Jump to content

Программа «Пункт четыре»

Страны, участвующие в программе «Пункт четыре» по состоянию на 1 июля 1952 г.

Программа «Пункт четыре» — это программа технической помощи « развивающимся странам », объявленная президентом США Гарри С. Трумэном в его инаугурационной речи 20 января 1949 года. Свое название она получила из-за того, что это была четвертая внешнеполитическая цель, упомянутая в речь.

К 1947 году Соединенные Штаты оказались в состоянии холодной войны против СССР . Под руководством помощников Белого дома Кларка Клиффорда и Джорджа Элси , а также чиновника Госдепартамента Бена Харди администрация Трумэна выдвинула идею программы технической помощи как средства завоевания «сердец и умов» развивающегося мира после стран из Ближний Восток, Латинская Америка, Азия и Африка жаловались на акцент на европейскую помощь со стороны США. [ 1 ]

Делясь американскими ноу-хау в различных областях, особенно в сельском хозяйстве, промышленности и здравоохранении, официальные лица могли бы помочь странам « третьего мира » – то есть тем, которые не связаны ни с НАТО , ни с Советским Союзом – на пути развития, повысить уровень жизни и показать что демократия и капитализм могут обеспечить благосостояние личности. В своей инаугурационной речи 20 января 1949 года президент Трумэн сформулировал четвертую цель своей внешней политики следующим образом:

«Мы должны приступить к реализации новой смелой программы, направленной на то, чтобы использовать преимущества наших научных достижений и промышленного прогресса для улучшения и роста слаборазвитых территорий. Более половины населения мира живет в условиях, близких к нищете. Их питание недостаточно. Они жертвы болезней. Их экономическая жизнь примитивна и застойна. Их бедность является препятствием и угрозой как для них самих, так и для более благополучных регионов. Впервые в истории человечество обладает знаниями и навыками, позволяющими облегчить страдания этих людей. Соединенные Штаты занимают лидирующие позиции среди стран в развитии промышленных и научных технологий. Материальные ресурсы, которые мы можем позволить себе использовать для помощи другим народам, ограничены. Но наши неисчислимые ресурсы технических знаний постоянно растут и неисчерпаемы». [ 2 ]

Трумэн отрицал, что это была колониальная затея с целью доминирования над другими странами. Скорее, он настаивал: «Старому империализму — эксплуатации ради иностранной прибыли — нет места в наших планах. Мы представляем себе программу развития, основанную на концепциях демократической честности. Все страны, включая нашу собственную, получат огромную выгоду». из конструктивной программы по лучшему использованию мировых человеческих и природных ресурсов». [ 3 ]

Это был призыв не к экономической помощи (по плану Маршалла) , а к США, чтобы они поделились своими «ноу-хау» и помогли странам развиваться с помощью технической помощи. Была двухпартийная поддержка во главе с конгрессменом-республиканцем Кристианом А. Гертером из Массачусетса. [ 4 ]

«Пункт четыре» был первой глобальной программой помощи иностранным государствам США, однако в некоторой степени она черпала вдохновение из действовавшего во время войны Управления координатора по межамериканским делам (OCIAA), которое оказывало техническую помощь странам Латинской Америки. Нельсон Рокфеллер , администратор OCIAA, решительно поддержал создание Четвертого пункта на слушаниях в Конгрессе. [ 5 ]

По словам госсекретаря США Дина Ачесона , это была инициатива тогдашнего юрисконсульта президента Кларка Клиффорда , который предложил президенту Трумэну инициировать помощь на всемирной основе и включить этот вопрос в свою инаугурационную речь. [ 6 ] Согласно Роберта Шлезингера книге «Призраки Белого дома» , эту концепцию первым придумал директор по связям с общественностью Бенджамин Х. Харди. После того, как это предложение было практически затеряно в туманных миазмах бюрократии Госдепартамента, Харди решил довести эту идею до сведения помощника Трумэна Джорджа Элси. Элси и Клиффорд продолжили провозглашать абстракцию в политике. В конце концов Харди покинул Государственный департамент и стал директором по информационным технологиям нового Управления технического сотрудничества. [ 7 ] [ 8 ]

Выполнение

[ редактировать ]

Для реализации программы 9 февраля 1949 года в Госдепартаменте был создан новый комитет, известный как Группа технической помощи, под председательством Сэмюэля Хейса. Программа была одобрена Конгрессом 5 июня 1950 года в Законе об иностранной экономической помощи, который выделил на программу бюджет в размере 25 миллионов долларов на 1950/51 финансовый год. [ 9 ] Описывая новую программу, Трумэн отметил, что «Коммунистическая пропаганда утверждает, что свободные нации неспособны обеспечить достойный уровень жизни миллионам людей в слаборазвитых районах Земли. Программа «Четвертый пункт» будет одной из наших основных программ». способы продемонстрировать полную ложность этого обвинения». [ 10 ]

