Jump to content

Св. Церковь Святой Марии, Гданьск

Координаты : 54 ° 21'00" с.ш. 18 ° 39'12" в.д.  /  54,3499 ° с.ш. 18,6533 ° в.д.  / 54,3499; 18.6533
Церковь Святой Марии
Базилика Святой Марии (на польском языке)
Религия
Принадлежность Католик
Округ Главный город
Провинция Гданьская архиепископия
Расположение
Расположение Гданьск , Польша
Архитектура
Архитектор(ы) Генрих Оддин,
Ганс Брандт,
Генрих Гетцль,
Тилман Гамерски (Королевская часовня)
Стиль Кирпичная готика
Завершенный 1502
Шпиль (и) 1 колокольня, 5 шпилей поменьше.
Назначен 1994-09-08
Часть Гданьск – город среди укреплений 17 века.
Справочный номер. МП 1994 № 50 поз. 415 [ 1 ]
Фасад

Церковь Святой Марии (польский: Bazylika Mariacka , немецкий: St. Marienkirche ), или формально Базилика Успения Пресвятой Девы Марии , — это кирпичная готическая католическая церковь, расположенная в центре Гданьска , Польша . При объеме от 185 000 м 3 и 190 000 м 3 в настоящее время это одна из двух или трех крупнейших кирпичных церквей в мире. Только базилика Сан-Петронио в Болонье площадью 258 000 м². 3 больше, Мюнхенская Фрауэнкирхе и Ульмский собор также составляют от 185 000 до 190 000 м². 3 .

Между 1536 и 1572 годами церковь Святой Марии использовалась одновременно для католических и лютеранских служб. [ 2 ] С 16 века до 1945 года. [ 3 ] это была вторая по величине лютеранская церковь в мире.

Его длина 105,5 метров (346 футов), ширина нефа — 66 метров (217 футов). Внутри церковь вмещает 25 000 человек. Это церковь с нефами и трансептом . Это собор вместе Гданьской архиепархии с Оливским собором .

По преданию, еще в 1243 году на этом месте существовала деревянная Успенская церковь , построенная князем Светопельком II . [ 4 ]

Интерьер собора Святой Марии, 1635 год, работа Бартоломеуса Мильвица, также изображен Страшный суд Ганса Мемлинга.

Закладной камень новой кирпичной церкви был заложен 25 марта 1343 года, в праздник Благовещения . [ 4 ] Сначала была построена шестипролетная эркерная базилика с невысокой башенкой, возведенная с 1343 по 1360 год. От этого здания сохранились части колонн и нижние ярусы башенки.

В 1379 году гданьский архитектор Генрих Унгерадин и его команда начали строительство нынешней церкви. Их здание имеет некоторые отличия от церкви Святой Марии в Любеке , которую иногда называют матерью всех кирпичных готических церквей, посвященных Святой Марии в ганзейских городах Прибалтики, и имеет некоторые общие детали с готическими кирпичными церквями во Фландрии и Нидерландах. . К 1447 году восточная часть церкви была закончена, а в 1452–1466 годах башня была надстроена на два этажа.

С 1485 года работы продолжил Ганс Брандт, руководивший возведением ядра главного нефа . После 1496 года сооружение было окончательно завершено под руководством Генриха Гетцля, который руководил строительством свода.

В ходе Реформации большинство жителей Гданьска приняли лютеранство , в том числе прихожане церкви Святой Марии. [ 5 ] После короткой волны бурных религиозных распрей в 1525 и 1526 годах, в ходе которой был свергнут предыдущий городской совет, новые власти выступили за плавный переход к лютеранской религиозной практике. [ 5 ] В 1529 году в церкви Святой Марии была произнесена первая лютеранская проповедь. С 1536 года - в сотрудничестве с Влоцлавека католическими чиновниками - в церкви Святой Марии постоянно работал лютеранский священнослужитель, и как лютеранские службы , так и католические мессы. проводились [ 2 ] [ 5 ] Затем лютеранская община начала регистрировать личные данные, и самый старый из сохранившихся реестров — это реестр захоронений, датируемый 1537 годом.

