Канал
Канал | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза. | |
Режиссер | Анджей Вайда |
Написал | Ежи Стефан Ставинский |
В главных ролях | |
Производство компания | |
Дата выпуска |
|
Время работы | 95 минут |
Страна | Польша |
Язык | Польский |
Канал ( Польское произношение: [ˈkanaw] , Канализация ) — польский фильм 1957 года режиссёра Анджея Вайды . [ 1 ] Это был первый фильм, снятый о Варшавском восстании 1944 года , рассказывающий историю роты Армии Крайовой, бойцов сопротивления спасающихся от натиска нацистов через городскую канализацию . [ 2 ] [ 3 ] Фильм адаптирован по рассказу Ежи Стефана Ставинского «Они любили жизнь» . [ 4 ] «Канал» Вайды — второй фильм военной трилогии , которому предшествует «Поколение» , а за ним — «Пепел и бриллианты» . [ 5 ]
Фильм стал обладателем специального приза жюри 1957 года Каннского кинофестиваля . [ 6 ] [ 7 ]
Сюжет
[ редактировать ]25 сентября 1944 года, последние дни Варшавского восстания . Лейтенант Задра ведет отряд из 43 солдат и гражданских лиц на новую позицию среди руин ныне изолированного южного района Мокотув в Варшаве.
Композитору Михалу удается позвонить жене и ребенку в другую часть города, захваченную немцами. После нескольких слов она сообщает ему, что немцы очищают здание и идут за ней. Потом линия обрывается. На следующее утро 23-летний кадет Кораб извиняется после того, как вошел в комнату и обнаружил заместителя командира, лейтенанта Мондри, и девушку-посыльную Халинку вместе в постели (позже Галинка рассказывает, что Мондри - ее первый любовник). атака Немецкая остановлена, но Кораб ранен, выведя из строя гусеничную мину «Голиаф» .
Окружённому противником Задре приказано отступить через канализацию в центр города. Теперь их осталось 27 человек, пригодных к путешествию, включая Кораба, и они продираются сквозь грязь.
Дейзи, их проводник, просит Задру позволить ей помочь Корабу, утверждая, что остальные смогут найти дорогу достаточно легко. Задра соглашается. Однако пара отстает все дальше и дальше. Когда они достигают назначенного выхода на улице Вильча, Кораб слишком слаб, чтобы подняться по наклонному вверх туннелю, поэтому они некоторое время отдыхают. Он замечает граффити на противоположной стене, но не может их разобрать. Дейзи говорит ему, что там написано «Я люблю Янека», хотя на самом деле имя Яцек, имя Кораба. Она решает, что им следует направиться в сторону реки, которая находится совсем недалеко, и гонит его дальше, не давая остановиться. Наконец они видят солнечный свет. К этому времени Кораб наполовину слеп и его силы на исходе. Он не видит, что выход закрыт металлическими решетками. [ 8 ] Дейзи наконец раскрывает свои чувства к нему, целуя его, прежде чем сказать, что он может немного отдохнуть.
Основная группа некоторое время следует за Задрой, но без Дейзи они теряются. Наконец, когда Задра приказывает сержанту Куле приказать им двигаться дальше после короткого отдыха, они остаются на месте. Кула лжет и говорит Задре, что они следуют за ним, чтобы заставить его идти дальше. В конце концов, единственным оставшимся солдатом после Задры и Кулы стал механик Смуклы.
Тем временем Мондри, Галинка и Михал тоже потеряны. В конце концов Михал теряет рассудок и уходит, играя на окарине . Зайдя в тупик, Мондри кричит, что ему есть ради кого жить. Когда Халинка спрашивает, кто, он говорит ей, что у него есть жена и ребенок. Она просит его выключить фонарик, а затем стреляет в себя. Мондри находит выход, но как только он вылез из канализации, немецкий солдат обезоруживает его и помещает во двор вместе с другими, прошедшими через тот же люк. В отчаянии он становится на колени рядом с телами других, уже казненных.
