Jump to content

Afanasy Fet

Afanasy Fet
Portrait by Ilya Repin, 1882
Portrait by Ilya Repin , 1882
Рожденный 5 декабря [ OS 23 ноября] 1820 г.
Мценск , Российская Империя.
Умер 3 декабря 1892 г. ) ( 1892-12-03 ) ( 71 год
Москва , Российская Империя
Родственники Владимир Семенкович
Подпись

Афанасий Афанасьевич Фет (русский: Афанасий Афанасьевич Фет , IPA: [ɐfɐˈnasʲɪj ɐfɐˈnasʲjɪvʲɪtɕ ˈfʲɛt] ), позже известный как Шеншин (русский: Шенши́н , ВЛИЯНИЕ: [ʂɨnˈʂɨn] ; 5 декабря [ OS 23 ноября] 1820 — 3 декабря [ OS 21 ноября] 1892) — известный русский поэт , считающийся лучшим мастером лирического стиха в русской литературе . [1] [2]

Биография

[ редактировать ]

Афанасий Фет родился 5 декабря 1820 года в семье Афанасия Шеншина, 44-летнего русского помещика из Мценска , и Шарлотты Беккер, 22-летней дочери Карла Беккера, немецкого трактирщика . Пребывая у них во время визита в Германию, Шеншин влюбился в Шарлотту, которая согласилась последовать за ним в Россию. Беременная вторым ребенком, она развелась со своим мужем Иоганном Фетом, судебным чиновником Дармштадта , и вышла замуж за своего русского поклонника, но была вынуждена оставить годовалую дочь Каролину. [3] [примечание 1] В ноябре в имении Шеншина Новоселки она родила мальчика, которого окрестили Афанасием Афанасьевичем Шеншиным. [1]

Четырнадцать лет спустя, когда брак Шеншина и Беккера, зарегистрированный в Германии, оказался недействительным в России, Афанасий был вынужден сменить фамилию с Шеншина на Фет, фамилию своего биологического отца. [1] Это оказалось для мальчика исключительно травмирующим опытом, усугубленным тем фактом, что еще в Дармштадте Иоганн Фет отказался признать его своим сыном. [примечание 2] По словам Татьяны Кузьминской ( сестры Софьи Толстой ), «самой большой обидой в жизни Фета было то, что он был не законным Шеншиным, как его братья (которые относились к нему как к равному), а внебрачным сыном Фоэта, еврей немецкий . [примечание 3] Но он не мог заставить себя признать, что имя Фет настолько превосходило имя Шеншина и что он сам сделал это таковой своей поэзией, в чем Лев Толстой ». тщетно пытался его убедить [1] [4]

Образование и литературный дебют

[ редактировать ]
Afanasy Fet in 1860; photograph by Andrey Denyer

В 14 лет Афанасий Шеншин был отправлен в немецкую школу-интернат в Выру . [5] Там-то ему и сообщили в письме, что с этого момента его будут звать Фет, а не Шеншин, что заставляло его чувствовать себя, по общему признанию, «как собака, потерявшая хозяина». [2] В 1837 году Афанасий Шеншин перевел пасынка в московский пансион, принадлежавший историку Михаилу Погодину . Осенью 1838 года Фет поступил в Московский университет на факультет права и филологии . На первом курсе он начал писать стихи, позже ссылаясь на Гете , Гейне и Языкова как на оказавших влияние. [4] и познакомился с Аполлоном Григорьевым , однокурсником и начинающим поэтом. Они стали близкими друзьями, и вскоре Афанасий переехал в дом Григорьева в Замоскворечье и поселился в небольшой комнате на верхнем этаже, которую часто навещали два других друга, Яков Полонский и Сергей Соловьев . [2] Идеи Аполлона Григорьева относительно написания стихов повлияли и на юного Фета. [6]

