Крестьянская мания

крестьянская мания ( Польский: [листает] ) или Хлопоманство ( украинский : Хлопоманство [xlopoˈmɑnstwo] ) — исторические и литературные термины, вдохновленные движением «Молодая Польша» модернистским и украинскими громадами . Выражения относятся к увлечению и интересу интеллигенции конца XIX века к крестьянству Галиции и Правобережной Украины .
Хотя изначально это использовалось в шутку, [ 1 ] [ 2 ] со временем возобновившийся интерес к народным традициям повлиял на национальное возрождение в Польше и Украине, которыми правили иностранные империи. «Крестьянская мания», проявление одновременно неоромантизма и народничества , возникла во времена правления Галичины Австро-Венгрией и коснулась как поляков , так и украинцев . Оно также проявило себя в Российской империи в формах народничества , где во многом способствовало формированию современной украинской культуры . Хлопомания также способствовала формированию громад (сообществ украинской интеллигенции).
Этимология
[ редактировать ]Этот термин буквально означает «крестьянская мания», будучи смесью славянского chłop / xlop , что означает « крестьянин », и эллинского « mania » в смысле «энтузиазм» или «безумие».
История
[ редактировать ]Политическая ситуация в регионе привела многих интеллектуалов (поляков и украинцев) к убеждению, что единственной альтернативой упадку является возвращение к народным корням: переезд из крупных городов и общение с «простыми людьми». Сосредотачивая внимание на хлопомании в польской культуре , румынский историк литературы Константин Геамбашу утверждает: «Изначально интерес краковской богемы к деревне преследовал чисто художественные цели. Озабоченные идеей национальной свободы, демократические польские интеллектуалы осознали необходимость привлечения и задействовать потенциал крестьянства в свете движения за независимость [Польши] . Идея социальной солидарности формируется и закрепляется как решение для преодоления кризиса. тупик, в котором оказалось польское общество, особенно учитывая провал январского восстания 1863 года ». [ 3 ]
Хлопомания распространилась на Карпатскую Русь и Российскую империю, затронув самые западные части Украины ( Правобережная Украина , Подолье и др.). Эта часть движения влилась в более крупное украинофильское течение, объединившее сторонников и сочувствующих украинскому национализму независимо от культурного или этнического происхождения. Российский ученый Алексей Миллер определяет социальный состав некоторых групп хлопоманов (члены которых известны как хлопоманы или хлопоманы ) с точки зрения обратной аккультурации : « Хлопоманы были молодыми людьми из польских или традиционно полонизированных семей, которые из-за своих популистских убеждений отвергали социальная и культурная принадлежность к своему слою и стремились сблизиться с местным крестьянством». [ 2 ] Точно так же канадский исследователь Джон-Пол Химка описывает украинских хлопоманов как «в первую очередь поляков Правобережной Украины», отмечая, что их вклад соответствовал традиции «украинофильского» сотрудничества против русских и русофилов . [ 4 ] Говоря о культурном пересечении двух этнических версий хлопомании , французский историк Даниэль Бовуа отметил, что «в определенном количестве» хлопоманы из числа польских шляхтичей способствовали «укреплению украинского движения». [ 1 ] Однако Миллер акцентирует внимание на роли движения в обострении напряженности между украинцами, поляками и российскими администраторами. Он пишет: «Правительство не могло не радоваться тому, что некоторые хлопоманы отреклись от католической веры , перешли в православие и отказались поддерживать польское национальное движение. Однако польские недоброжелатели поспешили обратить внимание правительства на подрывной оттенок социальных взглядов хлопоманов . и их проукраинофильской направленности. Власть чаще всего была склонна прислушиваться к этим обвинениям, руководствуясь больше религией инстинкт социальной солидарности с польскими помещиками, чем стратегия национального противостояния с поляками». [ 2 ]
По словам Химки, среди первых хлопоманов , действовавших в начале 1860-х годов, был Паулин Свенцицкий , который посвятил большую часть своей карьеры продвижению украинского дела. [ 4 ] Среди самых известных представителей этого круга интеллектуалов - Станислав Выспянский (чья «Свадьба» иногда ассоциируется с хлопоманией как стандартным манифестом). [ 3 ] В 1900 году Выспянский женился на матери своих четверых детей Теодоре Пытко из деревни недалеко от Кракова. В ноябре того же года он участвовал в крестьянской свадьбе своего друга, поэта Люциана Риделя в Броновицах . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Среди других видных деятелей — интеллектуалы, связанные с украинским журналом «Основа» , в первую очередь Владимир Антонович и Тадей Рыльский . [ 2 ] как хорошо поэт Павло Chubynsky .