Орган внутри церкви

В июле 1557 года польский король Сигизмунд II Август предоставил Гданьску религиозную привилегию праздновать причастие хлебом и вином. После этого городской совет прекратил католические мессы во всех церквях Гданьска, кроме церкви Святой Марии. [ 2 ] где католические мессы продолжались до 1572 года. [ 2 ] В рамках плавного перехода лютеранские пасторы и службы сначала также продолжали католические традиции, в том числе использовали драгоценные литургические одежды, такие как ризы . [ 5 ] Однако католические традиции постепенно в церкви Святой Марии были оставлены. [ 5 ] Лютеранская община Гданьска, как и другие общины Северной Европы, [ 6 ] хранились старые богослужебные одежды, часть из которых сохранилась. [ 5 ] [ 7 ]

Описи церкви Святой Марии отражают использование аксессуаров в католическом стиле в ранних лютеранских службах Гданьска. В описи 1552 года еще упоминается большой запас одежды и вышивок. [ 5 ] Прихожане церкви Святой Марии образовали лютеранскую общину, которая — как часть лютеранской церковной системы — приняла церковный порядок . В 1612 году последовал более сложный церковный порядок (конституция) — Alte kirchenordnung . Первым старшим пастором ( Эрстер Пфаррер, пастор примариус ) лютеранской государственной церкви Гданьска был Иоганнес Киттелиус , пастор церкви Святой Марии между 1566 и 1590 годами. [ 2 ] Официально церковь называлась Верховной приходской церковью Святой Марии (Oberpfarrkirche St. Marien), что указывает на ее видное положение в городе.

Из-за восстания против Батори в 1577 году польский король Стефан Баторий осадил Гданьск (1577) . Защита своей политической позиции вынудила город нанять наемников , стоимость которых была настолько высока, что городской совет конфисковал золото и серебро у жителей, а также из казны города и его лютеранской государственной церкви. [ 8 ] Большая часть золотой и серебряной утвари церкви Святой Марии была переплавлена ​​и отчеканена для выплаты наемникам. [ 8 ] В описи 1552 года еще зафиксировано не менее 78 серебряных позолоченных чаш , 43 алтарных распятия, 24 больших серебряных фигурки святых и тому подобное. [ 8 ] После 1577 года большая часть его исчезла. [ 8 ] Восстание в Гданьске закончилось в декабре 1577 года компромиссом, вынудившим город выплатить королю сумму в 200 000 флоринов . Но польский монарх также признал религиозную свободу Гданьска и лютеранскую веру. [ 9 ] В качестве компромисса юрисдикция над лютеранами Гданьска в отношении брачных и сексуальных вопросов осталась за католическими чиновниками Влоцлавека. [ 2 ]

В 1594 году трибунал польского королевского двора попытался восстановить католические службы в церкви Святой Марии, но городской совет отклонил этот подход. [ 2 ] Но в качестве компромисса, поскольку католические короли Польши были номинальными главами города после Второго Торновского мира (1466 г.) , Совет санкционировал строительство в стиле барокко католической королевской часовни . [ 2 ] Он был построен Тильманом ван Гамереном (Гамерски) и завершен в 1681 году недалеко от церкви Святой Марии для католической службы короля во время его визита в Гданьск. С пастором церкви Святой Марии Константином Шютцем (1646–1712) умеренное пиетистское богословие заменило ранее доминирующую лютеранскую ортодоксальность . [ 2 ]

Церковь Святой Марии около 1900 года, вид с тогдашней Йопенгассе (ныне улица Пивна).
Церковь Святой Марии около 1900 года, вид со стороны тогдашней Фрауэнгассе (ныне улица Мариацкая).
Банкнота 25 Данцигского Гульдена 1931 года с изображением церкви Святой Марии, тогдашней протестантской церкви Мариенкирхе.
Банкнота 25 Данцигского Гульдена 1931 года с изображением церкви Святой Марии, тогда протестантской Мариенкирхе .

