Jump to content

Щебжешин

Координаты : 50 ° 41' с.ш. 22 ° 58' в.д.  /  50,683 ° с.ш. 22,967 ° в.д.  / 50,683; 22 967
Щебжешин
Ратуша со статуей крикета
Ратуша со статуей крикета
Герб Щебжешина.
Щебжешин находится в Польше.
Щебжешин
Щебжешин
Координаты: 50 ° 41' с.ш. 22 ° 58' в.д.  /  50,683 ° с.ш. 22,967 ° в.д.  / 50,683; 22 967
Страна  Польша
воеводство Люблин
Графство Замостье
Коммуна Щебжешин
Правительство
• Мэр Рафал Ковалик ( BS )
Область
• Общий 29,12 км 2 (11,24 квадратных миль)
Высота
230 м (750 футов)
Население
 (2006)
• Общий 5,299
• Плотность 180/км 2 (470/кв. миль)
Часовой пояс UTC+1 ( центральноевропейское время )
• Лето ( летнее время ) UTC+2 ( центральноевропейское время )
Почтовый индекс
22-460
Автомобильные номера ЛЗА
Веб-сайт http://www.szczebrzeszyn.pl

Щебжешин ( Польский: [ʂt͡ʂɛˈbʐɛʂɨn] ; Идиш : שעברעשין , латинизированный : Шебрешин ; украинский : Щебрешин , латинизированный : Щебрешин ) — город на юго-востоке Польши в Люблинском воеводстве , в Замосцком повяте , примерно в 20 км к западу от Замосца . В 1975–1999 годах входил в состав административного округа Замосцкого воеводства . Город является административным центром гмины Щебжешинского района. Перепись 2004 года насчитала 5357 жителей. Он дал свое название Щебжешинскому ландшафтному парку . Щебжешин часто называют «столицей польского языка ». [1]

Ранняя история

[ редактировать ]

Историю Щебжешина можно проследить до 1352 года, во время правления Казимира III , хотя археологические данные свидетельствуют о том, что этот район был заселен за несколько столетий до этого. Соседние деревни, упомянутые в Нестора XI века «Русской летописи» , также подтверждают, что Щебжешин намного старше и когда-то находился рядом с крупным торговым путем, идущим с юга на север.

К 1492 году торговля развилась достаточно, чтобы оправдать специальный закон, введенный Яном Ольбрахтом . Закон определял, по каким дорогам щебжешинские купцы могли путешествовать по Малой Польше со своими товарами. Путешествуя через Щебжешин, купцы платили установленные налоги, которые оказались отличным источником дохода . Например, налог на повозку с товаром составлял 2 гроша , на вола: 1 грош , а на повозку с солью из Дрогобыча : меру соли.

После смерти Яна Амора Тарновского из Тарнова в 1500 году Щебжешин оставался в руках семьи Тарновских в течение следующих 20 лет. Позже он был включен в приданое семье Кмиты . В это время вновь вспыхнули давние распри между членами семьи из-за наследства Щебжешина, в то время как другие магнаты предъявили претензии. Король Зигмунт Август издал обязывающий указ о прекращении этого спора в 1555 году, который передал права на город великопольской семье Горка .

Горки проявили большой интерес к религиозным вопросам и предоставили свободу всем религиозным группам. Они построили греческую православную церковь, преобразовали римско-католическую приходскую церковь в кальвинистскую и открыли синагогу неподалеку . Известные сторонники Реформации из Щебжешина, Станкар и Феликс Крейцигеры искали защиты у этих феодалов . За это время Щебжешин достиг высочайшего уровня развития.

Взлет и падение

[ редактировать ]

Разные причины привели к остановке развития, а затем и к резкому спаду. произошел пожар В начале сентября 1583 года в цитадели замка , уничтоживший все документы, касающиеся привилегий, предоставленных Анджеем Горкой. Эти привилегии были быстро продлены правящим королем Стефаном Баторием . Горки также подтвердили и расширили Магдебургские законы , что принесло пользу гражданам.

Последний из Горков, Станислав, умер в 1592 году, после чего поместья Щебжешина перешли во владение семьи Чарнковских. В 1593 году Ян Замойский приобрел Щебжешин вместе с 35 окрестными деревнями и включил их в свой Ординат. Замойский основал новую столицу в своих замосских поместьях, и именно в этот момент Щебжешин потерял свое значение и начался упадок.

Несмотря на упор на Замостье, Замойский профинансировал монастырь Святых францисканцев и рядом с ним монастырь Святой Троицы , современный монастырь Святой Катажины . Кроме того, он ликвидировал католическую церковь и вернул католикам бывший приходской монастырь.

