Идем к людям
![]() Арест пропагандиста картина Ильи Репина | |
Родное имя | Хождение в народ |
---|---|
Дата | 1874 |
Расположение | ![]() |
Тип | Массовое движение |
Мотив | Популизм |
Участники | народники студенты- |
Исход | Движение подавлено, участники арестованы |
Аресты | 717 [1] |
Подозреваемые | 1,611 [1] |
Обвиняемый | 525 [1] |
Хождение в народе ( русский язык : ) Хождение в народе было народническим движением в Российской империи . Во многом он был вдохновлен работами русских теоретиков, таких как Михаил Бакунин и Петр Лавров , которые утверждали, что группы преданных своему делу революционеров могут вдохновить массовое движение по свержению правящего класса, особенно в том, что касается крестьянства. [2] Анархист Петр Кропоткин назвал это событие «безумным летом 1874 года». [3]
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]
Народничество впервые укоренилось в России после освободительной реформы 1861 года , когда идеология национального примирения между антагонистическими социальными классами начала укрепляться среди русской интеллигенции, обратившей свое внимание на только что освободившееся крестьянство. [4] Лозунг «К народу!» Впервые был изложен «отцом русского социализма» Александром Герценом в номере его газеты « Колокол » за 1861 год после закрытия Санкт-Петербургского университета в ответ на растущие студенческие волнения . Это произошло во время подъема волны популизма в России, когда народники призывали незанятых студентов "идти в народ", т.е. "жить среди него, сливаться с ним и бороться за его интересы". [5]
Поездки в провинцию планировались студентами на протяжении 1860-х годов, но разногласия относительно целей такого движения привели к фракционному расколу среди русских студентов в Швейцарии . [6] Последователи Петра Лаврова выступали в течение длительного периода за мирную пропаганду среди крестьянства, тогда как последователи Михаила Бакунина верили в необходимость активной революционной агитации. [7] В Россию спор был перенесен с публикацией лавровской газеты « Вперед!». и книга Бакунина «Этатизм и анархия» . [8] Более укрощенная идеология лавровистов оказалась менее популярной, чем революционный анархизм Бакунина , а « Кружок Чайковского» даже переключил свои симпатии с первого на второе под руководством Петра Кропоткина . [9] Имея в виду цель социальной революции , Круг посвятил себя «воспитанию интеллигенции среди народа», стремясь создать студенческие кадры, которые «выходили бы в народ» с целью распространения образования и революционной пропаганды. [10] Арест ведущих членов кружка, в том числе и Кропоткина, лишь ускорил подготовку к «выходу в народ». [11]
Лавровисты утверждали, что любому, кто готовится принять участие в движении, необходимо будет пройти тщательное образование, прежде чем он сможет самостоятельно пропагандировать и внушать крестьянству свои собственные идеи. Но бунтары отвергли эту идею, полагая, что самим крестьянам не нужно воспитание популистских идеалов, поскольку они уже традиционно придерживались эгалитарной и антиавторитарной философии. [12] Бунтары восстания считали, что сами по себе будут иметь воспитательный эффект, поскольку даже небольшие и неудавшиеся восстания будут накапливаться в результате всеобщей революции . [13]
Несмотря на разногласия по поводу воинственности между двумя фракциями, они смогли прийти к единому мнению по ряду вопросов, включая то, что грядущая революция потребует экономической трансформации общества и что эффективный пропагандист должен будет «полностью идентифицировать [себя] с простых людей», переняв их обычаи. [13] Они также согласились с тем, что студентам необходимо заняться ручным ремеслом, которое поможет им «стереть цивилизацию», при этом студенты организуют мастерские по всей стране для обучения их ряду различных навыков. [14] К 1870-м годам радикальная пропаганда широко распространялась в кружках самообразования и студенческих коммунах, вызвав «молодежную революцию», в ходе которой молодые люди были вдохновлены «решить все (российские) проклятые вопросы, не дающие человечеству передышки». [15]
Кампания