В конце 1830-х годов Фет показал некоторые из своих стихотворений Погодину, который отправил их на Николаю Гоголю отзыв . Вердикт писателя («несомненно одаренный») [2] призвал Фета издать свой первый сборник « Лирический пантеон» (1840, подпись «А.Ф.»). [4] Его похвалил сначала профессор Петр Кудрявцев в «Отечественных записках» , затем Виссарион Белинский , который несколько лет спустя утверждал: «из ныне живущих русских поэтов Фет — наиболее одаренный». [7] [8] » появилось стихотворение «Посейдон» В 1841 году в «Отечественных записках ; это было первое издание, опубликованное под полным именем автора. Позже ученые задавались вопросом, не была ли это простая ошибка наборщика, которая привела к тому, что русское ё (как в F oeth ) превратилось в e (как в F e t). Несмотря на это, по словам биографа Тархова, «преобразование было значительным: в один момент фамилия «гессен-дармштадтца» превратилась в псевдоним русского поэта». [1]

В 1842–1843 стихи Фета регулярно печатались в «Отечественных записках» и «Москвитянине» , его наставником стал редактор последних Степан Шевырёв . Некоторые из его стихов вошли в сборник « Лучшие из русской поэзии», составленный Алексеем Галаховым в 1843 году. «Не буди ее на заре...» (На заре ты ее не буди) было положено на музыку Александром Варламовым и стало популярный русский романс . [6] Однако в те годы Фет был жалким человеком: «Никогда в жизни я не знал человека, столь терзаемого депрессиями… Возможность его самоубийства меня очень ужасает», — писал Аполлон Григорьев в своей автобиографической повести « Офелия» . [9]

Военная служба и «Современника» годы

[ редактировать ]
Afanasy Fet as a Russian army officer

В 1844 году Фет окончил университет. Позже в том же году он потерял мать из-за рака. В начале 1845 года он покинул имение Новоселки, уехал в Херсон , а в апреле, следуя семейной традиции Шеншиных, вступил в Императорский Кирасирский полк младшим офицером с целью, возможно, вернуть себе свою фамилию и все утраченные им дворянские привилегии. с этим. [4] Был только один аспект армейской жизни, который ему нравился — дисциплина. В других случаях он жаловался в письмах на культурную изоляцию и ощущение себя «погребенным заживо». Однажды он описал свой опыт там как «жизнь среди монстров», когда «раз в час к вам приближается другой Вий , ожидая, что вы улыбнетесь в ответ». [10] [11]

Осенью 1848 года Фет влюбился в 20-летнюю Марию Лазич, образованную и умную девушку, которая полюбила и его. Не видя возможности жениться на нищей дочери бедного херсонского помещика, Фет бросил ее. В 1851 году Мария умерла, поджег свое платье. Некоторые предположили, что это мог быть несчастный случай, другие увидели в этом последнее заявление «гордой и отчаявшейся девушки, которая решила, что жизнь не имеет смысла без мужчины, которого она любила». Мария умерла от ожогов четыре дня спустя, ее последними словами якобы были: «Не вините его в этом». [3] Безмерное чувство раскаяния мучило Фета до конца его жизни. Этот случай и образ Марии часто будут вызываться в его более поздних стихах. [6]

В конце 1840-х годов, после перерыва на несколько лет, Фет вернулся к писательству. В 1850 году вышел сборник «Стихи А. Фета», ознаменовавший его успешное возвращение на русскую литературную сцену. [6] В 1853 году его перевели в уланский полк, базировавшийся в соседнем Санкт-Петербурге. Во время Крымской войны служил в войсках, охранявших побережье Эстонии. [1] В 1853 году Николай Некрасов пригласил Фета в «Современник» , где тот воссоединился со своими старыми друзьями Иваном Тургеневым и Василием Боткиным . В доме Тургенева Фет познакомился со Львом Толстым , молодым офицером, только что прибывшим на Крымскую войну , и это привело к их дружбе на всю жизнь. [4] Некрасов не только активно пропагандировал Фета как поэта, но и явно предпочитал его творчество чужому, в том числе и своему собственному. «Какой мог быть источник этой чудесной поэтической удальства, истинной характеристики великого поэта, идущей от этого добродушного, пухлого офицера, я не понимаю», — задавался вопросом Лев Толстой. [1]

