Николай Чернышевский
Николай Чернышевский | |
---|---|
Николай Чернышевский | |
Рожденный | |
Умер | 29 октября 1889 г. | (61 год)
Национальность | Русский |
Заметная работа | Что делать? |
Эра | Философия XIX века |
Область | русская философия |
Школа | |
Основные интересы | |
Известные идеи |
|
Подпись | |
Николай Гаврилович Чернышевский [а] (24 июля [ OS 12 июля] 1828 - 29 октября [ OS 17 октября] 1889) был русским литературным и социальным критиком, журналистом, писателем, демократом и философом-социалистом, которого часто называют социалистом-утопистом и ведущим теоретиком русского нигилизма и Народники . Он был доминирующей интеллектуальной фигурой революционно-демократического движения 1860-х годов в России, несмотря на то, что большую часть своей дальнейшей жизни провел в ссылке в Сибирь , и позже получил высокую оценку Карла Маркса , Георгия Плеханова и Владимира Ленина .
Биография
[ редактировать ]Сын священника, Чернышевский родился в Саратове в 1828 году и пробыл там до 1846 года. Он окончил местную семинарию , где выучил английский, французский, немецкий, итальянский, латынь, греческий и старославянский языки. Именно там он полюбил литературу. [2] а также там он стал атеистом . [3]
Его вдохновляли работы Гегеля, Людвига Фейербаха и Шарля Фурье , особенно работы Виссариона Белинского и Александра Герцена . К моменту окончания Санкт-Петербургского университета в 1850 году Чернышевский развил революционные, демократические и материалистические взгляды. С 1851 по 1853 год преподавал русский язык и литературу в Саратовской гимназии. Он открыто выражал свои убеждения студентам, некоторые из которых впоследствии стали революционерами. С 1853 по 1862 год он жил в Санкт-Петербурге и стал главным редактором журнала « Современник », в котором публиковал свои основные литературные обзоры и очерки по философии. [4]
Чернышевский сочувствовал революциям 1848 года по всей Европе . Он следил за событиями того времени и радовался успехам демократических и революционных партий. [5]
В 1855 году Чернышевский защитил магистерскую диссертацию «Эстетическое отношение искусства к действительности», что способствовало развитию материалистической эстетики в России. Чернышевский считал, что «то, что представляет общий интерес в жизни, — это содержание искусства» и что искусство должно быть «учебником жизни». Он писал: «Наука не стыдится сказать, что ее цель — понять и объяснить реальность, а затем использовать ее объяснение на благо человека. Пусть не будет стыдно искусству признать, что его цель —… воспроизвести эту драгоценную реальность и объясни это на благо человечества». [6]
В 1862 году он был арестован и заключен в Петропавловскую крепость , где написал свой знаменитый роман «Что делать?» Роман был источником вдохновения для многих более поздних русских революционеров, которые стремились подражать герою романа Рахметову , который был полностью предан революции, аскетичен в своих привычках и безжалостно дисциплинирован, вплоть до того, что спал на кровати из гвоздей и ел только сырое. стейк, чтобы набраться сил для революции. Среди тех, кто ссылался на роман, был Ленин, написавший одноименную политическую брошюру .
В 1862 году Чернышевский был приговорен к гражданской казни ( постановочная казнь ), с последующей каторгой (1864–1872) и ссылкой в Вилюйск , Сибирь (1872–1883). Он умер в возрасте 61 года. [ нужна ссылка ]
Идеи и влияние
[ редактировать ]Чернышевский был основателем народничества , русского аграрного социализма , агитировал за революционное свержение самодержавия и создание социалистического общества на основе старой крестьянской общины. Наибольшее влияние он оказывал на народническую молодежь 1860-1870-х годов. [7]
Чернышевский считал, что американская демократия — лучший аспект американской жизни. Он приветствовал избрание Авраама Линкольна в 1860 году, которое, по его мнению, ознаменовало новый период для «великого североамериканского народа» и что Америка достигнет высот, «не достигнутых со времен Джефферсона ». Он высоко оценил эти события: «Хорошая репутация североамериканской нации важна для всех наций, учитывая быстро растущее значение североамериканских штатов в жизни всего человечества». [8]
На идеи Чернышевского сильное влияние оказали Александр Герцен , Виссарион Белинский и Людвиг Андреас Фейербах . Он видел в классовой борьбе средство движения общества вперед, отстаивал интересы трудящихся. По его мнению, массы были главным творцом истории. Считается, что он использовал фразу «чем хуже, тем лучше», чтобы указать, что чем хуже становились социальные условия для бедных, тем больше они были склонны начать революцию (хотя не он придумал эту фразу, которая предшествовала его рождение, например, в письме 1814 года Джон Адамс использовал его, обсуждая подготовку к американской революции; [9] ).
Есть такие, которые утверждают, по словам профессора Джозефа Франка, что «роман Чернышевского «Что делать?» «Капитал » Маркса в гораздо большей степени, чем «Капитал» , обеспечил ту эмоциональную динамику, которая в конечном итоге привела к русской революции». [10] [11]
Федора Достоевского привела в ярость то, что он считал простотой политических и психологических идей, выраженных в книге: [12] и написал «Записки из подполья» в основном как реакцию на него.
