Жестяной барабан
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
![]() Обложка первого немецкого издания | |
Автор | Гюнтер Грасс |
---|---|
Оригинальное название | Жестяной барабан |
Переводчик | Ральф Манхейм, Бреон Митчелл |
Художник обложки | Гюнтер Грасс |
Язык | немецкий |
Ряд | Данцигская трилогия |
Жанр | Магический реализм |
Издатель | Герман Люхтерханд Верлаг |
Дата публикации | 1959 |
Место публикации | Западная Германия |
Опубликовано на английском языке | 1961 |
Страницы | 576 |
ОКЛК | 3618781 |
833.914 | |
С последующим | Кошка и Мышка |
Жестяной барабан ( нем . Die Blechtrommel , произносится [diː ˈblɛçˌtʁoml̩] ) — роман Гюнтера Грасса 1959 года , первая книга его данцигской трилогии . По нему был снят фильм 1979 года , который получил Золотую пальмовую ветвь 1979 года и премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке в 1980 году.
«Бить в жестяной барабан» означает создавать беспорядки, чтобы привлечь внимание к какой-то причине. [1] [2] [3]
Сюжет
[ редактировать ]История вращается вокруг жизни Оскара Мацерата, рассказанного им самим, когда он находился в психиатрической больнице в 1952–1954 годах. Родившийся в 1924 году в Вольном городе Данциг (ныне Гданьск , Польша), обладая способностями к мышлению и восприятию взрослого человека, он решает никогда не взрослеть, когда слышит, как его отец заявляет, что он станет бакалейщиком. Обладая пронзительным криком, способным разбить стекло или быть использованным в качестве оружия, Оскар объявляет себя одним из тех « яснослышащих младенцев», чье «духовное развитие завершается при рождении и ему нужно только утвердиться». Он сохраняет облик ребенка, пережив начало Второй мировой войны , несколько любовных романов и мир послевоенной Европы . Несмотря на все это, его ценным достоянием остается игрушечный жестяной барабан, первый из которых он получил в подарок на свой третий день рождения, а затем множество сменных барабанов каждый раз, когда он изнашивался от чрезмерно энергичной игры на барабанах; он готов пойти на насилие, чтобы сохранить его.
Оскар считает себя имеющим двух «предполагаемых отцов» — мужа его матери Альфреда Мацерата, члена нацистской партии , и ее двоюродного брата и любовника Яна Бронски, поляка из Данцига, казненного за защиту польского почтового отделения в Данциге во время немецкого вторжения. Польши . После смерти матери Оскара Альфред женится на Марии, женщине, которая тайно является первой любовницей Оскара . Выйдя замуж за Альфреда, Мария рожает Курта, которого Оскар впоследствии называет своим сыном. Но Оскар разочарован, обнаружив, что ребенок продолжает расти и не собирается вместе с ним перестать расти в трехлетнем возрасте.
Во время войны Оскар присоединяется к труппе гномов, развлекающих немецкие войска на передовой. Но когда его вторая любовь, миниатюрная Розвита, убита войсками союзников во время вторжения в Нормандию, Оскар возвращается к своей семье в Данциг, где становится лидером преступной молодежной банды (сродни Пиратам Эдельвейса ). Красная Армия вскоре захватывает Данциг, и Альфред застрелен вторгшимися войсками после того, как у него случился припадок, когда он проглотил партийный значок, чтобы не показаться нацистом. Оскар несет некоторую вину в смерти обоих своих предполагаемых отцов, поскольку он ведет Яна Бронского на польское почтовое отделение, чтобы починить его барабан, и возвращает значок нацистской партии Альфреда Мацерата, пока его допрашивают советские солдаты.
После войны Оскар, его овдовевшая мачеха и их сын вынуждены покинуть ныне польский город Данциг и переехать в Дюссельдорф , где он моделирует обнаженную натуру и гравирует надгробия. Растущая напряженность вынуждает Оскара жить отдельно от Марии и Курта; он выбирает квартиру, принадлежащую Цейдлерам. Переехав сюда, он влюбляется в соседку, сестру Доротею, но позже ему не удается ее соблазнить. Во время встречи с коллегой-музыкантом Клеппом Клепп спрашивает Оскара, откуда у него власть над суждениями о музыке. Оскар, желая проявить себя раз и навсегда, берет свой барабан и палочки, несмотря на свою клятву никогда больше не играть после смерти Альфреда, и играет на своем барабане такт. Последующие события привели Клеппа, Оскара и гитариста Шолле к созданию джаз- бэнда Rhine River Three. Их обнаруживает мистер Шму, который приглашает их сыграть в клубе Onion Cellar. После виртуозного выступления ищущая таланты звукозаписывающая компания находит джазового барабанщика Оскара и предлагает ему контракт. Вскоре Оскар достигает славы и богатства. Однажды, прогуливаясь по полю, он находит отрубленный палец: безымянный палец убитой сестры Доротеи. Затем он знакомится и подружится с Виттларом. Оскар позволяет ложно осудить себя за убийство и попадает в тюрьму. сумасшедший дом , где он пишет свои мемуары.
