Спарта
Лакедемон Лакедемон ( древнегреческий ) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
900–192 гг. До н.э. | |||||||||
Capital | Sparta 37°4′55″N 22°25′25″E / 37.08194°N 22.42361°E | ||||||||
Common languages | Doric Greek | ||||||||
Religion | Greek polytheism | ||||||||
Government | Diarchic Monarchy | ||||||||
King | |||||||||
• c. 930–900 BC | Agis I | ||||||||
• 207–192 BC | Nabis | ||||||||
Legislature | |||||||||
Historical era | Classical antiquity | ||||||||
900s BC | |||||||||
685–668 BC | |||||||||
480 BC | |||||||||
431–404 BC | |||||||||
362 BC | |||||||||
192 BC | |||||||||
|
Спарта [ 1 ] был известным городом-государством в Лаконии в Древней Греции . В древности город-государство был известен как Лакедемон ( Λακεδαίμων , Lakedaímōn ), а название Спарта относилось к его главному поселению на берегу реки Еврот в долине Еврот в Лаконии, на юго-востоке Пелопоннеса . [ 2 ] Около 650 г. до н.э. он стал доминирующей военной сухопутной державой в Древней Греции.
Учитывая свое военное превосходство, Спарта была признана ведущей силой объединенной греческой армии во время греко-персидских войн , соперничая с растущей военно-морской мощью Афин . [ 3 ] Спарта была главным врагом Афин во время Пелопоннесской войны (431–404 гг. до н. э.). [ 4 ] из которого он вышел победителем после битвы при Эгоспотами . Решающая битва при Левктрах против Фив в 371 г. до н.э. положила конец спартанской гегемонии , хотя город-государство сохранял свою политическую независимость до принудительной интеграции в Ахейский союз в 192 г. до н.э. Тем не менее, город восстановил большую автономию после римского завоевания Греции в 146 г. до н. э. и процветал во времена Римской империи , поскольку его антикварные обычаи привлекали множество римских туристов. Однако в 396 году нашей эры Спарта была разграблена вестготским королем Аларихом и пережила длительный период упадка, особенно в средние века , когда многие ее граждане переехали в Мистру . Современная Спарта — столица южногреческого региона Лакония и центр обработки цитрусовых и оливок.
Sparta was unique in ancient Greece for its social system and constitution, which were supposedly introduced by the semi-mythical legislator Lycurgus. His laws configured the Spartan society to maximize military proficiency at all costs, focusing all social institutions on military training and physical development. The inhabitants of Sparta were stratified as Spartiates (citizens with full rights), mothakes (free non-Spartiate people descended from Spartans), perioikoi (free non-Spartiates), and helots (state-owned enslaved non-Spartan locals). Spartiate men underwent the rigorous agoge training regimen, and Spartan phalanx brigades were widely considered to be among the best in battle. Spartan women enjoyed considerably more rights than elsewhere in classical antiquity.
Sparta was frequently a subject of fascination in its own day, as well as in Western culture following the revival of classical learning. The admiration of Sparta is known as Laconophilia. Bertrand Russell wrote:
Sparta had a double effect on Greek thought: through the reality, and through the myth.... The reality enabled the Spartans to defeat Athens in war; the myth influenced Plato's political theory, and that of countless subsequent writers.... [The] ideals that it favors had a great part in framing the doctrines of Rousseau, Nietzsche, and National Socialism.[5]
Names
The ancient Greeks used one of three words to refer to the Spartan city-state and its location. First, "Sparta" refers primarily to the main cluster of settlements in the valley of the Eurotas River.[6] The second word, "Lacedaemon" (Λακεδαίμων),[7] was often used as an adjective and is the name referenced in the works of Homer and the historians Herodotus and Thucydides. The third term, "Laconice" (Λακωνική), referred to the immediate area around the town of Sparta, the plateau east of the Taygetos mountains,[8] and sometimes to all the regions under direct Spartan control, including Messenia.
The earliest attested term referring to Lacedaemon is the Mycenaean Greek 𐀨𐀐𐀅𐀖𐀛𐀍, ra-ke-da-mi-ni-jo, "Lakedaimonian", written in Linear B syllabic script,[9][n 1] the equivalent of the later Greek Λακεδαιμόνιος, Lakedaimonios (Latin: Lacedaemonius).[15][16]
Herodotus seems to use "Lacedaemon" for the Mycenaean Greek citadel at Therapne, in contrast to the lower town of Sparta. This term could be used synonymously with Sparta, but typically it denoted the terrain in which the city was located.[17] In Homer it is typically combined with epithets of the countryside: wide, lovely, shining and most often hollow and broken (full of ravines),[18] suggesting the Eurotas Valley. "Sparta" on the other hand is described as "the country of lovely women", an epithet for people.
The residents of Sparta were often called Lacedaemonians. This epithet utilized the plural of the adjective Lacedaemonius (Greek: Λακεδαιμόνιοι; Latin: Lacedaemonii, but also Lacedaemones). The ancients sometimes used a back-formation, referring to the land of Lacedaemon as Lacedaemonian country. As most words for "country" were feminine, the adjective was in the feminine: Lacedaemonia (Λακεδαιμονία, Lakedaimonia). Eventually, the adjective came to be used alone.
"Lacedaemonia" was not in general use during the classical period and before. It does occur in Greek as an equivalent of Laconia and Messenia during the Roman and early Byzantine periods, mostly in ethnographers and lexica of place names. For example, Hesychius of Alexandria's Lexicon (5th century AD) defines Agiadae as a "place in Lacedaemonia" named after Agis.[19] The actual transition may be captured by Isidore of Seville's Etymologiae (7th century AD), an etymological dictionary. Isidore relied heavily on Orosius' Historiarum Adversum Paganos (5th century AD) and Eusebius of Caesarea's Chronicon (early 5th century AD), as did Orosius. The latter defines Sparta to be Lacedaemonia Civitas,[20] but Isidore defines Lacedaemonia as founded by Lacedaemon, son of Semele, which is consistent with Eusebius' explanation.[21] There is a rare use, perhaps the earliest of "Lacedaemonia", in Diodorus Siculus' The Library of History,[22] but probably with Χώρα (‘’chōra’’, "country") suppressed.
Lakedaimona was until 2006 the name of a province in the modern Greek prefecture of Laconia.
Geography
Sparta is located in the region of Laconia, in the south-eastern Peloponnese. Ancient Sparta was built on the banks of the Eurotas, the largest river of Laconia, which provided it with a source of fresh water. The Eurotas valley was a natural fortress, bounded to the west by Mt. Taygetus (2,407 m) and to the east by Mt. Parnon (1,935 m). To the north, Laconia is separated from Arcadia by hilly uplands reaching 1000 m in altitude. These natural defenses worked to Sparta's advantage and protected it from sacking and invasion. Though landlocked, Sparta had a vassal harbor, Gytheio, on the Laconian Gulf.
Mythology
Lacedaemon (Greek: Λακεδαίμων) was a mythical king of Laconia.[23] The son of Zeus by the nymph Taygete, he married Sparta, the daughter of Eurotas, by whom he became the father of Amyclas, Eurydice, and Asine. As king, he named his country after himself and the city after his wife.[23] He was believed to have built the sanctuary of the Charites, which stood between Sparta and Amyclae, and to have given to those divinities the names of Cleta and Phaenna. A shrine was erected to him in the neighborhood of Therapne.
