Св. Церковь Святой Марии, Гданьск
Церковь Святой Марии | |
---|---|
Базилика Святой Марии (на польском языке) | |
![]() | |
Религия | |
Принадлежность | Католик |
Округ | Главный город |
Провинция | Гданьская архиепископия |
Расположение | |
Расположение | Гданьск , Польша |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Генрих Оддин, Ганс Брандт, Генрих Гетцль, Тилман Гамерски (Королевская часовня) |
Стиль | Кирпичная готика |
Завершенный | 1502 |
Шпиль (и) | 1 колокольня, 5 шпилей поменьше. |
Назначен | 1994-09-08 |
Часть | Гданьск – город среди укреплений 17 века. |
Справочный номер. | МП 1994 № 50 поз. 415 [ 1 ] |

Церковь Святой Марии (польский: Bazylika Mariacka , немецкий: St. Marienkirche ), или формально Базилика Успения Пресвятой Девы Марии , — это кирпичная готическая католическая церковь, расположенная в центре Гданьска , Польша . При объеме от 185 000 м 3 и 190 000 м 3 в настоящее время это одна из двух или трех крупнейших кирпичных церквей в мире. Только базилика Сан-Петронио в Болонье площадью 258 000 м². 3 больше, Мюнхенская Фрауэнкирхе и Ульмский собор также составляют от 185 000 до 190 000 м². 3 .
Между 1536 и 1572 годами церковь Святой Марии использовалась одновременно для католических и лютеранских служб. [ 2 ] С 16 века до 1945 года. [ 3 ] это была вторая по величине лютеранская церковь в мире.
Его длина 105,5 метров (346 футов), ширина нефа — 66 метров (217 футов). Внутри церковь вмещает 25 000 человек. Это церковь с нефами и трансептом . Это собор вместе Гданьской архиепархии с Оливским собором .
История
[ редактировать ]По преданию, еще в 1243 году на этом месте существовала деревянная Успенская церковь , построенная князем Светопельком II . [ 4 ]

Закладной камень новой кирпичной церкви был заложен 25 марта 1343 года, в праздник Благовещения . [ 4 ] Сначала была построена шестипролетная эркерная базилика с невысокой башенкой, возведенная с 1343 по 1360 год. От этого здания сохранились части колонн и нижние ярусы башенки.
В 1379 году гданьский архитектор Генрих Унгерадин и его команда начали строительство нынешней церкви. Их здание имеет некоторые отличия от церкви Святой Марии в Любеке , которую иногда называют матерью всех кирпичных готических церквей, посвященных Святой Марии в ганзейских городах Прибалтики, и имеет некоторые общие детали с готическими кирпичными церквями во Фландрии и Нидерландах. . К 1447 году восточная часть церкви была закончена, а в 1452–1466 годах башня была надстроена на два этажа.
С 1485 года работы продолжил Ганс Брандт, руководивший возведением ядра главного нефа . После 1496 года сооружение было окончательно завершено под руководством Генриха Гетцля, который руководил строительством свода.
В ходе Реформации большинство жителей Гданьска приняли лютеранство , в том числе прихожане церкви Святой Марии. [ 5 ] После короткой волны бурных религиозных распрей в 1525 и 1526 годах, в ходе которой был свергнут предыдущий городской совет, новые власти выступили за плавный переход к лютеранской религиозной практике. [ 5 ] В 1529 году в церкви Святой Марии была произнесена первая лютеранская проповедь. С 1536 года - в сотрудничестве с Влоцлавека католическими чиновниками - в церкви Святой Марии постоянно работал лютеранский священнослужитель, и как лютеранские службы , так и католические мессы. проводились [ 2 ] [ 5 ] Затем лютеранская община начала регистрировать личные данные, и самый старый из сохранившихся реестров — это реестр захоронений, датируемый 1537 годом.

