Jump to content

Крестьянская мания

Художник и драматург Станислав Выспянский , автопортрет с крестьянской женой Теофилией Пытько, 1904 год.

крестьянская мания ( Польский: [листает] ) или Хлопоманство ( украинский : Хлопоманство [xlopoˈmɑnstwo] ) — исторические и литературные термины, вдохновленные движением «Молодая Польша» модернистским и украинскими громадами . Выражения относятся к увлечению и интересу интеллигенции конца XIX века к крестьянству Галиции и Правобережной Украины .

Хотя изначально это использовалось в шутку, [ 1 ] [ 2 ] со временем возобновившийся интерес к народным традициям повлиял на национальное возрождение в Польше и Украине, которыми правили иностранные империи. «Крестьянская мания», проявление одновременно неоромантизма и народничества , возникла во времена правления Галичины Австро-Венгрией и коснулась как поляков , так и украинцев . Оно также проявило себя в Российской империи в формах народничества , где во многом способствовало формированию современной украинской культуры . Хлопомания также способствовала формированию громад (сообществ украинской интеллигенции).

Этимология

[ редактировать ]

Этот термин буквально означает «крестьянская мания», будучи смесью славянского chłop / xlop , что означает « крестьянин », и эллинского « mania » в смысле «энтузиазм» или «безумие».

Политическая ситуация в регионе привела многих интеллектуалов (поляков и украинцев) к убеждению, что единственной альтернативой упадку является возвращение к народным корням: переезд из крупных городов и общение с «простыми людьми». Сосредотачивая внимание на хлопомании в польской культуре , румынский историк литературы Константин Геамбашу утверждает: «Изначально интерес краковской богемы к деревне преследовал чисто художественные цели. Озабоченные идеей национальной свободы, демократические польские интеллектуалы осознали необходимость привлечения и задействовать потенциал крестьянства в свете движения за независимость [Польши] . Идея социальной солидарности формируется и закрепляется как решение для преодоления кризиса. тупик, в котором оказалось польское общество, особенно учитывая провал январского восстания 1863 года ». [ 3 ]

Хлопомания распространилась на Карпатскую Русь и Российскую империю, затронув самые западные части Украины ( Правобережная Украина , Подолье и др.). Эта часть движения влилась в более крупное украинофильское течение, объединившее сторонников и сочувствующих украинскому национализму независимо от культурного или этнического происхождения. Российский ученый Алексей Миллер определяет социальный состав некоторых групп хлопоманов (члены которых известны как хлопоманы или хлопоманы ) с точки зрения обратной аккультурации : « Хлопоманы были молодыми людьми из польских или традиционно полонизированных семей, которые из-за своих популистских убеждений отвергали социальная и культурная принадлежность к своему слою и стремились сблизиться с местным крестьянством». [ 2 ] Точно так же канадский исследователь Джон-Пол Химка описывает украинских хлопоманов как «в первую очередь поляков Правобережной Украины», отмечая, что их вклад соответствовал традиции «украинофильского» сотрудничества против русских и русофилов . [ 4 ] Говоря о культурном пересечении двух этнических версий хлопомании , французский историк Даниэль Бовуа отметил, что «в определенном количестве» хлопоманы из числа польских шляхтичей способствовали «укреплению украинского движения». [ 1 ] Однако Миллер акцентирует внимание на роли движения в обострении напряженности между украинцами, поляками и российскими администраторами. Он пишет: «Правительство не могло не радоваться тому, что некоторые хлопоманы отреклись от католической веры , перешли в православие и отказались поддерживать польское национальное движение. Однако польские недоброжелатели поспешили обратить внимание правительства на подрывной оттенок социальных взглядов хлопоманов . и их проукраинофильской направленности. Власть чаще всего была склонна прислушиваться к этим обвинениям, руководствуясь больше религией инстинкт социальной солидарности с польскими помещиками, чем стратегия национального противостояния с поляками». [ 2 ]

По словам Химки, среди первых хлопоманов , действовавших в начале 1860-х годов, был Паулин Свенцицкий , который посвятил большую часть своей карьеры продвижению украинского дела. [ 4 ] Среди самых известных представителей этого круга интеллектуалов - Станислав Выспянский (чья «Свадьба» иногда ассоциируется с хлопоманией как стандартным манифестом). [ 3 ] В 1900 году Выспянский женился на матери своих четверых детей Теодоре Пытко из деревни недалеко от Кракова. В ноябре того же года он участвовал в крестьянской свадьбе своего друга, поэта Люциана Риделя в Броновицах . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Среди других видных деятелей — интеллектуалы, связанные с украинским журналом «Основа» , в первую очередь Владимир Антонович и Тадей Рыльский . [ 2 ] как хорошо поэт Павло Chubynsky .