В 17 веке религиозная вражда возросла, и указ 1637 года, изданный Томашем Замойским, привел к изгнанию ариан ( или польских братьев ). Город также подвергся нападению со стороны татар , турок и казаков . В частности, город был сожжен и разграблен татарами в 1672 году. Множество эпидемий косили население, а жертв чумы вывозили на отдельное кладбище за пределами города. Во время раздела Польши Щебжешин попал в руки Австрии.

Новая разработка

[ редактировать ]

В начале 19 века интерес к Щебжешину возобновился. Поскольку Замостье больше не функционировало как резиденция поместья Замойских, семья передала городу несколько функций. Переезд провинциальной школы и больницы Святого Милосердия стимулировал рост, и были построены новые здания для размещения растущего населения. также открыли Сюда перевели главного врача, а венерическую больницу для крестьян .

Образование стало важной частью жизни Щебжешина. Районная школа находилась под непосредственным руководством Станислава Замойского , который набирал в нее как талантливых учителей, так и учеников. Леди Теофилия Редер открыла частную школу для девочек, в которой преподавали многие сложные предметы. Благодаря силе школ и руководству Станислава Замойского Щебжешин меньше пострадал от политики русификации, чем другие поселения после Ноябрьского восстания . Именно по этой причине российские власти в 1852 году распустили губернское училище.

Во время восстания

[ редактировать ]

Педагог Винсенти Давид написал в своих мемуарах 1887 года о Ноябрьском восстании:

«В конце концов наше спокойствие и трудовая жизнь были нарушены и образцовый порядок щебжешинских школ был разрушен. Известие о том, что в Варшаве вспыхнуло восстание и что русские покинули столицу, а также границы королевства, вызвало среди всех неслыханное оживление. Тихое местечко, не знавшее никакой другой политики, кроме обращений к дворянству, сразу почувствовало требования выйти на политическую арену вместе со всей землей.
«В течение часа черные орлы на крыше здания магистрата были снесены и разбиты, как и другие учреждения. Старые мечи были раскопаны, пистолеты очищены и приготовлены. кузницы, кузнецы работали даже по праздникам. Сельскохозяйственные орудия перековывали в пики, насаживали на длинные шесты.
« Интеллигенция , профессора и сам ректор призывают молодежь вооружиться. Переосвящение флага праздновали, молясь во дворе школы. Ректор Зеньковский выступил с речью перед выстроившимися в ряд горожанами и студентами. вооружившись всевозможными амунициями, которые каждый мог изготовить сам. В конце церемонии пропели «Jeszcze Polska nie zginela». Это произошло в середине декабря, и сразу же профессор Ковальский. и многие старшеклассники ушли вместе с Зенковским в польскую армию. В школе осталось лишь небольшое количество учеников, только дети.
«После Рождества началось движение русских военных. Первыми в Щебжешин вошли драгуны , чьи дикие, поросшие бородой физиономии произвели на нас устрашающее впечатление. Мы со страхом смотрели на этих огромных людей, стоявших лагерем на том же месте. место, где стоял готовый к бою юноша.
«Сразу же до нас дошли вести о решающих битвах между польскими военными и их героическими военачальниками на местах, из Грохова , за Вавером . Каждое известие передавалось с большим рвением из рук в руки, делались комментарии и планы были сделаны на будущее, как это обычно бывает в маленьком штетле. Радость стала еще большей весной, когда наши военные [силы] вошли в Литву с Дембинским и Гильдунгом во главе, когда вошли [Войцех] Хшановский и [Юзеф] Дверницкий. Люблинское . воеводство, выступая на Волынь, по второму берегу реки Буг , останавливаясь по пути для ведения генеральных боев под Чачками, и Старо-Замостьем
«В том же Шульгофе, в тот великий четверг, уланы Дверницкого и кракуси расположились на стоянке, расставив вокруг места несколько пушек, которые, как мне кажется, были украдены у Чачки. Мы оживленно приблизились к нашим всадникам и поиграли с их вооружением. Ибо несколько дней им привозили еду и питье из города. Их приняли как братьев.
«Когда наступила весенне-летняя жара, холеры здесь впервые по городу распространилась эпидемия возносились молитвы . Конский навоз сжигали на рыночной площади и на улицах как средство против холеры, но это не помогало. Многим семьям покинул город и направился в окрестные леса. В монастырях о прекращении эпидемии или благодарственные молитвы за победы в прекращении болезни. Молодой священник Новаковский, пламенный оратор, после молитв рассказывал прихожанам о случившемся. героические поступки наших лидеров Он наказал и обвинил тех молодых людей, которые уклонялись от армии, называя каждого из них по имени...
«Замость, близлежащая крепость и другие пункты оказались под угрозой окружения. В Щебжешине произошло множество столкновений. Казаки нападали на город, грабили, избивали евреев и горожан. Через минуту уланы или кракуси прибудет со стороны Замости. Однажды казаки в ответ на такое нападение решили отомстить городу, а в этих столкновениях между польскими военными и казаками приняла участие молодежь города. В городе поднялась суматоха, и половина жителей города бежала в близлежащие леса. Со стороны Янува уже была слышна стрельба.
«Однако замешательство вызывает удивление. Агрессивные люди вооружились. Городской полицейский, пожилой военный, вместе с монастырским пономарем подняли тревогу. Стуча в монастырский барабан, они громким голосом отдавали приказания, а при исполнении Итак, создалось впечатление, что присутствовал большой военный отряд. Казаки и драгуны, которые уже располагались за пределами города, решили отступить. Последующие приказы удержали их от мести».

