Полина Стрепетова
Полина Стрепетова | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Pelageya Antipyevna Strepetova Пелагея Антипьевна Стрепетова 17 октября 1850 г. |
Умер | 17 октября 1903 г. Санкт-Петербург , Российская Империя | (53 года)
Занятие | актриса театра |
Годы активности | 1865-1897 |
Супруг | Modest Pisarev |
Полина (Пелагея) Антипьевна Стрепетова ( рус . Полина (Пелагея) Антипьевна Стрепетова , родилась 17 октября 1850 г., умерла 17 октября 1903 г.) — российская актриса театра, известная своими трагическими ролями, глубоко и выразительно изображавшая «страдания, протестующая русская женщина». [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Родившаяся в Нижнем Новгороде , она была подкидышем, воспитанным и воспитанным цирюльником городского театра Антипом Григорьевичем Стрепетовым, который нашел младенца буквально на пороге собственного дома. Ей так и не удалось установить личности своих биологических родителей, и она приняла день, когда ее нашли, как свой день рождения. Ее приемная мать Елизавета Ивановна была актрисой-любительницей и певицей, работавшей в популярном театре Шепелева, и Полина с ранних лет решила, что пойдет по ее стопам. [ 2 ]
Стрепетова начала выступать в Нижегородском театре с семи лет и была признана исключительно одаренным ребенком, но не получила никакого формального образования. Большой дебют она совершила в 1865 году на сцене Рыбинского театра и в течение следующих трех лет взяла на себя более ста ролей, переходя из одного губернского городского театра в другой: из Рыбинска в Ярославль , затем в Симбирск , Муром , Новгород , Самару. , Орел и Казань . [ 1 ]

Первый успех она добилась в Ярославле в роли Лизаветы в «Горькой судьбе» Алексея Писемского , затем повторила этот триумф в Самаре, в девятнадцатилетнем возрасте. Исключительно хорошо были приняты здесь также ее партии Верочки в «Ребенке» Петра Боборыкина и Софьи в «Все будет хорошо » Ивана Самарина . Полная необразованность на том этапе, видимо, не смущала Стрепетову: она быстро училась у своих более известных коллег, в основном у Любови Никулиной-Косицкой и Александры Шуберт , а также у Модеста Писарева , своего будущего мужа. Лишь в 1880-е годы стало очевидно, что художественная палитра Стрепетовой ограничена, а ее неспособность развивать ее или приспосабливаться к меняющимся вкусам публики начала подрывать ее репутацию великой актрисы. [ 1 ]
История успеха Стрепетовой продолжилась в Казани, где в 1871 году она сыграла Марью Андреевну в «Бедной невесте » Александра Островского , а также Аннету в «Семейных махинациях » Николая Куликова. Последняя (взятая в своем развитии на протяжении многих лет) позже стала считаться ее самым глубоким достижением на сцене после «Лизаветы», которая оставалась ее визитной карточкой на протяжении тридцати лет. Другими ее заметными ролями того времени были Лиза ( «Горе от ума» , Александр Грибоедов ), Дуня ( «Оставайся в своих санях» ) и Катерина ( «Гроза ») Александра Островского. [ 2 ]

В 1873 году Стрепетова начала одерживать свои первые триумфы в Москве, где она присоединилась к Московскому публичному театру, которым руководили Урусов и Танеев. Позже, в 1880 году, она работала в Пушкинском театре Анны Бренко , где стала примой очень сильной труппы, но после банкротства театра была вынуждена уехать в Петербург. До этого она пользовалась огромной популярностью среди московской художественной и литературной элиты: Иван Тургенев , Владимир Немирович-Данченко и Петр Чайковский к поклонникам ее таланта причисляли себя . Ее портреты написали Илья Репин , Виктор Васнецов и Николай Ярошенко . Журналист, редактор и мемуаристка Александра Якоби стала подругой, а позже опубликовала воспоминания о Стрепетовой.
вышла на сцену Александринского театра В 1876 году она впервые в партии Лизаветы, но была приглашена в труппу лишь через пять лет. Ее девятилетнее пребывание в ведущем императорском театре было омрачено конфликтами с более успешной и разносторонней соперницей Марией Савиной , мелкими скандалами по поводу заработной платы и многочисленными интригами как со стороны ее недоброжелателей, так и со стороны последователей. К тому же ее страстная, сверхэмоциональная манера игры считалась в петербургском театральном обществе провинциальной и старомодной. В Александринке в период с 1881 по 1890 год у нее было более тридцати ролей, но из 22 новых только три были признаны позднее соответствующими уровню ее сценического дарования: Кручинина (« Без вины виновата» , Островский), Степанида ( «Близко к деньгам» , Виктор Крылов ) и Сарра ( Иванов , Антон Чехов ). [ 2 ]
В 1886 году умер Островский, неизменно поддерживавший Стрепетову в ее распрях с администрацией театра. Не пользуясь популярностью в труппе, она оказалась в изоляции, и в 1890 году ей пришлось покинуть Александринку. Последним ее успехом стала Матрена в опере Льва Толстого « Власть тьмы » в театре Литературно-художественного кружка в 1895 году. [ 1 ] Последние годы жизни Стрепетова провела в Петербурге, где в 1896–1897 годах играла в Малом Суворинском театре, а затем работала над книгой воспоминаний « Минувшие дни», оставшейся незавершенной.
Стрепетова умерла в Санкт-Петербурге 17 октября 1903 года от рака желудка и была похоронена на Никольском кладбище . В 1936 году ее прах был перенесен в Некрополь Мастеров Искусств . [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Ekaterina Yudina Strepetova 's biography at the Krugosvet Online Arts Encyclopedia
- ^ Jump up to: а б с д Полина Антипьевна Стрепетова at the St Petersburg Funeral site