Ренессанс в Польше
Ренессанс |
---|
Аспекты |
Регионы |
История и изучение |
Часть серии о |
Культура Польши |
---|
Традиции |
Мифология |
Кухня |
Фестивали |
Религия |
Ренессанс в Польше ( польский : Renesans, Odrodzenie ; буквально: Возрождение) длился с конца 15 по конец 16 века и широко считается Золотым веком польской культуры . Под управлением династии Ягеллонов Корона Царства Польского (с 1569 в составе Речи Посполитой ) активно участвовала в широком европейском Возрождении . Многонациональное польское государство пережило период культурного роста, отчасти благодаря столетию без крупных войн, если не считать конфликтов в малонаселенных восточных и южных приграничных районах. Реформация »), условия жизни улучшались, города росли , мирно распространилась по стране (порождая « Польских братьев а экспорт сельскохозяйственной продукции обогащал население, особенно дворянство ( шляхту ), получившее господство в новой политической системе Золотой Свобода .
Обзор
[ редактировать ]Движение Возрождения , влияние которого зародилось в Италии , распространилось по всей Польше примерно в 15-16 веках. Многие итальянские художники прибыли в страну, приветствуемые польской королевской семьей, в том числе Франческо Фиорентино , Бартоломео Береччи , Санти Гуччи , Матео Гуччи , Бернардо Морандо , Джованни Баттиста ди Квадро и другие, в том числе мыслители и педагоги, такие как Филип Каллимах , купцы, такие как семья Бонер. и семья Монтелупи, [1] и другие выдающиеся личности, иммигрировавшие в Польшу с конца 15 века в поисках новых возможностей. Большинство из них поселились в Кракове , столице Польши, до 1611 года.
В Польше аплодировали ренессансным ценностям достоинства человека и силы его разума. [2] Многие произведения были переведены на польский и латынь с классической латыни , греческого и иврита , а также с современных языков, таких как итальянский . [2] Краковская академия , один из старейших университетов мира, пережила свою золотую эпоху между 1500 и 1535 годами: в первом десятилетии 16 века ее окончили 3215 студентов – рекорд, который не был побит до конца 18 века. [2] Период польского Возрождения, благоприятствовавший интеллектуальным занятиям, породил множество выдающихся художников и ученых. Среди них были Николай Коперник , который в своей книге «De Revolutionibus orbium Coelestium» представил гелиоцентрическую теорию Вселенной, Мацей из Мехова , автор «Tractatus de duabus Sarmatis…» – самого точного на сегодняшний день географического и этнографического описания Восточной Европы ; Бернард Ваповский , картограф , чьи карты этого региона появились в Птолемея » «Географии ; Марцин Кромер , который в своей книге «De origine et rebus gestis Polonorum libri…» описал как историю , так и географию Польши ; Анджей Фрич Моджевский , философ, занимающийся вопросами управления ; Миколай Рей , популяризировавший использование польского языка в поэзии; и Ян Кохановский , чьи стихи на польском языке возвели его в ряд самых выдающихся польских поэтов. [2] [3] [4]
Молодые поляки, особенно дворяне ( шляхта ), окончившие любую из более чем 2500 приходских школ, гимназий и нескольких академий ( Краковская академия , Виленская академия , Замосская академия ), часто выезжали за границу для завершения образования. [2] Польские мыслители, такие как Анджей Фрич Моджевский, Йоханнес Дантиск или Ян Ласки, поддерживали контакты с ведущими европейскими философами эпохи Возрождения, такими как Томас Мор , Эразм и Филип Меланхтон . [2] Польша не только участвовала в обмене основными культурными и научными идеями и достижениями Западной Европы, но и распространяла западное наследие на восток среди восточнославянских народов. [2] [5] Например, полиграфический процесс, латынь и искусство слогового стихосложения в поэзии , [2] [6] [7] особенно в Беларуси и Украине (через Киево-Могилянскую Академию ), [8] откуда оно было передано в Россию ( Московское княжество ), [2] которая начала расширять свои связи с Западной Европой после монгольского нашествия на Русь . [9] Первые четыре печатные книги на кириллице в мире были изданы в Кракове в 1491 году типографом Швайполтом Фиолем. [3]
Искусство
[ редактировать ]Стимулов для развития искусства и архитектуры было много. Король Сигизмунд I Старый , взошедший на престол в 1507 году, был спонсором многих художников и начал крупный проект – под руководством флорентийского архитектора Бартоломео Беррекчи – по переделке древней резиденции польских королей , Вавельского замка , в современный Резиденция эпохи Возрождения. [2] Рвение Сигизмунда к Возрождению сопровождалось не только его сыном Сигизмундом II Августом , но и многими богатыми дворянами и горожанами, которые также хотели продемонстрировать свое богатство, влияние и культурную смекалку. [2] В 1578 году канцлер Ян Замойский начал строительство идеального города эпохи Возрождения , спонсируя создание Замости (города, названного в его честь), который вскоре стал важным административным, торговым и образовательным городом Польши эпохи Возрождения. [2] Два крупнейших современных польских города – Краков (который привлекал многих итальянских архитекторов) и Данциг (который привлекал в основном архитекторов из Германии и Нидерландов) – вероятно, получили больше всего в ту эпоху, но во многих других городах также были замечены новые постройки эпохи Возрождения. [2]
