Jump to content

Ренессанс в Польше

(Перенаправлено из «Польского Возрождения »)

Ренессанс в Польше ( польский : Renesans, Odrodzenie ; буквально: Возрождение) длился с конца 15 по конец 16 века и широко считается Золотым веком польской культуры . Под управлением династии Ягеллонов Корона Царства Польского (с 1569 в составе Речи Посполитой ) активно участвовала в широком европейском Возрождении . Многонациональное польское государство пережило период культурного роста, отчасти благодаря столетию без крупных войн, если не считать конфликтов в малонаселенных восточных и южных приграничных районах. Реформация »), условия жизни улучшались, города росли , мирно распространилась по стране (порождая « Польских братьев а экспорт сельскохозяйственной продукции обогащал население, особенно дворянство ( шляхту ), получившее господство в новой политической системе Золотой Свобода .

Движение Возрождения , влияние которого зародилось в Италии , распространилось по всей Польше примерно в 15-16 веках. Многие итальянские художники прибыли в страну, приветствуемые польской королевской семьей, в том числе Франческо Фиорентино , Бартоломео Береччи , Санти Гуччи , Матео Гуччи , Бернардо Морандо , Джованни Баттиста ди Квадро и другие, в том числе мыслители и педагоги, такие как Филип Каллимах , купцы, такие как семья Бонер. и семья Монтелупи, [1] и другие выдающиеся личности, иммигрировавшие в Польшу с конца 15 века в поисках новых возможностей. Большинство из них поселились в Кракове , столице Польши, до 1611 года.

Ян Кохановский , поэт и прозаик, с любимой дочерью

В Польше аплодировали ренессансным ценностям достоинства человека и силы его разума. [2] Многие произведения были переведены на польский и латынь с классической латыни , греческого и иврита , а также с современных языков, таких как итальянский . [2] Краковская академия , один из старейших университетов мира, пережила свою золотую эпоху между 1500 и 1535 годами: в первом десятилетии 16 века ее окончили 3215 студентов – рекорд, который не был побит до конца 18 века. [2] Период польского Возрождения, благоприятствовавший интеллектуальным занятиям, породил множество выдающихся художников и ученых. Среди них были Николай Коперник , который в своей книге «De Revolutionibus orbium Coelestium» представил гелиоцентрическую теорию Вселенной, Мацей из Мехова , автор «Tractatus de duabus Sarmatis…» – самого точного на сегодняшний день географического и этнографического описания Восточной Европы ; Бернард Ваповский , картограф , чьи карты этого региона появились в Птолемея » «Географии ; Марцин Кромер , который в своей книге «De origine et rebus gestis Polonorum libri…» описал как историю , так и географию Польши ; Анджей Фрич Моджевский , философ, занимающийся вопросами управления ; Миколай Рей , популяризировавший использование польского языка в поэзии; и Ян Кохановский , чьи стихи на польском языке возвели его в ряд самых выдающихся польских поэтов. [2] [3] [4]

Коперник « О вращении небесных сфер» .

Молодые поляки, особенно дворяне ( шляхта ), окончившие любую из более чем 2500 приходских школ, гимназий и нескольких академий ( Краковская академия , Виленская академия , Замосская академия ), часто выезжали за границу для завершения образования. [2] Польские мыслители, такие как Анджей Фрич Моджевский, Йоханнес Дантиск или Ян Ласки, поддерживали контакты с ведущими европейскими философами эпохи Возрождения, такими как Томас Мор , Эразм и Филип Меланхтон . [2] Польша не только участвовала в обмене основными культурными и научными идеями и достижениями Западной Европы, но и распространяла западное наследие на восток среди восточнославянских народов. [2] [5] Например, полиграфический процесс, латынь и искусство слогового стихосложения в поэзии , [2] [6] [7] особенно в Беларуси и Украине (через Киево-Могилянскую Академию ), [8] откуда оно было передано в Россию ( Московское княжество ), [2] которая начала расширять свои связи с Западной Европой после монгольского нашествия на Русь . [9] Первые четыре печатные книги на кириллице в мире были изданы в Кракове в 1491 году типографом Швайполтом Фиолем. [3]

Искусство

[ редактировать ]
Король Сигизмунд I Старый и епископ Петр Томицкий на коленях перед святым Станиславом , лист из Часов Сигизмунда I Станислава Самостжельника , 1535 г.

