Jump to content

Владимир Соллогуб

Владимир Соллогуб

Count Vladimir Alexandrovich Sollogub (Russian: Влади́мир Алекса́ндрович Соллогу́б ; German: Woldemar Graf Sollogub (Sollohub) ; 20 August 1813 in St. Petersburg – 17 June 1882 in Bad Homburg ) was a minor Russian writer, author of novelettes, essays, plays, and memoirs.

Его дед по отцовской линии был польским аристократом, и он вырос в среде петербургского высшего общества. [ 1 ] Он окончил Дерптский университет в 1834 году и был прикомандирован к Министерству внутренних дел в следующем году в Вене . [ 2 ] Его литературная деятельность началась в 1837 году в журнале «Современник» . В 1840 году он женился на Софье Михайловне Вельгорской. В 1843 году он посетил Ниццу и познакомился с Гоголем . С 1856 г. — офицер особых поручений при императорском дворе; он интересовался тюремной реформой, с 1875 был председателем Комиссии по переустройству тюрем в России. В 1858 году его отправили за границу для изучения европейского театра, а в 1877 году он стал официальным придворным историком.

Соллогуб был знатоком театральной жизни и петербургского общества. Он организовал известный литературно-музыкальный салон, где воплотил в жизнь атмосферу Петербурга той эпохи, описанную в его « Воспоминаниях» (1887). Наибольшую известность ему принесла повесть 1845 года «Тарантас» Тарантас ») — «сатирическое путешествие из Москвы в Казань в полуразрушенной дорожной телеге». Сатира, поверхностная и скучная, направлена ​​против идей славянофилов и непрактичных людей. мечтательность романтических идеалистов». [ 3 ]

Биография

[ редактировать ]

Родословная

[ редактировать ]

Происхождение Соллогуба было высшим дворянским, близким к двору благодаря бабушке Наталье Львовне Нарышкиной (1761-1819). Его дед, Ян Соллогуб , служил адъютантом польского короля и был видным магнатом в Литве. Он увеличил свое состояние до 80 000 душ за счет брака с Натальей Нарышкиной, дочерью родственника российского императора Льва Нарышкина . Александр Соллогуб (1787–1843), отец писателя и сын Яна Соллогуба, быстро растратил свою долю завещания. При дворе он имел гражданский чин церемониймейстера (русский язык: Церемониймейстер, от немецкого «Zermonienmeister»), однако на публике он был известен в основном как денди. Его имя Пушкин упоминает («Вечный Скологуб веселится») в черновиках к 1-й главе « Евгения Онегина ». Любовь Александра к театру, музыке и живописи оказала ценное влияние на его сына Владимира.

Мать автора, Софья Ивановна Соллогуб (девичья фамилия: Архарова; 1791–1854), восхищалась императором Александром I, который любил вести с ней беседы. Спокойная и серьезная, она любила русскую литературу и была адресатом письма Петра Плетнева «Письмо графине СИС о русских поэтах». Бабушкой Владимира была Екатерина Архарова (1755–1836), видная петербургская дама, «хранительница старомосковских традиций». Другой дедушка, Иван Архаров (1744–1815), был военным губернатором Москвы. автор был связан как с бюрократическим Петербургом, так и с барской, патриархальной Москвой.

В детстве, благодаря родству с Алексеем Олениным , который приходился двоюродным братом его бабушке Екатерине Архаровой, Владимир познакомился со множеством известных писателей современности: Иваном Крыловым , Николаем Гнедичем , Александром Пушкиным и Александром Грибоедовым . Это было время, когда он начал уважать искусство.

Детство и учеба в Дерпте

[ редактировать ]

Образование Соллогуба, которому его родители уделяли пристальное внимание, началось дома. В списке его учителей значились Петр Плетнев (русский язык и литература) и протоиерей Иоаким Кочетов (закон Божий). Губернатором Владимира был Эрнест Шарьер, французский драматург, историк, поэт, будущий переводчик тургеневских « Записок спортсмена ». Эрнест был тем, кто привил будущему автору любовь к литературе.

Зиму Владимир проводил преимущественно в Санкт-Петербурге, а лето — в Павловске . В обоих городах он общался со сверстниками из аристократического общества. Молодой Соллогуб был весел и остроумен, и хотя в то время он выглядел довольно невзрачно (как помнят), люди часто приглашали его на обеды, потому что он умел «оживить и развеселить». Среди развлечений Владимира было участие в придворном театре, самодеятельности и живых картинах , которые организовывал его отец, который также участвовал как певец и актер.

В 1819–1820 Владимир вместе с родителями и братом Львом путешествовал в Париж . Летом 1822 года мальчик уехал в имение матери Никольское Симбирской губернии . Там он открыл для себя мир русской провинции. Управляющим имением был Василий Григорович (отец Дмитрия Григоровича), с которым писатель поддерживал связь в 1840–1860 гг.

