Максим Грек
Святой Максим Грек | |
---|---|
![]() Икона 16 или 17 века. | |
Монах | |
Рожденный | в. 1475 Арта, провинция Румелия , Османская империя (ныне Греция) |
Умер | в. 1556 г. Троице-Сергиева лавра , Сергиев Посад , Россия |
Почитается в | Восточная Православная Церковь |
канонизирован | 6 июня 1988 г., Троице-Сергиева Лавра, ( Поместным Собором Русской Православной Церкви 1988 г. Патриарх Московский Пимен I ). |
Праздник | 21 января |
Максим Грек , также известный как Максим Грек или ( греческий : Μάξιμος Максим Грек ὁ Γραικός ; [а] Русский : Максим Грек ; в. 1475 – ок. 1556 ), греческий монах , публицист, писатель, учёный и переводчик, действовавший в России. [1] [2] [3] называют Максимом Агиоритом , Его еще [4] а также Максимус Философ . [5] Его подпись была Максимус Грек Лакедаймон (букв . Максимус Грек, происходящий из Лакедемонии ), и его семейное происхождение, вероятно, происходило из Мистры , места в Лаконии , которое было географическим местом Древней Спарты на Пелопоннесе . [6] [7]
Ранние годы
[ редактировать ]Максимус родился Михаил Триволис ( греч . Михаил Триволис , [б] Русский : Михаил Триволис ) ок. 1475 г. в Арте , затем в Османской империи , отпрыск знатного греческого рода, связанный с византийским императором в Константинополе , [2] [5] [8] [9] [10] [11] [12] [13] и происходящего из Спарты . [14] Оба родителя Максима были греками -христианами ; [15] его матерью была Ирина, а отец Мануэль был воеводой . [16] [17] Ирина и Мануэль вместе покинули Константинополь и направились в Арту, и последний, возможно, был византийским военным губернатором Арты до того, как город пал перед османами в 1449 году. [18]
Деметриос Триволис, брат Мануила и дядя Максима, был греческим писцом , который называл себя «пелопоннесцем » ( греч . из Спарты Peloponnisios ek Spartis ). [19] [20] [21] [22] [23] [24] Платона, В 1461–1462 годах Деметрий воспроизвел рукопись «Тимея» находясь на Корфу , а в 1465 году он скопировал Плотина » «Эннеады , находясь на Крите ; [19] [25] [26] [27] [28] [29] после завершения работы Платона Деметрий написал следующую заметку: « Библия была написана моей собственной рукой, Деметрием Триволисом Пелопоннесцем из Спарты, написавшим тезисы на острове Корфу; после утраты своей родины », что переводится как: «Настоящая книга написана моей рукой Деметриосом Триволисом Пелопоннесским из Спарты, который создал эти произведения на острове Керкирейцев после падения нашего отечества» (имеется в виду падение его родной Лаконии под властью османов). [21] В другой заметке Деметрий пишет: « Эта прекраснейшая книга есть собственность Деметрия Триволиса Пелопоннесского из Спарты. Эту прекраснейшую книгу я купил также после утраты моего родного Лакедемона, блаженного ». Что переводится как: «Эту прекраснейшую книгу моя собственность Деметрия Триволиса Пелопоннесского из Спарты. Я купил ее после падения нашего отечества Лакедемонии, которому когда-то повезло». [24] Семья Триволис позже была связана с династией Палеологов в Мистре. [30] [31] [32]
Максим учился на острове Корфу под руководством Иоанна Мосха и Иоанна Ласкариса , а затем отправился с Ласкарисом во Флоренцию (в 1492 г.). [33] или 1493 [9] ) и продолжил обучение в Болонье , Флоренции , Ферраре , Милане, Падуе и Венеции . [34] [35] [36] Находясь в Италии, он изучал древние языки, а также церковные и философские труды (особенно неоплатонизм ). [36] [37] Он знал выдающихся деятелей эпохи Возрождения , таких как венецианский печатник Альд Мануций , и познакомился с учеными Анджело Полициано , Марсилио Фичино , Пико делла Мирандола , Сципио Каллерхесом и Фонтегерри. [9] [35] [38] Большое влияние на Максима также оказали проповеди пламенного доминиканского священника и реформатора Джироламо Савонаролы, прах которого он собрал в 1498 году. [39]
Карьера
[ редактировать ]В 1504 г. (по другим данным, в 1505 г. или начале 1506 г.) [40] ), Максим покинул доминиканский монастырь св. Марка и отправился на Афон , где принял монашеский постриг в монастыре Ватопед в 1507 году. [41] В 1515 году великий князь Василий III попросил настоятеля монастыря прислать к нему некоего монаха по имени Савва для перевода ряда религиозных текстов. [42] Савва был настолько стар, что настоятель решил вместо него послать энергичного Максима, хотя тот и не владел церковнославянским языком . Тем не менее монахи поручились за него, и он отправился в Москву, где был встречен с большим почетом. [43] По прибытии в Москву в 1518 году Максим возглавил движение