Afanasy Fet
Afanasy Fet | |
---|---|
![]() Portrait by Ilya Repin , 1882 | |
Рожденный | 5 декабря [ OS 23 ноября] 1820 г. Мценск , Российская Империя. |
Умер | 3 декабря 1892 г. Москва , Российская Империя | ( 71 год
Родственники | Владимир Семенкович |
Подпись | |
![]() |
Афанасий Афанасьевич Фет (русский: Афанасий Афанасьевич Фет , IPA: [ɐfɐˈnasʲɪj ɐfɐˈnasʲjɪvʲɪtɕ ˈfʲɛt] ), позже известный как Шеншин (русский: Шенши́н , ВЛИЯНИЕ: [ʂɨnˈʂɨn] ; 5 декабря [ OS 23 ноября] 1820 — 3 декабря [ OS 21 ноября] 1892) — известный русский поэт , считающийся лучшим мастером лирического стиха в русской литературе . [1] [2]
Биография
[ редактировать ]Афанасий Фет родился 5 декабря 1820 года в семье Афанасия Шеншина, 44-летнего русского помещика из Мценска , и Шарлотты Беккер, 22-летней дочери Карла Беккера, немецкого трактирщика . Пребывая у них во время визита в Германию, Шеншин влюбился в Шарлотту, которая согласилась последовать за ним в Россию. Беременная вторым ребенком, она развелась со своим мужем Иоганном Фетом, судебным чиновником Дармштадта , и вышла замуж за своего русского поклонника, но была вынуждена оставить годовалую дочь Каролину. [3] [примечание 1] В ноябре в имении Шеншина Новоселки она родила мальчика, которого окрестили Афанасием Афанасьевичем Шеншиным. [1]
Четырнадцать лет спустя, когда брак Шеншина и Беккера, зарегистрированный в Германии, оказался недействительным в России, Афанасий был вынужден сменить фамилию с Шеншина на Фет, фамилию своего биологического отца. [1] Это оказалось для мальчика исключительно травмирующим опытом, усугубленным тем фактом, что еще в Дармштадте Иоганн Фет отказался признать его своим сыном. [примечание 2] По словам Татьяны Кузьминской ( сестры Софьи Толстой ), «самой большой обидой в жизни Фета было то, что он был не законным Шеншиным, как его братья (которые относились к нему как к равному), а внебрачным сыном Фоэта, еврей немецкий . [примечание 3] Но он не мог заставить себя признать, что имя Фет настолько превосходило имя Шеншина и что он сам сделал это таковой своей поэзией, в чем Лев Толстой ». тщетно пытался его убедить [1] [4]
Образование и литературный дебют
[ редактировать ]
В 14 лет Афанасий Шеншин был отправлен в немецкую школу-интернат в Выру . [5] Там-то ему и сообщили в письме, что с этого момента его будут звать Фет, а не Шеншин, что заставляло его чувствовать себя, по общему признанию, «как собака, потерявшая хозяина». [2] В 1837 году Афанасий Шеншин перевел пасынка в московский пансион, принадлежавший историку Михаилу Погодину . Осенью 1838 года Фет поступил в Московский университет на факультет права и филологии . На первом курсе он начал писать стихи, позже ссылаясь на Гете , Гейне и Языкова как на оказавших влияние. [4] и познакомился с Аполлоном Григорьевым , однокурсником и начинающим поэтом. Они стали близкими друзьями, и вскоре Афанасий переехал в дом Григорьева в Замоскворечье и поселился в небольшой комнате на верхнем этаже, которую часто навещали два других друга, Яков Полонский и Сергей Соловьев . [2] Идеи Аполлона Григорьева относительно написания стихов повлияли и на юного Фета. [6]
В конце 1830-х годов Фет показал некоторые из своих стихотворений Погодину, который отправил их на Николаю Гоголю отзыв . Вердикт писателя («несомненно одаренный») [2] призвал Фета издать свой первый сборник « Лирический пантеон» (1840, подпись «А.Ф.»). [4] Его похвалил сначала профессор Петр Кудрявцев в «Отечественных записках» , затем Виссарион Белинский , который несколько лет спустя утверждал: «из ныне живущих русских поэтов Фет — наиболее одаренный». [7] [8] » появилось стихотворение «Посейдон» В 1841 году в «Отечественных записках ; это было первое издание, опубликованное под полным именем автора. Позже ученые задавались вопросом, не была ли это простая ошибка наборщика, которая привела к тому, что русское ё (как в F oeth ) превратилось в e (как в F e t). Несмотря на это, по словам биографа Тархова, «преобразование было значительным: в один момент фамилия «гессен-дармштадтца» превратилась в псевдоним русского поэта». [1]