В ходе разделов Польши город потерял свою автономию в 1793 году, вернув ее на короткий период (1807–1814 годы) в качестве государства-клиента Наполеона, прежде чем он стал частью Прусского королевства в 1815 году. Прусское правительство интегрировало Санкт-Петербург. Марии и всю лютеранскую государственную церковь в общепрусское лютеранское церковное управление. [ 2 ] В 1816 году была создана Гданьская консистория , взявшая на себя задачи и часть членов Гданьского духовного министерства . [ 2 ] Тогдашний старший пастор Гданьска и главный пастор церкви Святой Марии (1801–1827) Карл Фридрих Теодор Бертлинг стал членом консисториального совета в церковном органе. [ 10 ] В 1817 году правительство навязало союз реформатских и лютеранских общин на территории всего королевства. Первоначально намереваясь убедить все эти общины принять единую протестантскую конфессию, подавляющее лютеранское большинство настаивало на сохранении Аугсбургского исповедания , таким образом, церковь Святой Марии оставалась лютеранской церковью и конгрегацией, но присоединилась к новому зонтику Евангелической церкви в Пруссии в 1821 году. региональный протестантский церковный орган с единым управлением, но без общей конфессии, включающий в основном лютеран, но также некоторые реформатские и объединенные протестанты собрания.

В 1820 году, во время пастырства Бертлинга, были открыты давно забытые сундуки и шкафы в ризнице и заново открыты первые средневековые одежды и литургические украшения. [ 5 ] В 1830-х годах были найдены новые исторические предметы одежды. [ 5 ] В то время прихожане не осознавали богатства и редкости этих находок. [ 11 ] Поэтому, когда капеллан Франц Иоганн Йозеф Бок, историк искусства и куратор тогдашнего Кёльнского архиепископского музея , рассмотрел находки, он приобрел у прихожан ряд лучших экспонатов. [ 11 ] Бок показал их на выставке в 1853 году. [ 11 ] После его смерти некоторые гданьские произведения из его личной коллекции были проданы лондонскому Музею Виктории и Альберта . [ 11 ] Эти, а также более поздние продажи частным коллекционерам включали ткани и облачения из тканей древней Месопотамии и древнего Египта , полученные во время крестовых походов ; а также изделия эпохи Возрождения из Венеции , Флоренции и Лукки (всего более 1000 наименований). [ 12 ]

В 1861–1864 годах секстон по имени Хинц систематически обыскивал сундуки, шкафы и другие хранилища в покоях и комнатах, а также в башне, и нашел еще много исторических литургических одежд. [ 5 ] В 1870-х и 1880-х годах прихожане продали более 200 неполных произведений, а также неповрежденные алтарные ткани и вышивки Берлинскому музею декоративного искусства . [ 11 ] Остальные предметы коллекции одежды, так называемое Danziger Paramentenschatz (Сокровище Гданьских Параментов ), [ 13 ] в основном происходят из 150 лет между 1350 и 1500 годами. [ 14 ]

Конгрегация также продавала другие артефакты, такие как крылатый триптих Яна ван Вейвера , приобретенный эрцгерцогом Максимилианом , ныне хранящийся в церкви Тевтонского ордена в Вене , и скульптуру Мадонны с Младенцем работы Михаила Аугсбургского из главного алтаря. , продана графу Альфонсу Сераковскому, сейчас находится в часовне в Ваплево-Вельке . [ 4 ] Кроме того, прусские власти переплавили золотые и серебряные реликварии для повторного использования.

До Второй мировой войны интерьер и экстерьер церкви хорошо сохранялись. Между 1920 и 1940 годами церковь Святой Марии стала главной церковью протестантской региональной синодальной федерации вольного города Данциг . В это время пресвитерия (правление общины) осознала ценность своей коллекции параментов и предложила ее каталогизировать. [ 11 ] Во время ремонта в 1920-х годах были найдены исторические предметы одежды и алтарные пелены. [ 5 ] С 1930 по 1933 год Вальтер Манновский, тогдашний директор Городского музея (ныне расположенного в Национальном музее в Гданьске ), представил подробную четырехтомную опись Параментеншаца . [ 15 ] Затем его представили в часовне Святой Варвары церкви Святой Марии. [ 11 ] В 1936 году Параментеншац был перенесен в недавно оборудованное помещение Городского музея с контролируемым климатом, поскольку в часовне Варвары было слишком сыро. [ 11 ] Параментеншац остался собственностью общины и был предоставлен во временное пользование городскому музею ( Stadtmuseum ).

