Тюрьма народов
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2017 г. ) |
Тюрьма народов или тюрьма наций ( русский : тюрьма народов ) — фраза, впервые использованная Владимиром Лениным в 1914 году. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Он применил его к России , описывая национальную политику того времени. [ 4 ] Идея назвать Россию тюрьмой основана на маркиза де Кюстина книге La Russie en 1839 .
Энгельс использовал эту фразу. [ 5 ] Это также связано с критикой советским историком Михаилом Покровским «России — тюрьмы народов» и «России — международной жандармерии ». [ 5 ] [ 6 ]
Основным смыслом фразы было общее представление о Российской империи как об отсталом авторитарном государстве. Это определение иногда использовалось и по отношению к другим многонациональным государствам, подавлявшим стремление народов к самоопределению ( Австро-Венгрия , Османская империя , СССР , Югославия и другие). [ 7 ] [ 8 ]
Историография
[ редактировать ]В «России как тюрьме народов» (1930) Покровский писал, что прямое принуждение применялось Российской империей чаще всего в районах экспансии на Дальнем Востоке , Кавказе , в Средней Азии и Маньчжурии , а также в западных частях империя, такая как Польша , и «очень многие поляки закончили свою жизнь в Сибири ». Покровский отметил, что украинских , белорусских и грузинских школ не существует, а в польских школах за владение польским языком наказывают лишением питания. Покровский подчеркнул историю евреев как самых изгоев в царском правлении из-за черты оседлости , ограничивающей места для жизни. Покровский цитировал мысль Ленина о том, что «диктатура крепостников-помещиков была не только отражением экономической отсталости нашей страны, но и была одной из причин этой отсталости. Опираясь на устаревшие формы хозяйства, она не позволяла экономика одновременно двигалась вперед. Пока она не была свергнута, [Российская империя] должна была оставаться отсталой аграрной страной». [ 6 ]
Советские историки традиционно критиковали политику царизма , которая включала в себя некоторое использование фразы «тюрьма народов» после Ленина. С другой стороны, историки спорят о том, насколько Сталин был готов признать существование идеи «тюрьмы народов» Ленина и Покровского. «Наблюдения» представляли собой набор сообщений, отправленных в августе 1934 года советским редакторам с официальной интерпретацией истории СССР, которые стали достоянием общественности после их публикации в государственном органе « Правда» в январе 1936 года. Содержание этих «Наблюдений» иногда подвергалось критике. рассматривается историками как готовность сталинистов признать наблюдение Ленина. Однако историк Дэвид Бранденбергер не согласился с этим, основываясь на контексте и времени оригинальных частных публикаций ранее в 1934 году. В июле 1934 года Сталин направил письмо в советское Политбюро , утверждая, что царскую Россию не следует подвергать особой критике, поскольку все европейские страны были реакционной в XIX веке, а не только в Российской империи. В свете сталинского сужения В историографии Бранденбергер утверждал, что важный вывод из «Наблюдений» заключается не в том, что они включили фразу «царизм — тюрьма народов», а скорее в том, что они заменили слово «Россия» в более раннем обороте фразы на «царизм», чтобы сузить круг вопросов. объект критики формы правления. Хотя Сталин использовал некоторые оставшиеся рубрики интернационализма, этот сдвиг послужил более «прагматичной» интерпретации истории с точки зрения советского Кремля , который начал повторно использовать больше элементов национализма . [ 5 ] : 359–360
