Jump to content

Тадеуш Гайцы

Тадеуш Гайцы
Рожденный ( 1922-02-08 ) 8 февраля 1922 г.
Умер 16 августа 1944 г. ( 1944-08-16 ) (22 года)
Род занятий Поэт, солдат
Могила Гайцы на Повонзком военном кладбище

Тадеуш Стефан Гайцы (англ. Польское произношение: [taˈdɛ.uʐ ˈɡajtsɨ] ; 8 февраля 1922, Варшава — 16 августа 1944, Варшава) псевдоним Кароль Топорницкий, «Роман Осьцень», «Топор», «Орчик» польский поэт, драматург, главный редактор журнала «Штука и народ» (Искусство и народ). Nation) периодического издания, член Конфедерации Нации , солдат Армии Крайовой .

Он родился 8 февраля 1922 года на улице Дзика в Варшаве. Его предки по отцовской линии пришли в Польшу из Венгрии, поэтому в документах существует несколько форм полонизированной фамилии поэта (Гайц, Гайца, Гайцы, Гайчи). Родителями Тадеуша были Стефан Гайцы и Ирена Гайцы, урожденная Змажлик. Отец Гайцы был телеграфистом во время польско-большевистской войны, а после войны работал слесарем на железнодорожном ремонтном заводе в варшавском районе Прага. Его мать работала акушеркой в ​​госпитале и имела корни в помещичьей семье. В свободное время она занималась общественной и благотворительной деятельностью, чем снискала ей уважение и признание как на работе, так и среди местного населения. Брат его матери Станислав Змарзлик был очень талантливым танцором, добившимся артистического успеха в Западной Европе и США под сценическим псевдонимом Стэнли Бэрри. У Тадеуша также был младший брат по имени Мечислав. Они выросли в классической семье, состоящей из нескольких поколений, так как родители его матери тоже жили дома. [1]

Свой талант к поэзии он обнаружил еще в детстве и связал с поэзией свое будущее. Он посещал начальную школу на улице Ставки, одновременно служил алтарником в церкви Иоанна Божия. Школу он закончил с хорошим результатом, с лучшими оценками по гуманитарным наукам и самыми слабыми по математике. Затем он попытался сдать экзамен в гимназию и среднюю школу Тадеуша Чацкого. Несмотря на достаточную оценку, его не приняли в эту школу из-за нехватки мест. В конце концов он стал учеником средней и высшей школы Марианских отцов в Белянах. Школа Марианских отцов славилась своей строгостью и большим упором на патриотическое и социальное воспитание молодежи. Некоторые из преподавателей не скрывали своих взглядов на национал-демократию. По этой причине, несмотря на официальное дистанцирование отцов Марии от политики, школа была очень популярным местом обучения для молодых людей, находящихся под влиянием национального движения. После начала войны Марианский центр в Белянах был основным пунктом поддержки деятельности Конфедерации народа в Варшаве.

В последующие годы обучения в средней школе он получал все более высокие оценки, особенно по гуманитарным наукам. В четвертом классе, рядом с Войцехом Ярузельским, Тадеуш был лучшим учеником по польскому языку. В июне 1939 года, после прохождения так называемого Малого бакалавриата, он был принят на гуманитарное отделение средней школы. В этот период он начал писать стихи, которые автор считал достойными постоянного сохранения. Его произведения этого периода, как подчеркивает Анджей Таубер-Зилковский, были необычайно серьезными, зрелыми и философскими для шестнадцатилетнего возраста. Летом 1939 года Гайцы представил несколько стихотворений в редакцию «Просто з мосту» («Прямо с моста»), самого читаемого общественно-культурного еженедельника конца межвоенного периода. Редактор Станислав Пясецкий обещал опубликовать их осенью в специальном вкладыше, содержащем дебютные стихи подростковых «стихов-поэтов». Раньше других Гайцы читал классику мировой литературы: произведения Йозефа Конрада, Франца Кафки, Кнута Гамсуна, Антона Чехова, Ярослава Гашека и Федора Достоевского. Однако прежде всего его интересовала современная поэзия, созданная жагаристами и Ежи Либерт , Константий Ильдефонс Галчинский , Владислав Себыла, Войцех Бонк, Чеслав Милош , Юзеф Чехович и Юзеф Лободовский . [1]