В июле 1557 года польский король Сигизмунд II Август предоставил Гданьску религиозную привилегию праздновать причастие хлебом и вином. После этого городской совет прекратил католические мессы во всех церквях Гданьска, кроме церкви Святой Марии. [ 2 ] где католические мессы продолжались до 1572 года. [ 2 ] В рамках плавного перехода лютеранские пасторы и службы сначала также продолжали католические традиции, в том числе использовали драгоценные литургические одежды, такие как ризы . [ 5 ] Однако католические традиции постепенно в церкви Святой Марии были оставлены. [ 5 ] Лютеранская община Гданьска, как и другие общины Северной Европы, [ 6 ] хранились старые богослужебные одежды, часть из которых сохранилась. [ 5 ] [ 7 ]
Описи церкви Святой Марии отражают использование аксессуаров в католическом стиле в ранних лютеранских службах Гданьска. В описи 1552 года еще упоминается большой запас одежды и вышивок. [ 5 ] Прихожане церкви Святой Марии образовали лютеранскую общину, которая — как часть лютеранской церковной системы — приняла церковный порядок . В 1612 году последовал более сложный церковный порядок (конституция) — Alte kirchenordnung . Первым старшим пастором ( Эрстер Пфаррер, пастор примариус ) лютеранской государственной церкви Гданьска был Иоганнес Киттелиус , пастор церкви Святой Марии между 1566 и 1590 годами. [ 2 ] Официально церковь называлась Верховной приходской церковью Святой Марии (Oberpfarrkirche St. Marien), что указывает на ее видное положение в городе.
Из-за восстания против Батори в 1577 году польский король Стефан Баторий осадил Гданьск (1577) . Защита своей политической позиции вынудила город нанять наемников , стоимость которых была настолько высока, что городской совет конфисковал золото и серебро у жителей, а также из казны города и его лютеранской государственной церкви. [ 8 ] Большая часть золотой и серебряной утвари церкви Святой Марии была переплавлена и отчеканена для выплаты наемникам. [ 8 ] В описи 1552 года еще зафиксировано не менее 78 серебряных позолоченных чаш , 43 алтарных распятия, 24 больших серебряных фигурки святых и тому подобное. [ 8 ] После 1577 года большая часть его исчезла. [ 8 ] Восстание в Гданьске закончилось в декабре 1577 года компромиссом, вынудившим город выплатить королю сумму в 200 000 флоринов . Но польский монарх также признал религиозную свободу Гданьска и лютеранскую веру. [ 9 ] В качестве компромисса юрисдикция над лютеранами Гданьска в отношении брачных и сексуальных вопросов осталась за католическими чиновниками Влоцлавека. [ 2 ]
В 1594 году трибунал польского королевского двора попытался восстановить католические службы в церкви Святой Марии, но городской совет отклонил этот подход. [ 2 ] Но в качестве компромисса, поскольку католические короли Польши были номинальными главами города после Второго Торновского мира (1466 г.) , Совет санкционировал строительство в стиле барокко католической королевской часовни . [ 2 ] Он был построен Тильманом ван Гамереном (Гамерски) и завершен в 1681 году недалеко от церкви Святой Марии для католической службы короля во время его визита в Гданьск. С пастором церкви Святой Марии Константином Шютцем (1646–1712) умеренное пиетистское богословие заменило ранее доминирующую лютеранскую ортодоксальность . [ 2 ]


В ходе разделов Польши город потерял свою автономию в 1793 году, вернув ее на короткий период (1807–1814 годы) в качестве государства-клиента Наполеона, прежде чем он стал частью Прусского королевства в 1815 году. Прусское правительство интегрировало Санкт-Петербург. Марии и всю лютеранскую государственную церковь в общепрусское лютеранское церковное управление. [ 2 ] В 1816 году была создана Гданьская консистория , взявшая на себя задачи и часть членов Гданьского духовного министерства . [ 2 ] Тогдашний старший пастор Гданьска и главный пастор церкви Святой Марии (1801–1827) Карл Фридрих Теодор Бертлинг стал членом консисториального совета в церковном органе. [ 10 ] В 1817 году правительство навязало союз реформатских и лютеранских общин на территории всего королевства. Первоначально намереваясь убедить все эти общины принять единую протестантскую конфессию, подавляющее лютеранское большинство настаивало на сохранении Аугсбургского исповедания , таким образом, церковь Святой Марии оставалась лютеранской церковью и конгрегацией, но присоединилась к новому зонтику Евангелической церкви в Пруссии в 1821 году. региональный протестантский церковный орган с единым управлением, но без общей конфессии, включающий в основном лютеран, но также некоторые реформатские и объединенные протестанты собрания.