В 1842–1843 стихи Фета регулярно печатались в «Отечественных записках» и «Москвитянине» , его наставником стал редактор последних Степан Шевырёв . Некоторые из его стихов вошли в сборник « Лучшие из русской поэзии», составленный Алексеем Галаховым в 1843 году. «Не буди ее на заре...» (На заре ты ее не буди) было положено на музыку Александром Варламовым и стало популярный русский романс . [6] Однако в те годы Фет был жалким человеком: «Никогда в жизни я не знал человека, столь терзаемого депрессиями… Возможность его самоубийства меня очень ужасает», — писал Аполлон Григорьев в своей автобиографической повести « Офелия» . [9]
Военная служба и «Современника» годы
[ редактировать ]
В 1844 году Фет окончил университет. Позже в том же году он потерял мать из-за рака. В начале 1845 года он покинул имение Новоселки, уехал в Херсон , а в апреле, следуя семейной традиции Шеншиных, вступил в Императорский Кирасирский полк младшим офицером с целью, возможно, вернуть себе свою фамилию и все утраченные им дворянские привилегии. с этим. [4] Был только один аспект армейской жизни, который ему нравился — дисциплина. В других случаях он жаловался в письмах на культурную изоляцию и ощущение себя «погребенным заживо». Однажды он описал свой опыт там как «жизнь среди монстров», когда «раз в час к вам приближается другой Вий , ожидая, что вы улыбнетесь в ответ». [10] [11]
Осенью 1848 года Фет влюбился в 20-летнюю Марию Лазич, образованную и умную девушку, которая полюбила и его. Не видя возможности жениться на нищей дочери бедного херсонского помещика, Фет бросил ее. В 1851 году Мария умерла, поджег свое платье. Некоторые предположили, что это мог быть несчастный случай, другие увидели в этом последнее заявление «гордой и отчаявшейся девушки, которая решила, что жизнь не имеет смысла без мужчины, которого она любила». Мария умерла от ожогов четыре дня спустя, ее последними словами якобы были: «Не вините его в этом». [3] Безмерное чувство раскаяния мучило Фета до конца его жизни. Этот случай и образ Марии часто будут вызываться в его более поздних стихах. [6]
В конце 1840-х годов, после перерыва на несколько лет, Фет вернулся к писательству. В 1850 году вышел сборник «Стихи А. Фета», ознаменовавший его успешное возвращение на русскую литературную сцену. [6] В 1853 году его перевели в уланский полк, базировавшийся в соседнем Санкт-Петербурге. Во время Крымской войны служил в войсках, охранявших побережье Эстонии. [1] В 1853 году Николай Некрасов пригласил Фета в «Современник» , где тот воссоединился со своими старыми друзьями Иваном Тургеневым и Василием Боткиным . В доме Тургенева Фет познакомился со Львом Толстым , молодым офицером, только что прибывшим на Крымскую войну , и это привело к их дружбе на всю жизнь. [4] Некрасов не только активно пропагандировал Фета как поэта, но и явно предпочитал его творчество чужому, в том числе и своему собственному. «Какой мог быть источник этой чудесной поэтической удальства, истинной характеристики великого поэта, идущей от этого добродушного, пухлого офицера, я не понимаю», — задавался вопросом Лев Толстой. [1]
Стихи А. А. Фета вышли в 1856 году, но оказались не более чем переработанной и отредактированной версией его книги 1850 года. [12] По словам писательницы и мемуаристки Авдотьи Панаевой , Фет дал Некрасову и Тургеневу карт-бланш на составление этой антологии, и если первый был против обширного редактирования, то второй настаивал на резких сокращениях, и в конце концов его аргументы победили. [13] В предисловии к книге Некрасов писал: «Ни один поэт после Пушкина не сумел доставить такого восторга понимающим поэзию и охотно открывающим ей душу, как это делает Фет. Это не значит, что оба они равны: просто Фет в своей области так же превосходен, как был Пушкин в своей, гораздо более обширной и разнообразной». [1]
