тавазун» . |
Пиарей Хаташ | Н/Д | Анантнаг | Современный век | Он особенно известен своим назмом « Айс Байо Наеб Нишанай Ров », который был показан в документальном фильме Санджая Кака « Джашн-э-Азади: Как мы празднуем свободу» (2007) . Он также перевел множество рассказов с языка догри на кашмирский язык . |
Шад Рамзан | 1956 – настоящее время | кулгам | Современный век | Он получил премию Сахитья Академии за фильм « Коре Каакуд Гоме Пушрит » (2014). |
Аадиль Мохи-уд-дин | Н/Д | Сумбал , Бандипора | Современный век | Он получил премию Сахитья Академии за свою литературную критику под названием « Зол Дит Садрас » (2016). |
Азиз Хаджини | 1957–2021 | Хаджин, Бандипора | Современный век | Он был бывшим секретарем Академии художественной культуры и языков Джамму Кашмира (JAACL). |
Маджрух Рашид | 1958-настоящее время | Арвани, Веджиброр Анантнаг | Современный век | Будучи поэтом, он также критик и переводчик. Он является автором книг « Асри Кашир Шаири » (1995), « Забан Те Адаб » (2007), « Кашири Шаири Хунд Интихаб » (2010) и др. Он также является автором монографий об Асаде Мире и Ласса Хан Фиде. опубликовано Сахитья Академией . В качестве переводчика он перевел Франца Кафки « Суд » на кашмирский язык . |
Муштак Ахмад Муштак | 1961-настоящее время | Будгам | Современный век | В 2018 году он получил премию Сахитья Академии за сборник рассказов « Аах ». |
Фарук Фаяз | Н/Д | Н/Д | Современный век | В 2022 году он получил премию Сахитья Академии за литературную критику « Заэль Даб ». |
Саджад Инкилаби | 1964-настоящее время | Худвани, Кулгам | Современный век | Его дебютным сборником стихов стал « Пушгаунд » («Ведро цветов»). Когда он написал это, ему было всего 14. |
Мадхош Балхами | 1965 – настоящее время | Балхама, Пампор Пулвама | Литература сопротивления | Он особенно известен своим чтением элегий, сочиненных для похорон боевиков в Кашмире . 15 марта 2018 года он потерял свой дом и тридцать лет написания стихов в результате пожара посреди перестрелки между индийской армией и боевиками. |
Гулаб Сайфи | 1966-настоящее время | Киштвар | Пробная литература | Будучи поэтом, он также является критиком. Он особенно известен как тахликкаар (пионер) триют литературного жанра из Джамму и Кашмира и единственный писатель в этом жанре в штате. Его известные произведения в этом жанре включают « Лал Чоук », « Хаар » и т. д. Известная кашмирская песня « Такдир » в исполнении Ишфака Кавы также была написана им. |
Зарифа Ян | 1966 – настоящее время | Пошвари, Сонавари Бандипора | суфизм | Ее поэтический мир так же завораживает, как и ее загадочная внешность. В ее поэтическое сокровище входят несколько тетрадей, заполненных кружочками. Эти круги или коды может прочитать только она. |
Рияз Анзу | Н/Д | Биджбехара , Анантнаг | Современный век | Среди его известных газелей - « Мион Дилл Вадновтхан » и « Ватан Ваалио Ватан Вапас Тарахна ». |
Сунита Райна Пандит | 1967-настоящее время | Анантнаг | Современный век | Среди ее известных работ - « T'chhopi Hindi Aalaw » («Зов тишины»). Среди других ее опубликованных на кашмирском языке книг - Рихидж Яад , Суанзал , Потт Зуни Ватит , Манн Сар Цюнум , Лалли Хинди Маалин Зааюн Лоб и Шури Лие . |
Халима Кадри | 1972 – настоящее время | Чурмуджур, Будгам | суфизм | В 2015 году она самостоятельно опубликовала сборник стихов под названием «Ишк-э-Наби» . |
