Народники
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2014 г. ) |
Из серии «Политика». |
Популизм |
---|
![]() |
Народники ( русские : народники , латинизированное : народники , произносится [nɐˈrodʲnʲɪkʲɪ] ) — члены движения Российской империи интеллигенции в 1860-х и 1870-х годах, некоторые из которых стали участвовать в революционной агитации против царизма . Их идеология, известная как народничество , народничество или народничество (рус. народничество ; от народ (narod) «народ, фолк», аналог немецкого Volk ), был формой аграрного социализма , хотя его часто неправильно понимают как популизм . [1] [2]
Кампании « Хождение в народ» ( хождение в народ ; что означает « ход к народу ») были центральным импульсом народнического движения. [3] Народники во многих отношениях были интеллектуальными и политическими предшественниками и, в примечательных случаях, непосредственными участниками русской революции , в частности Партии социалистов-революционеров , которая впоследствии оказала большое влияние на российскую историю в начале 20-го века.
История
[ редактировать ]Народничество как философия находилось под влиянием произведений Александра Герцена (1812–1870) и Николая Гавриловича Чернышевского (1828–1889), убеждения которых уточняли Петр Лавров (1823–1900) и Николай Михайловский (1842–1904). В конце XIX века социализм и капитализм постепенно становились основными теориями русской политической мысли, и Михайловский, осознавая этот сдвиг в мышлении, начал видоизменять свои первоначальные идеи народничества, так что возникли две группы народников: так называемые «Критические народники» и «доктринеры-народники». Критические народники последовали примеру Михайловского и заняли очень гибкую позицию по отношению к капитализму, придерживаясь при этом своей основной ориентации. Более известный доктринер-народник твердо верил, что капитализм не имеет будущего ни в России, ни в какой-либо аграрной стране . [4]
Народники создали полуподпольные кружки (кружки, кружки ), такие как « Кружок Чайковского» и «Земля и воля» , с целями самообразования и внешней пропагандистской работы. Они разделяли общие общие цели — разрушить русскую монархию и справедливо распределить землю среди крестьянства. Народники вообще считали возможным отказаться от капиталистической фазы развития России и перейти непосредственно к социализму .
Народники видели в крестьянстве революционный класс , который свергнет монархию, и считали деревенскую общину зародышем социализма. Однако они также считали, что крестьянство не достигнет революции в одиночку, вместо этого настаивая на том, что историю могут творить только выдающиеся личности , которые приведут к революции пассивное крестьянство. Василий Воронцов призывал российскую интеллигенцию «выйти из умственной летаргии, в которую она впала, в отличие от чутких и оживленных лет семидесятых годов, и сформулировать научную теорию экономического развития России». [5]

Внешние видео | |
---|---|
![]() |
Одним из ответов на эти репрессии стало создание в июне 1879 года первой в России организованной революционной партии «Народная воля» («Народная воля»). Она выступала за тайного общества под руководством терроризм , оправданный «как средство оказания давления на правительство с целью проведения реформ». как искра, которая зажжет широкое крестьянское восстание, и как неизбежный ответ на применение режима насилия против революционеров». [6] Попытка заставить крестьянство свергнуть царя оказалась безуспешной из-за боготворения крестьянством последнего как человека «на своей стороне». Поэтому народничество развило практику терроризма: крестьянству, по их мнению, нужно было показать, что царь не является сверхъестественным существом и его можно убить. Эта теория, получившая название «прямой борьбы», имела целью «непрерывную демонстрацию возможности борьбы против правительства, поднимая таким образом революционный дух народа и его веру в успех дела и организуя способных к борьбе». [7] 1 марта 1881 года им удалось убить Александра II . Этот акт имел неприятные последствия на политическом уровне, потому что крестьянство в целом было в ужасе от убийства, а правительство приказало повесить многих лидеров «Народной воли», в результате чего группа стала неорганизованной и неэффективной. [6]
Однако эти события не ознаменовали конец движения, и более поздние эсеры , народные социалисты и трудовики преследовали идеи и тактику, схожие с народниками. [8] Таким образом, философия и действия народников помогли подготовить почву для русских революций 1905 и 1917 годов .
Ассоциация народного сопротивления является примером современной группировки, претендующей на наследие народников и вдохновленных ими демократических социалистических партий.
