Закон о российском гражданстве
О гражданстве Российской Федерации О гражданстве Российской Федерации | |
---|---|
Федеральное Собрание | |
Цитирование | N 62-ФЗ |
Территориальная протяженность | Россия (включая Крым ), оккупированные территории Украины |
Принят | Федеральное Собрание |
Подписано | Президент России |
Подписано | 31 мая 2002 г. |
Началось | 1 июля 2002 г. |
Статус: Изменено |
Закон о российском гражданстве на которых человек имеет гражданство России подробно описывает условия , . Российской Федерации» является федеральный закон «О гражданстве регулирующим требования к гражданству , Основным законом , , который вступил в силу 1 июля 2002 года.
Любой человек, родившийся в России хотя бы от одного родителя-россиянина или родившийся за границей от двух родителей-россиян, получает российское гражданство при рождении. [ 1 ] Иностранные граждане могут стать гражданами путем приема после соблюдения минимального срока проживания (обычно пять лет), подтверждения законного источника дохода и владения русским языком .
Россия ранее была частью Советского Союза , и ее жители были советскими гражданами . После распада Советского Союза все постсоветские государства приняли отдельные законы о гражданстве. Хотя граждане бывших союзных республик больше не являются советскими, они по-прежнему имеют право на упрощенное приобретение российского гражданства, при котором они могут быть освобождены от некоторых требований для приема в качестве граждан России.
Терминология
[ редактировать ]Различие между значением терминов гражданство и национальность не всегда четкое в английском языке и различается в зависимости от страны. Как правило, гражданство означает юридическую принадлежность человека к стране и является общим термином, используемым в международных договорах применительно к членам государства ; Гражданство относится к набору прав и обязанностей, которые человек имеет в этой стране. [ 2 ]
Конституция России дает разные определения обоих терминов; человека Гражданство – это статус, присвоенный физическому лицу с указанием государства, которое осуществляет юрисдикцию над этим конкретным лицом, а национальность относится к этнической группе . человека была указана национальность Советские правила требовали, чтобы во внутреннем паспорте , определяемая национальностью его родителей. Если национальности их родителей различались, они могли выбрать любое гражданство. В российских внутренних паспортах с 1990-х годов эта информация полностью отсутствует. В российском контексте эти два термина не являются взаимозаменяемыми и не могут использоваться как синонимы друг друга. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Императорские российские подданные
[ редактировать ]До того, как понятие гражданства было закреплено в законодательстве, жители Российского царства и Российской империи лично были обязаны подчиняться российскому монарху . Не существовало общих требований для того, чтобы стать подданным России до XVI века, когда стало принято считать любого человека, крещенного Русской Православной Церковью , обретшим подданство. были обязаны принести присягу личной верности российскому монарху Иностранцы, желавшие стать российскими подданными, начиная с царствования Петра Великого, . Используемая в это время присяга требовала от подданного принести клятву как «послушного раба и вечного подданного с моей семьей» государя и оставалась неизменной до 1796 года, когда слово «раб» было удалено. [ 4 ]
Провинциальные правительства имели широкую свободу действий при определении того, кто может быть натурализован в качестве российских подданных, до 10 февраля 1864 года, когда имперское правительство ввело требование о пятилетнем проживании и передало полномочия по натурализации от провинциальных властей Министерству внутренних дел Российской империи . Требование о проживании могло быть снижено для лиц, которые оказали исключительную услугу Российскому государству, были особенно талантливы или высококвалифицированны в научной области или сделали значительные инвестиции в империю. Термин «гражданство» был введен в рамках этой реформы как другое название понятия субъектности. [ 5 ]
Русские женщины, вышедшие замуж за иностранцев, автоматически теряли статус российской подданной. Бывшая русская вдова или разведенная женщина, потерявшая свой статус российской подданной в результате брака, могла подать прошение в провинциальные власти о восстановлении этого статуса. Остальные русские подданные могли отдельно ходатайствовать о прекращении своего подданства через Министерство внутренних дел с одобрения императора . Любой человек, ставший иностранным подданным или гражданином без предварительного разрешения правительства, мог быть наказан лишением прав или ссылкой в Сибирь . [ 6 ]
Революционная Россия и Советский Союз