В 1820 году, во время пастырства Бертлинга, были открыты давно забытые сундуки и шкафы в ризнице и заново открыты первые средневековые одежды и литургические украшения. [ 5 ] В 1830-х годах были найдены новые исторические предметы одежды. [ 5 ] В то время прихожане не осознавали богатства и редкости этих находок. [ 11 ] Поэтому, когда капеллан Франц Иоганн Йозеф Бок, историк искусства и куратор тогдашнего Кёльнского архиепископского музея , рассмотрел находки, он приобрел у прихожан ряд лучших экспонатов. [ 11 ] Бок показал их на выставке в 1853 году. [ 11 ] После его смерти некоторые гданьские произведения из его личной коллекции были проданы лондонскому Музею Виктории и Альберта . [ 11 ] Эти, а также более поздние продажи частным коллекционерам включали ткани и облачения из тканей древней Месопотамии и древнего Египта , полученные во время крестовых походов ; а также изделия эпохи Возрождения из Венеции , Флоренции и Лукки (всего более 1000 наименований). [ 12 ]
В 1861–1864 годах секстон по имени Хинц систематически обыскивал сундуки, шкафы и другие хранилища в покоях и комнатах, а также в башне, и нашел еще много исторических литургических одежд. [ 5 ] В 1870-х и 1880-х годах прихожане продали более 200 неполных произведений, а также неповрежденные алтарные ткани и вышивки Берлинскому музею декоративного искусства . [ 11 ] Остальные предметы коллекции одежды, так называемое Danziger Paramentenschatz (Сокровище Гданьских Параментов ), [ 13 ] в основном происходят из 150 лет между 1350 и 1500 годами. [ 14 ]
Конгрегация также продавала другие артефакты, такие как крылатый триптих Яна ван Вейвера , приобретенный эрцгерцогом Максимилианом , ныне хранящийся в церкви Тевтонского ордена в Вене , и скульптуру Мадонны с Младенцем работы Михаила Аугсбургского из главного алтаря. , продана графу Альфонсу Сераковскому, сейчас находится в часовне в Ваплево-Вельке . [ 4 ] Кроме того, прусские власти переплавили золотые и серебряные реликварии для повторного использования.
До Второй мировой войны интерьер и экстерьер церкви хорошо сохранялись. Между 1920 и 1940 годами церковь Святой Марии стала главной церковью протестантской региональной синодальной федерации вольного города Данциг . В это время пресвитерия (правление общины) осознала ценность своей коллекции параментов и предложила ее каталогизировать. [ 11 ] Во время ремонта в 1920-х годах были найдены исторические предметы одежды и алтарные пелены. [ 5 ] С 1930 по 1933 год Вальтер Манновский, тогдашний директор Городского музея (ныне расположенного в Национальном музее в Гданьске ), представил подробную четырехтомную опись Параментеншаца . [ 15 ] Затем его представили в часовне Святой Варвары церкви Святой Марии. [ 11 ] В 1936 году Параментеншац был перенесен в недавно оборудованное помещение Городского музея с контролируемым климатом, поскольку в часовне Варвары было слишком сыро. [ 11 ] Параментеншац остался собственностью общины и был предоставлен во временное пользование городскому музею ( Stadtmuseum ).