Стихи А. А. Фета вышли в 1856 году, но оказались не более чем переработанной и отредактированной версией его книги 1850 года. [12] По словам писательницы и мемуаристки Авдотьи Панаевой , Фет дал Некрасову и Тургеневу карт-бланш на составление этой антологии, и если первый был против обширного редактирования, то второй настаивал на резких сокращениях, и в конце концов его аргументы победили. [13] В предисловии к книге Некрасов писал: «Ни один поэт после Пушкина не сумел доставить такого восторга понимающим поэзию и охотно открывающим ей душу, как это делает Фет. Это не значит, что оба они равны: просто Фет в своей области так же превосходен, как был Пушкин в своей, гораздо более обширной и разнообразной». [1]

К 1856 году, когда поэтические сборники Фета и Некрасова вышли почти одновременно, их личные отношения уже обострились из-за идеологических разногласий. В своем эссе 1859 года о Федоре Тютчеве Фет писал: «Мысль о том, что социальная миссия, моральная ценность или актуальность поэзии могут превосходить ее художественные аспекты, для меня кошмарна; я давно отказался от этой идеи». Разлад с остальными сотрудниками «Современника» стал очевиден, и позже в том же году Фет покинул журнал, в котором теперь доминировали Николай Чернышевский и Николай Добролюбов . [1]

Уход из армии

[ редактировать ]

В 1857 году в Париже Афанасий Фет женился на Марии Петровне Боткиной (дочери богатого торговца чаем и сестре его хорошего друга, литературного критика Василия Боткина ), описываемой как исключительно добрый и отзывчивый человек, совершенно лишенный ревности, совершенно счастливый. относиться к мужу «как няня к ребенку». [14] В 1858 году Фет ушел из армии и вернулся в Москву. [4] Через год он приобрел пустынный хутор Степановка в Мценском районе Орловской губернии и в 1860 году переехал туда. [2] В течение следующих четырнадцати лет он превратил кусок голой (хотя и плодородной) земли в цветущий сад, открыл коневодческую ферму, построил мельницу и приступил к сельскохозяйственным предприятиям, которые оказались успешными и прибыльными. [4] В 1862 году «Русский вестник» начал публиковать статьи по сельскохозяйственной торговле и экономике. [15] Все это вызвало резкую критику, в том числе, со стороны Михаила Салтыкова-Щедрина . [6] «Одним из тех, кто исчез в своих земных норах, является теперь Фет, который… в минуты досуга производит попеременно то прекрасный романс, то человеконенавистническое эссе, то другой романс и снова человеконенавистничество», — писал он. [16] В течение одиннадцати лет (1867–1877) Фет занимал должность местного мирового судьи и снискал большое уважение как среди крестьян, так и среди товарищей-помещиков. [4]

Лев Толстой, уехавший примерно в то же время в свое имение Ясная Поляна , одобрил решение Фета «поселиться на земле». [17] Однако в отличие от Толстого, уехавшего в деревню в поисках лучших условий труда, Фет вообще перестал писать. «Он превратился в агронома, в «отчаянного помещика», отпустил бороду, какие-то невероятные завитки за ушами, а о литературе и слышать не желает и только восторженно проклинает всю периодику», — сообщал Тургенев Полонскому в майском 1861 г. письмо. [18] «Когда-то я был бедняком, полковым адъютантом, теперь, слава богу, я орловский, курский и воронежский помещик и живу в прекрасной усадьбе с парком. Всего этого я добился каторжным трудом, а не какими-то махинации», — писал Фет в письме Ревелиотти, своему другу-армейскому офицеру. [19]

Спустя годы

[ редактировать ]
Альтер Эго . Автограф стихотворения 1875 года.

В 1860-е годы Фет перевел Энеиды и Артура Шопенгауэра » «Мир как воля и представление . Однако его перевод шекспировского « Юлия Цезаря» , опубликованный в 1859 году, был негативно оценен «Современником» . [20] «Драматургического дара во мне просто нет», — признавался позже Фет. Два сборника очерков «Из деревни» и «Записки о гражданском труде» , первоначально опубликованные в журналах «Русский вестник» , «Литературная библиотека» и «Заря» в 1862–1871 годах, содержали также несколько прекрасно написанных повестей и рассказов. Лучшим образцом прозы Фета в ретроспективе можно считать повесть «Семья Гольцов» (1870), рассказывающую трагическую историю социального и умственного упадка деревенского врача-алкоголика. Это были годы тесного общения Фета со Львом Толстым, которого он часто посещал в Ясной Поляне . [2]