[ редактировать ]После Октябрьской революции 1917 года новое правительство Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) отменило все предыдущее имперское законодательство. Преобладающая в то время большевистская теория считала коммунизм международным движением, что нашло отражение в правилах гражданства в новом государстве. Согласно российской конституции 1918 года , местные советы были уполномочены напрямую предоставлять иностранцам советское гражданство, особенно предназначенное для лиц, принадлежащих к крестьянскому и рабочему классам . Чтобы стать советским гражданином в то время не требовалось никаких особых процедур, кроме получения разрешения местных властей. [ 7 ] Хотя эта модель получения гражданства была довольно простой и быстрой, современные правила также допускали лишение гражданства в любое время по единоличному усмотрению центрального правительства в целях сдерживания «врагов советской власти». [ 8 ]
РСФСР стала одним из основателей Советского Союза (СССР) в 1922 году, а правила гражданства были изменены под руководством Всесоюзного правительства после принятия Конституции Советского Союза 1924 года . Каждый человек, проживающий в границах СССР, являлся советским гражданином, если не заявлял себя иностранным гражданином. Советские граждане также имели гражданство Союзной Республики, в которой они постоянно проживали, хотя республиканское гражданство носило символический характер и не имело никакого существенного значения. Стандартные правила в других странах требовали, чтобы жены и дети имели то же гражданство, что и глава семьи-мужчина. Советское законодательство отклонялось от современных международных норм и позволяло советским женщинам, вышедшим замуж за иностранцев, сохранять советское гражданство после замужества. [ 9 ] Любые подданные Российской империи, навсегда покинувшие Россию до 7 ноября 1917 года и получившие иностранное гражданство или обратившиеся за таким статусом, были лишены российского/советского гражданства указом 1933 года. [ 10 ]
Первым законодательным актом, регулирующим исключительно вопрос гражданства, был Закон о советском гражданстве 1938 года, который дал новое определение лицам, имеющим советское гражданство. В отличие от предыдущих постановлений, которые автоматически предоставляли гражданство практически всем жителям СССР, этот закон определял советских граждан как всех, кто был подданным России на момент основания РСФСР в 1917 году и впоследствии не утратил советского гражданства, а также те, кто законно получил гражданство. Все остальные лица, проживавшие в СССР и не имевшие советского гражданства и не могли доказать наличие иностранного гражданства, рассматривались как без гражданства лица . Гражданства по этому закону можно было лишить по решению суда или по указу Президиума Верховного Совета . Все советские евреи , постоянно мигрировавшие в Израиль, были лишены советского гражданства декретом, начиная с 1967 года. [ 11 ]
Конституция Советского Союза 1977 года установила принцип, согласно которому все советские граждане пользуются защитой советского правительства за рубежом. После его принятия 1 декабря 1978 года был принят новый закон о гражданстве, который запрещал экстрадицию советских граждан в любую иностранную юрисдикцию и формально запрещал иметь множественное гражданство . Гражданство считалось уникальными отношениями между гражданином и страной, и любое отклонение от этого считалось нарушением лояльности к государству, что приводило к потенциальному лишению гражданства. [ 12 ]
В период реформ гласности и перестройки советский закон о гражданстве был окончательно пересмотрен в 1990 году. Измененное законодательство передало ответственность за лишение гражданства от Президиума Верховного Совета Президенту Советского Союза и значительно ограничило обстоятельства, при которых эта власть будет реализована. Советского гражданства теперь могли быть лишены только лица, которые поступили на службу в иностранную армию или другие государственные органы, постоянно проживали за границей и не регистрировались в советском консульстве в течение как минимум пяти лет или получили гражданство обманным путем. [ 13 ]
Переходная и постсоветская Россия
[ редактировать ]На закате Союза РСФСР приняла Декларацию о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики , в которой вновь подчеркивалась роль республиканского гражданства в советском гражданстве. В этой декларации вновь утверждалось, что каждый гражданин РСФСР имеет также гражданство СССР. В рамках подготовки к реформированию Советского Союза РСФСР разработала новое законодательство о гражданстве, которое привело правила в соответствие со Всеобщей декларацией прав человека . Согласно этому закону, гражданство больше не могло быть лишено по единоличному усмотрению правительства, а наличие множественного гражданства перестало быть строго запрещено, хотя это было прямо разрешено только в тех случаях, когда РСФСР имела двустороннее соглашение о двойном гражданстве. Этот закон был принят 28 ноября 1991 года, но вступил в силу только 6 февраля 1992 года, после распада Советского Союза . [ 14 ]
