Jump to content

Аполлон Майков

Apollon Nikolayevich Maykov
Portrait of Maykov by Vasily Perov
Portrait of Maykov by Vasily Perov
Рожденный 4 июня [ OS 23 мая] 1821 г.
Москва, Императорская Россия
Умер 20 марта [ OS 8 марта] 1897 г. (76 лет)
Санкт-Петербург, Императорская Россия
Место отдыха Новодевичье кладбище , Санкт-Петербург.
Занятие Поэт, критик, эссеист, переводчик
Национальность Русский
Заметные награды Pushkin Prize

Аполлон Николаевич Майков ( русский : Аполло́н Никола́евич Ма́йков , 4 июня [ OS 23 мая] 1821, Москва — 20 марта [ OS 8 марта] 1897, Санкт-Петербург ) — русский поэт , наиболее известный своими лирическими стихами, демонстрирующими образы русских деревень. природа и история . Его любовь к Древней Греции и Риму , которые он изучал большую часть своей жизни, также отражена в его работах. Майков потратил четыре года на перевод эпопеи «Слово о полку Игореве» (1870) на современный русский язык. Он переводил фольклор Беларуси , Греции, Сербии и Испании, а также произведения Гейне , Адама Мицкевича и Гете и других. Некоторые стихотворения Майкова были положены на музыку русскими композиторами, в том числе Римским-Корсаковым и Чайковским .

Майков родился в артистической семье и получил домашнее образование, в частности, у писателя Ивана Гончарова . В 15 лет он начал писать свои первые стихи. Окончив гимназию всего за три года, он поступил в Петербургский университет в 1837 году .

Публиковать свои стихи он начал в 1840 году, а свой первый сборник выпустил в 1842 году. Сборник получил положительную оценку влиятельного критика Виссариона Белинского . После этого он путешествовал по Европе, вернувшись в Санкт-Петербург в 1844 году, где продолжал публиковать стихи, а также занимался литературной критикой и написанием эссе.

Он продолжал писать на протяжении всей своей жизни, несколько раз колеблясь между консервативным и либеральным лагерями, но сохраняя стабильный выпуск качественных поэтических произведений. В либеральные времена он был близок к Белинскому, Николаю Некрасову и Ивану Тургеневу , а в консервативные периоды — к Федору Достоевскому . Он закончил свою жизнь консерватором. Майков умер в Санкт-Петербурге 8 марта 1897 года.

Биография

[ редактировать ]

Аполлон Майков родился в артистической семье. Его отец, Николай Майков , был художником , а в последние годы жизни — академиком Императорской Академии художеств. Его мать, Евгения Петровна Майкова (урожденная Гусятникова, 1803–1880), любила литературу и позже опубликовала несколько своих стихов. [1] Детство мальчика прошло в подмосковном родовом имении, в доме, который часто посещали писатели и художники. [2] Ранние воспоминания и впечатления Майкова легли в основу его хваленого пейзажного лиризма, отмеченного тем, что биограф Игорь Ямпольский называет «трогательно наивной любовью к старым патриархальным обычаям». [3]

В 1834 году семья переехала в Санкт-Петербург . Аполлон и его брат Валериан получили домашнее образование под руководством друга своего отца Владимира Солоницына, писателя, филолога и переводчика, известного также своим портретом Николая Майкова 1839 года. Иван Гончаров , тогда еще никому не известный молодой писатель, преподавал русскую литературу братьям Майковым. Как он позже вспоминал, дом «был полон жизни, и в нем было много посетителей, обеспечивая непрерывный поток информации из всех видов интеллектуальных сфер, включая науку и искусство». [4] В 15 лет Аполлон начал писать стихи. [5] С группой друзей ( Владимир Бенедиктов , Иван Гончаров, Павел Свиньин и другие) братья Майковы редактировали два рукописных журнала: «Подснежник» и «Лунные ночи», где впервые появились ранние стихи Аполлона. [1]

Весь гимназический курс Майков окончил всего за три года. [3] и в 1837 году поступил на Петербургского университета юридический факультет . Будучи студентом, он выучил латынь , что позволило ему читать древнеримских авторов в оригинальных текстах. Позже он выучил древнегреческий язык, но до этого ему приходилось довольствоваться французскими переводами греческих классиков. Именно в университете у Майкова развилась страстная любовь к Древней Греции и Риму. [3]

Литературная карьера

[ редактировать ]