Персонажи
[ редактировать ]Роман разделен на три книги. Главные герои каждой книги: [4]
Книга первая
[ редактировать ]- Оскар Мацерат: пишет свои мемуары с 1952 по 1954 год, в возрасте от 28 до 30 лет, проявляя дух времени на протяжении всех исторических вех. Он главный герой романа и ненадежный рассказчик .
- Бруно Мюнстерберг: вратарь Оскара, наблюдающий за ним через глазок . Он создает скульптуры из узлов, вдохновленные рассказами Оскара.
- Анна Коляйчек Бронски: бабушка Оскара зачала мать Оскара в 1899 году, когда начинаются его мемуары.
- Джозеф Коляйчек («Bang Bang Jop» или «Джо Колчик»): дедушка Оскара, «поджигатель».
- Агнес Коляйчек: мать кашубского Оскара.
- Ян Бронски: двоюродный брат и любовник Агнес. Предполагаемый отец Оскара. Политически встал на сторону поляков.
- Альфред Мацерат: муж Агнес. Другой предполагаемый отец Оскара. Политически встал на сторону нацистской партии.
- Сигизмунд Маркус: еврейский бизнесмен из Данцига, владеющий магазином игрушек, где Оскар покупает свои жестяные барабаны. Магазин разрушен во время Данцигской Хрустальной ночи .
Книга вторая
[ редактировать ]- Мария Тручински: Девушка, которую Альфред нанял для помощи в управлении его магазином после смерти Агнес, и с которой Оскар имеет свой первый сексуальный опыт. Она беременеет и выходит замуж за Альфреда, но и Альфред, и Оскар считают, что они отец ребенка Марии. Она остается семьей Оскара на протяжении всех послевоенных лет.
- Бебра: руководит театральной труппой гномов, к которой присоединяется Оскар, чтобы сбежать из Данцига. Позже он стал владельцем звукозаписывающей компании Оскара, страдающим параличом нижних конечностей. Наставник и образец для подражания Оскара на протяжении всей его жизни. Он музыкальный клоун.
- Росвита Рагуна: любовница Бебры, затем любовница Оскара. Она красивая итальянка, но выше Оскара, тем не менее, предпочла не расти. Она самая знаменитая сомнамбула во всей Италии.
- «Пыльщики»: банда уличных мальчишек Данцига , Оскар возглавляет роль «Иисуса» после того, как он доказывает свою храбрость, разбивая своим голосом все окна на заброшенной Балтийской шоколадной фабрике.
Книга третья
[ редактировать ]- Сестра Доротея: медсестра из Дюссельдорфа и любовь Оскара после того, как Мария его отвергает.
- Эгон Мюнцер (Клепп): друг Оскара. Самопровозглашенный коммунист и джазовый флейтист.
- Готфрид Виттлар: становится другом Оскара, а затем дает показания против Оскара по делу о безымянном пальце по указанию Оскара.
Стиль
[ редактировать ]Оскар Мацерат — ненадежный рассказчик , поскольку его здравомыслие или безумие никогда не становится очевидным. Он рассказывает историю от первого лица , хотя иногда переходит к третьему лицу , иногда в одном и том же предложении. Как ненадежный рассказчик, он может противоречить себе в своей автобиографии, как и в своих различных рассказах, но не исключительно, о защите польской почты, судьбе своего деда Коляйчека, своем отцовском статусе по отношению к Курту, сыну Марии и многих других.
Роман носит ярко выраженный политический характер, хотя он выходит за рамки политического романа по стилистическому многообразию произведений . Присутствуют элементы аллегории , мифа и легенды , помещающие ее в жанр магического реализма .
«Жестяной барабан» имеет религиозный подтекст, как еврейский, так и христианский. На протяжении всей книги Оскар беседует как с Иисусом, так и с сатаной. Члены его банды называют его «Иисус», а позже в книге он называет себя «Сатаной». [4]
Критический прием
[ редактировать ]Первоначальная реакция на The Tin Drum была неоднозначной. Некоторые назвали его кощунственным и порнографическим, и против него и Грасса были возбуждены судебные иски. [ нужна ссылка ] Однако к 1965 году это мнение укрепилось в общественном признании, и вскоре оно стало признанным классиком литературы после Второй мировой войны как в Германии, так и во всем мире. [4]
Переводы
[ редактировать ]Перевод на английский язык Ральфа Манхейма новый перевод Бреона Митчелла был опубликован в 1961 году . В 2009 году был опубликован на английский язык, посвященный 50-летнему юбилею.