К 1856 году, когда поэтические сборники Фета и Некрасова вышли почти одновременно, их личные отношения уже обострились из-за идеологических разногласий. В своем эссе 1859 года о Федоре Тютчеве Фет писал: «Мысль о том, что социальная миссия, моральная ценность или актуальность поэзии могут превосходить ее художественные аспекты, для меня кошмарна; я давно отказался от этой идеи». Разлад с остальными сотрудниками «Современника» стал очевиден, и позже в том же году Фет покинул журнал, в котором теперь доминировали Николай Чернышевский и Николай Добролюбов . [1]
Уход из армии
[ редактировать ]В 1857 году в Париже Афанасий Фет женился на Марии Петровне Боткиной (дочери богатого торговца чаем и сестре его хорошего друга, литературного критика Василия Боткина ), описываемой как исключительно добрый и отзывчивый человек, совершенно лишенный ревности, совершенно счастливый. относиться к мужу «как няня к ребенку». [14] В 1858 году Фет ушел из армии и вернулся в Москву. [4] Через год он приобрел пустынный хутор Степановка в Мценском районе Орловской губернии и в 1860 году переехал туда. [2] В течение следующих четырнадцати лет он превратил кусок голой (хотя и плодородной) земли в цветущий сад, открыл коневодческую ферму, построил мельницу и приступил к сельскохозяйственным предприятиям, которые оказались успешными и прибыльными. [4] В 1862 году «Русский вестник» начал публиковать статьи по сельскохозяйственной торговле и экономике. [15] Все это вызвало резкую критику, в том числе, со стороны Михаила Салтыкова-Щедрина . [6] «Одним из тех, кто исчез в своих земных норах, является теперь Фет, который… в минуты досуга производит попеременно то прекрасный романс, то человеконенавистническое эссе, то другой романс и снова человеконенавистничество», — писал он. [16] В течение одиннадцати лет (1867–1877) Фет занимал должность местного мирового судьи и снискал большое уважение как среди крестьян, так и среди товарищей-помещиков. [4]
Лев Толстой, уехавший примерно в то же время в свое имение Ясная Поляна , одобрил решение Фета «поселиться на земле». [17] Однако в отличие от Толстого, уехавшего в деревню в поисках лучших условий труда, Фет вообще перестал писать. «Он превратился в агронома, в «отчаянного помещика», отпустил бороду, какие-то невероятные завитки за ушами, а о литературе и слышать не желает и только восторженно проклинает всю периодику», — сообщал Тургенев Полонскому в майском 1861 г. письмо. [18] «Когда-то я был бедняком, полковым адъютантом, теперь, слава богу, я орловский, курский и воронежский помещик и живу в прекрасной усадьбе с парком. Всего этого я добился каторжным трудом, а не какими-то махинации», — писал Фет в письме Ревелиотти, своему другу-армейскому офицеру. [19]
Спустя годы
[ редактировать ]
В 1860-е годы Фет перевел Энеиды и Артура Шопенгауэра » «Мир как воля и представление . Однако его перевод шекспировского « Юлия Цезаря» , опубликованный в 1859 году, был негативно оценен «Современником» . [20] «Драматургического дара во мне просто нет», — признавался позже Фет. Два сборника очерков «Из деревни» и «Записки о гражданском труде» , первоначально опубликованные в журналах «Русский вестник» , «Литературная библиотека» и «Заря» в 1862–1871 годах, содержали также несколько прекрасно написанных повестей и рассказов. Лучшим образцом прозы Фета в ретроспективе можно считать повесть «Семья Гольцов» (1870), рассказывающую трагическую историю социального и умственного упадка деревенского врача-алкоголика. Это были годы тесного общения Фета со Львом Толстым, которого он часто посещал в Ясной Поляне . [2]
В 1873 году Фет писал жене: «Вы даже представить себе не можете, как я ненавижу имя Фет. Умоляю вас никогда не упоминать о нем… Если бы кто-нибудь попросил меня дать одно единственное имя всем испытаниям и невзгодам моей жизни, я бы» Я бы сказал, не задумываясь, это имя — Фет». [2] В том же году величайшая амбиция Фета была наконец достигнута: царь Александр II даровал ему возвращение фамилии отчима со всеми правами и привилегиями российского дворянства. Тургенев с сарказмом встретил «исчезновение Фета и появление Шеншина». Более сочувственным оказался Лев Толстой, высоко оценивший смелость и терпение Фета в доведении до конца этого болезненного дела. [21] Теперь официально Шеншин, поэт сохранил за своим псевдонимом Фет. [2]