Tyrtaeus, an archaic era Spartan writer, is the earliest source to connect the origin myth of the Spartans to the lineage of the hero Heracles; later authors, such as Diodorus Siculus, Herodotus, and Apollodorus, also made mention of Spartans understanding themselves to be descendants of Heracles.[24][25][26][27]
Archaeology of the classical period
Thucydides wrote:
Suppose the city of Sparta to be deserted, and nothing left but the temples and the ground-plan, distant ages would be very unwilling to believe that the power of the Lacedaemonians was at all equal to their fame. Their city is not built continuously, and has no splendid temples or other edifices; it rather resembles a group of villages, like the ancient towns of Hellas, and would therefore make a poor show.[28][29]
Until the early 20th century, the chief ancient buildings at Sparta were the theatre, of which, however, little showed above ground except portions of the retaining walls; the so-called Tomb of Leonidas, a quadrangular building, perhaps a temple, constructed of immense blocks of stone and containing two chambers; the foundation of an ancient bridge over the Eurotas; the ruins of a circular structure; some remains of late Roman fortifications; several brick buildings and mosaic pavements.[28]
The remaining archaeological wealth consisted of inscriptions, sculptures, and other objects collected in the local museum, founded by Stamatakis in 1872 and enlarged in 1907. Partial excavation of the round building was undertaken in 1892 and 1893 by the American School at Athens. The structure has been since found to be a semicircular retaining wall of Hellenic origin that was partly restored during the Roman period.[28]
In 1904, the British School at Athens began a thorough exploration of Laconia, and in the following year excavations were made at Thalamae, Geronthrae, and Angelona near Monemvasia. In 1906, excavations began in Sparta itself.[28]
A "small circus" (as described by Leake) proved to be a theatre-like building constructed soon after 200 AD around the altar and in front of the Temple of Artemis Orthia. It is believed that musical and gymnastic contests took place here, as well as the famous flogging ordeal administered to Spartan boys (diamastigosis). The temple, which can be dated to the 2nd century BC, rests on the foundation of an older temple of the 6th century, and close beside it were found the remains of a yet earlier temple, dating from the 9th or even the 10th century. The votive offerings in clay, amber, bronze, ivory and lead dating from the 9th to the 4th centuries BC, which were found in great profusion within the precinct range, supply invaluable information about early Spartan art.[28]
In 1907, the location of the sanctuary of Athena "of the Brazen House" (Χαλκίοικος, Chalkioikos) was determined to be on the acropolis immediately above the theatre. Though the actual temple is almost completely destroyed, the site has produced the longest extant archaic inscription in Laconia, numerous bronze nails and plates, and a considerable number of votive offerings. The city-wall, built in successive stages from the 4th to the 2nd century, was traced for a great part of its circuit, which measured 48 stades or nearly 10 km (6 miles) (Polyb. 1X. 21). The late Roman wall enclosing the acropolis, part of which probably dates from the years following the Gothic raid of 262 AD, was also investigated. Besides the actual buildings discovered, a number of points were situated and mapped in a general study of Spartan topography, based upon the description of Pausanias.[28]
In terms of domestic archaeology, little is known about Spartan houses and villages before the Archaic period, but the best evidence comes from excavations at Nichoria in Messenia where postholes have been found. These villages were open and consisted of small and simple houses built with stone foundations and clay walls.[30]
Menelaion
The Menelaion is a shrine associated with Menelaus, located east of Sparta, by the river Eurotas, on the hill Profitis Ilias (Coordinates: 37°03′57″N 22°27′13″E / 37.0659°N 22.4536°E). Built around the early 8th century BC, the Spartans believed it had been the former residence of Menelaus. In 1970, the British School in Athens started excavations around the Menelaion in an attempt to locate Mycenaean remains in the area. Among other findings, they uncovered the remains of two Mycenaean mansions and found the first offerings dedicated to Helen and Menelaus. These mansions were destroyed by earthquake and fire, and archaeologists consider them the possible palace of Menelaus himself.[31][better source needed]
Excavations made from the early 1990s to the present suggest that the area around the Menelaion in the southern part of the Eurotas valley seems to have been the center of Mycenaean Laconia.[32] The Mycenaean settlement was roughly triangular in shape, with its apex pointed towards the north. Its area was approximately equal to that of the "newer" Sparta, but denudation has wreaked havoc with its buildings and nothing is left of its original structures save for ruined foundations and broken potsherds.[28]
History
Prehistory, "dark age" and archaic period
The prehistory of Sparta is difficult to reconstruct because the literary evidence was written far later than the events it describes and is distorted by oral tradition.[33] The earliest certain evidence of human settlement in the region of Sparta consists of pottery dating from the Middle Neolithic period, found in the vicinity of Kouphovouno some two kilometres (1.2 miles) south-southwest of Sparta.[34]
This civilization seems to have fallen into decline by the late Bronze Age, when, according to Herodotus, Macedonian tribes from the north (called Dorians by those they conquered) marched into the Peloponnese and, subjugating the local tribes, settled there.[33] The Dorians seem to have set about expanding the frontiers of Spartan territory almost before they had established their own state.[35] They fought against the Argive Dorians to the east and southeast, and also the Arcadian Achaeans to the northwest. The evidence suggests that Sparta, relatively inaccessible because of the topography of the Taygetan plain, was secure from early on: it was never fortified.[35]
Nothing distinctive in the archaeology of the Eurotas River Valley identifies the Dorians or the Dorian Spartan state. The prehistory of the Neolithic, the Bronze Age and the Dark Age (the Early Iron Age) at this moment must be treated apart from the stream of Dorian Spartan history.[citation needed]
The legendary period of Spartan history is believed to fall into the Dark Age. It treats the mythic heroes such as the Heraclids and the Perseids, offering a view of the occupation of the Peloponnesus that contains both fantastic and possibly historical elements. The subsequent proto-historic period, combining both legend and historical fragments, offers the first credible history.
Between the 8th and 7th centuries BC the Spartans experienced a period of lawlessness and civil strife, later attested by both Herodotus and Thucydides.[36] As a result, they carried out a series of political and social reforms of their own society which they later attributed to a semi-mythical lawgiver, Lycurgus.[37] Several writers throughout antiquity, including Herodotus, Xenophon, and Plutarch have attempted to explain Spartan exceptionalism as a result of the so-called Lycurgan Reforms.Xenophon, Constitution of the Lacedaimonians, chapter 1[38][39][40]
Classical Sparta
In the Second Messenian War, Sparta established itself as a local power in the Peloponnesus and the rest of Greece. During the following centuries, Sparta's reputation as a land-fighting force was unequalled.[41] At its peak around 500 BC, Sparta had some 20,000–35,000 citizens, plus numerous helots and perioikoi. The likely total of 40,000–50,000 made Sparta one of the larger Greek city-states;[42][43] however, according to Thucydides, the population of Athens in 431 BC was 360,000–610,000, making it much larger.[n 2]
In 480 BC, a small force led by King Leonidas (about 300 full Spartiates, 700 Thespians, and 400 Thebans, although these numbers were lessened by earlier casualties[45]) made a legendary last stand at the Battle of Thermopylae against the massive Persian army, led by Xerxes.[46] The Spartans received advance warning of the Persian invasion from their deposed king Demaratus, which prompted them to consult the Delphic oracle. According to Herodotus, the Pythia proclaimed that either one of the kings of Sparta had to die or Sparta would be destroyed.[47] This prophecy was fulfilled after king Leonidas died in the battle. The superior weaponry, strategy, and bronze armour of the Greek hoplites and their phalanx fighting formation again proved their worth one year later when Sparta assembled its full strength and led a Greek alliance against the Persians at the Battle of Plataea in 479 BC.
The decisive Greek victory at Plataea put an end to the Greco-Persian War along with Persian ambitions to expand into Europe. Even though this war was won by a pan-Greek army, credit was given to Sparta, who besides providing the leading forces at Thermopylae and Plataea, had been the de facto leader of the entire Greek expedition.[48]
In 464 BC, a violent earthquake occurred along the Sparta faultline destroying much of what was Sparta and many other city-states in ancient Greece. This earthquake is marked by scholars as one of the key events that led to the First Peloponnesian War.
In later Classical times, Sparta along with Athens, Thebes, and Persia were the main powers fighting for supremacy in the northeastern Mediterranean. In the course of the Peloponnesian War, Sparta, a traditional land power, acquired a navy which managed to overpower the previously dominant flotilla of Athens, ending the Athenian Empire. At the peak of its power in the early 4th century BC, Sparta had subdued many of the main Greek states and even invaded the Persian provinces in Anatolia (modern day Turkey), a period known as the Spartan hegemony.
During the Corinthian War, Sparta faced a coalition of the leading Greek states: Thebes, Athens, Corinth, and Argos. The alliance was initially backed by Persia, which feared further Spartan expansion into Asia.[49] Sparta achieved a series of land victories, but many of her ships were destroyed at the Battle of Cnidus by a Greek-Phoenician mercenary fleet that Persia had provided to Athens. The event severely damaged Sparta's naval power but did not end its aspirations of invading further into Persia, until Conon the Athenian ravaged the Spartan coastline and provoked the old Spartan fear of a helot revolt.[50]
After a few more years of fighting, in 387 BC the Peace of Antalcidas was established, according to which all Greek cities of Ionia would return to Persian control, and Persia's Asian border would be free of the Spartan threat.[50] The effects of the war were to reaffirm Persia's ability to interfere successfully in Greek politics and to affirm Sparta's weakened hegemonic position in the Greek political system.[51] Sparta entered its long-term decline after a severe military defeat to Epaminondas of Thebes at the Battle of Leuctra. This was the first time that a full strength Spartan army lost a land battle.
As Spartan citizenship was inherited by blood, Sparta increasingly faced a helot population that vastly outnumbered its citizens. The alarming decline of Spartan citizens was commented on by Aristotle.
Hellenistic and Roman Sparta
Sparta never fully recovered from its losses at Leuctra in 371 BC and the subsequent helot revolts. In 338, Philip II invaded and devastated much of Laconia, turning the Spartans out, though he did not seize Sparta itself.[52] Even during its decline, Sparta never forgot its claim to be the "defender of Hellenism" and its Laconic wit. An anecdote has it that when Philip II sent a message to Sparta saying "If I invade Laconia, I shall turn you out.",[53] the Spartans responded with the single, terse reply: αἴκα, "if".[54][55][56] When Philip created the League of Corinth on the pretext of unifying Greece against Persia, the Spartans chose not to join, since they had no interest in joining a pan-Greek expedition unless it were under Spartan leadership. Thus, upon defeating the Persians at the Battle of the Granicus, Alexander the Great sent to Athens 300 suits of Persian armour with the following inscription: "Alexander, son of Philip, and all the Greeks except the Spartans, give these offerings taken from the foreigners who live in Asia".
Sparta continued to be one of the Peloponesian powers until its eventual loss of independence in 192 BC. During Alexander's campaigns in the east, the Spartan king Agis III sent a force to Crete in 333 BC to secure the island for the Persian interest.[57][58] Agis next took command of allied Greek forces against Macedon, gaining early successes, before laying siege to Megalopolis in 331 BC. A large Macedonian army under general Antipater marched to its relief and defeated the Spartan-led force in a pitched battle.[59] More than 5,300 of the Spartans and their allies were killed in battle, and 3,500 of Antipater's troops.[60] Agis, now wounded and unable to stand, ordered his men to leave him behind to face the advancing Macedonian army so that he could buy them time to retreat. On his knees, the Spartan king slew several enemy soldiers before being finally killed by a javelin.[61] Alexander was merciful, and he only forced the Spartans to join the League of Corinth, which they had previously refused.[62]
During the Punic Wars, Sparta was an ally of the Roman Republic. Spartan political independence was put to an end when it was eventually forced into the Achaean League after its defeat in the decisive Laconian War by a coalition of other Greek city-states and Rome, and the resultant overthrow of its final king Nabis, in 192 BC. Sparta played no active part in the Achaean War in 146 BC when the Achaean League was defeated by the Roman general Lucius Mummius. Subsequently, Sparta became a free city under Roman rule, some of the institutions of Lycurgus were restored,[63] and the city became a tourist attraction for the Roman elite who came to observe exotic Spartan customs.[n 3]
In 214 AD, Roman emperor Caracalla, in his preparation for his campaign against Parthia, recruited a 500-man Spartan cohort (lokhos). Herodian described this unit as a phalanx, implying it fought like the old Spartans as hoplites, or even as a Macedonian phalanx. Despite this, a gravestone of a fallen legionary named Marcus Aurelius Alexys shows him lightly armed, with a pilos-like cap and a wooden club. The unit was presumably discharged in 217 after Caracalla was assassinated.[68]
An exchange of letters in the deutero-canonical First Book of Maccabees expresses a Jewish claim to kinship with the Spartans:
Areus king of the Lacedemonians to Onias the high priest, greeting: It is found in writing, that the Lacedemonians and Jews are brethren, and that they are of the stock of Abraham: Now therefore, since this is come to our knowledge, ye shall do well to write unto us of your prosperity. We do write back again to you, that your cattle and goods are ours, and ours are yours.
