Jump to content

Идем к людям

Идем к людям
Арест пропагандиста картина Ильи Репина
Родное имя Хождение в народ
Дата 1874
Расположение  Российская Империя
Тип Массовое движение
Мотив Популизм
Участники народники студенты-
Исход Движение подавлено, участники арестованы
Аресты 717 [1]
Подозреваемые 1,611 [1]
Обвиняемый 525 [1]

Хождение в народе ( русский язык : ) Хождение в народе было народническим движением в Российской империи . Во многом он был вдохновлен работами русских теоретиков, таких как Михаил Бакунин и Петр Лавров , которые утверждали, что группы преданных своему делу революционеров могут вдохновить массовое движение по свержению правящего класса, особенно в том, что касается крестьянства. [2] Анархист Петр Кропоткин назвал это событие «безумным летом 1874 года». [3]

Александр Герцен , основатель российского народнического движения

Народничество впервые укоренилось в России после освободительной реформы 1861 года , когда идеология национального примирения между антагонистическими социальными классами начала укрепляться среди русской интеллигенции, обратившей свое внимание на только что освободившееся крестьянство. [4] Лозунг «К народу!» Впервые был изложен «отцом русского социализма» Александром Герценом в номере его газеты « Колокол » за 1861 год после закрытия Санкт-Петербургского университета в ответ на растущие студенческие волнения . Это произошло во время подъема волны популизма в России, когда народники призывали незанятых студентов "идти в народ", т.е. "жить среди него, сливаться с ним и бороться за его интересы". [5]

Петр Лавров , идейный лидер постепенников фракции
Михаил Бакунин , идейный лидер революционной фракции

Поездки в провинцию планировались студентами на протяжении 1860-х годов, но разногласия относительно целей такого движения привели к фракционному расколу среди русских студентов в Швейцарии . [6] Последователи Петра Лаврова выступали в течение длительного периода за мирную пропаганду среди крестьянства, тогда как последователи Михаила Бакунина верили в необходимость активной революционной агитации. [7] В Россию спор был перенесен с публикацией лавровской газеты « Вперед!». и книга Бакунина «Этатизм и анархия» . [8] Более укрощенная идеология лавровистов оказалась менее популярной, чем революционный анархизм Бакунина , а « Кружок Чайковского» даже переключил свои симпатии с первого на второе под руководством Петра Кропоткина . [9] Имея в виду цель социальной революции , Круг посвятил себя «воспитанию интеллигенции среди народа», стремясь создать студенческие кадры, которые «выходили бы в народ» с целью распространения образования и революционной пропаганды. [10] Арест ведущих членов кружка, в том числе и Кропоткина, лишь ускорил подготовку к «выходу в народ». [11]

Лавровисты утверждали, что любому, кто готовится принять участие в движении, необходимо будет пройти тщательное образование, прежде чем он сможет самостоятельно пропагандировать и внушать крестьянству свои собственные идеи. Но бунтары отвергли эту идею, полагая, что самим крестьянам не нужно воспитание популистских идеалов, поскольку они уже традиционно придерживались эгалитарной и антиавторитарной философии. [12] Бунтары восстания считали, что сами по себе будут иметь воспитательный эффект, поскольку даже небольшие и неудавшиеся восстания будут накапливаться в результате всеобщей революции . [13]

Несмотря на разногласия по поводу воинственности между двумя фракциями, они смогли прийти к единому мнению по ряду вопросов, включая то, что грядущая революция потребует экономической трансформации общества и что эффективный пропагандист должен будет «полностью идентифицировать [себя] с простых людей», переняв их обычаи. [13] Они также согласились с тем, что студентам необходимо заняться ручным ремеслом, которое поможет им «стереть цивилизацию», при этом студенты организуют мастерские по всей стране для обучения их ряду различных навыков. [14] К 1870-м годам радикальная пропаганда широко распространялась в кружках самообразования и студенческих коммунах, вызвав «молодежную революцию», в ходе которой молодые люди были вдохновлены «решить все (российские) проклятые вопросы, не дающие человечеству передышки». [15]