В 1873 году Фет писал жене: «Вы даже представить себе не можете, как я ненавижу имя Фет. Умоляю вас никогда не упоминать о нем… Если бы кто-нибудь попросил меня дать одно единственное имя всем испытаниям и невзгодам моей жизни, я бы» Я бы сказал, не задумываясь, это имя — Фет». [2] В том же году величайшая амбиция Фета была наконец достигнута: царь Александр II даровал ему возвращение фамилии отчима со всеми правами и привилегиями российского дворянства. Тургенев с сарказмом встретил «исчезновение Фета и появление Шеншина». Более сочувственным оказался Лев Толстой, высоко оценивший смелость и терпение Фета в доведении до конца этого болезненного дела. [21] Теперь официально Шеншин, поэт сохранил за своим псевдонимом Фет. [2]

В 1873 году Фет купил вторую деревню Воробьевку недалеко от Курска и вернулся к написанию стихов. «На Воробьевке моя муза проснулась от многолетнего сна и стала посещать меня так же часто, как и на заре моей жизни», — писал Фет великому князю Константину Романову 25 августа 1891 года. [2] В 1881 году Фет купил небольшой дом на улице Плющиха в Москве. С тех пор он будет зимовать в городе, в апреле переехать в Воробьевку и оставаться там до конца сентября. [1] Результатом этого нового всплеска творчества стали четыре книги серии « Вечерние огни » (выпущенные в 1883, 1885, 1888 и 1891 годах), в которых представлены некоторые из его лучших работ. [6]

Отбиваясь от враждебно настроенных рецензентов, подчеркивавших контраст между богатым и несколько напыщенным помещиком и его возвышенной, элегантной поэзией, Фет утверждал, что именно его прагматизм помог ему получить абсолютную творческую свободу. [6] Однако интерес к его творчеству стал угасать. «Вечерние огни» продавались плохо, и только круг близких друзей (Лев Толстой, Владимир Соловьев , Николай Страхов , Яков Полонский , Алексей Константинович Толстой , Петр Чайковский среди них) выразил восторг последней жизненной поэзией Фета. «Я с нетерпением жду [4-го тома] ваших « Вечерних огней »… Хотел бы я добавить — «как и вся наша интеллигенция», но, к сожалению, это не так», — написал Полонский в письме в ноябре 1890 года. [2]

два тома «Моих воспоминаний Фета : 1848–1889» В 1890 году вышли в свет . Другая книга, «Мои ранние годы », вышла посмертно, в 1893 году. [1] 28 января 1892 года в ресторане «Московский Эрмитаж» состоялось грандиозное мероприятие, посвященное 50-летию литературной деятельности Фета. Казалось, он был доволен щедростью этого праздника, но позже в стихотворении « К 50-летию моей музы» это празднование было названо «реквиемом». был присвоен титул камергера . 26 февраля фету указом монарха [3] Его последнее стихотворение датировано 23 октября 1892 года. [2]

Обстоятельства смерти Фета вызвали почти столько же споров, сколько и обстоятельства его рождения. В октябре 1892 года Фет переехал из Воробьевки в свой московский дом. В гостях у графини Софьи Толстой он простудился, а затем заболел тяжелым бронхитом . Семейный врач Остроумов, беседуя с женой Фета, опасаясь, что поэт умирает, предложил ему причаститься . «Афанасий Афанасьевич не признает ни одного такого обряда», — ответила она и заверила врача, что готова взять на себя грех лишения умирающего причастия. [6] [22]

Рано утром 21 ноября Фет вдруг послал за шампанским . Его жена протестовала, но он, казалось, был в сильном волнении и спешке. «Иди и возвращайся как можно быстрее», — приказал он. Когда Мария ушла, Фет сказал своей секретарше (названной позже госпожой Ф.): «Пойдем со мной, я буду тебе диктовать». – «Письмо?» — спросила она. «Нет», — последовал ответ. Его секретарь последовал за ним и написал следующее: «Я не вижу причин сознательно продлевать свои страдания. Я добровольно выбрал то, что и так было бы неизбежно». Он подписал это: «21 ноября. Фет (Шеншин)», «твердой рукой, конечно, не рукой умирающего», по словам биографа Бориса Садовского . [22]

То, что последовало за этим, было описано как «своего рода душевная буря, которую некоторые люди испытывают перед лицом смерти. Только приступ временного безумия мог объяснить, что он начал бегать, принося обед и ножи для бумаги, которые, очевидно, не могли причинить ему серьезного вреда», - писал Садовской. Когда Фет схватил со стола перед ним нож для бумаги, его секретарше удалось обезоружить его, повредив руку.