Первые стихи Аполлона Майкова (подпись «М.») были опубликованы в 1840 году в « Одесском альманахе» , в 1841 году — в «Библиотеке для чтения» и «Отечественных записках» . Он также изучал живопись, но вскоре решил полностью посвятить себя поэзии. В этом решении сыграл важную роль Петр Плетнев , профессор университета, который, выступая наставником юноши, показал первые стихи своего протеже таким литературным гигантам, как Василий Жуковский и Николай Гоголь . Художником Майков так и не стал, но полученные им уроки сильно повлияли на его художественное мировоззрение и стиль письма. [1]

В 1842 году его первый сборник «Стихи А. Н. Майкова» вышел , получивший большой успех. «Для меня это звучит как , идеи Дельвига высказанные Пушкиным », — писал Плетнев. [6] Виссарион Белинский ответил обширным эссе: [7] хваля первый раздел книги под названием «Стихи, написанные для антологии», цикл стихов, стилизованный как под древнегреческие эпиграммы, так и под традиционную элегию. Ему польстило пристальное внимание знаменитого критика. [примечание 1] Майков прислушался к его совету и годы спустя, работая над переизданиями, отредактировал большую часть текста в прямом соответствии со взглядами Белинского. [8]

После окончания университета Майков поступил на службу в Министерство финансов России клерком. Получив стипендию на свою первую книгу от царя Николая I , он использовал эти деньги для поездки за границу, посетив Италию (где он проводил большую часть времени, сочиняя стихи и рисуя), Францию, Саксонию и Австрию. В Париже Аполлон и Валериан посещали лекции по литературе и изобразительному искусству в Сорбонне и Коллеж де Франс . [5] На обратном пути Майков посетил Дрезден и Прагу , где встретился с Вацлавом Ханкой и Павлом Юзефом Шафариком , двумя лидерами движения национального возрождения. [3] Непосредственным итогом этого путешествия для Аполлона Майкова стала университетская диссертация по истории права Восточной Европы. [5]

Майков около 1850 г.

В 1844 году Майков вернулся в Петербург и поступил на работу Румянцевского музея ассистентом в библиотеку . Он стал активно участвовать в литературной жизни российской столицы, сотрудничая с «Отечественными записками» , «Финским вестником» и «Современником» . Он также дебютировал как критик и опубликовал несколько очерков по литературе и изобразительному искусству, рецензируя произведения таких художников, как Иван Айвазовский , Федор Толстой и Павел Федотов . [1]

В 1846 году в «Петербургском хрестоматии» была опубликована его поэма «Машенька», в которой Майков отказался от элегии и склонился к более приземленному стилю письма. Белинский снова был впечатлен, приветствуя появление «нового таланта, вполне способного представить реальную жизнь в ее истинном свете». [9] Критику также понравились «Две судьбы» (Санкт-Петербург, 1845). Пьеса « Натуральная школа », тронутая влиянием Михаила Лермонтова , в ней, , изображен «персонаж типа Печорина , умный, мыслящий дворянин, регрессирующий в низколобого обывателя» . Александра Герцена по рецензии [10] В конце 1840-х годов Майков также писал прозу в стиле Гоголя , известном как «физиологический очерк». Среди опубликованных им в то время рассказов были «Завещание дяди» (1847) и «Старуха. Фрагменты из записок добродетельного человека» (1848). [1]

В конце 1840-х годов Майков вошел в круг Белинского и подружился с Николаем Некрасовым и Иваном Тургеневым . Вместе со своим братом Валерианом он начал посещать Михаила Петрашевского «Тайные пятницы» , установив контакты с Федором Достоевским и Алексеем Плещеевым . Позже, будучи допрошенным о своей причастности, Майков избежал ареста (заметной роли в деятельности группировки он не играл), но несколько лет находился под тайным надзором полиции. [1] В последующие годы Майков, никогда не веривший в идеи социализма, часто выражал смущение по поводу своего участия в деле Петрашевского. В письме М. А. Языкову в 1854 г. он признавался: «В то время я имел очень смутные политические представления и был настолько глуп, что присоединился к группе, где все действия правительства априори критиковались и осуждались как неправильные, причем многие из [ее членов] аплодировали каждому ошибка, согласно логике «чем хуже они правят, тем быстрее они падут». [11] В 1850-х годах Майков, ныне славянофил , начал отстаивать «твердую» монархию и сильные православные ценности. [2] В письме Александру Никитенко он утверждал: «Жизнеспособной можно назвать только ту форму политической системы, которая проверена историей». [12] В 1852 году Майков перешел в канцелярию Российского комитета иностранной цензуры, где продолжал работать до конца своей жизни, став его председателем в 1882 году. [1]