Кампания

[ редактировать ]

В стремлении «идти в народ» многие студенты покинули университеты еще до того, как закончили учебу, или символически уничтожили свои аттестаты, причем этот процесс ускорился из-за вспышки голода в Поволжье . [16] К весне 1874 года произошел массовый исход студентов из Москвы и Петербурга . [17] Примерно от 2000 до 4000 студентов, некоторые из которых были потомками дворянства, отправились в сельские части империи, чтобы жить среди крестьян и «подготовить их к будущей политической роли». [18] Многие из этих молодых людей никогда раньше не бывали в деревнях России, но стремились перенять их манеру одеваться и устроиться на работу в качестве чернорабочих, чтобы привлечь население. [19] В движении, в частности, участвовало много женщин, таких как Екатерина Брешковская , которые вместе с мужчинами участвовали в качестве пропагандистов. [20]

Для многих его участников движение приняло религиозный характер, в котором они действовали как популистские миссионеры «новой веры», перенимая элементы библейского писания как способ подтолкнуть массы к революции. Это побудило украинского историка Авраама Ярмолинского охарактеризовать движение как «детский крестовый поход» из-за «невежества и наивности» активных студентов-участников. [21] Орландо Файджес далее охарактеризовал кампанию как « паломничество », в котором движимые чувством вины студенты считали, что они выплачивают долг перед крестьянством, который студенты накопили в результате своего привилегированного воспитания. [22]

Само движение было спонтанным самоорганизованным мероприятием, и единственные попытки централизации руководства заканчивались мертворожденными. Причастные к этому децентрализованные группы действовали автономно, причем единственной точкой связи была московская типография, выпускавшая фальшивые паспорта и пропагандистские брошюры, или различные помещения, используемые студентами для укрытия и пополнения запасов. [23] Движение быстро распространилось по стране: власти сообщили, что пропагандисты-популисты действовали более чем в трёх четвертях российских регионов . Донской стали основными местами агитации из-за того , и Поволжский регионы что они были центрами Стеньки Разина и Емельяна Пугачева соответственно восстаний . Движение проникло и в Украину , студенты пытались организовать беглецов, скрывавшихся на Урале , другие вели пропаганду среди старообрядцев . Единственным регионом, который остался нетронутым движением, была Сибирь из-за большого количества нерусского населения . [24]

Раскол в движении между лавровистами и бунтарами продолжался: первые планировали интеллектуально обучать крестьян, а вторые планировали сыграть на эмоциях крестьянства, чтобы разжечь восстание. Но оба в основном раздавали брошюры, в которых подробно описывались одни и те же цели: «земля крестьянам, фабрики и фабрики рабочим, свобода и равенство для всех». [25] Более обеспеченные участники также оказались не в состоянии справиться с трудностями образа жизни и быстро вернулись в города после того, как их энтузиазм по поводу движения угас. Те, кто продолжал, столкнулись с дальнейшими трудностями: им отказывали в возможном жилье или не соблюдали должным образом местные обычаи. [26]

Они обнаружили, что люди часто невосприимчивы к их революционному посланию либо из-за широко распространенной неграмотности, либо из-за отсутствия интереса к представленным им идеям. В то время как пожилые крестьяне хорошо реагировали на концепции социального анархизма , молодые люди больше руководствовались чувством сурового индивидуализма и желанием владеть частной собственностью . [27] Крестьяне еще питали надежду на передел земли, но эта надежда возлагалась на инициативы Александра II и обещания военной службы . [28] Некоторые крестьяне даже с гневом реагировали, когда народники выступали за свержение царского самодержавия. [29]