Стимулов для развития искусства и архитектуры было много. Король Сигизмунд I Старый , взошедший на престол в 1507 году, был спонсором многих художников и начал крупный проект – под руководством флорентийского архитектора Бартоломео Беррекчи – по переделке древней резиденции польских королей , Вавельского замка , в современный Резиденция эпохи Возрождения. [2] Рвение Сигизмунда к Возрождению сопровождалось не только его сыном Сигизмундом II Августом , но и многими богатыми дворянами и горожанами, которые также хотели продемонстрировать свое богатство, влияние и культурную смекалку. [2] В 1578 году канцлер Ян Замойский начал строительство идеального города эпохи Возрождения , спонсируя создание Замости (города, названного в его честь), который вскоре стал важным административным, торговым и образовательным городом Польши эпохи Возрождения. [2] Два крупнейших современных польских города – Краков (который привлекал многих итальянских архитекторов) и Данциг (который привлекал в основном архитекторов из Германии и Нидерландов) – вероятно, получили больше всего в ту эпоху, но во многих других городах также были замечены новые постройки эпохи Возрождения. [2]

Живопись эпохи Возрождения была представлена ​​в Польше многими художниками-иммигрантами, такими как Лукас Кранах , Ганс Дюрер и Ганс фон Кульмбах , и практиковалась такими польскими художниками, как Марцин Кобер (придворный художник короля Стефана Батория ). [2] Работы портретистов создали впечатляющую галерею, особенно репрезентативную для тех, кто мог себе позволить увековечить в них память. [2]

королевы Анны Ягеллон Портрет польской работы Мартина Кобера , 1576 г.

Центром музыкальной культуры была королевская резиденция в Кракове, где королевский двор принимал многих иностранных и местных исполнителей. [2] К наиболее значительным произведениям эпохи Возрождения в Польше относятся композиции, обычно для лютни и органа , как вокальные, так и инструментальные, от танцев через полифоническую музыку до религиозных ораторий и месс . [2] В 1540 году Ян Люблинский выпустил « Табулатуру» , в которой собрал наиболее известные европейские органные пьесы. [2] Николаус Краковский (Миколай Краковский) сочинил множество месс, мотетов, песен, танцев и прелюдий. [2] Николай Гомолка был автором музыкальной обработки стихов Кохановского ( «Мелодии для польского псалтыря »). [2] Самым известным польским композитором был Вацлав из Шамотула , признанный одним из выдающихся композиторов эпохи Возрождения. [2]

Известные польские художники эпохи Возрождения

[ редактировать ]
Могилы последних Ягеллонов в часовне Сигизмунда , провозглашенной «самым прекрасным примером тосканского Возрождения к северу от Альп». [10] [11]

Среди наиболее выдающихся польских писателей и художников эпохи Возрождения, чьи достижения стали важной частью польской учебной программы, - поэты Миколай Рей , Ян Кохановский , Шимон Шимонович , Миколай Сенп Шаржинский , Анджей Кшицкий и Йоханнес Дантиску , писатель Лукаш Гурницкий , композитор Вацлав из Шамотулы , композитор и певец Николай Гомулка , скульптор Ян Михалович из Уржендова [ pl ] и художники Станислав Самошутник и Марцин Кобер . Художниками и архитекторами, обосновавшимися в Польше и добившимися значительного признания своей работой в стране, являются: Ганс Дюрер , Ганс (Зюсс) фон Кульмбах , Матео Гуччи , Санти Гуччи , Бартоломео Береччи , Бернардо Морандо , Джованни Баттиста ди Квадро и другие.