— Authorized King James Version 1 Maccabees 12.20
The letters are reproduced in a variant form by Josephus.[69] Jewish historian Uriel Rappaport notes that the relationship between the Jews and the Spartans expressed in this correspondence has "intrigued many scholars, and various explanations have been suggested for the problems raised ... including the historicity of the Jewish leader and high priest Jonathan's letter to the Spartans, the authenticity of the letter of Arius to Onias, cited in Jonathan's letter, and the supposed 'brotherhood' of the Jews and the Spartans." Rappaport is clear that "the authenticity of [the reply] letter of Arius is based on even less firm foundations than the letter of Jonathan".[70]
Spartans long spurned the idea of building a defensive wall around their city, believing they made the city's men soft in terms of their warrior abilities. A wall was finally erected after 184 BCE, after the peak of the city-state's power had come and gone.[71]
Postclassical and modern Sparta
In 396 AD, Sparta was sacked by Visigoths under Alaric I.[72][73] According to Byzantine sources, some parts of the Laconian region remained pagan until well into the 10th century. The Tsakonian language still spoken in Tsakonia is the only surviving descendant of the ancient Doric language.[74] In the Middle Ages, the political and cultural center of Laconia shifted to the nearby settlement of Mystras, and Sparta fell further in even local importance. Modern Sparta was re-founded in 1834, by a decree of King Otto of Greece.
Structure of Classical Spartan society
Constitution
Sparta was an oligarchy. The state was ruled by two hereditary kings of the Agiad and Eurypontid families,[75] both supposedly descendants of Heracles and equal in authority, so that one could not act against the power and political enactments of his colleague.[28]
The duties of the kings were primarily religious, judicial, and military. As chief priests of the state, they maintained communication with the Delphian sanctuary, whose pronouncements exercised great authority in Spartan politics. In the time of Herodotus c. 450 BC, their judicial functions had been restricted to cases dealing with heiresses (epikleroi), adoptions and the public roads (the meaning of the last term is unclear in Herodotus' text and has been interpreted in a number of ways). Aristotle describes the kingship at Sparta as "a kind of unlimited and perpetual generalship" (Pol. iii. 1285a), while Isocrates refers to the Spartans as "subject to an oligarchy at home, to a kingship on campaign" (iii. 24).[28]
Civil and criminal cases were decided by a group of officials known as the ephors, as well as a council of elders known as the Gerousia. The Gerousia consisted of 28 elders over the age of 60, elected for life and usually part of the royal households, and the two kings.[76] High state decisions were discussed by this council, who could then propose policies to the damos, the collective body of Spartan citizenry, who would select one of the alternatives by vote.[77][78]
Royal prerogatives were curtailed over time. From the period of the Persian wars, the king lost the right to declare war and was accompanied in the field by two ephors. He was supplanted by the ephors also in the control of foreign policy. Over time, the kings became mere figureheads except in their capacity as generals. Political power was transferred to the ephors and Gerousia.[28]
An assembly of citizens called the Ekklesia was responsible for electing men to the Gerousia for life.
Citizenship
The Spartan education process known as the agoge was essential for full citizenship. However, usually the only boys eligible for the agoge were Spartiates, those who could trace their ancestry to the original inhabitants of the city.
There were two exceptions. trophimoi or "foster sons" were foreign students invited to study. The Athenian general Xenophon, for example, sent his two sons to Sparta as trophimoi. Also, the son of a helot could be enrolled as a syntrophos[79] if a Spartiate formally adopted him and paid his way; if he did exceptionally well in training, he might be sponsored to become a Spartiate.[80] Spartans who could not afford to pay the expenses of the agoge could lose their citizenship.
These laws meant that Sparta could not readily replace citizens lost in battle or otherwise, which eventually proved near fatal as citizens became greatly outnumbered by non-citizens, and even more dangerously by helots.
Non citizens
The other classes were the perioikoi, free inhabitants who were non-citizens, and the helots,[81] state-owned serfs. Descendants of non-Spartan citizens were forbidden the agoge.
Илоты
Спартанцы составляли меньшинство населения Лаконии. Самым многочисленным классом жителей были илоты (в классическом греческом Εἵλωτες / Heílôtes ). [ 82 ] [ 83 ]
Илоты первоначально были свободными греками из областей Мессении и Лаконии, которых спартанцы победили в битве и впоследствии поработили. [ 84 ] В отличие от населения, завоеванного другими греческими городами (например, афинское лечение Мелоса), мужское население не было истреблено, а женщины и дети превратились в рабов. Вместо этого илотам было предоставлено подчиненное положение в обществе, более сравнимое с крепостными в средневековой Европе, чем с рабами движимого имущества в остальной Греции. [ нужна ссылка ] Спартанские илоты были не только сельскохозяйственными рабочими, но и домашней прислугой, как мужчинам, так и женщинам поручались домашние обязанности, например, обработка шерсти. [ 85 ] Однако илоты не были частной собственностью отдельных спартанских граждан, независимо от их домашних обязанностей, а принадлежали государству через систему клерос . [ 86 ]
Илоты не имели избирательных и политических прав. Спартанский поэт Тиртай говорит о том, что илотам разрешалось вступать в брак и оставлять себе 50% плодов своего труда. [ 87 ] Судя по всему, им также было разрешено практиковать религиозные обряды и, по словам Фукидида, владеть ограниченным количеством личной собственности. [ 88 ] Первоначально илотов нельзя было освободить, но в средний эллинистический период около 6000 илотов накопили достаточно богатства, чтобы выкупить свободу, например, в 227 г. до н.э.
В других греческих городах-государствах свободные граждане были солдатами по совместительству, которые, когда не было войны, занимались другими ремеслами. Поскольку спартанские мужчины были солдатами, работающими полный рабочий день, они не могли выполнять ручной труд. [ 89 ] Илотов использовали как неквалифицированных крепостных , обрабатывающих спартанские земли. Женщины-илоты часто использовались в качестве кормилиц . Илоты также путешествовали со спартанской армией в качестве мирных крепостных. В последнем бою битвы при Фермопилах среди погибших греков были не только легендарные триста спартанских солдат, но также несколько сотен феспийских и фиванских солдат, а также несколько илотов. [ 90 ]
Произошло по крайней мере одно восстание илотов (ок. 465–460 до н.э.), которое привело к продолжительному конфликту. К десятому году этой войны спартанцы и мессенцы достигли соглашения, по которому мессенским повстанцам было разрешено покинуть Пелопоннес. [ 91 ] Им был предоставлен безопасный проход при условии, что они будут снова порабощены, если попытаются вернуться. Это соглашение положило конец самому серьезному вторжению на спартанскую территорию с момента их экспансии в седьмом и восьмом веках до нашей эры. [ 92 ] Фукидид отмечал, что «спартанская политика всегда главным образом руководствуется необходимостью принятия мер предосторожности против илотов». [ 93 ] [ 94 ] С другой стороны, спартанцы достаточно доверяли своим илотам в 479 г. до н.э., чтобы взять с собой в Платею 35-тысячное войско, на что они не могли бы рисковать, если бы боялись, что илоты нападут на них или убегут. Восстания рабов произошли и в других частях греческого мира, и в 413 г. до н.э. 20 000 афинских рабов бежали, чтобы присоединиться к спартанским войскам, оккупировавшим Аттику. [ 95 ] Уникальными отношения Спарты с ее рабским населением было то, что илоты, именно потому, что они пользовались такими привилегиями, как семья и собственность, сохраняли свою идентичность завоеванного народа (мессенцы), а также имели эффективные группы родства, которые можно было использовать для организации восстания. [ нужна ссылка ]
По мере того как численность спартиатов сокращалась, а численность илотов продолжала расти, дисбаланс сил вызывал усиление напряженности. По словам Мирона Приенского [ 96 ] середины III века до нашей эры:
Они поручают илотам все постыдные дела, ведущие к позору. Ибо они постановили, что каждый из них должен носить шапку из собачьей шкуры ( κυνῆ / kunễ ), закутываться в шкуры ( διφθέρα / diphthéra ) и получать определенное количество побоев каждый год, независимо от каких-либо проступков, чтобы они никогда не забывали, что они были рабы. Более того, если кто-либо превышал силу, присущую состоянию раба, наказанием считалась смерть; и они назначили наказание тем, кто их контролировал, если они не смогли упрекнуть тех, кто толстел. [ 97 ]
Плутарх также утверждает, что спартанцы обращались с илотами «жестоко и жестоко»: они заставляли их пить чистое вино (которое считалось опасным – вино обычно разбавляли водой) «...и вели их в таком состоянии в их общественные залы, чтобы дети видели, какое зрелище представляет собой пьяный человек, их заставляли плясать низкие танцы и петь смешные песни...» во время сисситий (обязательных банкетов). [ 98 ]
Каждый год, когда Эфоры вступали в должность, они ритуально объявляли войну илотам, позволяя спартанцам убивать их без риска ритуального осквернения. [ 99 ] Эту борьбу, судя по всему, провели криптои (поют. κρύπτης kryptēs ), выпускники агоге , принимавшие участие в таинственном учреждении, известном как Криптея . [ 100 ] Фукидид утверждает:
Илотам было предложено выбрать из своего числа тех, кто утверждал, что наиболее отличился в борьбе с врагом, чтобы они могли получить свободу; цель заключалась в том, чтобы испытать их, поскольку считалось, что первыми, кто потребует своей свободы, будут самые энергичные и наиболее склонные к восстанию. Соответственно было выбрано до двух тысяч, которые увенчались венцом и обошли храмы, радуясь своей новой свободе. Однако спартанцы вскоре после этого покончили с ними, и никто так и не узнал, как погиб каждый из них. [ 101 ] [ 102 ]
Периойкой
Периойки происходили из того же происхождения, что и илоты, но занимали совершенно иное положение в спартанском обществе. Хотя они не пользовались полными гражданскими правами, они были свободны и не подвергались таким же ограничениям, как илоты. Точная природа их подчинения спартанцам не ясна, но, похоже, они служили частично своего рода военным резервом, частично квалифицированными мастерами, а частично агентами внешней торговли. [ 103 ] Периойкские гоплиты все чаще служили в спартанской армии, особенно в битве при Платеях , и хотя они также могли выполнять такие функции, как производство и ремонт доспехов и оружия, [ 104 ] они все больше интегрировались в боевые подразделения спартанской армии по мере сокращения спартиатского населения. [ 105 ]
Экономика
Полноправным гражданам спартиатам по закону было запрещено заниматься торговлей или производством, что, следовательно, находилось в руках периойков. [ 28 ] Эта прибыльная монополия на плодородной территории с хорошими гаванями обеспечивала лояльность периойков. [ 106 ] Несмотря на запрет на черный труд и торговлю, есть свидетельства существования спартанских скульпторов, [ 107 ] и спартанцы, несомненно, были не только солдатами, но и поэтами, магистратами, послами и правителями.
