Михаил Виельгорский
Считать [ 1 ] Михаил Виельгорский [ 2 ] ( Польский : Михал Вельгорский , Русский : Михаил Юрьевич Виельгорский ) (1788-1856) — российский чиновник и композитор польского происхождения. Он сочинял романсы, симфонии, оперы, был певцом-любителем, скрипачом и покровителем искусств. [ 1 ] Он считается одним из тех, кто оказал большое влияние на музыкальное искусство в России XIX века. [ 3 ] из-за его салонов , ответственных за приезд струнного квартета в Россию. [ нужна ссылка ] Вместе со своим братом Матвеем Виельгорским они считались « братьями гармонии » за бесстрашное и всестороннее покровительство музыкальному искусству. [ 4 ]
Виельгорский был другом Людвига ван Бетховена и поклонником его музыки; Российская премьера Девятой симфонии Бетховена состоялась в доме Виельгорского в Санкт-Петербурге в 1836 году. В том же году Михаил Глинка части своей новой оперы «Жизнь за царя» репетировал в доме Виельгорского в сопровождении крепостного оркестра князя Юсупова . В 1830-х и 1840-х годах, как отмечает Ричард Стайтс, салон Виельгорского « принимал самых знаменитых музыкальных гостей России середины века: Листа , Берлиоза , Шуманов и Полину Виардо среди других... Благодаря присутствию Гоголя , Жуковский, Вяземский, Лермонтов , Одоевский, Глинка, Даргомыжский и Современник Брюллов окрестил дом Виельгорского «живой и своеобразной многогранной академией художеств». Берлиоз называл это «маленьким министерством изящных искусств». '" [ 1 ]
Виельгорский руководил своими салонами с поразительной непринужденностью, надевая простую одежду и с профессиональной непринужденностью развлекая самые разные категории гостей. [ 1 ]
Детство
[ редактировать ]Виельгорский был сыном польского шляхтича [посланника] Ежи Вельгорского и братом Мацея Вельгорского ( Матвей Валигорский , 1794-1866) . [ 1 ] [ 5 ] любитель ), виолончелист- Общество любителей музыки . , основавший вместе с князем Николаем Борисовичем Голицыным (тоже другом Бетховена) в 1828 году [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Образование
[ редактировать ]Особой страстью Михаила Виельгорского была музыка, и он слыл прекрасным исполнителем и композитором. И хотя дилетант, по мнению Шумана, он был «гениальным дилетантом». [ 8 ] Он также сказал, что Виельгорский был «самым гениальным дилетантом, которого я когда-либо знал ». [ 9 ] Уже в детстве он проявил незаурядные музыкальные способности: хорошо играл на скрипке и пробовал сочинять. Виельгорский получил разностороннее музыкальное образование и изучал теорию музыки и гармонии у испанского композитора В. Мартин-и-Солера , а также композицию у немецкого дирижера и пианиста Вильгельма Таубера . Еще в 1804 году, когда вся семья жила в Риге , Виельгорский по вечерам принимал участие в семейном музицировании: партию первой скрипки исполнял отец, альта — он, а партию виолончели — брат. Матвей, еще один выдающийся музыкант-исполнитель. Не ограничиваясь полученными знаниями, Виельгорский продолжил обучение композиции в Париже у Луиджи Керубини , известного итальянского композитора и теоретика музыки.
Профессия
[ редактировать ]Михаил Виельгорский, наряду с композиторской деятельностью и музыкальностью, выполнял функции действительного тайного советника Екатерины II или Екатерины Великой. [ 4 ]
Музыкант
[ редактировать ]Испытывая большой интерес ко всему новому, Виельгорский познакомился в Вене с Людвигом ван Бетховеном и был в числе первых восьми слушателей, исполнивших его Шестую симфонию, названную «Пасторальной» . Всю свою жизнь он оставался горячим поклонником выдающегося немецкого композитора.