Проблемы
[ редактировать ]Народническое движение было популистской инициативой, призванной вовлечь сельские классы России в политические дебаты, которые привели к свержению царского правительства в девятнадцатом веке. В отличие от Французской революции или революций 1848 года , движение «к народу» было политическим активизмом преимущественно русской интеллигенции. Эти люди в целом были антикапиталистами и считали, что могут способствовать как экономической, так и политической революции среди русских сельских жителей, «обращаясь» к крестьянским классам и обучая их.
Концепция народа, как и народа в Германии , была попыткой утвердить новую национальную идентичность в России, которая была одновременно националистической и либеральной. Федор Достоевский говорил, что «никто из нас не любит народ таким, какой он есть на самом деле, а лишь таким, каким каждый из нас себе его представляет». Российские политические активисты и правительственные чиновники часто заявляли, что работают над улучшением жизни российских крестьян; на самом деле они манипулировали имиджем крестьянина для достижения своих политических целей. Народники видели в крестьянской общине Россию, не запятнанную западным влиянием; Александр Герцен писал, что народ — это «официальная Россия, настоящая Россия». [9] : 1–25 Народники, которым мешало предвзятое понимание крестьянства, пытались, в основном безуспешно, установить отношения с крестьянством. Русские сельские жители обычно были очень преданы царю и Русской Православной Церкви ; не понимая этого, народническая риторика обвиняла царя и централизованную религию в нехватке у крестьян земли и материальных ресурсов. [10] : 157–180 Другим примером культурного разрыва между интеллигенцией и крестьянами в движении «к народу» были народники, пропагандировавшие себя посредством брошюр, когда практически все бедные русские были неграмотны. [11] По сути, народническое движение 1874 года потерпело неудачу, потому что оно относилось к крестьянам так, как будто крестьяне были такими же интеллектуалами, как и они сами. Радикалы во второй половине 1870-х годов узнали, что их концепция народа ошибочна, и вместо этого интеллектуалам пришлось бы превратиться в крестьян, чтобы добиться успеха в движении и начать революцию против правительства Александра II. [12] «Антропологический принцип» Николая Чернышевского утверждал, что все люди, независимо от класса, имеют много внутренних сходств, а интеллектуалы видели в крестьянах очищенную версию себя, которую можно радикализировать; время показало, что это совсем не так. [12] : 102
Еще одним препятствием была разобщенность между бакунистами и лавристами, а также народнические кружки, действовавшие по самостоятельной инициативе. Бакунисты считали, что революция среди крестьянства и народнические восстания в России начнутся в ближайшем будущем, последние считали, что пропаганда должна предшествовать революции, и этот процесс будет более постепенным. [13] Бакунисты считали, что крестьяне готовы восстать без особой пропаганды, тогда как лавристы считали, что для начала восстаний потребуются значительные усилия. Отсутствие идеологического единства привело к разным подходам к движению, и из-за этого народники больше не представляли единого фронта перед сельской Россией. Некоторые народники верили в пропаганду, оставаясь в одном районе в течение длительного периода времени и ассимилируясь в коммуне, которую они пытались произвести революцию («оседлая» пропаганда), а другие практиковали пропаганду, используя брошюры и литературу, чтобы максимизировать число людей, которые сообщение дошло («летающая» пропаганда).
