Франческо Фиорентино
![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Август 2008 г. ) |

Франческо «Флорентинец» — итальянский скульптор эпохи Возрождения из Флоренции . Дата его рождения неизвестна. Он умер 16 октября 1516 года в Кракове .
Жизнь
[ редактировать ]Этот итальянский архитектор был самым ранним представителем эпохи Возрождения в Польше. О его жизни и деятельности до прибытия туда нет никакой информации. Вероятно, он впервые появился в Кракове в феврале 1502 года по просьбе принца Сигизмунда и, возможно, приехал с ним из Венгрии. Князь Сигизмунд позже стал великим князем Литовским (20 октября 1506 г. - 1 апреля 1548 г.) и королем Польши (24 января 1507 г. - 1 апреля 1548 г.) как Сигизмунд I (обычно называемый Сигизмундом I Старым ) и был главным популяризатор стиля ренессанса в Польше. На самом деле принц Сигизмунд прибыл из Венгрии не только с Франческо Фиорентино, но и с целой архитектурно-скульптурной командой, состоящей преимущественно из флорентийцев. Сообщается, что принц Сигизмунд предложил Фиорентино годовую службу с зарплатой в 100 флоринов (золотые монеты Флоренции). Сообщается, что принц открыл недалеко от своей резиденции студию, которой руководил Фиорентино. С февраля 1502 года Фиорентино жил и работал в Кракове , за исключением поездок в Буда , Венгрия в 1507 и 1510 годах.
Работает
[ редактировать ]Первой работой, которую предпринял Фьорентино, было восстановление двух крыльев королевского Вавельского замка , сгоревшего в 1499 году. Сначала он работал над западным крылом, названным «Дом королевы» (1502-1507), которое предназначалось для дома вдовствующей королевы. Элизабет , мать принца Сигизмунда. Это был первый этап перестройки этого здания в стиле ренессанс. Оставшейся частью этой перестройки стали барельефные оконные рамы на втором уровне со стороны двора. Одной из таких рельефных рамок является оформление эркера. После этого Фиорентино работал над северным крылом (1507–16).
Фьорентино был проектировщиком галерей, окружающих большой двор замка. Это была самая важная часть (в художественном плане) восстановления этого итальянца. Строительство началось в 1507 году, после смерти Фиорентино в 1516 году его продолжил Бартоломео Беррекчи (1480-1537), а затем после его смерти его сотрудники. Этот двор считается самым красивым двором эпохи Возрождения в Центральной Европе. Галереи, которые составляли главную коммуникационную зону здания, использовались для представительских и общественных целей. Это также позволило королевским особам участвовать в церемониях и турнирах. Галереи были построены на трех уровнях и располагались на флигелях замка. На первом и втором уровнях есть аркады. Создается впечатление, что он пространственно приводит в порядок двор и украшает его. Фьорентино, как архитектор эпохи Возрождения, исходил из классического искусства ( все античное ), но более свободно, так что архитектурный порядок не соответствовал классическим правилам. На верхнем уровне каждая из галерей складывается из двух стеблей, поставленных один на другой и соединенных узлами, которые никогда не встречаются. Он имеет тройную функцию: соединительную, венчающую и несущую. Заслуживают внимания также кувшины, поставленные на капители. Эта перестройка превратила готический замок в резиденцию эпохи Возрождения.
Еще один шедевр Фиорентино — ниша для гробницы Яна Ольбрахта , короля Польши 1492–1501 годов. Эту работу основали Елизавета Австрийская, мать польской королевы и Яна Ольбрахта, и принц Сигизмунд, его младший брат. Королева основала усыпальницу после смерти любимого сына (1501 г.). Их вклад обозначил границу стилевых эпох, которая была важна не только для Вавеля , но и для всего Кракова . Вероятно, после прибытия из Венгрии князей Зигмунт и Фиорентино, гробница с фигурой Яна Ольбрахта на крышке была уже выполнена в готическом стиле Станиславом Ствошем (1478-1528) – скульптором и сыном Вита Ствоша (1448-1528). 1533), также скульптор и художник. Позже эту гробницу поместили в нишу, сделанную Фьорентино. Из-за ширины гробницы нишу пришлось сделать не такой маленькой. Оно должно было быть очень глубоким, но и не таким высоким. В конце концов ниша оказалась действительно широкой, глубокой и тяжелой, поэтому потребовались даже пилястры по бокам, которые сильно закрывали бы ее. Орнамент ниши памятника Яну Ольбрахту богато декорирован. Поэтому Фиорентийцы изготовили архитектурный и скульптурный каркас для Яна Ольбрахта Могила в Вавельском соборе (1501-05).
Франческо Фиорентино также выполнил входной портал во дворец епископа Э. Чолека на улице Каноничной, 17 в Кракове.
Стиль
[ редактировать ]Фиорентино был главным дизайнером и соавтором его шедевров. Его работы характеризуют как «чистый» тосканский ренессанс. Его реализации также очень точны. Кажется, некоторые его работы вдохновлены зарубежными произведениями. Например, форма ниши гробницы Яна Ольбрахта напоминает работы Бернардо Росселино начала 15 века. Орнаментальная форма аналогична убранству Палаццо Дукале в Урбино, а также других каменных изделий Венгрии.
По композиции и деталям орнамента его произведения явно связаны с искусством Флоренции. Его стиль и происхождение оправдывали его прозвище – Фиорентиец.
После его смерти в 1516 году работы взял на себя его преемник – Бартоломео Берреччи из Понтасьеве , Италия, который руководил работами до 1537 года, когда он умер. Франческо Фиорентине был (как и Берреччи и многие другие художники своей страны) выдающимся творцом и собрал вокруг себя высококвалифицированных работников. Он был авторитетом для многих из-за своих функций при дворе и своих шедевров. Он был представителем единого тосканского стиля ренессанса. Художественные произведения, начавшиеся после его смерти, создали итальянский образ искусства эпохи Возрождения в Польше.
Его архитектурная и скульптурная деятельность положила начало развитию искусства эпохи Возрождения в Польше. Его незаконченные работы были продолжены другими флорентийцами, главным образом Бартоломео Беррекчи .
Сообщается, что у Фиорентино была жена Хелена из Италии и сын, скульптор Ян Фиорентине, который работал в команде своего отца.
Источники
[ редактировать ]- Х. и С. Козакевичи, Возрождение в Польше, изд. Аркадий, Варшава, 1976 г.
- С. Коморницкий, Францишек Флоренчик и Вавельский дворец (Przegląd Historii Sztuki I, Краков, 1929)
- С. Моссаковский, Часовня короля Сигизмунда в Краковском соборе (1515–1533), IRSA, Краков, 2012 г.
- Островский Й. Подлецкий Й., Вавель. Замок и собор, изд. Карпаты - Анджей Ланчинский, Краков, 2004 г.