Начиная с третьего военного 1942 года, основные объекты культурного наследия Гданьска были демонтированы и демонтированы по согласованию с хранителем культурного наследия ( Консерватором ). Пресвитерия церкви Святой Марии согласилась вывезти такие предметы, как архивные файлы и произведения искусства, такие как алтари, картины, эпитафии, передвижную мебель, за пределы города. Тем временем в церквях в Гданьске, как и в других местах Германии, а также на оккупированных немцами территориях, церковные колокола были реквизированы как цветной металл для военного производства. [ 16 ] Колокола классифицировались по исторической и/или художественной ценности, а те, которые были отнесены к наименее ценным и отлиты после 1860 года, и особенно те, которые были реквизированы на оккупированных территориях, переплавлялись первыми. [ 16 ]
Церковь сильно пострадала в конце Второй мировой войны, во время штурма Гданьска Красной Армией в марте 1945 года. Деревянная крыша полностью сгорела, и большая часть потолка обрушилась. Обрушились четырнадцать больших сводов. Окна были разрушены. Местами жара была настолько сильной, что некоторые кирпичи расплавились, особенно в верхних частях башни, выполнявшей роль гигантского дымохода. [ 4 ] Все оставшиеся колокола рухнули, когда их колокольные клетки рухнули в огне. Пол церкви, на котором лежали бесценные надгробные плиты, был разорван на части, предположительно советскими солдатами, пытавшимися ограбить похороненные под ним трупы. [ нужна ссылка ]
К концу Второй мировой войны многие немецкие прихожане церкви Святой Марии бежали на запад, а на запад было эвакуировано и драгоценное сокровище. В марте 1945 года Польша начала изгонять оставшихся в городе этнических немцев еще до того, как изменения границ, обнародованные на Потсдамской конференции, передали город Польше. [ нужна ссылка ] Большинство выживших прихожан церкви Святой Марии оказались в британской оккупационной зоне на севере Германии. Любек стал центром ссыльных немцев. Все имущество лютеранской общины Святой Марии в Гданьске было экспроприировано, а кладбище разграблено. Однако два непереплавленных колокола церкви Святой Марии, датированные 1632 и 1719 годами, позже были найдены на так называемом колокольном кладбище Гамбурга (Glockenfriedhof). [ 17 ] Из довоенных курантов до сих пор сохранились два колокола, после того как они были возвращены общине, одолженной ее пресвитерией, сосланной в Любеке, другим общинам в северной Германии. Осанна 1632 года можно найти в церкви Св. Андрея в Хильдесхайме , а Доминикалиса 1719 года можно найти под названием Осанна в церкви Святой Марии в Любеке , обе в Германии. Доминикалис используется прихожанами лютеранской церкви Святой Марии , а сокровища парамента выставлены на всеобщее обозрение. [ 18 ]
Гданьск постепенно был заселен новыми поляками, и польские власти передали церковь Святой Марии католической епархии. Большинство произведений искусства из интерьера уцелело и было эвакуировано на хранение в близлежащие к городу деревни. Многие из них вернулись в церковь, но некоторые выставлены в различных музеях Польши. Епархия стремилась обеспечить их возвращение.
Реконструкция началась вскоре после войны в 1946 году. В августе 1947 года крыша была восстановлена с использованием железобетона. После завершения основной реконструкции 17 ноября 1955 года церковь была повторно освящена. Реконструкция и обновление интерьера продолжаются.
20 ноября 1965 года буллой папской Папа Павел VI возвел церковь в достоинство базилики . 2 февраля Конгрегация епископов учредила Базылику Мариацкую в качестве Гданьского сокафедра в тогда еще немитрополичной католической епархии Гданьска . [ 4 ] С 1925 года Оливский собор является кафедральным собором епархии (в 1992 году возведён в архиепархию).
Похороны Павла Адамовича , убитого мэра Гданьска, состоялись в базилике 19 января 2019 года. [ 19 ]
XV века Pietas Domini был восстановлен готический алтарь , украденный Германией во время Второй мировой войны В 2020 году в церкви из Берлина . [ 20 ]
Архитектура
[ редактировать ]Экстерьер
[ редактировать ]Церковь Святой Марии — трехнефная зальная церковь с трехнефным трансептом . И трансепт, и главный неф имеют одинаковую ширину и высоту. Некоторые неровности формы северного рукава трансепта являются остатками предыдущей церкви, расположенной на том же месте. В целом здание представляет собой хороший образец поздней готики .
Сводчатый свод – настоящее произведение искусства. Большая часть его была восстановлена после Второй мировой войны. Главный неф, трансепт и пресвитерий покрыты сетчатыми сводами , а нефы покрыты хрустальными сводами.
В экстерьере нефа преобладают простые кирпичные стены и высокие и узкие остроконечные арочные окна. Такое строительство стало возможным благодаря размещению кронштейнов и контрфорсов внутри церкви и возведению между ними часовен. Подобные конструкции использовались в соборе Альби (1287–1487, Южная Франция ) и мюнхенской Фрауэнкирхе (1468–1494). Фронтоны разделены рядом кирпичных башен . Все углы подчеркнуты башенками, увенчанными металлическими навершиями (реконструированы после 1970 г.). Подобные башенки можно найти на ратуше Любека, а также на двух больших церквях Лейдена и на Риддерзале в Гааге .