Разобщенность преобладала, хотя народники двигались только в трех направлениях: либо на Волгу , либо на Днепр , либо на Дон . [13] Народники, которые часто работали медсестрами, писцами, школьными учителями или участвовали в строительстве и сборе урожая, боролись в незнакомой местности и бедности. Все народники возмущались иностранным вмешательством в Россию, хотели, чтобы российские общины контролировали свою собственную экономическую политику. Народники считали, что царь разорил крестьян, но народники должны были понимать, как высоко крестьяне относились к царю. Не сумев донести дисциплинированное послание и избежать прямых нападок на царя, народников часто просто игнорировали. [14] Лишь после образования «Народной воли» в 1879 году молодые революционеры осознали необходимость в организации и дисциплинированном послании. [15]
Это отсутствие единства является причиной третьей причины неудачи «движения к народу»; крестьяне плохо приняли интеллигенцию. Прием, оказанный интеллигенции в коммунах, был настолько плохим, что разрушил ее идеализированный образ крестьянина, столь распространенный до 1874 года. Народники видели в крестьянах единое целое; они думали, что все крестьяне одеваются плохо, поэтому интеллектуалы одевались настолько плохо, насколько это возможно, чтобы соответствовать. На самом деле крестьяне видели в плохо одетом человеке человека, не имеющего авторитета и доверия. Соответственно, то, что интеллектуалы одевались так, как они себе представляли одетых крестьян, имело отрицательный эффект; это фактически заставило крестьян с подозрением относиться к интеллектуалам. Более того, народническая пропаганда не смогла решить более приземленные, обычные проблемы крестьянства. Повседневные хлопоты деревенского россиянина — недостаток материальных благ, плохое здравоохранение и т. д. — оставляли мало времени для рассуждений о социализме или эгоизме . [9] : 68
феминизм Крестьянству было также трудно принять в народническом движении. Домарксистские революционеры верили в необычайно сильное равенство полов , а образованные дворянки играли важную роль в радикальных движениях в последние десятилетия девятнадцатого века. Народники пропагандировали чернышевские идеи целомудренного сожительства — что мужчины и женщины должны жить вместе без сексуальных контактов — и гендерного равенства. Эти концепции были чрезвычайно странными для большинства крестьян, и они обычно не очень хорошо к ним относились. Кроме того, народники часто жили в коммунах, где неженатые мужчины и женщины спали и жили в одних и тех же комнатах. [16] Для православных русских крестьян 1870-х годов такое пренебрежение гендерными нормами было одновременно оскорбительным и отталкивающим. Почти 60% женщин-народниц были из богатых классов, а это означало, что русские крестьяне не могли относиться к большинству интеллектуалов движения интеллектуально, экономически или социально. [17] Историк Дмитрий Писарев пишет, что «почувствовав свою неспособность действовать в одиночку, интеллигентный радикал сделал крестьянство орудием реализации своих надежд». Однако, как писал историк Дэниел Филд, «народники обнаружили, что стремление крестьян к земле не сопровождалось желанием восстать». [10] : 423 Российское правительство не благосклонно относилось к народникам, выступавшим за их свержение, а крестьяне соглашались терпеть народников только до тех пор, пока к ним не могли быть привлечены криминальные связи. Народники считали крестьянство наиболее склонным к революции классом в России, однако крестьяне не были готовы к революционным действиям. [18]
Подавление народников правительством привело к массовым судам, которые широко пропагандировали взгляды народников и возмутили общественность. С 1873 по 1877 год российская полиция арестовала 1611 пропагандистов, из которых 15% составляли женщины. Радикалы в движении сосредоточились на репрессивном налогообложении и земельном законодательстве России, а их пропаганда рассматривалась царем Александром II как угроза. Он приказал арестовать и судить известных народников и сочувствующих народникам среди крестьянства; крестьяне были вынуждены выдать народников властям, чтобы самим избежать преследований. долгий и медленный процесс над 193 Начиная с 1877 года, шел народниками. Пропагандистам пришлось либо действовать тайно, либо им грозило тюремное заключение. [19]
Чем больше правительство пыталось репрессировать народников, тем радикальнее становились народники. Они становились все более избирательными в своем членстве, и их члены «Земля и воля» (Земля и свобода) в конечном итоге превратились в более террористические организации: «Народная воля» («Народная воля») и «Черный передел». [20] Эти группы стремились начать революцию с помощью насилия, и когда члены «Народной воли» убили царя Александра в 1881 году, более крупное народническое движение потеряло практически всю поддержку в коммунах и сельских районах России. Правительственное притеснение еще больше радикализировало народников, и крестьяне не могли поддержать усиление радикализации и без того радикальной интеллигенции.
Влияние
[ редактировать ]Народничество оказало прямое влияние на политику и культуру Румынии благодаря трудам Константина Доброжану-Гереа и пропаганде уроженца Константина Бессарабии Стере (который в юности был членом «Народной воли»). Последний помог основать различные группы, в том числе группу, созданную вокруг литературного журнала Viaña Românească , который он издавал вместе с Гарабетом Ибрэляну и Полом Бужором.
Стере и движение «Попоранист» (от «попор» , что по-румынски означает «народ») в конечном итоге полностью отвергли революцию. Тем не менее он разделял народническую точку зрения о том, что капитализм не является необходимой стадией развития аграрной страны. Эта точка зрения, противоречащая традиционному марксизму, также повлияла на Иона Михалаке Крестьянскую партию и ее преемницу, Национальную Крестьянскую партию , а также на философию Вирджила Маджеру .