религиозной реформы. [44] [45] В 1518 году Максим встретил князя Курбского, который позже написал о Максиме и его пребывании в Москве в « Сказании о Максиме Философе» («Сказание о Максиме Философе»). [5] В этом произведении Курбский описывает встречу Максима с Василием III, после которой Максим был поражен бесчисленным множеством греческих книг, выставленных при дворе Василия III. [5] Максим уверял князя, что такого количества греческих произведений он никогда не видел в самой Греции. [5] Это свидетельство является самым ранним известным упоминанием коллекции древних рукописей, принадлежавших русским царям, которая так и не была найдена, также называемой « Утерянной библиотекой московских царей» . [5] Эта утраченная библиотека позже стала любимой темой исследований русского археолога начала 20 века Игнатия Стеллецкого . [46]
Назначение в Москву
[ редактировать ]Первой крупной работой Максима в России стал перевод Псалтири совместно с русскими переводчиками (в том числе учёным Дмитрием Герасимовым ) и писцами , который был торжественно одобрен русским духовенством и самим великим князем. После того как Василий III отклонил его просьбу вернуться домой, Максим продолжил работу над переводами и исправлением книг для богослужения . Наблюдая «несовершенства» и несправедливости московской жизни, которые казались ему прямо противоположными его христианским идеалам, Максим стал разоблачать их и критиковать власть, привлекая разных людей со схожими взглядами, таких как Иван Берсень-Беклемишев , Вассиан Патрикеев , и другие. По вопросу о монастырских вотчинах, уже разделивших русское духовенство на два антагонистических лагеря (Имущих и Невладельцев), Максим встал на сторону Нилуса Сорского и его старцев , возглавлявших лагерь Невладельцев. [47] Это сделало бы его одним из злейших врагов иосифлян , выступавших за право монастырей владеть землей. Максим и его последователи свободно обсуждали недостатки внутренней и внешней политики России, критиковали образ жизни русского духовенства, эксплуатацию крестьян , систему поддержки местной власти путем «доения» крестьян (так называемое кормление , или кормление ). .
Тюремное заключение
[ редактировать ]
Отношения Максима с Вассианом Патрикеевым , Иваном Берсенем-Беклемишевым и турецким послом Скиндером, неприязнь к нему митрополита Даниила , а также собственное негативное отношение грека к намерению Василия III развестись с Соломонией Сабуровой решили его судьбу. Собор 1525 года обвинил Максима в нонконформизме и ереси на основании его взглядов и переводов церковных книг, несмотря на его неполное знание русского языка и очевидные ошибки русских писцов (неправильное употребление им несовершенного времени использовалось для того, чтобы намекнуть, что он больше не верил, что Святой Дух был Третьим Лицом Троицы, но был им лишь временно). Затем его сослали в Иосифо-Волоколамский монастырь и поместили в темницу без права причащаться и переписываться. «Раздражающее» поведение Максима в монастыре, вновь обнаруженные ошибки в его переводах и старые подозрения в его недобросовестных отношениях с ныне умершим турецким послом — все это было вновь использовано против него на новом соборе 1531 года. После заключения Максимус признал некоторые незначительные ошибки в своих переводах и чрезмерное употребление вина. Наконец, собор запретил ему принимать причащали и сослали его в Отроч монастырь в Твери , где он и провел следующие двадцать лет. Патриарх Антиохийский , Константинопольский и Иерусалимский Патриарх пытались договориться с российскими властями об освобождении Максима, но безуспешно. Сам он умолял Ивана Грозного ( годы правления 1547–1584 ) и митрополита Макария о своей свободе. Москва опасалась способности Максимуса разоблачать проступки и критиковать власть имущих и поэтому не хотела его отпускать. В 1551 (или 1553 по другим сведениям) Максим был переведен в Троице-Сергиеву лавру по ходатайству некоторых бояр и игумена Артемия лавры . В том же году, по некоторым данным, царь посетил Максима во время его паломничества в Кирилло-Белозерский монастырь ; Описывается, что Максим посоветовал правителю позаботиться о семьях солдат, погибших при завоевании Казани, а не просто молиться за погибших. В 1554 году Максим был приглашен на собор, который должен был разобраться с ересью Матвея Башкина , но тот отказался, опасаясь впутаться в это дело.
Смерть
[ редактировать ]Maximus died in 1556 in Troitse-Sergiyeva Lavra , Sergiyev Posad . [33] Похоронен в Трапезной церкви Лавре.