В 1847 году был опубликован второй сборник стихов Майкова «Очерки Рима» , художественный итог его предыдущего путешествия по Европе. С учетом критики Белинского некоторые стихотворения были построены на сопоставлении величественных руин и пышных пейзажей «классического» Рима с повседневной нищетой современной Италии. Однако это уважение к движению «естественной школы» не сделало стиль Майкова менее ярким; напротив, именно в «Очерках Рима» он начал в полной мере использовать экзотические эпитеты и красочные образы. [1]

В 1848–1852 Майков писал мало, но активизировался во время Крымской войны . Сначала появилась поэма «Клермонтский собор» (1853 г.), ода историческому подвигу России, которая не позволила монгольским полчищам опустошить европейскую цивилизацию. [примечание 2] Далее последовал сборник «Стихи», 1854 год . Некоторые стихотворения, например, о блокаде Севастополя («Генерал-лейтенанту Хрулеву»), приветствовались левыми литературными кругами (особенно Некрасовым и Чернышевским ). Другие («Памяти Державина» и «Послание в лагерь») рассматривались как прославляющие монархию и считались «реакционными». [13] Последнее стихотворение 1854 года , «Арлекин», представляло собой карикатуру на революционера, стремящегося внести хаос и подорвать многовековые моральные принципы. [13] Став «патриархальным монархистом», Майков начал восхвалять режим Николая I. Другое стихотворение, «Карета», где Майков открыто поддержал царя, не было включено в 1854 году , а распространялось в рукописном варианте и нанесло его репутации немало вреда. Враги либо высмеивали поэта, либо обвиняли его в политическом оппортунизме и подлой лести. Некоторые из его друзей были в ужасе. в своих эпиграммах Поэт Николай Щербина называл Майкова «хамелеоном» и «холопом-рабом». [1] В то время как социал-демократы (которые доминировали на российской литературной сцене того времени) считали политические и социальные реформы необходимыми для России, Майков призывал к укреплению государственной власти. [13]

После поражения России в войне тон поэзии Майкова изменился. Стихи «Война окончена. Подлый мир подписан...», «Вихрь» (оба 1856), «Он и она» (1867) критиковали коррумпированное высшее общество и слабых, неадекватных чиновников, равнодушных к бедам народа. страна и ее народ. [13] Теперь открыто критикуя Николая I, Майков признал, что ошибался, выражая веру в монарха. [14]

Майков в 1850-е годы

В 1858 году Майков принял участие в экспедиции в Грецию на борту корвета « Баян» . До этого он прочитал множество книг о стране и выучил современный греческий язык. В результате этой поездки вышли две книги: «Неаполитанский альбом» (в который вошла «Тарантелла», одно из его самых известных стихотворений) и «Песни современной Греции» . Первый, посвященный современной итальянской жизни, был холодно воспринят российскими критиками, посчитавшими его слишком эклектичным. Оглядываясь назад, это можно рассматривать как любопытный эксперимент по преодолению жанровых барьеров, в котором образы и разговоры из зарубежной жизни использовались для выражения вещей, которые в то время в России нельзя было комментировать публично. [13] В последнем очевидна симпатия автора к греческому освободительному движению. [3]

В начале 1860-х годов популярность Майкова резко возросла: он часто выступал перед публикой, его произведения печатались в ведущих российских журналах. [15] В середине 1860-х годов он снова перешел в консервативный лагерь и оставался там до конца своей жизни. Он осудил молодых радикалов и выразил солидарность с Михаила Каткова националистическими высказываниями относительно Польского восстания и российской национальной политики в целом. В таких стихотворениях, как «Поля» (в которых использовалась гоголевская метафора России как тройки, но также выражался ужас перед зарождающимся капитализмом), [13] В «Ниве» и «Очерке» он высоко оценил реформы 1861 года , вызвав резкую критику со стороны Салтыкова-Щедрина. [16] and Nikolay Dobrolyubov . [2] Приняв доктрину почвенничества , Майков сблизился с Аполлоном Григорьевым , Николаем Страховом и Федором Достоевским; дружба его с последним оказалась особенно прочной и продолжительной. [1]