Живопись эпохи Возрождения была представлена в Польше многими художниками-иммигрантами, такими как Лукас Кранах , Ганс Дюрер и Ганс фон Кульмбах , и практиковалась такими польскими художниками, как Марцин Кобер (придворный художник короля Стефана Батория ). [2] Работы портретистов создали впечатляющую галерею, особенно репрезентативную для тех, кто мог себе позволить увековечить в них память. [2]
Центром музыкальной культуры была королевская резиденция в Кракове, где королевский двор принимал многих иностранных и местных исполнителей. [2] К наиболее значительным произведениям эпохи Возрождения в Польше относятся композиции, обычно для лютни и органа , как вокальные, так и инструментальные, от танцев через полифоническую музыку до религиозных ораторий и месс . [2] В 1540 году Ян Люблинский выпустил « Табулатуру» , в которой собрал наиболее известные европейские органные пьесы. [2] Николаус Краковский (Миколай Краковский) сочинил множество месс, мотетов, песен, танцев и прелюдий. [2] Николай Гомолка был автором музыкальной обработки стихов Кохановского ( «Мелодии для польского псалтыря »). [2] Самым известным польским композитором был Вацлав из Шамотула , признанный одним из выдающихся композиторов эпохи Возрождения. [2]
Известные польские художники эпохи Возрождения
[ редактировать ]Среди наиболее выдающихся польских писателей и художников эпохи Возрождения, чьи достижения стали важной частью польской учебной программы, - поэты Миколай Рей , Ян Кохановский , Шимон Шимонович , Миколай Сенп Шаржинский , Анджей Кшицкий и Йоханнес Дантиску , писатель Лукаш Гурницкий , композитор Вацлав из Шамотулы , композитор и певец Николай Гомулка , скульптор Ян Михалович из Уржендова и художники Станислав Самошутник и Марцин Кобер . Художниками и архитекторами, обосновавшимися в Польше и добившимися значительного признания своей работой в стране, являются: Ганс Дюрер , Ганс (Зюсс) фон Кульмбах , Матео Гуччи , Санти Гуччи , Бартоломео Береччи , Бернардо Морандо , Джованни Баттиста ди Квадро и другие.
Литература
[ редактировать ]Первая типография была установлена в Кракове в 1473 году немецким печатником Каспером Штраубе из Баварии . [3] Между 1561 и 1600 годами семнадцать типографий в Польше издавали более 120 наименований в год средним тиражом 500 экземпляров. [3] Первый полный перевод Библии на польский язык был сделан в 1561 году Яном Леополитой ( Библия Леополиты ). [3] первый польский орфографический Примерно в это же время был опубликован словарь ( Станислав Муржиновский , 1551 г.); грамматики и словари также распространялись. [3] Польский Ренессанс был двуязычным , речь шляхты представляла собой смесь польского и латыни, а различные авторы колебались между польским, латынью и смесью этих двух языков ( макаронический язык ). [3]
Литература вышла за рамки доминирования религиозных тем. [3] Они все еще присутствовали, как видно из многочисленных переводов Библии, самым известным из которых является «Библия Вуека» Якуба Вуека , опубликованная в 1599 году. Дворянство, однако, заботилось не только о религиозных темах, и произведения польского Возрождения отражали их материал и духовные ценности (см. сарматизм ). [3] Современная поэзия превозносила достоинства помещичьей жизни. Например, Рей прославлял жизнь и положение знати страны, а Кохановский писал об удовольствиях и красоте жизни в сельской местности, в окружении природы. [3] Литературные формы разнообразны: от оды , пасторалей и сонетов до элегии , сатиры и романса . [3]
Наука и технологии
[ редактировать ]Среди ученых того периода - Ян Ласки ( Джон Ласко ), [12] евангелический реформатор Мацей Меховский ( Maciej Meechowita ), [13] писатель и преподаватель университета Николай Коперник , астроном, известный на польском языке как Миколай Коперник, Вавжинец Гржимала Гослицкий ( Лаврентий Гримальдий Гослискиус ), политический мыслитель и философ; Марцин Кромер , писатель и географ; Анджей Фрич Моджевский , писатель и философ; Петр Скарга , иезуитский политический реформатор; Юзеф Струс , врач, учёный, мэр Познани; и многие другие. [14]
Архитектурные тенденции и периоды
[ редактировать ]Польская архитектура эпохи Возрождения делится на три основных периода. [15] Первый период (1500–1550) часто называют «итальянским», поскольку большинство зданий эпохи Возрождения в это время были построены итальянскими архитекторами, приглашенными польской знатью преимущественно из Флоренции . Во второй период (1550–1600 гг.) Стиль Возрождения стал обычным явлением и включал в себя влияние голландской версии Возрождения, а также начало стиля маньеризма . В третий период (1600–1650) стал популярным маньеризм с появлением первых заметных примеров барокко (см. Также «Барокко в Польше »).