Наследие
[ редактировать ]
Максим сыграл важную роль в формировании русской христианской традиции; он оставил объемистый корпус оригинальных сочинений и переводов на русский церковнославянский язык. [48] Он потратил много сил и чернил, пытаясь доказать свою невиновность и православие. Он интерпретировал и разъяснял своим московским читателям большое количество моментов древней и библейской истории, практики и учения Православной Церкви, а также особенностей современного мира за пределами Московии. открытие Нового Света Например, он первым довел до сведения московских читателей . Он считается святым Восточной Православной Церковью , которая чтит его память 21 января.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Романизация: Максимос о Грайкос , Византийско-греческое произношение: [ˈmaksimos o ɣreˈkos]
- ^ Романизация: Михаил Триволис , Византийско-греческое произношение: [mixail trivolis]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Источники:
- Тредголд 1973 , с. 14: «Максим Грек оказался таким же, как Михаил Триволис, чрезвычайно образованный монах, проведший более половины своей жизни на Западе. Родившийся в Арте в современной Греции около 1470 года, он происходил из одного из великих семьи Византии, члены которых были друзьями и советниками императоров, в том числе константинопольский патриарх (Калликст I, 1350–1363 гг.)»
- Кальтенбруннер 1989 , с. 149: «В 1492 году, еще при жизни Пико, молодой грек Михаил Триволис приехал во Флоренцию, где вращался в кругах, склонявшихся к графу Мирандоле. Михаил Триволис стал секретарем столь же философского».
- Fassmann & Bill 1974 , стр. 471–472: «[...] молодой греческий гуманист Михаил Триволис входит в монастырь Сан-Марко, который сильно омрачен последствиями разрушения Савонаролы. Михаил живет в доме императорских графов делла Мирандола, чьи».
- Летиче и Дмитришин 1990 , с. 55: «Как говорит Поссевино: «По мере того, как 32 Максим Грек (первоначальное имя Михаил Триволис, I470(?)-I557) был греческим учёным-монахом, который несколько лет учился во Флоренции в Платонической академии, где он встретил многие корифеи [...]"
- Медлин 1952 , с. 64: «Максим Грек (урожденный Михаил Триволис, ок. 1475‒1556) приехал в Москву в 1518 году в ответ на просьбу великого князя Василия III к афонским монастырям об ученом переводчике с греческого языка на славянский язык. Учёный греческий монах [ ...]"
- Спик 2018 , с. 186: «Именно русский учёный Элий Денисов впервые отождествил греческого эмигранта Михаила Триволиса с монахом Максимом Греком и благодаря этому отождествлению смог предположить, что его жизнь приняла форму диптиха, из которого Италия и Россия — два листа, а Атос — петля».
- Джонстон 2013 , с. 838: « Максим Грек, св. ок. 1470–1555 гг. Греческий монах-доминиканец, затем православный монах, полемист и переводчик в России».
- Онаш 1967 , с. 51: «На Московских Синодах 1525 и 1531 годов он отверг текстуальные исправления древнерусских переводов с греческого (Patristica, Liturgica), произведенные греком Максимом (Максимом Греком). Максим был помещен в строжайшее монашеское заключение и не был даже разрешили общаться».
- Труеб 2008 , с. 17: «Греческий писец Максим Грек, работавший при великокняжеском дворе с 1518 года, и русские книголюбы любят [...]»
- Томас и Чесворт 2015 , с. 135: «Максим Грек Дата рождения 1475 Место рождения Арта, Греция Дата смерти 1556 Место смерти Сергиев Посад, Россия БИОГРАФИЯ Максим Грек родился Михаил Триволис в 1475 году в Арте, Греция, в семье греческих аристократов».
- Уэс 1992 , с. 22: «Старший на самом деле был не русский, а греческий монах из Арты в Эпире: Максим Грек (ок. 1471–1556). Его настоящее имя было Михаил Триволис».
- Авенариус 2005 , с. 119: «Максим Грек, уже упомянутый в связи с борьбой с ересью Маркиона (ср. VIII. 3.2), был греческим монахом, приехавшим в Россию в 1518 году по приглашению князя Василия III для участия в исправлении русских богослужебные книги [...]»
- Хеллеман 2004 , с. 213: «Максим Грек (Михаил Триволис) (1475–1556) греческий православный монах, ученый-гуманист и лингвист, получивший выдающееся образование в Европе».
- Steiris 2015 : «Максимус родился как Михаил Триволес в Арте. Его семья, вероятно, происходила из Мистры, в Южной Греции. Показательно, что он подписывал свои работы как Максимус Грекус Лакедаймон, например, из Лаконии, эпохи древней Спарты».
- Большаков 1976 , с. 39: «Многие другие люди пострадали от Вассиана, в том числе замечательный греческий гуманист Михаил Тривилис, известный в России как Максим Грек. Михаил Триволис родился в великой византийской аристократической семье в Арте в Эпире в 1470 году [...]»