В день начала войны он должен был начать обучение в первом классе средней школы, но вместо этого, как член школьного отряда военной подготовки, обратился к военным властям с просьбой о призыве на боевые действия. армия. Получив отказ и в соответствии с радиообращением полковника Романа Умятовского с призывом к людям, способным носить оружие, идти на Восток, он покинул Варшаву. Он достиг Влодавы на реке Буг. Вернулся в Варшаву после капитуляции столицы. Он решил вернуться к образованию, но, к сожалению, преподавательский состав Марианских отцов был временно арестован, и тогда власти Германии решили обучать поляков только на уровне начальных и профессиональных училищ. Поэтому Гайси начал свое образование в тайных классах. Во время учебы он избежал немецких репрессий благодаря ячейкам сопротивления, которые перехватили письмо, написанное его другом из секретных классов, с доносом на них в гестапо. В этот период Гайси в основном занимался изучением истории литературы. К экзамену на зрелость его готовил профессор Эдмунд Янковский, послевоенный исследователь Института литературных исследований Польской академии наук. Профессор запомнил его как высокомерного, самоуверенного и беспечного молодого человека, но в то же время чрезвычайно талантливого и умного. Гайцы хотел, чтобы его вступительный экзамен стал билетом на подпольное обучение польской филологии в Варшавском университете. Тем временем он усердно изучал немецкий язык и начал переводить с этого языка классические произведения. Эксперты, сравнивающие аналогичные переводы произведений Чеслава Милоша или Мариана Хемара, подчеркивали превосходство Гайцы. Весной 1941 года он сдал экзамен на зрелость. Поступив на факультет польских исследований в Варшавский университет, он черпал свои знания у самых выдающихся польских гуманистов: Юлиана Кшижановского, Владислава Татаркевича и Зофии Шмидтовой. По мнению профессорско-преподавательского состава, он был прилежным учеником. [1]

Параллельно с учебой Гайцы искал контактов и с подпольной прессой, на страницах которой он хотел публиковать свои произведения. В конце концов он поддался харизме и индивидуальности Вацлава Боярского, главного редактора журнала SiN, с которым его познакомил Владислав Бартошевский. КН создал СиН, чтобы иметь широкое влияние на академические и литературные круги. Организация журнала стала совместной работой Влодзимежа Петржака, руководителя пропагандистско-политического отдела КН, и Онуфрия Бронислава Копчинского, поэта и композитора, ставшего первым редактором SiN. В редакцию журнала входили выдающиеся художники молодого поколения, как идеологически связанные с КН, так и упомянутые выше: Копичинский, Петшак и Здзислав Строиньские, Войцех Менцель, Тадеуш Солтан, Станислав Марчак-Оборский, Леслав Бартельский. В КН вступали молодые люди из элитных семей, родители которых часто представляли совершенно разные политические взгляды, например, Лешек Костек-Бернацкий был сыном Вацлава Костки Бернацкого.

Влившись в организационные структуры, Гайцы принимал активное участие в тайных литературных собраниях, где проводились чтения и дискуссии и даже ставились театральные представления. На встречах присутствовали молодые люди, несмотря на идеологические разногласия. Примерно в 1942 году он занял должность репортера в газете, издаваемой KN Nowa Polska-Wiadomości Codzienne (Новая Польша – Daily News). Его первая статья была опубликована в сводных выпусках 3–4 за VIII–IX 1942 г. В 1943 г., начиная с номера № 1. 6 количество его текстов в SiN значительно увеличилось. В то же время он писал для других журналов: таких как «Культура Ютра» («Культура завтрашнего дня»), «Правда Млодыч» («Правда молодежи»), «Дзвигары» («Рычаги») и «Бюллетень информации ».

В октябре 1942 года «Информационный бюллетень КН» объявил конкурс на солдатский марш, который выиграл Гайцы со своей песней «Uderzenie» («Забастовка»), музыку к которой написал Ян Экьер. В своих последующих текстах, опубликованных в SiN, Гайци критиковал среду группы Скамандера за неуважительное отношение к государству и национальное отчуждение: «Скамандер если и говорил о государстве, то говорил риторически или насмешливо (стихи Тувима о государстве), но в этом насмешливом, извращенном тоне можно найти тихую трагедию людей, которые научились «быть поляками». (...) Как элиту их критиковали за то, что они бросили нацию на произвол судьбы во время военной катастрофы, нависшей над Польшей. . [1]

Он не остановился на публикации литературно-критических произведений и одновременно занялся редакционной работой и распространением журнала. Вскоре он подружился со своим коллегой по организации Здзиславом Строинским, который был обязан ему продвижением его собственной литературной деятельности. В статье « Искусство и государство», написанной совместно с Боярским, авторы анализируют место и роль искусства в государствах, которые, по их мнению, имеют черты сильного или слабого государства. Они критиковали польское государство периода до прихода к власти санационного правительства, которое считали свободным от идеологии.