Предположительно, спартанцам было запрещено иметь золотые и серебряные монеты, а согласно легенде, спартанская валюта состояла из железных слитков, чтобы препятствовать накоплению сокровищ. [ 108 ] [ 109 ] Лишь в 260-х или 250-х годах до нашей эры Спарта начала чеканить собственные монеты. [ 110 ] Хотя демонстрация богатства, по-видимому, не поощрялась, это не препятствовало производству очень красиво украшенных произведений искусства из бронзы, слоновой кости и дерева, а также изысканных ювелирных изделий, что подтверждается археологическими раскопками. [ 111 ]
Предположительно, в рамках Ликурганской реформы в середине 8 века до нашей эры, масштабная земельная реформа разделила собственность на 9000 равных частей. Каждый гражданин получал одно поместье, клерос , которое должно было обеспечивать его жизнь. [ 112 ] Землю обрабатывали илоты, сохранявшие за собой половину урожая. Из другой половины спартиат должен был платить сборы за столовую ( sysitia ) и агоги за своих детей. Однако ничего не известно о вопросах богатства, таких как то, как земля покупалась, продавалась и наследовалась или получали ли дочери приданое. [ 113 ] Однако с самого начала были заметные различия в богатстве внутри государства, и они стали более серьезными после принятия закона Эпитадея через некоторое время после Пелопоннесской войны , который снял юридический запрет на дарение или завещание земли. [ 28 ] [ 114 ] К середине V века земля сосредоточилась в руках крошечной элиты, и представление о том, что все спартанские граждане равны, стало пустым притворством. Ко времени Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) число граждан сократилось с 9 000 до менее 1 000, а затем уменьшилось до 700 с приходом на престол Агиса IV в 244 г. до н. э. Были предприняты попытки исправить это путем наложения юридических наказаний на бакалавров. [ 28 ] но это не могло переломить тенденцию.
Жизнь в классической Спарте
Рождение и смерть
Спарта была прежде всего милитаристским государством, и упор на военную подготовку начинался практически с самого рождения. По словам Плутарха, после рождения мать купала своего ребенка в вине, чтобы проверить, силен ли ребенок. Если ребенок выживал, отец ребенка приводил его в Герусию. Затем Герусия решила, воспитывать ее или нет. [ 28 ] Обычно говорят, что если младенца считали «хилым и уродливым», его бросали в пропасть на горе Тайгет, известную эвфемистически как Апотеты (греч. ἀποθέται , «Отложения»). [ 115 ] [ 116 ] По сути, это была примитивная форма евгеники . [ 115 ] Плутарх — единственный исторический источник спартанской практики систематического детоубийства, мотивированной евгеникой. [ 117 ] Спарту часто считают уникальной в этом отношении, однако, как отмечает антрополог Лейла Уильямсон: «Детоубийство практиковалось на всех континентах и людьми любого уровня культурной сложности, от охотников-собирателей до высоких цивилизаций. , это было правилом». [ 118 ] В Спарте по этому поводу ведутся споры, поскольку при раскопках в пропасти были обнаружены только останки взрослых, вероятно, принадлежавшие преступникам. [ 119 ] а греческие источники, современные Спарте, не упоминают о системном детоубийстве, мотивированном исключительно евгеникой. [ 120 ]
Спартанские погребальные обычаи со временем менялись. Архаический спартанский поэт Тиртей говорил о спартанских павших на войне следующим образом:
Никогда не погибнет его [погибшего на войне] имя и добрая слава,
Но хотя он и под землей, он бессмертен,
И молодые, и старые оплакивают его,
Весь город скорбит о болезненной утрате,
и его могила и дети указаны среди народа,
и дети детей его, и род его после них. [ 121 ]
Когда спартанцы умирали, отмеченные надгробия предоставлялись только солдатам, погибшим в бою во время победоносной кампании, или женщинам, умершим либо при исполнении божественного служения, либо при родах. [ 122 ] Эти надгробия, вероятно, служили памятниками, а не надгробиями. Свидетельством спартанских захоронений является гробница лакедемонян в Афинах. [ нужна ссылка ] Раскопки на кладбище классической Спарты выявили ритуально пронзенные кантароидные керамические сосуды, ритуальный забой лошадей и специфические погребальные ограждения рядом с отдельными «участками». Некоторые могилы со временем использовались повторно. [ 123 ] [ 124 ]
В эллинистический период в Спарте были обнаружены более величественные двухэтажные монументальные гробницы. За этот период таких обнаружено десять. [ 124 ]
Образование
Когда спартанцы-мужчины начинали военную подготовку в возрасте семи лет, они вступали в систему агоге . Агоге был призван поощрять дисциплину и физическую выносливость , а также подчеркивать важность спартанского государства. Мальчики жили в общей столовой , и, по словам Ксенофонта, чьи сыновья посещали агоге , мальчиков кормили «как раз в таком количестве, чтобы они никогда не становились вялыми из-за переедания, а также давали им почувствовать вкус того, чего не должно быть». достаточно." [ 125 ] Кроме того, их учили выживать во времена лишений, даже если это означало воровство. [ 126 ] Помимо физической подготовки и обучения обращению с оружием, мальчики обучались чтению, письму, музыке и танцам. Особые наказания применялись, если мальчики не отвечали на вопросы достаточно « лаконично » (т.е. кратко и остроумно). [ 127 ]
Спартанским мальчикам полагалось брать наставника-мужчину старшего возраста, обычно неженатого молодого человека. Согласно некоторым источникам, старший мужчина должен был действовать как своего рода замена отца и образец для подражания для своего младшего партнера; однако другие полагают, что существовала достаточная уверенность в том, что у них были сексуальные отношения (точная природа спартанской педерастии не совсем ясна). Ксенофонт, поклонник спартанской системы образования, сыновья которой посещали агоге , явно отрицает сексуальный характер отношений. [ 128 ] [ 125 ]
Некоторые спартанские молодые люди, очевидно, стали членами нерегулярного отряда, известного как Криптея . Непосредственной целью этого подразделения было найти и убить уязвимых лаконцев-илотов в рамках более широкой программы террора и запугивания населения илотов. [ 129 ]
Об образовании спартанских девочек доступно меньше информации, но они, похоже, прошли довольно обширный формальный образовательный цикл, во многом похожий на цикл образования мальчиков, но с меньшим упором на военную подготовку. Спартанские девушки получали образование, известное как «мусике» . Это включало музыку, танцы, пение и поэзию. Хоровому танцу обучали, чтобы спартанские девушки могли участвовать в ритуальных действиях, включая культы Елены и Артемиды. [ 130 ] В этом отношении классическая Спарта была уникальной в Древней Греции. Ни в одном другом городе-государстве женщины не получали никакого формального образования. [ 131 ]
Военная жизнь
В 20 лет спартанский гражданин начинал свое членство в одной из сисситий (столовых или клубов), состоявшей примерно из пятнадцати членов каждая, членом которой должен был быть каждый гражданин. [ 28 ] Здесь каждая группа научилась объединяться и полагаться друг на друга. Спартанцы не имели права избираться на государственные должности до достижения 30-летнего возраста. Только коренные спартанцы считались полноправными гражданами и были обязаны пройти предусмотренное законом обучение, а также участвовать и вносить финансовый вклад в одну из сисситий . [ 132 ]
Спарта считается первым городом, где практикуется спортивная нагота, а некоторые ученые утверждают, что она также была первым городом, официально узаконившим педерастию. [ 133 ] Согласно этим источникам, спартанцы считали, что любовь старшего, состоявшегося аристократа к подростку необходима для его становления как свободного гражданина. , Они утверждают, что агоге образование правящего класса, было основано на педерастических отношениях, требуемых от каждого гражданина. [ 134 ] с любовником, ответственным за обучение мальчика.
Однако другие ученые подвергают сомнению эту интерпретацию. Ксенофонт это категорически отрицает. [ 125 ] но не Плутарх. [ 135 ]
Спартанские мужчины оставались в действительном резерве до 60 лет. Мужчин поощряли вступать в брак в 20 лет, но они не могли жить со своими семьями до тех пор, пока не оставили действительную военную службу в 30 лет. Они называли себя « гомоиой » (равными), указывая на свою общий образ жизни и дисциплина фаланги , требовавшая, чтобы ни один солдат не превосходил своих товарищей. [ 136 ] насколько можно было усовершенствовать войну гоплитов . Спартанцы сделали это, [ 137 ]
Фукидид сообщает, что, когда спартанец отправлялся на войну, его жена (или другая женщина, имеющая какое-то значение) обычно подносила ему свой аспис (щит) и говорила: «С этим или на этом» (Ἢ τὰν ἢ ἐπὶ τᾶς, Èi tàn èi èpì tàs ), что означает, что истинные спартанцы могли вернуться в Спарту только победителями (со своим щитом в руке) или мертвыми (неся его на себе). [ 138 ] Это почти наверняка пропаганда. Спартанцы хоронили своих погибших на поле боя или рядом с ним; трупы не возвращались на своем щите. [ 139 ] Тем не менее, справедливо будет сказать, что для солдата было менее позорно потерять шлем, нагрудник или поножи, чем щит, поскольку первые предназначались для защиты одного человека, тогда как щит также защищал человека слева от него. Таким образом, щит был символом подчинения отдельного солдата своему подразделению, его неотъемлемого участия в его успехе и его торжественной ответственности перед товарищами по оружию – однокурсниками и друзьями, часто близкими кровными родственниками.