Начиная с третьего военного 1942 года, основные объекты культурного наследия Гданьска были демонтированы и демонтированы по согласованию с хранителем культурного наследия ( Консерватором ). Пресвитерия церкви Святой Марии согласилась вывезти такие предметы, как архивные файлы и произведения искусства, такие как алтари, картины, эпитафии, передвижную мебель, за пределы города. Тем временем в церквях в Гданьске, как и в других местах Германии, а также на оккупированных немцами территориях, церковные колокола были реквизированы как цветной металл для военного производства. [ 16 ] Колокола классифицировались по исторической и/или художественной ценности, а те, которые были отнесены к наименее ценным и отлиты после 1860 года, и особенно те, которые были реквизированы на оккупированных территориях, переплавлялись первыми. [ 16 ]

Церковь сильно пострадала в конце Второй мировой войны, во время штурма Гданьска Красной Армией в марте 1945 года. Деревянная крыша полностью сгорела, и большая часть потолка обрушилась. Обрушились четырнадцать больших сводов. Окна были разрушены. Местами жара была настолько сильной, что некоторые кирпичи расплавились, особенно в верхних частях башни, выполнявшей роль гигантского дымохода. [ 4 ] Все оставшиеся колокола рухнули, когда их колокольные клетки рухнули в огне. Пол церкви, на котором лежали бесценные надгробные плиты, был разорван на части, предположительно советскими солдатами, пытавшимися ограбить похороненные под ним трупы. [ нужна ссылка ]

К концу Второй мировой войны многие немецкие прихожане церкви Святой Марии бежали на запад, а на запад было эвакуировано и драгоценное сокровище. В марте 1945 года Польша начала изгонять оставшихся в городе этнических немцев еще до того, как изменения границ, обнародованные на Потсдамской конференции, передали город Польше. [ нужна ссылка ] Большинство выживших прихожан церкви Святой Марии оказались в британской оккупационной зоне на севере Германии. Любек стал центром ссыльных немцев. Все имущество лютеранской общины Святой Марии в Гданьске было экспроприировано, а кладбище разграблено. Однако два непереплавленных колокола церкви Святой Марии, датированные 1632 и 1719 годами, позже были найдены на так называемом колокольном кладбище Гамбурга (Glockenfriedhof). [ 17 ] Из довоенных курантов до сих пор сохранились два колокола, после того как они были возвращены общине, одолженной ее пресвитерией, сосланной в Любеке, другим общинам в северной Германии. Осанна 1632 года можно найти в церкви Св. Андрея в Хильдесхайме , а Доминикалиса 1719 года можно найти под названием Осанна в церкви Святой Марии в Любеке , обе в Германии. Доминикалис используется прихожанами лютеранской церкви Святой Марии , а сокровища парамента выставлены на всеобщее обозрение. [ 18 ]

Гданьск постепенно был заселен новыми поляками, и польские власти передали церковь Святой Марии католической епархии. Большинство произведений искусства из интерьера уцелело и было эвакуировано на хранение в близлежащие к городу деревни. Многие из них вернулись в церковь, но некоторые выставлены в различных музеях Польши. Епархия стремилась обеспечить их возвращение.

Реконструкция началась вскоре после войны в 1946 году. В августе 1947 года крыша была восстановлена ​​с использованием железобетона. После завершения основной реконструкции 17 ноября 1955 года церковь была повторно освящена. Реконструкция и обновление интерьера продолжаются.

20 ноября 1965 года буллой папской Папа Павел VI возвел церковь в достоинство базилики . 2 февраля Конгрегация епископов учредила Базылику Мариацкую в качестве Гданьского сокафедра в тогда еще немитрополичной католической епархии Гданьска . [ 4 ] С 1925 года Оливский собор является кафедральным собором епархии (в 1992 году возведён в архиепархию).

Похороны Павла Адамовича , убитого мэра Гданьска, состоялись в базилике 19 января 2019 года. [ 19 ]

XV века Pietas Domini был восстановлен готический алтарь , украденный Германией во время Второй мировой войны В 2020 году в церкви из Берлина . [ 20 ]

Архитектура

[ редактировать ]
Южный вид в 2014 году до дополнительных реставрационных работ фасада.