Аршад Муштак | 1974-настоящее время | Шринагар | Современный век | Он считается выдающимся режиссером театра на кашмирском языке . Среди его известных адаптаций зарубежных пьес и литературных произведений — Су Йи ; по мотивам Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо» и «Аалава» ; по мотивам книги Джона Миллингтона Синджа «Всадники к морю» . Он написал свою первую оригинальную пьесу «Бечус Шахид» («Я свидетель») в память об Аге Шахид Али . |
Нисар Азам | 1977 – настоящее время | Дангивотш, Рафиабад Барамулла | Современный век | Он выпустил свою первую книгу «Патти Леджи Зун Дарас» («Тогда глаза Луны замерзли»), за которую в 2011 году получил свою первую премию Сахитья Академии. Он также перевел множество книг, и его работы получили высокую оценку критиков. |
Нигат Сахиба | 1983 – настоящее время | Анантнаг | Современный век | Она выиграла премию Sahitya Akademi Yuva Puraskar за свой Zard Paniek Daer (2017). |
Shabir Magami | 1984-настоящее время | Я , Будгам | Современный век | Будучи поэтом, он также является переводчиком и критиком. Среди его хорошо известных газелей , исполненных номинантом на премию Грэмми Кайзером Низами, - « Маани сэр Саев Прет Ишаран Манц» , « Мае Чу Файран Чоан» , « Фьюр Лоаг Соача Сипаран» и т. д. |
Софи Гулам Мохд | 1986-настоящее время | Чари Шариф | Современный век | Критик, новеллист, переводчик. Он также является автором книг « Садре Чакис тал» , « Ванде Бават» , « Сари Харф» , « Прагаш» и др. |
Ник-э-Бехуди | Н/Д | Шринагар | Современный век | Как только она посвятила себя написанию стихов, ее стихи отражали уверенность в своих силах, расширение возможностей и борьбу на фоне раздоров в долине. |
Асиф Тарик Бхат | 2000 – настоящее время | Дудерхама, Гандербал | Современный век | Он автор кашмирского романа « Хавабан Хаялан Манз » (2022). |
Использование кашмирского языка началось с работы Маханая-Пракаша. [9] Раджанака Шити Кантха (около 1250 г.), [10] за ним последовал поэт Лаллешвари или Лал Дед (14 век), написавший мистические стихи в стиле ваха , или четырехстрочного двустишия. [11] Другой мистик своего времени, столь же почитаемый в Кашмире и широко известный как Нунд Реши, писал сильные стихи. Позже появилась Хабба Хатун (16 век) со своим стилем. Другие крупные имена - Рупа Бхавани (1621–1721), Парамананда (1791–1864), Арнимал (ум. 1800), Махмуд Гами (1765–1855), Расул Мир (ум. 1870), Макбул Шах Кралавари (1820–1877). . Также суфийские поэты, такие как Шамас Факир , Вахаб Хар , Соч Крал , Самад Мир и Ахад Заргар. Среди современных поэтов — Гулам Ахмад Махджор (1885–1952), Абдул Ахад Азад (1903–1948) и Зинда Каул (1884–1965).
В 1950-е годы ряд хорошо образованных молодых людей обратились к кашмирской письменности, как поэзии, так и прозе, и стремительно обогатили современную кашмирскую письменность. Среди этих писателей — Динанат Надим (1916–1988), Амин Камил (1923–2014), [12] Сарвананд Каол Преми (1924–1990), Рехман Рахи (род. 1925), Гулам Наби Фирак (1927–2016), Али Мохаммед Лоун [13] (1928–1987), Ахтар Мохиуддин (1928–2001), Али Мохаммад Шахбаз , Автар Кришен Рахбар (род. 1933), Саджуд Сайлани , Сом Натх Зутши, Музаффар Аазим . [14] Некоторые авторы более позднего времени - Хари Кишан Каул, Маджрух Рашид, Раттанлал Шант, Хирдхей Каул Бхарти, Омкар Н Коул , Руп Кришен Бхат, Рафик Рааз , Тарик Шехраз, Шафи Шаук, Шоукат Шехри, М.Х. Заффар, ГМ Азад, Анис Хамдани, Баркат Нида. , Шафи Сумбли, Башар Башир, Шеназ Рашид, Шабир Ахмад Шабир, Шабир Магами, Тарик Ахмад Тарик, [15] и Моти Лал Кемму .