Литература

[ редактировать ]

Первая типография была установлена ​​в Кракове в 1473 году немецким печатником Каспером Штраубе из Баварии . [3] Между 1561 и 1600 годами семнадцать типографий в Польше издавали более 120 наименований в год средним тиражом 500 экземпляров. [3] Первый полный перевод Библии на польский язык был сделан в 1561 году Яном Леополитой [ pl ] ( Библия Леополиты ). [3] первый польский орфографический Примерно в это же время был опубликован словарь ( Станислав Муржиновский , 1551 г.); грамматики и словари также распространялись. [3] Польский Ренессанс был двуязычным , речь шляхты представляла собой смесь польского и латыни, а различные авторы колебались между польским, латынью и смесью этих двух языков ( макаронический язык ). [3]

Литература вышла за рамки доминирования религиозных тем. [3] Они все еще присутствовали, как видно из многочисленных переводов Библии, самым известным из которых является «Библия Вуека» Якуба Вуека , опубликованная в 1599 году. Дворянство, однако, заботилось не только о религиозных темах, и произведения польского Возрождения отражали их материал и духовные ценности (см. сарматизм ). [3] Современная поэзия превозносила достоинства помещичьей жизни. Например, Рей прославлял жизнь и положение знати страны, а Кохановский писал об удовольствиях и красоте жизни в сельской местности, в окружении природы. [3] Литературные формы разнообразны: от оды , пасторалей и сонетов до элегии , сатиры и романса . [3]

Наука и технологии

[ редактировать ]

Среди ученых того периода - Ян Ласки ( Джон Ласко ), [12] евангелический реформатор Мацей Меховский ( Maciej Meechowita ), [13] писатель и преподаватель университета Николай Коперник , астроном, известный на польском языке как Миколай Коперник, Вавжинец Гржимала Гослицкий ( Лаврентий Гримальдий Гослискиус ), политический мыслитель и философ; Марцин Кромер , писатель и географ; Анджей Фрич Моджевский , писатель и философ; Петр Скарга , иезуитский политический реформатор; Юзеф Струс , врач, учёный, мэр Познани; и многие другие. [14]

[ редактировать ]

Польская архитектура эпохи Возрождения делится на три основных периода. [15] Первый период (1500–1550) часто называют «итальянским», поскольку большинство зданий эпохи Возрождения в это время были построены итальянскими архитекторами, приглашенными польской знатью преимущественно из Флоренции . Во второй период (1550–1600 гг.) Стиль Возрождения стал обычным явлением и включал в себя влияние голландской версии Возрождения, а также начало стиля маньеризма . В третий период (1600–1650) стал популярным маньеризм с появлением первых заметных примеров барокко (см. Также «Барокко в Польше »).

Первый период

[ редактировать ]
Двор Вавельского замка является примером первого периода польского Возрождения.

В 1499 году Вавельский замок частично сгорел. Король Александр Ягеллон в 1504 году назначил Эберхарда Розембергера главным архитектором реконструкции. Позже его заменил Франческо Флорентино итальянского происхождения, а после его смерти - Бартоломео Беррекчи и Бенедикт Сандомирский . В результате их работы Королевский замок был преобразован во ренессансную резиденцию во флорентийском стиле. В тот же период в новом стиле были построены или перестроены другие замки и резиденции, в том числе Джевица (построенная в 1527–1535 гг.), Шидловец (перестроенная в 1509–1532 гг.), Огродзенец (перестроенная в 1532–1547 гг.) и, в первую очередь, Пескова Скала перестроенная . 1542–1580. [16]

В первый период польского Возрождения церкви еще строились преимущественно в готическом стиле. В это время в новом стиле иногда строились только новые часовни, окружающие старые церкви. Самая выдающаяся из них — капелла Сигизмунда при Вавельском соборе — была построена в 1519–1533 годах Бартоломео Береччи. [17]

Второй период

[ редактировать ]
Познаньская ратуша , перестроенная в готическом стиле Джованни Баттистой ди Квадро , 1550–1555 гг.