1863 года развернулось национально-освободительное движение Когда перед Январским восстанием , наибольшая реакция во всем Замосцком повете произошла в Щебжешине. В течение многих лет местных жителей арестовывали по подозрению в участии в восстании.

Методы русификации

[ редактировать ]

После провала Восстания российские власти начали проводить жесткую политику русификации. [2] вытесняя то, что не было русским. Пожилым людям предлагалось записать свои воспоминания о том времени, но поскольку большинство из них были неграмотными, более молодым грамотным горожанам часто приходилось записывать устные воспоминания старших. Война прервала эти усилия.

Гонения на униатов были драматичными. Пожилой крестьянин из Журавницы рассказал об ужасающей сцене, когда один из его соседей, униат, согласился принять русскую православную веру. Протесты жены не возымели действия. Все было устроено, все формальности улажены, но когда мужик уже собирался приступить к причастию , его жена обезумела от душевного смятения и напала на священника. Это произвело ужасающее впечатление на ее мужа, который отказался завершить церемонию. Будучи очень увлеченными этими рассказами, была предпринята попытка собрать подробности об униатах в Щебжешине. В сообщении 1843 года сообщается, что приход униатов был очень беден, поскольку имел «небольшое число приверженцев Щебжешинской церкви (церкви)». В декабре 1877 года священник Александр Гурский, который, судя по всему, не принадлежал к борцам сопротивления, подписал свое письмо как «настоятель Щебжешинского православного прихода». Именно в это время возникли униаты и Греко-католическая церковь. были ликвидированы и преобразованы в русскую православную церковь.

Позже настоятелем стал священник Тимофей Трач, и для польских католиков, особенно униатов, началась скорбная эпоха. Хотя сам настоятель когда-то был священником-униатом, он добровольно перешёл в Русскую Православную Церковь и стал идеологическим русификатором и распространителем своей новой веры. Он вел аскетический образ жизни и его деятельность носила фанатичный характер. Со временем он стал чрезвычайно влиятельным, поскольку стал известен высшим институциональным властям.

Его боялись все в Замосце. Его усилия по распространению русской православной веры не встретили большого сопротивления и он использовал любые необходимые методы: обещания, уловки, угрозы и насилие.

Документы архива Звежинца подтверждают, что в Щебжешине никогда не проживали круглогодично православные верующие, за исключением чиновников, которые время от времени проводили здесь время. Помимо Русской православной церкви, которая была преобразована, как упоминалось ранее, из греко-католической церкви, католическая церковь возле больницы была преобразована в русскую православную церковь в 1883 году. Число приверженцев русского православного прихода быстро росло пропорционально и на тот момент насчитывало 486 особей.

В 1905 году, за первые два месяца после публикации « Манифеста толерантности» , в Щебжешинском приходе из русского православия в католическую веру перешли 4195 человек, а с окраин Замости — 402 человека. Декларация толерантности стала серьезным ударом для Трача, поскольку свела на нет все его усилия. Он сопротивлялся дезертирству, но безуспешно; его здоровье было подорвано, и он умер в 1909 году.

Во время Первой мировой войны москвичи покинули Щебжешин, и обе православные церкви были закрыты. Казалось, исчез весь русский православный приход; горожане даже изменили написание на могильных камнях своих родственников с русского на польское, чтобы стереть все следы своей прежней церковной принадлежности. Даже могила и мемориал Трача были уничтожены. По распоряжению судебного пристава кто-то ночью сломал памятник, и гроб Траша перенесли с погоста на общественное кладбище.

Настоятелем римско-католического прихода в то время был священник Грабарский. Он был очень популярен и известен своей благотворительной деятельностью, даже в пользу евреев. Его очень любили евреи. В течение многих лет за него в синагогах возносились молитвы.