Пропагандистская акция, в которой участвовал Гайцы вместе с Боярским и Стройньским, закончилась трагически. 25 мая 1943 года, в 400-летие со дня смерти Николая Коперника, возложили венок к его памятнику в Варшаве. Пояс венка был украшен надписью: « Гению славян – соотечественников ». Акция была призвана напомнить оккупационным силам, что, вопреки приписываемому Копернику немецкому гражданству, он был поляком и славянином. Фотоматериал с акции планировалось отправить в Лондон, а затем использовать в пропагандистских целях. Фотографов удивил так называемый «Синий полицейский», Гайцы отреагировал нервно, в результате чего Боярского застрелили и через десять дней он умер, а Стройнского арестовали, избили и отправили в тюрьму Павяк. После смерти коллеги, за которую он взял на себя ответственность, Гайцы впал в депрессию. Однако в провале акции виноват был сам Боярский, так как он был ее инициатором и роковым исполнителем. Хотя Гайцы понимал необходимость различать быть художником и солдатом, как и вся среда ШИН и КН, он искал себе место военизированного поэта, дисциплинированного, морально сильного и смелого, того, кто влияет не только на своим художественным творчеством, но в то же время готов повести в бой отряд, заранее обреченный на провал, но соответствующий идеалу самоотверженности и боя. [1]

Гайцы идеологически ассоциировал себя с политическим посланием КН и его философией, основанной на идее универсализма, строя Славянскую империю под руководством Польши на руинах двух оккупационных держав, критикуя демократию, а также довоенное санационное правление. Однако сам он, будучи редактором «СиН», уделял идеологическим акцентам в журнале гораздо меньше внимания, чем его предшественники. Критическое отношение к культуре межвоенного периода содержалось в его очерке Już nie potrzebujemy («Она нам больше не нужна») и эссе O wawrzyn («За лавр»). В статье « История и действие» он поделился с читателями своими наблюдениями о разрушительном влиянии войны на культуру. Знаменитое стихотворение « Вчерашнему » стало прологом к военному поэтическому творчеству Гайцы, вдохновленному творчеством Владислава Себилы, поэта, солдата сентября 1939 года, убитого НКВД в Харькове. За это стихотворение в 1942 году Гайцы получил премию на объявленном в июне 1942 года конкурсе «СиН». В октябре 1943 года он опубликовал свою драму. Misterium niedzielne [Воскресная мистерия], содержащая элементы гротеска и сатиры. В нем Гайси раскритиковал отсутствие реализма среди жителей столицы и легкость, с которой люди стали последователями утопических идей. Он критиковал польские пороки, санационную манию военной мощи и польскую темно-синюю полицию. [1]

После смерти Тшебинского, третьего главного редактора «СиН», он, несмотря на предложения своего окружения, решил руководить журналом. Он осознавал масштаб угрозы, но считал, что жертвы его погибших коллег не могут быть напрасными. Он также продолжал работать в рамках Культурного движения, основанного Тшебинским. Чтобы расширить сферу влияния Движения, он провел переговоры с Кшиштофом Камилем Бачинским с целью его привлечения в структуры организации. Гайци было трудно идти в ногу с темпом творчества своих предшественников, так как он был прежде всего поэтом, а не теоретиком, как они, поэтому журнал под его руководством отошел от политической публицистики в пользу содержания обычно художественная ценность. Он укрепил сотрудничество с литературными кругами, связанными с журналами: Дзвигары [Рычаги], Дрога [Путь] и установил контакты с подпольными литературными кругами Кракова. Ему удалось расширить круг публицистов и улучшить визуальное качество журнала.

Как подчеркивал литературный критик Ян Маркс, среди «жертвенного национально-мессианского романтизма», созданного кружком «СиН», наиболее полно он выражен у Гайцы, который с течением времени и приближением победы союзников в войне, дальновидно предвидел, что для Польши окончание войны с Германией не станет концом ее драмы. Именно поэтому в своих катастрофических поэтических видениях он намекает на поиск собственной смерти как жертвы перед лицом безвыходности положения. Подобно Тшебинскому и Боярскому, он раскритиковал литературную продукцию межвоенного периода, написав: « Эклектизм и робость инфантильной литературы двадцатого века должны стать для нас историей, которая учит и предупреждает нас ». Как и вся среда SiN, Гайси ожидал творческого результата, связанного с текущими проблемами нации, творческого результата, способного заглянуть далеко вперед с точки зрения ее потребностей и угроз. В стихотворении «З дна », написанном, скорее всего, в сентябре 1941 года, он использовал мотивы, типичные для оккупационной поэзии, с использованием патриотической и солдатской лирики. В произведении есть упоминания как о Грюнвальдской битве, так и о самых героических сражениях сентября 1939 года, а также о Ромуальде Траугутте, чье величие было взращено музеем, созданным школой Марианских отцов, который он посещал. В свою очередь, стихотворение «Видма » («Призраки») содержит очень сильно акцентированные ссылки на Ветхий и Новый Заветы. Апокалиптически и визионерски Гайцы описал разрушение Варшавы. Группу поэтов «Скамандер» критиковали за инфантильность и поверхностность. Как подчеркивает Ян Маркс,. из всего круга только Гайци был последователен в своей критике, потому что он был единственным, кто не публиковал произведений, носивших бы признаки инфантилизма и поверхностности.