Стиль Ренессанса стал наиболее распространенным по всей Польше во второй период ее существования. В северной части страны, особенно в Померании и в Данциге (Гданьске), работала большая группа художников голландского происхождения. Стиль ренессанса в других частях Польши менялся в зависимости от местных условий, создавая разные подстили в каждом регионе. Также присутствовали некоторые элементы нового стиля маньеризма. Архитектура этого периода разделена на три региональных подстиля: «итальянский» - в основном в южной части Польши, самым известным художником которого является Санти Гуччи, «голландский» - в основном в Померании и «стиль Калиш-Люблин». ( Польский : styl kalisko-lubelski ) (или « Люблинский ренессанс ») в центральной Польше – наиболее известные примеры построены в Калише , Люблине и Казимеже-Дольном . [18]

По всей Польше были построены новые замки новой четырехугольной формы с внутренним двором и четырьмя башнями по углам. Яркие примеры включают: замок в Плаковице (16 век), замок в Бжеге (перестроенный из готической крепости в 1544–1560 годах), замок в Неполомице (перестроенный после пожара в 1550–71 годах), замок в Баранове Сандомерском. (построен в 1591–1606 годах Санти Гуччи) и замок в Красичине . [19]

Во многих городах возводились новые здания в стиле ренессанс. Новая Сукенницы (Сукеннице) Построена в Кракове. Ратуши были построены или перестроены в: Тарнуве , Сандомире , Хелме (снесены) и в Познани . Кроме того, часто перестраивали целые города. Примеры городского планирования эпохи Возрождения сохранились до наших дней в Шидловце и Замосце .

Зеленые ворота в Гданьске

Примеры Поморского Возрождения, развившегося под влиянием Северной Европы, а не Италии. [ нужна ссылка ] были: Зеленые ворота в Гданьске (построены в 1564–1568 гг. Гансом Крамером), Нагорные ворота в Гданьске (закончены Виллемом ван ден Блоке в 1588 г.), Большой арсенал в Гданьске (построен в 1602–1606 гг. Антонисом ван Оббергеном ) и Старая ратуша в Гданьске (построена в 1587–1595 годах, вероятно, Антонисом ван Оббергеном).

Характерная лаицизация жизни в эпоху Возрождения и Реформации привела лишь к незначительному развитию сакральной архитектуры. В основном часовни строились в стиле ренессанс, но некоторые церкви также были перестроены, в том числе: Кафедральный собор в Плоцке (перестроен после пожара архитекторами Бернардино де Джанотисом , Чини, Филиппо ди Фьезоле и позже снова Джованни Баттиста ди Квадро ); и Монастырский собор в Пултуске (перестроенный Иоанном Батистой Венецианским). Было основано лишь несколько новых церквей, таких как коллегиальная церковь Св. Фомы в Замосце . [20]

