Русский символизм

Русский символизм — интеллектуальное, литературное и художественное течение, господствовавшее в конце 19 — начале 20 века. Оно возникло отдельно от символизма и подчеркивало остранение и мистицизм софиологии западноевропейского . [1] [2]
Литература
[ редактировать ]Влияния
На движение русского символизма в первую очередь повлияли русские мыслители, такие как Федор Тютчев , Владимир Соловьев и Федор Достоевский . [3] и, в меньшей степени, западные писатели, такие как Брикс Энтони Пейс , Поль Верлен , Морис Метерлинк и Стефан Малларме . Другие незначительные влияния включали Оскара Уайльда , Д'Аннунцио , Йориса-Карла Гюисманса , оперы Рихарда Вагнера , драмы Генрика Ибсена и более широкую философию Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше .
Расцвет символизма - Старшее поколение
[ редактировать ]К середине 1890-х годов русский символизм все еще представлял собой в основном набор теорий и имел мало известных практиков. Лишь когда появился новый талант Валерия Брюсова , символистская поэзия стала крупным направлением в русской литературе. Раннее русское символическое движение включало:
- Aleksandr Dobrolyubov
- Ivan Konevskoy
- Николай Минский (самым важным вкладом которого была статья 1884 года «Древний спор»)
- Владимир Соловьев (иногда считается главным русским философом-символистом). [2] )
- Дмитрий Мережковский («отец русского символизма»). [3] )
- Valery Bryusov
Хотя репутация многих из этих писателей к середине 20 века потускнела, влияние символистского движения, тем не менее, было глубоким. Особенно это касалось Иннокентия Анненского , чей окончательный сборник стихов « Кипарисовая шкатулка » был опубликован посмертно (1909). Анненский, которого иногда называют славянским аналогом проклятых поэтов , сумел передать на русский язык основные интонации Бодлера и Верлена , в то время как тонкая музыка, зловещие намеки, загадочная лексика и чары ежеминутно меняющихся цветов и запахов в его поэзии были его собственный. Его влияние на акмеистическую школу русской поэзии ( Ахматова , Гумилев , Мандельштам ) было первостепенным.
Младшее поколение: Иванов, Блок, Белый.
[ редактировать ]
Расцвет русского символизма пришелся на первое десятилетие ХХ века. Многие новые таланты стали публиковать стихи, написанные в символистском ключе. Эти писатели были особенно обязаны философу Владимиру Соловьеву . Поэт и филолог Вячеслав Иванов , основные интересы которого лежали в античности , вернулся из Италии, чтобы основать Дионисийский клуб в Санкт-Петербурге. Его самопровозглашенный принцип заключался в том, чтобы привить «архаическую милтоновскую русской поэзии дикцию».
Максимилиан Волошин , наиболее известный своими стихами о русской революции, открыл поэтический салон на своей вилле в Крыму . В Литве действовал Юргис Балтрушайтис , близкий друг Александра Скрябина , поэзия которого характеризуется мистической философией и завораживающими звуками.
Из нового поколения два молодых поэта, Александр Блок и Андрей Белый, стали самыми известными из всего русского символистского движения. Александр Блок по праву считается одним из ведущих русских поэтов ХХ века. Его часто сравнивали с Александром Пушкиным, а весь Серебряный век русской поэзии иногда называли «веком Блока». Его ранние стихи безупречно музыкальны и богаты по звучанию. Позже он стремился ввести в свою поэзию смелые ритмические рисунки и неровные доли. Его зрелые стихи часто основаны на конфликте между платоническим видением идеальной красоты и разочаровывающей реальностью грязных промышленных окраин. Они часто характеризуются своеобразным использованием цвета и написания для выражения смысла. описывалось шествие двенадцати солдат-большевиков по улицам революционного Петрограда Одним из самых известных и противоречивых стихотворений Блока было «Двенадцать», в котором в псевдорелигиозных терминах .
Андрей Белый стремился к созданию единства прозы, поэзии и музыки в большей части своей литературы, о чем свидетельствует название одного из его ранних произведений «Симфонии в прозе» . Однако его слава основана, прежде всего, на постсимволистских произведениях, таких как знаменитый модернистский роман «Петербург» (1911-1913), философское и духовное произведение, отличающееся весьма неортодоксальным стилем повествования, мимолетными аллюзиями и характерными ритмическими экспериментами. Владимир Набоков поставил его вторым в своем списке величайших романов двадцатого века после « » Джеймса Джойса Улисса . Другие работы, заслуживающие упоминания, включают весьма влиятельную теоретическую книгу эссе «Символизм» (1910), которая сыграла важную роль в переопределении целей символистского движения, и роман «Котик Летаев» (1914–1916), в котором прослеживаются первые проблески сознания в новорожденный ребенок.
Сам город Санкт-Петербург стал одним из главных символов второго поколения русских символистов. Стихи Блока об имперской столице воплощают в жизнь импрессионистическую картину «города тысячи иллюзий». [ Эта цитата нуждается в цитировании ] и как обреченный мир, полный купцов и буржуазных деятелей. Различные стихийные силы (такие как восходы и закаты, свет и тьма, молния и огонь) принимают апокалиптические качества, служа предвестниками катастрофического события, которое навсегда изменит землю и человечество. Скифы часто встречались в и монголы произведениях этих поэтов как символы будущих катастрофических войн. Из-за эсхатологической тенденции, присущей русскому символистскому движению, многие из них, в том числе Блок, Белый и Брюсов, восприняли русскую революцию как следующий эволюционный шаг в истории своей страны.