В 1860-1870-х годах Майков сотрудничал главным образом в «Русском вестнике» . [3] Один из ведущих сторонников русского панславизма , он видел, что его страна выполнила свою миссию по объединению славян , но прежде всего по освобождению народов Балкан от турецкой оккупации . «Как только увидишь Россию в этой [панславистской] перспективе, начинаешь понимать ее истинную природу и чувствуешь готовность посвятить себя этому жизнеутверждающему делу», — писал Майков в письме Достоевскому. [17] Миссия искусства, по мнению поэта, заключалась в развитии национального самосознания и возрождении «исторической памяти» россиян. Славянская историко-нравственная основа, на которой она стояла, стала основной темой поэтических циклов Майкова «О славянском мире», «Дома», «Призвания истории». Хорошо зная темную сторону исторического наследия России, он все же считал необходимым подчеркнуть ее «светлые моменты» («Мне мило, пред иконой...», 1868). Майков сам не был религиозным человеком, но придавал большое значение религиозному пылу простого народа, видя в нем основу «нравственного здоровья» («Весна, как художник», 1859; «Всеми игнорируемые...» , 1872). Его религиозные стихи конца 1880-х годов («Отпусти, отпусти...», «Тихий блеск заката...», «Вечная ночь близка...») коренным образом отличались от его более ранних од язычеству. В них Майков исповедовал веру в духовное смирение и выражал убежденность, что именно эта особенность русского национального характера будет его спасительной благодатью. [13]

Майков и революционные демократы

[ редактировать ]

В отличие от своего творческого соратника Афанасия Фета , Майков всегда чувствовал потребность в поддержании «духовной связи» с простым народом и, по словам биографа Ямпольского, следовал «народной традиции, заложенной Пушкиным, Лермонтовым, Крыловым и Кольцовым». [3] Однако он скептически относился к доктрине народности , сформулированной Добролюбовым и Чернышевским , которые видели в активном продвижении демократического движения миссию русской литературы. В 1853 году, ужаснувшись стихотворению Некрасова «Муза», Майков написал «Послание к Некрасову», в котором призывал последнего «разбавить свою злобу гармонией природы». Однако он никогда не разрывал связей со своим оппонентом и часто отдавал ему должное. «Поэтическая душа здесь только одна, и это Некрасов», — писал Майков в письме Ивану Никитину в октябре 1854 года . [18]

По мнению Ямпольского, стихотворение Некрасова «Дедушка» (1870, повествующее о дворянине, поддерживающем революционное дело), ​​могло быть косвенным ответом на стихотворение Майкова «Бабушка» (1861), восхваляющее высокие нравственные нормы дворянства и осуждающее поколение нигилистов . В стихотворении Майкова «Принцесса » (1876) героиня Женя, девушка из аристократической семьи, присоединилась к банде заговорщиков и потеряла все представления о нормальности — религиозной, социальной или моральной. Однако, в отличие от Всеволода Крестовского или Виктора Клюшникова , Майков относился к своим «нигилистическим» персонажам скорее как к жертвам социальной депрессии после Крымской войны, а не как к злодеям как таковым. [3]

Сказание о полку Игореве

[ редактировать ]

Ища вдохновение и нравственную добродетель в русском фольклоре, который он называл «сокровищницей русской души», Майков пытался возродить архаичную русскую языковую традицию. [19] В более поздние годы он сделал множество вольных переводов и стилизованных исполнений белорусских и сербских народных песен. У него также возник сильный интерес к неславянскому фольклору, примером которого являются эпические поэмы «Бальдур» (1870 г.) и «Брингильда» (1888 г.), основанные на скандинавском эпосе. [3]

В конце 1860-х годов Майков был заинтригован «Словом о полку Игореве» , который его сын в то время изучал в гимназии. Озадаченный нечеткостью и порой несоответствием всех имеющихся переводов, он поделился своими сомнениями с профессором Измаилом Срезневским , который ответил: «В этом вам разобраться». Позже Майков назвал последовавшие за этим четыре года работы над новым переводом своим «вторым университетом». [3] Его главной целью было найти неоспоримые доказательства подлинности старого текста, в чем выражали сомнения многие авторы, в том числе Иван Гончаров. Игнорируя совет Достоевского использовать рифмы, чтобы текст звучал современнее, Майков сделал первый в истории научно обоснованный перевод документа, снабженный подробными комментариями. Впервые опубликованная в январском номере журнала «Заря» за 1870 год , она до сих пор считается одним из лучших достижений в его карьере. [13]

Для Майкова, который серьезно относился к своим историческим стихам и пьесам, главной целью была аутентичность. В своей старообрядческой драме «Странник» (1867) он использовал рукописную литературу раскольников и, «открыв эти поэтические перлы, пытался перелить их в... современные поэтические формы», как он пояснил в предисловии. . [20] [13] В своих исторических работах Майков часто имел в виду современную российскую проблематику. «Когда я писал древнюю историю, я искал параллели с тем, что мне пришлось пережить. Наше время дает столько примеров взлета и падения человеческого духа, что внимательный глаз, ищущий аналогий, может заметить многое», — он написал. [21]