Ученые отметили связь между хлопоманией и течениями, возникающими в регионах, соседних с Галицией, как внутри, так и за пределами Австро-Венгрии. Историк литературы Джон Нойбауэр описал его как часть «популистских течений» конца XIX века в литературе Восточно-Центральной Европы , в тесной связи с аграрным журналом Głos (издаваемым в Конгрессе Польши ) и с идеями эстонских деятелей культуры Яана Тыниссона и Виллем Рейман . [ 8 ] Нойбауэр также связывает вдохновение хлопомании с Владиславом Реймонтом и его Нобелевскую премию , получившим романом «Хлопи» , а также видит ее проявление в работах авторов «Молодой Польши», таких как Ян Каспрович . [ 8 ] По мнению Бовуа, участие различных поляков в украинском отделении движения позднее нашло отражение в действиях Станислава Стемповского , который, хотя и был поляком, вложил средства в улучшение уровня жизни украинских крестьян на Подолье . [ 1 ] Миллер также отмечает, что это движение имело отголоски в других регионах Российской империи, помимо Польши и Украины Конгресса, подчеркивая одну параллель, «хотя и гораздо меньшего измерения», в том, что позже стало Беларусью . [ 2 ] Понятие « хлопомания» было специально связано Геамбашу с саманатористскими и попоранистскими течениями, культивируемыми этническими румынскими интеллектуалами из Королевства Румыния и Трансильвании . [ 3 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Даниэль Бовуа, «Они и другие: польские мемуаристы с границ Востока в 20 веке», в книге Марека Томашевского, изд., Польша в единственном и множественном числе: современная польская проза: исследования индивидуализма и общительности, одиночной или множественной идентичности. , Лилль , Press Universitaires de Lille, 1993, ISBN   2-85939-430-3 , с. 141.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Алексей Миллер, Украинский вопрос: Российская империя и национализм в девятнадцатом веке , Будапешт, Central European University Press , 2003, ISBN   963-9241-60-1 , стр. 76-77.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Константин Геамбасу (2007). «Станислав Выспянский в польском модернизме» [Станислав Выспянский в польском модернизме] (PDF) . «Романославица» Бухарестского университета (на румынском языке). XLII : 12 (353). Архивировано из оригинала (файл PDF, прямая загрузка 1,70 МБ) 24 августа 2009 года. Впоследствии попоранистское течение ( хлопомания ) приобретает политико-идеологическую направленность. Вдохновленные идеей национального освобождения, польские демократические интеллектуалы осознавали необходимость привлечения и использования крестьянского потенциала в движении за независимость страны.
  4. ^ Перейти обратно: а б Джон-Пол Химка, «Построение национальности в Галицкой Руси: икарийские полеты почти во всех направлениях», в книге Рональда Григора Суни , Майкла Д. Кеннеди (ред.), «Интеллектуалы и формирование нации» , University of Michigan Press , Анн-Арбор, 2001, стр.139. ISBN   0-472-08828-9
  5. ^ Станислав Выспянский. Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine , биография в Институте Адама Мицкевича ; получено 28 декабря 2009 г.
  6. ^ Р. Старжевский, « Wesele Станислава Выспяньского» (оригинальный обзор). Архивировано 18 мая 2011 г. в Wayback Machine в Ягеллонском университете ; получено 28 декабря 2009 г.
  7. ^ Выставка «Травяные мотивы» Выспянского. Архивировано 3 октября 2011 г. в Wayback Machine , в Национальном музее в Кракове ; получено 28 декабря 2009 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б Джон Нойбауэр, Марсель Корнис-Поуп и др., «Часть I. Издательство и цензура», в «Истории литературных культур Восточно-Центральной Европы », Vol. 3, Джон Бенджаминс , Амстердам и Филадельфия, 2004, стр.53. ISBN   90-272-3452-3
[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Берестенко О.В., Шамара С.О. Национальное возрождение «хлопоманов» в истории польского и украинского самоопределения (социально-психологическое исследование).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 50828888a75069eb247b599db7c7a7ef__1724001660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/50/ef/50828888a75069eb247b599db7c7a7ef.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chłopomania - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)