Получив прекрасное домашнее обучение и желая продолжить дипломатическую карьеру, Владимир поступил на философский факультет Дерптского университета . Богатство его семьи в то время уменьшилось, поэтому жизнь его была скромной. Однако студенческие игры он не пропускал и старался подражать Николаю Языкову , который раньше учился в университете. Здесь, в университете, Соллогуб познакомился с Василием Жуковским , семьей Карамзина (особенно с Андреем Карамзиным, который также был в то время студентом), Петром Вяземским и будущими хирургами Николаем Пироговым и Федором Иноземцевым , а также будущими юристами Петром Редькиным , Петром Калмыковым. , Иван Золотарев , Юрий Арнольд . Соллогуб стал завсегдатаем нескольких музыкально-литературных салонов, организованных ландратом Карлом Готхардом фон Липгартом и профессорами Василием Перевошиковым и Иваном Мойером . Помимо учебы Владимир занимался музыкой, писал пьесы, участвовал в самодеятельности и — в общем — вел жизнь «типичного бурша ». [ 4 ]

Жизнь и учёба в Дерпте были важным событием в жизни Соллогуба и нашли отражение в некоторых его произведениях, например, «Два студента», «Аптекарша». Аптекарша», «Женщина-химик») и повесть «Неоконченные повести» (рус. «Неоконченные повести»); и что впоследствии сблизило Соллогуба с Николаем Языковым . Летние каникулы, как и до учёбы, провёл в Петербурге и Павловске. Здесь, в Павловске, в 1831 году Соллогуб познакомился с Николаем Гоголем , бывшим в то время губернатором двоюродного брата Владимира, графа Васильчикова, страдавшего слабоумием. [ 5 ] В этом же году он познакомился и познакомился с Александром Пушкиным .

Соллогуб окончил университет как «действительный студент», а не как « кандидат ». Сам автор объяснил такой исход сочетанием невезения на экзаменах и конфликта с профессором.

Начало карьеры

[ редактировать ]

Государственная служба

[ редактировать ]

После окончания университета Соллогуб получил чин губернского секретаря . Свою службу он начал в Министерстве иностранных дел, где занимал должность атташе посольства России в Вене . Однако склонности к дипломатическим обязанностям он не проявил, поэтому вернулся в Россию и 19 января 1835 года начал свою карьеру в Министерстве внутренних дел чиновником «особых поручений» (прикрепленным к тверскому губернатору). . В рамках своих новых обязанностей он побывал в Харькове, Смоленске, Витебске и Твери с миссией составить описания губерний. В миссию в Тверь входило также задание по поиску и сбору информации о старообрядцах . Во время путешествий граф Соллогуб много времени проводил, не исполняя своих обязанностей, а пребывая в своих имениях. Михаил Бакунин упоминал об этом в своем письме: «Всю неделю провел наедине с Соллогубом в его старом имении в ста верстах от Твери. Мы читали Гофмана , выпивали по 3 бутылки вина в день и фантазировали. Когда нам стало скучно, мы поехали в следующее поместье графа..."

В начале 1838 года Соллогуб сосредоточился на работе в канцелярии министра. 19 апреля ему было поручено создать комплексное статистическое описание Симбирской губернии, которое он успешно завершил (с перерывом) в сентябре 1839 года и которое в настоящее время хранится в Российском государственном историческом архиве . 26 февраля 1839 года эта задача была прервана, когда Соллогубу было поручено другое задание по расследованию незаконных рубок в Великоустужском и Всеегонском уездах, которое он успешно завершил к 12 апреля того же года. В конце мая ему предстояло еще одно путешествие в Устюжну , в котором Соллогуб писал: «И вот это моя жизнь... большая дорога, по которой мне часто приходится ездить в телеге». Однако Соллогуб не отказался ни от светской, ни от литературной жизни. Он участвовал в обоих во время своих частых визитов в Санкт-Петербург. Публика знала его как остроумного молодого человека с прекрасными танцевальными навыками, хотя, как заметили Авдотья Панаева и Дмитрий Григорович, его поведение «разное».

Ближе к концу 1839 года Соллогуб был произведен из правительственного писаря в камердинера де Шамбра . В 1840 году Соллогуб женился на Софье Виельгорской, дочери Михаила Виельгорского . В 1842 году Владимир уже дослужился до звания коллежского аксессора и занимал должность обер-писаря в министерской канцелярии, которую в том же году сменил на экспедитора. С женой он путешествовал по Европе (Германия, Париж, Ницца). Его пребывание в Баден-Бадене (июль — август 1843 г.) и Ницце (осень 1843 — зима 1844 г.) ознаменовалось общением Александры Смирновой и Николая Гоголя, которые, прочитав неоконченный роман Соллогуба «Тарантас», дали Владимиру несколько литературных советов. . Возможно, под влиянием Гоголя Соллогуб решил переработать роман.