По мнению Аристотеля, спартанская военная культура была на самом деле недальновидной и неэффективной. Он заметил:
Следует помнить о стандартах цивилизованных людей, а не животных, поскольку именно хорошие люди, а не животные, способны на настоящую храбрость. Те, кто, подобно спартанцам, концентрируются на одном и игнорируют другое в своем образовании, превращают людей в машины и, посвятив себя одному единственному аспекту городской жизни, в конечном итоге ставят их ниже даже в этом. [ 140 ]
Одним из наиболее стойких мифов о Спарте, не имеющих под собой никаких оснований, является представление о том, что спартанские матери не испытывали никаких чувств к своим потомкам и помогали навязывать милитаристский образ жизни своим сыновьям и мужьям. [ 141 ] [ 142 ] Миф восходит к Плутарху, который включает не менее 17 «изречений» о «спартанских женщинах», все из которых перефразируют или развивают тему о том, что спартанские матери отвергали своих собственных детей, если они проявляли какую-либо трусость. В некоторых из этих высказываний матери оскорбляют своих сыновей только за то, что они выжили в битве. Эти высказывания, якобы принадлежащие спартанским женщинам, скорее всего, имели афинское происхождение и были призваны изобразить спартанских женщин неестественными и, следовательно, не заслуживающими жалости. [ 139 ]
Сельское хозяйство, еда и диета
Сельское хозяйство Спарты состояло в основном из ячменя, вина, сыра, зерна и инжира. Эти предметы выращивались на месте на клеросе каждого спартанского гражданина, и за ними ухаживали илоты. Спартанские граждане должны были жертвовать определенное количество того, что они получали от своих клеросов, в свою сисситию, или столовую. Эти пожертвования в сисситию были обязательным требованием для каждого спартанского гражданина. Вся пожертвованная еда затем была перераспределена на питание спартанского населения этой сисситии. [ 143 ] Илоты, которые ухаживали за землей, кормились частью того, что они собирали. [ 144 ]
Свадьба
Плутарх сообщает об своеобразных обычаях, связанных со спартанской брачной ночью:
Обычай заключался в том, чтобы ловить женщин для замужества... За пойманной девушкой взялась так называемая «подружка невесты». Сначала она обрила голову до основания, затем одела ее в мужской плащ и сандалии и уложила ее одну на матрас в темноте. Жених, не пьяный и, следовательно, не бессильный, а, как всегда, трезвый, сначала обедал в столовой, потом прокрадывался, расстегивал пояс, поднимал ее и носил в постель. [ 145 ]
Муж продолжал тайно навещать жену некоторое время после свадьбы. Эти обычаи, уникальные для спартанцев, интерпретировались по-разному. Один из них решительно поддерживает необходимость переодевания невесты в мужчину, чтобы помочь жениху заключить брак, настолько отвыкли мужчины к женским взглядам в момент первого полового акта. «Похищение», возможно, служило защитой от сглаза , а стрижка волос жены, возможно, была частью обряда посвящения, который сигнализировал ее вступление в новую жизнь. [ 146 ]
Роль женщин
Политическое, социальное и экономическое равенство
Спартанские женщины из класса граждан пользовались статусом, властью и уважением, которые были неизвестны в остальном классическом мире. Более высокий статус женщин в спартанском обществе начинался с рождения; в отличие от Афин, спартанских девушек кормили той же пищей, что и их братьев. [ 147 ] Их не запирали в доме отца и не ограничивали в упражнениях и свежем воздухе, как в Афинах, а занимались спортом и даже соревновались в спорте. [ 147 ] Самое главное, что спартанские законы запрещали выдавать замуж девочек в возрасте 12 или 13 лет, а не выдавать замуж до тех пор, пока они не достигли подросткового возраста или не достигли 20-летнего возраста. Причины отсрочки вступления в брак заключались в том, чтобы обеспечить рождение здоровых детей, но в результате они избавили спартанских женщин от опасностей и долговременного ущерба для здоровья, связанных с беременностью среди подростков . Спартанские женщины, лучше питавшиеся с детства и хорошо подготовленные к физическим упражнениям, имели гораздо больше шансов дожить до старости, чем их сестры в других греческих городах, где средний возраст смерти составлял 34,6 года, что примерно на 10 лет ниже, чем у мужчин. [ 148 ]
В отличие от афинских женщин , которые носили тяжелую, закрывающую одежду и редко появлялись вне дома, спартанские женщины носили платья ( пеплос ) с разрезом сбоку, чтобы обеспечить более свободное передвижение, и свободно передвигались по городу, гуляя или управляя колесницами. Девочки и мальчики занимались спортом, возможно, обнаженными, а молодые женщины и молодые мужчины могли участвовать в Гимнопедии («Фестивале обнаженной молодежи»). [ 149 ] [ 150 ]
Другой практикой, о которой упоминали многие посетители Спарты, была практика «разделения жен». В соответствии со спартанской верой в то, что размножение должно происходить между наиболее физически здоровыми родителями, многие пожилые мужчины позволяли более молодым, более здоровым мужчинам оплодотворять своих жен. Другие неженатые или бездетные мужчины могли даже попросить жену другого мужчины родить ему детей, если она раньше была сильным детородителем. [ 151 ] По этой причине многие считали спартанских женщин полигамными или полиандрическими . [ 152 ] Эта практика поощрялась для того, чтобы женщины рожали как можно больше крепких детей. Спартанское население было трудно поддерживать из-за постоянного отсутствия и потерь мужчин в боях, а также интенсивного физического осмотра новорожденных. [ 153 ]
Спартанские женщины также были грамотными и умелыми считать, что было редкостью в древнем мире. Более того, благодаря своему образованию и тому факту, что они свободно перемещались в обществе, общаясь со своими согражданами (мужчинами), они были известны тем, что высказывали свое мнение даже публично. [ 154 ] Платон в середине четвертого века описал женскую учебную программу в Спарте как состоящую из гимнастики и музыки (музыки и искусства). Платон хвалил способности спартанских женщин, когда дело доходило до философских дискуссий. [ 155 ]
Самое главное, что спартанские женщины обладали экономической властью, поскольку они контролировали свою собственность и собственность своих мужей. Подсчитано, что в более поздней классической Спарте, когда мужское население сильно сокращалось, женщины были единоличными владельцами не менее 35% всей земли и собственности в Спарте. [ 156 ] Законы о разводе были одинаковыми как для мужчин, так и для женщин. В отличие от женщин в Афинах, если спартанская женщина становилась наследницей своего отца, потому что у нее не было живых братьев, которых можно было бы унаследовать ( эпиклерос ) , женщина не была обязана разводиться со своим нынешним супругом, чтобы выйти замуж за своего ближайшего родственника по отцовской линии. [ 156 ]
Исторические женщины
Многие женщины сыграли значительную роль в истории Спарты . [ 157 ] Королева Горго , наследница престола и жена Леонида I , была влиятельной и хорошо документированной фигурой. Геродот пишет, что, будучи маленькой девочкой, она советовала своему отцу Клеомену сопротивляться взятке. Позже сообщалось, что она отвечала за расшифровку предупреждения о том, что персидские войска собираются вторгнуться в Грецию; после того, как спартанские генералы не смогли расшифровать деревянную табличку, покрытую воском, она приказала им очистить воск, показав предупреждение. [ 158 ] » Плутарха «Моралия содержит сборник «Изречений спартанских женщин», в том числе лаконичную шутку, приписываемую Горго: на вопрос женщины из Аттики, почему спартанские женщины были единственными женщинами в мире, которые могли управлять мужчинами, она ответила: «Потому что мы только женщины являются матерями мужчин». [ 159 ] В 396 году Киниска , сестра царя Эврипонтидов Агесилая II, стала первой женщиной в Греции, выигравшей олимпийские гонки на колесницах. Она снова победила в 392 году и в честь своей победы посвятила два памятника: надпись в Спарте и набор бронзовых конных статуй в олимпийском храме Зевса. [ 160 ] [ 161 ]
Лаконофилия
Лаконофилия — это любовь или восхищение Спартой, ее культурой или конституцией. В свое время Спарта вызывала значительное восхищение, даже в конкурирующих Афинах . В древности «многие знатнейшие и лучшие из афинян всегда считали спартанское государство чуть ли не идеальной теорией, реализованной на практике». [ 162 ] Многие греческие философы, особенно платоники, часто описывали Спарту как идеальное государство, сильное, смелое и свободное от коррупции в торговле и деньгах. Французский классик Франсуа Олье в своей книге 1933 года Le mirage spartiate («Спартанский мираж») предупреждал, что главная научная проблема заключается в том, что все сохранившиеся описания Спарты были написаны не спартанцами, которые часто чрезмерно идеализировали свой предмет. [ 163 ] Термин «спартанский мираж» стал обозначать «идеализированные искажения и изобретения характера спартанского общества в произведениях неспартанских писателей», начиная с греческой и римской античности и продолжаясь в средневековую и современную эпохи. [ 164 ] Эти рассказы о Спарте обычно связаны с социальными или политическими проблемами писателя. [ 164 ] Никаких отчетов самих спартанцев не сохранилось, если они когда-либо были написаны.
С возрождением классического образования в Европе эпохи Возрождения лаконофилия вновь появилась, например, в трудах Макиавелли . Английский конституционалист елизаветинской эпохи Джон Эйлмер сравнил смешанное правительство Англии Тюдоров со Спартанской республикой, заявив, что «Лакедемония [была] самым благородным и лучшим управляемым городом, который когда-либо существовал». Он назвал его образцом для Англии. Философ Жан-Жак Руссо выгодно противопоставил Спарту Афинам в своем «Рассуждении об искусствах и науках» , утверждая, что ее строгая конституция предпочтительнее более сложной афинской жизни. Революционная и наполеоновская Франция также использовала Спарту как образец строгой чистоты. [ 165 ]
Немецкая расистская разновидность лаконофилии была инициирована Карлом Отфридом Мюллером , который связал спартанские идеалы с предполагаемым расовым превосходством дорийцев, этнической подгруппы греков, к которой принадлежали спартанцы. В 20 веке это переросло в фашистское восхищение спартанскими идеалами. Адольф Гитлер хвалил спартанцев, рекомендуя в 1928 году Германии подражать им, ограничивая «количество людей, которым разрешено жить». Он добавил, что «спартанцы когда-то были способны на такую мудрую меру... Покорение 350 000 илотов 6 000 спартанцев стало возможным только благодаря расовому превосходству спартанцев». Спартанцы создали «первое расовое государство». [ 166 ] После вторжения в СССР Гитлер рассматривал граждан СССР как илотов при спартанцах: «Они [спартанцы] пришли как завоеватели и забрали все», и так же следует поступать и с немцами. Нацистский офицер уточнил, что «немцам придется занять позицию спартиатов, тогда как... русские будут илотами». [ 166 ]
Некоторые ранние сионисты, и особенно основатели кибуцного движения в Израиле, находились под влиянием спартанских идеалов, особенно в сфере образования. Табенкин , основатель кибуцного движения и ударного отряда Пальмах , предписывал, чтобы военное обучение «начиналось с детской», чтобы детей из детского сада забирали «ночевать в горах и долинах». [ 167 ] [ 168 ]
В наше время прилагательное «спартанец» означает простой, экономный, избегающий роскоши и комфорта. [ 169 ] Термин « лаконичная фраза » характеризует очень краткую и прямую речь, свойственную спартанцам.