В 1873 году Фет купил вторую деревню Воробьевку недалеко от Курска и вернулся к написанию стихов. «На Воробьевке моя муза проснулась от многолетнего сна и стала посещать меня так же часто, как и на заре моей жизни», — писал Фет великому князю Константину Романову 25 августа 1891 года. [2] В 1881 году Фет купил небольшой дом на улице Плющиха в Москве. С тех пор он будет зимовать в городе, в апреле переехать в Воробьевку и оставаться там до конца сентября. [1] Результатом этого нового всплеска творчества стали четыре книги серии « Вечерние огни » (выпущенные в 1883, 1885, 1888 и 1891 годах), в которых представлены некоторые из его лучших работ. [6]
Отбиваясь от враждебно настроенных рецензентов, подчеркивавших контраст между богатым и несколько напыщенным помещиком и его возвышенной, элегантной поэзией, Фет утверждал, что именно его прагматизм помог ему получить абсолютную творческую свободу. [6] Однако интерес к его творчеству стал угасать. «Вечерние огни» продавались плохо, и только круг близких друзей (Лев Толстой, Владимир Соловьев , Николай Страхов , Яков Полонский , Алексей Константинович Толстой , Петр Чайковский среди них) выразил восторг последней жизненной поэзией Фета. «Я с нетерпением жду [4-го тома] ваших « Вечерних огней »… Хотел бы я добавить — «как и вся наша интеллигенция», но, к сожалению, это не так», — написал Полонский в письме в ноябре 1890 года. [2]
два тома «Моих воспоминаний Фета : 1848–1889» В 1890 году вышли в свет . Другая книга, «Мои ранние годы », вышла посмертно, в 1893 году. [1] 28 января 1892 года в ресторане «Московский Эрмитаж» состоялось грандиозное мероприятие, посвященное 50-летию литературной деятельности Фета. Казалось, он был доволен щедростью этого праздника, но позже в стихотворении « К 50-летию моей музы» это празднование было названо «реквиемом». был присвоен титул камергера . 26 февраля фету указом монарха [3] Его последнее стихотворение датировано 23 октября 1892 года. [2]
Смерть
[ редактировать ]Обстоятельства смерти Фета вызвали почти столько же споров, сколько и обстоятельства его рождения. В октябре 1892 года Фет переехал из Воробьевки в свой московский дом. В гостях у графини Софьи Толстой он простудился, а затем заболел тяжелым бронхитом . Семейный врач Остроумов, беседуя с женой Фета, опасаясь, что поэт умирает, предложил ему причаститься . «Афанасий Афанасьевич не признает ни одного такого обряда», — ответила она и заверила врача, что готова взять на себя грех лишения умирающего причастия. [6] [22]
Рано утром 21 ноября Фет вдруг послал за шампанским . Его жена протестовала, но он, казалось, был в сильном волнении и спешке. «Иди и возвращайся как можно быстрее», — приказал он. Когда Мария ушла, Фет сказал своей секретарше (названной позже госпожой Ф.): «Пойдем со мной, я буду тебе диктовать». – «Письмо?» — спросила она. «Нет», — последовал ответ. Его секретарь последовал за ним и написал следующее: «Я не вижу причин сознательно продлевать свои страдания. Я добровольно выбрал то, что и так было бы неизбежно». Он подписал это: «21 ноября. Фет (Шеншин)», «твердой рукой, конечно, не рукой умирающего», по словам биографа Бориса Садовского . [22]
То, что последовало за этим, было описано как «своего рода душевная буря, которую некоторые люди испытывают перед лицом смерти. Только приступ временного безумия мог объяснить, что он начал бегать, принося обед и ножи для бумаги, которые, очевидно, не могли причинить ему серьезного вреда», - писал Садовской. Когда Фет схватил со стола перед ним нож для бумаги, его секретарше удалось обезоружить его, повредив руку.