[ редактировать ]В стремлении «идти в народ» многие студенты покинули университеты еще до того, как закончили учебу, или символически уничтожили свои аттестаты, причем этот процесс ускорился из-за вспышки голода в Поволжье . [16] К весне 1874 года произошел массовый исход студентов из Москвы и Петербурга . [17] Примерно от 2000 до 4000 студентов, некоторые из которых были потомками дворянства, отправились в сельские части империи, чтобы жить среди крестьян и «подготовить их к будущей политической роли». [18] Многие из этих молодых людей никогда раньше не бывали в деревнях России, но стремились перенять их манеру одеваться и устроиться на работу в качестве чернорабочих, чтобы привлечь население. [19] В движении, в частности, участвовало много женщин, таких как Екатерина Брешковская , которые вместе с мужчинами участвовали в качестве пропагандистов. [20]
Для многих его участников движение приняло религиозный характер, в котором они действовали как популистские миссионеры «новой веры», перенимая элементы библейского писания как способ подтолкнуть массы к революции. Это побудило украинского историка Авраама Ярмолинского охарактеризовать движение как «детский крестовый поход» из-за «невежества и наивности» активных студентов-участников. [21] Орландо Файджес далее охарактеризовал кампанию как « паломничество », в котором движимые чувством вины студенты считали, что они выплачивают долг перед крестьянством, который студенты накопили в результате своего привилегированного воспитания. [22]
Само движение было спонтанным самоорганизованным мероприятием, и единственные попытки централизации руководства заканчивались мертворожденными. Причастные к этому децентрализованные группы действовали автономно, причем единственной точкой связи была московская типография, выпускавшая фальшивые паспорта и пропагандистские брошюры, или различные помещения, используемые студентами для укрытия и пополнения запасов. [23] Движение быстро распространилось по стране: власти сообщили, что пропагандисты-популисты действовали более чем в трёх четвертях российских регионов . Донской стали основными местами агитации из-за того , и Поволжский регионы что они были центрами Стеньки Разина и Емельяна Пугачева соответственно восстаний . Движение проникло и в Украину , студенты пытались организовать беглецов, скрывавшихся на Урале , другие вели пропаганду среди старообрядцев . Единственным регионом, который остался нетронутым движением, была Сибирь из-за большого количества нерусского населения . [24]
Раскол в движении между лавровистами и бунтарами продолжался: первые планировали интеллектуально обучать крестьян, а вторые планировали сыграть на эмоциях крестьянства, чтобы разжечь восстание. Но оба в основном раздавали брошюры, в которых подробно описывались одни и те же цели: «земля крестьянам, фабрики и фабрики рабочим, свобода и равенство для всех». [25] Более обеспеченные участники также оказались не в состоянии справиться с трудностями образа жизни и быстро вернулись в города после того, как их энтузиазм по поводу движения угас. Те, кто продолжал, столкнулись с дальнейшими трудностями: им отказывали в возможном жилье или не соблюдали должным образом местные обычаи. [26]
Они обнаружили, что люди часто невосприимчивы к их революционному посланию либо из-за широко распространенной неграмотности, либо из-за отсутствия интереса к представленным им идеям. В то время как пожилые крестьяне хорошо реагировали на концепции социального анархизма , молодые люди больше руководствовались чувством сурового индивидуализма и желанием владеть частной собственностью . [27] Крестьяне еще питали надежду на передел земли, но эта надежда возлагалась на инициативы Александра II и обещания военной службы . [28] Некоторые крестьяне даже с гневом реагировали, когда народники выступали за свержение царского самодержавия. [29]
