Полабские славяне
Полабские славяне , также известные как эльбские славяне. [а] и в более широком смысле, как венеды , это собирательный термин, применяемый к ряду лечитских ( западнославянских ) племен, которые жили разбросанными вдоль реки Эльбы на территории современной восточной Германии . Примерная территория простиралась от Балтийского моря на севере до Заале [1] и границы Саксонии [2] на западе — Крушные горы и Западные Судеты на юге, а также Польша на востоке.
Полабские славяне были в основном завоеваны саксами и датчанами с 9 века и впоследствии были включены и постепенно ассимилированы в составе Священной Римской империи . племена постепенно германизировались В последующие столетия и ассимилировались; лужи — единственные потомки полабских славян , и сербы сохранившие свою самобытность и культуру.
Полабский язык ныне вымер. Однако на двух сербских языках говорят примерно 22 000–30 000 жителей. [3] региона, и эти языки рассматриваются правительством Германии как официальные языки региона.
Племена
[ редактировать ]« Баварский географ» , анонимный средневековый документ, составленный в Регенсбурге в 830 году, содержит список племен Центральной Европы к востоку от Эльбы. Среди других племен он перечисляет ууильчи ( велети ) с 95 цивитатами , нортабтрези ( оботриты ) с 53 цивитатами, сурби ( сербы ) с 50 цивитатами, милзане ( мильчени ) с 30 цивитатами, хехфельди ( хевелли ) с 14 цивитатами и скоро. Большая советская энциклопедия классифицирует полабских славян на три основных племени: оботритов , велетов и лужицких лужиц .
Основные племена [4] Оботритскую конфедерацию составляли оботриты собственно ( от залива Висмар до Шверинерского озера ); вагры ( восточная Гольштейн ); Варнаби ; ( Варновер ) (верхние Варнов и Мильдениц ) и собственно полабы (между Траве и Эльбой ). Другие племена, связанные с конфедерацией, включают линонцев ( линоненов ) возле Ленцена , травнянов возле Траве и древани в ганноверском Вендланде и северном Альтмарке . [5]
К велети , также известным как лютицианцы или вильцы, относились кессинцы ( Кессинер , Хиззини ) по нижнему Варнову и Ростоку ; Чирчипани Зирзипанен ( ) между Рекниц , Требель и Пене реками ; Толленсер к востоку и югу от Пене вдоль реки Толленсе ; и Редарье к югу и востоку от Толлензее на верхнем Гавеле . Редарье были самым влиятельным из племен Велети. [5] Рани ругами Рюгена , не путать с древними германскими , иногда считаются частью велети. [6] К югу от Рани находились укри ( укранен ) по Укеру и моричи ( Моризани , Мюритцер ) по Мюрицу ; [5] первые дали свое имя Уккермарку . Меньшие племена включали Дошане вдоль Доссе , Замзизи на Земле Руппин и Речанен на верхнем Гавеле . Вдоль нижнего Гавела и вблизи слияния Эльбы и Гавела жили нелетичи, лиезизи, земзизи, смелдинги ( смелдингеры ) и бетеничи. [5] Средний регион Гавела и Хавелланд были заселены хевелли , племенем, слабо связанным с велети. К востоку от Хевелли жили спреване нижнего течения рек Даме и Шпрее . [5] Небольшие племена на средней Эльбе включали моризани и зервисти.