- Вакалопулос 1976 , с. 157: «Среди них были Михаил Триволис из Арты (из известной византийской семьи, нашедшей убежище на Корфу после захвата), известный после пострига как Максимос Триволис, изучавший классическую литературу и философию в Венеции, Падуе, Ферраре, Флоренции, и Милан».
- Тредголд 1975 , с. 60: «Максимом Греком называют Михаила Триволиса, чрезвычайно образованного монаха, проведшего более половины своей жизни на Западе. Родившийся в Арте в современной Греции около 1470 года, он происходил из одной из знатных семей Византии, в состав которого входили друзья и советники императоров и даже константинопольского патриарха (Каликст I, 1350–1363)».
- Зайц 2011 , с. 361: «Жизненный путь Михаила Триволиса пролегал из его родины, Греции, на север Италии, где в центрах городов он знакомился с учеными того времени и занимался писательской, копировальной и переводческой деятельностью».
- Райан 2006 , с. 64: «Вспомнили и недавние попытки пересмотреть церковнославянские переводы греческих церковных текстов возрожденного греческого гуманиста Михаила Триволиса, позднее известного в религии как Максим, а в России как Максим Грек».
- ^ Перейти обратно: а б МакГакин 2010 , с. 747: «Максим Грек (Михаил Триволис) был православным писателем, переводчиком и экзегетом. Родившись в знатной греческой семье, он переехал в Италию, где получил классическое образование».
- ^ Аранс 1983 , с. 304; Вечинский 1976 , с. 26; Ковалевский 1976 , с. 142.
- ^ Грумель 1944 , с. 256; Британская энциклопедия, Inc. 2002 , с. 967.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Аранс 1983 , с. 304.
- ^ Steiris 2015 , «Максимус родился как Михаил Триволес в Арте. Его семья, вероятно, происходила из Мистры, в Южной Греции. Показательно, что он подписывал свои работы как Максимус Грекус Лакедаймон, например, из Лаконии, области вокруг древней Спарты».
- ^ Закитинос 1951 , с. 115: «Имена Мавропапп, Сгуромаллисов, Лампудиосов, Леонтариосов, Меликисов, Триволисов повторяются в источниках. [...] Более чем один член семьи Триволис отличился в Мистре».
- ^ Golubinskii 1900 , pp. 666–667.
- ^ Перейти обратно: а б с Медлин и Патринелис 1971 , с. 20.
- ^ Акопян 2020 , с. 260: «Родившись в городе Арта в Греции, Максим впервые приехал в Италию в 1492 году. Его карьера в Италии, продолжавшаяся почти пятнадцать лет, была типичной для греческого эмигранта: он служил писцом и переводчиком у разных покровителей, одновременно сохраняя прочные связи с греческой диаспорой».
- ^ Медлин и Патринелис 1971 , с. 20: «Наиболее выдающийся культурный вклад или усилия, сделанные греками в Московской России XVI века, произошли благодаря беспрецедентной деятельности ученого монаха Максима Триволиса, исторически известного [...] Максимус - первоначально Михаил - был родился в довольно зажиточной семье в Арте, средневековой столице Эпира, около 1475 года».
- ^ Повике 1947 , с. 37: «Он родился около 1470 года в Арте в Эпире; он происходил из знатной византийской семьи, литератора, православного человека и был связан с состоянием греческого императорского дома».
- ^ Тредголд 1975 , с. 60: «Максим Грек идентифицирован как Михаил Триволис, чрезвычайно образованный монах, проведший более половины своей жизни на Западе. Родившийся в Арте в современной Греции около 1470 года, он происходил из одной из великих семей Византии, в состав которого входили друзья и советники императоров и даже константинопольского патриарха (Каликст I, 1350–1363)».
- ^ Роземонд 1966 , с. 165: «Его зовут Микаэль, спартанец по происхождению [действительно, семья Триволис происходила из Мистры, древней Спарты *]; он молодой человек с длинной шеей. Затем Кодро просит Пальмиери пригласить Микаэля еще раз взглянуть».
- ^ Грумель 1944 , с. 256: «Во время своего исследования г-н Дениссоф оказался в присутствии молодого греческого гуманиста по имени Мишель Триволис, чью подпись переписчика он видел и чьи письма к друзьям он просматривал или подражателей гуманизму [...] << рождение Максима Грека из города Арты, от отца Мануила и Ирины, греческих христиан, философов >>"
- ^ Хейни 1973 , с. 16: «В пятнадцатом веке некто Мануил Триволис жил со своей женой Ириной в Арте, а другой член семьи, его брат Деметрий, жил на соседнем острове Корфу. Михаил Триволис, будущий Максим Грек, родился у Мануэль [...]»
