Jump to content

Александр Кугель

Александр Кугель
Портрет П. Лебединского, 1915 г.
Рожденный
Avraam Rafailovich Kugel

( 1864-08-26 ) 26 августа 1864 г.
Умер 5 октября 1928 г. ) ( 1928-10-05 ) ( 64 года
Род занятий театральный критик и предприниматель, драматург, мемуарист
Годы активности 1886-1928
Супруг Zinaida Kholmskaya

Александр Рафаилович Кугель ( русский : Александр Рафаилович Кугель , урожденный Авраам Рафаилович Кугель; 26 августа [ OS 14 августа] 1864, — 5 октября 1928) — российский и советский театральный критик и редактор, основатель «Ложного зеркала» («Кривое зеркало»), популярный театр пародий. [ 1 ] [ 2 ]

Биография

[ редактировать ]

Александр Кугель родился в Мозыре Минской губернии Российской империи (современная Белоруссия ) в семье раввина Рафаила Михайловича Кугеля и его жены Бальбаны Яковлевны. Оба его родителя были уважаемыми людьми: отец основал первую в городе типографию; его мать открыла русскую школу для еврейских детей в Мозыре. У Александра было два брата Иона и Натан, которые впоследствии стали журналистами. [ 3 ]

В 1886 году, после окончания Санкт-Петербургского университета на юридическом факультете, Кугель начал публиковать фельетоны и театральные обзоры для газет «Петербургская газета» , «Русь» и «День» , используя псевдонимы «Homo Novus», «Н. Негорев» и «Квидам». . [ 1 ] Some of those were later included in his books Untitled (Без заглавия, 1890), Under the Auspice of the Constitution (Под сенью конституции, 1907) and Theatrical Portraits (Театральные портреты, 1923).

В 1897 году он начал редактировать журнал «Театр и искусство» буквально ( : Театр и искусство), иллюстрированный еженедельник, который вскоре стал самым влиятельным, авторитетным и интеллектуальным изданием, посвященным театру в России. [ 4 ] Среди изданий, вышедших в качестве приложений к журналу, были «Словарь сценических деятелей» , 1898–1916, 16 выпусков, буквы А—М), сборники пьес, театральных мемуаров и партитур. [ 5 ]

Убежденный « старовер » во всех вопросах, касающихся театра, Кугель начал личный крестовый поход против «символизма, декаданса и всякого рода театральных баснословий», считая их «не имеющими ничего общего ни с искусством, ни с [русской] национальной традицией, По данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона . [ 2 ] Борясь за то, что он считал «правом актера выражать свою индивидуальность на сцене», он осуждал «диктатуру режиссера», которая превращает актера в «безликую марионетку, танцующую под чужую дудку». [ 5 ] и вскоре стал главным хулителем всех ведущих русских театральных режиссеров, прежде всего Константина Станиславского и Всеволода Мейерхольда . [ 6 ] «Станиславский, всегда раздражительный по поводу плохих рецензий, поначалу относился к критику как к личному врагу, но вскоре научился ценить проницательный анализ Кугелем его режиссерских схем и идей и даже восхищаться этим «полезным» оппонентом», — говорит историк театра Инна Соловьева. . [ 2 ]

Другая теория Кугеля предполагала, что «литература должна либо служить театру, либо отойти в сторону». Для Кугеля Грибоедова «Горе от ума» было прекрасным памфлетом , но плохим материалом для постановки, а все « пьесы Пушкина, за исключением Бориса Годунова» , хотя и были бесспорно гениальными произведениями, были «непостановочными» и «принесли очень мало в театр». [ 3 ] «Идеальный союз литературы и театра» для него представляли лишь произведения Уильяма Шекспира и Александра Островского . [ 3 ]

Он раскритиковал Льва Толстого » «Власть тьмы » Чехова как «слишком литературную», а в «Трех сестрах не увидел ничего, кроме «смертельной безнадежности». [ 3 ] Ольга Книппер-Чехова , исполнительница роли Раневской в ​​«Вишневом саде» , писала Чехову: «Кугель нам вчера говорил, что спектакль замечательный, все сыграли хорошо, но не так, как надо. Он думает, что мы играем водевиль. вместо трагедии, как вы предполагали, и что мы совершенно неверно истолковали Чехова». [ 3 ] «Действительно ли Кугель сказала, что пьеса хороша? Думаешь, я лучше пошлю ему четверть фунта чая и фунт сахара, чтобы поддерживать у него хорошее настроение», — написал ей в ответ Чехов. Однако « не было у МХАТа большего врага, чем Кугель», Владимир Немирович-Данченко . утверждал [ 3 ]

