Jump to content

Человек из мрамора

Человек из мрамора
Польский плакат, рекламирующий фильм
Режиссер Анджей Вайда
Написал Александр Сцибор-Рыльский
В главных ролях
Кинематография Эдвард Клосинский
Под редакцией Halina Prugar-Ketling
Музыка Анджей Коржинский
Дата выпуска
  • 25 февраля 1977 г. ( 25 февраля 1977 г. )
Время работы
165 минут
Страна Польша
Язык Польский

«Человек из мрамора» ( польский : Człowiek z marmuru ) — польский фильм 1977 года режиссёра Анджея Вайды . В нем рассказывается о впадении в немилость вымышленного героического польского каменщика Матеуша Биркута (которого играет Ежи Радзивилович ), который стал стахановским символом успешного рабочего, в Новой Гуте , новом (реальном) социалистическом городе недалеко от Кракова . сыграла Агнешка, которую Кристина Янда в своей первой роли, — молодой режиссер, снимающий свой дипломный фильм (требование к выпускному экзамену) о Биркуте, местонахождение которого, кажется, было потеряно два десятилетия спустя. Название отсылает к пропагандистским мраморным статуям, выполненным по образу Биркута. [ 1 ]

«Человек из мрамора» отражает растущую враждебность режиссера Вайды к сталинистскому культурному истэблишменту и его репрессивным ограничениям на художественное самовыражение. Сюжет фильма предсказывает забастовку на судостроительном заводе имени Ленина в 1980 году и подъем Движения Солидарности . [ 2 ]

Агнешка — молодой режиссер, работающая над диссертацией о Матеуше Биркуте, каменщике, провозглашенном героем политического трюка, направленного на повышение эффективности строительства и квот на кирпич. Однако с тех пор он впал в немилость партии и других чиновников. Его нынешнее местонахождение, кажется, было потеряно два десятилетия спустя, и она пытается собрать воедино детали его падения. Агнешке сложно создать фильм на основе архивных источников и музейных коллекций, но за пределами официальной пропаганды остается мало работы.

Затем Агнешка идет к успешному режиссеру Ежи Бурскому, который рассказывает подробности съемок его неоконченного фильма « Строим наше счастье» . Раскрывается правда, лежащая в основе пропагандистского фильма, раскрывающая, как Биркут был выбран в качестве примера для демонстрации прогресса и эффективности нового промышленного города Новая Хута. Выбранный Йодла, местным секретарем партии, слава Биркута распространилась благодаря рекорду по кладке кирпича в 30 000 кирпичей за одну смену, который привел его к славе. Бурски мало что рассказывает о Биркуте после его первого взлета, но знакомит ее с человеком, который знал Биркута лично.

Затем Агнешка идет к Михалаку, агенту неназванной государственной организации, который следил за Биркутом во время его славы. Он выполнял двойную роль: обеспечивал безопасность и следил за деятельностью Биркута. Он делится подробностями несчастного случая, который помешал Биркуту продолжить работу по кладке кирпича: нагретый кирпич смешался с остальными, что сильно обожгло ему руки. Затем Михалак проливает свет на деятельность Биркута после его помещения в инспекцию. На вид истинно верующий, Биркут был любим трудящимися и боролся за их улучшение. Застрявший в ленивой и эгоистичной бюрократии, Биркут падает духом и все чаще сталкивается с влиятельными политиками и чиновниками. В то время как его собственное здоровье ухудшалось, друг Биркута по каменной кладке Винцентий Витек арестован государством, и Биркут борется за его освобождение. Теряя надежду, Биркут впадает в отчаяние и в пьяном виде нападает на местное партийное здание, разбивая окно.

Далее Агнешка смотрит архивную кинохронику суда над другом Биркута Витеком и другими участниками так называемого суда над «бандой Скочни», которая стремилась снизить производительность труда и саботировать строительные площадки. Витек и Биркут, судя по всему, были приговорены к тюремному заключению и перевоспитанию.

После суда и освобождения от перевоспитания Витек успешно изменил свою карьеру и теперь является важным чиновником в Катовице. В интервью он рассказывает о возвращении Биркута из тюрьмы, в котором Витек принял линию партии и пытается побудить Биркута сделать то же самое. На протяжении всего времени, проведенного с ним, Агнешка уклоняется от вопросов и постоянно хвалит успехи, достигнутые в Катовице.

Затем съемочная группа идет взять интервью у Ханки, жены Биркута, до того, как его объявили предателем. Однако когда она осознает тему своего интервью, она становится крайне расстроена. Она рассказывает историю о том, как Биркут выследил ее и встретился с ней. Биркуту снова предоставляется возможность воспользоваться своим прошлым и добиться успеха, но он, похоже, снова от нее отказался. Ханка впал в пьянство и стыд.

Проанализировав успехи Агневши, власти выразили недовольство и в конечном итоге отказались от поддержки ее фильма. Собранные ею фотоаппараты и кинопленки конфискованы. Новый фильм Биркут найден в архивах, но им не разрешен доступ к его редактированию и включению в оставшуюся часть ее фильма.