- ^ Golubinskii 1900 , p. 666: "Максимово греково рожение от града Аръты, отца Мануила и Ирины христианех грекох философех."
- ^ Уэллс 2007 , с. 284: «Когда аббат предложил ему поездку в Россию, ему было около сорока лет, он родился Михаил Триволис (ок. 1470 г.) [...] Его родители, Мануэль и Ирина, эмигрировали из Константинополя в Арту, где Мануэль мог служил военным губернатором до того, как город пал под властью турок в 1449 году».
- ^ Перейти обратно: а б Пагани 2009 , с. 197: «Насколько нам известно биография этого переписчика, Триволис был родом из Спарты, настолько, что говорил себе «Πελοποννησιος εκ Σπαρτης», имел очень тесные контакты с окружением Мистры и впоследствии работал на протяжении многих лет».
- ^ Казетти Брах 1975–1976 , с. 240: « Деметрий Триволис Пелопоннесский из Спарты ».
- ^ Перейти обратно: а б Димитриос Триволис . «Примечания-Коды» . Афинский национальный университет имени Каподистрии . Казетти – Брах, Кописти, стр. 240. Лампроу, Кружевной. bibl., стр. 316.
Библия была написана моей рукой, Димитриосом Триволисом из Пелопоннеса, из Спарты, который писал на острове Корфу после смерти своей матери в год Ϛ0' (ф. 207v);
- ^ Ламброу 1969 , с. 316: «[...] воспроизводится следующее примечание: «Библия была написана знакомой рукой моего Деметрия Триволиса Пелопоннесского из Спарты, который писал эти диссертации на острове Корфу после плена своей родины, [ ...]'"
- ^ Гра 1880 , с. 92: «Библия была написана знакомой мне рукой Димитриоса Триволиса из Пелопоннеса из Спарты, чьи диссертации были на островах Корфу, в его родной стране и [...]»
- ^ Перейти обратно: а б Буссе 1897 , Аммоний Де Интерпретация, стр. xi – xii: «Monacensis 222 [...] эта прекрасная книга находится во владении Деметрия Триволиса Пелопоннесского из Спарты. Я также свяжу ее после благословения нашего родного Лакедемона блаженному».
- ^ Лоруссо 2016 , с. 256: «Вместе с другими греческими писцами, такими как Деметрий Триволис и Афанасий Халкеопул, Харитоним был нанят Виссарионом для создания набора рукописей, содержащих весь корпус сочинений Аристотеля, за исключением шести подготовительных трактатов, посвященных логике (Органон ) ».
- ^ Николь 1998 , с. 158: «Деметриос Триволис, называвший себя «пелопоннесцем из Спарты», скопировал рукопись «Тимея» Платона на Корфу в 1462 году и «Эннеады Плотина» на Крите в 1465 году».
- ^ Вакалопулос 1970 , с. 256: «Деметрий Триволис старательно записывал в своих рукописях не только места, которые он посетил во время своих прогулок, но и годы, прошедшие со времени его «захвата страны». [...] «Хотя он и не был писцом», он «происходил из аристократического сенаторского класса» и считал себя «спартанцем и византийцем» или, как он также писал, «греком и [...]»
- ^ Стайкос 1998 , с. 290: «О Деметриосе Триволисе из Спарты и качестве его работы в качестве переписчика см. Олерофф А., «Деметриус Триволис, копист и библиофил» в Scriptorium IV (1950) 260–263».
- ^ Бандини 1991 , с. 85: «Второй экземпляр Марк. гр. [...], плод сотрудничества Виссариона и Деметрия Триволиса, члена известной семьи Спарты, засвидетельствован в 1461–1462 гг. на Корфу, в 1464–65 гг. Гортина, в 1468–69 в Риме, в апреле 1481 снова на Корфу».
- ^ Лина 1950 , с. 261: «Деметрий Триволис демонстрирует солидную эрудицию и хорошие филологические и философские познания. Он часто исправляет копируемый им текст, иногда добавляет схолии собственного сочинения. [...] Позднее мы находим Триволиса в Мистре (Спарте) в антураже Палеолога».
- ^ Денисов 1943 , с. 122: «[...] предположим, что он был родственником Триволиса, существование которого мы отметили в Мистре, древней Спарте. Однако, как мы видели, все позволяет нам полагать, что этот род Триволис обладал высокой степенью образования. письмо, о котором мы говорили.
- ^ Сартори 1986 , с. 39: «Золотая книга, своего рода альманах корфиотской знати, записывает, что семья Триволис вошла в аристократию острова [...] с намеком на спартанское рождение переписчика и его переезд на Корфу после Турецкая оккупация Спарты».
