Польская литература во время Второй мировой войны
Начало Второй мировой войны в Европе полностью изменило ситуацию польской культурной и литературной жизни. Все учреждения были ликвидированы немецко-фашистскими и советскими оккупантами . Художники были вынуждены творить тайно или в изгнании. Польская литература во время Второй мировой войны понесла огромные потери в условиях оккупации; однако писатели продолжали создавать произведения как подпольно ( Polska podziemna ), так и за границей ( Polska walcząca ). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]Для первого поколения, после обретения независимости в 1918 году, сентябрь 1939 года начался с самого мрачного сценария. Молодая страна вновь столкнулась с жестокостью войны и скорбью утраты свободы. Однако развитие литературы и культуры во время немецкой оккупации шло очень активно: создавалась подпольная пресса, начали формироваться группы молодых писателей. Варшава была не только столицей Польши, но и главной культурной столицей. Варшавский университет начал работать в подполье, что способствовало поддержанию патриотического духа не только в культурном, но и в военном плане.
Самыми творческими стали люди из «поколения Колумба»: наиболее известными были Кшиштоф Камиль Бачинский , Тадеуш Гайцы и Анджей Тшебинский – и установили специфику и тенденции польской военной литературы. На оккупированных немцами территориях были также активные писатели старшего поколения: Леопольд Стафф , Мария Домбровская , Зофья Налковская , Ярослав Ивашкевич , Ежи Загурский и Чеслав Милош . Писатели, испуганные вторжением Советского Союза, начали работать в коммунистическом ежемесячном журнале Nowe Widnokregi ( «Новые горизонты» ), а многие из них позже работали в Союзе польских патриотов ). Некоторые из них были: Ванда Василевска , Ежи Путрамент и Адам Важик . Многие писатели были арестованы, отправлены в трудовые, концлагеря или в советские лагеря.
Слышен был и голос писателей об эмиграции. Многие из них нашли убежище в Великобритании и США. еженедельник « Польские новости» Во Франции издавался . Несмотря на тяжелые исторические обстоятельства, военная литература во многих отношениях была очень разнообразной. Это была работа нескольких поколений, удивлявшая разнообразием взглядов и мыслей.
Поэзия была самым популярным видом литературы в то время, а лирика молодых художников (Бачинского, Гайцы, Боровского) отличалась самым глубоким тоном. Во время войны и оккупации развивалось также прозаическое письмо ( Анджей Тшебинский , Тадеуш Гайцы ), где преобладали короткие формы, такие как повести и рассказы (Ярослав Ивашкевич, Ежи Анджеевский). Литература также была свидетельством правды о войне, особенно это было заметно в автобиографически-исповедальных формах – дневниках и мемуарах (Мария Домбровская, Софья Налковская, Анджей Тшебинский). Во время войны процветала научная литература , пытающаяся описать время презрения: ( Мельхиор Ванькович , Юзеф Чапский , Густав Херлинг-Грудзинский , Боровский).
Колумба Поколение
[ редактировать ]Поколение молодых писателей, родившихся примерно в 1920 году, чья юность пришлась на годы Великой Отечественной войны. Все они принимали участие в сопротивлении немецким оккупантам и активно участвовали во время Варшавского восстания. Название произошло от названия книги «Колумбы». 20 класс, автор Роман Братный . Представители этого поколения не смогли вести нормальную, беззаботную жизнь. С самого начала они столкнулись с жестокостью войны и столкнулись с жизнью во время оккупации. [ 4 ]
Наиболее известные представители поколения Колумбов: Кшиштоф Камиль Бачинский , Владислав Бартошевский , Мирон Бялошевский , Тереза Богуславская , Вацлав Боярский , Тадеуш Боровский , Роман Братный , Ольгерд Будревич , Ежи Фицовский , Тадеуш Гайцы , Густав Херлинг- Грудзинский , Кристина Крагельска , Войцех Менцель , Влодзимеж Петржак , Ян Ромоцкий , Тадеуш Ружевич , Здзислав Строинский , Вислава Шимборска , Анджей Тшебинский , Юзеф Щепаньский , Збигнев Герберт , И Юзеф Щепаньский
«Искусство и общество»
[ редактировать ]После сентябрьского поражения культура оценивалась как важный психологический фактор, ответственный за коллективную судьбу. Писатели начали сопоставлять реальность с литературой двадцатых годов межвоенной эпохи, молодые поэты нашли свою точку зрения и начали формировать отношение польского общества к войне. В то время поэты были уже не неразумными художниками-романтиками, как это было до войны, а солдатами, которые тоже чувствовали себя голосом польской нации. Молодые писатели переосмыслили старые произведения, придав им новый смысл, где оценка прошлого приобрела новое, моральное измерение.
