Степан Шевырев
Степан Шевырев | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Stepan Petrovich Shevyryov 30 октября 1806 г. Саратов , Россия |
Умер | 20 мая 1864 г. Париж, Франция | (57 лет)
Занятие | поэт, филолог, критик |
Национальность | Русский |
Степан , ( Саратов Петрович Шевырёв 30 (18) октября 1806, — 20 (8) мая 1864, Париж, Франция) — консервативный русский историк литературы и поэт, яростный критик « Российская империя загнивающего Запада». ", и ведущий представитель теории официальной национальности .
Жизнь
[ редактировать ]Молодой Шевырев был зачислен в московский архив МИДа, где познакомился с другими «архивными юношами», как русских последователей Шеллинга тогда называли . Его переводы немецкой поэзии романтического характера снискали ему уважение в литературных кругах. В 1829 году княгиня Зинаида Волконская пригласила его присматривать за ее маленьким сыном в Италии. Вернувшись в Россию через четыре года, Шевырев опубликовал первое русское исследование Данте . Сергей Уваров добился для него профессорской должности в Москве.
В конце 1830-х годов Шевырев присоединился к Михаилу Погодину , редактору «Москвитянина» , в противостоянии Белинскому и его прозападным коллегам. Последние годы его были посвящены завершению объемистой « Истории русской литературы» . Многие письма, собранные в , » Гоголя «Переписке с друзьями были адресованы Шевыреву.
В начале либерального правления Александра II обвинил Шевырева граф Бобринский в проправительственном ( квасном ) патриоте. Пожилой ученый «вышел из себя и ударил Бобринского по лицу. Бобринский слетел с ручки: он бросился на противника, повалил его на пол и стал топтать ногами». [1] Шевырев (которому в драке сломали ребро) покинул Россию «с отвращением», чтобы никогда больше не вернуться.
Работает
[ редактировать ]Как учёный Шевырев был наиболее известен своими исследованиями древнерусских религиозных текстов (в частности, хранящихся в библиотеке Ватикана ) и переводов Данте ; [2] его считают первым дантеологом России. Шевырев также оказал влияние как поэт-новатор, экспериментировавший с ритмами и структурами. Его считают основателем так называемого движения «поэзия мысли», которое бросило вызов пушкинской гармонии, отдав предпочтение более угловатым и грубым, но интеллектуально более глубоким стихам, предшественниками которых Владимир Бенедиктов и Николай Языков . считались [2]
Оценка
[ редактировать ], « русским националистом » (и по умолчанию «реакционером») Названный влиятельными радикалами, такими как Белинский и Добролюбов , Степан Шевырев был вынужден покинуть Россию в 1857 году. Он умер в Париже в 1864 году и на полвека оставался в забвении. В 1930-е годы возобновление интереса к наследию Шевырева привело к появлению нескольких публикаций, в том числе сборника его стихов 1939 года в двух томах. В 1962 году в Москве вышел сборник лекций профессора Шевырёва. [2]
Современные критики разделились во мнениях относительно принадлежности поэтического наследия Шевырёва. Некоторые считают его частью тютчевского направления (наряду с Федором Тютчевым , Федором Глинкой и Алексеем Хомяковым среди других), некоторые видят в нем и его изобретение «поэзии мысли» нечто самостоятельное и опережающее свое время, сродни скорее формальные эксперименты русской поэзии ХХ века. [2]
Выберите работы
[ редактировать ]- История поэзии (2 тома, М., 1835; СПб., 1892).
- Теория поэзии в ее историческом развитии, старой и новой (Москва, 1836 г.)
- История древнерусской литературы (4 тома, Москва, 1846-1860).
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Цитата: Ирина Рейфман. Ритуализированное насилие по-русски: дуэль в русской культуре и литературе . Издательство Стэнфордского университета, 1999. Страница 105.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ильюшин, А. «Шевырев Степан Петрович» . Русские писатели». Биобиблиографический словарь. Том 2. М--Я. Под редакцией П. А. Николаевой. М., «Просвещение», 1990. Проверено 10 октября 2011 г.