После одобрения Конгресса 27 октября 1950 года в рамках Государственного департамента было создано Управление технического сотрудничества (TCA) для реализации программы «Пункт четыре», и OCIAA вошло в состав новой организации. [ 11 ] Генри Дж. Беннетт был первым администратором TCA с 1950 по 1951 год. [ 12 ]

Программа осуществлялась со странами, правительства которых заключили двусторонние соглашения с правительством США относительно помощи в рамках программы, и TCA учредило полевые миссии в этих странах, которые работали над улучшением сельскохозяйственного производства и распространяли технические ноу-хау по улучшению экономики в общий. Первым правительством, сделавшим это, было правительство Ирана 19 октября 1950 года. [ 13 ]

Программа «Пункт четыре» отличалась от других программ тем, что она не ограничивалась каким-либо конкретным регионом; оно было распространено на такие страны, как Пакистан, Израиль и Иордания. [ 14 ] Американский университет Бейрута (АУБ) также получил финансирование от программы Point Four для расширения своей деятельности. [ 15 ]

Среди первых стран, получивших обширную техническую помощь, была Индия. С 1950 по 1951 год в Индии были построены плантации пенициллина, увеличилось количество школ и медицинских исследовательских центров, а также было построено плотину. Помимо экономической помощи, Индия также согласилась сохранить демократическое правительство. Официальные лица США надеялись, что это помешает Индии сформировать союзы с Советским Союзом и Китаем. [ 16 ]

Президент-республиканец Дуайт Д. Эйзенхауэр отказался от названия «Пункт четыре», назвав его просто «программой технической помощи», и реорганизовал TCA в Управление иностранных операций; его преемниками являются Управление международного сотрудничества и нынешнее Агентство международного развития . [ 17 ]

Наследие программы

[ редактировать ]

Программа «Пункт четыре» была первым планом США, направленным на улучшение социальных, экономических и политических условий в «слаборазвитых» странах. Это ознаменовало продвижение политики международного развития в центр внешней политики США. [ 16 ]