В конфедерацию сорбов в регионе Эльба-Заале входили Читичи, Серимунт, Колодичи, Сюслер, Низичи, Гломачи ( Далеминциер ) и Нисанены, жившие вдоль верхней Эльбы, а Чутичи, Плисни, Гера, Пуонзова, Тухарин, Вета и группы Нелетичи жили недалеко от Заале. [7] Иоахим Херрманн считал, что основными сербскими племенами, несомненно, были Колодичи, Сюслер и Гломаки, и что они также селились и оказывали влияние вокруг Магдебурга , Хафельланда, Тюрингии и северо-восточной Баварии. [8] К востоку, возможно, позже относились Лушичи Нижней Лужицы и Мильчены Верхней Лужицы . [5] в то время как к востоку от них находились сельполи и безунзанены, а на среднем Одере - лебуцци, которые были связаны со средневековой Польшей. [7]
Небольшие группы западных славян жили на Майне и Регнице недалеко от Бамберга , в северо-восточной Баварии . [7]
История
[ редактировать ]Полабские славяне частично заменили германские племена , эмигрировавшие к VI веку в период миграции . [9] [10] Согласно радиоуглеродному датированию , первые славяне достигли Юго-Западной Венгрии, Сухограда в Западной Словакии и Праги в Чехии в первой трети VI века, а также Регенсбурга Северо-Восточной Баварии в 568 году. [10] Самая ранняя датировка керамики пражского типа и памятников между Эльбой и Заале и Сукова на северо-востоке Германии относится к 590-м годам. [10] Однако палинология и другие данные показывают, что земли в Германии покрылись лесами и плохо заселены славянами, причем большая часть материалов и памятников датируется 8 веком. [9] [10]
К 8 веку территория славянских поселений была в основном стабильной. Карл Великий поддержкой оботритов в своей кампании против мятежных саксов Гольштейна заручился . Многие славянские племена стали зависимыми от Каролингской империи , и франки создали Сербскую марку для защиты от сербов . Эйнхард в «Вите Кароли Магни» описывает экспедицию на славянскую территорию под предводительством самого Карла Великого в 798 году. Велети, известные как Вильци (называвшие себя велатабами ). [11] были захвачены франками из -за их непрерывных экспедиций в земли ободритов , причем ободриты были союзниками франков против саксов . [11] [12]
Всерьез немецкие кампании против славян начались во времена династии Оттонов . Генрих Птицелов в нескольких походах нападал на славян со своей кавалерией. Во время правления Генриха и его сына Отто I было создано несколько маршей для охраны восточных приобретений, таких как Марш Биллунг на севере и Марка Геронис на юге. После смерти Геро в 965 году Марка Геронис была разделена на Северный марш , Лужицкий марш и Тюрингский марш , причем последний разделился на марши Цейца , Мерзебурга и Мейсена . Такие епископства, как Магдебург , Бранденбург и Хафельберг, были основаны для поддержки обращения славян в христианство .
После поражения Оттона II в битве при Стиле в 982 году славяне-язычники восстали против немцев в следующем году ; Хевелли ( Мстивой и Лютизи разрушили епископства Гафельберг и Бранденбург, а оботриты ) разрушили Гамбург. [13] Некоторые славяне продвинулись через Эльбу на территорию Саксонии, но отступили, когда христианский герцог Польши Мешко I напал на них с востока. Священная Римская империя сохраняла лишь номинальный контроль над славянскими территориями между Эльбой и Одером. Несмотря на усилия христианских миссионеров, большинство полабских славян видели в Иисусе « германского бога » и оставались язычниками .
Князь оботритов Удо и его сын Готшальк расширили свое царство, объединив племена оботритов и завоевав некоторые племена лютизи в 11 веке. Они поощряли создание епископств для поддержки христианской миссионерской деятельности. Однако восстание 1066 года привело к убийству Готшалка и замене его язычником Круто из Вагрии. Сын Готшалка Генрих в конце концов убил Круто в 1093 году.
С 1140 по 1143 год голзатская знать продвинулась в Вагрия, чтобы навсегда поселиться на землях языческих Вагри. Граф Адольф II Гольштинский и Генрих Бадевидский взяли под свой контроль полабские поселения в Любице и Рацисбурге . Впечатленные успехом Первого крестового похода , саксы начали призывать к крестовому походу против своих славянских соседей. Вендский крестовый поход 1147 года, совпадавший со Вторым крестовым походом , оказался в значительной степени неудачным, что привело к опустошению земель Лютизи и принудительным крещениям . Однако кампания обеспечила саксонскому контролю над Вагрией и Полабией . Оботриты в основном находились в мире с саксами в течение следующего десятилетия, хотя славянские пираты совершали набеги на Данию.
конца 1150-х годов, король Дании Вальдемар Великий заручился помощью герцога Генриха Льва Саксонского Начиная с против славян; их сотрудничество привело к смерти оботритовского князя Никлота в 1160 году. Два христианских лорда распределили большую часть завоеванной территории между своими вассалами. Когда изгнанный сын Никлота, Прибислав , организовал оботритовское восстание, пара в ответ оккупировала Деммин и отразила нападение лютицианских союзников Прибислава.
После завоевания Вагрии и Полабии в 1140-х годах саксонская знать попыталась изгнать «коренных» славян и заменить их саксонскими и фламандскими поселенцами. Восстание оботритов 1164 года, возглавляемое сыном Никлота Прибиславом, убедило Генриха Льва, что сохранение славян в качестве союзников будет менее хлопотным. Герцог вернул к власти христианина Прибислава как принца Мекленбургского , Кессина и Ростока и вассала саксов.