Преследуемый истекающей кровью секретаршей, Фет вошел в столовую, подошел к шкафу, где хранились столовые ножи, и безуспешно попытался его открыть. Затем, задыхаясь, он вдруг упал на стул. По словам секретаря, его глаза широко раскрылись, словно перед каким-то страшным зрелищем, рука поднялась, словно крестясь, затем безжизненно упала вниз. Позже выяснилось, что причиной его смерти стал сердечный приступ. Отпевание состоялось 22 ноября 1892 года в университетской церкви Московского университета. Афанасий Фет был похоронен 23 ноября в своем родовом склепе в Клеймёново, старинном родовом имении Шеншиных. [4] [22]
Наследие
[ редактировать ]
Оглядываясь назад, Афанасий Фет считается величайшим лириком России. Его стихи высоко ценил Виссарион Белинский , ставивший его в один ряд с Михаилом Лермонтовым . «Подобное лирическое проникновение в самую суть Весны и вызванного ею человеческого волнения не было доселе в русской поэзии», — писал критик Василий Боткин в 1843 году. [1] Осип Мандельштам считал Фета величайшим русским поэтом всех времен. Фет, чья чувственная и меланхоличная лирика часто была проникнута грустью и трагедией, оказал мощное влияние на русских символистов , особенно на Иннокентия Анненского и Александра Блока , последний называл его своим «великим учителем». Среди тех, кто находился под влиянием Фета, были Сергей Есенин и Борис Пастернак . [3] Чайковский писал:
Фет — явление исключительное. Нет смысла сравнивать его с другими первоклассными поэтами или анализировать Пушкина, Лермонтова, Ала. Толстой и Тютчев ищут сходства... Ибо в лучшие свои минуты Фет вообще выходит за пределы поэзии и смело вступает в нашу область. Вот почему, когда я думаю о Фете, часто на ум приходит Бетховен ... Как и Бетховен, он наделен силой затрагивать те струны нашей души, которые недоступны для поэтов, как бы они ни были сильны, полагающихся только на словах. Он не поэт, а музыкант-поэт. [3]
Профессор Петр Кудрявцев также считал Фета великим мастером мелодического стиха. Его поэзия, "уникальная с эстетической точки зрения", может быть воспринята как доказательство того, что "настоящая поэзия самодостаточна и ее источники не иссякают даже в самые неблагоприятные времена", - утверждал Кудрявцев. [1]
Однако при жизни Фет не был популярным поэтом. Василий Боткин отмечал, что даже в 1860-е годы, когда его книги пользовались преимущественно положительными отзывами, «широкая публика относилась к этим похвалам скептически... Если он вообще имел успех, то преимущественно у литераторов». [23] Одной из причин этого могло быть его нежелание меняться в соответствии с «духом времени». «В отличие от Некрасова, который прекрасно выражал дух времени, всегда плывя по течению, Фет отказался «перенастраивать струны своей лиры», — утверждал советский ученый Дмитрий Благой. [2]
Эстетика и философия Фета
[ редактировать ]Фет был сторонником романтической идеи о необходимости разграничения поэтом двух сфер жизни: «идеальной» и «реальной». «Только идеальная сфера дает возможность почувствовать запах высшей жизни», — утверждал он в своих мемуарах. Эта сфера, по мнению Фета, охватывала красоту, любовь, моменты гармонии человеческой души с бесконечным космосом и Искусство как таковое. Тяга к идеалу, по мнению биографа Тархова, была движущей силой поэзии Фета. [1] В своем очерке о Титчеве, опубликованном в «Русском слове» только «чистой любви» (понятие, введенное в русскую литературу Василием Жуковским в 1859 году, Фет утверждал, что «чистое искусство» должно служить ). Если в 1840-е годы подобные идеи были еще привлекательны, то в 1860-е годы Фет оказался одинокой фигурой среди преимущественно писателей-реалистов. [1]