Задра, Кула и Смуклы пропускают выход на улице Вильча, но находят другой, но он заминирован. Смуклий обезвреживает две немецкие гранаты, но его убивает третья и последняя. Задра и Кула выходят из канализации и оказываются в пустынной части разрушенного города. Когда Задра велит Куле привести остальных мужчин, Кула признает, что солгал и что они оставили их давным-давно. В ярости Задра стреляет в Кулу и неохотно возвращается в канализацию, чтобы найти своих людей.
Бросать
[ редактировать ]- Тереза Ижевска в роли Стокротки (Маргаритки)
- Тадеуш Янчар, он же «Кораб» (Яцек)
- Венчислав Глинский — лейтенант . "Осколок"
- Тадеуш Гвяздовский — сержант «Кула» (Пуля)
- Станислав Микульский в роли Смуклы (Слим)
- Эмиль Каревич, как лейтенант. "Мудрый"
- Мацей Мацеевский в роли Густава
- Владек Шейбал в роли композитора Михала (в титрах - Владислав Шейбал)
- Тереза Березовская в роли Халинки
Производство
[ редактировать ]Сюжет и сценарий написал Ежи Стефан Ставинский , который сам выжил в канализации в качестве офицера Армии Крайовой (Польское подполье Армии Крайовой ) во время Варшавского восстания в августе 1944 года. [ 9 ]
Продюсером фильма выступила Zespół Filmowy «Kadr» на Wytwornia Filmow Fabularnych (Студия художественных фильмов) в Лодзи , Польша. [ 10 ]
Премьера «Канала» состоялась 20 апреля 1957 года в Варшаве. [ 11 ]
Релизы
[ редактировать ]Канал принес Вайде специальный приз жюри на Каннском кинофестивале 1957 года . [ 12 ] Фильм в значительной степени свободен от откровенной коммунистической пропаганды, которая была характерна для его предшественника, «Поколения» . Он был выпущен после падения сталинского режима Болеслава Берута , последовавшего за смертью Иосифа Сталина .
В апреле 2019 года отреставрированная версия фильма была выбрана для показа в разделе «Каннская классика» Каннского кинофестиваля 2019 года . [ 13 ]
Прием
[ редактировать ]В то время как дебютный фильм Вайды «Поколение» (1955) получил сдержанный критический отклик, «Канал» вызвал широкие споры и дебаты среди поляков относительно его достоинств. Донота Нимиц и Стефан Стейнберг отмечают, что «фильм не был принят в Польше положительно. Бесполезная смерть героев восстания, покрытых грязью и экскрементами, не соответствовала идеализированному образу мучеников нации». [ 14 ] Критик Леон Буко в «Польском вестнике» жаловался: «Вся эта Варшава, все это Восстание погрязло в грязи, в сточных канавах истории…» [ 15 ] Александр Яцкевич из «Трибуны Люду» написал:
Возможно, Канал станет началом рассказа правды об истории, о нас самих, о целом поколении. Возможно, это окажется искусством предостережения, искусством очищения, триумфом героизма жизни над героизмом смерти». [ 16 ]
Биограф Болеслав Михалек добавляет, что Якевич сделал акцент на скептической ноте в фильме, на его противостоянии легенде о Варшавском восстании, и в целом именно так рецензенты провозгласили «Канал» знаковым событием в польском кино». [ 17 ]
На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 100% на основе 8 рецензий со средневзвешенной оценкой 8,1/10. [ 18 ]
Тема
[ редактировать ]Одной из главных тем « Канала» является «польский героизм» и идея о том, что поляки исторически были склонны к «актам мужества, столь же бесполезным, сколь и отчаянным». [ 19 ] Первоначально Вайда рассматривал возможность сослаться на некоторые знаменитые — и полусамоубийственные — кавалерийские атаки в польской истории, в том числе во время битвы при Самосьерре в наполеоновскую эпоху , атаку при Рокитне в Первой мировой войне и легенду об атаке под Кроянтами , предположительно на немецкие танки в 1939 году. Они должны были быть представлены в предкредитной последовательности, но в конечном итоге от них отказались. [ 20 ] Биограф Болеслав Михалек отмечает:
Здесь мы имеем определенный комментарий «о польском героизме», неявную критику «польскости», отсутствие политического и социального здравого смысла, склонность к несоразмерно высоким жертвам. Согласно этому образу мышления, национальная история представляла собой одну длинную цепь безрассудства. [ 21 ]