Преследуемый истекающей кровью секретаршей, Фет вошел в столовую, подошел к шкафу, где хранились столовые ножи, и безуспешно попытался его открыть. Затем, задыхаясь, он вдруг упал на стул. По словам секретаря, его глаза широко раскрылись, словно перед каким-то страшным зрелищем, рука поднялась, словно крестясь, затем безжизненно упала вниз. Позже выяснилось, что причиной его смерти стал сердечный приступ. Отпевание состоялось 22 ноября 1892 года в университетской церкви Московского университета. Афанасий Фет был похоронен 23 ноября в своем родовом склепе в Клеймёново, старинном родовом имении Шеншиных. [4] [22]

Наследие

[ редактировать ]
Фет в последние годы жизни

Оглядываясь назад, Афанасий Фет считается величайшим лириком России. Его стихи высоко ценил Виссарион Белинский , ставивший его в один ряд с Михаилом Лермонтовым . «Подобное лирическое проникновение в самую суть Весны и вызванного ею человеческого волнения не было доселе в русской поэзии», — писал критик Василий Боткин в 1843 году. [1] Осип Мандельштам считал Фета величайшим русским поэтом всех времен. Фет, чья чувственная и меланхоличная лирика часто была проникнута грустью и трагедией, оказал мощное влияние на русских символистов , особенно на Иннокентия Анненского и Александра Блока , последний называл его своим «великим учителем». Среди тех, кто находился под влиянием Фета, были Сергей Есенин и Борис Пастернак . [3] Чайковский писал:

Фет — явление исключительное. Нет смысла сравнивать его с другими первоклассными поэтами или анализировать Пушкина, Лермонтова, Ала. Толстой и Тютчев ищут сходства... Ибо в лучшие свои минуты Фет вообще выходит за пределы поэзии и смело вступает в нашу область. Вот почему, когда я думаю о Фете, часто на ум приходит Бетховен ... Как и Бетховен, он наделен силой затрагивать те струны нашей души, которые недоступны для поэтов, как бы они ни были сильны, полагающихся только на словах. Он не поэт, а музыкант-поэт. [3]

Профессор Петр Кудрявцев также считал Фета великим мастером мелодического стиха. Его поэзия, "уникальная с эстетической точки зрения", может быть воспринята как доказательство того, что "настоящая поэзия самодостаточна и ее источники не иссякают даже в самые неблагоприятные времена", - утверждал Кудрявцев. [1]

Однако при жизни Фет не был популярным поэтом. Василий Боткин отмечал, что даже в 1860-е годы, когда его книги пользовались преимущественно положительными отзывами, «широкая публика относилась к этим похвалам скептически... Если он вообще имел успех, то преимущественно у литераторов». [23] Одной из причин этого могло быть его нежелание меняться в соответствии с «духом времени». «В отличие от Некрасова, который прекрасно выражал дух времени, всегда плывя по течению, Фет отказался «перенастраивать струны своей лиры», — утверждал советский ученый Дмитрий Благой. [2]

Эстетика и философия Фета

[ редактировать ]

Фет был сторонником романтической идеи о необходимости разграничения поэтом двух сфер жизни: «идеальной» и «реальной». «Только идеальная сфера дает возможность почувствовать запах высшей жизни», — утверждал он в своих мемуарах. Эта сфера, по мнению Фета, охватывала красоту, любовь, моменты гармонии человеческой души с бесконечным космосом и Искусство как таковое. Тяга к идеалу, по мнению биографа Тархова, была движущей силой поэзии Фета. [1] В своем очерке о Титчеве, опубликованном в «Русском слове» только «чистой любви» (понятие, введенное в русскую литературу Василием Жуковским в 1859 году, Фет утверждал, что «чистое искусство» должно служить ). Если в 1840-е годы подобные идеи были еще привлекательны, то в 1860-е годы Фет оказался одинокой фигурой среди преимущественно писателей-реалистов. [1]