Христианство и язычество

[ редактировать ]
Майков в последние годы жизни

Первая попытка Майкова в истории раннего христианства «Олинф и Есфирь» (1841) подверглась критике со стороны Белинского. К этой теме он вернулся десять лет спустя в лирической драме «Три смерти» (1857), остался недоволен результатом и приступил к постановке второй части «Смерть Люция» (1863). Три смерти стали отправной точкой его следующей большой поэмы « Два мира» , написанной в 1872 году, затем переработанной и законченной в 1881 году. Следуя раннему совету Белинского, Майков отказался от Луция, слабого эпикурейца , и сделал новым героем Деция, патриция. который, ненавидя Нерона , все же надеется, что государство восстанет из пепла. [13] Как и «Очерки Рима» десятилетиями ранее, «Два мира» были восхвалением вечной славы Рима, его героя, борющегося с христианством, движимого верой в то, что Рим — это еще одно небо, «его купол охватывает Землю». [5]

Хотя в ранние годы Майков был сильно заинтригован античностью, позже он стал больше интересоваться христианством и его драматическим противостоянием угнетателям. В то время как некоторые современники хвалили Майкова за его объективность и научную позицию, православные критики считали его «слишком язычником», не сумевшим показать христианство в его истинной исторической перспективе. [22] Более поздние историки литературы положительно отнеслись к историческим драмам Майкова, отметив нейтральность и проницательность автора. Древность Майкова «живет и дышит, она совсем не скучна», писал критик Ф. Зелинский в 1908 году. [23] За два мира Российской академии наук Майков получил Пушкинскую премию в 1882 году. [1]

Последние годы

[ редактировать ]

В 1858 году Григорий Кушелев-Безбородко опубликовал первый сборник Майкова « Стихи Ап. Майков . В 1879 году оно было расширено и переиздано Владимиром Мещерским . Полное собрание Майкова вышло в 1884 году (второе издание последовало в 1893 году). [5] В поэзии Майкова 1880-х годов преобладали религиозно-националистические темы и идеи. По мнению И. Ямпольского, лишь немногие из его поздних стихотворений («Эмшан», «Весна», 1881) обладали «бесспорным художественным качеством». [3] В последние годы поэт почти ничего нового не писал, занимаясь в основном редактированием своих ранних произведений и подготовкой их к сборникам и антологиям. «Майков прожил тихую, светлую жизнь художника, явно не принадлежавшего нашему времени... Путь его был гладок и полон света. Ни раздоров, ни страстей, ни гонений», — писал Дмитрий Мережковский в 1908 году. [24] Хотя это обобщение было далеко от истины, по мнению биографа Ф. Приймы, оно, безусловно, выражало мнение о нем широкой публики. [13]

Аполлон Майков скончался в Санкт-Петербурге 8 марта 1897 года. «Его наследие всегда будет звучать могучим, гармоничным и очень сложным финальным аккордом пушкинского периода русской поэзии», — написал Арсений Голенищев-Кутузов в некрологе Министерства просвещения. [25]

Наследие

[ редактировать ]

По мнению советского ученого Федора Приймы, первоначальный взлет Майкова к славе во многом был связан с безвременной кончиной Пушкина и Лермонтова , а также с чувством отчаяния, которое разделяли многие русские интеллектуалы того времени. [13] Виссарион Белинский , открывший этот новый талант, считал, что Майков должен заполнить этот вакуум. «Появление этого нового таланта особенно важно в наше время, когда в опустошенной Церкви искусств... мы видим лишь гримасничающих шутов, развлекающих тупых мракобесов, эгоистичных бездарей, купцов и спекулянтов», — писал Белинский, рецензируя дебютный сборник Майкова. [26]

Обложка «Стихов Аполлона Майкова» в 2-х томах, 1858 г.

Приветствуя появление нового мощного таланта, Белинский безоговорочно поддерживал «антологические» стилизации молодого автора, основанные на поэзии Древней Греции, восхваляя «пластичность и изящество образности», виртуозность декоративного искусства, «поэтическую ,живой язык», но и простота и отсутствие вычурности. [27] «Даже в наследии Пушкина это стихотворение вошло бы в число лучших его антологических произведений», — писал Белинский о стихотворении «Сон». [28] Тем не менее он посоветовал автору как можно скорее покинуть «антологическую» сферу. [29] и выразил недовольство стихами о новейшей истории России. Признав, что «Кто он» (сочинение о Петре Великом , которое несколько лет спустя вошло в учебники) было «неплохим», Белинский раскритиковал «Два гроба», гимн победам России над Карлом XII и Наполеоном .