Исторические проявления «романтизма и героизма» считались анахронизмом в послевоенной Польше и подвергались сомнению с помощью апелляций к «разуму» и «политическому здравому смыслу». Несмотря на эти политические разоблачения, романтический, чувственный стиль Вайды наделяет персонажей « Канала » «героическими размерами». [ 22 ]
Спуск в канализацию сравнивают с изображением Данте душ, проклятых в его «Аде» , и Вайда признает его таковым. Биограф Болеслав Михалек пишет:
Канал пронизан практически непреодолимым настроением отчаяния, горечи и смирения. Вся структура построена на идее, что нет выхода, нет надежды, нет шанса на избавление. Как и у Данте, здесь лишь череда сужающихся кругов мучений. [ 23 ]
Политическая оценка
[ редактировать ]Историческая тема, которую Вайда затронул в «Канале», была одной из самых политически и социально напряженных тем в послевоенной Польше. Как и другие фильмы его военной трилогии, «Канал» был «честной и ценной попыткой изобразить сложность современной польской истории и политики». [ 24 ] [ 25 ] В фильме «мастерски» драматизирована трагическая судьба мужчин и женщин небольшого отряда бойцов Сопротивления Армии Крайовой. [ 26 ] Биограф Болестав Михалек предоставляет контекст:
Следует иметь в виду, что рассматриваемые события вызвали споры. Начало восстания 1 августа 1944 года было заказано руководителями Армии Крайовой по согласованию с правительством в изгнании в Лондоне, но с командованием приближающихся советских армий не было достигнуто четкого соглашения... На советском фронте [нацистами] была развязана война на истощение против повстанцев… Постепенно безжалостное немецкое нападение вынудило повстанцев отступить к Мокотуву . После двух месяцев боев командование Армии Крайовой капитулировало. Цена Восстания составила несколько сотен тысяч убитых и сожжение домов более миллиона человек. [ 27 ] [ 28 ]
Михалек добавляет, что «трактовка Вайды Варшавского восстания и отступления через канализацию имела определенное и осознанное историческое и социальное преимущество». [ 29 ]
К середине 1950-х годов среди поляков сложились два фундаментальных мнения относительно этого события. Одним из них был популярный романтический образ доблестных юных мучеников, погибших, защищая Родину. Вторым был официальный скептицизм относительно чистоты мотивов высшего командования, направлявшего мужчин и женщин-патриотов на обреченное предприятие. [ 30 ]
Вайда, реагируя на эти двойственные социальные взгляды, попытался синтезировать их в «Канале» . [ 31 ] [ 32 ] Польский критик Кшиштоф Теодор Теплиц так прокомментировал контрастирующие «героические аспекты» персонажей «Канала» и «скрытый скептицизм» относительно восстания 1944 года:
«Как и все художники, занимающиеся этой темой, Вайда поддался определенному давлению. С одной стороны, было рациональное давление против апологии Восстания , а с другой стороны, эмоциональное давление против беспощадной критики Восстания. Фильм остановился на полпути. [ 33 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ «Канал» . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ Михалек, 1973 с. 25
- ^ Нимиц и Стейнберг, 2016.
- ^ Михалек, 1973 с. 160
- ^ «ЛУЧШИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ АНДЖЕЯ ВАЙДЫ» . Проверено 20 апреля 2020 г.
- ^ «festivalcannes.com» . Архивировано из оригинала 6 февраля 2015 года . Проверено 6 февраля 2015 г.
- ↑ Нимиц и Стейнберг, 2016: «Награжден Серебряной пальмовой ветвью Каннского кинофестиваля…»
- ↑ Эта сцена относится к концу фильма «Гарри Поттер и Тайная комната» (2002).
- ^ Михалек, 1973 с. 25: «Опыт Ставинского в качестве молодого офицера в подпольной армии [во время] Варшавского восстания в августе 1944 года… трактовка событий, в которых он принимал непосредственное участие…» И: «…рассказ и сценарий…» Ставинского.