Фет считал натурфилософию механизмом исследования связей видимых и невидимых между человеком и природой. В поисках «целостности» он объединил стихи в циклы («Весна», «Лето», «Осень», «Снег», «Мелодии», «Гадания»), каждый из которых представляет какой-либо аспект душа, все объединенная лейтмотивом слияния с тем, что лежит за пределами человеческого восприятия. Только «жизнь снаружи» дает человеку моменты абсолютной свободы, утверждал Фет. Путь к этим внешним мирам лежит через общение с Природой, у которой есть собственная душа, через моменты радости («единства»). Женская красота служила частью всей картины для Фета, у которого на основе его «философии красоты» был цикл стихотворений, посвященных женщинам (А. Бржевская, Софья Толстая, А. Осуфьева и др.). Процесс обретения единения с природой выводит человека из испорченного реального мира и приносит ему экстатическую радость и полное счастье, по мнению Фета. [6]

Политические взгляды

[ редактировать ]

Владимир Семенкович, автор нескольких книг о Фете, утверждал, что он был «...ни либералом, ни консерватором, а просто человеком 1840-х годов или, лучше сказать, одним из последних людей 1840-х годов. Один Единственное, чем он мог отличаться от [людей своего поколения], было то, что он был более практичным человеком... Будучи достаточно смелым, чтобы иметь собственное мнение, он выступал против преобладающей социальной теории... и за это был подвергнут остракизму во времена, когда идти против течения было немыслимо». [24] «Мой отец считал, что самым большим достоинством [Фета] была способность мыслить самостоятельно: он всегда имел свои идеи, никогда не заимствовал их у других людей», - вспоминал Илья Львович Толстой. [25]

«Культ домашнего хозяйства» Фета считал «гражданский труд» еще одним высоким идеалом. Для него «естественное» отношение к труду было аналогом любви, служащей связью с Природой и способной вернуть гармонию утратившему ее обществу. В «философию труда» Фета было встроено романтическое представление о свободе. Он выступал за свободное развитие человеческого характера и предостерег от чрезмерного регулирования общественной жизни. [6] «Хитрый наставник должен научиться сдерживать себя от устранения того, что ему кажется уродливым в предмете. Отрежьте у молодой ели кривые ветки, и вы ее убьете… Подождите сорок лет, и вы увидите прямую и крепкий ствол с зеленой кроной», — писал Фет в 1871 году. [6] [26]

Личность

[ редактировать ]
Яков Полонский (стоит второй слева) и члены его семьи в гостях на Воробьевке в 1890 году. Сидят слева направо: Мария Боткина, Наталья (дочь Полонского) и Афанасий Фет.

Яков Полонский часто поражался двойственности характера своего друга и тому, как ему удавалось создать художественный мир, который выглядел бы идеальным противоядием от его собственной приземленной личности. [2] В одном из последних писем он писал: «Что вы за существо, я просто не могу вас разобрать. Откуда берутся эти елейно-ясные, идеалистически-возвышенные, юношеские стихи? Мог ли Шопенгауэр или какой-либо другой философ стоять за истоками этих ваших лирических настроений, психических процессов, стоящих за ними?.. Мне хочется заподозрить, что есть какое-то другое существо, невидимое для нас, простых смертных, таится там внизу, среди сияющего света, с глазами лазурными и крыльями позади! Вы постарели, а он остается молодым. Вы все отрицаете, пока он верующий. Вы презираете жизнь, а он, стоя на коленях, охотно плачет, видя любое истинное ее проявление!..» [2]

По словам Владимира Семенковича, Фетом восхищались простые люди. «Настоящий барин », — так называли его крестьяне. И это говорилось о «барине», который никогда не стеснялся смело говорить правду и крестьянам, а не только людям своего класса», — писал он. [24] Крестьяне очень уважали Фета, помимо прочего, за его умение примирять враждующие партии своей сельской общины, при этом выражаясь самым прямолинейным образом. «Фет был одним из немногих людей [в России], кого можно было назвать «классическими» европейцами в лучшем смысле этого слова; своим обширным образованием и тонкими манерами он напоминал французских маркизов лучших времен», — сказал Семенкович. высказал мнение. [24]