Адаптации
[ редактировать ]Фильм
[ редактировать ]В 1979 году появилась экранизация Фолькера Шлёндорфа . Он охватывает только первую и вторую книги, завершающиеся в конце войны. Он разделил Каннского кинофестиваля Золотую пальмовую ветвь 1979 года с « Апокалипсисом сегодня» . Он также получил премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке 1979 года на церемонии вручения премии Оскар 1980 года.
Радио
[ редактировать ]В 1996 году радиопостановка с Филом Дэниэлсом в главной роли транслировалась по BBC Radio 4 . [5] Адаптированный Майком Уокером , он получил награду Гильдии британских писателей за лучшую инсценировку. [6]
Театр
[ редактировать ]В 2017 году труппа Kneehigh Theater представила экранизацию романа в театре Everyman Theater в Ливерпуле. [7] В постановке представлена история от рождения Оскара до войны, заканчивающаяся женитьбой Оскара на Марии. [ нужна ссылка ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- «Луковый погреб Пьеса » Аманды Палмер и Брайана Вильоне из «Дрезденских кукол» Американского репертуарного театра основана на главе из «Жестяного барабана» .
- «Возвращение в луковый погреб: мрачный рок-мюзикл» , оригинальный мюзикл, премьера которого состоялась в 2010 году на нью-йоркском международном фестивале Fringe , отсылает к «Жестяному барабану» и Гюнтеру Грассу . [8]
- Футуристическая группа Japan назвала свой последний студийный альбом Tin Drum .
- Жестяной барабан показан во втором сезоне Starz телесериала Counterpart . Эмили Силк носит его с собой, пытаясь восстановить память после покушения на убийство.
- В финале сериала « Ки и Пил » «Жестяной барабан» указан как один из фильмов, для которых Рэй Паркер-младший написал песню в своем альбоме лучших хитов .
- «Жестяной барабан» — книга в домашнем книжном шкафу из фильма «Кто боится Вирджинии Вульф?».
Библиография
[ редактировать ]- Жестяной барабан. Рэндом Хаус, 1961 год, ISBN 9780613226820
- Жестяной барабан . Винтажные книги. 1990. ISBN 978-0-679-72575-6 .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Нимб лицемера» . Вашингтон Таймс. 20 августа 2006 г.
- ^ Джеффри Харт. «Ответ на статью «Как правые пошли не так» » . Журнал выпускников Дартмута. Архивировано из оригинала 28 декабря 2006 года.
- ^ «IMDb: Жестяной барабан (1979)» . IMDB .
- ^ Jump up to: а б с Современная литературная критика. Эд. Кристофер Жиру и Бригам Наринс. Том. 88. Детройт: Gale Research, 1995. стр. 19–40. Из Литературного ресурсного центра.
- ^ Хэнкс, Роберт (3 июня 1996 г.). «Радиообзор» . Независимый . Независимые новости и СМИ. Архивировано из оригинала 5 марта 2009 года . Проверено 19 сентября 2008 г.
- ^ «Подробности о музыке на вторник, 4 февраля 1997 г.» . ABC Классик FM . АВС . 15 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. . Проверено 19 сентября 2008 г.
- ^ С любовью, Екатерина (6 октября 2017 г.). «Обзор The Tin Drum - Kneehigh превращает басню Грасса в хаотичное кабаре» . Хранитель . Проверено 31 декабря 2020 г.
- ↑ Возвращение в луковый погреб: мюзикл в стиле дарк-рок. Архивировано 20 января 2016 года в Wayback Machine.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Грасс, Гюнтер (4 октября 2009 г.). «Гюнтер Грасс – Жестяной барабан» . Всемирный книжный клуб (интервью). Беседовала Гарриет Гилберт . Всемирная служба Би-би-си . Архивировано из оригинала 9 апреля 2023 года . Проверено 19 июня 2023 г.
- Замечательно, Дитер. «Рукопись жестяного барабана: 1956–1959» . Дитер Вундерлих (на немецком языке). Архивировано из оригинала 25 марта 2023 года . Проверено 19 июня 2023 г.
- Джоя, Тед. «Жестяной барабан Гюнтера Грасса» . Концептуальная фантастика . Архивировано из оригинала 13 июля 2022 года.