Экстерьер

[ редактировать ]

Церковь Святой Марии — трехнефная зальная церковь с трехнефным трансептом . И трансепт, и главный неф имеют одинаковую ширину и высоту. Некоторые неровности формы северного рукава трансепта являются остатками предыдущей церкви, расположенной на том же месте. В целом здание представляет собой хороший образец поздней готики .

Сводчатый свод – настоящее произведение искусства. Большая часть его была восстановлена ​​после Второй мировой войны. Главный неф, трансепт и пресвитерий покрыты сетчатыми сводами , а нефы покрыты хрустальными сводами.

В экстерьере нефа преобладают простые кирпичные стены и высокие и узкие остроконечные арочные окна. Такое строительство стало возможным благодаря размещению кронштейнов и контрфорсов внутри церкви и возведению между ними часовен. Подобные конструкции использовались в соборе Альби (1287–1487, Южная Франция ) и мюнхенской Фрауэнкирхе (1468–1494). Фронтоны разделены рядом кирпичных башен . Все углы подчеркнуты башенками, увенчанными металлическими навершиями (реконструированы после 1970 г.). Подобные башенки можно найти на ратуше Любека, а также на двух больших церквях Лейдена и на Риддерзале в Гааге .

Центральный южный портал

Он стабилизирован мощными контрфорсами.

Церковь имеет семь порталов: один на западе под шпилем, один на восточном фасаде хора, два на северной и три на южной стороне, шесть из них (все, кроме западного) выполнены из песчаника .

Интерьер

[ редактировать ]
Главный алтарь , со стороны северного придела

Внутри церковь украшена несколькими шедеврами живописи готики , ренессанса и барокко . Самая известная из них, «Страшный суд» художника фламандского Ганса Мемлинга , в настоящее время хранится в Национальном музее Гданьска. Другие произведения искусства были переданы Национальному музею в Варшаве в 1945 году. Лишь в 1990-х годах некоторые из них были возвращены церкви. Наиболее примечательными частями внутреннего убранства являются:

Колокола

[ редактировать ]

В церкви Святой Марии есть два колокола. Оба они были отлиты в 1970 году на литейном заводе Фельчинского в Пшемысле . Более крупный из них называется Gratia Dei , весит 7850 килограммов (17310 фунтов) и звучит номинальной фа-диез. Меньший колокол, так называемый «Аве Мария» , весит 2600 килограммов (5700 фунтов) и звучит до-диез.