- ^ Михалек, 1973 с. 160
- ^ Михалек, 1973 с. 36: «Премьера состоялась 20 апреля 1957 года…»
- ^ «Каннский фестиваль: Канал» . фестиваль-канны.com . Проверено 8 февраля 2009 г.
- ^ «Каннская классика 2019» . Каннский фестиваль . 26 апреля 2019 года . Проверено 26 апреля 2019 г.
- ^ Нимиц и Стейнберг, 2016 г.
- ^ Михалек, 1973 с. 35: «...недовольный критик…», см. сноску с. 172 для источника
- ^ Михалек, 1973 с. 36
- ^ Михалек, 1973 с. 36
- ^ «Канал (1961) — Тухлые помидоры» . Сайт Rotten Tomatoes.com . Гнилые помидоры . Проверено 6 июля 2024 г.
- ^ Михалек, 1973, стр. 33.
- ^ Михалек, 1973, стр. 33.
- ^ Михалек, 1973, стр. 33.
- ^ Михалек, 1973, стр. 34.
- ^ Михалек, 1973, стр. 30.
- ^ Михалек, 1973 с. 30
- ^ Нимиц и Стейнберг, 2016: Канал «честная и ценная попытка изобразить сложность современной польской истории и политики».
- ^ Нимц и Стейнберг, 2016: «...Вайда мастерски воссоздает последние дни из жизни нескольких бойцов Варшавского восстания, которые пытаются пробиться через городскую канализационную систему».
- ^ Михалек, 1973 с. 30
- ^ МСВС, 2019: «Когда нацисты покинули город в начале 1945 года, 85 процентов его довоенных зданий больше не существовало».
- ^ Михалек, 1973 с. 30
- ^ Михалек, 1973 с. 30-31, А с. 53: «...в общественном сознании были распространены два отношения к этому событию: скептицизм... в отношении того, что казалось еще одним героическим, но ошибочным эпизодом в польской истории, и искреннее и безоговорочное одобрение легенды о доблестных, неукротимых молодых поляках. »
- ^ Нимц и Стейнберг, 2016: «Разногласия окружали отношение Вайды к национальным символам и героям… Некоторые широко критиковали Вайду за то, что он приспосабливался к сталинистскому режиму».
- ^ Михалек, 1973 с. 25: «...полоса скептицизма относительно цели и цены героизма». И: стр.33: «Моральная и историческая двусмысленность» Канала.
- ^ Михалек, 1973 с. 34-35
Источники
[ редактировать ]- Михалек, Болеслав . 1973. Кино Анджея Вайды. Танвити Пресс. AS Барнс и компания. Нью-Йорк. ISBN 0-498-01325-1
- Нимиц, Дората и Штейнберг, Стефан. 2016. Польский режиссер театра и кино Анджей Вайда умер в возрасте 90 лет. World Socialist Web Site , 14 октября 2016. https://www.wsws.org/en/articles/2016/10/14/wajd-o14.html Проверено 4 июля. 2022.
- Мировой социалистический веб-сайт. 2019 год , 75 лет назад: Варшавское восстание жестоко подавлено нацистскими оккупантами . Мировой социалистический веб-сайт. 30 сентября 2019 г. https://www.wsws.org/en/articles/2019/09/30/twih-s30.html Проверено 8 июля 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Канал и IMDb
- Канал на AllMovie
- Канал на Rotten Tomatoes
- Канал, эссе Джона Саймона из Criterion Collection
- Канал в Filmpolski.pl базе данных
- Анджей Вайда на канале
- фильмы 1957 года
- Военные драмы 1950-х годов
- Польские военные драмы
- Фильмы 1950-х годов на польском языке
- Немецкоязычные фильмы 1950-х годов
- Польские черно-белые фильмы
- Фильмы о польском сопротивлении во время Второй мировой войны.
- Фильмы, действие которых происходит в Варшаве.
- Работы о Варшавском восстании.
- Фильмы Анджея Вайды
- Драматические фильмы 1957 года
- Польские фильмы о Второй мировой войне