Жизнь в Щебжешине во времена российского правления была несчастной. Давление власти сильно ощущалось со стороны российских властей. Общественная активность была минимальной: не было никакого духовного движения. Несмотря на это, определенная заговорщическая деятельность продолжалась, например, незаконное обучение. Определенные организации действительно существовали: Mlodziez Szkolna, ND, PPS.

Внешний облик Щебжешина определили военные; в городе стоял казачий батальон. Во время Первой мировой войны через местечко проходили военные: русские, австрийцы, снова русские, а потом долгая австрийская оккупация. Проявлялись многие формы ориентации: промосковская, проавстрийская, инициативы за независимость. Часть молодежи ушла в военные легионы.

Холокост

[ редактировать ]

Когда немецкая армия оккупировала город в 1939 году, в Щебжешине проживало от 3000 до 4000 евреев. [3] Бабушка Исаака Башевиса Зингера , Тема Блима Шейнер, была родом из города. Зингер упоминает свою бабушку Тему в автобиографическом романе «Во дворе моего отца». 14 октября 1939 года, несмотря на то, что это был еврейский шабат , немцы приказали евреям убирать улицы в течение всего дня. Они обращались с ними жестоко: отрезали или отрывали бороды, проклинали и избивали. В середине октября в Щебжешине была сформирована полиция в составе 60 человек, которой было поручено преследовать еврейское население города. [4]

Несколько сотен евреев из Калиша и Влоцлавека были переселены в Щебжешин. Юденрат был вынужден ежедневно выделять на работу в Замостье несколько десятков человек. По словам местного польского врача Зигмунта Клюковского: «Еврейских рабочих отправляют в Бортатиче и Белобжег за пределами Замостья. Работа состоит в рытье канав, чтобы осушить там болота. Они должны работать стоя в воде. Они спят. в бараках невероятно грязных. Они должны совершать эту поездку (в трудовой лагерь) каждый день, и если они совершают малейшую ошибку, их бьют дубинками. Еврейские рабочие-рабочие покрыты вшами. В основном это мальчики, 17–. 20 лет».

10 ноября 1942 года Клюковский писал: «В принципе, все евреи в населенных пунктах Билгорайского района, к которому принадлежит Щебрешин, убиты. Остались только те, кто живет в лесах, долинах и т. д.». Всего в период с мая по ноябрь 1942 года из Щебжешина в лагерь смерти Белжец было отправлено шесть отдельных транспортов , в общей сложности более 5500 еврейских мужчин, женщин и детей были немедленно убиты. Сотни других евреев были убиты в Щебжешине, их преследовала полиция и польские граждане, а затем убили. Одна польская пара действительно приютила еврейскую семью и после войны была названа Яд Вашем Праведниками народов мира. [5] Некогда яркая еврейская община Щебжешина прекратила свое существование. [4]

После Замосского восстания

[ редактировать ]

В июле польское сопротивление провело общереспубликанскую операцию «Буря» , а в районе Замости партизаны освободили город Щебжешин и сам Замосць.

В литературе

[ редактировать ]

Имя Щебжешин печально известно тем, что его очень трудно произнести не носителям языка. Польский поэт Ян Бжехва использовал название города в своем стихотворении « Хшонщ » . Строка с Щебжешином звучит так: W Szczebrzeszynie chrząszcz brzmi w trzcinie ( произношение )

Примерно это переводится как: «В [городе] Щебжешине в тростнике звучит жук». Эта фраза вошла в повседневный язык как воплощение польских скороговорок и часто предлагается носителями языка иностранцам, изучающим польский язык. К стихотворению относятся два памятника, изображающие сверчка, играющего на скрипке, которые были установлены в Щебжешине.

В 2004 году Филип Бибель (1909–2006), брат художника Леона Бибеля, опубликовал свои «Сказки о местечке», мемуары о жизни начала 20 века в местечке Щебжешин. Примеры глав можно прочитать здесь: Наш Шаббат в Шебрешине Шум, музыка и клезмер Последний еврей

  1. ^ «Главная страница» . Столица фестиваля польского языка (на польском языке) . Проверено 16 августа 2020 г.
  2. ^ «Щебжешин, Польша [страницы 393-413]» . www.jewishgen.org . Проверено 7 июля 2022 г.
  3. ^ «Щебжешин – еврейское наследие, история, синагоги, музеи, территории и места для посещения» . JGuide по Европе . Проверено 7 июля 2022 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б «Помните еврейский Щебжешин» . 21 июля 2018 г.
  5. ^ Мегарджи, Джеффри (2012). Энциклопедия лагерей и гетто . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. п. Том II 713–715. ISBN  978-0-253-35599-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c51b68c4d90ca243c9a5078fbee19b77__1720192560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/77/c51b68c4d90ca243c9a5078fbee19b77.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Szczebrzeszyn - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)