Дебютный сборник Майкова сделал его одним из ведущих русских поэтов. В 1840-х годах «его лексические и ритмические узоры стали более разнообразными, но стиль остался прежним, по-прежнему опираясь на основы классической элегии», по словам биографа Майоровой, которая отметила странную дихотомию между яркими формулировками и статичными образами и указала к «непреодолимой дистанции между поэтом и миром, который он изображал». [1]

После смерти Белинского Майков начал колебаться между двумя лагерями западников и славянофилов , и критики, соответственно, стали трактовать его творчество исходя из собственных политических взглядов по отношению к изменившейся идеологической позиции поэта. » Майкова 1840-х годов « Натуральная школа - стихи под влиянием были высоко оценены (и опубликованы). [30] Николай Некрасов . Его более поздние произведения, выражающие консервативные, монархические и анти-нигилистические взгляды, были поддержаны Достоевским , который не раз называл Майкова главным поэтом России. [13] [31]

В своей статье 1895 года для Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона философ и критик Владимир Соловьев утверждал, что доминирующими характеристиками Майкова были «безмятежный, созерцательный тон, тщательно продуманные узоры, отчетливый и индивидуальный стиль (по форме, но не по цветам) с относительно тусклая лирическая сторона, последняя явно страдает от слишком большого внимания к деталям, часто в ущерб оригинальному вдохновению». Лучшие произведения Майкова были, по мнению критика, «сильными и выразительными, хотя и не исключительно звучными». [5] Говоря о теме Майкова, Соловьев отреагировал почти пренебрежительно:

Две основные темы составляют основу поэзии Майкова: древнегреческая эстетика и исторические мифы византийско-русской политики; связанные только безоговорочной любовью поэта к обоим, никогда не сливаются... Концепция Византии как второго Рима, однако, не выкристаллизовалась в сознании поэта так ясно и отчетливо, как концепция первоначальной Римской империи. Он любит Византию/Россию в ее исторической реальности, отказываясь признавать ее недостатки и противоречия, склонный прославлять даже таких чудовищ, как Иван Грозный , «величие» которого, как он полагает, будет «признано» в свое время. [...] В его более ранних работах была и своего рода фоновая тема — пасторальные картины прекрасной русской природы, которыми поэт имел тем больше оснований наслаждаться, будучи набожным рыбаком. [5]

Автограф Аполлона Майкова к стихотворению «Пустинник» ( Отшельник )

Критик модернист - Юлий Айхенвальд , анализируя формулу-клише, скрепившую «Майкова, Полонского и Фета» в сплоченную группу авторов-единомышленников, утверждал, что Майков «в меньшей степени, чем двое других, освободился от привычки копировать классику». и «в своих ранних произведениях он был неоригинален, создавая стихи, сияющие отраженным светом». Даже страстная любовь к классике не могла помочь автору «полностью погрузиться в языческую стихию», считал критик. [32]

Он был знатоком античности, и его дар, по общему признанию, «укрепился благодаря закалке в огне науки». Как проводник классицизма , его душа не была достаточно глубокой и наивной, чтобы полностью впустить этот дух или принять античную идею интеллектуальной свободы. Стихи, населенные наядами , нимфами , музами и дриадами , очень красивы, и невозможно не очароваться этими древними баснями. Но он не дает ни на минуту забыть о том, что — то, что для его древних героев было самой жизнью, для него — лишь миф, «умная ложь», в которую он сам никогда не мог поверить. [32]

Все сильные стороны Майкова, по мнению критика, связаны с тем, что он научился живописи и в некотором смысле распространил это искусство на свою поэзию. Айхенвальд безоговорочно отдает ему должное за «пластичность языка, непревзойденную способность работать над фразой, как если бы она была осязаемым материалом». Порой «его строки так переплетены, стих похож на поэтическую каллиграфию; scripturam continuam... Редко страстные и показывающие лишь отдаленные отголоски первоначального вдохновения, стихи Майкова поражают божественной стройностью... Лучшие стихи Майкова напоминают статуи, загнанные к совершенству с большой точностью и настолько безупречно, что заставляет читателя чувствовать легкую вину за собственное несовершенство, делая его неспособным даже созерцать то, что бесконечно прекраснее его самого», — утверждал критик. [32]