Третий период

[ редактировать ]
«Армянские дома» в Замосце

Пожар на Вавеле и перенос столицы в Варшаву в 1596 году остановили развитие Ренессанса в Кракове, а также в Данциге. Также рост могущества иезуитов и Контрреформация дали толчок развитию архитектуры маньеризма и нового стиля — барокко (см. также Барокко в Польше ). Важнейшим примером восходящей архитектуры маньеризма в Польше является комплекс домов в Казимеже-Дольном и в Замосце . [21]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Монтелупи» . encyklopedia.interia.pl (на польском языке) . Проверено 14 августа 2010 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Майкл Микош , Польская литература эпохи Возрождения: Антология . Эд. Майкл Дж. Микош. Колумбус, Огайо/Блумингтон, Индиана: Издательство Славика. 1995. ISBN   978-0-89357-257-0 Культурное происхождение
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Майкл Микош , Польская литература эпохи Возрождения: Антология . Эд. Майкл Дж. Микош. Колумбус, Огайо/Блумингтон, Индиана: Издательство Славика. 1995. ISBN   978-0-89357-257-0 Литературный фон
  4. ^ «Миколай Рей и Ян Кохановский — выдающиеся представители польского Возрождения» . Проверено 21 мая 2020 г.
  5. ^ Стивен Дж. Ли (1993). Петр Великий . Рутледж. п. 65 . ISBN  0-415-09279-5 .
  6. ^ Николай Ржевский (1998). Кембриджский спутник современной русской культуры . Издательство Кембриджского университета. п. 34 . ISBN  0-521-47799-9 .
  7. ^ Элейн Русинко (2003). На пересечении границ: литература и идентичность в Подкарпатской Руси . Университет Торонто Пресс. п. 74. ИСБН  0-8020-3711-9 .
  8. ^ Каменский, Александр Б. [на русском языке] (1997). Дэвид Гриффитс (ред.). Российская империя в XVIII веке: в поисках места в мире . Перевод Дэвида Гриттитса. Армонк, Нью-Йорк и Лондон, Англия: М. Е. Шарп. п. 36. ISBN  1-56324-575-2 .
  9. ^ Герхард Ремпель. «Татарское иго» . mars.wnec.edu . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г. Проверено 14 августа 2010 г.
  10. ^ Иоганн Нимрихтер; Вольфганг Каутек; Манфред Шрайнер (2007). ЛАКОНА 6 разбирательства . п. 125. ИСБН  978-3-540-72129-1 .
  11. Почитаемая часовня Сигизмунда, которую иностранные учёные называют «жемчужиной эпохи Возрождения к северу от Альп» . Йозеф Слабей Ручек (1949). Славянская энциклопедия . Философская библиотека. п. 24.
  12. ^ Сигел, Гарольд Б. (1989). «Культура Возрождения в Польше: подъем гуманизма, 1470-1543» . Издательство Корнельского университета. ISBN  0801422868 . Проверено 21 мая 2020 г.
  13. ^ «Труды неолатинской ассамблеи Упсали» . БРИЛЛ. 2012. ISBN  978-9004226470 . Проверено 21 мая 2020 г.
  14. ^ Варвунис, Мильтиад (14 декабря 2016 г.). «Сделано в Польше: женщины и мужчины, изменившие мир» . Корпорация Xlibris. ISBN  9781524596644 . Проверено 21 мая 2020 г.
  15. ^ Харальд Буш, Бернд Лозе, Ганс Вейгерт, архитектура эпохи Возрождения в Европе. От поздней готики к маньеризму , Франкфурт-на-Майне, 1960 год.
    Вильфрид Кох, Стили в архитектуре , Варшава, 1996 г.
    Тадеуш Броневский, История архитектуры для всех, издательство Ossolineum, 1990 г.
    Мечислав Гембарович, Исследования по истории художественной культуры позднего Возрождения в Польше , Торунь, 1962 г.
  16. ^ «ПИЕСКОВА СКАЛА – ЗАМОК» . Проверено 21 мая 2020 г.
  17. ^ Бикель, Алан М. (декабрь 2003 г.). «Падение Старого Веса» . Бесконечность. ISBN  9780741417572 . Проверено 21 мая 2020 г.
  18. ^ «Открытие Люблина: по тропе Возрождения» . Проверено 21 мая 2020 г.
  19. ^ «КРАСИЧИН – ЗАМКОВО-ПАРКОВЫЙ КОМПЛЕКС» . Проверено 21 мая 2020 г.
  20. ^ «Комплекс Соборной церкви (в настоящее время имеющей статус собора) Воскресения Господа нашего и апостола Фомы» . Проверено 21 мая 2020 г.
  21. ^ «Любельское» . Проверено 21 мая 2020 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 80f7d51a838ccb9a86b6de922c795d52__1708000800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/52/80f7d51a838ccb9a86b6de922c795d52.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Renaissance in Poland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)