Студенты, которые ранее считали артель образцом социализма, обнаружили, что на самом деле она была ближе к частной компании, чем к рабочему кооперативу , рабочие которого были слишком уставшими после рабочего дня, чтобы быть восприимчивыми к революционной пропаганде. Попытки пропаганды староверов сдерживались их предрассудками , а крестьяне Поволжья, как выяснилось, извлекли выгоду из указа об освобождении и, таким образом, были невосприимчивы к подрывным идеям. Бунтарам . также не удалось разжечь восстание: крестьяне либо не хотели, либо были необорудованы, либо недостаточно неорганизованы для этого, в то время как те, кто отправился на Урал, не нашли ни одного из беглецов, которых, по слухам, они намеревались организовать в революционные вооруженные силы [28]

Многие крестьяне даже сдавали своих «экзотических городских приезжих» властям. [30] хотя это было редкое явление. Большинство государственных репрессий произошло потому, что сами пропагандисты не приняли необходимых мер предосторожности, чтобы избежать правительственного надзора, и их помещения были быстро подвергнуты обыску полицией. [31] В конечном итоге это не удалось, и к осени 1874 года было произведено более тысячи арестов. Им не удалось спровоцировать «беспорядки даже в местном масштабе» или создать местные плацдармы для будущей деятельности. [32] возможно, лишь несколько десятков новообращенных выиграли за счет сотен арестованных. [1] Многие из арестованных провели в тюрьме три-четыре года, пока Правительствующий сенат в конце концов не предал их суду в 1877 году. [33]

Вторая волна

[ редактировать ]
Сергей Степняк-Кравчинский , видный член революционной фракции

Некоторые участники открыто заявляли, что если бы на них не обрушились государственные репрессии, то они, естественно, разочаровались бы и сами потеряли революционный пыл, но вместо этого аресты во многом укрепили их решимость. [3] Среди тех, кто продолжал, были Сергей Степняк-Кравчинский , сбежавший за границу, куда он планировал вернуться и продолжить популистскую агитацию, Екатерина Брешковская арестованная и Яков Стефанович , уклонившийся от полиции. [34]

Вера Фигнер , основательница Московского кружка

Хотя крестьянство в основном не было затронуто этим движением, оно привлекло новообращенных из числа интеллигенции, которая в следующем году предприняла неудачную попытку провести второй раунд пропаганды. На смену Кругу Чайковского пришел Московский кружок, состоявший из группы молодых женщин вокруг Веры Фигнер и ряда грузинских националисток , нашедших общее дело с русскими революционерами. [35] К февралю 1875 года Кружок учредил Всероссийскую эсеровскую организацию, задуманную как орган для объединения всех разрозненных революционных элементов внутри нее и организованную по неиерархической схеме с сменяющимся исполнительным комитетом. В синтезе идей Лаврова и Бакунина организация планировала создать децентрализованные группы, которые будут как пропагандировать массы, так и совершать террористические акты против правящих классов России. [36] Отказавшись от прежнего внимания к крестьянству, Организация сосредоточила свою деятельность на городских рабочих классах. Женщины начали работать на фабриках, где они разговаривали со своими коллегами и распространяли брошюры, но работодатели быстро идентифицировали их и вытесняли. К августу 1875 года организация была подавлена, около трети ее членов арестовано. [37]

Другие бывшие участники движения также разуверились в революционном потенциале крестьянства и переключили свое внимание на городской рабочий класс. В Одессе один лавровист основал Южно-Русский рабочий союз, который за свое недолгое существование распространял социалистические идеи среди фабричных рабочих города и даже организовывал забастовки, став первой организацией такого рода в России. [38] Тем не менее, крестьянство оставалось в центре революционного внимания в стране, и весной 1875 года народники возобновили попытку «идти к народу», которая также оказалась неудачной, что привело к повсеместному разочарованию в лавровских методах мирного урегулирования. пропаганда. Большая часть движения перешла к позиции бунтара : Сергей Степняк-Кравчинский раскритиковал Лаврова за его реформизм и заявил, что «один мятежный акт, даже если он окажется безуспешным, приведет к более чем десятилетию идеологической обработки». [39]