Другим критиком Серебряного века , заметившим, как живопись и рыбная ловля могли повлиять на поэзию Майкова, был Иннокентий Анненский . В своем очерке 1898 года о Майкове он писал: «Поэт обычно выбирает свой, особый способ общения с природой, и часто это спорт. Поэтами будущего могут быть велосипедисты или воздухоплаватели. Байрон был пловцом , Гете конькобежцем , Лермонтов наездником, а многие другие наши поэты ( Тургенев , оба Толстые, Некрасов, Фет, Языков) были охотниками, Майков был страстным рыбаком и это занятие прекрасно гармонировало с его созерцательной натурой, с его любовью к ясному солнечному дню. что имеет такое яркое выражение в его поэзии». [33] Относя Майкова в разряд «мастеров медитации» наряду с Иваном Крыловым и Иваном Гончаровым , Анненский продолжал: «Он был одним из тех редких гармонических персонажей, для которых поиск красоты и работа над ее воплощением были чем-то естественным и легким, сама природа наполняла их души его красота. Такие люди, рациональные и созерцательные, не нуждаются в стимулах, похвалах, борьбе, даже в свежих впечатлениях... их художественная образность растет как бы из почвы. Такие созерцательные поэты производят идеи ясные и «вычеканенные». их изображения подобны скульптурам», — утверждал критик. [33]

Анненский высоко оценил дар Майкова к созданию необычных сочетаний красок, который «совершенно отсутствовал в стихах Пушкина, в некоторой степени известного Лермонтову, «поэту гор и облаков»... и лучше всего представленному французскими поэтами Бодлером и Верленом ». «Поражает необыкновенная сила поэзии Майкова, свежесть и твердость авторского таланта: олимпийцы и герои античности, с которыми он дружил в детские годы… должны были разделить с ним свою вечную молодость», — писал Анненский. [33]

Майков в 1868 году

Д. С. Мирский назвал Майкова «самым представительным поэтом эпохи», но добавил: «Майков был в меру «поэтичен» и в меру реалистичен, в меру тенденциозен и никогда не эмоционален. Образы всегда главное в его стихах. Некоторые из них (всегда) с тем ограничением, что у него не было ни стиля, ни дикции) — счастливые открытия, как короткие и очень известные стихотворения о весне и дожде. Но его более реалистические стихи испорчены сентиментальностью, а его более «поэтические» стихи безнадежно неадекватны — их красота — всего лишь мишура середины викторианской эпохи. Лишь немногие из его более амбициозных попыток увенчались успехом». [34]

К середине 1850-х годов Майков приобрел репутацию типичного сторонника учения о «чистой поэзии», хотя его положение было особенным. Однако, по словам Приймы, «Майков был лишен снобизма и никогда не считал себя занимающим более высокого положения даже при упоминании о «толпе». Его потребность в общении с людьми всегда очевидна («Летний дождь», «Сенокос», «Покосные ночи»). ", Неаполитанский альбом ). Просто ему не удалось в полной мере реализовать свой потенциал "народного поэта". «Майкова нельзя считать равным таким гигантам, как Пушкин, Лермонтов, Кольцов или Некрасов», но он все же «занимает очень важное место в истории русской поэзии», которую он значительно обогатил, настаивал критик. [13]

В годы дебюта Майкова, по словам Приймы, «русская поэзия находилась еще в зачаточном состоянии... так что даже будучи просветителем, Майков с его энциклопедическими знаниями истории и подходом к каждой новой теме как к полю научного исследования играл беспрецедентную роль в русской литературе того времени». «Его эффектные набеги на «антологический» жанр, а также переводы классики образовали своего рода «античный Гольфстрим », который согрел всю русскую литературу, ускорив ее развитие», — соглашается другой исследователь, Ф. Ф. Зелинский. [13] Лучшие стихотворения Майкова («К барыне», «Сенокос», «Рыбалка», «Странник»), а также его переводы славянских и западных поэтов и поэтическое прочтение « Слова о полку Игореве » принадлежат русскому языку. классика поэзии, по мнению Приймы. [13]

Избранная библиография

[ редактировать ]

Сборники стихов

[ редактировать ]
  • Стихи А. Н. Майкова (1842)
  • Зарисовки Рима (Отчерки Рима, 1847)
  • 1854. Poems (Stikhotvoreniya, 1854)
  • Неаполитанский альбом (Неапольский альбом, 1858 г.)
  • Songs of Modern Greece (Pesni novoy Gretsii, 1860)

Основные стихи

[ редактировать ]
  • Two Fates (Dve sudby, 1845)
  • Машенька (1946)
  • Мечты (Вырезка, 1858 г.)
  • The Wanderer (Strannik, 1867)
  • Princess*** (Knyazhna, 1878)
  • Брингильда (1888)