Современная кашмирская литература появляется в таких журналах, как « Шираза», издаваемых Академией искусств, культуры и языков Джамму и Кашмира, « Анхар», издаваемых кашмирским факультетом Кашмирского университета, а также в независимых журналах/порталах, таких как «Кашмирские сказки». . [16] « Mountain Ink », Inverse Journal Neab International Kashmiri Magazine [17] опубликовано в Бостоне, Ваахе (опубликовано All India Kashmiri Samaj, Дели) и Koshur Samachar (опубликовано Kashmiri Sahayak Sammiti, Дели).
Древние писатели на санскрите
[ редактировать ]- Лагадха , [18] [19] [20] [21] [22] [23] между 1400 и 1200 годами до нашей эры. Написал Ведангу Джйотишу , самый ранний индийский текст по астрономии.
- Чарака , [24] [25] [26] [27] в. 300 г. до н. э. Один из самых важных авторов Аюрведы .
- Вишну Шарма , ок. 300 г. до н. э. Автор Панчатантры .
- Нагасена , [28] [29] в. 2 век до нашей эры. Один из крупнейших деятелей буддизма , его ответы на вопросы о религии, заданные Менандром I ( пали : Милинда), индо-греческим царем северо-западной Индии (ныне Пакистан ), записаны в «Милинда Панха» .
- Тисата, гр. 500 год нашей эры. Медицинский писатель. [30]
- Джайджата, V век, писатель-медик и, вероятно, самый ранний (известный) комментатор Сушрута Самхиты , позже цитируемый Далханой . [31]
- Калидаса , [32] [33] [34] в. 5 век. Широко известен как величайший поэт и драматург на санскрите .
- Вагбхата , [35] [36] в. 7 век. Считается одним из «троицы» (вместе с Чаракой и Сушрутой ) Аюрведы .
- Бхамаха , [37] [38] [39] [40] в. 7 век
- Равигупта, 700–725. «Равигупта, пожалуй, самый ранний среди буддийских философов Кашмира…» [41]
- Анандавардхана , 820-890 гг.
- Васугупта , 860–925 гг.
- Сомананда , 875–925 гг.
- Ватешвара , [42] [43] б. 880 г., автор «Ватешвара-сиддханты» .
- Рудрата , гр. 9 век
- Джаянта Бхатта , ок. 9 век
- Бхатта Наяка, ок. 9-10 века, Шелдон Поллок считал величайшим автором эстетики досовременного периода.
- Медхатити , ок. 9-10 века, один из самых влиятельных комментаторов Манусмрити .
- Утпаладева , 900-950 гг.
- Абхинавагупта , ок. 950-1020
- Валлабхадева, [44] [45] в. 10 век. Написал, среди других работ, «Рагхупанчика» , самый ранний комментарий к « Рагхувамсе Калидасы » .
- Утпала , [46] [47] [48] [49] в. 10 век. Важный математик.
- Кшемендра , гр. 990-1070
- Кшемараджа , гр. конец 10 века/начало 11 века
- Катхасарицагара , ок. 11 век
- Билхана , гр. 11 век
- Калхана , гр. 12 век
- Джалхана, [50] в. XII век, автор «Мугдхопадеша» (не путать с Джалханой, заказавшим « Суктимуктавали »).
- Сарангадева , ок. 13 век. Музыковед , один из , он написал «Сангита Ратнакара» самых важных текстов, когда дело касается индийской музыки.
Писатели на персидском языке
[ редактировать ]После санскрита и до прихода урду, из-за обожания и покровительственной политики персидской культуры со стороны Великих Моголов , персидский стал также литературным языком региона. Кашмир был очень богат представлен в этой традиции, так как еще до конца XVIII века «тазкира Мухаммеда Аслаха о персидско-писавших поэтах Кашмира, написанная во время правления императора Великих Моголов Мухаммад-шаха (1131-61/1719-48) только перечисляет 303 поэта». [51] ученый из Пакистана Покойный Пир Хассам-уд-Дин Рашиди позже отредактировал, перевел и расширил эту работу, а затем опубликовал ее Академией Икбала .