Первый период
[ редактировать ]В 1499 году Вавельский замок частично сгорел. Король Александр Ягеллон в 1504 году назначил Эберхарда Розембергера главным архитектором реконструкции. Позже его заменил Франческо Флорентино итальянского происхождения, а после его смерти - Бартоломео Беррекчи и Бенедикт Сандомирский . В результате их работы Королевский замок был преобразован во ренессансную резиденцию во флорентийском стиле. В тот же период в новом стиле были построены или перестроены другие замки и резиденции, в том числе Джевица (построенная в 1527–1535 гг.), Шидловец (перестроенная в 1509–1532 гг.), Огродзенец (перестроенная в 1532–1547 гг.) и, в первую очередь, Пескова Скала перестроенная . 1542–1580. [16]
В первый период польского Возрождения церкви еще строились преимущественно в готическом стиле. В это время в новом стиле иногда строились только новые часовни, окружающие старые церкви. Самая выдающаяся из них — капелла Сигизмунда при Вавельском соборе — была построена в 1519–1533 годах Бартоломео Береччи. [17]
Второй период
[ редактировать ]Стиль Ренессанса стал наиболее распространенным по всей Польше во второй период ее существования. В северной части страны, особенно в Померании и в Данциге (Гданьске), работала большая группа художников голландского происхождения. Стиль ренессанса в других частях Польши менялся в зависимости от местных условий, создавая разные подстили в каждом регионе. Также присутствовали некоторые элементы нового стиля маньеризма. Архитектура этого периода разделена на три региональных подстиля: «итальянский» - в основном в южной части Польши, самым известным художником которого является Санти Гуччи, «голландский» - в основном в Померании и «стиль Калиш-Люблин». ( Польский : styl kalisko-lubelski ) (или « Люблинский ренессанс ») в центральной Польше – наиболее известные примеры построены в Калише , Люблине и Казимеже-Дольном . [18]
По всей Польше были построены новые замки новой четырехугольной формы с внутренним двором и четырьмя башнями по углам. Яркие примеры включают: замок в Плаковице (16 век), замок в Бжеге (перестроенный из готической крепости в 1544–1560 годах), замок в Неполомице (перестроенный после пожара в 1550–71 годах), замок в Баранове Сандомерском. (построен в 1591–1606 годах Санти Гуччи) и замок в Красичине . [19]
Во многих городах возводились новые здания в стиле ренессанс. Новая Сукенницы (Сукеннице) Построена в Кракове. Ратуши были построены или перестроены в: Тарнуве , Сандомире , Хелме (снесены) и в Познани . Кроме того, часто перестраивали целые города. Примеры городского планирования эпохи Возрождения сохранились до наших дней в Шидловце и Замосце .
Примеры Поморского Возрождения, развившегося под влиянием Северной Европы, а не Италии. [ нужна ссылка ] были: Зеленые ворота в Гданьске (построены в 1564–1568 гг. Гансом Крамером), Нагорные ворота в Гданьске (закончены Виллемом ван ден Блоке в 1588 г.), Большой арсенал в Гданьске (построен в 1602–1606 гг. Антонисом ван Оббергеном ) и Старая ратуша в Гданьске (построена в 1587–1595 годах, вероятно, Антонисом ван Оббергеном).
