Программа «Пункт четыре»
Экономика развития |
---|
Экономика по регионам |
Теории экономического роста |
Поля и подполя |
Списки |
Программа «Пункт четыре» — это программа технической помощи « развивающимся странам », объявленная президентом США Гарри С. Трумэном в его инаугурационной речи 20 января 1949 года. Свое название она получила из-за того, что это была четвертая внешнеполитическая цель, упомянутая в речь.
Фон
[ редактировать ]К 1947 году Соединенные Штаты оказались в состоянии холодной войны против СССР . Под руководством помощников Белого дома Кларка Клиффорда и Джорджа Элси , а также чиновника Госдепартамента Бена Харди администрация Трумэна выдвинула идею программы технической помощи как средства завоевания «сердец и умов» развивающегося мира после стран из Ближний Восток, Латинская Америка, Азия и Африка жаловались на акцент на европейскую помощь со стороны США. [ 1 ]
Делясь американскими ноу-хау в различных областях, особенно в сельском хозяйстве, промышленности и здравоохранении, официальные лица могли бы помочь странам « третьего мира » – то есть тем, которые не связаны ни с НАТО , ни с Советским Союзом – на пути развития, повысить уровень жизни и показать что демократия и капитализм могут обеспечить благосостояние личности. В своей инаугурационной речи 20 января 1949 года президент Трумэн сформулировал четвертую цель своей внешней политики следующим образом:
«Мы должны приступить к реализации новой смелой программы, направленной на то, чтобы использовать преимущества наших научных достижений и промышленного прогресса для улучшения и роста слаборазвитых территорий. Более половины населения мира живет в условиях, близких к нищете. Их питание недостаточно. Они жертвы болезней. Их экономическая жизнь примитивна и застойна. Их бедность является препятствием и угрозой как для них самих, так и для более благополучных регионов. Впервые в истории человечество обладает знаниями и навыками, позволяющими облегчить страдания этих людей. Соединенные Штаты занимают лидирующие позиции среди стран в развитии промышленных и научных технологий. Материальные ресурсы, которые мы можем позволить себе использовать для помощи другим народам, ограничены. Но наши неисчислимые ресурсы технических знаний постоянно растут и неисчерпаемы». [ 2 ]
Трумэн отрицал, что это была колониальная затея с целью доминирования над другими странами. Скорее, он настаивал: «Старому империализму — эксплуатации ради иностранной прибыли — нет места в наших планах. Мы представляем себе программу развития, основанную на концепциях демократической честности. Все страны, включая нашу собственную, получат огромную выгоду». из конструктивной программы по лучшему использованию мировых человеческих и природных ресурсов». [ 3 ]
Это был призыв не к экономической помощи (по плану Маршалла) , а к США, чтобы они поделились своими «ноу-хау» и помогли странам развиваться с помощью технической помощи. Была двухпартийная поддержка во главе с конгрессменом-республиканцем Кристианом А. Гертером из Массачусетса. [ 4 ]
«Пункт четыре» был первой глобальной программой помощи иностранным государствам США, однако в некоторой степени она черпала вдохновение из действовавшего во время войны Управления координатора по межамериканским делам (OCIAA), которое оказывало техническую помощь странам Латинской Америки. Нельсон Рокфеллер , администратор OCIAA, решительно поддержал создание Четвертого пункта на слушаниях в Конгрессе. [ 5 ]
По словам госсекретаря США Дина Ачесона , это была инициатива тогдашнего юрисконсульта президента Кларка Клиффорда , который предложил президенту Трумэну инициировать помощь на всемирной основе и включить этот вопрос в свою инаугурационную речь. [ 6 ] Согласно Роберта Шлезингера книге «Призраки Белого дома» , эту концепцию первым придумал директор по связям с общественностью Бенджамин Х. Харди. После того, как это предложение было практически затеряно в туманных миазмах бюрократии Госдепартамента, Харди решил довести эту идею до сведения помощника Трумэна Джорджа Элси. Элси и Клиффорд продолжили провозглашать абстракцию в политике. В конце концов Харди покинул Государственный департамент и стал директором по информационным технологиям нового Управления технического сотрудничества. [ 7 ] [ 8 ]
Выполнение
[ редактировать ]Для реализации программы 9 февраля 1949 года в Госдепартаменте был создан новый комитет, известный как Группа технической помощи, под председательством Сэмюэля Хейса. Программа была одобрена Конгрессом 5 июня 1950 года в Законе об иностранной экономической помощи, который выделил на программу бюджет в размере 25 миллионов долларов на 1950/51 финансовый год. [ 9 ] Описывая новую программу, Трумэн отметил, что «Коммунистическая пропаганда утверждает, что свободные нации неспособны обеспечить достойный уровень жизни миллионам людей в слаборазвитых районах Земли. Программа «Четвертый пункт» будет одной из наших основных программ». способы продемонстрировать полную ложность этого обвинения». [ 10 ]