Он одним из первых в России освоил крупные сонатно-симфонические формы, написав две симфонии (первая была исполнена в 1825 году в Москве ), струнный квартет и две увертюры . Он также создал вариации для виолончели с оркестром, пьесы для фортепиано, романсы, вокальные ансамбли, а также ряд хоровых произведений. Романсы Виельгорского стали очень популярны в России и один из его романсов («Я любил») охотно исполнялся Михаилом Глинкой . Виельгорский отмечал, что его опера «Цыгане» основана на сюжете, связанном с событиями Отечественной войны 1812 года (либретто В. Жуковского и В. Соллогуба ).
Дом Виельгорского всегда становился своеобразным музыкальным центром. Здесь собрались настоящие ценители музыки, и многие композиции были исполнены впервые. В доме Виельгорского Ференц Лист впервые сыграл с листа (с партитуры ) Руслана и Людмилу Глинки. Поэт Дмитрий Веневитинов называл дом Виельгорского «академией музыкального вкуса», а знаменитый французский композитор Гектор Берлиоз , приезжавший в Россию лишь дважды, [ 10 ] называл свой дом «маленьким храмом изящных искусств». [ нужна ссылка ] Виельгорскому удалось привлечь многих музыкантов в свое имение Луизино в Курской губернии , вдали от столичной жизни. В 1820-е годы все девять симфоний Бетховена исполнялись в его имении во время его вечерних салонов. [ 11 ] Виельгорский высоко ценил музыку Глинки и считал его оперу «Иван Сусанин» , позже получившую более широкое название « Жизнь за царя» , шедевром. [ 3 ]
Виельгорский оказывал поддержку многим прогрессивным деятелям России. Так, в 1838 году вместе с поэтом Владимиром Жуковским он организовал лотерею, доходы от которой пошли на выкуп из крепостного права украинского поэта и откровенного политического деятеля Тараса Григоровича Шевченко .
Михаил Виельгорский скончался 9 сентября 1856 года в Москве. Его зять граф В. Соллогуб отзывался о его мягком и скромном характере: [ 12 ]
"Граф Виельгорский прошел незамеченным в русской жизни; даже в том обществе, в котором он жил, его ценили лишь немногие. Он не искал славы, уклонялся от борьбы и, несмотря на то - или, может быть, именно потому, - он был необыкновенной личностью: философ, критик, лингвист, врач, богослов, герметик, почетный член всех масонских лож, душа всех обществ, семьянин, эпикурейец, придворный, сановник, художник, музыкант, товарищ, судья, он был живой энциклопедией глубочайших знаний, образцом самых нежных чувств и самого игривого ума».
Похоронен на Лазаревском кладбище Александро -Невской лавры в Санкт-Петербурге .
Дружба с Марией Сергеевной Дурново.
[ редактировать ]Михаил Виельгорский был знаком с Марией Сергеевной Дурново (Грибоедовой) , опытной пианисткой и сестрой известного русского писателя Александра Грибоедова . По воспоминаниям Марии Дурново : «Очень часто писатель приходил в комнату сестры. Весной 1823 года, когда знаменитая комедия оставалась тайной для публики и большинства друзей, Михаил Виельгорский наткнулся на несколько листов стихотворений, написанных рукой Александра Грибоедова, собирая страницы нот на фортепиано Марии Сергеевны. Мария хотела спрятать случайно обнаруженные страницы, но было уже поздно. комедия быстро распространилась по Москве из уст известного в то время музыканта». Это стихотворение « Горе от ума » до сих пор считается «золотой классикой» в России и других русскоязычных странах. [ 13 ]
Семья
[ редактировать ]Первой женой Михаила Виельгорского была фрейлина Екатерина Бирон (1793–1813), племянница последнего герцога Курляндского . Этому браку способствовала императрица Мария Федоровна . Венчание состоялось в феврале 1812 года в Большой церкви Зимнего дворца . Этот брак укрепил позиции Виельгорского при дворе.