Спарта также занимает видное место в современной популярной культуре , наиболее известной из которых является битва при Фермопилах (см. Битва при Фермопилах в популярной культуре ).
Известные древние спартанцы
- Агесилай II - царь
- Агис I – король
- Агис II - король
- Хилон – философ
- Хион (7 век до н. э.) – спортсмен
- Клеарх Спарты — наемник армии Десяти тысяч .
- Клеомен I – царь
- Клеомен III – царь и реформатор
- Циниска (4 век до н. э.) – принцесса и спортсменка.
- Горго – королева и политик
- Елена – принцесса Троянской войны.
- Леонид I (ок. 520–480 до н. э.) – царь, полководец в битве при Фермопилах.
- Ликург (квазимифический, век неясный) — законодатель
- Ликург (царь Спарты) (3 век до н. э.) — отменил двоевластие.
- Лисандр (V–IV века до н. э.) – полководец.
- Менелай – царь во время Троянской войны
- Наби – король
- Ксантипп Карфагенский - спартанский наемник во время Первой Пунической войны.
См. также
Примечания
- ^ Встречается на следующих планшетах : TH Fq 229, TH Fq 258, TH Fq 275, TH Fq 253, TH Fq 284, TH Fq 325, TH Fq 339, TH Fq 382. [ 10 ] Есть также такие слова, как 𐀨𐀐𐀅𐀖𐀛𐀍𐀄𐀍 , ra-ke-da-mo-ni-jo-u-jo - найдены на планшете TH Gp 227. [ 10 ] – возможно, это могло означать «сын спартанца». [ 11 ] [ 12 ] Более того, засвидетельствованные слова 𐀨𐀐𐀅𐀜 , ra-ke-da-no и 𐀨𐀐𐀅𐀜𐀩 , ra-ke-da-no-re могли быть формами линейного письма B самого Лакедемона ; последний, найденный на табличке MY Ge 604, считается формой дательного падежа первого, который находится на табличке MY Ge 603. Гораздо более вероятным считается, что ra-ke-da-no и ra-ke-da-no-re соответствуют антропониму Λακεδάνωρ , Лакеданор , хотя последний считается этимологически родственным Лакедемону . [ 10 ] [ 13 ] [ 14 ]
- ^ По данным Фукидида, афинские граждане в начале Пелопоннесской войны (5 век до н.э.) насчитывали 40 000 человек, что вместе с их семьями составляло 140 000 человек. Метики, то есть те, кто не имел гражданских прав и платил за право проживать в Афинах, насчитывали еще 70 000 человек, тогда как число рабов оценивалось от 150 000 до 400 000 человек. [ 44 ]
- ↑ Особенно Диамастигос в святилище Артемиды Орфии, Лимнаи за пределами Спарты. Здесь в III веке нашей эры был построен амфитеатр для наблюдения за ритуальной поркой спартанских юношей. [ 64 ] [ 65 ] Приезжие римляне пришли к выводу, что Спарта деградировала до отвратительного культа фетиша жестокости. [ 66 ] [ 67 ]
Ссылки
- ^ ( дорический греческий : Спарта , латинизированный: Спарта ; аттический греческий : Спарта , латинизированный: Спарте )
- ^ Картледж 2002 , с. 91.
- ^ Картледж 2002 , с. 174.
- ^ Картледж 2002 , с. 192.
- ^ Рассел, Бертран (27 августа 2015 г.). «Глава XII: Влияние Спарты». История западной философии . Рутледж. ISBN 978-1138127043 . OCLC 931802632 .
- ^ Лидделл и Скотт 1940 . Спарта .
- ^ Лидделл и Скотт 1940 . Лакедемон .
- ^ Картледж 2002 , с. 4.
- ^ «Слово линейного письма Б ра-ке-да-ми-ни-дзё» . Палеолексикон. Инструмент для изучения слов древних языков .
- ^ Перейти обратно: а б с «TH 229 Fq (305)» . «ТД Fq 258 (305)» . «TH 275 Fq (305)» . «TH 253 Fq (305)» . «TH 284 Fq (305)» . «ТН 325 Fq (305)» . «TH 339 Fq (305)» . «TH 382 Fq (305)» . «ТХ 227 Гп (306)» . "МОЙ 603 Ge+фрр.(58а)" . «МОЙ 604 Ge (58а)» . База данных ДАМОС о микенах в Осло . Университет Осло .
- ^ Томпсон, Руперт (2010). «Микенский грек» . В Баккере, Эгберт Дж. (ред.). Спутник древнегреческого языка . Блэквеллские спутники древнего мира. Уайли-Блэквелл. п. 223. ИСБН 978-1-4051-5326-3 .
- ^ Бикс, RSP (2010). «св υἱός». Этимологический словарь греческого языка . Том. 2. При содействии Люсьена ван Бека. Лейден, Бостон: Брилл. п. 1528. ИСБН 9789004174184 .
- ^ Рэймур, К.А. «ра-ке-да-но» . Минойское линейное письмо А и микенское линейное письмо Б. Мертвоеземье. Архивировано из оригинала 12 октября 2013 г. Проверено 23 марта 2014 г.
- ^ Джасанофф, Джей Х.; Нуссбаум, Алан (1996). Лефковиц, Мэри Р.; Роджерс Маклин, Гай (ред.). Возвращение к Черной Афине . Издательство Университета Северной Каролины. п. 193. ИСБН 0807845558 .
- ^ Лидделл и Скотт 1940 . Лакедемониос, св. Лакедаймон .
- ^ Лакедемоний, св. Лакедемон . Чарльтон Т. Льюис и Чарльз Шорт. Латинский словарь по проекту «Персей» .
- ^ МакБин, Александр ; Джонсон, Сэмюэл (1773). «Лакедемон» . Словарь древней географии [и т. д.] Лондон: Г. Робинсон [и т. д.] .
- ^ Отенрит 1891 , Лакедемон .
- ^ Шмидт, Морис, изд. (1863). «Св. Ἀγιάδαι» . Лексикон Hesychii Alexandrini (на греческом языке). Йена: Фредерик Маук. . В Интернет-архиве
- ^ Орозий, 21.01.12 .
- ^ Винер, Лео (1920). Вклад в историю арабо-готической культуры Том. III: Германия Тацита и другие подделки. Филадельфия: Иннес и сыновья. п. 20.
- ^ Диодор Сицилийский, Библиотека , 19.70.2 .
- ^ Перейти обратно: а б Павсаний 1918 , Описание Греции, III.1.2 .
- ^ Диодор Сицилийский, 4.57-8.
- ^ Аполлодор, 2.8.2-4
- ^ Питомник, Найджел. «Спартанцы: Новая история | Уайли» . Wiley.com . стр. 37–39 . Проверено 3 февраля 2021 г.
- ^ Хдт., 9.26.2
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот свободном доступе : Тод, Маркус Нибур (1911). « Спарта ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 25 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 609–14. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Фукидид, i. 10
- ^ Кавана, Уильям (2018). «Археология древней Спарты применительно к Лаконии и Мессении». СПУТНИК СПАРТЫ . Том. 1. Хобокен США: Уайли Блэквелл. п. 62.
- ^ Британская школа в Афинах, дом .
- ↑ Микенское присутствие в юго-восточной долине Евротас: Вуно Панагиас и Айос Георгиос , автор Эмилия Бану.
- ^ Перейти обратно: а б Геродот, Книга I, 56,3.
- ^ Картледж 2002 , с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б Эренберг 2002 , с. 31.
- ^ Эренберг 2002 , с. 36.
- ^ Эренберг 2002 , с. 33.
- ^ Ксенофонт, Конституция лакедемонян , 1.
- ^ Геродот, 1.65-66.
- ^ Плутарх, Жизнь Ликурга , 6.1-2.
- ^ «Исторический комментарий к Фукидиду». Дэвид Картрайт, с. 176
- ^ Моррис, Ян (декабрь 2005 г.), Рост греческих городов в первом тысячелетии до нашей эры. версия 1 (PDF) , Рабочие документы Принстона / Стэнфорда по классической литературе, заархивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
- ^ Нильсен, Томас Гейне (29 декабря 2017 г.). Еще раз: Исследования древнегреческого полиса . Франц Штайнер Верлаг. ISBN 9783515084383 – через Google Книги.
- ^ Уилсон, Найджел Гай, изд. (2006). Энциклопедия Древней Греции . Рутледж (Великобритания). стр. 214–15 . ISBN 0-415-97334-1 .
- ^ Геродот, 7.202, 7.228.
- ^ Грин 1998 , с. 10.
- ^ Геродот, 7.220-7.225.
- ^ Британника изд. 2006, «Спарта»
- ^ «Словарь древних и средневековых войн». Мэтью Беннетт, с. 86
- ^ Перейти обратно: а б «Оксфордская иллюстрированная история Греции и эллинистического мира» с. 141, Джон Бордман, Джаспер Гриффин, Освин Мюррей
- ↑ Fine, Древние греки , 556–59.
