Jump to content

Русский символизм

(Перенаправлено с сайта «Русские символисты» )
Александр Бенуа , Иллюстрация к » Александра Пушкина , «Медному всаднику 1904 год. Символисты часто изображали российскую столицу унылым, кошмарным городом.

Русский символизм — интеллектуальное, литературное и художественное течение, господствовавшее в конце 19 — начале 20 века. Оно возникло отдельно от символизма и подчеркивало остранение и мистицизм софиологии западноевропейского . [1] [2]

Литература

[ редактировать ]

Влияния

На движение русского символизма в первую очередь повлияли русские мыслители, такие как Федор Тютчев , Владимир Соловьев и Федор Достоевский . [3] и, в меньшей степени, западные писатели, такие как Брикс Энтони Пейс , Поль Верлен , Морис Метерлинк и Стефан Малларме . Другие незначительные влияния включали Оскара Уайльда , Д'Аннунцио , Йориса-Карла Гюисманса , оперы Рихарда Вагнера , драмы Генрика Ибсена и более широкую философию Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше .

Расцвет символизма - Старшее поколение

[ редактировать ]

К середине 1890-х годов русский символизм все еще представлял собой в основном набор теорий и имел мало известных практиков. Лишь когда появился новый талант Валерия Брюсова , символистская поэзия стала крупным направлением в русской литературе. Раннее русское символическое движение включало:

Хотя репутация многих из этих писателей к середине 20 века потускнела, влияние символистского движения, тем не менее, было глубоким. Особенно это касалось Иннокентия Анненского , чей окончательный сборник стихов « Кипарисовая шкатулка » был опубликован посмертно (1909). Анненский, которого иногда называют славянским аналогом проклятых поэтов , сумел передать на русский язык основные интонации Бодлера и Верлена , в то время как тонкая музыка, зловещие намеки, загадочная лексика и чары ежеминутно меняющихся цветов и запахов в его поэзии были его собственный. Его влияние на акмеистическую школу русской поэзии ( Ахматова , Гумилев , Мандельштам ) было первостепенным.

Младшее поколение: Иванов, Блок, Белый.

[ редактировать ]
Всеволод Мейерхольд в постановке Александра Блока » « Кукольного спектакля (1906)

Расцвет русского символизма пришелся на первое десятилетие ХХ века. Многие новые таланты стали публиковать стихи, написанные в символистском ключе. Эти писатели были особенно обязаны философу Владимиру Соловьеву . Поэт и филолог Вячеслав Иванов , основные интересы которого лежали в античности , вернулся из Италии, чтобы основать Дионисийский клуб в Санкт-Петербурге. Его самопровозглашенный принцип заключался в том, чтобы привить «архаическую милтоновскую русской поэзии дикцию».

Максимилиан Волошин , наиболее известный своими стихами о русской революции, открыл поэтический салон на своей вилле в Крыму . В Литве действовал Юргис Балтрушайтис , близкий друг Александра Скрябина , поэзия которого характеризуется мистической философией и завораживающими звуками.

Из нового поколения два молодых поэта, Александр Блок и Андрей Белый, стали самыми известными из всего русского символистского движения. Александр Блок по праву считается одним из ведущих русских поэтов ХХ века. Его часто сравнивали с Александром Пушкиным, а весь Серебряный век русской поэзии иногда называли «веком Блока». Его ранние стихи безупречно музыкальны и богаты по звучанию. Позже он стремился ввести в свою поэзию смелые ритмические рисунки и неровные доли. Его зрелые стихи часто основаны на конфликте между платоническим видением идеальной красоты и разочаровывающей реальностью грязных промышленных окраин. Они часто характеризуются своеобразным использованием цвета и написания для выражения смысла. описывалось шествие двенадцати солдат-большевиков по улицам революционного Петрограда Одним из самых известных и противоречивых стихотворений Блока было «Двенадцать», в котором в псевдорелигиозных терминах .

Андрей Белый стремился к созданию единства прозы, поэзии и музыки в большей части своей литературы, о чем свидетельствует название одного из его ранних произведений «Симфонии в прозе» . Однако его слава основана, прежде всего, на постсимволистских произведениях, таких как знаменитый модернистский роман «Петербург» (1911-1913), философское и духовное произведение, отличающееся весьма неортодоксальным стилем повествования, мимолетными аллюзиями и характерными ритмическими экспериментами. Владимир Набоков поставил его вторым в своем списке величайших романов двадцатого века после « » Джеймса Джойса Улисса . Другие работы, заслуживающие упоминания, включают весьма влиятельную теоретическую книгу эссе «Символизм» (1910), которая сыграла важную роль в переопределении целей символистского движения, и роман «Котик Летаев» (1914–1916), в котором прослеживаются первые проблески сознания в новорожденный ребенок.

Сам город Санкт-Петербург стал одним из главных символов второго поколения русских символистов. Стихи Блока об имперской столице воплощают в жизнь импрессионистическую картину «города тысячи иллюзий». [ Эта цитата нуждается в цитировании ] и как обреченный мир, полный купцов и буржуазных деятелей. Различные стихийные силы (такие как восходы и закаты, свет и тьма, молния и огонь) принимают апокалиптические качества, служа предвестниками катастрофического события, которое навсегда изменит землю и человечество. Скифы часто встречались в и монголы произведениях этих поэтов как символы будущих катастрофических войн. Из-за эсхатологической тенденции, присущей русскому символистскому движению, многие из них, в том числе Блок, Белый и Брюсов, восприняли русскую революцию как следующий эволюционный шаг в истории своей страны.