Отец Агнешки утешает ее по поводу ее фильма и предполагает, что должна быть одна конкретная причина для страха властей перед дальнейшим раскрытием информации, и предлагает ей найти Биркута и поговорить с ним, чтобы узнать больше, даже если она больше не участвует в создании фильма. фильм. Вдохновленная этим, Агнешка выслеживает сына Матеуша, Мацея, на Гданьской верфи. Агнешка узнает от Мацея, что его отец умер много лет назад. Фильм заканчивается тем, что Мацей заходит в киноофис вместе с Агнешкой.

Производство

[ редактировать ]

В некоторой степени удивительно, что Вайде удалось снять такой фильм, sub Silentio, критикующий социалистический реализм Новой Хуты, раскрывающий использование пропаганды и политической коррупции в период сталинизма . Режиссер предсказал ослабление хватки Советов, которое пришло с Движением Солидарности , хотя польские историки кино признали, что из-за цензуры сценарий томился в аду разработки с 1962 года. В фильме широко используются оригинальные документальные кадры со строительства Нова Хута и другие сюжеты ранней коммунистической эпохи Польши, а также пропагандистская/вдохновляющая музыка сталинистской Польши.

Агнешке сложно сделать фильм на основе архивных источников и музейных коллекций, а также на основе интервью с людьми, чьи ответы дают частичную информацию о жизни Биркута, но, похоже, не знают о его нынешнем местонахождении или ситуации. Власти решают, что юная студентка слишком глубоко копается в недавнем прошлом, и сообщают ей, что у них отозвано разрешение на создание фильма. Ее оборудование и собранные ею материалы конфискованы. Отец Агнешки предполагает, что должна быть одна конкретная причина для опасений властей дальнейшего раскрытия информации, и предлагает ей найти Биркута и поговорить с ним, чтобы узнать больше, даже если она больше не участвует в создании фильма. Вдохновленная этим, Агнешка выслеживает сына Матеуша, Мацея, на Гданьской верфи . (И отца, и сына, Матеуша и Мацея, играет один и тот же актер: Ежи Радзивилович .) Агнешка узнает от Мацея, что его отец умер много лет назад.

Концовка « Человека из мрамора» оставляет смерть Матеуша Биркута неоднозначной. В своем сценарии Вайда хотел раскрыть, что Матеуш был убит в ходе столкновений на верфях в 1970 году , крупного конфликта, который стал прообразом подъема «Солидарности» десять лет спустя, но ему помешала цензура. В 1981 году Вайда снял фильм «Человек из железа» , продолжение « Человека из мрамора» , в котором показано последующее участие Мацея в польском антиавторитарном рабочем движении . «Человек из железа» подробно рассказывает об убийстве Матеуша во время столкновений 1970 года. [ 3 ] Донота Нимиц и Стефан Стейнберг пишут:

«Человек из мрамора» передает настроение растущего народного недовольства. Фильм также дальновидно предвосхищает будущее развитие профсоюзного движения «Солидарность», заканчиваясь сценой, в которой Агнешке наконец удается встретиться с Мацеком, сыном Биркута, перед воротами Судостроительного завода имени Ленина в Гданьске (где рабочие устраивают историческую забастовку в 1980 году). , что привело к серьезному кризису сталинистского чиновничества). [ 4 ]

  • Ежи Радзивилович – Матеуш Биркут / Мацей Томчик
  • Кристина Янда — Агнешка
  • Тадеуш Ломницкий – Ежи Бурский
  • Яцек Ломницкий – Молодой Бурский
  • Михал Тарковский — Винцентий Витек
  • Петр Чеслак – Михалак
  • Веслав Войчик — Йодла
  • Кристина Захватович — Ханка
  • Магда Тереза ​​Войчик – редактор
  • Богуслав Собчук – телепродюсер
  • Леонард Зайончковски – Леонард Зайончковский, оператор
  • Яцек Доманьски — звукооператор
  • Ирена Ласковская – Сотрудница музея
  • Здзислав Козень — отец Агнешки
  • Веслав Джевич – муж Ханки
  • Саския Тейлор — дочь Ханки

Фильм был включен в секцию «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале 1978 года и получил приз ФИПРЕССИ . [ 5 ]

  1. Нимц и Стейнберг, 2016: «В фильме рассказывается история «образцового» рабочего, каменщика Матеуша Биркута, в 1950-е годы, показанная через призму расследования молодой репортерши Агнешки».
  2. ^ Нимиц и Стейнберг, 2016: «В середине 1970-х годов также произошло изменение отношения Вайды к сталинистскому истеблишменту... его первый «антисталинистский» фильм... пророчески предвосхищает будущее развитие профсоюзного движения «Солидарность».
  3. ^ «Человек из железа» . Кинофайлы Калифорнийского университета. Март 1982 года. Архивировано из оригинала 18 января 2015 года . Проверено 18 октября 2011 г.
  4. ^ Нимц и Стейнберг, 2016 г.
  5. ^ «Каннский фестиваль: Человек из мрамора» . фестиваль-канны.com . Проверено 23 мая 2009 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Нимиц, Дорота. 2014. Наследие послевоенного польского кинорежиссера Анджея Мунка. Мировой социалистический веб-сайт. 13 октября 2014 г. https://www.wsws.org/en/articles/2014/10/13/munk-o13.html Проверено 8 июля 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ff562ef413c85c18f8f22befa3d2b78c__1715301480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/8c/ff562ef413c85c18f8f22befa3d2b78c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Man of Marble - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)