Характерная лаицизация жизни в эпоху Возрождения и Реформации привела лишь к незначительному развитию сакральной архитектуры. В основном часовни строились в стиле ренессанс, но некоторые церкви также были перестроены, в том числе: Кафедральный собор в Плоцке (перестроен после пожара архитекторами Бернардино де Джанотисом , Чини, Филиппо ди Фьезоле и позже снова Джованни Баттиста ди Квадро ); и Монастырский собор в Пултуске (перестроенный Иоанном Батистой Венецианским). Было основано лишь несколько новых церквей, таких как коллегиальная церковь Св. Фомы в Замосце . [20]
Третий период
[ редактировать ]Пожар на Вавеле и перенос столицы в Варшаву в 1596 году остановили развитие Ренессанса в Кракове, а также в Данциге. Также рост могущества иезуитов и Контрреформация дали толчок развитию архитектуры маньеризма и нового стиля — барокко (см. также Барокко в Польше ). Важнейшим примером восходящей архитектуры маньеризма в Польше является комплекс домов в Казимеже-Дольном и в Замосце . [21]
См. также
[ редактировать ]- Польский золотой век
- Люблинский Ренессанс
- Маньеристская архитектура и скульптура в Польше
- История Польши (1385–1569 гг.)
- Герцогский замок, Щецин
- Герцогство Померания
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Монтелупи» . encyklopedia.interia.pl (на польском языке) . Проверено 14 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Майкл Микош , Польская литература эпохи Возрождения: Антология . Эд. Майкл Дж. Микош. Колумбус, Огайо/Блумингтон, Индиана: Издательство Славика. 1995. ISBN 978-0-89357-257-0 Культурное происхождение
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Майкл Микош , Польская литература эпохи Возрождения: Антология . Эд. Майкл Дж. Микош. Колумбус, Огайо/Блумингтон, Индиана: Издательство Славика. 1995. ISBN 978-0-89357-257-0 Литературный фон
- ^ «Миколай Рей и Ян Кохановский — выдающиеся представители польского Возрождения» . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Стивен Дж. Ли (1993). Петр Великий . Рутледж. п. 65 . ISBN 0-415-09279-5 .
- ^ Николай Ржевский (1998). Кембриджский спутник современной русской культуры . Издательство Кембриджского университета. п. 34 . ISBN 0-521-47799-9 .
- ^ Элейн Русинко (2003). На пересечении границ: литература и идентичность в Подкарпатской Руси . Университет Торонто Пресс. п. 74. ИСБН 0-8020-3711-9 .
- ^ Каменский, Александр Б. [на русском языке] (1997). Дэвид Гриффитс (ред.). Российская империя в XVIII веке: в поисках места в мире . Перевод Дэвида Гриттитса. Армонк, Нью-Йорк и Лондон, Англия: М. Е. Шарп. п. 36. ISBN 1-56324-575-2 .
- ^ Герхард Ремпель. «Татарское иго» . mars.wnec.edu . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г. Проверено 14 августа 2010 г.
- ^ Иоганн Нимрихтер; Вольфганг Каутек; Манфред Шрайнер (2007). ЛАКОНА 6 разбирательства . п. 125. ИСБН 978-3-540-72129-1 .
- ↑ Почитаемая часовня Сигизмунда, которую иностранные учёные называют «жемчужиной эпохи Возрождения к северу от Альп» . Йозеф Слабей Ручек (1949). Славянская энциклопедия . Философская библиотека. п. 24.
- ^ Сигел, Гарольд Б. (1989). «Культура Возрождения в Польше: подъем гуманизма, 1470-1543» . Издательство Корнельского университета. ISBN 0801422868 . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ «Труды неолатинской ассамблеи Упсали» . БРИЛЛ. 2012. ISBN 978-9004226470 . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Варвунис, Мильтиад (14 декабря 2016 г.). «Сделано в Польше: женщины и мужчины, изменившие мир» . Корпорация Xlibris. ISBN 9781524596644 . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Харальд Буш, Бернд Лозе, Ганс Вейгерт, архитектура эпохи Возрождения в Европе. От поздней готики к маньеризму , Франкфурт-на-Майне, 1960 год.
Вильфрид Кох, Стили в архитектуре , Варшава, 1996 г.
Тадеуш Броневский, История архитектуры для всех, издательство Ossolineum, 1990 г.
Мечислав Гембарович, Исследования по истории художественной культуры позднего Возрождения в Польше , Торунь, 1962 г. - ^ «ПИЕСКОВА СКАЛА – ЗАМОК» . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Бикель, Алан М. (декабрь 2003 г.). «Падение Старого Веса» . Бесконечность. ISBN 9780741417572 . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ «Открытие Люблина: по тропе Возрождения» . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ «КРАСИЧИН – ЗАМКОВО-ПАРКОВЫЙ КОМПЛЕКС» . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ «Комплекс Соборной церкви (в настоящее время имеющей статус собора) Воскресения Господа нашего и апостола Фомы» . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ «Любельское» . Проверено 21 мая 2020 г.