Нил Сора
Нил Сора | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1433 Москва |
Умер | 7 мая 1508 г. |
Почитается в | Восточное православие |
канонизирован | 1903 г. Русской Православной Церковью. |
Праздник | 7 мая |
Нил Сорский (также Нил Сорский или Нил Сорский ; русский : Нил Сорский ; светское имя : Николай Майков ; русский : Николай Майков ; ок. 1433 – 7 мая 1508) [ 1 ] был русским православным монахом, духовным писателем, богословом, основателем Сорской пустыни. Он наиболее известен как основатель течения в Русской Православной Церкви, известного как нестяжатели ( нестяжатели ), выступавшего против церковного землевладения . [ 2 ] Русская Православная Церковь почитает Нилуса как святого , отмечая его праздник в годовщину его кончины 7 мая. [ 3 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Нил Сорский, великий подвижник Русской Церкви , родился в 1433 году. [ 4 ] и происходил из дворянства Майковых . [ 5 ]
Прежде чем стать монахом , Нилус из Соры работал писцом и занимался копированием книг. В начале своей жизни он также путешествовал по Палестине и Греции и познакомился там с исихастским движением. [ 6 ]
В дальнейшем он принял монашество в Кирилло-Белозерском монастыре , известном своим враждебным отношением к монашескому землевладению. Основатель монастыря Кирилл сам Белоозерский был известен тем, что отвергал села, предложенные ему набожными дворянами.
Последователи Кирилла переняли его путь и позже стали известны как старцы с Волги , их лидером стал Нилус из Соры. Вскоре он отправился в путешествие по Святой Земле и посетил Палестину , Константинополь и Афон , знакомясь с мистическим учением исихазма и читая святоотеческую литературу . По возвращении в Россию где-то между 1473 и 1489 годами Нил Сорский основал обитель на реке Соре недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря, где поселился со своими последователями. Он много писал. [ 7 ] Это путешествие по святым местам произвело на него большое впечатление и изменило всю его индивидуальность. Уединение, замкнутость, забвение мира стали основными чертами его характера. [ 8 ]
Дело о новгородской ереси
[ редактировать ]Нил Сорский был замешан в деле новгородской ереси , волновавшей в то время немало умов на Руси. [ 9 ] Представляется, что Нил Сорский и его ближайший сподвижник Паисий Ярославов были гораздо более терпимы к еретикам, чем большая часть русского духовенства во главе с архиепископами Геннадием и Иосифом Волоцкими .
В 1489 году архиепископ Геннадий встал на путь борьбы с еретиками и попросил архиепископа Ростовского посоветоваться со старцами Нилом Сорским и Паисием (Ярославовым) (живавшими в его епархии ) и попросить их помощи в этом вопросе. Исторические сведения того периода не проливают никакого света на исход этих «переговоров», но с этого времени, по-видимому, не было никакого взаимодействия между Нилом Сорским и Паисием (Ярославовым) с одной стороны и Геннадием и Иосифом Волоцкими с другой. другой.
Оба старца, однако, не отнеслись к ереси равнодушно. Оба они присутствовали на Синоде 1490 года, посвященном ереси, и оказали свое влияние на его окончательное решение. Первоначально духовенство единогласно высказалось за сожжение всех еретиков на кострах. Однако по итогам синода лишь несколько священников были осуждены, а затем лишены сана без казни. Однако позже в том же десятилетии несколько еретиков были сожжены как в Новгороде, так и в Москве. [ 10 ]
Обучение и влияние
[ редактировать ]Нил Сорский был противником формальности в православии, широко распространенной в России XVI века. Оно настолько глубоко кристаллизовалось в церковной жизни того периода, что такие личности, как Максим Грек и старец Артемий, пытавшиеся показать глубокие основы православия, считались еретиками. Его желанием было раскрыть глубокое понимание православия, уделяя больше внимания духовной жизни души, чем религиозным обрядам. Он был не книжным червем, а спекулянтом-философом или спекулянтом-теоретиком, и его личность отличала необыкновенная духовная свобода. Вся жизнь человека – путь непрестанного самосовершенствования и самосовершенствования – основана на Святом Евангелии. И старец проявил большое психологическое понимание духовной борьбы и наметил ясные пути «благодатной борьбы». Он глубоко верил, что нравственное, внутреннее, духовное совершенство является идеальной основой активной, продуктивной жизни верующего человека. [ 8 ]
В своем учении он развивал мистические и аскетические идеи в духе исихазма Григория Синаита , призывая верующих сосредоточиться на своем внутреннем мире и личных душевных переживаниях веры как средстве достижения единения с Богом . Нилус Сорский требовал от монахов участия в производительном труде и выступал в поддержку монашеских реформ на основе уединенного и скромного образа жизни.
Нил Сорский посвятил свои усилия борьбе с правами монастырского землевладения на Синоде 1503 года в Москве . Там он поставил вопрос о монастырских имениях, которые составляли в то время около трети территории всего Российского государства и которые, по его мнению, были ответственны за деморализацию русских монашеских общин. Нила Сорского поддержали старцы Кирилло-Белозерского монастыря и его ученик Вассиан Патрикеев . Хотя он и высказывался в пользу Ивана III политики по секуляризации монастырских земель, [ 11 ] Нилус из Соры не дожил до конца этой борьбы. Патрикеев и Артемий Троицкий Преемниками Нила были .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Террас, Виктор (1 января 1985 г.). Справочник по русской литературе . Издательство Йельского университета. п. 306. ИСБН 978-0-300-04868-1 .
- ^ О Ниле Сорском см. Дэвид М. Голдфранк, «Восстановление центра Нила Сорского: свидетельства из источников», Русское обозрение 66, № 3 (2007): 359–376.
- ^ (на греческом языке) Святой Нил из России . 7 мая. ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР.
- ^ Мозер, Чарльз (30 апреля 1992 г.). Кембриджская история русской литературы . Издательство Кембриджского университета. п. 30. ISBN 978-0-521-42567-4 .
- ^ «Упокоение преподобного Нила, игумена Сорского», Православная Церковь в Америке.
- ^ Латуретт, Кеннет Скотт (1975). История христианства: от начала до 1500 года . Сан-Франциско: HarperOne. п. 617. ИСБН 9780060649524 .
- ^ Нил Сорский: Полное собрание сочинений . Джордж Мэлони, изд. и пер. (Махва, Нью-Джерси: Paulist Press, 2003).
- ^ Перейти обратно: а б (in Russian) Великий старец Нил Сорский (the great elder Nilus of Sora) Retrieved on 25 Jan 2018
- ^ (in Russian) Русская историческая библиотека, Жидовствующие, ересь (Russian historical library, Judaize, heresy) Retrieved on 25 Jan 2018
- ^ Дэвид М. Голдфранк, «Гори, детка, гори: популярная культура и ересь в позднесредневековой России», Журнал популярной культуры 31, вып. 4 (1998): 17–32; Андрей Плигузов, «Архиепископ Геннадий и ересь «иудаистов»» Гарвардские украинские исследования, 16 (3/4) декабря 1992 г.: 269-288; Георгий Вернадский, «Ересь иудаистов и политика Ивана III Московского», Speculum, Vol. 8, № 4 (октябрь 1933 г.): 436–454.
- ^ Прокурат, Михаил. «Иосиф Волоколамский, св.», Энциклопедия монашества , (Уильям М. Джонстон, ред.), Routledge, 2013 , ISBN 9781136787164
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-страница о Ниле Сорском
- Святой Нил Сорский на французском языке с богатой иконографией и гимнографией (святой Нил де ла Сора, avec riche иконография и гимнография)