- ^ Перейти обратно: а б Томас и Чесворт 2015 , с. 135: «Максим Грек Дата рождения 1475 Место рождения Арта, Греция Дата смерти 1556 Место смерти Сергиев Посад, Россия БИОГРАФИЯ Максим Грек родился Михаил Триволис в 1475 году в Арте, Греция, в семье греческих аристократов. В 1492 году он переехал в Италию, где изучал классические языки, философию и теологию».
- ^ Ковалевский 1976 , с. 142; Медлин и Патринелис 1971 , с. 20; Вакалопулос 1976 , с. 157.
- ^ Перейти обратно: а б Спик 2018 , с. 183: «Ласкарис и Фичино были, вероятно, двумя самыми влиятельными учёными во Флоренции того времени, и молодому Триволису посчастливилось причислить их к своим наставникам».
- ^ Перейти обратно: а б Вакалопулос 1976 , с. 157: «Среди них были Михаил Триволис из Арты (из известной византийской семьи, нашедшей убежище на Корфу после захвата), известный после пострига как Максимос Триволис, изучавший классическую литературу и философию в Венеции, Падуе, Ферраре, Флоренции, и Милан».
- ^ Тредголд 1975 , с. 60: «Максима Грека идентифицируют как Михаила Триволиса, замечательно образованного монаха, который провел более половины своей жизни на Западе. [...] Около 1492 года он отправился в Италию и погрузился в философские течения неоплатонизма, которые во многом обязан Марсилио Фичино».
- ^ Голубинский 1900 , с. 670; Ковалевский 1976 , стр. 142–143.
- ^ Голубинский 1900 , с. 672–673; Медлин и Патринелис 1971 , с. 22; Ковалевский 1976 , с. 143.
- ^ Медлин и Патринелис 1971 , с. 22
- ^ Голубинский 1900 , с. 674; Ковалевский 1976 , с. 143; Медлин и Патринелис 1971 , с. 22.
- ^ Акопян 2020 , с. 260: «Родившись в городе Арта в Греции, Максим впервые приехал в Италию в 1492 году. [...] В 1515 году его пригласили перевести греческие молитвенники на церковнославянский язык».
- ^ Golubinskii 1900 , pp. 675–676.
- ^ Ковалевский 1976 , с. 143.
- ^ Авенариус 2005 , с. 119: «Максим Грек, уже упомянутый в связи с борьбой с ересью Маркиона (ср. VIII. 3.2), был греческим монахом, приехавшим в Россию в 1518 году по приглашению князя Василия III для участия в исправлении русских богослужебные книги [...]»
- ^ Дюранти, Уолтер (6 марта 1929 г.). «СОКРОВИЩА ИВАНА СНОВА ПРИМАНЯЮТ РОССИЮ. Археолог говорит, что может найти «золотую библиотеку», спрятанную под Кремлем. НАПОЛЕОН Тщетно ИСКАЛ Так же, как Петр Великий и другие правители, бесценные тома, хранящие свою 350-летнюю тайну» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 28 февраля 2020 г. .
- ^ Голубинский 1900 , с. 650ff.
- ^ Ричес, Джон (13 апреля 2015 г.). Новая Кембриджская история Библии: Том 4, с 1750 года по настоящее время . Издательство Кембриджского университета. п. 529. ИСБН 978-1-316-19411-9 .
Библиография
[ редактировать ]- Акопян, Ованес (2020). «11 Европа или нет? Европейские описания Московии в начале шестнадцатого века и реакция России». В Детеринге, Николасе; Марсико, Клементина; Вальзер-Бюрглер, Изабелла (ред.). Соперничество с Европой: сравнительные перспективы ранних современных дискурсов о Европе, 1400–1800 гг . Лейден и Бостон: БРИЛЛ. стр. 248–274. ISBN 978-90-04-41471-6 .
- Аранс, Дэвид (1983). «Записка об утраченной библиотеке московских царей». Журнал истории библиотеки . 18 (3). Издательство Техасского университета: 304–316. JSTOR 25541406 .
- Авенариус, Александр (2005). «Византийская борьба за икону» . Студия Историки Словакии . 23 . Братислава: Издательство Словацкой академии наук. ISBN 978-80-88880-66-0 .
- Бандини, Микеле (1991). «Воспоминания Ксенофонта между Виссарионом, Исидором Киевским и Пьером Веттори» . Вестник классики . 12 . Национальная академия Линчеи: 83–92.
- Большаков, Серж (1976). Русские мистики . Каламазу, Мичиган: ISBN Cistercian Publications, Inc. 9780879079260 .
- Буссе, Адольф, изд. (1897). Греческие комментарии к Аристотелю . Том. IV, часть V Аммоний о толковании. Берлин: Напечатано и напечатано Джорджем Реймером.
