Тунвэнь Гуань
Тунвэнь Гуань | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Добункан | ||
Упрощенный китайский | Тонг Вэнь Гуань | ||
|

Школа комбинированного обучения , или Тунвэнь Гуань ( китайский : 同文館 ) — государственная школа для преподавания западных языков (а затем и научных предметов), основанная в Пекине ( Пекин ), Китай, в 1862 году во времена поздней династии Цин , сразу после завершение Второй опиумной войны в рамках Движения самоусиления . [1] Его создание было тесно связано с созданием Цзунли Ямен , цинского управления иностранных дел.
Фон
[ редактировать ]Небольшие специализированные государственные школы иностранных языков существовали в Китае издавна, еще со времен династии Мин. Еще в 1407 году в Китае существовало Управление языков народов четырех направлений (四夷舘/四夷馆 sì yí gu?n), предназначенное для перевода документов меньшинств и кочевых групп, включая монголов, чжурчжэней, хуэй и Бирманец, доставивший дань ко двору. Этот офис находился в ведении Академии Ханьлинь и отбирал студентов из Гоцзицзяня . После окончания учебы эти студенты были назначены переводчиками и должны были проходить повторную аттестацию каждые три года, чтобы остаться на работе или быть уволенными. Во времена династии Цин Управление языков народов четырех направлений также имело дочерний институт переводчиков (會同舘/会同馆 Huitongguan). [2] Академия Ханлинь # Бюро переводчиков
Элуоси Вэньгуань (俄羅斯文舘 «Русский колледж») был основан династией Цин Лифань Юань в 1708 году из-за важности России как угрозы безопасности северо-западной границы Китая династии Цин. Его ученики были выбраны из Восьми Знамен . В каждом классе было по двадцать четыре ученика, и они проходили экзамены каждые пять лет. В 1863 году русский колледж был присоединен к Тунвэнь Гуань.
Создание и организация
[ редактировать ]В 1860 году цинский Китай потерпел поражение от Великобритании и Франции во Второй опиумной войне . Это событие, которое привело к вторжению в столицу Пекина и бегству императора Сяньфэна в Чэндэ и его последующей смерти, а также к сожжению великих символов императорской славы, Летнего дворца и Старого Летнего дворца , создало острое ощущение кризиса среди китайской элиты. Мощная фракция китайских реформаторов начала призывать к политическим и образовательным переменам, призывая отказаться от старых образовательных методов и активнее сотрудничать с Западом и учиться у него, чтобы реформировать и спасти Китай. После Пекинской конвенции , завершившей Вторую опиумную войну, Империя Цин в 1861 году создала Цзунли Ямэнь , первый офис Цин по иностранным делам, а год спустя основала Тунвэнь Гуань для обеспечения языковых навыков, необходимых для Цзунли Ямэнь. [3]
История
[ редактировать ]Когда колледж был впервые открыт в 1862 году, в нем было всего десять студентов и преподавал только английский язык под руководством Джона С. Бердона, британского миссионера. К 1866 году были добавлены астрономия и математика, и количество учащихся достигло десятков. В 1869 году первым деканом по учебной работе был назначен доктор Виллиан Александр Парсонс Мартин , знаменитый американский миссионер и переводчик в Китае. [4] [5] К 1877 году школа расширилась и стала преподавать английский, французский, немецкий, русский и японский языки, а также химию, медицину, машиностроение, астрономию, математику, географию и международное право, и число учащихся превысило сотню.
Подобные колледжи позже были созданы в Кантоне и Шанхае . Тунвэнь Гуань опубликовал несколько влиятельных работ, знакомящих Китай с западными знаниями. [6]
Деятельность колледжа была прервана войной в 1900 году.
Наследие
[ редактировать ]Тунвэнь Гуань стал важным основополагающим компонентом Императорского университета Пекина (ныне Пекинский университет ) после 1902 года. Его языковые программы были прямыми предшественниками различных языковых программ Пекинского университета.
Сотрудники Тунвэнь Гуань
[ редактировать ]- Джон Шоу Бердон (包爾騰) - англичанин (1861–1863) и главный инструктор (1862–1869)
- Уильям Александр Парсонс Мартин (丁韙良) - англичанин (1864–1867) и главный инструктор (1869–1900)
- Джон Фрайер - англичанин (1863-1864)
- М.Дж. О'Брайен - английский (1867-1874)
- Дж. П. Коулз - английский (1874–1878)
- Осия Баллоу Морс (馬士) - английский (1878-1879)
- Чарльз Генри Оливер - англичанин (1879-1884)
- Анатоль Биллекен - химия
- «Барон» Иоганнес фон Гумпак (方根拔) - астрономия и математика
- Герман Фриче - астрономия (1877-1879)
- Ли Шаньлан (李山兰) - математика началась в 1869 году.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Лакнер, доктор философии, Майкл; Виттингофф, Наташа, ред. (2004). Картирование значений: область нового обучения в Китае позднего периода Цин; [Международная конференция «Трансляция западных знаний в позднеимперский Китай», 1999, Геттингенский университет] . Том. 64 Sinica Leidensia / Sinica Leidensia (иллюстрированное изд.). БРИЛЛ. п. 249. ИСБН 9004139192 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Му, Фэнлян (2004), Исследование изменения имени с Сийи Гуан на Тунвэнь Гуан (PDF)
- ^ Эмили Хан (28 июля 2015 г.). Китай только вчера: 1850–1950: столетие перемен . Открытые дорожные медиа. стр. 191–. ISBN 978-1-5040-1628-5 .
- ^ Эмили Хан (28 июля 2015 г.). Китай только вчера: 1850–1950: столетие перемен . Открытые дорожные медиа. стр. 194–. ISBN 978-1-5040-1628-5 .
- ^ Эмили Хан (1963). Китай только вчера: 1850-1950 гг . п. 194.
- ^ Хао, Пин (2012). Пекинский университет и истоки высшего образования в Китае . Перевод Шэня Юпина. Издательство Пекинского университета. ISBN 9787301201954 .
Ссылки
[ редактировать ]- Биггерстафф, Найт. Самые ранние современные государственные школы в Китае , Итака: издательство Корнельского университета, 1961.
- Эванс, Нэнси. «Знамя школы кантона Тунг-Вэнь Куан». Статьи о Китае 22а (1969): 89–103.
- . Первое издание Пекин: Чжунго да байке цюаньшу чубанше 1980–1993
- «Китайско-русский словарь архимандрита Палладия, 1888 г., Тунгвэнь Гуань » Том 1 [1] Том 2 [2] 1896 г. издание
- Хао, Пин (2012). Пекинский университет и истоки высшего образования в Китае. Перевод Шэня Юпина. Издательство Пекинского университета.
- Чен, Фэй (2017). «Переговоры о современном образовании: политика, лежащая в основе реформы учебной программы и приема в Тунвэнь Гуань» . Сонгюн Журнал восточноазиатских исследований . 17 (1): 41–60. дои : 10.21866/esjeas.2017.17.1.003 . S2CID 67774850 . Проект МУЗА 667737 .