Волынский эксперимент
Волынский эксперимент — культурная и политическая программа межвоенного польского правительства в Волынском воеводстве , целью которой было создание украинской идентичности, которая также была бы лояльна к польскому государству. Была надежда, что эта программа, кроме того, приведет к пропольским симпатиям в Советской Украине и послужит потенциальной помощью польским планам относительно Советского Союза . [1]
Волынскому эксперименту противостояли как украинские националисты в соседней Галичине , так и просоветские коммунисты.
История
[ редактировать ]В 1928 году Генрик Южевский , бывший заместитель министра внутренних дел в украинском правительстве Симона Петлюры, был назначен воеводой или губернатором Волыни для реализации программы культурной и религиозной автономии украинцев в этом регионе. Южевский, поляк из Киева (где, в отличие от Галичины, поляки и украинцы исторически сотрудничали друг с другом), [2] был украинофилом, который чувствовал, что польский и украинский народы глубоко связаны и что Украина однажды может стать «вторым отечеством» для поляков. [3] [4]
Южевский привез украинских последователей Симона Петлюры , в том числе бывших офицеров петлюровской армии, в свою столицу Луцк , чтобы помочь своей волынской администрации. Он развешивал в общественных местах портреты Петлюры и Пилсудского. [3] основал Институт изучения национальных дел и Просветительское общество православных (которое расширилось до 870 отделений на Волыни), субсидировал Украинское общество чтения (которое к 1937 году имело 5000 отделений) и спонсировал украинский театр. Поощрялось использование в церковных проповедях украинского языка вместо русского.
Была создана лоялистская украинская политическая партия «Волынский украинский альянс». [5] Эта партия была единственной украинской политической партией, которой было разрешено свободно действовать на Волыни. [3] Его программа призывала к демократии, отделению церкви от государства и равенству всех граждан. Хотя многие из его сторонников, бывшие офицеры Симона Петлюры, совершали антиеврейские погромы на Волыни во время революции, под влиянием Южевского антисемитизм не допускался. [6]
Две группы конкурировали с Южевским и его пропольскими украинскими союзниками за лояльность волынских украинцев: Коммунистическая партия Западной Украины и Организация украинских националистов (ОУН), базирующаяся в Галиции. Коммунисты назвали Волынский эксперимент «петлюровской оккупацией» и создали передовую партию — Крестьянский рабочий союз. Крестьянский рабочий союз, о принадлежности которого к Коммунистической партии большинство его сторонников не знали, стал самой популярной партией на Волыни, пока он не был запрещен Южевским в 1932 году. Волынь. [6]
В то время как коммунисты приходили на Волынь с востока, украинские националисты пришли с юга. ОУН рассматривала Волынь как благодатную почву для распространения своего украинского националистического идеала. К 1935 г. сообщалось, что на Волыни действовало 800 членов ОУН; они проникли во многие украинские институты, созданные Южевским. По мнению соперников Южевского в польской армии, пропольско-петлюровские украинцы на Волыни не смогли сравниться с ОУН с точки зрения организации и численности. [6]
За период своего правления Южевский стал объектом двух покушений: со стороны советских агентов в 1932 году и украинских националистов в 1934 году. [7]
Отмена Волынского эксперимента
[ редактировать ]После смерти его спонсора Пилсудского в 1935 году украинская программа Южевского была отменена. Антиукраинские польские элементы в польской армии взяли под контроль политику на Волыни. Южевского критиковали за то, что он позволил украинцам покупать землю у поляков, православные церкви были снесены или переданы в пользование католикам во время кампании «возвращения», а к 1938 году сам Южевский потерял свой пост. [1] [8] При его преемнике всякая государственная поддержка украинских институтов была прекращена, а польским чиновникам было рекомендовано прекратить использование слов «Украина» или «украинский». [9] Генералы польской армии считали, что заполнение всех государственных учреждений на Волыни этническими поляками обеспечит быструю мобилизацию и предотвратит диверсии в случае нападения Советского Союза на Польшу. [10] Украинцам систематически отказывали в возможности получить работу в правительстве. [11] Хотя большинство местного населения составляли украинцы, практически все государственные должности были закреплены за поляками. Земельная реформа в пользу поляков [12] привело к дальнейшему отчуждению украинского населения. [13]
Военные колонисты были расселены на Волыни для защиты границы от советской интервенции. [10] Несмотря на то, что земли этнических украинцев были перенаселены, а украинские фермеры нуждались в земле, земельная реформа польского правительства передала земли из крупных польских имений не местным жителям, а польским колонистам. [11] По оценкам украинских источников, это число составляло 300 000 как в Галиции, так и на Волыни, а по польским источникам - менее 100 000 (см. Осадник ). [14]
Были составлены планы нового раунда колонизации Волыни польскими военными ветеранами и польскими гражданами, а также были запланированы сотни новых римско-католических церквей для новых колонистов и для новообращенных из православия. [9]
Волынь после эксперимента
[ редактировать ]Конечным результатом польской политики на Волыни было создание чувства украинского патриотизма; однако этот патриотизм не был связан с польским государством. [1] В результате антиукраинской политики Польши, последовавшей за отменой польским правительством Волынского эксперимента, как украинские националисты, так и коммунисты нашли благодатную почву для своих идей среди украинского населения Волыни. [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Тимоти Снайдер. (2004). Реконструкция народов: Польша, Украина, Литва, Беларусь, 1569-1999 гг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 144-149
- ^ Тимоти Снайдер. (2003). Реконструкция наций. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 121
- ^ Jump up to: а б с Т. Снайдер, «Зарисовки тайной войны: миссия польского художника по освобождению Советской Украины», издательство Йельского университета, 2005, стр. 67-77
- ^ Иван Л. Рудницкий, Петр Л. Рудницкий. (1987). Очерки современной украинской истории, Том 1987, Часть 2 . Канадский институт украинских исследований при Университете Альберты, стр. 174
- ^ Т. Снайдер, Зарисовки тайной войны: миссия польского художника по освобождению Советской Украины, издательство Йельского университета, 2005, стр. 67, 302, 384
- ^ Jump up to: а б с Т. Снайдер, «Зарисовки тайной войны: миссия польского художника по освобождению советской Украины», издательство Йельского университета, 2005, стр. 70–74 и стр. 158–160.
- ^ Т. Снайдер, Зарисовки тайной войны: миссия польского художника по освобождению Советской Украины, издательство Йельского университета, 2005, с. 15.
- ^ Т. Снайдер, Зарисовки тайной войны: миссия польского художника по освобождению Советской Украины, издательство Йельского университета, 2005, стр. 138, 147, 164-166.
- ^ Jump up to: а б с Тимоти Снайдер . (2005). Эскизы тайной войны: Миссия польского художника по освобождению Советской Украины . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, стр. 165-166
- ^ Jump up to: а б Тимоти Снайдер. Эскизы тайной войны: Миссия польского художника по освобождению Советской Украины. Издательство Йельского университета. 2007. стр. 156-157, 176.
- ^ Jump up to: а б Роджер Дейл Петерсен. (2002). Понимание этнического насилия: страх, ненависть и негодование в Восточной Европе двадцатого века. Издательство Кембриджского университета, стр. 122
- ^ Снайдер, цит. , Google Print, стр.146.
- ^ Тимоти Снайдер , Реконструкция наций: Польша, Украина, Литва, Беларусь, 1569-1999 , Издательство Йельского университета, ISBN 0-300-10586-X Google Книги, стр. 144.
- ^ Субтельный, О. (1988). Украина: История . Торонто: Университет Торонто Press, стр. 429. ISBN 0-8020-5808-6