Яков Стефанович , лидер украинских бунтаров

На Украине ряды бунтаров пополнились множеством « нелегалов », оставшихся вне досягаемости российских властей. Бунтары , где планировали склонить местных крестьян к начали агитацию в Корсуни экспроприации обрабатываемой ими земли и поднять вооруженное восстание против русской власти, закрепившись там к весне 1876 года. [40] Но их планы не осуществились, и после того, как один из их членов стал информатором, они были вынуждены покинуть Корсунь и разбежаться. [41] Некоторым из этих бунтаров удалось закрепиться в Чигирине , где крестьяне низшего сословия и их помещики вступили в конфликт из-за прав на землю. [42] Заявляя, что действуют от имени Александра II, бунтары во главе с Яковом Стефановичем выступили на стороне крестьян- душевиков с целью перераспределения им земли. [43] Под руководством Стефановича, самопровозглашенного «комиссаром Дмитрием Найдо», они сформировали крестьянские боевые дружины с выборными атаманами и советами . [44] Организация выросла до более чем тысячи членов и просуществовала девять месяцев, пока ее не обнаружила полиция в сентябре 1877 года, после чего ее ведущие члены были арестованы. [45]

Интеллектуальная реакция

[ редактировать ]

К этому времени русские анархисты в изгнании в Женеве начали издавать ежемесячную газету «Рабочий» , но за время своего недолгого существования она приобрела лишь ограниченную читательскую аудиторию. [45] Из Лондона выходящая раз в две недели газета Лаврова « Вперед!» имел гораздо более широкое распространение, публикуя отчеты о социалистическом движении как в России, так и за рубежом. [46] Конфликт между двумя фракциями продолжился в печати в журнале « Вперед!». публикация резкой критики анархизма, сосредоточенной на настойчивости анархистов в неизбежности революции в России, их практике прямого действия и их апелляциях к «стихийным страстям». Лавров также проанализировал различия между подъемом социализма на Западе, характеризующимся его сопротивлением капитализму, и его подъемом в России, где это было движение, движимое этикой. Поэтому он настаивал на необходимости «революционной морали», которая могла бы направлять русских социалистов в свержении существующей системы, и продолжал призывать к процессу мирной идеологической обработки для наращивания революционного потенциала. [47]

Лавров призывал интеллектуалов построить рабоче-крестьянскую армию , но настаивал на том, чтобы она была самоуправляющейся , сам выступая против диктатуры революционного меньшинства , которая, по его мнению, установит режим государственного капитализма во имя социализма. [48] Лавров направил эту критику на зарождающуюся российскую бланкистскую тенденцию, возглавляемую Петром Ткачевым , который также критиковал Лаврова как «проповедника мирного прогресса», который излишне затягивал революцию. [49] В ходе последовавших дебатов Лавров назвал Ткачева «безответственным демагогом», а Фридрих Энгельс даже присоединился к Лаврову. [50] Ткачев и бланкисты основали собственный журнал «Точин» , в котором критиковали лавровизм за его постепенную позицию и призывали к захвату власти «морально и интеллектуально развитой» элитой, которая консолидировала бы контроль над государством, а не упраздняла бы его, как анархисты. [51] Ткачев считал, что массы не способны к самоосвобождению и что после захвата власти их необходимо будет перевоспитать до установления социализма и « отмирания государства ». [52] И Лавровисты, и анархисты одинаково ненавидели авторитарную и антидемократическую схему революции Ткачева, а Сергей Степняк-Кравчинский осудил ее как «не что иное, как подлость и политическую революцию ». Несмотря на ограниченный тираж журнала, идеи Ткачева в конечном итоге нашли преданных последователей среди российских марксистов, в том числе Владимира Ильича Ульянова . [1]

Суды и приговоры

[ редактировать ]
Софья Перовская , оправданная подсудимая по «процессу 193-х» , один из основателей организации «Земля и воля» .