- ^ Картледж 2002 , с. 273 «Филипп опустошил Лаконию вплоть до Гитеона на юге и формально лишил Спарту Дентелиатиса (и, по-видимому, территории Месенийского залива до реки Малый Памисос), Бельминатиса, территории Карьяи и восточного мыса Парнона».
- ^ Плутарх ; В. К. Хелмбольд. «Де Гаррулитате» . Цифровая библиотека Персея . Университет Тафтса . Проверено 5 мая 2021 г.
Если я вставлю Лакониан, я тебя разозлю.
- ^ Дэвис 1997 , с. 133.
- ^ Плутарх 1874 , De болтовня, 17 .
- ^ Плутарх 1891 , De болтовня, 17 ; на греческом языке
- ^ «Агис III – Ливий» . www.livius.org . Архивировано из оригинала 8 мая 2013 г. Проверено 26 марта 2020 г.
- ^ Картледж, Пол; Спофорт, Энтони (2002). Эллинистическая и римская Спарта: повесть о двух городах (2-е изд.). Лондон: Рутледж. п. 21. ISBN 0415262771 .
- ^ Бадиан, Э. (29 декабря 1967 г.). «Агис III». Гермес . 95 (2): 170–92. JSTOR 4475455 .
- ^ Диодор, Всемирная история
- ^ Диодор, Всемирная история , 17.62.1–63.4; тр. CB Уэллс
- ^ Александр Македонский и его время . Агнес Сэвилл. п. 44 ISBN 0-88029-591-0
- ^ Картледж и Спофорт 2001 , с. 82.
- ^ Цицерон (1918). «II.34» . В Поленце, М. (ред.). Тускуланские диспуты (на латыни). Лейпциг: Тойбнер. В проекте Персей
- ^ Мичелл, Хамфри (1964). Спарта . Издательство Кембриджского университета. п. 175.
- ^ Томас Дж. Фигейра, «Структура населения в позднеархаической и классической Спарте», Труды Американской филологической ассоциации (1974-2014) , Vol. 116 (1986), Издательство Университета Джонса Хопкинса, стр. 165–213.
- ^ Майк Коул, Легион против Фаланги: эпическая борьба за превосходство пехоты в древнем мире , Osprey Publishing, 2018 г.
- ^ Картледж и Спофорт 2001 , с. 108.
- ^ Эрих С. Грюн, Наследие и эллинизм: новое изобретение еврейской традиции , 1998, с. 254, ISBN 0-520-23506-1 (2002 г.)
- ^ Раппапорт, Ю., 47. 1 Маккавеи в Бартоне, Дж. и Маддимане, Дж. (2001), Оксфордский библейский комментарий , заархивировано 22 ноября 2017 г. в Wayback Machine , стр. 729
- ^ Какими были спартанцы? На заметку Lego Masters: они не строили городские стены
- ^ Александр Гиллеспи (7 октября 2011 г.). История законов войны: Том 2: Обычаи и законы войны с… Блумсбери. ISBN 9781847318626 – через Google Книги.
- ^ Ховатсон, MC (22 августа 2013 г.). Оксфордский справочник классической литературы . ОУП Оксфорд. ISBN 9780199548552 – через Google Книги.
- ^ Лиосис, Никос. «Цаконианские исследования: современное состояние» . исследовательские ворота . Институт новогреческих исследований . Проверено 4 июля 2022 г.
- ^ Картледж 2002 , с. 89.
- ^ Греки на войне Филип Де Соуза, Вальдемар Хекель, Ллойд Ллевелин-Джонс, Виктор Дэвис Хэнсон
- ^ Политика Аристотеля , Томаса Алана Синклера, Тревора Дж. Сондерса
- ^ Спутник греческих исследований Леонард Уибли
- ^ Лидделл и Скотт 1940 . партнер .
- ^ Пауэл, Антон (1987). Греческий мир . Рутледж .
- ^ Древняя Греция , Сара Б. Помрой Стэнли М. Берштейн, Уолтер Донлан, Дженнифер Толберт Робертс
- ^ Геродот (IX, 28–29)
- ^ Ксенофонт, Hellenica , III, 3, 5
- ^ «Спарта» . ИСТОРИЯ . Проверено 3 августа 2021 г.
- ^ Кеннелл, Найджел М. «Илоты и периэки» Спарта: новая история. Уайли-Блэквелл, стр. 136. 2010 г.
- ^ Фигейра, Томас, «Илотаж и спартанская экономика», стр. 566-574. В «Спутнике Спарты» под редакцией Антона Пауэлла, 565–589. Том. 1 « Спутника Спарты». Хобокен, Нью-Джерси: Уайли Балкуэлл, 2018.
- ^ Запад 1999 , с. 24.
- ^ Картледж 2002 , с. 141.
- ^ Картледж 2002 , с. 140.
- ^ Эренберг 2002 , с. 159.
- ^ Фукидид; Майнотт, Джереми (2013), «Третий год войны, 429–28 [II 71–103]» , Фукидид , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 135–161, doi : 10.1017/cbo9781139050371.014 , ISBN 978-1-139-05037-1 , получено 24 февраля 2021 г.
- ^ Кеннелл, Найджел М. (2010). Спартанцы: Новая история . Уайли-Блэквелл. п. 122.
- ^ Фукидид (IV, 80); греческий неоднозначен
- ^ Картледж 2002 , с. 211.
- ^ Фукидид (VII, 27)
- ^ Талберт, с. 26.
- ^ В Афинее, 14, 647d = FGH 106 F 2. Пер. Картледж, стр. 305
- ^ Плутарх, Жизнь Ликурга 28, 8–10. См. также: Житие Димитрия , 1, 5; Конституция Лакедемонян 30; Де Коибенда Ира 6; Об общих уведомлениях 19.
- ^ Плутарх, Жизнь Ликурга 28, 7.
- ^ Пауэлл 2001 , с. 254.
- ^ Фукидид (Книга IV 80.4).
- ^ Историк-классик Антон Пауэлл записал похожую историю из Сальвадора 1980-х годов . См. Пауэлл, 2001, с. 256
- ^ Картледж 2002 , стр. 153–155.
- ^ Картледж 2002 , стр. 158, 178.
- ^ «Структура населения в позднеархаической и классической Спарте» Томаса Фигейры, Труды Американской филологической ассоциации 116 (1986), стр. 165–213
- ^ Пол Картледж, Спарта и Лакония , Рутледж, Лондон, 1979, стр. 154–59.
- ^ Конрад Стиббе, Другая Спарта , Verlag Philipp von Zabern, Майнц, 1996, стр. 111–27.
- ^ Excel HSC Древняя история Питера Робертса, ISBN 1-74125-178-8 , 978-1-74125-178-4
- ^ Грин, Роберт (2000), 48 законов власти , Penguin Books , стр. 420, ISBN 0-14-028019-7
- ^ Ходкинсон, Стивен (2000), Собственность и богатство в классической Спарте , с. 154
- ↑ Конрад Стиббе, Другая Спарта , Verlag Philipp von Zabern, Майнц, 1996
- ^ AHM Jones, Sparta , Basel Blackwell and Mott Ltd., 1967, стр. 40–43.
- ^ Стивен Ходкинсон, Собственность и богатство в классической Спарте , Классическая пресса Уэльса, Суонси, 2000. См. также обсуждение Полом Картледжем собственности в Спарте в Спарте и Лаконии , стр. 142–44.
- ^ Социальный конфликт в Древней Греции Александр Фукс, ISBN 965-223-466-4 , 978-965-223-466-7
- ^ Перейти обратно: а б Картледж 2001 , с. 84.
- ^ Плутарх 2005 , с. 20.
- ^ Бэйлисс, Эндрю Дж. (26 мая 2022 г.). «4. Воспитание спартанца». Спартанцы: очень краткое введение : 59–76. дои : 10.1093/actrade/9780198787600.003.0004 . ISBN 978-0-19-878760-0 .
- ^ Уильямсон, Лейла (1978). «Детоубийство: антропологический анализ». В Коле, Марвин (ред.). Детоубийство и ценность жизни . Нью-Йорк: Книги Прометея . С. 61–75 [61].
- ^ Теодорос К. Питсиос (2010). «Древняя Спарта - Программа исследования пещеры Кеадас» (PDF) . Бюллетень Швейцарского общества антропологии . 16 (1-2): 13-22. Архивировано из оригинала (PDF) 2 октября 2013 г.
- ^ Снид (2021). «Инвалидность и детоубийство в Древней Греции». Гесперия: Журнал Американской школы классических исследований в Афинах . 90 (4): 747. doi : 10.2972/hesperia.90.4.0747 . S2CID 245045967 .
- ^ Тиртей, фр.12, строки 27-32.
- ^ Плутарх, Жизнь Ликурга 27.2–3. Однако это может означать объединение более поздней практики с практикой классического периода. См. «Не классический идеал: Афины и построение другого в греческом искусстве» под ред. Бет Коэн, с. 263, примечание 33, 2000 г., Brill.
- ^ Цули, М. (2016). Свидетельства о погребальных банкетах в Древней Спарте. В: Дрейкотт К.М., Стаматопулу М. и Питерс У. (ред.), Обед и смерть: междисциплинарные перспективы «погребального банкета» в древнем искусстве, погребении и верованиях, Питерс, 353–383.
- ^ Перейти обратно: а б Кристесен, П. (2018). Типология и топография спартанских захоронений от протогеометрического до эллинистического периода: переосмысление спартанской исключительности и мнимое прекращение интрамуральных захоронений взрослых в греческом мире. Ежегодник Британской школы в Афинах , 113 , 307–363.
- ^ Перейти обратно: а б с Ксенофонт, Спартанское общество, 2
- ^ Каган, Дональд; Озмент, Стивен; Фрэнк, Тернер; Фрэнк, Элисон (2013). «Расцвет греческой цивилизации». Западное наследие . Пирсон. стр. 44, Спартанское общество.
- ^ Картледж 2001 , с. 85.
- ^ Картледж 2001 , стр. 91–105.
- ^ Картледж 2001 , с. 88.
- ^ Миллендер, Эллен Г. (2018). Пауэлл, Антон (ред.). Товарищ Спарты . Уайли-Блэквелл. п. 504.
- ^ Картледж 2001 , стр. 83–84.
- ^ Дэвид, Э. (1984). Аристофан и афинское общество начала IV века до нашей эры . Архив Брилла. ISBN 9004070621 .