Самым известным из них был Мухаммад Тахир Гани (ум. 1669), более известный как Гани Кашмири, чьи стихи недавно были впервые в мире переведены на английский язык муфтием Мудасиром Фаруки и Нусратом Базазом как «Пойманная газель» в мире. -известный список Penguin Classics . Гани оказал влияние на многие поколения поэтов, писавших на персидском и урду в Южной Азии, включая Мир Таки Мира, Галиба и, что наиболее важно, Икбала . «Сильная сторона» Гани заключается в создании восхитительных поэтических образов, обычно путем изложения абстрактной идеи в первом полустишии и последующего ее конкретного воплощения в другом. Он также выделяется своими многослойными стихами, в которых используется двойной смысл слов.
Еще одно имя в области персоязычных писателей из Кашмира — шейх Якуб Сарфи Ганаи (1521-1595), суфийский поэт-философ XVI века, получивший международное признание и у которого среди учеников был известный религиовед Ахмад. Сирхинди (точнее, он научил его хадисам ) [52] [53] и персидский поэт Мохсин Фани Кашмири (ум. 1671 или 1672) (сам учитель Гани Кашмири и автор ключевого труда по сравнительному религиоведению « Дабестан-э Мазахеб »).
Среди других известных и влиятельных персидских поэтов Кашмира были Хабибулла Новшехри (1556–1617), Мирза Дираб Биг Джуя (ум. 1707), Гани Кашмири (1630–1669), Мирза Бег Акмаль Камил (1645–1719). ), Мухаммад Аслам Салим (ум. 1718), мулла Мухаммад Тауфик (1765), Мухаммед Азам Дидамари (ум. 1765), мулла Мухаммад Хамид (1848) или Бирбал Качру Вараста (ум. 1865), среди множества других. Конечно, кашмирские пандиты тоже сыграли свою роль в этой школе, и одним из исключительных случаев был Пандит Таба Рам Турки (1776–1847), который был знаменитостью даже в Центральной Азии.
Писатели на урду
[ редактировать ]являются малочисленным сообществом, Несмотря на то, что кашмирские пандиты их вклад в литературу урду слишком широко представлен. Одним из важных ранних примеров является Дайя Шанкар Каул Насим (1811–1845), известный поэт урду XIX века, и сотни других последовали его пути. [54]
Некоторые выдающиеся литературные деятели урду кашмирского происхождения (как из Долины, так и из диаспоры) включают (в хронологическом порядке):
- Мир Тафаззул Хуссейн Хан Кашмири (1727-1800), родом из Кашмира , [55] [56] [57] родился в Сиалкоте [58] куда переехали его родители, а сам он обосновался в Лакхнау , где он служил премьер-министром (или диваном ) при навабе Ауда Асаф-уд-Даула, благодаря его эрудиции. Его называли «хан-э-аллама» (Ученый хан). [59] благодаря своим глубоким познаниям во многих предметах, но сегодня он наиболее известен тем, что перевел сэра Исаака Ньютона «Philosophiæ Naturalis Principia Mathematica» с латыни на арабский язык . [60]
- Муфтий Садруддин Хан «Азурда», [61] 1789–1868, помимо того, что он был муфтием Дели великим , он также был личным другом Галиба (чья собственная мать была из Кашмира). [62] и сам известный поэт на урду, а также на арабском и персидском языках. Он также написал тазкиру (биографический сборник поэтов).
- Момин Хан Момин , считался одним из трех столпов делийской школы поэзии урду (1801–1852), наряду с Галибом и Зауком . [63] Другие области, в которых он был компетентен, включали математику , геомантию , астрологию , шахматы и музыку . [64] [65] [66]
- Дайя Шанкар Каул Насим , 1811–1845 гг.
- Ратан Натх Дхар Саршар , 1846–1903 гг.
- Мухаммад Икбал , 1877–1938 гг.
- Ага Хашар Кашмири , 1879–1935 (названный «Шекспиром урду» за его работы в качестве драматурга)
- Бридж Нараян Чакбаст , 1882–1926 гг.
- Азиз Лукнави, 1882–1935 гг.
- Халифа Абдул Хаким , 1896—1959 (философ, удостоенный чести написать единственную книгу по метафизике персидского поэта-мистика Джалалуддина Руми ) [67]
- Патрас Бохари , 1898–1958 гг.
- Гулам Мустафа Табассум , 1899–1978 гг.
