Сомананда
Сомананда (875–925 гг. Н. Э.) [1] был одним из учителей кашмирского шиваизма , в линии Траямбаки , автором первого философского трактата этой школы «Шивадришти» . [2] Современник Бхатты Каллаты , [3] эти двое сформировали первую волну кашмирских шиваитов, которые строго и логично предложили концепции недвойственного шиваизма. Сомананда жил в Кашмире , скорее всего, в Шринагаре . [3] где большинство поздних философов школы жили как домовладельцы.
Родословная
[ редактировать ]
Существует множество мифов о происхождении Сомананды . Он утверждал, что является потомком мудреца Дурвасы . Дурваса получил от Шивы духовную миссию по сохранению традиции и секретов агамного шиваизма . Говорят, что Дурваса создал своего сына Трямбаку прямо из разума (аналогично созданию Афины непосредственно из разума ее отца, Зевса , в греческой мифологии ). В свою очередь, Трямбака тоже создал сына прямо из своего разума. Так продолжалось 15 поколений, закончившихся отцом Сангамадитьи , который взял женщину в жены. было еще три поколения Затем до Сомананды . [4] [5] Итак, Сомананда заявляет о божественном духовном происхождении и посвящении.
Сомананда также был учеником Васугупты , другого важного шиваитского мастера. Васугупта был автором Шива-сутры , одного из фундаментальных текстов недвойственного шиваизма. Бхатта Каллата автор «Спанды Карики» , был современником Сомананды , а также учеником Васугупты. , [6] [7] Таким образом, из Васугупты вышли два ученика, Сомананда и Бхатта Каллата , каждый из которых предложил школу монистического шиваизма , Пратьябхиджну соответственно и Спанду . [8] [9]
Разница между текстами, которые мы оставили от этих конкурирующих учеников, заключается главным образом в их объеме, а не в сути. В то время как Сомананды «Шивадришти» имеет философский уклон, «Спанда Карика» Бхатты Каллаты более практична и короче по длине. [10]
Сомананды Главным учеником был Утпаладева . [11] Утпаладева написал ряд текстов, чтобы продолжить и развить работу своего учителя, в том числе «Ишварапратьябхиджнякарика», комментарием к которой является «Ишварапратьябхиджнявимаршини» Абхинавагупты. Утпаладева также прокомментировал работу своего учителя Шивадришти . [12] Вслед за Утпаладевой пришел Лакшманагупта , а затем Абхинавагупта , который был воплощением кашмирского шиваизма . [13] [14] Абхинавагупта взял учения всех школ шиваизма и, как говорили, сам достиг духовного освобождения, после чего взял на себя огромную задачу по объединению всех этих школ в одну последовательную систему. Главный труд Абхинавагупты — «Тантралока» . [14]
Философия
[ редактировать ]На основании его сочинений предполагается, что Сомананда достиг высшей духовной реализации. С такой позиции глубокого понимания и проницательности он составлял свои тексты, опираясь на логику. Он уделял пристальное внимание деталям и обладал огромной способностью ясно выражать даже самые трудные моменты. [15] Обсуждая противоположные взгляды, он старается понять, в чем именно они заключаются, и представить их в своем произведении, а затем опровергнуть с помощью тонкой логики. [16]
Сомананда был домохозяином, и его система должна применяться людьми в повседневной жизни. Он отвергал практику, которая требовала отшельничества и оставления общества позади. [17]
Сомананду в основном помнят как первого последователя школы Пратьябхиджны . [18] Теоретические аспекты Пратьябхиджны он определил в своем главном труде «Шивадришти» . Его сын, Утпаладева, усовершенствовал и развил ее, оставив задачу доведения ее до завершения и интеграции с другими школами кашмирского шиваизма великому мастеру Абхинавагупте . [19]
Его философия одновременно идеалистически - монистична и теистична . [16] По сути, он утверждает, что Всё есть Шива . [20] [21] является «всем», Помимо того, что Шива он также является чит-анандой – сознанием и блаженством . Он обладает абсолютно свободной волей, Сватантрией , с помощью которой он творит проявление без использования каких-либо внешних инструментов или материалов. Он проявляется через свои силы знания и действия . [22]
Идея Сватантрии занимает центральное место в философии Сомананды . Свободная воля Шивы проявляется как энергия, называемая Шакти , которая исходит от самого Шивы и является тем веществом, из которого создан мир, поэтому, будучи онтологически предшествующим миру, она находится вне всяких препятствий. [23] Когда Шакти начинает процесс проявления, она подразделяется на ряд онтологических категорий или субстанций, называемых таттвами, числом 36 . Таким образом, мир считается реальным (а не иллюзорным, как в других монистических идеалистических духовных школах).