Он стабилизирован мощными контрфорсами.
Церковь имеет семь порталов: один на западе под шпилем, один на восточном фасаде хора, два на северной и три на южной стороне, шесть из них (все, кроме западного) выполнены из песчаника .
Интерьер
[ редактировать ]
Внутри церковь украшена несколькими шедеврами живописи готики , ренессанса и барокко . Самая известная из них, «Страшный суд» художника фламандского Ганса Мемлинга , в настоящее время хранится в Национальном музее Гданьска. Другие произведения искусства были переданы Национальному музею в Варшаве в 1945 году. Лишь в 1990-х годах некоторые из них были возвращены церкви. Наиболее примечательными частями внутреннего убранства являются:
- Иерусалимский алтарь , 1495–1500 (ныне в Национальном музее в Варшаве )
- Главный алтарь , 1511–1517, Михаил Аугсбургский.
- Десять заповедей , ок. 1485
- Надгробие Симона и Юдит Бар, 1614–1620, Авраам ван ден Блоке.
- Пьета , ок. 1420
- Скульптура Святой Богородицы, ок. 1420
- Гданьские астрономические часы , 1464–1470 гг., Ганс Дюрингер из Нюрнберга , реконструированные после 1945 г.
- Органный набор, частично перенесенный из церкви Св. Иоанна в 1985 году.
Колокола
[ редактировать ]В церкви Святой Марии есть два колокола. Оба они были отлиты в 1970 году на литейном заводе Фельчинского в Пшемысле . Более крупный из них называется Gratia Dei , весит 7850 килограммов (17310 фунтов) и звучит номинальной фа-диез. Меньший колокол, так называемый «Аве Мария» , весит 2600 килограммов (5700 фунтов) и звучит до-диез.
См. также
[ редактировать ]
- Польская готика
- История Гданьска
- Список готических кирпичных зданий
- Список самых высоких построек, построенных до 20 века
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Распоряжение Президента Республики Польша от 8 сентября 1994 г. о признании историческим памятником. , МП, 1994, т. 50, № 1. 415
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Хайнц Ноймайер, «Данциг», в: Теологическая реальная энциклопедия : 36 томов, Берлин и Нью-Йорк: де Грюйтер, 1977–2006, том. 8 (1981): «Хлодвиг - Дионисий Ареопагита», стр. 353–357, здесь стр. 355. ISBN 3-11-013898-0 .
- ^ "туристика,89684" . gdansk.pl . Проверено 14 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «История базиликов Мариацких в Гданьске» . www.bazylikamariacka.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 31 октября 2010 г. Проверено 23 ноября 2009 г. Официальный сайт (перевод с польского)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Вальтер Манновски, Церковное сокровище Святой Марии в Данциге , Государственная транспортная ассоциация вольного города Данциг (редактор), Данциг: Danziger Verlags-Gesellschaft, 1936, стр. 10 .
- ^ Вальтер Манновски, Церковное сокровище Святой Марии в Данциге , Государственная транспортная ассоциация территории Вольного города Данциг (ред.), Данциг: Danziger Verlags-Gesellschaft, 1936, стр. 5
- ^ Вот почему в этих лютеранских церквях есть коллекции одежды, часто включающие более широкий ассортимент и большее количество старой одежды, чем в католических приходах.
- ^ Jump up to: а б с д Вальтер Манновски, Церковное сокровище Святой Марии в Данциге , Государственная транспортная ассоциация вольного города Данциг (редактор), Данциг: Danziger Verlags-Gesellschaft, 1936, стр. 3 .
- ^ Хайнц Ноймайер, «Данциг», в: Теологическая реальная энциклопедия : 36 томов, Берлин и Нью-Йорк: де Грюйтер, 1977–2006, том. 8 (1981): «Хлодвиг - Дионисий Ареопагита», стр. 353–357, здесь стр. 354. ISBN 3-11-013898-0 .