- Мухаммад Дин Тасир, 1902–1950 (писатель рассказов, литературный критик и ученый, изучающий Икбал. Отец убитого пакистанского губернатора Пенджаба Салмана Тасира и первый человек с субконтинента, получивший докторскую степень по английской литературе в Кембриджском университете ) [68]
- Шейх Абдулла , 1905–1982 гг.
- Мираджи , 1912–1949 гг.
- Саадат Хасан Манто , 1912–1955 гг.
- Ага Шориш Кашмири , 1917–1975 гг.
- Сайед Акбар Джайпури (Муджахид-э-урду) , 1923–1998 гг.
- Разия Батт , 1924–2012 гг.
- Анвар Шемза , 1928–1985 гг.
- Хаким Манзур , 1937–2006 гг.
- Обайдулла Алим , 1939–2008 гг.
- Мухаммед Амин Андраби , 1940–2001, учёный, принадлежавший к традиционалистской школе метафизики , вдохновлённый такими авторами, как Ибн Араби , Мухаммад Икбал , Фритьоф Шуон , Сейед Хоссейн Наср и Генри Корбин . [69]
- Аллама Мустафа Хусейн Ансари , 1945–2006 гг.
- Абид Хасан Минто
- Мухаммад Асим Батт , писатель, переводчик и критик.
- Мухаммад Юнис Батт , автор самого популярного политического сатирического шоу в Пакистане « Хум Суб Умид Се Хайн».
- Рашид Амджад
- Шахид Надим
Писатели на хинди
[ редактировать ]Писатели на английском языке
[ редактировать ]- ИК Таймни
- М. П. Пандит , плодовитый писатель, автор около 150 книг и столько же статей, излагающих на английском языке мысль Шри Ауробиндо .
- Чираг Али , исламский ученый-реформатор
- Тауфик Рафат , прозванный « Эзрой Паундом Пакистана» [70] как за его новаторские произведения, так и за его положение как одного из, если не величайших, англоязычных поэтов Пакистана .
- Джавахарлал Неру
- Виджая Лакшми Пандит
- Кришна Хатхисинг
- Гопи Кришна
- Subhash Kak
- Наянтара Сахгал
- МДж Акбар
- Хари Кунзру
- Кайлаш Нат Каул
- Салман Рушди
- Ага Шахид Али
- Мирза Вахид
- Ниташа Каул
- Башарат Пер
- Адиба Риаз
См. также
[ редактировать ]- Список кашмирских поэтов
- Список тем о земле и людях Джамму и Кашмира
- Кашмирский шиваизм – философия дает Кашмиру свою душу, Бог универсален, во всех одинаково.
- Кашмирият – социокультурный этос религиозной гармонии и кашмирского сознания.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Новое лицо современной поэзии. Знакомьтесь, Асиф Тарик Бхат» . Кашмирский анализатор . 15 февраля 2021 г. Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Кашмир, Восход. «Продвижение родного языка с помощью поэзии || Rising Kashmir» . Пропаганда родного языка с помощью поэзии || Восходящий Кашмир . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ «Как поэзия помогла принести в Дели кусочек Кашмира» . Проволока . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Администратор, Индийское бюро дневников образования (17 ноября 2020 г.). «Литературное мероприятие Мушира провел в Бандипоре» . Индия Образование,Новости образования Индия,Новости образования | Дневник образования Индии . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Саффудин, Али (5 июня 2018 г.). «Из любви к языку: поэты Кашмира на урду нового века — Часть I | Свободная пресса Кашмир» . freepresskashmir.news . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Гулам, Аадил Бхат (20 января 2022 г.). НОЧИ В ОДИНОЧЕСТВЕ: Сцена неповторимых мыслей . Идея прессы. ISBN 979-8-88569-508-4 .
- ^ Бхат, Аадил Гулам (2 мая 2023 г.). Поэтическое чудо . Идея прессы.
- ^ Райна, Трилокинатх (2002). История кашмирской литературы . Нью-Дели: Сахитья Академи. ISBN 9788126013661 .
- ^ Шити Канта (1918). Пандит Мукунда Рама Шастри (ред.). Маханая-пракаша Раджанаки Шити Канты . Исследовательский департамент штата Джамму и Кашмир.