Студенты, которые ранее считали артель образцом социализма, обнаружили, что на самом деле она была ближе к частной компании, чем к рабочему кооперативу , рабочие которого были слишком уставшими после рабочего дня, чтобы быть восприимчивыми к революционной пропаганде. Попытки пропаганды староверов сдерживались их предрассудками , а крестьяне Поволжья, как выяснилось, извлекли выгоду из указа об освобождении и, таким образом, были невосприимчивы к подрывным идеям. Бунтарам . также не удалось разжечь восстание: крестьяне либо не хотели, либо были необорудованы, либо недостаточно неорганизованы для этого, в то время как те, кто отправился на Урал, не нашли ни одного из беглецов, которых, по слухам, они намеревались организовать в революционные вооруженные силы [28]
Многие крестьяне даже сдавали своих «экзотических городских приезжих» властям. [30] хотя это было редкое явление. Большинство государственных репрессий произошло потому, что сами пропагандисты не приняли необходимых мер предосторожности, чтобы избежать правительственного надзора, и их помещения были быстро подвергнуты обыску полицией. [31] В конечном итоге это не удалось, и к осени 1874 года было произведено более тысячи арестов. Им не удалось спровоцировать «беспорядки даже в местном масштабе» или создать местные плацдармы для будущей деятельности. [32] возможно, лишь несколько десятков новообращенных выиграли за счет сотен арестованных. [1] Многие из арестованных провели в тюрьме три-четыре года, пока Правительствующий сенат в конце концов не предал их суду в 1877 году. [33]
Вторая волна
[ редактировать ]
Некоторые участники открыто заявляли, что если бы на них не обрушились государственные репрессии, то они, естественно, разочаровались бы и сами потеряли революционный пыл, но вместо этого аресты во многом укрепили их решимость. [3] Среди тех, кто продолжал, были Сергей Степняк-Кравчинский , сбежавший за границу, куда он планировал вернуться и продолжить популистскую агитацию, Екатерина Брешковская арестованная и Яков Стефанович , уклонившийся от полиции. [34]

Хотя крестьянство в основном не было затронуто этим движением, оно привлекло новообращенных из числа интеллигенции, которая в следующем году предприняла неудачную попытку провести второй раунд пропаганды. На смену Кругу Чайковского пришел Московский кружок, состоявший из группы молодых женщин вокруг Веры Фигнер и ряда грузинских националисток , нашедших общее дело с русскими революционерами. [35] К февралю 1875 года Кружок учредил Всероссийскую эсеровскую организацию, задуманную как орган для объединения всех разрозненных революционных элементов внутри нее и организованную по неиерархической схеме с сменяющимся исполнительным комитетом. В синтезе идей Лаврова и Бакунина организация планировала создать децентрализованные группы, которые будут как пропагандировать массы, так и совершать террористические акты против правящих классов России. [36] Отказавшись от прежнего внимания к крестьянству, Организация сосредоточила свою деятельность на городских рабочих классах. Женщины начали работать на фабриках, где они разговаривали со своими коллегами и распространяли брошюры, но работодатели быстро идентифицировали их и вытесняли. К августу 1875 года организация была подавлена, около трети ее членов арестовано. [37]
Другие бывшие участники движения также разуверились в революционном потенциале крестьянства и переключили свое внимание на городской рабочий класс. В Одессе один лавровист основал Южно-Русский рабочий союз, который за свое недолгое существование распространял социалистические идеи среди фабричных рабочих города и даже организовывал забастовки, став первой организацией такого рода в России. [38] Тем не менее, крестьянство оставалось в центре революционного внимания в стране, и весной 1875 года народники возобновили попытку «идти к народу», которая также оказалась неудачной, что привело к повсеместному разочарованию в лавровских методах мирного урегулирования. пропаганда. Большая часть движения перешла к позиции бунтара : Сергей Степняк-Кравчинский раскритиковал Лаврова за его реформизм и заявил, что «один мятежный акт, даже если он окажется безуспешным, приведет к более чем десятилетию идеологической обработки». [39]