Соллогуб получил чин придворного советника в 1845 году, а затем коллежского советника в 1848 году. 30 января 1849 года Владимир вышел в отставку (по неизвестным причинам) и поселился в Никольском , изредка посещая Москву.

Литература

[ редактировать ]

Соллогуб впервые попробовал писать в 15 лет. Его первые тексты были полны салонных дилетантств и подражаний. Они содержали условные эпитеты, а символы были расплывчаты. В число этих экспериментов вошли стихи на русском и французском языках, куплеты для домашних и ученических пьес, эпиграммы, элегии, шутливые стихотворения, а также переводы в прозе строф лорда Байрона . Самым заметным его произведением того времени, по мнению Андрея Немзера, стала романтическая поэма «Стан».

Владимир присоединился к Николая Карамзина салону (членами которого в то время были Александр Пушкин , Вяземский, Иван Тургенев , а позже Михаил Лермонтов ), что укрепило его литературную социальную сеть. Именно здесь «Вольдемар» (или «Вово») Соллогуб — как называет его в своих письмах Карамзинс — публично прочитал свои первые произведения. Его первые социальные романы также читались в салонах и друзьям, но не были опубликованы.

В первой половине 1830-х годов, до литературного дебюта Соллогуба в «Современнике» со сказкой «Три Жениха», 1837), имя Владимира уже было известно в кругу современных крупных писателей. Так, в 1832 году Соллогуб упоминается как возможный член нового журнала, предложенного Жуковским. В 1836 году Владимир числился в списке вероятных сотрудников журнала «Русский сборник» Андрея Краевского и Владимира Одоевского , а также журнала «Старина и новизна». Новое) Вяземского, которое так и не было опубликовано. Кроме того, автор также пытался написать либретто к опере Михаила Глинки «Жизнь за царя» , но оно не понравилось композитору.

Исследователи предполагают, что в середине 1830-х годов отношения Соллогуба и Пушкина вышли за пределы светского знакомства, чем и объясняется участие Владимира в «Отечественных записках». Даже после смерти Пушкина Соллогуб все еще оставался в «круге Пушкина». Подтверждением этому служат его публикации в «Современнике» («Два студента», 1838), в «Литературном дополнении к «Русскому инвалиду»» («Сережа», рус. «Сережа», 1838; было тепло встречено публикой, в том числе Виссарионом Белинским ), и в обновленных «Отечественных записках».

Был постоянным посетителем салонов Николая Карамзина и Александра Одоевского . Исследователи отмечают влияние прозы Одоевского, как музыкальной, так и светской, на повесть Соллогуба «История двух калошей», опубликованную в «Отечественных записках» в 1839 году и пользовавшуюся большой популярностью у читателей. . Это поставило графа в круг самых известных писателей того времени и прославило его как «посредника между аристократией и обращающейся к демократической грамотности». С другой стороны, свою роль сыграли и его визиты к Карамзиным. Вероятно, именно там, в начале 1839 года, Соллогуб сблизился с Юрием Лермонтовым. Другой салон, который посетил Соллогуб, был у семьи Вельгорских, который стал для него «третьей школой» и научил Владимира «понимать» искусство. Со временем Соллогуб стал там «солистом», потому что «внес в этот дом русский дух, русскую речь, интерес к русской литературе». Вадим Вацуров предположил, что решение Соллогуба перейти из обмелевшего «Современника» Плетнева в «Отечественные записки» Александра Краевского, Одоевского и Белинского было актом самоопределения. Вскоре имя Соллогуба прочно стало ассоциироваться с этим журналом.

В конце сентября, начале ноября 1839 года Соллогуб поехал в Казань вместе с художником князем Григорием Гагариным. Двоюродный брат художника князь Иван Гагарин писал Вызаемскому 30 сентября 1839 года об этом художественном тандеме как о «союзе романиста и художника для использования колорита места». Его слова описывали первоначальный план будущего издания. Зимой 1940 года произведение обсуждалось в литературных и музыкальных салонах, например, в салонах Карамзиных и Одоевского. В «пушкинском кругу» текст был встречен скептически. Однако семь глав «Тарантаса» были опубликованы в «Отечественных записках» (№10) с редакционной пометкой о выходе новой книги. В 1840 году Соллогуб опубликовал «Большой свет», который был написан, как вспоминал Соллогуб, по заказу великой княгини Марии Николаевны и посвящен ей (Соллогуб часто писал водевили и куплеты для суда). Одним из прототипов главного героя был Лермонтов, высмеивающий Великую Княгиню (или, по другим данным, Императрицу) на маскараде в ночь на 31 декабря 1839 года, а мотивом сюжета стала любовь Соллогуба к С. Венгерской. , фрейлина императрицы. Вторая часть была написана спустя почти год.