В январе 1936 года была создана еще одна комиссия по учебникам истории под председательством Андрея Жданова , в которую входили ряд высших функционеров Коммунистической партии, в том числе Николай Бухарин , Карл Радек , Яков Яковлев и Карл Бауман и другие. [ 9 ] В связи с работой этой комиссии Бухарин написал пространную критику Покровского и его методологии, обвинив покойного историка в механистической приверженности абстрактным социологическим формулам, неспособности правильно понять и применить диалектический метод , а также в склонности изображать историю как грубо универсальный процесс. [ 10 ] Комиссия Жданова, посоветовавшись со Сталиным, опубликовала влиятельное коммюнике, в котором историки школы Покровского были классифицированы как проводники вредных идей, которые по своей сути были «антимарксистскими, антиленинскими, по существу ликвидаторскими и антинаучными». [ 11 ]
Критика Покровским старого режима как «тюрьмы народов» и «международного жандарма» отныне была расценена как антипатриотический «национальный нигилизм», и была установлена новая русская националистическая историческая ортодоксальность. [ 12 ] Эта новая официальная ортодоксальность сохранялась на протяжении всей жизни Сталина и в некоторой степени до распада СССР . [ 12 ]

Некоторые историки, оценивая Советский Союз как колониальную империю , применили к СССР идею «тюрьмы народов». Томас Виндерл писал: «СССР стал в определенном смысле больше тюрьмой наций, чем когда-либо была старая Империя». [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]- Антисемитизм в Советском Союзе
- Принудительные поселения в Советском Союзе
- Korenizatsiya
- ГУЛАГ
- Katorga
- Штрафной транспорт
- Национальное разграничение в Советском Союзе
- Буржуазный национализм
- Советский патриотизм
- Великорусский шовинизм
- Переселение населения в Советском Союзе
Библиография
[ редактировать ]- Дэвид Бранденбергер, «Политика, проецированная в прошлое: что спровоцировало кампанию против Покровского?» в книге Яна Д. Тэтчера (ред.), «Переосмысление революционной России: очерки в честь Джеймса Д. Уайта». Хаундмиллс, Англия: Пэлгрейв, 2006; стр. 202–214.
- Russia as the Prison of Nations M. N. Pokrovskii, Russia as the Prison of Nations. 1930 Original Source: 1905 god (Moscow: OGIZ Moskovskii rabochii, 1930). Reprinted in M. N. Pokrovskii, Izbrannye proizvedeniia (Moscow 1965-67), IV:129-35.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ К вопросу о национальной политике
- ^ Н. Матюшкин. «В. И. Ленин о дружбе народов», Издательство «Знание», Москва, 1954 г.
- ^ Российская империя в 1914—1917 гг.: факты, которые всегда замалчивались : «Гнилая самодержавная Россия, эта извечная тюрьма народов просто обречена на поражение.»
- ^ Бранденбергер, Дэвид (2002). Национал-большевизм: сталинская массовая культура и формирование современной российской национальной идентичности, 1931-1956 гг . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674009066 .
- ^ Jump up to: а б с Бранденбергер, Дэвид (2002). Национал-большевизм: сталинская массовая культура и формирование современной российской национальной идентичности, 1931-1956 гг . Издательство Гарвардского университета. стр. 18, 48, 122–123, 359–360. ISBN 978-0-674-00906-6 .
- ^ Jump up to: а б «Россия как тюрьма народов» . Семнадцать мгновений советской истории . 27 августа 2015 г. Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ Никитин Н. Была ли Россия "тюрьмой народов"?. Дата обращения: 31 июля 2015.
- ^ Sulakshin, S.; Сулакшин, С. (2007). Nat︠s︡ionalʹnai︠a︡ identichnostʹ Rossii i demograficheskiĭ krizis : materialy Vserossiĭskoĭ nauchnoĭ konferent︠s︡ii, Moskva, 20-21 okti︠a︡bri︠a︡ 2006 g. (in Latin). Moskva: Nauchnyĭ ėkspert. ISBN 978-5-91290-009-9 . OCLC 162637884 .
- ^ Бранденбергер, «Политика, проецируемая в прошлое», стр. 204.
- ^ Бранденбергер, «Политика, проецируемая в прошлое», стр. 205.
- ^ "В Совнаркоме Союза СССР - ЦК ВКП(б), РГАСПИ, фонд 558, опись 1, дело 3156, листы 11-12; цитируется по Бранденбергеру, "Политика, проецируемая в прошлое", стр. 207.
- ^ Jump up to: а б Бранденбергер, «Политика, проецируемая в прошлое», стр. 208.
- ^ Бекус, Нелли (01 января 2010 г.). Борьба за идентичность: официальная и альтернативная «беларусскость» . Издательство Центральноевропейского университета. п. 42. ИСБН 978-963-9776-68-5 .