Фет считал натурфилософию механизмом исследования связей видимых и невидимых между человеком и природой. В поисках «целостности» он объединил стихи в циклы («Весна», «Лето», «Осень», «Снег», «Мелодии», «Гадания»), каждый из которых представляет какой-либо аспект душа, все объединенная лейтмотивом слияния с тем, что лежит за пределами человеческого восприятия. Только «жизнь снаружи» дает человеку моменты абсолютной свободы, утверждал Фет. Путь к этим внешним мирам лежит через общение с Природой, у которой есть собственная душа, через моменты радости («единства»). Женская красота служила частью всей картины для Фета, у которого на основе его «философии красоты» был цикл стихотворений, посвященных женщинам (А. Бржевская, Софья Толстая, А. Осуфьева и др.). Процесс обретения единения с природой выводит человека из испорченного реального мира и приносит ему экстатическую радость и полное счастье, по мнению Фета. [6]
Политические взгляды
[ редактировать ]Владимир Семенкович, автор нескольких книг о Фете, утверждал, что он был «...ни либералом, ни консерватором, а просто человеком 1840-х годов или, лучше сказать, одним из последних людей 1840-х годов. Один Единственное, чем он мог отличаться от [людей своего поколения], было то, что он был более практичным человеком... Будучи достаточно смелым, чтобы иметь собственное мнение, он выступал против преобладающей социальной теории... и за это был подвергнут остракизму во времена, когда идти против течения было немыслимо». [24] «Мой отец считал, что самым большим достоинством [Фета] была способность мыслить самостоятельно: он всегда имел свои идеи, никогда не заимствовал их у других людей», - вспоминал Илья Львович Толстой. [25]
«Культ домашнего хозяйства» Фета считал «гражданский труд» еще одним высоким идеалом. Для него «естественное» отношение к труду было аналогом любви, служащей связью с Природой и способной вернуть гармонию утратившему ее обществу. В «философию труда» Фета было встроено романтическое представление о свободе. Он выступал за свободное развитие человеческого характера и предостерег от чрезмерного регулирования общественной жизни. [6] «Хитрый наставник должен научиться сдерживать себя от устранения того, что ему кажется уродливым в предмете. Отрежьте у молодой ели кривые ветки, и вы ее убьете… Подождите сорок лет, и вы увидите прямую и крепкий ствол с зеленой кроной», — писал Фет в 1871 году. [6] [26]
Личность
[ редактировать ]
Яков Полонский часто поражался двойственности характера своего друга и тому, как ему удавалось создать художественный мир, который выглядел бы идеальным противоядием от его собственной приземленной личности. [2] В одном из последних писем он писал: «Что вы за существо, я просто не могу вас разобрать. Откуда берутся эти елейно-ясные, идеалистически-возвышенные, юношеские стихи? Мог ли Шопенгауэр или какой-либо другой философ стоять за истоками этих ваших лирических настроений, психических процессов, стоящих за ними?.. Мне хочется заподозрить, что есть какое-то другое существо, невидимое для нас, простых смертных, таится там внизу, среди сияющего света, с глазами лазурными и крыльями позади! Вы постарели, а он остается молодым. Вы все отрицаете, пока он верующий. Вы презираете жизнь, а он, стоя на коленях, охотно плачет, видя любое истинное ее проявление!..» [2]
По словам Владимира Семенковича, Фетом восхищались простые люди. «Настоящий барин », — так называли его крестьяне. И это говорилось о «барине», который никогда не стеснялся смело говорить правду и крестьянам, а не только людям своего класса», — писал он. [24] Крестьяне очень уважали Фета, помимо прочего, за его умение примирять враждующие партии своей сельской общины, при этом выражаясь самым прямолинейным образом. «Фет был одним из немногих людей [в России], кого можно было назвать «классическими» европейцами в лучшем смысле этого слова; своим обширным образованием и тонкими манерами он напоминал французских маркизов лучших времен», — сказал Семенкович. высказал мнение. [24]
