Александр Кугель
Александр Рафаилович Кугель ( русский : Александр Рафаилович Кугель , урожденный Авраам Рафаилович Кугель; 26 августа [ OS 14 августа] 1864, — 5 октября 1928) — российский и советский театральный критик и редактор, основатель «Ложного зеркала» («Кривое зеркало»), популярный театр пародий. [ 1 ] [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Александр Кугель родился в Мозыре Минской губернии Российской империи (современная Белоруссия ) в семье раввина Рафаила Михайловича Кугеля и его жены Бальбаны Яковлевны. Оба его родителя были уважаемыми людьми: отец основал первую в городе типографию; его мать открыла русскую школу для еврейских детей в Мозыре. У Александра было два брата Иона и Натан, которые впоследствии стали журналистами. [ 3 ]
В 1886 году, после окончания Санкт-Петербургского университета на юридическом факультете, Кугель начал публиковать фельетоны и театральные обзоры для газет «Петербургская газета» , «Русь» и «День» , используя псевдонимы «Homo Novus», «Н. Негорев» и «Квидам». . [ 1 ] Some of those were later included in his books Untitled (Без заглавия, 1890), Under the Auspice of the Constitution (Под сенью конституции, 1907) and Theatrical Portraits (Театральные портреты, 1923).
В 1897 году он начал редактировать журнал «Театр и искусство» буквально ( : Театр и искусство), иллюстрированный еженедельник, который вскоре стал самым влиятельным, авторитетным и интеллектуальным изданием, посвященным театру в России. [ 4 ] Среди изданий, вышедших в качестве приложений к журналу, были «Словарь сценических деятелей» , 1898–1916, 16 выпусков, буквы А—М), сборники пьес, театральных мемуаров и партитур. [ 5 ]
Убежденный « старовер » во всех вопросах, касающихся театра, Кугель начал личный крестовый поход против «символизма, декаданса и всякого рода театральных баснословий», считая их «не имеющими ничего общего ни с искусством, ни с [русской] национальной традицией, По данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона . [ 2 ] Борясь за то, что он считал «правом актера выражать свою индивидуальность на сцене», он осуждал «диктатуру режиссера», которая превращает актера в «безликую марионетку, танцующую под чужую дудку». [ 5 ] и вскоре стал главным хулителем всех ведущих русских театральных режиссеров, прежде всего Константина Станиславского и Всеволода Мейерхольда . [ 6 ] «Станиславский, всегда раздражительный по поводу плохих рецензий, поначалу относился к критику как к личному врагу, но вскоре научился ценить проницательный анализ Кугелем его режиссерских схем и идей и даже восхищаться этим «полезным» оппонентом», — говорит историк театра Инна Соловьева. . [ 2 ]
Другая теория Кугеля предполагала, что «литература должна либо служить театру, либо отойти в сторону». Для Кугеля Грибоедова «Горе от ума» было прекрасным памфлетом , но плохим материалом для постановки, а все « пьесы Пушкина, за исключением Бориса Годунова» , хотя и были бесспорно гениальными произведениями, были «непостановочными» и «принесли очень мало в театр». [ 3 ] «Идеальный союз литературы и театра» для него представляли лишь произведения Уильяма Шекспира и Александра Островского . [ 3 ]
Он раскритиковал Льва Толстого » «Власть тьмы » Чехова как «слишком литературную», а в «Трех сестрах не увидел ничего, кроме «смертельной безнадежности». [ 3 ] Ольга Книппер-Чехова , исполнительница роли Раневской в «Вишневом саде» , писала Чехову: «Кугель нам вчера говорил, что спектакль замечательный, все сыграли хорошо, но не так, как надо. Он думает, что мы играем водевиль. вместо трагедии, как вы предполагали, и что мы совершенно неверно истолковали Чехова». [ 3 ] «Действительно ли Кугель сказала, что пьеса хороша? Думаешь, я лучше пошлю ему четверть фунта чая и фунт сахара, чтобы поддерживать у него хорошее настроение», — написал ей в ответ Чехов. Однако « не было у МХАТа большего врага, чем Кугель», Владимир Немирович-Данченко . утверждал [ 3 ]
В 1908 году Кугель и его жена, актриса Зинаида Холмская, основали «Ложное зеркало» («Кривое зеркало») — сначала ночное кабаре, а затем, после прихода Николая Евреинова в качестве режиссера, популярный театр пародий. Он оставался его главой до 1918 года, а затем снова возглавил его, после его открытия, в 1922-1928 годах. [ 1 ]