- Казетти Брах, Карла (1975–1976). «Copisti greci del Medioevo e del Rinascimento, aggiunte» . Ежегодник Общества византийских исследований . 42 . Общество византийских исследований: 234–252.
- Денисов, Эли (1943). Максим Грек и Запад: вклад в историю религиозно-философской мысли Мишеля Триволиса . Париж: Декле, де Брауэр. ISBN 9780598505651 .
- Британская энциклопедия, Inc. (2002). Новая Британская энциклопедия (том 7) (15-е изд.). Чикаго, Иллинойс: Британская энциклопедия. ISBN 0-85229-787-4 .
- Фассманн, Курт; Билл, Макс (1974). Великие мировой истории: от Боккаччо до Палладио . Цюрих: Киндлер.
- Golubinskii, E. E. (1900). Istoriia Russkoi Tserkvi (Volume 2, Part 1) Tserkvi . Moscow, Russia: Universitetskaia Tipografiia.
- Гра, Шарль Анри (1880). Очерк происхождения греческих фондов Эскориала: эпизод из истории возрождения письма в Испании, Шарль Гра . Париж: Ф. Вьюег.
- Грумель, В. (1944). «Личность Максима Грека». Обзор византийских исследований . 2 : 255–260. дои : 10.3406/rebyz.1944.919 .
- Хейни, Джек В. (1973). От Италии до Московии, Жизнь и творчество Максима Грека . Мюнхен: Вильгельм Финк. ISBN 9783770509256 .
- Хеллеман, Венди Э. (2004). Русская идея: в поисках новой идентичности . Блумингтон, Индиана: Издательство Славика, Университет Индианы. ISBN 978-0-89357-314-0 .
- Джонстон, Уильям М. (2013). Энциклопедия монашества . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж (Taylor & Francisco Group). ISBN 978-1-136-78716-4 .
- Кальтенбруннер, Герд-Клаус (1989). О духе Европы: Родина Запад . Асендорф: Издательство Мут. ISBN 978-3-89182-039-1 .
- Ковалевский, Пьер (1976). Святой Сергий и русская духовность . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 0-91383-624-9 .
- Ламбру, Спирос П. (1969) [1907]. «ЛАКЕДАМОНСКИЕ БИБЛИОГРАФЫ И СТРОИТЕЛИ КОДОВ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И В ТУРЦИИ» . Новый Хелленимнимон . 4 (3). Афины: Бас. Н. Грегориадес: 303–357.
- Летиш, Джон М.; Дмитришин, Василий (1990). «Записка Крижанича о миссии в Москву, 1641 г.». Славянское и восточноевропейское обозрение . 68 (1). Университетский колледж Лондона, Школа славянских и восточноевропейских исследований: 41–68. JSTOR 4210167 .
- Лоруссо, Вито (2016). «Поиск греческих рукописей с помощью паратекстов: примеры из библиотеки кардинала Виссариона и других коллекций рукописей» . В Чиотти, Джованни; Лин, Лин (ред.). Отслеживание рукописей во времени и пространстве через паратексты . Берлин и Бостон: Вальтер де Грюйтер. стр. 223–268. ISBN 9783110479010 .
- Лина, Фредерик (1950). Скрипторий: Международный обзор исследований рукописей . Э. История-Scientia.
- МакГакин, Джон Энтони (2010). Энциклопедия восточного православного христианства . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-4443-9254-8 .
- Медлин, Уильям К.; Патринелис, Христос Г. (1971). Влияние Возрождения и религиозные реформы в России: западное и поствизантийское влияние на культуру и образование (16–17 вв.) . Женева, Швейцария: Librairie Droz. ISBN 2-600-03894-9 .
- Медлин, Уильям К. (1952). Москва и Восточный Рим: политическое исследование отношений церкви и государства в Московской России . Женева: Делашо и Нистль.
- Никол, Дональд М. (1998). «15 Византийская Мистра — Спарта в уме». В Каване, WG; Уокер, SEC (ред.). Спарта в Лаконии: материалы 19-го классического коллоквиума Британского музея, проведенного с Британской школой в Афинах, Королевским и университетским колледжами, Лондон, 6–8 декабря 1995 г. Том. 4. Британская школа в Афинах. стр. 157–159. JSTOR 40960268 .
- Онаш, Конрад (1967). Основы русской церковной истории . Геттинген: Ванденхук и Рупрехт. ISBN 978-3-525-52352-0 .
- Пагани, Фабио (2009). «Damnata Verba: Censure di Pletone in alcuni codici platonici» . Византийский журнал . 102 . Б. Г. Тойбнер: 167–202. дои : 10.1515/BYZS.2009.008 . S2CID 192028553 .