Бывшие советские граждане, постоянно проживавшие в России 6 февраля 1992 года, автоматически становились российскими гражданами, если только они не подали явное заявление об отказе от гражданства до 6 февраля 1993 года. Место жительства определялось на основании официально указанного места жительства человека в системе прописки . [ 15 ] Любой другой бывший советский гражданин мог получить российское гражданство путем регистрации, если он мигрировал в Россию в период с 6 февраля 1992 года по 31 декабря 2000 года или до 6 февраля 1995 года, если он проживал в бывшей союзной республике и не стал гражданином этой новой страны. [ 16 ] Лица без гражданства, проживающие в России или союзной республике, остававшейся в составе Советского Союза на 1 сентября 1991 года, могли зарегистрироваться в качестве граждан России до 6 февраля 1993 года. Супруги, дети и другие прямые потомки российских граждан имели право на получение гражданства путем регистрации без ограничения срока. предел. Дети бывших граждан России, родившиеся после утраты гражданства родителями, имели право зарегистрироваться в качестве граждан России в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста. [ 17 ]
Соглашения о двойном гражданстве с другими бывшими советскими государствами
[ редактировать ]В результате распада Советского Союза большое количество этнических русских стали проживать за пределами Российского государства. [ 18 ] Чтобы дать этому населению и другим бывшим советским гражданам возможность выбирать страну своей новой принадлежности, в 1992 году был установлен безвизовый режим передвижения на всей территории Содружества Независимых Государств (СНГ). Этому способствовали договоры о двойном гражданстве, подписанные с Туркменистаном в В 1993 году и Таджикистане в 1996 году. Упрощенные процедуры натурализации, посредством которых заявители из страны-участницы договора СНГ могли получить российское гражданство через три месяца после подачи заявления, были отдельно подписаны с Кыргызстаном и Казахстаном в 1996 году, а также многостороннее соглашение с Беларусью и Кыргызстаном в 1999 году. Жителям отколовшихся регионов Абхазии , Южной Осетии и Приднестровья было предоставлено российское гражданство в соответствии с положениями закона 1991 года, касающимся бывших советских граждан. Зарубежные россияне получили официальный статус «соотечественников» в 1999 году в соответствии с российским законодательством, которое определяло их как любых лиц, проживавших за пределами территории Российской Федерации, которые сами или их предки ранее проживали в России, хотя практического влияния на существующее гражданство это не оказало. законодательство. Однако более широкой инициативы по переселению россиян за границу у российского правительства в это время не было. [ 19 ] а срок действия соглашения о свободном передвижении на территории СНГ истек к 2000 году. [ 20 ] о двойном гражданстве Хотя в 1990-е и в 2004 году было несколько попыток договориться с Украиной , в конечном итоге они закончились отсутствием соглашения. [ 21 ]
Одной из целей России при заключении соглашений о двойном гражданстве со странами-членами СНГ в 1990-е годы было дать россиянам, проживающим на территории бывшего Советского Союза, некоторое чувство безопасности со стороны российского государства, чтобы у них было меньше шансов переселиться в Россию в этот период. длительный экономический кризис и реструктуризация. Другие постсоветские государства с опаской относились к намерениям России предоставить гражданство людям, находящимся на их территории, и не хотели подвергать себя дальнейшему российскому влиянию. [ 22 ] Несмотря на некоторую поддержку в Государственной Думе автоматического распространения российского гражданства на всех бывших советских граждан, законодательный орган в конечном итоге отклонил это предложение, чтобы не создавать ненужных трений. [ 23 ]
Соглашения о двойном гражданстве были призваны облегчить постсоветский переходный период для этнических русских, оказавшихся в зарубежных странах. Однако большинство людей, использовавших это, вообще не были этническими русскими и происходили из регионов СНГ, которые были экономически зависимы от России. [ 24 ] Начиная с 2000 года упрощенные пути натурализации для бывших советских граждан стали ограничиваться. В этом году Министерство внутренних дел прекратило выдачу новых российских паспортов бывшим советским гражданам, не имевшим прописку в России, 6 февраля 1992 года. Когда в 2002 году был принят закон «О гражданстве Российской Федерации», право на упрощенную натурализацию ограничивался только теми, кто родился на территории России, и требования к этому процессу предъявлялись. В то время как практически любой бывший советский гражданин мог получить российское гражданство путем простой регистрации в соответствии с законом 1991 года, изменения 2002 года требовали, чтобы такие лица соответствовали языковым требованиям, подтверждали законный доход и отказывались от своего предыдущего гражданства. От них также требовалось получить постоянное место жительства в России, прежде чем они смогут натурализоваться, даже если ранее у них была прописка . Совокупный эффект этих дополнительных условий увеличил срок, в течение которого бывший советский гражданин мог получить российское гражданство, до восьми лет. [ 25 ]