На Украине ряды бунтаров пополнились множеством « нелегалов », оставшихся вне досягаемости российских властей. Бунтары , где планировали склонить местных крестьян к начали агитацию в Корсуни экспроприации обрабатываемой ими земли и поднять вооруженное восстание против русской власти, закрепившись там к весне 1876 года. [40] Но их планы не осуществились, и после того, как один из их членов стал информатором, они были вынуждены покинуть Корсунь и разбежаться. [41] Некоторым из этих бунтаров удалось закрепиться в Чигирине , где крестьяне низшего сословия и их помещики вступили в конфликт из-за прав на землю. [42] Заявляя, что действуют от имени Александра II, бунтары во главе с Яковом Стефановичем выступили на стороне крестьян- душевиков с целью перераспределения им земли. [43] Под руководством Стефановича, самопровозглашенного «комиссаром Дмитрием Найдо», они сформировали крестьянские боевые дружины с выборными атаманами и советами . [44] Организация выросла до более чем тысячи членов и просуществовала девять месяцев, пока ее не обнаружила полиция в сентябре 1877 года, после чего ее ведущие члены были арестованы. [45]
Интеллектуальная реакция
[ редактировать ]К этому времени русские анархисты в изгнании в Женеве начали издавать ежемесячную газету «Рабочий» , но за время своего недолгого существования она приобрела лишь ограниченную читательскую аудиторию. [45] Из Лондона выходящая раз в две недели газета Лаврова « Вперед!» имел гораздо более широкое распространение, публикуя отчеты о социалистическом движении как в России, так и за рубежом. [46] Конфликт между двумя фракциями продолжился в печати в журнале « Вперед!». публикация резкой критики анархизма, сосредоточенной на настойчивости анархистов в неизбежности революции в России, их практике прямого действия и их апелляциях к «стихийным страстям». Лавров также проанализировал различия между подъемом социализма на Западе, характеризующимся его сопротивлением капитализму, и его подъемом в России, где это было движение, движимое этикой. Поэтому он настаивал на необходимости «революционной морали», которая могла бы направлять русских социалистов в свержении существующей системы, и продолжал призывать к процессу мирной идеологической обработки для наращивания революционного потенциала. [47]
Лавров призывал интеллектуалов построить рабоче-крестьянскую армию , но настаивал на том, чтобы она была самоуправляющейся , сам выступая против диктатуры революционного меньшинства , которая, по его мнению, установит режим государственного капитализма во имя социализма. [48] Лавров направил эту критику на зарождающуюся российскую бланкистскую тенденцию, возглавляемую Петром Ткачевым , который также критиковал Лаврова как «проповедника мирного прогресса», который излишне затягивал революцию. [49] В ходе последовавших дебатов Лавров назвал Ткачева «безответственным демагогом», а Фридрих Энгельс даже присоединился к Лаврову. [50] Ткачев и бланкисты основали собственный журнал «Точин» , в котором критиковали лавровизм за его постепенную позицию и призывали к захвату власти «морально и интеллектуально развитой» элитой, которая консолидировала бы контроль над государством, а не упраздняла бы его, как анархисты. [51] Ткачев считал, что массы не способны к самоосвобождению и что после захвата власти их необходимо будет перевоспитать до установления социализма и « отмирания государства ». [52] И Лавровисты, и анархисты одинаково ненавидели авторитарную и антидемократическую схему революции Ткачева, а Сергей Степняк-Кравчинский осудил ее как «не что иное, как подлость и политическую революцию ». Несмотря на ограниченный тираж журнала, идеи Ткачева в конечном итоге нашли преданных последователей среди российских марксистов, в том числе Владимира Ильича Ульянова . [1]
Суды и приговоры
[ редактировать ]
Московский кружок предстал перед судом в марте 1877 года по обвинению в заговоре с целью свержения существующего строя и подстрекательстве к восстанию. [53] Пятьдесят обвиняемых, в том числе Петр Алексеев , в речах, которые были исключены из судебных протоколов, защищали себя, просто агитируя за право рабочих на плоды своего труда. [54] Круг был приговорен к каторжным работам в Сибири, что принесло им еще большую симпатию со стороны общественности, что в конечном итоге привело к успешному обращению за их освобождением. [55]