- ^ Скэнлон, Томас Ф. (2005). «Рассеивание педерастии и спортивная революция в Греции шестого века до нашей эры». Дж. Гомосекс . 49 (3–4): 63–85. дои : 10.1300/j082v49n03_03 . ПМИД 16338890 . S2CID 19140503 .
Однополое желание и любовь в греко-римской древности и в классической традиции Запада , стр. 64–70.
- ^ Эрих Бете , Дорическая педерастия: их этика и их идеи , Зауэрлендер, 1907, 441, 444. ISBN 978-3921495773
- ^ Плутарх, Жизнь Ликурга 18.
- ^ Readers Companion Military Hist с. 438. Коули
- ^ Адкок 1957 , стр. 8–9.
- ^ Плутарх 2004 , с. 465.
- ^ Перейти обратно: а б Хелена П. Шредер (2011). «Сыновья и матери» . ΣPARTA: Журнал древней спартанской и греческой истории . 7 (4). Публикации Маркулакиса. ISSN 1751-0007 . Проверено 14 сентября 2013 г. (требуется подписка)
- ^ Форрест 1968 , с. 53.
- ^ Помрой 2002 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Греки , HDF Китто, ISBN 0-202-30910-X , 978-0202309101
- ^ Лэнгридж-Ноти, Элизабет (2015). «Неизменные вкусы: первые шаги к корреляции данных о приготовлении и потреблении пищи в древней Лаконии». В Спатаро, Микела; Виллинг, Александра (ред.). Керамика, кухня и культура . Соединенное Королевство: Oxbow Books. стр. 148–55. ISBN 978-1-78297-947-0 .
- ^ Фигейра, Томас (1984). «Вклады в беспорядок и средства к существованию в Спарте». Труды Американской филологической ассоциации . 114 : 87–109. дои : 10.2307/284141 . JSTOR 284141 .
- ^ Плутарх, Жизнь Ликурга
- ^ Помрой 2002 , с. 42.
- ^ Перейти обратно: а б Ксенофонт, Спартанское общество, 1
- ^ Бланделл 1999 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Гуттентаг и Секорд, 1983; Финли, 1982 г.; Помрой, 1975 год.
- ^ Помрой 2002 , с. 34.
- ^ Пауэлл 2001 , с. 248.
- ^ Бланделл 1999 , с. 154.
- ^ Пауэлл 2001 , с. 246.
- ^ Мария Деттенхофер, «Женщины Спарты», Pure Men's Thing, Мюнхен, Deutscher Taschenbuch Verlag, 1994, стр. 25.
- ^ Помрой 2002 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б Помрой, Сара Б. Богиня, шлюхи, жены и рабыни: женщины в классической древности . Нью-Йорк: Schocken Books, 1995, стр. 60–62.
- ^ «Горго и спартанские женщины» . 27 октября 2009 г. Архивировано из оригинала г. 27 октября 2009 Проверено 10 августа 2011 г.
- ^ Хелена Шредер (11 июля 2010 г.). «Переосмысление Спарты — спартанские женщины» . Elysiumgates.com . Проверено 10 августа 2011 г.
- ^ Плутарх 2004 , с. 457.
- ^ Павсаний, 6.1.6
- ^ Миллендер, Эллен Г., «Спартанские женщины», с. 500-525. В «Спутнике Спарты» под редакцией Антона Пауэлла, Vol. 1 « Спутника Спарты». Хобокен, Нью-Джерси: Уайли Блэквелл, 2018.
- ^ Мюллер: Дорианс II, 192.
- ^ Ходкинсон, Стивен «Воображаемая спартанская политерия », стр. 22–81 из «Воображаемого Полиса: Симпозиум», 7–10 января 2004 г. под редакцией Могенса Германа Хансена, Копенгаген: Danske Videnskabernes Selskab, 2005, стр. 222.
- ^ Перейти обратно: а б Ходкинсон С. (31 декабря 2002 г.). "Введение". Спарта: За миражом . Классическая пресса Уэльса. дои : 10.2307/j.ctv1n357hd . ISBN 978-1-914535-20-8 .
- ^ Жижек, Славой . «Настоящие голливудские левые» . www.lacan.com.
- ^ Перейти обратно: а б Кирнан, Бен. «Гитлер, Пол Пот и власть хуту: отличительные темы идеологии геноцида» (PDF) . п. 19. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г. Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ Создание израильского милитаризма , Ури Бен-Элиезер, Indiana University Press, 1998, стр. 63
- ↑ Земля и власть: сионистское обращение к силе, 1881–1948 , Анита Шапира, Stanford University Press, 1999, 300
- ^ «Спартанец» . Словарь Merriam-Webster.com . Мерриам-Вебстер . Проверено 05 октября 2021 г.
Источники
- Дэвис, Норман (1997) [1996]. Европа: История . Случайный дом. ISBN 0712666338 .
- Адкок, FE (1957), Греческое и македонское искусство войны , Беркли: University of California Press, ISBN 0-520-00005-6
- Аутенрит, Георг (1891). Гомеровский словарь для школ и колледжей . Нью-Йорк: Харпер и братья.
- Бланделл, Сью (1999). Женщины в Древней Греции . Лондон: Издательство Британского музея. ISBN 978-0-7141-2219-9 .
- Картледж, Пол (2002), Спарта и Лакония: региональная история с 1300 по 362 год до нашей эры (2-е изд.), Оксфорд: Рутледж, ISBN 0-415-26276-3
- Картледж, Пол (2001), Спартанские размышления , Лондон: Дакворт, ISBN 0-7156-2966-2
- Картледж, Пол ; Спофорт, Энтони (2001), Эллинистическая и римская Спарта (2-е изд.), Оксфорд: Routledge, ISBN 0-415-26277-1
- Эренберг, Виктор (2002) [1973], От Солона до Сократа: греческая история и цивилизация между 6 и 5 веками до нашей эры (2-е изд.), Лондон: Routledge, ISBN 978-0-415-04024-2
- Форрест, WG (1968), История Спарты, 950–192 до н.э. , Нью-Йорк: WW Norton & Co.
- Грин, Питер (1998), Греко-персидские войны (2-е изд.), Беркли: University of California Press, ISBN 0-520-20313-5
- Лидделл, Генри Джордж; Скотт, Роберт (1940). Джонс, Генри Стюарт (ред.). Греко-английский лексикон . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Помрой, Сара Б. (2002), Спартанские женщины , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 978-0-19-513067-6
- Пауэлл, Антон (2001), Афины и Спарта: построение греческой политической и социальной истории с 478 г. до н.э. (2-е изд.), Лондон: Routledge, ISBN 0-415-26280-1
- Павсаний (1918). Описание Греции . с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. ISBN 9780674992078 .
- Плутарх (1874 г.), Мораль Плутарха , перевод с греческого несколькими руками. Исправлено и доработано. Уильям В. Гудвин, доктор медицинских наук. Д., Бостон, Кембридж
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Плутарх (1891), Бернардакис, Грегориус Н. (редактор), Моралия , Плутарх (на греческом языке), Лейпциг: Тойбнер
- Плутарх (2005), Ричард Дж. А. Талберт (редактор), О Спарте (2-е изд.), Лондон: Penguin Books, ISBN 0-14-044943-4
- Плутарх (2004), Фрэнк Коул Бэббит (редактор), Моралия Том. III , Классическая библиотека Леба, Кембридж: Издательство Гарвардского университета, ISBN 0-674-99270-9
- Уэст, ML (1999), Греческая лирическая поэзия , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 978-0-19-954039-6
Дальнейшее чтение
- Брэдфорд, Эрнл (2004), Фермопилы: Битва за Запад , Нью-Йорк: Da Capo Press, ISBN 0-306-81360-2
- Бакстон, Ричард (1999), От мифа к разуму?: Исследования развития греческой мысли , Оксфорд: Clarendon Press, ISBN 0-7534-5110-7
- Картледж, Пол (2004), «Что спартанцы сделали для нас?: Вклад Спарты в западную цивилизацию», Греция и Рим , том. 51, нет. 2, стр. 164–179.
- Давид, Ефрем. 1989. «Платье в спартанском обществе» . Древний мир 19:3–13.
- Флауэр, Майкл А. 2009. «Спартанская «религия» и греческая «религия » ». В Спарте: сравнительные подходы . Под редакцией Стивена Ходкинсона, 193–229. Суонси, Великобритания: Классическая пресса Уэльса.
- Ходкинсон, Стивен; Галлоу, Хризанти, ред. (2021). Роскошь и богатство в Спарте и Пелопоннесе . Суонси: Классическая пресса Уэльса. ISBN 9781910589830 .
- Ходкинсон, Стивен и Ян МакГрегор Моррис, ред. 2010. Спарта в современной мысли . Суонси, Великобритания: Классическая пресса Уэльса.
- Низко, Полли. 2006. «В память о спартанских павших на войне». В Спарте и войне . Под редакцией Стивена Ходкинсона и Антона Пауэлла, 85–109. Суонси, Великобритания: Классическая пресса Уэльса.
- Моррис, Ян (1992), Ритуал смерти и социальная структура в классической древности , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-37611-4
- Павлидес, Николетт А. (2023). Культы героев Спарты: местная религия в греческом городе . Лондон: Bloomsbury Academic. ISBN 9781788313001 .
- Рабиновиц, Адам. 2009. «Питье из одной чаши: Спарта и позднеархаическая комменсальность». В Спарте: сравнительные подходы . Под редакцией Стивена Ходкинсона, 113–191. Суонси, Великобритания: Классическая пресса Уэльса.
- Томпсон, Ф. Хью (2002), Археология греческого и римского рабства , Лондон: Дакворт, ISBN 0-7156-3195-0
- Фукидид (1974), М. И. Финли, Рекс Уорнер (редактор), История Пелопоннесской войны , Лондон: Penguin Books, ISBN 0-14-044039-9
Внешние ссылки
- СМИ, связанные со Спартой , на Викискладе?
- Спарта в программе «В наше время » на BBC
- Папакириаку-Анагносту, Эллен (2000–2011). «История Спарты» . Древнегреческие города . Архивировано из оригинала 5 марта 2001 г. Проверено 4 декабря 2007 г.