Несмотря на то, что программа была разработана для подъема наций, ее наследие носило личный интерес, поскольку Америка увеличила импорт стратегического сырья, не облегчив существенного облегчения лишений стран-партнеров. [ 1 ] Послевоенный климат и растущая угроза коммунизма наряду с отсутствием инвестиций со стороны Конгресса и американских бизнесменов привели к провалу программы «Пункт четыре». [ 18 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Патерсон, Томас Г. (1972). «Иностранная помощь в секрете: программа «Пункт четыре». Исторический журнал Висконсина . 56 (2): 119–126. JSTOR   4634774 .
  2. Текст речи в бюллетене Государственного департамента , 30 января 1949 г., стр. 123
  3. ^ Трумэн, Гарри. «Инаугурационная речь Трумэна, 20 января 1949 года» . Библиотека и музей Гарри С. Трумэна . Проверено 15 октября 2015 г.
  4. ^ Лемелен, Бернар (2001). «Международный республиканец во время угасания двухпартийности: конгрессмен Кристиан А. Гертер из Массачусетса и программа «Четвертый пункт», 1949–1950». Исторический журнал Новой Англии . 58 (1): 61–90.
  5. ^ КАРЛАЙЛ БЕЙЕР, РОБЕРТ (1950). «ПУНКТ ЧЕТВЕРТАЯ И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА» . Ежеквартальный журнал закона Майами . 4 (4): 472. Нельсон Рокфеллер, в равной степени придерживающийся латиноамериканских взглядов, много раз повторил идею, высказанную здесь в его показаниях: «На этом фоне [мировой экономической взаимозависимости] я не думаю, что можно сказать, что техническое сотрудничество с другими страны, будь то в здравоохранении, или в сельском хозяйстве, или в образовании, могут быть какими угодно, но только не здоровыми и необходимыми...»
  6. ^ Ачесон, Дин (1969). Присутствуйте при сотворении: Мои годы в Госдепартаменте . Нью-Йорк: WW Нортон . п. 265. ИСБН  978-0-393-30412-1 .
  7. ^ Шлезингер, Роберт (2008). Призраки Белого дома: президенты и их спичрайтеры . Нью-Йорк: Саймон и Шустер . стр. 60–63. ISBN  978-0-7432-9169-9 .
  8. ^ "Библиотека Трумэна - Документы Бенджамина Х. Харди". Библиотека и музей Гарри С. Трумэна . Веб. http://www.trumanlibrary.org/hstpaper/hardybh.htm
  9. ^ "Программа четвертого пункта", Энциклопедия знаний Гролье, том 15, (1991), ISBN   0-7172-5300-7 . [ нужна страница ]
  10. ^ «Тексты приказов Трумэна о реализации плана пункта 4; Фонд ЗАЯВЛЕНИЯ уже отложил ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРИКАЗ» . Нью-Йорк Таймс . 9 сентября 1950 года. ПроКвест   111540762 .
  11. ^ Эрб, Клод К. (июль 1985 г.). «Прелюдия к пункту четвертому: Институт межамериканских дел». Дипломатическая история . 9 (3): 249–269. дои : 10.1111/j.1467-7709.1985.tb00535.x .
  12. ^ «Биографический очерк» . Библиотека и музей Гарри С. Трумэна . Проверено 15 октября 2015 г.
  13. ^ Шеннон, Мэтью К. (2017). Теряя сердца и умы: американо-иранские отношения и международное образование во время холодной войны . Корнелл, УП. п. 1801. ISBN  978-1-5017-1234-0 .
  14. ^ Робинс, Филип (2004). История Иордании . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN  978-0-521-59895-8 .
  15. ^ Минтти, Синтия, Рами Зурайк и Мунир Мабсут. «За стенами: Американский университет Бейрута привлекает свои сообщества». В книге «На пути к арабскому пространству высшего образования: международные проблемы и социальная ответственность: материалы Арабской региональной конференции по высшему образованию», Каир, 31 мая, 1–2 июня 2009 г. , 603–19. Каир, Египет, 2009 г.
  16. ^ Jump up to: а б Масекура, Стивен (май 2013 г.). «Программа «Пункт четыре» и политика международного развития США». Политология ежеквартально . 128 (1): 127–160. дои : 10.1002/polq.12000 . JSTOR   23563372 .
  17. ^ Хинман, Э. Гарольд (1966). Мировая ликвидация инфекционных заболеваний . КК Томас.
  18. ^ Патерсон, Томас Г. (1988). Встреча с коммунистической угрозой: Трумэн Рейгану . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0-19-504533-8 . OCLC   62325745 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бозе, Тарун К. (январь 1965 г.). «Программа «Пункт четыре: критическое исследование». Международные исследования . 7 (1): 66–97. дои : 10.1177/002088176500700103 . S2CID   153610906 .
  • Лемелен, Бернар (2001). «Международный республиканец во время угасания двухпартийности: конгрессмен Кристиан А. Гертер из Массачусетса и программа «Четвертый пункт», 1949–1950». Исторический журнал Новой Англии . 58 (1): 61–90.
  • Масекура, Стивен (май 2013 г.). «Программа «Пункт четыре» и политика международного развития США». Политология ежеквартально . 128 (1): 127–160. дои : 10.1002/polq.12000 . JSTOR   23563372 .
  • МакВети, Аманда Кей (июнь 2008 г.). «Достигая прогресса: четвертый пункт в Эфиопии». Дипломатическая история . 32 (3): 371–403. дои : 10.1111/j.1467-7709.2008.00698.x .
  • Патерсон, Томас Г. (1972). «Иностранная помощь в секрете: программа «Пункт четыре». Исторический журнал Висконсина . 56 (2): 119–126. JSTOR   4634774 .
  • Перселл, Кэрролл (1999). «Мотыга или трактор? Соответствующие технологии и американская техническая помощь после Второй мировой войны». Икона . 5 : 90–99. JSTOR   23786078 .
  • Робертсон, Томас (2019). « «Линия фронта холодной войны»: программы развития США и «Четвертый пункт» в Непале, 1950–1953». Исследования по истории и обществу Непала . 24 (1): 41–71.
  • Шивели, Джейкоб (3 июля 2018 г.). « Добрых дел недостаточно»: пункт четвертый в Иране, 1949–1953». Дипломатия и государственное управление . 29 (3): 413–431. дои : 10.1080/09592296.2018.1491444 . S2CID   158564785 .
  • Уорн, Уильям Э. (1956). Миссия мира: пункт 4 в Иране . Боббс-Меррилл. ОСЛК   680901641 .
  • Дойл, Джордж А. (1951). Программа «Четвертый пункт»: ее место в истории международных инвестиций и анализ экономики Бразилии и Венесуэлы (Диссертация). OCLC   1160178691 . ПроКвест   2130169565 .

Первоисточники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 56a99cabddba1a3c04d5f45b52232a4b__1706027700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/4b/56a99cabddba1a3c04d5f45b52232a4b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Point Four Program - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)