После краткого процесса над Южно-Русским рабочим союзом в октябре 1877 года « дело о революционной пропаганде в империи ». против участников кампании было возбуждено [55] Некоторые из обвиняемых имели лишь слабую связь с популистским движением, и по иронии судьбы суд привел к тому, что они были включены в движение, а один историк даже назвал его «конференцией активистов, организованной правительством и за его счет». [56] Представитель 193 обвиняемых, назвавших себя « Партией социалистов-революционеров », заявил о своем намерении создать «свободный союз автономных коммун» посредством народного восстания против государства и подверг критике Сенат за организацию показательного процесса . [57] В итоге 90 подсудимых, в том числе Софья Перовская , были оправданы. Остальные были приговорены к различным наказаниям: от пяти суток до десяти лет лишения свободы, 28 из них были приговорены к каторжным работам. [33] Ходатайства суда о смягчении приговоров 62 осужденным были отклонены Александром II, который даже продлил сроки наказания десятку участников. [58]
Сенат пытался использовать показательные процессы, чтобы настроить общественное мнение против революционеров, но это имело противоположный эффект, поскольку обвиняемые использовали свои процессы как платформу для поддержки своих популистских идей. [59] После обвинительного приговора одна группа осужденных подписала заявление, в котором подтвердила свою приверженность революционному народническому делу и призвала своих еще свободных товарищей продолжать борьбу против царского самодержавия . [60] , создали организацию « Земля и свобода» в результате чего такие популисты, как Сергей Степняк-Кравчинский , Софья Перовская и Марк Натансон . [61]
Наследие
[ редактировать ]Ивана Тургенева Роман «Целина» был вдохновлен непосредственно кампанией «Идти к народу», опираясь на революционные элементы, которые он наблюдал в то время. [62] Кампания также привела к тому, что писатель Лев Толстой испытал моральный кризис, во время которого он отказался от Русской православной церкви как репрессивного института, вместо этого поверив в крестьянство. Крестьянский коллективизм стал для Толстого «моим монастырем, церковью, куда я убежал и нашел убежище от всех тревог, сомнений и искушений моей жизни». [63]
Позднее эта кампания вдохновила « Русский балет» , а ее основатель Сергей Дягилев заявил, что ее интеллектуальное происхождение заключается «в предметах полезного использования (домашние орудия труда в сельской местности), в росписи на санях, в узорах и цветах крестьянские платья или резьба вокруг оконной рамы, мы нашли свои мотивы и на этой основе строили». [64] Вдохновленные кампанией, российские этнографы Юрий Мельгунов и Евгения Линева записали крестьянские песни, используя научный метод для расшифровки полифонических гармоний, демонстрируемых певцами. Их творчество оказало непосредственное влияние на композитора Игоря Стравинского , особенно в «Жар-птице» , «Петрушке» и «Весне священной» . [65]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Ярмолинский 2014 , с. 205.
- ^ Террас 1985 , с. 351.
- ^ Jump up to: а б Ярмолинский 2014 , с. 194.
- ^ Фигес 2002 , с. 221.
- ^ Ярмолинский 2014 , с. 182.
- ^ Ярмолинский 2014 , стр. 182–183.
- ^ Ярмолинский 2014 , стр. 183–185.
- ^ Ярмолинский 2014 , с. 185.
- ^ Eklof & Saburova 2017 , pp. 54–57; Yarmolinsky 2014 , pp. 185–186.
- ^ Eklof & Saburova 2017 , pp. 44–45.
- ^ Eklof & Saburova 2017 , p. 39; Yarmolinsky 2014 , p. 186.
- ^ Ярмолинский 2014 , стр. 186–187.
- ^ Jump up to: а б Ярмолинский 2014 , с. 187.
- ^ Ярмолинский 2014 , стр. 187–188.
- ^ Eklof & Saburova 2017 , pp. 45–46.
- ^ Ярмолинский 2014 , с. 188.
- ^ Фигес 2002 , с. 220; Ярмолинский 2014 , с. 189.
- ^ Бромли 2002 , с. 202; Шапиро 1982 , с. 259; Тодес 2014 , с. 95.
- ^ Берлин 2013 , с. 281; Эклоф и Сабурова 2017 , с. 80; Файджес 2002 , с. 220; Тодес 2014 , с. 95.
- ^ Ярмолинский 2014 , с. 189.
- ^ Ярмолинский 2014 , с. 190.
- ^ Файджес 2002 , стр. 220–221.
- ^ Ярмолинский 2014 , стр. 190–191.
- ^ Ярмолинский 2014 , с. 191.
- ^ Ярмолинский 2014 , стр. 191–192.