Никогда не открытый человек, с годами Фет стал еще более скрытным и эгоцентричным. «Никогда, насколько я помню, он не проявлял никакого интереса к чужому внутреннему миру», — писала Татьяна Кузьминская, невестка Льва Толстого, которой Фет посвятил одно из самых прекрасных своих стихотворений («Ночь была сияли, деревья были полны лунного света…»). [27] По словам Сергея Толстого , Фет, которого Петр Ильич Чайковский считал «скорее музыкантом, чем поэтом», сравнивая его с Бетховеном , [3] был «равнодушен к музыке и называл ее «не чем иным, как неприятным шумом»». [28]
Отвергнутый детьми Толстого как неприятный и суровый, Фета обожал сам хозяин Ясной Поляны . «…Причина, по которой мы восхищаемся друг другом, состоит в том, что мы оба принадлежим к тому типу людей, которые способны мыслить, выражаясь вашим собственным выражением, «умом сердца», а не «умом мозга», — писал Толстой в «уме мозга» от 28 июня. Письмо 1867 года. «Интеллектуально вы превосходите всех, кто меня окружает. Вы единственный, кто может дать [моему уму] этот «другой вид хлеба», чтобы он насытился», - признался он в другой раз. [29] «Вы один из очень немногих людей, которых я знал в своей жизни, которые, сохраняя абсолютно рациональное отношение к жизни, всегда стояли на ее краю, глядя в нирвану . [Такие люди, как вы] видят жизнь яснее, если всматриваются в безвременье, ибо этим они значительно укрепляют свое [земное] видение», — писал Толстой в письме в апреле 1876 года. [30]
Образец
[ редактировать ]
Внешние видео | |
---|---|
![]() |
I Have Come to You, Delighted («Я пришёл к тебе с приветом…»)
- Я пришёл к тебе с приветом,
- Рассказать, что солнце встало,
- Что оно горячим светом
- По листам затрепетало;
- Рассказать, что лес проснулся,
- Весь проснулся, веткой каждой,
- Каждой птицей встрепенулся
- И весенней полон жаждой;
- Рассказать, что с той же страстью,
- Как вчера, пришёл я снова,
- Что душа всё так же счастью
- И тебе служить готова;
- Рассказать, что отовсюду
- На меня весельем веет,
- Что не знаю сам, что́ буду
- Петь — но только песня зреет.
- Я пришел к тебе в восторге,
- Чтобы сказать тебе, что солнце взошло,
- Что его свет тепло зажег
- Исполнять на листьях свой танец;
- Чтобы сказать вам, что лес просыпается
- В каждой его ветке и листочке,
- И с каждой птицей трясётся,
- Жажда пружинистого образа;
- Чтобы сказать вам, что я пришел сейчас,
- Как прежде, с прежней страстью,
- Что моя душа снова связана
- Чтобы служить вам и вашему восторгу;
- Что чарующее дыхание радости
- Приходил ко мне со всех-всех мест,
- Я не знаю, что я буду петь, иначе,
- Но моя песня подходит к стадии готовности. [31]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Позже Каролина Фот тоже приехала в Россию, где вышла замуж за ректора Киевского университета Александра Матвеева .
- ↑ Именно это унижение, как позже полагали ученые, объясняло идиосинкразии человека, который провел большую часть своей жизни, размышляя о самоубийстве. Однако этот исход не был худшим из возможных зол: будучи внебрачным ребенком, он упал на дно русской социальной иерархии.
- ↑ Существует несколько маргинальных теорий относительно происхождения родителей Фета. Согласно одной из них, пропагандируемой российским женским журналом «Сударушка» , Шарлотта Беккер происходила из «древнего аристократического рода, базирующегося в Восточной Германии », а Иоганн Фет был внебрачным сыном Людовика I, великого герцога Гессенского , что якобы сделало Афанасия Фета двоюродный брат Марии Александровны .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Тархов, А.А.А.Фет. Стихи и поэмы. Современники о Фете. Москва, Издательство «Правда». 1988. Предисловие. «Чтобы дать жизни дыхание...» стр. 5–16.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Благой, Дмитрий (1983). «Афанасий Фет: Поэт и человек» . Вспоминая А.Фета. Предисловие Д. Благого. Составил А.Тархов Москва. Правда . Проверено 10 октября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Безелянский Юрий. «Помещик Шеншин и поэт Фет» . www.c-cafe.ru . Проверено 10 октября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Страхов, Николай. ААФет. Биографический очерк. Лирические стихи, тт. 1–2. Москва, 1894. С. 328–334.