Русский революционер и глава Советского правительства Владимир Ленин хвалил Чернышевского: «... ко всем политическим событиям своего времени он подходил в революционном духе и умел оказывать революционное влияние, пропагандируя, несмотря на все барьеры и препятствия, ставившиеся в свой путь через цензуру, идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всей старой власти». [13]
Карл Маркс и Фридрих Энгельс изучали труды Чернышевского и называли его «великим русским ученым и критиком». [14]
Ряд ученых утверждали, что книга повлияла на Айн Рэнд , выросшую в России, когда роман Чернышевского еще был влиятельным и повсеместным. [15]
Работает
[ редактировать ]Романы
- Что делать? (1863)
- История внутри истории (1863) (незаконченная)
- Пролог: Роман начала 1860-х годов (1870) (неоконченный)
Философия
- Эстетические отношения искусства к реальности (1855)
- Природа человеческого знания (1855)
- Критика философских предрассудков против общинной собственности (1858 г.)
- Антропологический принцип в философии (1860)
Литературная критика
- Очерки гоголевского периода в русской литературе (1856)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Russian : Николай Гаврилович Чернышевский , IPA: [nʲɪkɐˈlaj ɡɐˈvrʲiləvʲit͡ɕ t͡ɕɪrnɨˈʂɛfskʲɪj]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Чернышевский, Николай Гаврилович (1828–1889)» . Энциклопедия философии . Проверено 11 августа 2020 г. - через Encyclepedia.com.
- ↑ Ана Сильяк, Ангел мести, стр. 57.
- ↑ Ана Сильяк, Ангел мести, стр. 58.
- ^ Хехт, Дэвид (1945). «Чернышевский и американское влияние на Россию». Наука и общество . 9 (4): 321. ISSN 0036-8237 . JSTOR 40399722 .
- ^ Хехт, 323
- ^ Сканлан, Джеймс П. (1985). «Николай Чернышевский и философия реализма в русской эстетике XIX века». Исследования советской мысли . 30 (1): 7. дои : 10.1007/BF01045127 . ISSN 0039-3797 . JSTOR 20100022 . S2CID 145336102 .
- ^ Е. Водовозова, На заре жизни, М. -Л., 1934, с. 87.
- ^ Хехт, 326
- ^ Эллис, Джозеф (2001). Страстный мудрец: характер и наследие Джона Адамса . WW Нортон и компания. п. 84. ИСБН 0-393-31133-3 .
- ^ Франк, Джозеф (1990). Сквозь русскую призму: Очерки литературы и культуры . Издательство Принстонского университета. п. 187. ИСБН 0691014566 .
- ^ Эмис, Мартин (2002). Согните Ужас . Мирамакс. п. 27 . ISBN 0-7868-6876-7 .
- ^ Джейн Мисснер Басрстоу Достоевский против Чернышевского в студенческой литературе V, 1. Зима 1978 года.
- ^ «Ленин: «Крестьянская реформа» и пролетарско-крестьянская революция» . www.marxists.org . Проверено 2 июня 2019 г.
- ^ Оффорд, Дерек (23 декабря 2004 г.). Русское революционное движение в 1880-е годы . Издательство Кембриджского университета. п. 122. ИСБН 9780521892193 .
- ^ Вайнер, Адам (11 декабря 2016 г.). «Самая политически опасная книга, о которой вы никогда не слышали» . Журнал ПОЛИТИКО . Проверено 2 мая 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- » Владимира Набокова главный В «Даре герой Федор Годунов-Чердынцев изучает Чернышевского и пишет критическую биографию « Жизнь Чернычевского» , которая представляет собой четвертую главу романа. Публикация этого произведения вызвала литературный скандал. [1]
- Паперно, Ирина, Чернышевский и эпоха реализма: исследование семиотики поведения . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета , 1988.
- Перейра, НПО, Мысль и учение Н.Г. Чернышевского . Гаага: Мутон , 1975.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Николаем Чернышевским, на Викискладе?
- Работы Николая Чернышевского или о нем в Интернет-архиве.
- Избранные философские очерки в PDF формате
- Работы Николая Чернышевского в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- 1828 рождений
- 1889 смертей
- Писатели из Саратова
- Жители Саратовского уезда.
- Философы XIX века из Российской империи
- Журналисты XIX века из Российской империи
- Писатели-мужчины XIX века из Российской империи
- Писатели XIX века из Российской империи.
- Бывшие русские православные христиане
- Материалисты
- Литературные критики Российской империи.
- русские атеисты
- Редакторы из Российской Империи
- Русские ссыльные в Российской империи
- Российские журналисты-мужчины
- русские писатели-мужчины
- Нигилисты из Российской Империи
- Революционеры из Российской Империи
- Социалисты из Российской Империи
- Выпускники Санкт-Петербургского государственного университета
- Утопические социалисты
- Узники Петропавловской крепости