- Повике, Фредерик Морис (1947). Три лекции: прочитаны в зале Баллиол-колледжа в Оксфорде в мае 1947 года . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Розмонд, Китджи (1966). «Таким образом, Неакадемия Мануция, Михаил Триволис и русские культурные центры в шестнадцатом веке» . Книга . 37 . М. Нейхофф: 163–177.
- Райан, Уильям Фрэнсис (2006). Русская магия в Британской библиотеке: книги, рукописи, ученые, путешественники . Лондон: Британская библиотека. ISBN 978-0-7123-4983-3 .
- Сартори, Франко (1986). «Корфиотский поэт в Венеции XVI века» . Архив Венето . 127 :31–46.
- Говори, Грэм (2018). История Афонского государства: Духовная и культурная диаспора Афона . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-42586-5 .
- Стайкос, Константинос Сп. (1998). Хартия греческой печати: пятнадцатый век . Кёльн: Динтер. ISBN 3-924794-19-7 .
- Стейрис, Георгиос (2015). «Максим Грек: Родился: Арта ок. 1470/1475 Умер: Сергиев Посад 1556». В Сгарби, Марко (ред.). Энциклопедия философии Возрождения . Швейцария: Springer International Publishing, Швейцария. стр. 1–3. дои : 10.1007/978-3-319-02848-4_150-1 . ISBN 978-3-319-02848-4 .
- Томас, Дэвид; Чесворт, Джон А., ред. (2015). Христианско-мусульманские отношения. Библиографическая история: Том 7. Центральная и Восточная Европа, Азия, Африка и Южная Америка (1500–1600 гг.) . Лейден и Бостон: БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-29848-4 .
- Тредголд, Дональд В. (1975). «Встреча Москвы и Рима в царствование Василия III». В Блейне, Эндрю (ред.). Религиозный мир русской культуры . Гаага и Париж: Мутон. стр. 55–74.
- Тредголд, Дональд В. (1973). Запад в России и Китае: религиозная и светская мысль в новое время (Том I: Россия, 1472–1917) . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-09725-3 .
- Труб, Изабель (2008). Исследования по раннему русскому книгопечатанию . Цюрих: Теологическое издательство Цюрих. ISBN 978-3-290-22000-6 .
- Вакалопулос, Апостолос Эуангелу (1976). Греческая нация, 1453–1669 гг.: Культурные и экономические предпосылки современного греческого общества . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса. ISBN 978-0-8135-0810-8 .
- Вакалопулос, Апостолос Эуангелу (1970). Происхождение греческой нации: византийский период, 1204–1461 гг . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса. ISBN 9780813506593 .
- Уэллс, Колин (2007). Отплытие из Византии: как утраченная империя сформировала мир . Нью-Йорк: Бантам Делл. ISBN 978-0-553-38273-0 .
- Уэс, Маринус Энтони (1992). Классика в России 1700–1855: Между двумя медными всадниками . Лейден, Нью-Йорк и Кельн: Э.Дж. БРИЛЛ. ISBN 90-04-09664-7 .
- Вечински, Джозеф Л. (1976). Современная энциклопедия российской и советской истории (том 21) . Галф Бриз, Флорида: Academic International Press. ISBN 0-87569-064-5 .
- Зайц, Нежа (2011). Крогозор славянского слова. Проверка ренессансного гуманизма через срез произведений текстов Приможа Трубара и Максима Греко . Любляна: Издательство ZRC. ISBN 978-961-254-312-9 .
- Закитинос, Дионисий А. (1951). «Общество в Морейском деспотате» . Современный эллинизм : 101–126.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тредголд, Дональд В. (1975). «Встреча Москвы и Рима в царствование Василия III». В Блейне, Эндрю; Бёрд, Томас Э. (ред.). Россия и православие: Очерки в честь Жоржа Флоровского . Гаага: Издательство Mouton. стр. 55–74.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Редакторы Британской энциклопедии (1 января 2020 г.). «Максимус Грек» . Британская энциклопедия, Inc.
Максим Грек , также известный как Максим Агиорит (родился в 1480 году, Арта, Греция — умер в 1556 году, недалеко от Москвы), греческий православный монах, ученый-гуманист и лингвист, чья основная роль в переводе Священного Писания и философско-богословская литература на русский язык распространение византийской культуры по всей России».
- 1475 рождений
- 1556 смертей
- Христианские святые XVI века
- Греческие святые Восточной Православной Церкви
- Люди из Московского княжества
- российские религиозные лидеры
- Греческие христианские монахи
- Гуманисты греческого Возрождения
- Люди из Арты, Греция
- Греческие эмигранты в Россию
- Греческие педагоги XVI века
- Греческие педагоги XV века
- Греческие писатели XV века.
- Греческие писатели XVI века.
- Писатели-мужчины XVI века
- Люди, связанные с Афоном
- Люди, связанные с Ватопедом