- ^ Сисир Кумар Дас (2006). История индийской литературы, 500–1399 гг. н. э.: от куртуазной к популярной . Сахитья Академия. п. 193. ИСБН 9788126021710 .
Ученые считают «Маханаякапракаш» («Свет верховного господина») Шитикантхи (ок. 1250 г.) самым ранним произведением на кашмирском языке.
- ^ Лал Дед . Я, Лалла: Стихи Лал Деда . Перевод Ранджита Хоскота . Пингвин 2011.
- ^ «Амин Камил — кашмирская литература, кашмирская поэзия» . Камил.neabinternational.org . Проверено 03 марта 2013 г.
- ^ Али Мохаммед Лоун, бесстрашный драматург. «Али Мохаммед Лоун, Большой Кашмир» . Большой Кашмир . Проверено 18 января 2021 г.
- ^ «Кашмирский язык» .
- ^ «Добро пожаловать на домашнюю страницу LALDED» . Lalded.8k.com . Проверено 03 марта 2013 г.
- ^ «Как молодые поэты из Кашмира создают параллельное общество поэтов с помощью онлайн-мушаир» . Печать .
- ^ «Кашмирский язык и литература - Кашмирский журнал кашмирской поэзии, кашмирской художественной литературы» . www.neabinternational.org . Проверено 18 января 2021 г.
- ^ Дебипрасад Чаттопадхьяя , История науки и техники в Древней Индии , Firma KL Mukhopadhyaya (1986), стр. 486-494.
- ^ Сатья Пракаш, Основатели наук в Древней Индии (часть II), Виджай Кумар (1989), стр.471
- ^ Б.С. Ядав и Ман Мохан, Древние индийские скачки в математику , Birkhäuser (2011), стр. 78
- ^ М.И. Михайлов и Н.С. Михайлов, Ключ к Ведам , Минск-Вильнюс (2005), с. 105
- ^ Сурес Чандра Банерджи, Спутник санскритской литературы , Мотилал Банарсидасс (1989), стр. 59
- ^ Хелейн Селин , Энциклопедия истории науки, технологий и медицины в незападных культурах , Kluwer Academic Publishers (1997), стр. 977
- ^ Мартин Леви, Ранняя арабская фармакология: введение, основанное на древних и средневековых источниках , Архив Брилла (1973), стр. 10
- ^ PNK Bamzai , Культура и политическая история Кашмира - Том 1, MD Publications (1994), стр.268
- ^ С.К. Сопори, Взгляды на Кашмир , Издательская корпорация APH (2004), стр. 2004. 62
- ^ Кришан Лал Калла, Литературное наследие Кашмира , Mittal Publications (1985), стр.65
- ^ Гуан Син, Концепция Будды , RoutledgeCurzon (2005), с. 26
- ^ Филлис Дж. Джестис, Святые люди мира: Межкультурная энциклопедия , ABC-CLIO Ltd (2004), стр. 621
- ^ Энциклопедия индийской медицины: историческая перспектива , Popular Prakashan (1985), с. 100
- ^ Рамачандра С.К. Рао, Энциклопедия индийской медицины: том 1, Popular Prakashan (2005), стр. 63
- ^ Рам Гопал, Калидаса: его искусство и культура , Concept Publishing Company (1984), стр.3
- ^ PNK Бамзай, Культура и политическая история Кашмира - Том 1, MD Publications (1994), стр.261-262
- ^ М.К. Кау, Кашмир и его люди: исследования эволюции кашмирского общества , APH Publishing Corporation (2004), стр.388
- ^ Клаус Фогель , Вагбхата Аштангахридайасамхита. Первые пять глав тибетской версии , Франц Штайнер (1965), стр.13
- ^ Анна Акасой и компания, Ислам и Тибет: взаимодействие по мускусным маршрутам , Ashgate Publishing Limited (2011), стр.76
- ^ Ричард Пишель , Грамматика языков пракрита , Мотилал Банарсидасс (1999), стр. 43
- ^ Сатья Ранджан Банерджи, Восточная школа пракритских грамматистов: лингвистическое исследование , Видьясагар Пустак Мандир (1977), стр. 31
- ^ Камалесвар Бхаттачарья, Индия и за ее пределами , Routledge (2009), стр. 2