Ученые отметили связь между хлопоманией и течениями, возникающими в регионах, соседних с Галицией, как внутри, так и за пределами Австро-Венгрии. Историк литературы Джон Нойбауэр описал его как часть «популистских течений» конца XIX века в литературе Восточно-Центральной Европы , в тесной связи с аграрным журналом Głos (издаваемым в Конгрессе Польши ) и с идеями эстонских деятелей культуры Яана Тыниссона и Виллем Рейман . [ 8 ] Нойбауэр также связывает вдохновение хлопомании с Владиславом Реймонтом и его Нобелевскую премию , получившим романом «Хлопи» , а также видит ее проявление в работах авторов «Молодой Польши», таких как Ян Каспрович . [ 8 ] По мнению Бовуа, участие различных поляков в украинском отделении движения позднее нашло отражение в действиях Станислава Стемповского , который, хотя и был поляком, вложил средства в улучшение уровня жизни украинских крестьян на Подолье . [ 1 ] Миллер также отмечает, что это движение имело отголоски в других регионах Российской империи, помимо Польши и Украины Конгресса, подчеркивая одну параллель, «хотя и гораздо меньшего измерения», в том, что позже стало Беларусью . [ 2 ] Понятие « хлопомания» было специально связано Геамбашу с саманатористскими и попоранистскими течениями, культивируемыми этническими румынскими интеллектуалами из Королевства Румыния и Трансильвании . [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Даниэль Бовуа, «Они и другие: польские мемуаристы с границ Востока в 20 веке», в книге Марека Томашевского, изд., Польша в единственном и множественном числе: современная польская проза: исследования индивидуализма и общительности, одиночной или множественной идентичности. , Лилль , Press Universitaires de Lille, 1993, ISBN 2-85939-430-3 , с. 141.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Алексей Миллер, Украинский вопрос: Российская империя и национализм в девятнадцатом веке , Будапешт, Central European University Press , 2003, ISBN 963-9241-60-1 , стр. 76-77.
- ^ Перейти обратно: а б с Константин Геамбасу (2007). «Станислав Выспянский в польском модернизме» [Станислав Выспянский в польском модернизме] (PDF) . «Романославица» Бухарестского университета (на румынском языке). XLII : 12 (353). Архивировано из оригинала (файл PDF, прямая загрузка 1,70 МБ) 24 августа 2009 года.
Впоследствии попоранистское течение ( хлопомания ) приобретает политико-идеологическую направленность. Вдохновленные идеей национального освобождения, польские демократические интеллектуалы осознавали необходимость привлечения и использования крестьянского потенциала в движении за независимость страны.
- ^ Перейти обратно: а б Джон-Пол Химка, «Построение национальности в Галицкой Руси: икарийские полеты почти во всех направлениях», в книге Рональда Григора Суни , Майкла Д. Кеннеди (ред.), «Интеллектуалы и формирование нации» , University of Michigan Press , Анн-Арбор, 2001, стр.139. ISBN 0-472-08828-9
- ^ Станислав Выспянский. Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine , биография в Институте Адама Мицкевича ; получено 28 декабря 2009 г.
- ^ Р. Старжевский, « Wesele Станислава Выспяньского» (оригинальный обзор). Архивировано 18 мая 2011 г. в Wayback Machine в Ягеллонском университете ; получено 28 декабря 2009 г.
- ^ Выставка «Травяные мотивы» Выспянского. Архивировано 3 октября 2011 г. в Wayback Machine , в Национальном музее в Кракове ; получено 28 декабря 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джон Нойбауэр, Марсель Корнис-Поуп и др., «Часть I. Издательство и цензура», в «Истории литературных культур Восточно-Центральной Европы », Vol. 3, Джон Бенджаминс , Амстердам и Филадельфия, 2004, стр.53. ISBN 90-272-3452-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Михайлюк Ю. Ключевые перспективы социально-экономического развития юга Киевщины в XV-середине XVI вв .
- Огиенко, Я. Скорпионы на украинском слове . «История украинского литературного языка». Киев: «Наша культура и наука», 2001.
- Хлопоман в Энциклопедии Украины
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Берестенко О.В., Шамара С.О. Национальное возрождение «хлопоманов» в истории польского и украинского самоопределения (социально-психологическое исследование).