Никогда не открытый человек, с годами Фет стал еще более скрытным и эгоцентричным. «Никогда, насколько я помню, он не проявлял никакого интереса к чужому внутреннему миру», — писала Татьяна Кузьминская, невестка Льва Толстого, которой Фет посвятил одно из самых прекрасных своих стихотворений («Ночь была сияли, деревья были полны лунного света…»). [27] По словам Сергея Толстого , Фет, которого Петр Ильич Чайковский считал «скорее музыкантом, чем поэтом», сравнивая его с Бетховеном , [3] был «равнодушен к музыке и называл ее «не чем иным, как неприятным шумом»». [28]

Отвергнутый детьми Толстого как неприятный и суровый, Фета обожал сам хозяин Ясной Поляны . «…Причина, по которой мы восхищаемся друг другом, состоит в том, что мы оба принадлежим к тому типу людей, которые способны мыслить, выражаясь вашим собственным выражением, «умом сердца», а не «умом мозга», — писал Толстой в «уме мозга» от 28 июня. Письмо 1867 года. «Интеллектуально вы превосходите всех, кто меня окружает. Вы единственный, кто может дать [моему уму] этот «другой вид хлеба», чтобы он насытился», - признался он в другой раз. [29] «Вы один из очень немногих людей, которых я знал в своей жизни, которые, сохраняя абсолютно рациональное отношение к жизни, всегда стояли на ее краю, глядя в нирвану . [Такие люди, как вы] видят жизнь яснее, если всматриваются в безвременье, ибо этим они значительно укрепляют свое [земное] видение», — писал Толстой в письме в апреле 1876 года. [30]

Afanasy Fet
Внешние видео
значок видео Я к вам пришла в восторге... на YouTube актера Владимира Самойлова.

I Have Come to You, Delighted («Я пришёл к тебе с приветом…»)

Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришёл я снова,
Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что́ буду
Петь — но только песня зреет.
Я пришел к тебе в восторге,
Чтобы сказать тебе, что солнце взошло,
Что его свет тепло зажег
Исполнять на листьях свой танец;
Чтобы сказать вам, что лес просыпается
В каждой его ветке и листочке,
И с каждой птицей трясётся,
Жажда пружинистого образа;
Чтобы сказать вам, что я пришел сейчас,
Как прежде, с прежней страстью,
Что моя душа снова связана
Чтобы служить вам и вашему восторгу;
Что чарующее дыхание радости
Приходил ко мне со всех-всех мест,
Я не знаю, что я буду петь, иначе,
Но моя песня подходит к стадии готовности. [31]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Позже Каролина Фот тоже приехала в Россию, где вышла замуж за ректора Киевского университета Александра Матвеева .
  2. Именно это унижение, как позже полагали ученые, объясняло идиосинкразии человека, который провел большую часть своей жизни, размышляя о самоубийстве. Однако этот исход не был худшим из возможных зол: будучи внебрачным ребенком, он упал на дно русской социальной иерархии.
  3. Существует несколько маргинальных теорий относительно происхождения родителей Фета. Согласно одной из них, пропагандируемой российским женским журналом «Сударушка» , Шарлотта Беккер происходила из «древнего аристократического рода, базирующегося в Восточной Германии », а Иоганн Фет был внебрачным сыном Людовика I, великого герцога Гессенского , что якобы сделало Афанасия Фета двоюродный брат Марии Александровны .
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Тархов, А.А.А.Фет. Стихи и поэмы. Современники о Фете. Москва, Издательство «Правда». 1988. Предисловие. «Чтобы дать жизни дыхание...» стр. 5–16.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Благой, Дмитрий (1983). «Афанасий Фет: Поэт и человек» . Вспоминая А.Фета. Предисловие Д. Благого. Составил А.Тархов Москва. Правда . Проверено 10 октября 2011 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Безелянский Юрий. «Помещик Шеншин и поэт Фет» . www.c-cafe.ru . Проверено 10 октября 2011 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Страхов, Николай. ААФет. Биографический очерк. Лирические стихи, тт. 1–2. Москва, 1894. С. 328–334.
  5. ^ Мирский Д.С. «История русской литературы» . az.lib.ru. ​Проверено 10 октября 2011 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Афанасий Афанасьевич Фет» . «Русские писатели». Биобиблиографический словарь. Москва. Просвещение. Том 2. Ред. П.А.Николаев. 1990 . Проверено 10 октября 2011 г.
  7. ^ Belinsky, V.G. Vol. VII, pp. 636–637; Vol. VIII, p. 94
  8. ^ "Отечественные записки", 1840, Том. 12, наук. VI, стр. 40–42; Письмо Белинского Василию Боткину, 26 декабря 1840 г. Полное собрание сочинений В.Г.Белинского в 12 томах. Том. XI. Москва, с. 584.
  9. ^ Аполлон Григорьев. Офелия (фрагмент). ААФет. Стихи. Москва, 1988. С. 341–342.
  10. ^ Fet, А. Early Years of My Life (Rannye gody moyei zhizni). pp. 341, 318; "The Correspondence of Fet and I.P.Borisov". Literaturnaya Mysl . Book I. Petersburg, Mysl Publishers. 1922, pp. 214, 227–228.
  11. ^ "Literaturnaya Mysl", Book I, pp. 216, 220.
  12. ^ Благой, Дмитрий. Из прошлого русской литературы. Тургенев и Фет. Издательство и журнал «Революция». 1923, книга 3, стр. 45–64.
  13. ^ Panayeva, Avdotya. From Memoirs (Iz vospominany). А.А.Fet. Verses and Poems. Moscow. Pravda. 1988. p. 351
  14. ^ А. А. Фет. Стихи. Москва, 1988. Письма. стр.414.
  15. ^ Фет, А. Мои воспоминания. Часть 2. с. 210.
  16. ^ Сочинения М. Е. Салтыкова-Щедрина. Москва, 1968. Том. 6. С. 59–60).
  17. 23 февраля 1860 г. Письма. Полный Л. Н. Толстой. Том. 60, с. 324.
  18. 21 мая 1861. Полное собрание И. С. Тургенева. Письма. Том. IV, с. 240.
  19. ^ Григорович, А. История 13-го драгунского полка, т.I. Санкт-Петербург, 1912, с. 223.
  20. ^ Лавренский, М. (Д.Л.Михайловский). Шекспир в переводе Фета. «Современник» , 1859, № 6, стр. 255–258.
  21. ^ Толстой, Л. Н. Полное собрание... Том. 62, с. 63.
  22. ^ Перейти обратно: а б с Садовской Борис. Смерть Афанасия Афанасьевича Фета. "А.А.Фет. Стихи и поэмы. Современники о Фете". Москва. Правда, 1988. С. 444–450.
  23. ^ Труды В. П. Боткина. Том. 2, Санкт-Петербург, 1891, с. 368.
  24. ^ Перейти обратно: а б с Семенкович, В. "А.А.Фет. Стихи и поэмы. Современники о Фете". Москва. Правда, 1988. С. 450–456.
  25. ^ "А.А.Фет. Стихи и поэмы. Современники о Фете". Москва. Правда, 1988. с. 403.
  26. ^ Фет, А. Из страны. Журнал « Заря ». 1871. № 6. С. 9–10.
  27. ^ "Т.А.Kuzminskaya on А.А.Fet", p. 172.
  28. ^ Толстой, Л. "А.А.Фет. Стихи и поэмы. Современники о Фете". Москва. Правда, 1988. с. 412.
  29. ^ Письма Льва Толстого: 7 ноября 1866 г., 24 июня 1874 г., 30 августа 1869 г. - Полный текст Л. Н. Толстого. Том. 61, стр. 149, 219; Том. 62, с. 96
  30. ^ "А.А.Фет. Стихи и поэмы. Современники о Фете", - писал Толстой в апреле 1876 года. Москва. Правда, 1988. С. 357–463.
  31. Перевод Евгения Бонвера, март 2001 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 59d96f98949040a277ca8fbb71d4829d__1722218160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/59/9d/59d96f98949040a277ca8fbb71d4829d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Afanasy Fet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)