Следующий год (1841) ознаменовался для Соллогуба тем, что в Петербурге вышла первая часть сборника его сочинений «На сон грядущий». Вторая часть вышла в 1843 году. В сборник вошло около 20 рассказов писателя. Поскольку оно приобрело большую популярность, оно было переиздано в 1844–1845 годах (в то время это было большой редкостью). Во 2-е издание вошли «Неоконченные повести» (рус. «Неоконченные повести»), получившие высокую оценку в рецензии Белинского. Иван Киреевский предположил, что отличительными чертами сборника являются его «стиль и искренние чувства». В своей рецензии он писал, что повествования «очень интригующие, язык простой и правильный, сюжеты яркие, чувства чувственные». «Аптекарша» Соллогуба была высоко оценена Белинским в 1842 году. мастерство формы..." - писал он. Середина 1840-х годов — время наибольшей популярности Соллогуба. Как вспоминал Иван Панаев, «он стал самым любимым и модным писателем».

В 1842 году Соллогуб публикует статью «О сознании писателя», в которой в отрицательном тоне пишет о коммерческой части литературной жизни. Изначально оно было жестче, чем в окончательной, печатной версии. Фаддей Булгарин написал ответ на статью и с этого времени стал оппонентом Соллогуба. Владимир также пытался писать в стилях, отличных от повествования. Так, он написал физиологическое эссе «Медведь», водевиль «Лев», 1841, лирическую исповедь «Происшествие на железной дороге». на железной дороге», 1842). Мемориалы Соллогуба отмечали разный комплекс особенностей писателя. Таким образом, наряду с аристократизмом, а иногда и высокомерием, существовала сильная любовь к литературе и искренний интерес к новым талантам. Он высоко ценил «Бедных людей» Достоевского и «Дело семейное — мы сами уладим» Островского, хотя впоследствии, написав графине Софье Толстовой, считал Островского посредственным писателем. Соллогуб тепло приветствовал также Тургенева и Алексея Толстого. Вообще все видные писатели были удостоены хороших отзывов в его мемуарах (например, о литературной деятельности Некрасова он писал как о "блестящей"). В 1846 году Соллогуб инициировал благотворительную организацию под названием «Благотворительная помощь беднякам под руководством герцога Максимилиана Богарне». В декабре 1850 года Соллогуб познакомился со Львом Толстым. Владимир часто бывал в Нижнем Новгороде, где останавливался у Николая Шереметьева. Осенью 1844 года Соллогуб написал либретто к опере Алексея Львова «Ундина», сюжет которой был основан на интерпретации Жуковским сказки Фридриха де ла Мотт Фуке. Спектакль состоялся в 1848 году и был возобновлен в 1860 году. Позднее Чайковский использовал это либретто в своей одноименной опере.

английские переводы

[ редактировать ]
  • Тарантас: впечатления от путешествия молодой России , Чепмен и Холл, Лондон, 1850 г., из Google Books.
  • Его шляпа и трость: комедия в одном действии , Уолтер Х. Бейкер, Бостон, 1902 г., из Google Books.
  • Метель , (Рассказ), из русской романтической прозы: Антология , Перевод Пресс, 1979.
  1. ^ Майкл Пёрсглов, «В.А. Соллогуб и высшее общество », в «Общественной повести в русской литературе: от Одоевского до Толстого» , изд. Нил Корнуэлл (Родопи, 1998).
  2. ^ Арнольд Кристиан Теодор Хассельблатт: «Академический альбом Императорского Дерптского университета» , Дерпт: К. Маттисен, 1889, вып. 2834, стр.202-203
  3. ^ Д. С. Мирский , История русской литературы от ее истоков до 1900 года (переиздание Northwestern Univ. Press, 1999), стр. 1999. 165.
  4. ^ Розанова, С. А. (1990). Русские писатели». Биобиблиографический словарь . Москва. С. Т. 2, стр. 242. {{cite book}}: |work= игнорируется ( справка ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  5. ^ Соллогуб, Владимир. Гоголь в воспоминаниях современников // ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С ГОГОЛЕМ . p. 42.

Библиография

[ редактировать ]
  • Нил Корнуэлл и Николь Кристиан (ред.), Справочник по русской литературе (Тейлор и Фрэнсис, 1998), стр. 759–760.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a78a922f70cc5c1b9acdcd030145f2b8__1712799240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/b8/a78a922f70cc5c1b9acdcd030145f2b8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vladimir Sollogub - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)