Кугель считал себя представителем русской культуры, но имел твердые взгляды на положение евреев в стране и никогда не колебался, прежде чем заставить их быть услышанными. В начале 1900-х годов он раскритиковал то, что он считал антисемитизмом , разжигаемым российским правительством , и, выступая на Втором российском театральном конгрессе, начал атаку на актрису Полину Стрепетову , которая требовала, чтобы еврейские актеры были переселены за пределы черты. [ 5 ] Один из основателей Еврейского театрального общества в 1917 году, он отстаивал то, что считал «чистотой еврейского национального искусства», и в этих рамках выражал скептицизм по крайней мере в отношении двух постановок театра «Габима» — Евгения Вахтангова постановки . « Дыббук» и С. Анского « Странствующий еврей» в постановке Вахтанга Мчеделова . [ 5 ]
В 1917–1918 годах, возмущенный Октябрьской революцией (а также закрытием и его журнала, и театра), Кугель потерял всякий интерес к театру и стал одним из наиболее последовательных критиков большевистского режима . [ 2 ] Это привело к его аресту и заключению под стражу. Его вытащила, правда, не Мария Андреева (к которой бросились за помощью его родственники и которая, помня его распри с Максимом Горьким , утверждала, что никогда в жизни она «не слышала о таком человеке, Кугеле»), а Большевистский министр культуры Анатолий Луначарский , который лично прибыл, чтобы забрать его из тюрьмы, а позже сказал руководителям ЧК «оставьте этого человека в покое». [ 3 ]
В 1926 году, к 100-летию восстания декабристов , МХАТ поставил пьесу Кугеля «Николай Первый и декабристы» — инсценировку Дмитрия Мережковского романов «Александр Первый» и «14 декабря» . Постановка (рискованная авантюра, если принять во внимание сильную антибольшевистскую позицию Мережковского во Франции ) ознаменовала своего рода «мирный договор». В 1927 году Станиславский познакомился с Кугелем в Кисловодске . "Теперь он стар, очень болен и, видимо, перед смертью хочет подлатать дела прошлого. Так что прошлое было именно тем, о чем мы не говорили ни слова", - записал Станиславский в своем дневнике. [ 7 ]
Еще в начале 1910-х годов Кугель планировал выпустить серию книг, демонстрирующих его теории и убеждения, но сначала пришла Первая мировая война , затем революции 1917 года, и из запланированных публикаций вышла только одна, в 1923 году, «Утверждение театра» (Утверждение). театр). Он является автором двух книг воспоминаний «Литературные воспоминания». 1882—1896) (1923) и Листья с дерева. Мемуары (1926, относящиеся к периоду 1896—1908 гг.). его монография о Василии Качалове В 1927 году вышла . Еще две его книги, «Профили театра» и «Русские драматурги» , вышли посмертно. [ 2 ]
Александр Кугель умер 5 октября 1928 года в Ленинграде . Похоронен на Волковском кладбище . [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с "Александр Рафаилович Кугель" . Russian Biographical Dictionary // Биографический словарь. 2000 . Retrieved 16 April 2016 .
- ^ Jump up to: а б с д и Александр Кугель . Биография на сайте МХАТ
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Биография Александра Кугеля» . Журнал Алеф . Проверено 16 сентября 2016 г.
- ^ Alexander Kugel. Saint Petersburg University. Famous Graduates. Law Faculty // Анисимов. Знаменитые студенты Санкт-Петербургского университета. Юридический факультет . [ мертвая ссылка ] Санкт-Петербургский государственный университет, юридический факультет. — СПб, 2012. - 344 с., 2012. Retrieved 16 September 2016.
- ^ Jump up to: а б с д Александр Рафаилович Кугель . Biography at eleven.co.il
- ^ Shabalina, Tatyana. Кривое зеркало // Distorting Mirror Theatre at the Krugosvet On-line Encyclopedia
- ^ "...Tеперь он стар, сильно болен и, должно быть, перед смертью хочет загладить прошлое. О нем мы, конечно, ничего не говорили, ни слова". К. С. Станиславский, Собрание сочинений, т.8, с.160
- 1864 рождения
- 1928 смертей
- Люди из Мозыря
- Жители Мозырского уезда.
- Белорусские евреи
- Театральные критики Российской империи.
- Режиссеры театров Российской Империи.
- Редакторы из Российской Империи
- Драматурги и драматурги Российской империи.
- Выпускники Санкт-Петербургского государственного университета
- Советские театральные критики