Письменные работы Сомананды содержат больше, чем просто построение философской системы. Он также содержит отчет о конкурирующих философских школах и серию опровержений, основанных на логике. Например, Сомананда не согласен с грубым реализмом системы ньяя-вайшешики , тонким реализмом и идеализмом веданты или виджнянавады буддизма санкхьи . [21] По его мнению, Вселенная — это видимость, но не Майи (иллюзии), а свободной воли Шивы . В действительности вселенная — это сам Шива . [21] Вместо постулирования принципа безначальной авидьи невежества , такого как Адвайта Веданта по свободной воле Шивы , Сватантрии , он указывает, что невежество появляется . Невежество — это не онтологическая реальность, а эпистемологический феномен. [16] [24]
Работает
[ редактировать ]Сомананда был автором первого философского трактата по монистическому шиваизму » «Шивадристи , [3] [5] произведение в семи главах. Он начинается с описания вечной природы Шивы. [25] и сотворение Вселенной. Автор излагает свою теорию недифференциации, единства субъекта и объекта, поскольку все имеет природу сознания, cid-rupa . [26] Большая часть книги посвящена изложению, анализу и критике теории Виварты грамматиков, шактистского подхода к высшей реальности, тонких различий виджнянавадина в отношении принципа монизма, Адвайта-веданты концепции невежества и фундаментальные принципы всех других крупных духовных школ того времени. [15] В конце Сомананда описывает историю кашмирского шиваизма и своей семьи. [25] Другие тексты Сомананды включают комментарии к его собственным Шивадришти и Паратримшика Виваране . [27]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Крама-тантризм Кашмира, Навиджан Растоги, стр. 104.
- ^ История кашмирского шиваизма, Б. Н. Пандит, стр. 27.
- ^ Jump up to: а б с История кашмирского шиваизма - Б.Н. Пандит, с. 27
- ^ Философия шиваизма 2 - С. Капур, с. 431
- ^ Jump up to: а б Зеркало Самопревосходства или Сватантрья-Дарпана - Б.Н. Пандит, с. 18
- ^ Философия Пратьябхиджны - Г.В. Тагаре, с. 123
- ^ История кашмирского шиваизма - Б. Н. Пандит, с. 29
- ^ Крама-тантризм Кашмира - Н. Растоги, с. 129
- ^ Философия шиваизма 2 - С. Капур, с. 415
- ^ Триадное Сердце Шивы - П.Е. Мюллер Ортега, с. 44
- ↑ Согласно Абхинавагупте, Утпаладева был сыном Сомананды. Однако Утпаладева называет себя сыном Удаякары. См. Ганеша Васудео Тагаре, «Философия пратьябхиджни» , с. 11.
- ^ Вездесущий Шива: Шивадришти Сомананды и его тантрические собеседники, Немец, Джон
- ^ Крама-тантризм Кашмира - Н. Растоги, с. 137
- ^ Jump up to: а б Философия Пратьябхиджны - Г.В. Тагаре, с.
- ^ Jump up to: а б История кашмирского шиваизма - Б.Н. Пандит, с. 30
- ^ Jump up to: а б с История кашмирского шиваизма - Б.Н. Пандит, с. 31
- ^ Философия Пратьябхиджны - Г.В. Тагаре, с. 126
- ^ Крама-тантризм Кашмира - Н. Растоги, с. 3
- ^ История кашмирского шиваизма - Б. Н. Пандит, с. 41
- ^ Философия Пратьябхиджны - Г.В. Тагаре, с. 10
- ^ Jump up to: а б с История кашмирского шиваизма - Б.Н. Пандит, с. 34
- ^ Философия Пратьябхиджны - Г.В. Тагаре, с. 11
- ^ Культ божественной силы - Дж. Синха, с. 31
- ^ История кашмирского шиваизма - Б. Н. Пандит, с. 33
- ^ Jump up to: а б История кашмирского шиваизма - Б.Н. Пандит, с. 26
- ^ Философия Пратьябхиджны - Г.В. Тагаре, с. 8
- ^ Философия Пратьябхиджны - Г.В. Тагаре, с. 12
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Библиография работ Сомананды, № 466. Архивировано 13 ноября 2021 года в Wayback Machine , Карл Поттер, Вашингтонский университет.