В воспоминаниях современника Екатерина Бирон описывается как милый, наивный ребенок, любивший кружева и наряды. После свадьбы Виельгорские переехали в Москву, и вскоре началась Отечественная война . Спасаясь от врага, они уехали в одно из своих имений. В январе 1813 года Виельгорские решили вернуться в Петербург. Екатерина была на последней беременности. Их путь лежал через сгоревшую Москву. Едва доехав до Москвы, Виельгорские поселились в доме князя Голицына, где Екатерина умерла вследствие родов. Об этой трагедии написал их родственник. [ 14 ]
Судьба бедной Катиши может послужить уроком для тех, кто захочет ею воспользоваться. Боясь родить вдали от Петербурга, то есть без помощи слабых лекарств, она отправилась в путешествие, стоившее ей жизни. Виельгорские выехали на очень раскисшую дорогу, так что Катиша приехала в Рязань совершенно разбитая. Во время езды она испытывала самые большие страдания... Даже здоровые мужчины, приехавшие из Москвы, жалуются, что их всех трясло. Несчастному Виельгорскому пришлось очень плохо. Кое-как они добрались до Москвы, где несчастная женщина мучилась сорок часов и наконец родила дочь. На следующий день после родов она впала в бред... Шесть дней она страдала и умерла без причастия... Мишеля жаль, тем более, что свое несчастье он приписывает себе.
— A letter from M. A. Volkova to V. I. Lanskoy (1812-1818)
Второй брак
[ редактировать ]В 1816 году Михаил Виельгорский тайно женился на старшей сестре своей первой жены Луизе Бирон (1791-1853), фрейлине императрицы Марии. Такой брак по церковным правилам считался незаконным. Этим он навлек на себя опалу и был вынужден уехать в свое имение Луизино в Курской губернии. В этом имении Виельгорские прожили несколько лет. Здесь родились их дети:
- Иосиф Михайлович (1817-1839), друг Гоголя , умер от чахотки в Риме, свою недолгую жизнь посвятил книге [ 15 ] и отрывок из гоголевской « Ночи на даче ».
- Аполлинария Михайловна (11.05.1818—1884), крещенная 8 ноября 1818 года в Вознесенской церкви , крестница графов Г. И. Чернышева и В. И. Ланского ; [ 16 ] с 1843 замужем за А. В. Веневитиновым, братом поэта Д. В. Веневитинова .
- Софья Михайловна (1820–1878), с 1840 жена писателя В. А. Соллогуба .
- Михаил Михайлович (1822—21.11.1855), статский советник, действительный член Общества Красного Креста , с 1853 года императорским указом именовался графом Виельгорским- Матюшкиным . Умер от воспаления головного мозга в Симферополе . [ 17 ]
- Анна Михайловна (1823–1861), с 1858 жена князя Александра Ивановича Шаховского (1822–1891). По мнению некоторых мемуаристов, в нее был влюблен Н. В. Гоголь. Гоголь якобы хотел на ней жениться, но, зная, что Л. К. Виельгорская не согласится на неравный брак для его дочери, предложения не сделал.
-
Луи Карловна Виельгорская
-
Аполлинария Михайловна
-
София Михайловна
-
Михаил Михайлович Виельгорский
-
Анна Михайлович Виельгорская
Родословная Михаила Юрьевича Виельгорского |
---|
Композиции
[ редактировать ]Вокальные произведения
[ редактировать ]- 1885–1887: Сборник русских романсов , для голоса и фортепиано. [ 18 ]
- Бывало , for voice and piano
- Люблю я , for voice and piano
- Два романса, for voice and piano [ 19 ]
- «Старый муж, грозный муж , for voice and piano [ 20 ]
- Ворон к ворону летит, for voice and piano [ 20 ]
- Чёрная шаль, for voice and piano [ 20 ]
- Кто три звёздах и три луне, for voice and piano [ 20 ]
Опера
[ редактировать ]- Цыган [ 4 ]
Симфонии
[ редактировать ]Инструментальный
[ редактировать ]- Струнный квартет [?]
Хоровой
[ редактировать ]Оркестровые произведения
[ редактировать ]- Тема с вариациями, для виолончели с оркестром [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Стайтс, Ричард (2005). Крепостное право, общество и искусство в императорской России: удовольствие и власть . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета.
- ^ "Биография Михаила Юрьевича Виельгорского" . www.c-cafe.ru . Retrieved 2021-07-07 .