Двойное гражданство активно не поощрялось российскими правительственными учреждениями вплоть до аннексии Крыма в 2014 году . Начиная с конца 2010-х годов правила были снова смягчены для граждан некоторых постсоветских стран, чтобы российское государство могло оказать большее влияние на соседние государства. Украинским гражданам, желающим получить российское гражданство, не требовалось доказывать отказ от украинского гражданства с 2017 года, а жители Донецкой и Луганской областей получили право на ускоренное получение российского гражданства в 2019 году. Пятилетний срок проживания для натурализации позже был отменен для граждан Украины, желающих получить российское гражданство. граждане Беларуси, Казахстана, Молдовы и Украины, а также требование об отказе от иностранного гражданства для натурализации в качестве русского было полностью отменено в 2020 году. [ 26 ] После вторжения России в Украину в 2022 году ускоренный процесс приобретения был распространен сначала на Запорожскую и Херсонскую области в мае 2022 года, а затем на всю Украину в июле 2022 года. [ 27 ]
Евразийская интеграция
[ редактировать ]Россия и Беларусь создали наднациональное Союзное государство в 1999 году. Граждане обеих стран автоматически получают гражданство Союзного государства, которое дает право голосовать на выборах Союзного государства и баллотироваться на должности в институтах Союзного государства. [ 28 ] Граждане России и Беларуси могут проживать и работать в любой стране в соответствии со свободой передвижения работников, установленной двусторонним соглашением, которое позже было распространено на все государства-члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС), основанного в 2015 году. Эти права на передвижение привязаны к трудовой договор работника в другом государстве-члене и не предоставляет автоматических прав на постоянное проживание где-либо в ЕАЭС. [ 29 ]
Приобретение и утрата гражданства
[ редактировать ]Любой человек, родившийся в России, автоматически получает российское гражданство по рождению, если хотя бы один из родителей является гражданином России. Лица, рожденные в стране от двух родителей-иностранцев, получают российское гражданство по рождению только в том случае, если они не могут получить гражданство ни одного из родителей. Дети, рожденные за рубежом от двух российских родителей, являются гражданами России по происхождению, тогда как дети, рожденные от одного российского родителя, получают российское гражданство только в том случае, если в противном случае они были бы лицами без гражданства. Брошенные дети, обнаруженные в стране, считаются гражданами России по рождению, если их родители не могут быть найдены в течение шести месяцев. [ 30 ]
Иностранцы могут стать гражданами России по вступлению после проживания в стране более пяти лет при наличии вида на жительство. Лица без разрешений, постоянно поселившиеся в России до 1 июля 2002 года, рассматриваются как имеющие разрешение с даты регистрации места жительства. Кандидаты должны продемонстрировать знание русского языка и иметь законный источник дохода. Требование о проживании сокращается до одного года для лиц, получивших убежище или статус беженца или внесших выдающийся научный, технологический или культурный вклад. От него также могут отказаться граждане других постсоветских государств , прослужившие в Вооружённых Силах России не менее трёх лет. [ 31 ] Кроме того, президент России имеет дискреционные полномочия напрямую предоставлять гражданство любому иностранцу. [ 32 ]
Определенные группы иностранных граждан и лиц без гражданства имеют право на упрощенное приобретение российского гражданства без необходимости выполнения требования о минимальном проживании. К ним относятся: лица, у которых хотя бы один из родителей-россиян проживает на территории России, бывшие советские граждане, постоянно проживающие в постсоветском государстве, но не получившие гражданство в этой стране, а также граждане бывшего советского государства, получившие образование в российских средних школах. или университеты с 1 июля 2002 года. Иностранные лица и лица без гражданства, уже проживающие в России, также могут иметь право на эту упрощенную процедуру, если они: бывшие советские граждане, родившиеся в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике , состоящие в браке с гражданином России не менее трех лет, инвалид, имеющий совершеннолетнего ребенка-гражданина России, лицо, имеющее ребенка-гражданина России, но супруга-россияна, умершего или признанного безвестно отсутствующим или иным образом неспособным осуществлять родительские права, или лицо, имеющее ребенка-гражданина России в течение 18 лет, признанный по решению суда психически недееспособным. [ 33 ]
От российского гражданства можно отказаться, подав заявление об отказе. Родители детей граждан России могут подать заявление об отказе от их имени. В случаях, когда Российская Федерация уступает территорию иностранному государству, россиянам, проживающим на затронутой территории, предоставляется выбор между сохранением российского гражданства или приобретением гражданства нового контролирующего государства. [ 34 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Федеральный закон Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации» (PDF) . globalcit.eu . 2003 . Проверено 14 апреля 2024 г.