После одобрения Конгресса 27 октября 1950 года в рамках Государственного департамента было создано Управление технического сотрудничества (TCA) для реализации программы «Пункт четыре», и OCIAA вошло в состав новой организации. [ 11 ] Генри Дж. Беннетт был первым администратором TCA с 1950 по 1951 год. [ 12 ]
Программа осуществлялась со странами, правительства которых заключили двусторонние соглашения с правительством США относительно помощи в рамках программы, и TCA учредило полевые миссии в этих странах, которые работали над улучшением сельскохозяйственного производства и распространяли технические ноу-хау по улучшению экономики в общий. Первым правительством, сделавшим это, было правительство Ирана 19 октября 1950 года. [ 13 ]
Программа «Пункт четыре» отличалась от других программ тем, что она не ограничивалась каким-либо конкретным регионом; оно было распространено на такие страны, как Пакистан, Израиль и Иордания. [ 14 ] Американский университет Бейрута (АУБ) также получил финансирование от программы Point Four для расширения своей деятельности. [ 15 ]
Среди первых стран, получивших обширную техническую помощь, была Индия. С 1950 по 1951 год в Индии были построены плантации пенициллина, увеличилось количество школ и медицинских исследовательских центров, а также было построено плотину. Помимо экономической помощи, Индия также согласилась сохранить демократическое правительство. Официальные лица США надеялись, что это помешает Индии сформировать союзы с Советским Союзом и Китаем. [ 16 ]
Президент-республиканец Дуайт Д. Эйзенхауэр отказался от названия «Пункт четыре», назвав его просто «программой технической помощи», и реорганизовал TCA в Управление иностранных операций; его преемниками являются Управление международного сотрудничества и нынешнее Агентство международного развития . [ 17 ]
Наследие программы
[ редактировать ]Программа «Пункт четыре» была первым планом США, направленным на улучшение социальных, экономических и политических условий в «слаборазвитых» странах. Это ознаменовало продвижение политики международного развития в центр внешней политики США. [ 16 ]
Несмотря на то, что программа была разработана для подъема наций, ее наследие носило личный интерес, поскольку Америка увеличила импорт стратегического сырья, не облегчив существенного облегчения лишений стран-партнеров. [ 1 ] Послевоенный климат и растущая угроза коммунизма наряду с отсутствием инвестиций со стороны Конгресса и американских бизнесменов привели к провалу программы «Пункт четыре». [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Патерсон, Томас Г. (1972). «Иностранная помощь в секрете: программа «Пункт четыре». Исторический журнал Висконсина . 56 (2): 119–126. JSTOR 4634774 .
- ↑ Текст речи в бюллетене Государственного департамента , 30 января 1949 г., стр. 123
- ^ Трумэн, Гарри. «Инаугурационная речь Трумэна, 20 января 1949 года» . Библиотека и музей Гарри С. Трумэна . Проверено 15 октября 2015 г.
- ^ Лемелен, Бернар (2001). «Международный республиканец во время угасания двухпартийности: конгрессмен Кристиан А. Гертер из Массачусетса и программа «Четвертый пункт», 1949–1950». Исторический журнал Новой Англии . 58 (1): 61–90.
- ^ КАРЛАЙЛ БЕЙЕР, РОБЕРТ (1950). «ПУНКТ ЧЕТВЕРТАЯ И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА» . Ежеквартальный журнал закона Майами . 4 (4): 472.
Нельсон Рокфеллер, в равной степени придерживающийся латиноамериканских взглядов, много раз повторил идею, высказанную здесь в его показаниях: «На этом фоне [мировой экономической взаимозависимости] я не думаю, что можно сказать, что техническое сотрудничество с другими страны, будь то в здравоохранении, или в сельском хозяйстве, или в образовании, могут быть какими угодно, но только не здоровыми и необходимыми...»
- ^ Ачесон, Дин (1969). Присутствуйте при сотворении: Мои годы в Госдепартаменте . Нью-Йорк: WW Нортон . п. 265. ИСБН 978-0-393-30412-1 .
- ^ Шлезингер, Роберт (2008). Призраки Белого дома: президенты и их спичрайтеры . Нью-Йорк: Саймон и Шустер . стр. 60–63. ISBN 978-0-7432-9169-9 .
- ^ "Библиотека Трумэна - Документы Бенджамина Х. Харди". Библиотека и музей Гарри С. Трумэна . Веб. http://www.trumanlibrary.org/hstpaper/hardybh.htm
- ^ "Программа четвертого пункта", Энциклопедия знаний Гролье, том 15, (1991), ISBN 0-7172-5300-7 . [ нужна страница ]
- ^ «Тексты приказов Трумэна о реализации плана пункта 4; Фонд ЗАЯВЛЕНИЯ уже отложил ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРИКАЗ» . Нью-Йорк Таймс . 9 сентября 1950 года. ПроКвест 111540762 .