- ^ Генрих Деринг, Немецкие ораторы с кафедры восемнадцатого и девятнадцатого веков: согласно их жизни и творчеству , Нойштадт-ан-дер-Орла: Вагнер, 1830, с. 5.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Вальтер Манновски, Церковное сокровище Святой Марии в Данциге , Государственная транспортная ассоциация вольного города Данциг (редактор), Данциг: Danziger Verlags-Gesellschaft, 1936, стр. 11 .
- ↑ Именно тогда прусские власти вывезли из церкви Девы Марии в Гданьске сокровища, включавшие церковные облачения из тканей древней Месопотамии и Египта (!), приобретенные во время крестовых походов, средневековые далматики и ризы, а также изделия эпохи Возрождения. мастерами из Венеции, Флоренции и Лукки, литургические сосуды и реликварии, всего более тысячи шедевров. Большую часть распродали, золотые и серебряные изделия переплавили, часть вышивки... разорвали, а золотую нить пошли на офицерские косы!
Ян Прушинский. «Столкновение культур» . www.wprost.pl (на польском языке) . Проверено 21 ноября 2009 г. - ↑ Среди экспонатов — китайская шелковая ткань с вышитым благословением аль-Малика ан-Насира Насир ад-Дина Мухаммада бен Калауна , египетского султана. См. Вальтер Манновски, Церковное сокровище Святой Марии в Данциге , Государственная транспортная ассоциация вольного города Данциг (редактор), Данциг: Danziger Verlags-Gesellschaft, 1936, стр. 4 .
- ^ Вальтер Манновски, Церковное сокровище Святой Марии в Данциге , Государственная транспортная ассоциация территории Вольного города Данциг (ред.), Данциг: Danziger Verlags-Gesellschaft, 1936, стр. 9 .
- ^ См. Вальтер Манновски, Данцигское сокровище Парамента : 4 тома, Берлин: Брандус, 1932–1933.
- ^ Jump up to: а б Фолькер Куп, Оккупировано: британская оккупационная политика в Германии , Берлин: be.bra, 2007, с. 144. ISBN 978-3-89809-076-6 .
- ^ Помимо тысяч общественных памятников из цветного металла было реквизировано в общей сложности 45 000 колоколов из церквей в Германии и 35 000 из церквей на аннексированных или оккупированных территориях. Их привозили на различные заводы. В Гамбурге на складе Norddeutsche Affinerie , прозванного Glockenfriedhof (кладбище колоколов), британские власти в 1945 году обнаружили 16 000 колоколов. Комитет по реституции колоколов (и памятников), созданный в 1947 году, взял на себя задачу идентифицировать колокола. и возвратите их общинам, которым они принадлежали. К 1950 году эта задача была выполнена. См. Фолькер Куп, Besetzt: Britische Besatzungspolitik in Deutschland , Берлин: be.bra, 2007, с. 144. ISBN 978-3-89809-076-6 .
- ↑ Между 1955 и 1993 годами сокровище парамента было показано под западным органным чердаком церкви Святой Марии в Любеке. Вместе с экспонатами из коллекции Любекской церкви Святой Марии он теперь выставлен в Paramentenkammer (палате параментов) Музея истории искусства и культуры Святой Анны .
- ^ «Павел Адамович: на похоронах мэра Гданьска присутствуют тысячи людей» . Хранитель . 19 января 2019 года . Проверено 19 января 2019 г.
- ^ «Алтарь Pietas Domini вернулся в Польшу спустя 78 лет» . Портал Gov.pl (на польском языке) . Проверено 19 сентября 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт (польский, английский и другие языки)
- «Церковь Святой Марии (Гданьск, 1502 г.)» . Структуры . Проверено 14 декабря 2017 г.
- Церковные книги жителей Данцига, евангелическая церковь Св. Марии времен Реформации
- Органный набор церкви Святой Марии (польский и немецкий)
- История органов в церкви Святой Марии от прошлого до настоящего. Архивировано 17 июля 2012 г. в Wayback Machine (на английском, польском и немецком языках).
- Фотографии и история церкви Святой Марии в Гданьске (на польском языке)
54 ° 21'00" с.ш. 18 ° 39'12" в.д. / 54,3499 ° с.ш. 18,6533 ° в.д.