Следуя по стопам своих коллег по организации, Гайцы отводил польской культуре ведущую роль во всей Центральной Европе. Это руководство должно было основываться на широте, динамизме и целостности польской культуры, которая должна была проникнуть во все значимые области коллективной жизни нации. Создавшись в своей собственной стране, она должна была начать экспансию на соседние страны. Для этого были необходимы разветвленные штатные структуры, поэтому уже во время войны активисты СиН проводили занятия, знакомящие с культурой и языком соседних народов (Чехии, Украины). [1]

Весной 1944 года, подавленный количеством обязанностей, он решил бросить учебу, в которой, как он утверждал, разочаровался, поэтому предпочел посвятить свое время организационной деятельности. Незадолго до начала Варшавского восстания он получил задание поддерживать структуры Бюро информации и пропаганды Армии Крайовой, поэтому весной 1944 года принял участие в Курсе репортеров военной прессы. он решил принять участие в фронтовом бою вместе с. Строинский. Оба поэта хотели записаться в штурмовую группу лейтенанта «Рышарда», но из-за того, что у них были только граната и пистолет, лейтенант поначалу отказался их принять. Он передумал только после того, как его подразделение было уничтожено и ему пришлось восполнять недостачу. В последующие дни им удалось приобрести немецкое обмундирование и принять участие в операциях по снабжению. Однако со временем Гайси принял участие в боях на самых опасных участках против частей СС. В перерывах в боях он читал боевым повстанцам свои стихи.

Его последним стихотворением был комментарий к катастрофическому взрыву немецкого заминированного танка 13 августа, в результате которого погибло триста человек. Жуткое зрелище после взрыва вдохновило Гайцы написать стихотворение, которое было настолько шокирующим и жутким, что оно не было опубликовано до 1964 года. Два дня спустя, вечером, Стройньский и Гайцы отправились на заставу в сносном доходном доме на Пшеязде, 1/. 3 ул. Ночью немецкие саперы добрались до подвала под массивным зданием и заложили взрывчатку. В полдень следующего дня раздался взрыв. Немцы впервые за время Восстания применили атаку угольной пылью под названием « Тайфун» . Его разрушительная сила полностью разрушила многоквартирный дом, похоронив обоих бойцов SiN под грудой обломков 16 августа 1944 года. Гайцы был посмертно награжден Крестом Отваги. Тело поэта было эксгумировано его семьей весной 1946 года, и только тогда было окончательно установлено, где он упал. Похоронен в квартале повстанцев на военном Повонзковском кладбище. В своем произведении Ярослав Ивашкевич упомянул обстоятельства смерти Гайцы и Строинского, написав в стихотворении Непогржебани («Непогребенные»): « Два поэта поднялись, как сигнальные ракеты, в воздух ». [1]

Сразу после войны драма Гайси «Гомер и Орхидея» («Гомер и орхидея») вошла в тройку наиболее часто исполняемых пьес. Однако постепенно нападки на создателей «СиН» за принадлежность к КН усиливались. Парадоксально, но литераторы, служившие сталинским властям, считали эту организацию, более 700 членов которой отдали свои жизни в борьбе против немцев и Советов, фашистской. Чеслав Милош, находившийся в изгнании, также критически отзывался об отношении Гайцы во время войны и писал о среде SiN следующее: «Признаюсь, я не питал ни малейшей симпатии к самому журналу, опубликованные там статьи казались мне жалкими и жалкими. тарабарщина», а в поэме «Баллада» [Баллада] писал о Гайце как о том, кто «защищал несправедливое дело».

2 августа 2009 года Президент Республики Польша Лех Качиньский посмертно наградил Гайцы Командорским крестом ордена Polonia Restituta за выдающийся вклад в независимость Республики Польша, за достижения в развитии польской культуры. В июле 2009 года в обращение была введена в обращение монета номиналом 10 злотых из серебра с позолоченным кольцом в честь Гайцы.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Микса, Аркадиуш (2020). Кавенцкий, Кшиштоф (ред.). Тадеуш Гайцы . Варшава. ISBN  978-83-959899-2-6 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0c02ef3d4fa89e28a968dd23b6d1ddde__1696445100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0c/de/0c02ef3d4fa89e28a968dd23b6d1ddde.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tadeusz Gajcy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)