Тактика и вооружение сыграли решающую роль в кампаниях Дании против восточных полабских славян. Датчане использовали быстрые прибрежные и речные набеги, тактику, аналогичную тактике викингов . Хотя им не хватало опыта осады, датчане смогли нанести вред славянским регионам, сжигая посевы и оголяя пригороды. Контратаки славян были отражены арбалетами и норвежскими длинными луками . Датчане оккупировали Ругию в 1168 году, захватив Рани крепость Аркона . Подобно восстановлению Генрихом Прибислава в качестве вассала саксов, Вальдемар позволил ранийскому принцу Яромару править как христианский датский вассал. После того, как Вальдемар отказался разделить Ругию с Генрихом, саксонский герцог заручился поддержкой конфедерации оботритов и лютици против датчан; Вальдемар положил конец конфликту, заплатив Генриху в 1171 году.
Встревоженный расширением власти Генриха Льва, император Фридрих Барбаросса сверг саксонского герцога и перераспределил его земли в 1180/81 году. Прекращение поддержки саксов сделало лютизи и их померанских сторонников уязвимыми для датского флота. Славянский флот, пытавшийся вернуть Ругию, был разбит в заливе Грайфсвальд 19 мая 1184 года. Датские монахи занимались миссионерской деятельностью в померанских аббатствах, а принц Богислав I сдался королю Кануту VI в 1185 году, чтобы стать вассалом датского короля.
Прибислав , христианский князь Хевелли , после своей смерти завещал свои земли саксонцу Альберту Медведю , что привело к созданию маркграфства Бранденбург .
Лужицкие лужички оставались в значительной степени независимыми. Они были временно покорены Карлом Великим , но после его смерти связи с франками были разорваны. В череде кровопролитных войн между 929 и 963 годами их земли были завоеваны королем Генрихом Птицеловом и его сыном Отто Великим и включены в состав Королевства Германия . К 14 веку большинство проживавших там славян было германизировано и ассимилировано. Однако лужицы , потомки Мильченов и Лусичей, сохранили свою идентичность в пределах Лужицы , региона, разделенного между немецкими землями Бранденбург и Саксония .
На славянском языке говорили потомки древанов в районе нижней Эльбы до начала 18 века.
Общество
[ редактировать ]Принцы
[ редактировать ]Полабский князь был известен как князь . Его власть была относительно большей в славянском обществе, чем власть датских или шведских королей в их королевствах. [ нужна ссылка ] хотя оно и не было абсолютным. Он был главным лидером своего племени и самым выдающимся среди его знати, владея большей частью лесистых внутренних территорий и ожидая почтения от своих воинов. [14] Однако его власть в значительной степени распространялась только на территорию, контролируемую его наместником, или воеводой . Каждый воевода управлял небольшими территориями, основанными вокруг укреплений.
Княжеская власть часто различалась между племенами. Ободритский князь Генрих смог содержать значительную армию ок. 1100 г. за счет городов, и значение князя среди ободритов только возросло после его смерти. [15] Князь рани же был ограничен местным сенатом , которым руководил первосвященник на мысе Аркона ; Рани- кнез был по существу первым среди землевладельцев племени. [16]
Города
[ редактировать ]Власть князя и его наместников часто ограничивалась речными городами, известными летописцам как civitates , особенно на территории велетов. Полабские города были сосредоточены на небольших земляных валах , расположенных в виде кругов или овалов. [14] Горд . располагался на самой высокой высоте города и в нем располагались казармы, цитадель и княжеская резиденция Его часто защищали рвом, стенами и деревянными башнями. Ниже холма , но все еще в пределах городских стен, располагались урбы или пригороды , в которых располагались резиденции знати и купцов. В городах часто находились деревянные храмы славянских богов на территории городов . За стенами находились дома крестьян. [17] За исключением Арконы на Рюгене , несколько полабских городов на побережье Балтийского моря были построены недалеко от берега из опасения пиратов и налетчиков. Хотя полабские города и не были густонаселенными по сравнению с Фландрией или Италией , они были относительно большими для Балтийского региона, например, по сравнению со скандинавскими городами. [15]
Крестьянство