- ^ Ярмолинский 2014 , с. 192.
- ^ Ярмолинский 2014 , стр. 192–193.
- ^ Jump up to: а б Ярмолинский 2014 , с. 193.
- ^ Фигес 2002 , с. 227.
- ^ Берлин 2013 , с. 281; Файджес 2002 , с. 227.
- ^ Ярмолинский 2014 , стр. 193–194.
- ^ Эклоф и Сабурова 2017 , с. 111; Тодес 2014 , с. 95.
- ^ Jump up to: а б Бромли 2002 , с. 54; Лейн 1995 , с. 1057.
- ^ Ярмолинский 2014 , стр. 194–195.
- ^ Ярмолинский 2014 , с. 195.
- ^ Ярмолинский 2014 , с. 196.
- ^ Ярмолинский 2014 , стр. 196–197.
- ^ Ярмолинский 2014 , с. 197.
- ^ Ярмолинский 2014 , стр. 197–198.
- ^ Ярмолинский 2014 , с. 198.
- ^ Ярмолинский 2014 , стр. 198–199.
- ^ Ярмолинский 2014 , стр. 199–200.
- ^ Ярмолинский 2014 , с. 200.
- ^ Ярмолинский 2014 , стр. 200–201.
- ^ Jump up to: а б Ярмолинский 2014 , с. 201.
- ^ Ярмолинский 2014 , стр. 201–202.
- ^ Ярмолинский 2014 , с. 202.
- ^ Ярмолинский 2014 , стр. 202–203.
- ^ Ярмолинский 2014 , с. 203.
- ^ Ярмолинский 2014 , стр. 203–204.
- ^ Ярмолинский 2014 , с. 204.
- ^ Ярмолинский 2014 , стр. 204–205.
- ^ Ярмолинский 2014 , с. 206.
- ^ Ярмолинский 2014 , стр. 206–207.
- ^ Jump up to: а б Ярмолинский 2014 , с. 207.
- ^ Ярмолинский 2014 , стр. 207–208.
- ^ Ярмолинский 2014 , с. 208.
- ^ Ярмолинский 2014 , стр. 208–209.
- ^ Шапиро 1982 , с. 277; Ярмолинский 2014 , с. 209.
- ^ Ярмолинский 2014 , с. 209.
- ^ Ярмолинский 2014 , стр. 210–211.
- ^ Шапиро 1982 , стр. 259–260, 263–266, 276–277.
- ^ Фигес 2002 , с. 242.
- ^ Фигес 2002 , с. 265.
- ^ Фигес 2002 , с. 278.
Библиография
[ редактировать ]- Берлин, Исайя (7 марта 2013 г.). Русские мыслители . Пингвин Букс Лимитед. ISBN 978-0-14-139317-9 .
- Бромли, Джонатан (2002). Россия 1848-1917 гг . Хайнеманн. ISBN 978-0-435-32718-7 .
- Эклоф, Бен; Сабурова, Татьяна (2017). Поколение революционеров: Николай Чарушин и российский популизм от великих реформ до перестройки . Блумингтон : Издательство Университета Индианы . ISBN 978-0-253-03125-9 . OCLC 1100234812 .
- Файджес, Орландо (2002). Танец Наташи: Культурная история России . Нью-Йорк : Генри Холт и компания . ISBN 0-8050-5783-8 . ОСЛК 265001330 .
- Лейн, AT (1995). Биографический словарь европейских лейбористских лидеров . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0-313-29900-1 .
- Шапиро, Леонард (1982) [1978]. Тургенев, его жизнь и время . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-91297-7 .
- Террас, Виктор (1985). Справочник по русской литературе . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-04868-1 .
- Тодес, Дэниел П. (15 октября 2014 г.). Иван Павлов: Русская жизнь в науке . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-939444-9 .
- Ярмолинский, Авраам (2014) [1956]. «Крестовый поход детей» . Дорога к революции: век русского радикализма . Принстон, Нью-Джерси : Издательство Принстонского университета . стр. 182–211. ISBN 978-0691610412 . OCLC 890439998 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Цитаты, связанные с обращением к людям в Wikiquote