См. также
[ редактировать ]- Нигилистическое движение
- Narodnaya Volya
- Партия социалистов-революционеров
- Группа народников-социалистов
- Nakanune (newspaper)
- Николай Дэниэлсон
- Левые эсеры
- Партия народнических коммунистов
- Партия революционного коммунизма
- Народный социализм
Примечания
[ редактировать ]- ^ Пайпс, Ричард (1964). «Народничество: семантическое исследование». Славянское обозрение . 23 (3): 441–458. дои : 10.2307/2492683 . JSTOR 2492683 . S2CID 147530830 .
- ^ Sambuk, S. M. (1972). Revolyutsionnyye narodniki Belarusi .
- ^ Итенберг, Б.С. (1973–1982). « Хождение в народ». Советская историческая энциклопедия . Москва: Советская историческая энциклопедия.
- ^ Лященко, Л.М. (1989-01-01). Революционные народники . Просвещение Москва.
- ^ Фон Лауэ, Теодор Х. (1954). «Судьба капитализма в России: народническая версия». Американское славянское и восточноевропейское обозрение . 13 (1): 11–28. дои : 10.2307/2492162 . JSTOR 2492162 .
- ^ Перейти обратно: а б Перл, Дебора (2003). «Народная воля». В Милларе, Джеймс Р. (ред.). Энциклопедия истории России (на русском языке). Томсон Гейл. стр. 1162–1163.
- ^ Narodnaya Volya program of 1879.
- ^ «Глоссарий терминов и организаций» . Марксисты.орг . Проверено 21 февраля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фриерсон, Кэти А. (1993). Крестьянские иконы: изображения сельских жителей России конца XIX века . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета .
- ^ Перейти обратно: а б Филд, Дэниел (1992). Крестьяне и пропагандисты в русском движении к народу в 1874 году . Лондон: Гарленд.
- ^ Вентури, Франко (1960). «Чайковцы и движение «Идти в народ». ». Корни революции . Лондон: Вайденфельд и Николсон. стр. 62–70.
- ^ Перейти обратно: а б Вортман, Ричард (1967). «Город и деревня». Кризис российского популизма . Лондон: Издательство Кембриджского университета . стр. 87–111.
- ^ Перейти обратно: а б Педлер, Энн (июнь 1927 г.). «Идти в народ. Русские народники в 1874-1875 гг.». Славянское обозрение . 6 (16). Ассоциация современных гуманитарных исследований: 130–141. JSTOR 4202141 .
- ^ Силяк, Ана (2010). «Девушка-убийца» . Ангел мести: Девушка, которая застрелила губернатора Санкт-Петербурга и положила начало эпохе убийств . Нью-Йорк: Гриффин. п. 48.
- ^ Тэйден, Эдвард К. (1971). Россия с 1801 года: становление нового общества . Нью-Йорк: Wiley-Interscience. стр. 335–350.
- ^ Максвелл, Маргарет. Женщины-народники: русские женщины, пожертвовавшие собой ради мечты о свободе .
- ↑ Информация о сексе в народническом движении взята из Макнил, Роберт Х. (зима 1971–1972 гг.). «Женщины в российском радикальном движении». Журнал социальной истории . 5 (2). Издательство Оксфордского университета : 143–163. дои : 10.1353/jsh/5.2.143 . JSTOR 3786408 .
- ^ «Вспоминая Николая Чайковского: уроки народников» . Студенты за общество без гражданства . 6 января 2012 г. Архивировано из оригинала 18 октября 2014 г.
- ↑ Статистика о процессах над народниками заимствована из Уотсон, Хью (1967). Российская империя, 1801–1917 гг . Оксфорд: Кларендон Пресс . стр. 205–225.
- ^ «Народник» . Британская энциклопедия .
Библиография
[ редактировать ]- Педлер, Энн. «Идя к народу: русские народники в 1874–1875 годах». Славянское обозрение 6.16 (1927): 130–141. Веб. 19 октября 2011 г.
- фон Лауэ, Теодор Х. «Судьба капитализма в России: народническая версия». Американское славянское и восточноевропейское обозрение 13.1 (1954): 11–28. Веб. 19 октября 2011 г.
- Вудс, Алан. «Большевизм: путь к революции». Публикации WellRed (1999): 33–50. Сб. 24 июня 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Народники
- Заведения 1861 года в Российской Империи
- XIX век в философии
- 20 век в философии
- Аграрная политика
- История социализма
- Левые идеологии
- Левый популизм
- Философские школы и традиции
- Политические движения в России
- Политика Российской Империи
- Популизм в России
- русская философия
- Русская революция
- Социализм в России
- Русские слова и фразы