- ^ Перейти обратно: а б Kozhevnikova, L. "Михаил Юрьевич Виельгорский (Mikhail Vielgorsky) | Belcanto.ru" . www.belcanto.ru . Retrieved 2021-07-07 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Санкт-Петербургская энциклопедия» . www.encspb.ru . Проверено 7 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уолден, Валери (1998). Сто лет виолончели: история техники и исполнительской практики, 1740–1840 гг . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Микаберидзе, Александр (2005). Русский офицерский корпус в революционной и наполеоновской войнах 1792-1815 годов . Нью-Йорк: Савас Бити.
- ^ Сарджант, Линн (2011). Гармония и раздор: музыка и трансформация русской культурной жизни . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Знаменитые русские 18-19 веков. Биография и портреты. - СПб.: Лениздат, 1996. - С. 833.
- ^ "Альт Антонио Страдивари" . www.muzcentrum.ru (in Russian). 5 January 2018 . Retrieved 2021-07-07 .
- ^ «Сайт Гектора Берлиоза - Берлиоз в России» . www.hberlioz.com . Проверено 7 июля 2021 г.
- ^ Синкевич, Г. (2020). «СКРИПАЧИ ФРАНЦ, ИОЗЕФ И ЛЮДВИГ БЕМ, СОЛИСТЫ И ПЕДАГОГИ 19 ВЕКА» (PDF) . Математика. Научное наследие . 51 :3–14 – через Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет.
- ^ В.А. Соллогуб. Воспоминания, 1998.
- ^ «Визит Александра Сергеевича Грибоедова в село Спасское-Кривцово Чернского уезда» . Управление культуры, спорта, туризма и молодежной политики МО. Архивировано из оригинала 31 января 2016 г. Проверено 22 июля 2020 г.
- ^ Письма М. А. Волковой к В. И. Ланской (1812—1818) // Вестник Европы. 1874. Т.4. С.573—574.
- ^ «Ранг, Джозеф Макартур (1918–1999), промышленник и филантроп» . Оксфордский национальный биографический словарь . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. 23 сентября 2004 г. doi : 10.1093/ref:odnb/72110 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ «Анкета» . В операционной . 3 (4): 187. 21 июня 2013 г. дои : 10.1055/s-0033-1348457 . ISSN 1611-7905 . S2CID 257022836 .
- ^ "Антонович И.В., Романова Н.Н., Гладышева Я.Д., Щербинина А.О. Анализ основных направлений деятельности сестер милосердия в Алтайском крае (на примере Александро-Невского храма г. Барнаула)" . Социодинамика . 12 (12): 282–289. December 2019. doi : 10.25136/2409-7144.2019.12.31233 . ISSN 2409-7144 .
- ^ «Романсы (Вельгорский, Михал) — IMSLP: Скачать бесплатно ноты в формате PDF» . imslp.org . Проверено 7 июля 2021 г.
- ^ "Концерт К 225-летию М.Ю. Виельгорского" . Соборная палата (in Russian) . Retrieved 2021-07-07 .
- ^ Перейти обратно: а б с д sobolev. "И "НОЧЬ МУЗЕЕВ" – ПОВОД К РАЗГОВОРУ… — Интернет-газета "Культура-Воронежа. рф" " (in Russian) . Retrieved 2021-07-07 .
- ^ «Русский романс первой половины XIX века. Композиторы-дилетанты » . Большой.ру . Проверено 7 июля 2021 г.
- ^ "Канон в честь М. И. Глинки — Викитека" . ru.wikisource.org (in Russian) . Retrieved 2021-07-07 .
- ^ Ерофеева, Антонина (2017-02-15). " "Уж не Глинка, а фарфор". Неизвестные факты о последних годах композитора" . smol.aif.ru (in Russian) . Retrieved 2021-07-07 .
- ^ «Александр Рудин» . www.mariinsky.ru . Проверено 7 июля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Стюарт (21 июля 1994 г.). Русские о русской музыке, 1830-1880: Антология . Издательство Кембриджского университета. п. 3. ISBN 978-0-521-40267-5 . Проверено 3 июля 2013 г.
- «Категория: Вельгорский, Михал - IMSLP: Скачать бесплатно ноты в формате PDF» . imslp.org . Проверено 6 июля 2021 г.
- Соловьев Н. Ф. Виельгорский, Михаил Юрьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890–1907.