Упадок движения
[ редактировать ]Русский символизм начал терять свою силу в литературе к 1910-м годам, поскольку многие молодые поэты были привлечены к акмеистическому движению, которое дистанцировалось от излишеств символизма, или присоединились к футуристам , иконоборческой группе, которая стремилась полностью воссоздать искусство, избегая всякой эстетики. конвенции.
Однако, несмотря на резкое неодобрение со стороны Советского государства, символизм продолжал оказывать влияние на советских поэтов-диссидентов, таких как Борис Пастернак . В «Литературной газете» от 9 сентября 1958 года критик Виктор Перцов обличал «декадентскую религиозную поэзию Пастернака, от которой пахнет нафталином из символистского чемодана 1908-1910 годов выпуска». [4]
Совсем недавно Роберт Бёрд был менее критичен, чем « Литературная газета» : «Несмотря на номенклатуру, русский символизм был гораздо меньше обязан французскому символизму (с которым, по словам Иванова, он имел «ни историческую, ни идеологическую основу»), чем немецкому символизму. Романтизм и великие поэты и прозаики России XIX века Это было не столько художественное движение, сколько всеобъемлющее мировоззрение, попытка придать эстетике духовную основу. Русские символисты стремились сохранить идеи и достижения прошлых цивилизаций. и опираться на них. Они рассматривали человеческое творчество как континуум, прославляя «символистские» тенденции в искусстве и культуре цивилизаций, далеких как во времени, так и в пространстве... По убеждению символистов, разделения между различными областями знаний и художественными дисциплинами были искусственными. : поэзия была тесно связана не только с живописью, музыкой и драмой, но также с философией, психологией, религией и мифом. Короче говоря, интеллектуальное взаимное оплодотворение, происходившее в «Башне» Иванова, было социальным проявлением символистских учений». [5]
Изобразительное искусство
[ редактировать ]
Вероятно, самым выдающимся русским художником-символистом был Михаил Врубель , который прославился большим мозаичным полотном «Сидящий демон» (1890) и сошёл с ума, работая над динамичным и зловещим «Демоном поверженным» (1902).
Другими художниками-символистами, связанными с журналом «Мир искусства» , были Виктор Борисов-Мусатов и Кузьма Петров-Водкин , последователи Пюви де Шаванна ; Михаил Нестеров , рисовавший религиозные сюжеты из средневековой русской истории; Мстислав Добужинский с его «урбанистическими фантазмами» и Николай Рерих , чьи картины были описаны как герметические или эзотерические. Традицию русского символизма в позднесоветский период возобновил Константин Васильев , на стиль которого большое влияние оказал русский художник-неоромантик Виктор Васнецов , а также Михаил Нестеров и Николай Рерих .
Музыка и театр
[ редактировать ]
Выдающимся композитором-символистом был Александр Скрябин , который в своей Первой симфонии восхвалял искусство как разновидность религии. «Божественная поэма» (1902–1904) стремилась выразить «эволюцию человеческого духа от пантеизма к единству со вселенной». [ Эта цитата нуждается в цитировании ] «Промете» (1910), представленный в 1915 году в Нью-Йорке , сопровождался тщательно подобранными цветными проекциями на экране.

В синтетических спектаклях Скрябина музыка, поэзия, танцы, цвета и ароматы использовались так, чтобы вызвать «высший, окончательный экстаз». [ Эта цитата нуждается в цитировании ] Андрей Белый и Василий Кандинский . Сходные идеи о «сценическом слиянии всех искусств» высказывали [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
Что касается более традиционного театра, то влиятельный переводчик Пауль Шмидт написал, что «Вишневый сад» и некоторые другие поздние пьесы Антона Чехова демонстрируют влияние символистского движения. [6] Их первая постановка Константина Станиславского была максимально реалистичной. Станиславский сотрудничал с английским театральным деятелем Эдвардом Гордоном Крейгом в значительной постановке « Гамлета» экспериментировалась символистская монодрама в 1911–1912 годах, в которой в качестве основы для постановки . Два года спустя Станиславский завоевал международное признание, поставив Мориса Метерлинка » «Синюю птицу в МХАТе .
Николай Евреинов был одним из ряда писателей, разработавших символистскую теорию театра. Евреинов настаивал на том, что все вокруг нас — «театр» и что природа полна театральных условностей, например, цветы пустыни, имитирующие камни, мыши, симулирующие смерть, чтобы спастись от кошачьих когтей, сложные танцы некоторых птиц. Театр для Евреинова был универсальным символом существования.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Петерсон 1993 .
- ^ Jump up to: а б «Символизм» . Британская энциклопедия . Проверено 21 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Вагеманс, Э. (2016). История русской литературы со времен Петра Великого 1700-2000 (Переработанное издание. Под ред.). Антверпен: Издательство Врейдаг.
- ^ Ольга Ивинская (1978), Пленница времени: Мои годы с Пастернаком , стр. 231.
- ^ Вячеслав Иванов (2003), Избранные очерки , издательство Northwestern University Press. Страница xi .
- ^ Пьесы Антона Чехова , пер. Пол Шмидт (1997)
Библиография
[ редактировать ]- Фридман, Джулия . За пределами символизма и сюрреализма: синтетическое искусство Алексея Ремизова , Northwestern University Press, 2010. ISBN 0-8101-2617-6 (торговая ткань)
- Петерсон, Рональд Э. (1993). История русского символизма . Амстердам; Филадельфия, Пенсильвания: Паб John Benjamins. ISBN 90-272-1534-0 .