- ^ Джон Э. Корт, Открытые границы: джайнские сообщества и культуры в истории Индии , State University of New York Press (1998), стр.57
- ^ Колар Сеша Айер Нагараджан, Вклад Кашмира в санскритскую литературу , В.Б. Суббия (1970), стр. 426
- ^ Р. Н. Рай, Каранасара Ватешвары , Индийская национальная академия наук (1970), том. 6, н. я, с. 34. Архивировано 9 июня 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Ватешвара, Ватешвара-сиддханта и Гола Ватешвары: английский перевод и комментарии , Национальная комиссия по составлению истории наук в Индии (1985), стр. xxvii
- ^ PNK Бамзай, Культура и политическая история Кашмира - Том 1, MD Publications (1994), стр.269
- ^ Шелдон Поллок , Литературные культуры в истории: реконструкции из Южной Азии , University of California Press (2003), стр. 112
- ^ Бина Чаттерджи (введение), Кхандакадьяка Брахмагупты , Мотилал Банарсидасс (1970), стр. 13
- ^ Лалланджи Гопал, История сельского хозяйства в Индии, до 1200 г. н.э. , Concept Publishing Company (2008), стр. 603
- ^ Косла Вепа, Астрономическое датирование событий и избранные эпизоды из истории Индии , Фонд индийских исследований (2008), стр. 372
- ^ Двиджендра Нараян Джа (под редакцией), Феодальный порядок: государство, общество и идеология в раннесредневековой Индии , Manohar Publishers & Distributors (2000), стр. 276
- ^ PNK Бамзай, Культура и политическая история Кашмира - Том 1, MD Publications (1994), стр.269
- ^ Коллектив, Кембриджская история Ирана , Том 6, стр. 980
- ^ Анна Зелкина, В поисках Бога и свободы: суфийский ответ на продвижение России на Северном Кавказе , C. Hurst & Co. Publishers (200), стр. 88
- ^ Иршад Алам, Практика веры и благочестие: отрывок из Мактубата , Суфийская мирная миссия (2006), стр. 20
- ^ Шри Рам Бакши, Кашмир: Долина и ее культура , Сарун и сын (1997), стр. 165
- ^ Хамид Афак Куреши, Моголы, англичане и правители Авада, с 1722 по 1856 год нашей эры , New Royal Book Co (2003), стр.79
- ^ Амареш Мисра, Лакхнау, огонь благодати: история его революции, возрождения и последствий , HarperCollins Publishers India (1998), стр. 57
- ^ Пурненду Басу, Ауд и Ост-Индская компания, 1785-1801 , Maxwell Company (1943), стр. 22
- ^ Саймон Шаффер , Мир через посредников: посредники и глобальный интеллект, 1770-1820 , Публикации по истории науки (2009), стр. 53
- ^ Сурендра Мохан, Авад при навабах: политика, культура и общественные отношения, 1722-1856 , Manohar Publishers & Distributors (1997), стр.80
- ^ Под редакцией Бернарда Лайтмана, «Обращение знаний между Великобританией, Индией и Китаем» , BRILL (2013), стр.67.
- ^ Абида Самиуддин, Энциклопедический словарь литературы урду , Издательство Global Vision (2008), стр. 94
- ^ Мирза Асадулла Хан Галиб, персидская поэзия Мирзы Галиба , Pen Productions (2000), стр. 7
- ^ KC Канда, Шедевры урду-газели с 17 по 20 век , Стерлинг (1992), стр. 182
- ^ KC Канда, Шедевры урду-газели с 17 по 20 век , Стерлинг (1992), стр. 182
- ^ Али Джавад Заиди, История литературы урду , Sahitya Akademi (1993), стр. 181
- ^ DJ Мэтьюз, Литература на урду , Книги Южной Азии (1985), стр. 86
- ^ Веб-сайт доктора Халифы Абдула Хакима, поддерживаемый родственником и содержащий множество библиографических ресурсов.
- ^ Связь Пенджаба с Кашмиром
- ^ Ученый-интеллектуал
- ^ «Тауфик Рафат — Эзра Паунд Пакистана» . Нация . 09.11.2009 . Проверено 18 апреля 2014 г.