Московский кружок предстал перед судом в марте 1877 года по обвинению в заговоре с целью свержения существующего строя и подстрекательстве к восстанию. [53] Пятьдесят обвиняемых, в том числе Петр Алексеев , в речах, которые были исключены из судебных протоколов, защищали себя, просто агитируя за право рабочих на плоды своего труда. [54] Круг был приговорен к каторжным работам в Сибири, что принесло им еще большую симпатию со стороны общественности, что в конечном итоге привело к успешному обращению за их освобождением. [55]

Логотип « Земли и свободы» , популистской организации, основанной после кампании.

После краткого процесса над Южно-Русским рабочим союзом в октябре 1877 года « дело о революционной пропаганде в империи ». против участников кампании было возбуждено [55] Некоторые из обвиняемых имели лишь слабую связь с популистским движением, и по иронии судьбы суд привел к тому, что они были включены в движение, а один историк даже назвал его «конференцией активистов, организованной правительством и за его счет». [56] Представитель 193 обвиняемых, назвавших себя « Партией социалистов-революционеров », заявил о своем намерении создать «свободный союз автономных коммун» посредством народного восстания против государства и подверг критике Сенат за организацию показательного процесса . [57] В итоге 90 подсудимых, в том числе Софья Перовская , были оправданы. Остальные были приговорены к различным наказаниям: от пяти суток до десяти лет лишения свободы, 28 из них были приговорены к каторжным работам. [33] Ходатайства суда о смягчении приговоров 62 осужденным были отклонены Александром II, который даже продлил сроки наказания десятку участников. [58]

Сенат пытался использовать показательные процессы, чтобы настроить общественное мнение против революционеров, но это имело противоположный эффект, поскольку обвиняемые использовали свои процессы как платформу для поддержки своих популистских идей. [59] После обвинительного приговора одна группа осужденных подписала заявление, в котором подтвердила свою приверженность революционному народническому делу и призвала своих еще свободных товарищей продолжать борьбу против царского самодержавия . [60] , создали организацию « Земля и свобода» в результате чего такие популисты, как Сергей Степняк-Кравчинский , Софья Перовская и Марк Натансон . [61]

Наследие

[ редактировать ]

Ивана Тургенева Роман «Целина» был вдохновлен непосредственно кампанией «Идти к народу», опираясь на революционные элементы, которые он наблюдал в то время. [62] Кампания также привела к тому, что писатель Лев Толстой испытал моральный кризис, во время которого он отказался от Русской православной церкви как репрессивного института, вместо этого поверив в крестьянство. Крестьянский коллективизм стал для Толстого «моим монастырем, церковью, куда я убежал и нашел убежище от всех тревог, сомнений и искушений моей жизни». [63]