- ^ Мирский Д.С. «История русской литературы» . az.lib.ru. Проверено 10 октября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Афанасий Афанасьевич Фет» . «Русские писатели». Биобиблиографический словарь. Москва. Просвещение. Том 2. Ред. П.А.Николаев. 1990 . Проверено 10 октября 2011 г.
- ^ Belinsky, V.G. Vol. VII, pp. 636–637; Vol. VIII, p. 94
- ^ "Отечественные записки", 1840, Том. 12, наук. VI, стр. 40–42; Письмо Белинского Василию Боткину, 26 декабря 1840 г. Полное собрание сочинений В.Г.Белинского в 12 томах. Том. XI. Москва, с. 584.
- ^ Аполлон Григорьев. Офелия (фрагмент). ААФет. Стихи. Москва, 1988. С. 341–342.
- ^ Fet, А. Early Years of My Life (Rannye gody moyei zhizni). pp. 341, 318; "The Correspondence of Fet and I.P.Borisov". Literaturnaya Mysl . Book I. Petersburg, Mysl Publishers. 1922, pp. 214, 227–228.
- ^ "Literaturnaya Mysl", Book I, pp. 216, 220.
- ^ Благой, Дмитрий. Из прошлого русской литературы. Тургенев и Фет. Издательство и журнал «Революция». 1923, книга 3, стр. 45–64.
- ^ Panayeva, Avdotya. From Memoirs (Iz vospominany). А.А.Fet. Verses and Poems. Moscow. Pravda. 1988. p. 351
- ^ А. А. Фет. Стихи. Москва, 1988. Письма. стр.414.
- ^ Фет, А. Мои воспоминания. Часть 2. с. 210.
- ^ Сочинения М. Е. Салтыкова-Щедрина. Москва, 1968. Том. 6. С. 59–60).
- ↑ 23 февраля 1860 г. Письма. Полный Л. Н. Толстой. Том. 60, с. 324.
- ↑ 21 мая 1861. Полное собрание И. С. Тургенева. Письма. Том. IV, с. 240.
- ^ Григорович, А. История 13-го драгунского полка, т.I. Санкт-Петербург, 1912, с. 223.
- ^ Лавренский, М. (Д.Л.Михайловский). Шекспир в переводе Фета. «Современник» , 1859, № 6, стр. 255–258.
- ^ Толстой, Л. Н. Полное собрание... Том. 62, с. 63.
- ^ Перейти обратно: а б с Садовской Борис. Смерть Афанасия Афанасьевича Фета. "А.А.Фет. Стихи и поэмы. Современники о Фете". Москва. Правда, 1988. С. 444–450.
- ^ Труды В. П. Боткина. Том. 2, Санкт-Петербург, 1891, с. 368.
- ^ Перейти обратно: а б с Семенкович, В. "А.А.Фет. Стихи и поэмы. Современники о Фете". Москва. Правда, 1988. С. 450–456.
- ^ "А.А.Фет. Стихи и поэмы. Современники о Фете". Москва. Правда, 1988. с. 403.
- ^ Фет, А. Из страны. Журнал « Заря ». 1871. № 6. С. 9–10.
- ^ "Т.А.Kuzminskaya on А.А.Fet", p. 172.
- ^ Толстой, Л. "А.А.Фет. Стихи и поэмы. Современники о Фете". Москва. Правда, 1988. с. 412.
- ^ Письма Льва Толстого: 7 ноября 1866 г., 24 июня 1874 г., 30 августа 1869 г. - Полный текст Л. Н. Толстого. Том. 61, стр. 149, 219; Том. 62, с. 96
- ^ "А.А.Фет. Стихи и поэмы. Современники о Фете", - писал Толстой в апреле 1876 года. Москва. Правда, 1988. С. 357–463.
- ↑ Перевод Евгения Бонвера, март 2001 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]