Упадок движения

[ редактировать ]

Русский символизм начал терять свою силу в литературе к 1910-м годам, поскольку многие молодые поэты были привлечены к акмеистическому движению, которое дистанцировалось от излишеств символизма, или присоединились к футуристам , иконоборческой группе, которая стремилась полностью воссоздать искусство, избегая всякой эстетики. конвенции.

Однако, несмотря на резкое неодобрение со стороны Советского государства, символизм продолжал оказывать влияние на советских поэтов-диссидентов, таких как Борис Пастернак . В «Литературной газете» от 9 сентября 1958 года критик Виктор Перцов обличал «декадентскую религиозную поэзию Пастернака, от которой пахнет нафталином из символистского чемодана 1908-1910 годов выпуска». [4]

Совсем недавно Роберт Бёрд был менее критичен, чем « Литературная газета» : «Несмотря на номенклатуру, русский символизм был гораздо меньше обязан французскому символизму (с которым, по словам Иванова, он имел «ни историческую, ни идеологическую основу»), чем немецкому символизму. Романтизм и великие поэты и прозаики России XIX века Это было не столько художественное движение, сколько всеобъемлющее мировоззрение, попытка придать эстетике духовную основу. Русские символисты стремились сохранить идеи и достижения прошлых цивилизаций. и опираться на них. Они рассматривали человеческое творчество как континуум, прославляя «символистские» тенденции в искусстве и культуре цивилизаций, далеких как во времени, так и в пространстве... По убеждению символистов, разделения между различными областями знаний и художественными дисциплинами были искусственными. : поэзия была тесно связана не только с живописью, музыкой и драмой, но также с философией, психологией, религией и мифом. Короче говоря, интеллектуальное взаимное оплодотворение, происходившее в «Башне» Иванова, было социальным проявлением символистских учений». [5]

Изобразительное искусство

[ редактировать ]
Михаила Нестерова Картину «Видение юноши Варфоломея» (1890) часто считают датой открытия русских символистов.

Вероятно, самым выдающимся русским художником-символистом был Михаил Врубель , который прославился большим мозаичным полотном «Сидящий демон» (1890) и сошёл с ума, работая над динамичным и зловещим «Демоном поверженным» (1902).

Другими художниками-символистами, связанными с журналом «Мир искусства» , были Виктор Борисов-Мусатов и Кузьма Петров-Водкин , последователи Пюви де Шаванна ; Михаил Нестеров , рисовавший религиозные сюжеты из средневековой русской истории; Мстислав Добужинский с его «урбанистическими фантазмами» и Николай Рерих , чьи картины были описаны как герметические или эзотерические. Традицию русского символизма в позднесоветский период возобновил Константин Васильев , на стиль которого большое влияние оказал русский художник-неоромантик Виктор Васнецов , а также Михаил Нестеров и Николай Рерих .

Музыка и театр

[ редактировать ]
Александр Бенуа разработал символические декорации для в » Стравинского «Петрушки 1911 году.

Выдающимся композитором-символистом был Александр Скрябин , который в своей Первой симфонии восхвалял искусство как разновидность религии. «Божественная поэма» (1902–1904) стремилась выразить «эволюцию человеческого духа от пантеизма к единству со вселенной». [ Эта цитата нуждается в цитировании ] «Промете» (1910), представленный в 1915 году в Нью-Йорке , сопровождался тщательно подобранными цветными проекциями на экране.

Василия Кандинского Эмблема символического Синего всадника (1911 г.)

В синтетических спектаклях Скрябина музыка, поэзия, танцы, цвета и ароматы использовались так, чтобы вызвать «высший, окончательный экстаз». [ Эта цитата нуждается в цитировании ] Андрей Белый и Василий Кандинский . Сходные идеи о «сценическом слиянии всех искусств» высказывали [ Эта цитата нуждается в цитировании ]

Что касается более традиционного театра, то влиятельный переводчик Пауль Шмидт написал, что «Вишневый сад» и некоторые другие поздние пьесы Антона Чехова демонстрируют влияние символистского движения. [6] Их первая постановка Константина Станиславского была максимально реалистичной. Станиславский сотрудничал с английским театральным деятелем Эдвардом Гордоном Крейгом в значительной постановке « Гамлета» экспериментировалась символистская монодрама в 1911–1912 годах, в которой в качестве основы для постановки . Два года спустя Станиславский завоевал международное признание, поставив Мориса Метерлинка » «Синюю птицу в МХАТе .

Николай Евреинов был одним из ряда писателей, разработавших символистскую теорию театра. Евреинов настаивал на том, что все вокруг нас — «театр» и что природа полна театральных условностей, например, цветы пустыни, имитирующие камни, мыши, симулирующие смерть, чтобы спастись от кошачьих когтей, сложные танцы некоторых птиц. Театр для Евреинова был универсальным символом существования.

  1. ^ Петерсон 1993 .
  2. ^ Jump up to: а б «Символизм» . Британская энциклопедия . Проверено 21 февраля 2023 г.
  3. ^ Jump up to: а б Вагеманс, Э. (2016). История русской литературы со времен Петра Великого 1700-2000 (Переработанное издание. Под ред.). Антверпен: Издательство Врейдаг.
  4. ^ Ольга Ивинская (1978), Пленница времени: Мои годы с Пастернаком , стр. 231.
  5. ^ Вячеслав Иванов (2003), Избранные очерки , издательство Northwestern University Press. Страница xi .
  6. ^ Пьесы Антона Чехова , пер. Пол Шмидт (1997)

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 74ef08098290efe8cfa320386ad47a38__1715242320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/74/38/74ef08098290efe8cfa320386ad47a38.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Russian symbolism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)