- ^ Эрб, Клод К. (июль 1985 г.). «Прелюдия к пункту четвертому: Институт межамериканских дел». Дипломатическая история . 9 (3): 249–269. дои : 10.1111/j.1467-7709.1985.tb00535.x .
- ^ «Биографический очерк» . Библиотека и музей Гарри С. Трумэна . Проверено 15 октября 2015 г.
- ^ Шеннон, Мэтью К. (2017). Теряя сердца и умы: американо-иранские отношения и международное образование во время холодной войны . Корнелл, УП. п. 1801. ISBN 978-1-5017-1234-0 .
- ^ Робинс, Филип (2004). История Иордании . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-59895-8 .
- ^ Минтти, Синтия, Рами Зурайк и Мунир Мабсут. «За стенами: Американский университет Бейрута привлекает свои сообщества». В книге «На пути к арабскому пространству высшего образования: международные проблемы и социальная ответственность: материалы Арабской региональной конференции по высшему образованию», Каир, 31 мая, 1–2 июня 2009 г. , 603–19. Каир, Египет, 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Масекура, Стивен (май 2013 г.). «Программа «Пункт четыре» и политика международного развития США». Политология ежеквартально . 128 (1): 127–160. дои : 10.1002/polq.12000 . JSTOR 23563372 .
- ^ Хинман, Э. Гарольд (1966). Мировая ликвидация инфекционных заболеваний . КК Томас.
- ^ Патерсон, Томас Г. (1988). Встреча с коммунистической угрозой: Трумэн Рейгану . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-504533-8 . OCLC 62325745 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бозе, Тарун К. (январь 1965 г.). «Программа «Пункт четыре: критическое исследование». Международные исследования . 7 (1): 66–97. дои : 10.1177/002088176500700103 . S2CID 153610906 .
- Лемелен, Бернар (2001). «Международный республиканец во время угасания двухпартийности: конгрессмен Кристиан А. Гертер из Массачусетса и программа «Четвертый пункт», 1949–1950». Исторический журнал Новой Англии . 58 (1): 61–90.
- Масекура, Стивен (май 2013 г.). «Программа «Пункт четыре» и политика международного развития США». Политология ежеквартально . 128 (1): 127–160. дои : 10.1002/polq.12000 . JSTOR 23563372 .
- МакВети, Аманда Кей (июнь 2008 г.). «Достигая прогресса: четвертый пункт в Эфиопии». Дипломатическая история . 32 (3): 371–403. дои : 10.1111/j.1467-7709.2008.00698.x .
- Патерсон, Томас Г. (1972). «Иностранная помощь в секрете: программа «Пункт четыре». Исторический журнал Висконсина . 56 (2): 119–126. JSTOR 4634774 .
- Перселл, Кэрролл (1999). «Мотыга или трактор? Соответствующие технологии и американская техническая помощь после Второй мировой войны». Икона . 5 : 90–99. JSTOR 23786078 .
- Робертсон, Томас (2019). « «Линия фронта холодной войны»: программы развития США и «Четвертый пункт» в Непале, 1950–1953». Исследования по истории и обществу Непала . 24 (1): 41–71.
- Шивели, Джейкоб (3 июля 2018 г.). « Добрых дел недостаточно»: пункт четвертый в Иране, 1949–1953». Дипломатия и государственное управление . 29 (3): 413–431. дои : 10.1080/09592296.2018.1491444 . S2CID 158564785 .
- Уорн, Уильям Э. (1956). Миссия мира: пункт 4 в Иране . Боббс-Меррилл. ОСЛК 680901641 .
- Дойл, Джордж А. (1951). Программа «Четвертый пункт»: ее место в истории международных инвестиций и анализ экономики Бразилии и Венесуэлы (Диссертация). OCLC 1160178691 . ПроКвест 2130169565 .
Первоисточники
[ редактировать ]- Бингхэм, Джонатан Б. (1954). Дипломатия без рукавов: пункт 4 в действии . Компания Дж. Дэй. OCLC 584139653 .
- Международные отношения США, 1949 , вып. I, стр. 757–788 (дипломатические документы по программе); стр. 846–874; стр. 1641–1665.
- Канбур, Рави (ноябрь 2003 г.). «Экономика международной помощи». Рабочие документы школы Дайсона . hdl : 1813/58018 . & Канбур, Рави (2006). «Экономика международной помощи». Приложения . Справочник по экономике дарения, альтруизма и взаимности. Том. 2. стр. 1559–1588. дои : 10.1016/S1574-0714(06)02026-4 . ISBN 978-0-444-52145-3 .
- Программа «Четвертый пункт» . Его публикация 3347. Серия «Экономическое сотрудничество», 23. Правительство США. Распечатать. Выключенный. 1949. HDL : 2027/umn.31951p010925273 . OCLC 1278970 .
- Путеводитель по статьям по программам пункта четыре , Библиотека Трумэна