Позднее эта кампания вдохновила « Русский балет» , а ее основатель Сергей Дягилев заявил, что ее интеллектуальное происхождение заключается «в предметах полезного использования (домашние орудия труда в сельской местности), в росписи на санях, в узорах и цветах крестьянские платья или резьба вокруг оконной рамы, мы нашли свои мотивы и на этой основе строили». [64] Вдохновленные кампанией, российские этнографы Юрий Мельгунов и Евгения Линева записали крестьянские песни, используя научный метод для расшифровки полифонических гармоний, демонстрируемых певцами. Их творчество оказало непосредственное влияние на композитора Игоря Стравинского , особенно в «Жар-птице» , «Петрушке» и «Весне священной» . [65]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Ярмолинский 2014 , с. 205.
  2. ^ Террас 1985 , с. 351.
  3. ^ Jump up to: а б Ярмолинский 2014 , с. 194.
  4. ^ Фигес 2002 , с. 221.
  5. ^ Ярмолинский 2014 , с. 182.
  6. ^ Ярмолинский 2014 , стр. 182–183.
  7. ^ Ярмолинский 2014 , стр. 183–185.
  8. ^ Ярмолинский 2014 , с. 185.
  9. ^ Eklof & Saburova 2017 , pp. 54–57; Yarmolinsky 2014 , pp. 185–186.
  10. ^ Eklof & Saburova 2017 , pp. 44–45.
  11. ^ Eklof & Saburova 2017 , p. 39; Yarmolinsky 2014 , p. 186.
  12. ^ Ярмолинский 2014 , стр. 186–187.
  13. ^ Jump up to: а б Ярмолинский 2014 , с. 187.
  14. ^ Ярмолинский 2014 , стр. 187–188.
  15. ^ Eklof & Saburova 2017 , pp. 45–46.
  16. ^ Ярмолинский 2014 , с. 188.
  17. ^ Фигес 2002 , с. 220; Ярмолинский 2014 , с. 189.
  18. ^ Бромли 2002 , с. 202; Шапиро 1982 , с. 259; Тодес 2014 , с. 95.
  19. ^ Берлин 2013 , с. 281; Эклоф и Сабурова 2017 , с. 80; Файджес 2002 , с. 220; Тодес 2014 , с. 95.
  20. ^ Ярмолинский 2014 , с. 189.
  21. ^ Ярмолинский 2014 , с. 190.
  22. ^ Файджес 2002 , стр. 220–221.
  23. ^ Ярмолинский 2014 , стр. 190–191.
  24. ^ Ярмолинский 2014 , с. 191.
  25. ^ Ярмолинский 2014 , стр. 191–192.
  26. ^ Ярмолинский 2014 , с. 192.
  27. ^ Ярмолинский 2014 , стр. 192–193.
  28. ^ Jump up to: а б Ярмолинский 2014 , с. 193.
  29. ^ Фигес 2002 , с. 227.
  30. ^ Берлин 2013 , с. 281; Файджес 2002 , с. 227.
  31. ^ Ярмолинский 2014 , стр. 193–194.
  32. ^ Эклоф и Сабурова 2017 , с. 111; Тодес 2014 , с. 95.
  33. ^ Jump up to: а б Бромли 2002 , с. 54; Лейн 1995 , с. 1057.
  34. ^ Ярмолинский 2014 , стр. 194–195.
  35. ^ Ярмолинский 2014 , с. 195.
  36. ^ Ярмолинский 2014 , с. 196.
  37. ^ Ярмолинский 2014 , стр. 196–197.
  38. ^ Ярмолинский 2014 , с. 197.
  39. ^ Ярмолинский 2014 , стр. 197–198.
  40. ^ Ярмолинский 2014 , с. 198.
  41. ^ Ярмолинский 2014 , стр. 198–199.
  42. ^ Ярмолинский 2014 , стр. 199–200.
  43. ^ Ярмолинский 2014 , с. 200.
  44. ^ Ярмолинский 2014 , стр. 200–201.
  45. ^ Jump up to: а б Ярмолинский 2014 , с. 201.
  46. ^ Ярмолинский 2014 , стр. 201–202.
  47. ^ Ярмолинский 2014 , с. 202.
  48. ^ Ярмолинский 2014 , стр. 202–203.
  49. ^ Ярмолинский 2014 , с. 203.
  50. ^ Ярмолинский 2014 , стр. 203–204.
  51. ^ Ярмолинский 2014 , с. 204.
  52. ^ Ярмолинский 2014 , стр. 204–205.
  53. ^ Ярмолинский 2014 , с. 206.
  54. ^ Ярмолинский 2014 , стр. 206–207.
  55. ^ Jump up to: а б Ярмолинский 2014 , с. 207.
  56. ^ Ярмолинский 2014 , стр. 207–208.
  57. ^ Ярмолинский 2014 , с. 208.
  58. ^ Ярмолинский 2014 , стр. 208–209.
  59. ^ Шапиро 1982 , с. 277; Ярмолинский 2014 , с. 209.
  60. ^ Ярмолинский 2014 , с. 209.
  61. ^ Ярмолинский 2014 , стр. 210–211.
  62. ^ Шапиро 1982 , стр. 259–260, 263–266, 276–277.
  63. ^ Фигес 2002 , с. 242.
  64. ^ Фигес 2002 , с. 265.
  65. ^ Фигес 2002 , с. 278.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 87c7ea6f6b79e4fd6524116db98a6acd__1719954060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/87/cd/87c7ea6f6b79e4fd6524116db98a6acd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Going to the People - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)