В 1908 году Кугель и его жена, актриса Зинаида Холмская, основали «Ложное зеркало» («Кривое зеркало») — сначала ночное кабаре, а затем, после прихода Николая Евреинова в качестве режиссера, популярный театр пародий. Он оставался его главой до 1918 года, а затем снова возглавил его, после его открытия, в 1922-1928 годах. [ 1 ]

Могила Александра Кугеля в Санкт-Петербурге

Кугель считал себя представителем русской культуры, но имел твердые взгляды на положение евреев в стране и никогда не колебался, прежде чем заставить их быть услышанными. В начале 1900-х годов он раскритиковал то, что он считал антисемитизмом , разжигаемым российским правительством , и, выступая на Втором российском театральном конгрессе, начал атаку на актрису Полину Стрепетову , которая требовала, чтобы еврейские актеры были переселены за пределы черты. [ 5 ] Один из основателей Еврейского театрального общества в 1917 году, он отстаивал то, что считал «чистотой еврейского национального искусства», и в этих рамках выражал скептицизм по крайней мере в отношении двух постановок театра «Габима» Евгения Вахтангова постановки . « Дыббук» и С. Анского « Странствующий еврей» в постановке Вахтанга Мчеделова . [ 5 ]

В 1917–1918 годах, возмущенный Октябрьской революцией (а также закрытием и его журнала, и театра), Кугель потерял всякий интерес к театру и стал одним из наиболее последовательных критиков большевистского режима . [ 2 ] Это привело к его аресту и заключению под стражу. Его вытащила, правда, не Мария Андреева (к которой бросились за помощью его родственники и которая, помня его распри с Максимом Горьким , утверждала, что никогда в жизни она «не слышала о таком человеке, Кугеле»), а Большевистский министр культуры Анатолий Луначарский , который лично прибыл, чтобы забрать его из тюрьмы, а позже сказал руководителям ЧК «оставьте этого человека в покое». [ 3 ]

В 1926 году, к 100-летию восстания декабристов , МХАТ поставил пьесу Кугеля «Николай Первый и декабристы» — инсценировку Дмитрия Мережковского романов «Александр Первый» и «14 декабря» . Постановка (рискованная авантюра, если принять во внимание сильную антибольшевистскую позицию Мережковского во Франции ) ознаменовала своего рода «мирный договор». В 1927 году Станиславский познакомился с Кугелем в Кисловодске . "Теперь он стар, очень болен и, видимо, перед смертью хочет подлатать дела прошлого. Так что прошлое было именно тем, о чем мы не говорили ни слова", - записал Станиславский в своем дневнике. [ 7 ]

Еще в начале 1910-х годов Кугель планировал выпустить серию книг, демонстрирующих его теории и убеждения, но сначала пришла Первая мировая война , затем революции 1917 года, и из запланированных публикаций вышла только одна, в 1923 году, «Утверждение театра» (Утверждение). театр). Он является автором двух книг воспоминаний «Литературные воспоминания». 1882—1896) (1923) и Листья с дерева. Мемуары (1926, относящиеся к периоду 1896—1908 гг.). его монография о Василии Качалове В 1927 году вышла . Еще две его книги, «Профили театра» и «Русские драматурги» , вышли посмертно. [ 2 ]

Александр Кугель умер 5 октября 1928 года в Ленинграде . Похоронен на Волковском кладбище . [ 3 ]

  1. ^ Jump up to: а б с "Александр Рафаилович Кугель" . Russian Biographical Dictionary // Биографический словарь. 2000 . Retrieved 16 April 2016 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и Александр Кугель . Биография на сайте МХАТ
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Биография Александра Кугеля» . Журнал Алеф . Проверено 16 сентября 2016 г.
  4. ^ Alexander Kugel. Saint Petersburg University. Famous Graduates. Law Faculty // Анисимов. Знаменитые студенты Санкт-Петербургского университета. Юридический факультет . [ мертвая ссылка ] Санкт-Петербургский государственный университет, юридический факультет. — СПб, 2012. - 344 с., 2012. Retrieved 16 September 2016.
  5. ^ Jump up to: а б с д Александр Рафаилович Кугель . Biography at eleven.co.il
  6. ^ Shabalina, Tatyana. Кривое зеркало // Distorting Mirror Theatre at the Krugosvet On-line Encyclopedia
  7. ^ "...Tеперь он стар, сильно болен и, должно быть, перед смертью хочет загладить прошлое. О нем мы, конечно, ничего не говорили, ни слова". К. С. Станиславский, Собрание сочинений, т.8, с.160
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2df87bc335b6c3334556f36b9fd24888__1713936300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2d/88/2df87bc335b6c3334556f36b9fd24888.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alexander Kugel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)