Все их взгляды были изложены в известном андеграундном журнале «Искусство и общество ». Рассказы его редакторов показали безнадежную борьбу за независимость: Онуфрий Бронислав Копчинский – первый организатор журнала – был застрелен в лагере в Майданеке, Вацлав Боярский – его соратник – умер от ран после акции под памятником Николаю Копернику, Анджей Тшебинский – один из последних директоров, был застрелен во время публичной казни в ноябре 1943 года, а Тадеуш Гайцы погиб во время Варшавского восстания в 1944 году.
Кшиштоф Камиль Бачинский
[ редактировать ]Кшиштоф Камиль Бачинский (Ян Бугай), родившийся в Варшаве 22 января 1921 года, был одним из самых известных польских военных поэтов; солдат Армии Крайовой , участвовавший также в операциях разведчиков (Сзаре Сереги), представитель «поколения Колумбов». Бачинский имел польско-еврейское происхождение. Он посещал среднюю школу Стефана Батория, где слыл чрезвычайно умным мальчиком. В той же школе он познакомился со своими будущими товарищами по войне (Тадеуш Завадский «Зоська», Ян Бытнар «Рудый», Мацей Алексий Давидовский «Алек»). Он изучал польскую литературу в неофициальном Варшавском университете, но бросил учебу, чтобы заняться конспирологией и поэзией.
Во время войны он выпустил 4 тома своих стихов. Его стихи, хотя и тесно связанные с темой войны, показали ее универсальное измерение, он затронул вечные темы: человеческий дух, разум, размышления о юности и юности, он столкнулся с неизбежным апокалипсисом. Он сознавал гибель своего поколения, но в то же время, казалось, смирился с этой мыслью. Его самые известные произведения: «Элегия о... польском мальчике», «Мазовия», «История», «Взгляд», «Белая магия», «Поколение». Он погиб в начале Варшавского восстания 4 августа 1944 года.
Тадеуш Гайцы
[ редактировать ]Тадеуш Гайцы («Кароль Топорницкий», «Роман Осьен») родился 8 февраля 1922 года, поэт, солдат Армии Крайовой. Он учился в известной католической средней школе, а также был алтарником в церкви Святого Иоанна. В 1941 году он сдал выпускные экзамены в школе и начал изучать польскую литературу в Варшавском университете. Во время войны он был последним директором журнала «Искусство и общество» . Его стихи наполнены искренним, но тяжелым патриотизмом. Его знаменитые произведения: «Хит», «Единый напев», «Рапсодия о Варшаве». Он погиб во время Варшавского восстания 22 августа 1944 года.
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Литература Второй мировой войны. Описание эпохи. Abstracts.pl. Проверено 26 сентября 2011 г.
- ^ Дорота Бледницка, «Медальоны» на фоне современной военной литературы. Культурная Польша (Klp.pl). Проверено 26 сентября 2011 г.
- ^ Януш Термер, Кому сегодня нужен писатель? Художественно-литературный портал Pisarze pl . Проверено 26 сентября 2011 г. (на польском языке).
- ^ Литература и искусство во время Второй мировой войны. Швунг. Искусство и гуманитарные науки . Проверено 26 сентября 2011 г. (на польском языке).
Библиография
[ редактировать ]- Томаш Врочинский, Польская литература после 1939 г. , WSiP 1996 г.
- Юзеф Левандовский, Вокруг биографии К.К. Бачинского, Болезненное стекло, образ дней. Не устаревшие эссе , Ex Libris, Уппсала, 1991 г.