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Распоряжение Президента Республики Польша от 8 сентября 1994 г. о признании историческим памятником. , МП, 1994, т. 50, № 1. 415
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Хайнц Ноймайер, «Данциг», в: Теологическая реальная энциклопедия : 36 томов, Берлин и Нью-Йорк: де Грюйтер, 1977–2006, том. 8 (1981): «Хлодвиг - Дионисий Ареопагита», стр. 353–357, здесь стр. 355. ISBN   3-11-013898-0 .
  3. ^ "туристика,89684" . gdansk.pl . Проверено 14 декабря 2017 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и «История базиликов Мариацких в Гданьске» . www.bazylikamariacka.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 31 октября 2010 г. Проверено 23 ноября 2009 г. Официальный сайт (перевод с польского)
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Вальтер Манновски, Церковное сокровище Святой Марии в Данциге , Государственная транспортная ассоциация вольного города Данциг (редактор), Данциг: Danziger Verlags-Gesellschaft, 1936, стр. 10 .
  6. ^ Вальтер Манновски, Церковное сокровище Святой Марии в Данциге , Государственная транспортная ассоциация территории Вольного города Данциг (ред.), Данциг: Danziger Verlags-Gesellschaft, 1936, стр. 5
  7. ^ Вот почему в этих лютеранских церквях есть коллекции одежды, часто включающие более широкий ассортимент и большее количество старой одежды, чем в католических приходах.
  8. ^ Jump up to: а б с д Вальтер Манновски, Церковное сокровище Святой Марии в Данциге , Государственная транспортная ассоциация вольного города Данциг (редактор), Данциг: Danziger Verlags-Gesellschaft, 1936, стр. 3 .
  9. ^ Хайнц Ноймайер, «Данциг», в: Теологическая реальная энциклопедия : 36 томов, Берлин и Нью-Йорк: де Грюйтер, 1977–2006, том. 8 (1981): «Хлодвиг - Дионисий Ареопагита», стр. 353–357, здесь стр. 354. ISBN   3-11-013898-0 .
  10. ^ Генрих Деринг, Немецкие ораторы с кафедры восемнадцатого и девятнадцатого веков: согласно их жизни и творчеству , Нойштадт-ан-дер-Орла: Вагнер, 1830, с. 5.
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Вальтер Манновски, Церковное сокровище Святой Марии в Данциге , Государственная транспортная ассоциация вольного города Данциг (редактор), Данциг: Danziger Verlags-Gesellschaft, 1936, стр. 11 .
  12. Именно тогда прусские власти вывезли из церкви Девы Марии в Гданьске сокровища, включавшие церковные облачения из тканей древней Месопотамии и Египта (!), приобретенные во время крестовых походов, средневековые далматики и ризы, а также изделия эпохи Возрождения. мастерами из Венеции, Флоренции и Лукки, литургические сосуды и реликварии, всего более тысячи шедевров. Большую часть распродали, золотые и серебряные изделия переплавили, часть вышивки... разорвали, а золотую нить пошли на офицерские косы!
    Ян Прушинский. «Столкновение культур» . www.wprost.pl (на польском языке) . Проверено 21 ноября 2009 г.
  13. Среди экспонатов — китайская шелковая ткань с вышитым благословением аль-Малика ан-Насира Насир ад-Дина Мухаммада бен Калауна , египетского султана. См. Вальтер Манновски, Церковное сокровище Святой Марии в Данциге , Государственная транспортная ассоциация вольного города Данциг (редактор), Данциг: Danziger Verlags-Gesellschaft, 1936, стр. 4 .
  14. ^ Вальтер Манновски, Церковное сокровище Святой Марии в Данциге , Государственная транспортная ассоциация территории Вольного города Данциг (ред.), Данциг: Danziger Verlags-Gesellschaft, 1936, стр. 9 .
  15. ^ См. Вальтер Манновски, Данцигское сокровище Парамента : 4 тома, Берлин: Брандус, 1932–1933.
  16. ^ Jump up to: а б Фолькер Куп, Оккупировано: британская оккупационная политика в Германии , Берлин: be.bra, 2007, с. 144. ISBN   978-3-89809-076-6 .
  17. ^ Помимо тысяч общественных памятников из цветного металла было реквизировано в общей сложности 45 000 колоколов из церквей в Германии и 35 000 из церквей на аннексированных или оккупированных территориях. Их привозили на различные заводы. В Гамбурге на складе Norddeutsche Affinerie , прозванного Glockenfriedhof (кладбище колоколов), британские власти в 1945 году обнаружили 16 000 колоколов. Комитет по реституции колоколов (и памятников), созданный в 1947 году, взял на себя задачу идентифицировать колокола. и возвратите их общинам, которым они принадлежали. К 1950 году эта задача была выполнена. См. Фолькер Куп, Besetzt: Britische Besatzungspolitik in Deutschland , Берлин: be.bra, 2007, с. 144. ISBN   978-3-89809-076-6 .
  18. Между 1955 и 1993 годами сокровище парамента было показано под западным органным чердаком церкви Святой Марии в Любеке. Вместе с экспонатами из коллекции Любекской церкви Святой Марии он теперь выставлен в Paramentenkammer (палате параментов) Музея истории искусства и культуры Святой Анны .
  19. ^ «Павел Адамович: на похоронах мэра Гданьска присутствуют тысячи людей» . Хранитель . 19 января 2019 года . Проверено 19 января 2019 г.
  20. ^ «Алтарь Pietas Domini вернулся в Польшу спустя 78 лет» . Портал Gov.pl (на польском языке) . Проверено 19 сентября 2021 г.
[ редактировать ]

54 ° 21'00" с.ш. 18 ° 39'12" в.д.  /  54,3499 ° с.ш. 18,6533 ° в.д.  / 54,3499; 18.6533

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 73ebb10e7f820d348d35b172ec2cdcf1__1712405160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/73/f1/73ebb10e7f820d348d35b172ec2cdcf1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
St. Mary's Church, Gdańsk - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)