- ^ Кондо 2001 , стр. 2–3.
- ^ Саленко 2012 , стр. 1–3.
- ^ Саленко 2012 , с. 3.
- ^ Саленко 2012 , стр. 3–4.
- ^ Саленко 2012 , с. 4.
- ^ Сандифер 1936 , стр. 614–615.
- ^ Саленко 2012 , стр. 4–5.
- ^ Саленко 2012 , с. 5.
- ^ Сандифер 1936 , с. 617.
- ^ Саленко 2012 , стр. 5–6.
- ^ Саленко 2012 , стр. 6–7.
- ^ Саленко 2012 , с. 7.
- ^ Саленко 2012 , с. 10.
- ^ Саленко 2012 , стр. 10–11.
- ^ Саленко 2012 , стр. 10–11, 14.
- ^ Саленко 2012 , с. 14.
- ↑ Molodikova 2017 , p. 99.
- ↑ Molodikova 2017 , pp. 103-104.
- ^ Брави, Юреав и Янич 2012 , стр. 14.
- ^ Зевелев 2021 , стр. 20–21.
- ^ Зевелев 2021 , стр. 19–20.
- ^ Shevel 2012 , pp. 124–127.
- ^ Зевелев 2021 , стр. 21–22.
- ^ Shevel 2012 , pp. 127–131.
- ^ Зевелев 2021 , стр. 23–25.
- ^ «Путин в ускоренном порядке расширяет российское гражданство на всю Украину» . Аль Джазира . 11 июля 2022 года. Архивировано из оригинала 31 июля 2022 года . Проверено 12 августа 2022 г.
- ^ Пиркер и Энтин 2020 , стр. 528–530.
- ^ Пиркер и Энтин 2020 , стр. 516–519.
- ^ Саленко 2012 , с. 15.
- ^ Саленко 2012 , стр. 15–16.
- ^ «Российский Путин предоставил российское гражданство американскому актеру Сигалу» . Рейтер . 2 ноября 2016 г. Архивировано из оригинала 17 апреля 2022 г. Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ Саленко 2012 , стр. 16–17.
- ^ Саленко 2012 , с. 21.
Источники
[ редактировать ]Публикации
[ редактировать ]- Брави, Алессандра; Джуреав, Алишер; Янич, Александра (2012). «Динамика мобильности рабочей силы в Восточной Европе и Центральной Азии». В Вернере, Ян; Отстой, Эрик; Битан, Нильс; Грубе, Герд (ред.). Мобильность в глобализированном мире . Университет Бамберга . ISBN 978-3-86309-063-0 .
- Кондо, Ацуши, изд. (2001). Гражданство в глобальном мире . Пэлгрейв Макмиллан . дои : 10.1057/9780333993880 . ISBN 978-0-333-80266-3 .
- Молодикова, Ирина (2017). «Трансформация российской политики гражданства в контексте европейского или евразийского выбора: региональные перспективы». Обзор миграции в Центральной и Восточной Европе . 6 (1). Варшавский университет : 98–119. дои : 10.17467/ceemr.2017.15 .
- Пиркер, Бенедикт; Энтин, Кирилл (2020). «Свободное передвижение лиц в Евразийском экономическом союзе – между Civis Eurasiaticus и Homo O Economicus». В Камбьене, Натан; Коченов Дмитрий; Мьюир, Элиза (ред.). Европейское гражданство в условиях стресса . Брилл . стр. 508–532. дои : 10.1163/9789004433076_021 . ISBN 978-90-04-43307-6 .
- Саленко, Александр (июль 2012 г.). Страновой отчет: Россия (Отчет). Европейский университетский институт . hdl : 1814/60230 .
- Сандифер, Дурвард В. (октябрь 1936 г.). «Советское гражданство». Американский журнал международного права . 30 (4). Американское общество международного права : 614–631. дои : 10.2307/2191124 .
- Шевель, Оксана (2012). «Политика гражданства в постсоветской России». Постсоветские дела . 28 (1). Тейлор и Фрэнсис : 111–147. дои : 10.2747/1060-586X.28.1.111 .
- Зевелёв, Игорь А. (2021). «Россия на постсоветском пространстве: двойное гражданство как инструмент внешней политики» . Россия в глобальной политике (2). Фонд исследований внешней политики: 10–37. дои : 10.31278/1810-6374-2021-19-2-10-37 .