Примечания

[ редактировать ]
  1. В семье Майковых существовал «культ Белинского», частично навязанный им Иваном Гончаровым, для которого Белинский был гением.
  2. Та же идея была центральной в знаменитом письме Пушкина Петру Чаадаеву (19 октября 1836 г.), но письмо еще не было опубликовано, поэтому Майков почти наверняка не знал о его существовании.
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Майорова О.Е. (1990). «АН Майков» . Русские писатели. Библиографический словарь. (Ред. П.А.Николаева). Том. 2. Москва, Издательство «Просвещение» . Проверено 1 декабря 2012 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с «АН Майков» . www.kostyor.ru . Проверено 1 декабря 2012 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Yampolsky, I. (1968). "Apollon Maykov. Russian Poets" . Moscow. Detskaya Literatura Publishers . Retrieved 2012-12-01 .
  4. ^ Goncharov, A. I. N. A. Maykov. Obituary. Golos (The Voice). 1873. No 238. August 29.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Соловьев, Вл (1895). «Майков, Аполлон Николаевич» . Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . Проверено 1 декабря 2012 г.
  6. ^ Y.K.Grot and P.A.Pletnyov's correspondence. Saint Petersburg, 1896. Vol. 1. P.483.
  7. ^ Беливский В. Русская литература 1842 года. Сочинения... В 9 томах, Vol. 6, с. 207)
  8. ^ Ланский, Л. Библиотека Белинского. . Литературное наследие Том. 55, М., 1948, с. 474—476.
  9. ^ Произведения Белинского. Москва, 1982. Том. 8. С. 148
  10. ^ Полный Герцен. В 30 томах. Москва, 1954. Том. 2. С. 411
  11. ^ Ямпольский, И.Г. Выписки из архива А.Н.Майкова. Ежегодный альманах Пушкинского Дома, 1974. С.37.
  12. ^ A letter to A.V.Nikitenko. Yampolsky I.G., Poets and Prosaics, Leningrad, 1986, p. 136
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Pryima, Фьодор (1984). "ANMaykov's Poetry" . Pravda Publishers . Retrieved 2012-03-01 .
  14. ^ Голос прошлого, 1919. № 1/4. п. 107
  15. ^ Штакеншнайдер, Дневник и заметки EA. Москва, Ленинград, 1934.с. 48
  16. ^ Полное М. Е. Салтыков-Щедрин, Том 5, Москва, 1966, с. 434
  17. ^ Достоевский Ф.М. Статьи и другие материалы. Москва-Ленинград. 1924, книга 2, с. 341
  18. ^ Русский Bibliofil. 1916, No 7, p. 74.
  19. Письмо М. П. Погодину от 18 октября 1869 г. Центральный российский литературный архив.
  20. ^ Предисловие к Страннику. Майков А.Н. Избранные произведения... 1977. Ленинград, с. 847.
  21. ^ Sukhomlinov. The Poetry of A.N.Maykov and its peculiarities. Russkaya starina. 1899, No 3, p. 486-487.
  22. ^ Umansky, A. Apollon Nikolayevich Maykov. Russkoye Bogatstvo . 1897, No 4, p. 41
  23. ^ Зелинский, Ф. Древний мир в поэзии А.Н.Майкова. Жизнь идей. Санкт-Петербург, 1908, с. 235.
  24. ^ Merezhkovsky, Dmitry. Eternal Companions. Dostoyevsky, Goncharov, Maykov. 3rd ed. Saint Petersburg, 1908, p. 66.
  25. ^ Журнал Министерства образования. 1897. № 4, раздел IV.П. 53
  26. ^ Полное собрание сочинений В.Г. Белинского. Том. 6, Москва, 1955, с. 7.
  27. ^ Сочинения В. Г. Белинского в 9 томах. Москва, 1979 г. Том. 4, стр. 344–346.
  28. ^ Полное собрание сочинений В.Г. Белинского, Том. VI, стр. 10–11.
  29. ^ Полное собрание сочинений В.Г. Белинского, Том. я, с. 27.
  30. ^ «Машенька. Комментарии» . az.lib.ru. ​Проверено 1 марта 2012 г.
  31. ^ "Странник (Странник). Комментарии" . az.lib.ru. ​Проверено 1 марта 2012 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б с Айхенвальд, Юлий. «Аполлон Майков. Силуэты русских писателей, в 3-х томах» . Москва, 1906 – 1910; 2-е изд. 1908 – 1913 гг . Проверено 1 марта 2012 г.
  33. ^ Перейти обратно: а б с Анненский, Иннокентий (1979). «А.Н.Майков и педагогическое значение его поэзии» . Серия «Литературный памятник». Москва, Издательство «Наука» . Проверено 1 марта 2012 г.
  34. ^ Д. С. Мирский, История русской литературы: от ее начала до 1900 года , издательство Northwestern University Press: 1999, стр. 230–31.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c5fbc95fec4e96c1913f5a06205b60b2__1719681540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/b2/c5fbc95fec4e96c1913f5a06205b60b2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Apollon Maykov - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)