[ редактировать ]Большинство полабских славян были крестьянами в небольших деревнях, занимавшимися земледелием. [18] (богатое зерном, льном) и животноводство (птицеводство, крупный рогатый скот). [6] Некоторые жители деревни были рыбаками, пчеловодами или охотниками. Сельхозугодья были разделены на единицы, называемые курицами ( лат . uncus ), за которые крестьяне платили воеводе хлебный налог . [14]
Военный
[ редактировать ]Полабское общество развивалось в IX и X веках под давлением Священной империи и викингов скандинавских Римской . Их часто заставляли платить дань королям Дании , католическим епископам и императорским маркграфам . Полабское общество стало милитаризованным, и его лидеры начали организовывать вооруженные силы и оборону. Многие полабские магнаты жили в лесных крепостях, а города населяли воины и мещане . [14]
Магнаты часто совершали набеги на германские территории или занимались пиратством. Во время крупномасштабной войны общее командование брали на себя кнесы . Княжеский воевода обеспечивал воинскую повинность и налоги с крестьянства. В то время как сельская местность обеспечивала сухопутные войска, города были известны своими длинными кораблями , которые были легче и ниже тех, которые использовались датчанами и шведами . [19]
Издалека полабский флот напоминал флот скандинавов, хотя цели узнавали коротко остриженные волосы славян и пронзительные боевые кличи , когда они приближались. [20] Полабская кавалерия использовала маленьких лошадей , которые были эффективны в быстрых рейдовых кампаниях, но менее эффективны против саксонской и датской тяжелой кавалерии . [21]
Религия
[ редактировать ]Религия была важным аспектом полабского общества. Большая часть их территории была усеяна святыми местами в природе, где славяне могли молиться и приносить подношения славянским богам . Жречество было важным классом, создавшим образы и предметы поклонения. Полабские города часто включали в себя сложные храмы, которые часто посещали для подношений и паломничества. Напротив, священники в сельской местности часто жили скудно. [16]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^
- Нижнесербский : Полобские Славяны , произносится [ˈpoopskɛ ˈswowjaanɨ] ;
- немецкий : Elbslawen ;
- Польские : полабские славяне , полябы ;
- Чешский : полабские славяне ;
- Латынь : Слави Полабицае.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Де Вере, 353
- ^ Кристиансен, 18 лет.
- ^ Хайнц Канненберг. «Неловкая ссора» . moz.de.
- ^ Херрманн, 7
- ^ Jump up to: а б с д и ж Херрманн, 8
- ^ Jump up to: а б Кристиансен, 27 лет
- ^ Jump up to: а б с Херрманн, 9
- ^ Херрманн, 26–27, 32.
- ^ Jump up to: а б Брат, Себастьян (2004). « Начало расселения славян к востоку от реки Эльбы ». Античность , Том 78, Выпуск 300. С. 314–329.
- ^ Jump up to: а б с д Мишель Казански (2020). « Археология славянских переселений ». Энциклопедия славянских языков и лингвистики онлайн . БРИЛЛ, стр. 13–16.
- ^ Jump up to: а б «Эйнхард: Жизнь Карла Великого» . Архивировано из оригинала 9 октября 2014 года . Проверено 4 января 2014 г.
- ↑ Полный латинский текст. Архивировано 12 апреля 2016 г. в Wayback Machine в Латинской библиотеке.
- ^ Барковски, 152–155.
- ^ Jump up to: а б с д Кристиансен, 28 лет
- ^ Jump up to: а б Кристиансен, 32 года
- ^ Jump up to: а б Кристиансен, 33 года
- ^ Кристиансен, 29 лет.
- ^ «стр. 85» (PDF) . Utlib.ee . Проверено 16 декабря 2013 г.
- ^ Кристиансен, 15 лет.
- ^ Кристиансен, 34 года.
- ^ Кристиансен, 35 лет.
Библиография
[ редактировать ]- Барковски, Роберт Ф. (2015). Полабские славяне. История Холокоста (на польском языке). Варшава: Беллона. ISBN 978-83-11-13741-7 .
- Кристиансен, Эрик (1997). Северные крестовые походы . Лондон: Книги Пингвина. п. 287 . ISBN 0-14-026653-4 .
- Голдберг, Эрик Джозеф (2006). Борьба за империю: королевская власть и конфликт при Людовике Немецком, 817–876 гг . Итака и Лондон: Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-3890-Х .
- Херрманн, Иоахим (1970). Славяне в Германии: История и культура славянских племен к западу от Одера и Нейсе с VI по XII века (на немецком языке). Берлин: Akademie-Verlag GmbH.
- Де Вере, Максимилиан Шеле (1853). Очерки сравнительного языкознания с очерком языков Европы . Нью-Йорк: Университет Вирджинии.
- Зевс, Каспар (1837). Немцы и соседние племена (на немецком языке). Мюнхен: Игнац Йозеф Лентнер.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Карта земель, населенных полабскими славянами (на польском языке)