Оставайтесь в своих санях
Оставайтесь в своих санях | |
---|---|
Автор: | Александр Островский |
Дата премьеры | 14 января 1853 г. |
Место премьеры | Малый театр в Москве. |
Язык оригинала | Русский |
Жанр | Комедия |
Оставайся в своих санях ( по-русски : «Не в своих сани не садись », идиома, означающая «Не откусывай больше, чем можешь прожевать»). [ 1 ] — пьеса Александра Островского , написанная в 1852 году и впервые опубликованная в № 5 (март, книга 1) 1853 года номера «Москвитянина» . Это была первая из его пьес, поставленная в театре, поскольку ранее российская государственная цензура ограничивала его пьесы печатью или чтением в частных домах. Премьера спектакля состоялась в Малом театре 14 января 1853 года. [ 2 ]
История
[ редактировать ]К 1852 году все произведения Островского, включая любые переводы, было запрещено ставить на сцене. Спустя годы он писал: «Автор, особенно тот, кто только начинает, у которого без объяснения причин запрещены одна-две пьесы, становится рабом собственного страха... Как только ему попадается длинная идея, он стремится ее сократить; однажды он создаст сильный характер, он ослабит его, однажды он натолкнется на пламенную, мощную фразу, он притупит его, ибо во всем этом он теперь начинает видеть возможные причины будущих запретов». Его новая пьеса стала результатом такого компромисса: это была мелодрама, менее смелая, чем « Семейное дело» , и не такая амбициозная, как «Бедная невеста» , со многими притупленными острыми краями. Главный герой, Русаков, сыграл реального человека, купца Кошеверова, актера Прова Садовского , восхищавшего Островского своей открытостью и легкостью обращения с деньгами. родственника [ 2 ]
Пьеса, первоначально называвшаяся «От добра добра не ищут», находилась в работе весь 1852 год. 6 октября того же года Михаил Погодин отметил в своем дневнике, что слышал пьесу в прочтении. его автором. 19 ноября Островский сообщил Погодину, что текст отправлен в цензуру. [ 3 ]
Островский впервые поставил пьесу сам в доме своего друга Николая Панова (того самого, который первым начал собирать рукописи Островского, работу над которыми впоследствии взял на себя Николай Шаповало). Подхалюзина сыграл сам автор и, как сообщается, этим спектаклем он рассмешил даже прова Садовского. Еще один такой самодеятельный спектакль был поставлен в Павловском Посаде , на заводе князя Якова Грузинского, человека, чей сын, актер Иван Никулин, был мужем актрисы Любови Никулиной-Косицкой . [ 2 ]
Погодин помог в продвижении, обратившись к своему старому знакомому Степану Гедеонову (который позже сменил отца на посту директора Императорских театров ). Получив цензурное разрешение, в январе 1853 года Верстовский передал его в бенефициарию Любови Косицкой. У последнего был влиятельный недоброжелатель в лице графини Ростопчиной , которая ненавидела простоту Косицкой и описывала ее как «существо, похожее на репку, с головой, похожей на некрасивый арбуз или капусту... И что за мерзкая, неряшливая дикция». !" Однако все это, как отметил биограф Лакшина, было одной из причин, почему актриса так восхищалась театральными москвичами. [ 2 ]
Производство
[ редактировать ]Премьера пьесы состоялась в московском Малом театре 14 января 1853 года и имела большой успех, получивший высокую оценку даже таких недоброжелателей Островского, как Василий Боткин . Второе и третье выступления были еще лучше: и Косицкая, и Садовский (в роли Русакова) отличились. Это, по мнению Лакшина, было рождением того, что позже назовут «театром Островского», «истинным союзом драматургии и художников». Позже в том же сезоне спектакль был показан 12 раз в Большом театре , что ознаменовало там дебют Островского. [ 4 ] [ 2 ]
В начале февраля 1853 года Островский впервые приехал в Петербург. Там он был принят директором Императорских театров Александром Гедеоновым и подружился с актером Федором Бурдиным, который помог добиться разрешения на еще одной пьесы Островского — «Утро молодого человека» постановку в столице ; Премьера состоялась 12 февраля 1853 года в Цирковом театре. 19 февраля состоялась премьера спектакля «Оставайся в своих санях» в Александринском театре . И снова успех, хотя работа актеров была менее вдохновенной и более шаблонной, чем у их московских коллег. Островскому пришлось покинуть столицу до премьеры спектакля, получив известие о смерти отца. На одном из спектаклей в Александринке присутствовал сам царь Николай I , который, похоже, был очень впечатлен, поскольку истолковал идею спектакля так: «дети должны следовать советам родителей, иначе все будет испорчено». Обращаясь к Гедеонову и своему окружению, он произнес: «Немногие пьесы доставили бы мне такое удовольствие» и добавил по-французски: «Se n'est pas une pièce, c'est une leçon». На следующий вечер он привел всю свою семью в театр. [ 2 ]
В марте 1853 года пьеса была напечатана в мартовском (№5) номере «Москвитянина» , а позднее в том же году вышла отдельным изданием. Через несколько лет Николай Добролюбов в очерке «Царство тьмы» писал: «Основная мысль пьесы состоит в том, что самодурство , какие бы кроткие и даже нежные формы оно ни принимало, все же очень вредит человеку, подвергаемому это, приводящее к утрате последней индивидуальности. Такая деиндивидуализация разрушает и сознание, и разум, так что субъект самодурства может невольно совершить какой-либо вид. преступления и, таким образом, погибнуть просто из-за отсутствия разума и характера». [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Софья Лубенская, Русско-английский словарь идиом Random House (Random House, 1995; ISBN 0679405801 ), с. 584.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Лакшин, Владимир (1982). «Александр Николаевич Островский» . Искусство, Москва. Серия «Жизнь в искусстве» . Проверено 1 марта 2012 г.
- ↑ Письмо Островского М.Погодину от 19 ноября 1852 г., Собрание Ленинской библиотеки, 1939, IV, стр.16
- ^ А. Н. Островский и Малый театр / A.N. Ostrovsky and the Maly Theatre